Обобщение опыта
материал по теме

Обобщение опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_belyaeva_e.v._maou_licey_no5.doc269 КБ

Предварительный просмотр:

Беляева Елена Викторовна

Управление образования и науки администрации

 Губкинского городского округа

Использование тестовых технологий как средство обучения лексико- грамматическим навыкам чтения и аудирования

Автор опыта:

Беляева Елена Викторовна,

учитель английского   языка

МАОУ «Лицей №5»

Губкин  2012                                                                           

                                                                   

Содержание

1. Информация об опыте…………………………………………………….3

2. Технология опыта…………………………………………………………8

3. Результативность опыта …………………………………………………13

4. Библиографический список……………………………………………...16

5. Приложения……………………………………………………………….17

  1. Информация об опыте

Тема опыта: «Использование тестовых технологий как средство обучения учащихся лексико- грамматическим навыкам чтения и аудирования».   Роль лексико- грамматического навыка в обучении английскому языку крайне важна, так как, научив школьников читать, говорить, слушать, писать на иностранном языке, школа одновременно обеспечивает им непосредственный доступ к иным национальным культурам и тем самым к мировой культуре. Все вышеперечисленные умения не могут быть сформированы без лексико- грамматического навыка. Лексика и грамматика имеют первостепенное практическое значение, поскольку с их помощью обеспечивается формирование умений всех видов речевой деятельности. Не владея  лексико- грамматическими навыками, невозможно адекватное восприятие и понимание иноязычных  высказываний, письменного сообщения и, таким образом, затрудняется общение с носителем другой культуры.  Также очень важным является то, что итоговая школьная аттестация, а именно  Единый Государственный Экзамен, проводится в форме тестов, к которым, безусловно учащихся необходимо готовить.

Именно осмысление и применение тестовых технологий в новой учебной, социально-культурной ситуации  дают возможность говорить о них  как о новых педагогических технологиях, которые  позволяют эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения, развивать их творчество и самостоятельность в получении необходимых знаний, достичь высокой эффективности обучения иноязычной речевой деятельности, способствуют формированию всесторонней личности школьника.

Это новое направление в изучении иностранного языка современные программы для общеобразовательных учреждений включили в контекст жизнедеятельности школьников.

Педагогический стаж учителя  28 лет, из них – 24 года работы в МАОУ «Лицей №5». Научно – методическая тема лицея: ««Профильное обучение как средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса учитывать интересы, склонности и способности обучающихся» и соответственно генеральная цель обучения в школе – дифференциальный и индивидуальный подход в обучении с использованием компьютерных технологий – необходимое условие для формирования и развития интереса, творчества, склонностей, способности  и самостоятельности учащегося к изучению предметов определяют выбор темы педагогического опыта: «Использование тестовых технологий как средство обучения учащихся  лексико - грамматическим навыкам чтения и аудирования».   
Условия возникновения, становления опыта.

В МАОУ «Лицей №5» учитель работает с 1987 года.  Школа расположена в центре города, где проживает и работает большинство представителей интеллигенции и служащих: врачи, учителя, социальные работники, представители культуры. Муниципальное  общеобразовательное учреждение «Лицей №5» занимает ведущие позиции среди общеобразовательных учреждений города и имеет достаточно высокий рейтинг у населения. Около школы находятся: гимназия № 6, учебно-производственный комбинат, городская библиотека, ДК «Форум», административные учреждения. В районе школы действуют  дошкольные учреждения. В лицее обучаются учащиеся из всех микрорайонов города. В 2011 -2012 учебном году в лицее обучается 522 учащихся. Качество знаний в лицее- 67%,  что говорит о достаточно высоком образовательном уровне обучающихся. Однако 2 класса, в которых работает учитель,  не соответствуют данной тенденции.

Уровень образования основного населения микрорайона достаточно высок.    Социально – политические и экономические преобразования во всех сферах жизни россиян привели к существенным изменениям в области образования. Изменился и статус иностранного языка как школьного предмета. Расширение международных связей, вхождение нашего государства в мировое сообщество сделало иностранный язык реально востребованным государством, обществом и каждым человеком в отдельности. Иностранный язык стал в полной мере осознаваться как средство общения, взаимного понимания и взаимодействия людей, способ приобщения к иной национальной культуре и как важное орудие для развития интеллектуальных способностей школьников, их общеобразовательного потенциала.

Участие в разнообразных международных программах, возможность детей учиться за границей предполагают не только высокий уровень владения иностранным языком, но и определенные особенности личности: коммуникабельность, отсутствие языкового барьера, знание норм международного этикета, широкий кругозор, умение, что называется, “подать” себя. Как правило, при выполнении различных тестов при поступлении в высшее учебное заведение или участии в конкурсах и олимпиадах, на ЕГЭ, устанавливается строгий лимит времени выполнения каждого задания, что требует особый вид подготовки. Для достижения всех перечисленных целей, безусловно, эффективную помощь мне оказывает использование тестовых и компьютерных технологий и ресурсов Интернет в обучении английскому языку.

