Технология проблемно-диалогического обучения
материал по теме

Садикова Елен Анатольевна

Технология проблемно-диалогического обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_problemno-dialogicheskogo_obucheniya.doc123 КБ

Предварительный просмотр:

Технология проблемно-диалогического обучения позволяет

учащимся

самостоятельно открывать знания.

Проблемно-диалогическое обучение -тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалогана уроке.

Изучение нового материала имеет 2 этапа: 1) постановка

учебной проблемы (этап формулирования темы урока или вопроса для исследования) и 2) поиск решения ( этап формулирования нового знания).

Побуждающий диалог (от проблемной ситуации)

Прием 1 Проблемная ситуация создается одновременным предъявлением классу противоречивых фактов, теорий, мнений.

Прием 2. Проблемная ситуация со столкновением мнений учениковкласса создается вопросом или практическим заданием на новый материал.

Прием 3. Проблемная ситуация с противоречием между житейским (т.е. ограниченным или ошибочным) представлением учеников и научным фактом создается в два шага: 1) выявление мнения учеников (вопрос, задание на ошибку) и 2)сообщением, экспериментом, расчетами или наглядностью предъявляет научный факт. Прием 4 Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя; создается практическим заданием, не сходным с предыдущим.

Подводящий к теме диалог

(сис-ма вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока

учениками)

Сообщение темы с мотивирующим приемом Учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»).

Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог представляет собой сочетание специальных вопросов, стимулирующих учеников выдвигать и проверять гипотезы. Важно учитывать:!) для выдвижения и проверки гипотез школьникам, как правило, необходим определенный материал;2) количество решающих гипотез может варьировать: либо одна, либо несколько;3) порядок выдвижения гипотез может быть либо последовательным, либо одновременным.

Проблемно-диалогические методы обучения универсальны, т.е. реализуются на любом предметном содержании и любой образовательной ступени.

Возрастная специфика

Побуждающий от проблемной ситуации диалог. Возрастная специфика данного метода проявляется в возможности корректировать его структуру («сворачивать» диалог) по мере творческого развития учащихся.

Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог. Возрастная специфика данного метода состоит прежде всего в том, что учащимся младших классов для выдвижения гипотез практически всегда необходим определенный материал, а старшие школьники в ряде случаев могут выдвигать гипотезы на основе ранее усвоенных знаний.

Приемы создания проблемной ситуации и формы обучения

фронтальная, групповая, индивидуальная (заранее подготовленные ученики)

вопрос

практическоезадание

фронтальная, парная (у доски), парная (за партой),

групповая, индивидуальная (у доски)

фронтальная, индивидуальная (у доски)

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Средства обучения - это вспомогательные инструменты деятельности учителя и ученика. Они бывают идеальными и материальными.К идеальным средствам обычно относят слово учителя и опорные сигналы. Материальные средства обучения более разнообразны. Их принято делить на следующие группы: 1) учебники и учебные пособия; 2) наглядные средства; 3) технические средства; 4) лабораторное оборудование; 5) средства Интернета (электронная почта, мультимедиа).

Опорные сигналы -

наглядно образная форма выражения знания. К разновидностям опорного сигнала относятся: символ, схема, таблица, опорные слова.

Методы постановки проблемы и фиксация темы урока

учебная проблема существует в двух формах: вопрос дляисследования и тема урока. Вопрос для исследования может быть обозначен символом(знаком вопроса), а тему принято записывать развернутой формулировкой.

Если учебная проблема возникла в форме вопроса,сразу после поиска решения требуется: 1) вернуться к вопросу, чтобы,используя новое знание, ответить на него и убрать с доски символ;2) дать ученикам задание сформулировать тему урока, а затем зафиксировать ее на доске.

Методы поиска решения и фиксация опорного сигнала

Учебники традиционной системы предлагают содержание в готовом виде, а в учебниках развивающей системы уже заложены определенные проблемно-диалогические методы обучения.

Наглядные и технические средства обучения

Наглядные и технические средства обучения применяютдля предъявления ученикам материала для восприятия. При проблемно-диалогических методах на его основе разворачивается диалог,обеспечивающий постановку и решение проблемы учениками. Притрадиционных методах этот материал используется как дополнениеили замена сообщения учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Технология проблемно-диалогического обучения" "

Презентация будет полезна для занятий в школе молодого учителя. Она раскрывает основную суть данной технологии по УМК "Школа-2100"...

Технология проблемно-диалогического обучения в обучении иностранным языкам.

В последние годы активно стали разрабатываться новые подходы к обучению школьников. Одним из таких подходов является технология проблемно-диалогического обучения....

Индивидуальный план самообразования Монгуш М.А.: Технология проблемно-диалогического обучения на уроках русского языка и литературы как средство формирования личностного развития обучающихся и повышения качества их обученности

Актуальность данной  технологии  обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего  обучения , она позволяет заменить  урок  объяснения нового материала ...