Обучение языкам и культуре иноязычного общения в нашем городе, по мнению учителя, сопряжено с рядом трудностей, так как большинство  обучаемых не вступают в реальную межкультурную коммуникацию, то есть отсутствует возможность общения с носителем англоговорящей культуры. Создаваемые в рамках учебного процесса языковые и культурные ситуации не могут быть приравнены к межкультурным явлениям, так как порождаются носителями одной и той же культуры. Процесс обучения языку и культуре весьма сложен, а иностранный язык относится к числу трудных для усвоения предметов: некоторые школьники с трудом преодолевают языковой барьер из боязни допустить ошибки или быть не понятым собеседником. Учитель уверена ( и это подтверждается опытом  её работы по обучению английскому языку, начиная с младших школьников ), что использование тестовых технологий на уроках и во внеурочной деятельности даёт возможность преодолеть многие трудности в формировании  и развитии лексико- грамматической компетенции учащихся с любым уровнем подготовки.

Актуальность опыта

Актуальность опыта заключается в необходимости создания условий для достижения комплексной коммуникативной цели, направленной на овладение в определенных пределах устной речью, чтением, аудированием и письмом, то есть овладение общением на языке. Новые задачи, стоящие перед учителем иностранного языка, делают предметом внимания и творческого поиска коммуникативную направленность урока. Актуальность опыта заключается в создании системы  для формирования лексико- грамматических навыков  , в которую в качестве необходимого звена включается контроль, объективно обусловленный логикой процесса управления учебной деятельностью учащихся. Формирование навыков рассматривается   как формирование пошаговых действий с единицами языка. Процессуальный контроль невозможен, если в системе обучающих упражнений отсутствуют промежуточные проверочные задания, использующиеся в определенной последовательности и помогающие проверить ход обучения частным действиям, составляющим навык. Анализ различных исследований показывает, что таких тестов крайне мало, особенно направленных на овладение ориентировочной основой действий. В таких условиях овладение грамматическим явлением превращается в стихийный процесс со всеми вытекающими негативными последствиями. Именно поэтому важно организовать обучающую деятельность таким образом, чтобы оперативно учитывать сведения о качестве поэтапного процесса становления навыка. Педагог сам подбирает материал, структурирует этапы введения, тренировки, контроля учебного материала, а также виды и объем тестовых заданий. Педагог конструирует схему урока, учитывая личностно- дифференцированный подход при определении времени, степени сложности задания. Для этого и необходимы контролирующие задания (тесты).  

 Тестовые технологии позволяют эффективно использовать их в системе образования с целью обучения, воспитания, развития коммуникативных навыков учащихся, дают возможность как ребёнку, так и учителю    самостоятельного поиска нужной информации и  организации тренировочной и контролирующей деятельности.                                

Роль теста в практическом образовании учащихся многообразна:

  1. работая в системе тренинга,  ученик может выполнять задание до тех пор, пока оно не будет правильным, то есть доводит его до автоматизма;
  2. дает возможность учащемуся самому осознать реальный уровень сформированности навыков по тестируемой теме, выявляет типичные ошибки;
  1. тестирование не занимает много времени и позволяет охватить              большой объем учебного материала;
  2.  оценивание результатов   осуществляется быстро, таким  образом ускоряется учебный процесс;
  3. ведет к уменьшению усталости тестируемого, что благотворно влияет на здоровье обучающихся.

Деятельность учащихся и учителя связана с противоречиями в развитии мыслительной  деятельности ребят. Так, в данном случае, по мере деятельности направленной на управление успешностью обучения учащихся, учитель сталкивается с общими противоречиями:

-сегодняшней  жизнью школьников и необходимостью его  подготовки к  взрослой жизни;

-стремлением  личности к  творчеству, оригинальности  самовыражения и недостаточным объемом лексико – грамматических умений и навыков;                          

-необходимостью  все  время  увеличивать объем  информации, включаемой  в  образование, и возможностью  ее  усвоения;

-ориентацией  нового  содержания образования  на  развитие  учебной компетенции  учащихся  и  традиционными  методами, формами  обучения, ориентированными на  передачу  готовых  знаний.

Применение тестовых технологий разрешает эти противоречия.

Развитие практических навыков овладения иноязычными знаниями целесообразно осуществлять в процессе формирования у учащихся опыта учебной деятельности во всех ее компонентах. Каждый учитель свободен в выборе пути для развития познавательной активности своих учеников. Одним из путей формирования и развития речевой компетенции учащихся на уроках английского языка, их творческих отношений между учителем и учащимся является использование тестовых, компьютерных технологий.

Использование компьютерных технологий в обучении иностранным языкам в значительной мере изменило подходы к разработке учебных материалов по этой дисциплине.  Так, возможности учитывать уровни языковой подготовки обучаемых и разрабатывать задания различной степени сложности в рамках одной программы служат  хорошей основой для реализации принципа индивидуализации и дифференцированного подхода в обучении. При этом обеспечивается соблюдение принципа посильной трудности и доступности заданий, учитывается индивидуальный темп работы каждого обучаемого.  

Ведущая идея

        Ведущей педагогической идеей опыта является идея учения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания, подлинном интересе. Поддержанию интереса к иностранному языку, повышению эффективности урока и активизации учащихся помогают тестовые задания, позволяющие выявить уровень достижения  в   определенном   виде   деятельности; определить трудности в  овладении  тем  или  иным видом деятельности и возможных способов их преодоления. Кроме того, тестовый контроль объективен и исключает случайность результата.       

Таким образом, построение обучения на основе тестовых технологий делает процесс овладения иностранной речью интересным, развивающим, познавательным, воспитывающим.

Основной педагогический идеей данного опыта является педагогика использования тестовых  технологий, которая ставит личность школьника в центр всей образовательной системы и помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, даёт возможность  развитию   лексико - грамматической компетенции учащихся с любым уровнем подготовки, развивает самостоятельность в познании английского языка.   Ведущие положения этих технологий также использую в воспитательной и внеклассной работе.

Длительность работы над опытом

Работа по данной теме велась на протяжении пяти лет, в течение которой использовались фрагменты различных методик педагогов-новаторов для повышения интереса учащихся к изучению английского языка.

Диапазон опыта

В настоящее время многие учителя  практически озадачены проблемой пассивного приобретения знаний и недостаточным владением речевой компетенцией учащимися, механического заучивания языкового материала, неумением преодолевать трудности и, вообще, отсутствием интереса к учебе. Это связано с тем, что деятельность учеников как в школе на уроке, так и во внеурочное время  носит чаще всего репродуктивный характер. Поэтому решение данной проблемы учитель видит в систематическом включении школьников в практическую, самостоятельную, исследовательскую деятельность как на отдельных этапах в  разработанной системе уроков, так и во внеклассной работе. 

Теоретической базой наработанного опыта явились идеи педагогов-новаторов - Е.И. Пассова,  Г. Г. Китайгородской,  Е. С. Полат, которые говорят, что задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие  методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свои навыки, свою самостоятельность.  Использование на уроках английского языка и во внеурочной деятельности элементов теории  поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, технологии проблемного  обучения  (Е.И.Пассов,  И.Я.Лернер. , М.И.Скаткин) ,  также являются основой данного опыта. В методическом плане учитель применяет элементы технологии  Л.В.Занкова  (развивающие технологии),  технологию  коммуникативного  обучения иноязычной культуре (Е.И.Пассов),  здоровье- сберегающие технологии,  игровые технологии, информационно-коммуникационные технологии и передовой педагогический опыт ведущих учителей города, области и страны. 

Применение на практике современных тестовых и компьютерных  технологий обучения способствует формированию и развитию речевой компетенции учащихся, творческой активности как учащихся, так и учителя.

Стабильность опыта подтверждается тем, что обучающиеся могут применять полученные знания в любой ситуации. В личностном развитии учащихся использование уроков с применением тестовых технологий  способствует  развитию познавательной деятельности и логического мышления, что играет огромную роль в развитии современного общества.

Новизна и практическая значимость опыта заключается:

- в инициировании субъектного опыта учения;

- в развитии индивидуальности каждого ребенка.  .

 Работа по данной технологии подтверждает возможность организовать вариативную  образовательную среду на уроке, на котором бы каждый ребенок мог «найти свое место»; уйти от однообразия, монотонности, скуки за счет предоставления ребенку максимального выбора форм и способов проработки  учебного материала; включение  ребенка в урок как равноправного партнера учителя; оптимизировать процесс обучения, сделать его более эффективным за счет  использования субъектного опыта школьника.

Результативность опыта. Учащиеся  лицея на городских, областных  и Всероссийских олимпиадах занимают призовые места, являются победителями и призёрами городских конкурсов по английскому языку, показывают высокие результаты  при сдаче ЕГЭ. Более 60% выпускников учатся в высших учебных заведениях, где необходимо знание  английского языка и общение  на нём.                                                                                                                                                                

Доступность   опыта заключается в том, что он может быть успешно использован учителями  иностранного языка  в школах города.

Своеобразие концепции. Педагог считает, что опыт её работы можно определить как продуктивно – поисковый.

По уровню применения: общепедагогический.

По философской основе: приспосабливающий.

По основному фактору развития: социогенный + психогенный.

По концепции усвоения: ассоциативно – рефлекторный

По ориентации  на личностные структуры: информационный + операционный (ЗУН + СУД), контроль.

По характеру содержания: пригодный для любого содержания.

По типу управления познавательной деятельности: компьютерный

По организационным формам: индивидуальный + коллективный.

По подходу к ребенку: сотрудничество.

По преобладающему методу: информационный + операционный (ЗУН + СУД), диалогический + программированное обучение).

По направлению модернизации: эффективность организации и управления.

По категории обучаемых: все категории

Пути реализации концепции видятся в том что:

- в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;

- оптимальное сочетание индивидуальной и коллективной работы;

- приспособление теста к индивидуальным особенностям ребенка;

- партнерский характер обучения.

-учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью;

-учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной и прочностью.

Опыт работы учителя показал, что, используя тестовые технологии в преподавании английского языка, у учащихся возникает желание познать новое, активизируется их личная познавательная деятельность.

II. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

         Технологическая сторона опыта «Использование тестовых технологий как средство обучения учащихся лексико- грамматическим навыкам чтения и аудирования»  предполагает постановку следующей цели: 

         - дать ВУЗам хорошо подготовленных абитуриентов, обладающих теоретическими и практическими знаниями для успешного усвоения специальной профессиональной подготовки на основе приобретенных ЗУН и усвоения способов самостоятельной деятельности;

Способствует созданию на уроках английского языка условий для развития познавательных творческих способностей личности и решения следующих задач: 

1) обеспечить прочное и осознанное усвоение учебного материала;

2) сформировать познавательную самостоятельность ученика и развивать его творческие способности;

3) стимулировать  развитие мыслительной культуры учащихся.

Тестовые технологии в настоящее время являются неотъемлемой частью образовательного процесса. Разнообразные тесты, предлагаемые учебными пособиями и  компьютерными программами, а также интернетом, позволяют изменять и обогащать содержание образования. Использование теста позволяет сделать любой урок увлекательным, продуктивным и по-настоящему современным.  Поэтому  учитель использует тест на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. При этом для ребенка он выполняет различные функции: обучающую, тренировочную, контролирующую.

Описание средств достижения цели

Идеология и технология развивающего обучения служат для учителя не только основанием для выбора методов обучения и воспитания, но во многом определяют содержание образования при преподавании английского языка.

В основе применяемых элементов тестовых технологий лежит  теория, основанная на том, что организация внешней деятельности школьников, способствующая переходу внешних действий в умственные, является основой рационального управления процессом  усвоения  знаний,  умений,  навыков. Формирование умственных действий проходит по следующим этапам:

  1. создание мотивации обучаемого;
  2. определение ориентировочной основы действия;
  3. выполнение реальных действий с комментированием, то есть проговариванием совершаемых действий;
  4. действие сопровождается проговариванием «про себя»;
  5. полный отказ от речевого сопровождения действия, формирование умственного действия в свернутом виде.

Исходя из этого, содержание деятельности включает:

  1. тщательное прогнозирование, проектирование и планирование каждого урока;
  2. построение уроков на основе личностной ориентации педагогического процесса, поиска и развития задатков, способностей, заложенных природой в каждом индивидууме, используя дидактические принципы и правила;
  3. использование педагогики отношений как главной мотивационной базы обучения;
  4. проведение мониторинга и конструирование индивидуальных программ развития личности;
  5. обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений;
  6. формирование у учащихся научного мировоззрения, взглядов и убеждений, необходимых современному человеку.  Поэтому при проведении уроков наиболее приемлемым в своей деятельности педагог  считает соблюдение следующих принципов:
  7.  “от простого к сложному”: постепенного усложнения используемых элементов тестовых технологий;
  8.  учета возрастных особенностей детей, тщательный отбор учебного материала;
  9. индивидуализации и дифференциации обучения.

Для реализации коммуникативного подхода к развитию умений и навыков иноязычной речи учитель использует различные формы и методы:        использует тест, как один из наиболее эффективных средств тренировки и контроля. Для этого она сама составляет тесты,  используя для этого банк данных ФИПИ,  пособия и учебники, входящие в УМК учебников Кузовлева В.П., Биболетовой М.З.

Тесты в учебнике  учитель использует как самооценочные  перед контрольным тестированием по окончании каждого раздела.  Такую проверку учитель считает необходимой, поскольку она  позволяет осуществлять обратную связь, обеспечивающую управление учебным процессом, и способствует тем самым его эффективности.  

      Уже в начальных классах она проводит проверочные тесты, охватывающие грамматический материал и лексику пройденного раздела, охватывающие все виды речевой деятельности. В тестах есть задания, контролирующие навыки правописания, фонематический слух, навыки управления слов в предложении,  коммуникативные умения.

    Методика работы с тестами включает три этапа:

  1. подготовка выполнения задания;
  2. выполнение задания;
  3. подведение итогов.

        Например, в 4 классе по теме «Семья» учитель проводит тест на знание лексики. (Приложение 3. 1) Введение  временных форм глагола предполагает использование грамматического теста. ( Приложении 3. 2) В 5 классе  по теме « Дом»  ученики выполняют тест по аудированию.  (Приложение 3. 3)

        В VII- XI классах учащиеся   читают тексты страноведческого характера. Изученная лексика проверяется при тестовом контроле  по чтению. (Приложении 3. 4) Работа с тестом строится так:  

                  I этап – это фронтальный контроль посредством письменного выполнения заданий теста.

                  II этап – это предъявление ключа, проверка работ учащихся с последующим выставлением оценок. Оценка соответствует количеству правильных ответов.

                  III этап – высказывание 2-3 учеников в форме микромонолога ( с опорой или без опоры)

Систематическое использование тестов по чтению стимулирует самостоятельную работу школьников дома  и во время урока, усиливает интеллектуальную загруженность урока, способствует развития умения сжато излагать  основные факты, предъявленные в тексте.

         Тест в учебном процессе можно совершенно обоснованно применять и в функции подготовительного упражнения, при его использование может быть очень перспективным с точки зрения организации более качественной и полноценной тренировки для каждого учащегося. Несомненно, тест не должен вытеснить другие, хорошо зарекомендовавшие себя языковые  подготовительные упражнения, но целесообразно дополнить их тестами в учебном процессе, особенно если учесть, что тест может быть предложен для групповой и индивидуальной работы, как в классе, так и дома. Правильность его выполнения может быть проверена учащимися самостоятельно, по ключу.     Тест служит подготовительным этапом к сдаче ЕГЭ. Кроме того учитель широко использует компьютерные презентации, направленные на  закрепление и активизацию лексического и грамматического материала по теме, который отрабатывается и закрепляется на последующих этапах урока.  Преимущества  очевидны: наглядность, возможность многократного использования. Для индивидуальной и групповой работы учитель применяет   электронные учебники (“Профессор Хиггинс”), CD-диски, входящие в комплекты УМК “Enjoy English”  а также компьютерные программы- тренажеры по грамматике и лексике Романовой Л.И.,  компьютерную программу Ю.Б. Голицинского  «Грамматика английского языка» 2010г. Учитель применяет в работе материалы сети Интернет, в частности. Использует видеофильм «Window on Britain” с последующим выполнением лексических, грамматических заданий на основе просмотренного материала.  

Приемы, используемые для реализации коммуникативного подхода к развитию умений и навыков иноязычной речи, включают в себя   предъявление информации в различных формах; формирование у учеников общих и специальных знаний и умений по предмету; контроль, оценка и коррекция результатов обучения; организация индивидуального и группового обучения; управление процессом обучения  использование языковых тестов (печатных изданий,  дисков СD, интернетресурсов). 

Организация учебно-воспитательного процесса

При планировании урока учитель думает о том, каково будет развивающее воздействие данного урока: пробудит ли он у ребят познавательный интерес,   вызовет ли желание достичь более высоких успехов в изучении предмета, как повлияет урок на формирование их мировоззренческой позиции и совершенствование культуры умственной деятельности. Кроме того, учитель ставит воспитательную цель и подбирает материал,  который может  пробудить у ребят доброту, толерантное отношение к людям разных культур.  Воспитательные показатели воздействуют на качество учебных, а результативность и тех и других обусловлена интеллектуальным фоном и эмоциональной насыщенностью урока, систематической внеклассной работой по предмету.

Информационные ресурсы, активно используемые в тестовой технологии,   в настоящее время являются неотъемлемой частью образовательного процесса. Богатейшие возможности представления информации на компьютере позволяют изменять и обогащать содержание образования. Использование компьютера позволяет сделать любой урок привлекательным и по-настоящему современным, поэтому он применяется на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков со 2-го по 11-й класс. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды.

В качестве примера рассмотрим работу в Урок в 3-м классе по теме: «Мой  друг»(  I четверть, урок 12).(Приложение 2)

         Учащиеся старших классов, в силу своих возрастных особенностей, обладают чертами, которые позволяют целенаправленно развивать у них теоретическое мышление (высокий уровень обобщения и абстракции, стремление к установлению причинно – следственных связей и других закономерностей между предметами и явлениями, критичность мышления, способность аргументировать свои суждения и т.п.), а также навыки самостоятельной работы.  Например: в 9 классе, при изучении темы «Путешествие», используются элементы компьютерной программы Ю.Б. Голицинского  «Грамматика английского языка» 2010, содержащей тесты по разделам грамматики,  которые помогают реализовать деятельностно- ценностный подход к образованию и формирование ученической интеллектуальной самостоятельности. Согласно технологии тестирования, сами знания и умения учеников, полученные с помощью тестовых компьютерных технологий, являются результатом их деятельности по решению поставленных перед ними задач. Так на уроке по теме «Семья и друзья. Временные формы глагола.» перед учениками ставится задача: с помощью теоретических знаний, полученных из грамматического справочника, презентаций грамматического материала, выполнить предложенные тесты с возрастающим уровнем сложности: тесты на выявление соответствия, выбор правильного ответа из множества предложенных, заполнить пропуски в предложении, записав соответствующую форму глагола.  

Незаменимую помощь  учителю оказывают тестовые и компьютерные технологии  в подготовке и проведении занятий во внеурочной работе по предмету: занятия детей в НОУ лицея «Эврика» отделение «Лингва», кружковая работа в 1-х классах,  проведение праздников, фестивалей на английском языке, участие ребят в школьных, городских мероприятиях (конкурсах, олимпиадах), участие во Всероссийских олимпиадах по английскому языку, подготовке к ГИА и ЕГЭ.

За время работы по теме «Использование тестовых технологий как средство обучения учащихся лексико- грамматическим навыкам чтения и аудирования»   учитель полностью убедилась, что систематическое применение тестовых технологий в процессе преподавания английского языка, использование ПК на уроках приводит к целому ряду положительных моментов: 

    А) Тестирование  в  обучении  иностранным языкам проводится  для  выявления  

  1. уровня достижения  в   определенном   виде   деятельности;
  2. способностей   к определенному виду деятельности;
  3. трудностей в  овладении  тем  или  иным видом деятельности и возможных способов их преодоления;
  4. итоговые  тесты  предназначены для  того, чтобы  объективно  подтвердить достигнутый  учащимися  уровень  обученности; тематический  тест   призван способствовать улучшению самого учебного процесса;
  5. результаты проверки тестов служат самооценкой работы   учителя, что позволяет ему внести  необходимые  коррективы  в процесс обучения и тем самым предупредить повторение ошибок  школьников.  

Б) Повышается производительность урока.

В) Появляется возможность формирования и развития самостоятельной и аналитической работы учащихся.

Г)  Изменяется у учащихся отношение к персональному компьютеру  как к дорогой, увлекательной игрушке. Ребята начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в прикладной области.

При работе над данной темой, опираясь на практическую педагогическую деятельность, педагог пришла к следующему выводу:

           - источником формирования и развития речевой компетенции учащихся, их творческого развития как личности является активная познавательная, самостоятельная мыслительная деятельность, которую надо формировать и развивать.

Для достижения данной цели необходимо:

- видоизменять формы проведения урока, учебные задания и виды деятельности учеников с учетом поставленных перед уроком творчески-развивающих задач;

- применять систему познавательно-развивающих заданий. тестов, которые помогают увлечь и заинтересовать весь класс в целом и каждого ученика в отдельности.

У учащихся появляется возможность работать индивидуально и совместно,  решать разнообразные проблемы, проявляя свои коммуникативные умения, сохраняя соревновательный дух обучения.

III. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Результативность опыта учителя заключается в повышении эффективности обучения английскому  языку учащихся лицея, их самостоятельной деятельности для достижения высокого результата.   Так  Тутова Ксения- III место в городской олимпиаде по английскому языку (2009год), Горенко Иван – победитель (I место) Всероссийской открытой заочной олимпиады по английскому языку «British Bulldog» (2010год), Гундаков  Евгений  – победитель (I место) Всероссийской открытой заочной олимпиады по английскому языку «British Bulldog» (2010год), Глущенко Анастасия- победитель (I место) Всероссийской открытой заочной олимпиады по английскому языку «British Bulldog» (2012год), Тутова Ксения- лауреат Всероссийской заочной олимпиады по английскому языку- 253 балла, чья работа особенно отмечена жюри.   Учитель награждена Дипломом Всероссийского Центра Развития Одарённости за подготовку призёра Всероссийского «Молодёжного чемпионата по английскому языку (2011год).  В 2009-2010 учебном году Малыхина Ирина сдавала ЕГЭ по английскому языку и показала результат  на уровне среднеобластного, получив 42 балла. Сейчас она - студент факультета романно- германской филологии  Воронежского ГУ.

 

МОНИТОРИНГ  КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ПО КЛАССАМ

       

МОНИТОРИНГ  КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

2008 – 2009 уч. год

2009 – 2010 уч.год

2010 – 2011 уч.год

74%

75%

75%

Эффективность применения тестовых и компьютерных технологий подтверждается на проведённых учителем открытых уроках  и внеклассных мероприятиях: открытое занятие НОУ «Лингва» для руководителей НОУ города (2009год), открытые занятия кружка по английскому языку для городского семинара руководителей дошкольных учреждений (2012год).   Все мероприятия и уроки основаны на применении тестовых и компьютерных технологий. Она выступала с сообщениями  на МО учителей английского языка лицея по теме «Использование тестовых технологий как средство обучения лексико- грамматическим навыкам чтения и аудирования». Учитель выступала с сообщением и презентацией на муниципальном МО учителей английского  языка по теме: « Создание условий для самореализации обучающихся в исследовательской деятельности в условиях внедрения ФГОС второго поколения» (2011 г).  

          Продолжая усовершенствовать систему своей работы, учитель изучает все методические новинки, педагогические технологии, материалы СМИ и передовой педагогический опыт ведущих учителей города, области, страны . Учитель выступала на Региональных педагогических чтениях по теме: «Инновации и качество образования. Из опыта работы в начальной школе»(г.Белгород,2009 год).  Учитель являлась участником научно- практической интернет- конференции( с международным участием) «Интеллектуальный и инновационный потенциал поколений в развитии местных территориальных сообществ» 2012, а также в III Всероссийской      научно- практической  конференции «Интерактивные и мультимедийные средства в предметном обучении» 2011 г.                                                                                                 

          Своим опытом работы по данной теме делится также на страницах     муниципальных  печатных изданий:   сборник материалов VI  Рождественских образовательных чтений(г.Губкин,2011 год). Учитель принимала участие в составлении учебного пособия для 1-х классов (2010 год).

Учитель осуществляет работу с одаренными детьми. Ее ученики являются участниками V и VI научно- практической конференции учащихся «Первые шаги» и их работы опубликованы в сборнике докладов. Манукова Елена- призер (II место) Муниципального конкурса исследовательских работ « Первые шаги» 2012 год.

         Преимущества применения тестовых технологий на уроках понятны. Помимо собственных  знаний  учителя по предмету и  благодаря её методам  работы  ученики приобретают навыки работы с тестовыми заданиями, в частности,  с контрольно- измерительными материалами  для подготовки к ЕГЭ, ГИА, и легко ориентируются в тестовых заданиях с целью формирования и развития своей речевой компетенции, активизируя самостоятельность в получении нужных знаний по английскому языку.

Библиографический список

1.  Бим, И.Л. Методическое письмо «О преподавании иностранного языка в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» / И.Л. Бим, В.В.Сафонова, А.В. Щепилова // Иностранные языки в школе. - 2004. - №5. – C. 2-12.

 2. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е.И. Пассов. - М.: Просвещение, 1991. – 223 с. 9.

3.  Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К.Селевко. – М.: Народное образование, 2001. – 168с.

4.  Петрова, Л.П. Использование компьютеров на уроках иностранного языка - потребность времени / Л.П. Петрова // Иностранные языки в школе – 2005. - №5. – С. 34 - 56

5.  Поташник, М.М. Требования к современному уроку / М.М.Поташник - М.: Центр педагогического образования, 2007. - 268 с.

6. Антропова, А.И. Педагогические технологии в медиаобразовании при обучении иностранному языку/ А.И. Антропова // Иностранные языки в школе. - 2006. - №7. – C. 62-64

        7. Денисова, Л.Г., Симкин В.Н. Об итоговом контроле обученности иностранным языкам // Иностранные языки в школе. - №2 1995. - С.38-41

       8. Королева О.Л., Пыстина Н.В. Использование тестирования в старших классах. // Контроль в  обучении  иностранным  языкам  в  средней школе: Кн. для учителя: Из опыта работы / Ред.-сост. В.А. Слободчиков. - М.: Просвещение, 2003. С – 24 - 41

      9.  Поляков О.Г., Бим  И.Л. Рекомендации по подготовке и

 использованию итогового теста за базовый курс обучения

 иностранному языку // Иностранные языки в школе - №3 2004г.  – С.28 - 3 

     10. Бубнова Г.И. Компетентностный подход: методические основы составления контрольно-измерительных материалов// Иностранные языки в школе №10 2010 г. – С. 64-66

     11. Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. Особенности итоговой оценки достижения планируемых результатов по английскому языку в начальной школе// Иностранные языки в школе № 5. 2010– С.6 -9

     12. Догадин Н.Б. «Подготовка обучающе- тренировочных тестов»// Иностранные языки в школе № 8 2005г. – С. 25 -27

Интернет-ресурсы

http://www.1september.ru

http://www.schoolenglish.ru

Энциклопедия Wikipedia [Электронный  ресурс]. – Режим доступа: http // www.wikipedia.org, свободный. – Загл. с экрана.

Приложения

Приложение 1  Урок-путешествие во 2Б классе. «Любимые сказочные герои».   Открытый урок на школьном семинаре. С. 18-20

 Приложение 2 Урок в 3 классе «Мой лучший друг» (фрагмент).  С.21- 22            

Приложение 3   Тесты на уроках          С. 23-24                                                                          

Приложение 4 Занятие в клубе «Эврика» по английскому языку  во 2- 3 классах. С. 25- 28  

Приложение 5 Доклад на научно- практической  конференции Интеллектуальный инновационный потенциал поколений в развитии местных территориальных сообществ. С 29- 32

 

 

Приложение 1

Открытый урок во 2Б классе.

Тема урока: «Любимые сказочные герои». Урок-путешествие.

Задачи:

Учебная: Учить описанию сказочных персонажей.

Учить запрашивать информацию о качествах человека, животного, используя Is he/ she/ it…?

Развивающая : Развивать навыки учащихся в устной речи.

Развивать навыки аудирования.

Практиковать учащихся в чтении и орфографии по теме «Закрытый тип слога».

Воспитательная: Развивать навыки работы в группах, воспитывать коллективизм.

Оборудование: Карта Англии, красные кружки для обозначения на карте,  картинки (3 женщины, Винни- Пух, Карабас-Барабас, Карлсон, Мальвина, Буратино), карточки со значками схем предложений, на доске – транскрипция,  домик с пропущенными буквами, наборы карточек со словами для парной работы, цветные мелки, магниты, пригласительное письмо с адресом и текстом.

Ход урока:

        1.Организационный момент; задачи урока.

Good morning, children.

Sit down, please.

Сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы совершим путешествие в страну, чей язык мы изучаем. Какую страну?- (Англию) и познакомимся с героями сказок этой страны.

 А полетим мы на самолёте. Sit still! Sit straight. Our flight is beginning.

        2. Фонетическая зарядка.

У нашего самолёта заработали двигатели:

сначала тихо [з] [з] [з]

потом громче [ dз] [dз] [dз]

Самолёт отрывается от земли

Спокойно, чётко работают двигатели.

А провожаюшие мамы и папы услышали[r] [r] [r].                                .

        3.Навыки аудирования.

Вот мы уже приземляемся в столице Англии городе (Лондоне)

Вот незадача. В холле аэропорта стоят сразу трое встречающих школьников из России.( Указывает на картинки трех женщин. На одной из них надета синяя шляпа.) Какая же наша?

A good idea! We have received as invitation letter with the description of our guide.(Учитель читает письмо)

Dear friends! I’m Mrs. Smith. I’ll meet you in the airport in London. I’m  pretty. I’m not tall. I’m not fat. I’m slim and trendy. I have a blue hat on my head.

Ученики называют картинку с верным  изображением и комментируют свой выбор.

        4. Обучение декламировать стихи.

Наша следующая остановка- город Poems. На какое русское слово похоже это название? Дело в том, что все дети в этом городе умеют выразительно рассказывать стихи. Нам надо срочно  вспомнить одно из них.

«A cat with a hat».

А саt went to town to buy a hat.

What? A cat with a hat? A hat for a cat?

Who ever saw a cat with a hat?

 Учитель произносит каждую строчку стихотворения, а ученики повторяют вслед за ним. Затем несколько учеников самостоятельно рассказывают данное стихотворение.

Учитель предлагает поменять два ключевых слова на frog- dog, после чего сильный ученик декламирует новый вариант стихотворения.

        5.  Развитие навыков устной речи. 

Наш новый город Fairy tales. (указывает на карте).

А знаете ли вы, кто живёт в этом городе? В нём живут сказочные герои. Представляет известные сказочные персонажи (коллаж из картинок) Они приглашают в гости героев из других сказок. Давайте их опишем!

Устные ответы детей

              6. Обучение запрашивать информацию о качествах человека, животного.     Наша новая остановка называется Guess

А вот и наш английский сказочный герой!

Но он хочет с нами поиграть.

Давайте расспросим о нем, чтобы догадаться кто он. Is he fat? Is he clean? Is he brown? Is he a bear? Дети догадываются, что это Винни Пух.

        7.Физкультминутка.

Hands up, Hands down.

 Hands on hips. Sit down.

Stand up. Hands to the sides.

 Bend left. Bend right.

 One, two, three. Hop.

One, two, three. Stop.

        8. Практиковать учащихся в чтении.

 Наш новый город Read me.

Проверка домашнего задания.

Чтение упр.6, с. 57

             

 9. Практика учащихся в орфографии по теме «Закрытый тип слога».

  А этот город называется Write me. Давайте запишем, какие слова живут в домике. Опираясь на картинки, иллюстрирующие слова (поросенок), ученики вставляют недостающие буквы (pig).

i

        10. Практика грамматических навыков чтения. Развитие навыков работы в группах.

Назад мы с вами поедем в поезде, в купе по 4.

Ученики объединяются в группы.

Каждая группа получает набор слов. Их нужно сложить в предложение.

rabbit, big, and, fat, his, is.- His rabbit is big and fat.

Учитель проходит по рядам, проверяет правильность выполнения задания.

Каждая группа читает своё предложение

        11. Подведение итогов.

        12. Выставление оценок.

        13. Домашнее задание Упр. 4, с. 58.

Приложение 2

Учитель называет тему и цель урока. Тема: «Мой лучший друг». Цель урока: научиться  рассказывать о друге, используя изученную лексику и грамматический материал (3л.ед.ч. в Present Simple), тренировать лексические и грамматические навыки. ). На данном уроке используется  диск образовательных компьютерных технологоий 2009 года «Enjoy English-3» (Enjoy Listening and Playing) к учебнику М.З.Биболетовой «Английский язык» для 3 класса. Учащимся предлагается задание по аудированию.    Ученики читают задания упр.1, урок 12, смотрят на картинки и характеризуют персонажей, используя известную лексику при помощи структуры с глаголом- связкой  упр. 2(2).

Tim is sad.

Tom is funny.

Tricky is merry.

Таким образом, они повторяют лексику и грамматику, готовятся воспринимать текст. Затем они слушают рассказ диктора и выбирают правильный вариант из трех предложенных. (тестовые задания на выбор ответа из 3-х предложенных).

В качестве фонетической зарядки ученикам предлагаются слова со звуками [θ], [ð], которые  после тренировки нужно расположить по столбикам с соответствующим  звуком. Данное задание, активизирующее фонетический  слух учащихся, проводится в компьютерной игре при помощи компьютерной программы для тренировки грамматических навыков по употреблению личных  местоимений и Present Simple учитель предлагает ученикам тесты в виде дидактического (раздаточного) материала.

         Найди соответствие:                                                          

Выбери правильный вариант:

Tim                                           she                      Tim                              can                   cakes.

I and Tom                                 he                        I and Tom                    is                    friends.

Tricky, Tom and Tim               we                       Tricky, Tom and Tim  are                 sing well.

Alice                                         they                     Alice                            like                slim and sad.

The hat                                      it                         The hat                         likes               funny.            

При помощи компьютера на экране появляется правильный ответ, ученики осуществляют взаимоконтроль.

       

Найди соответствие:                             Выбери правильный вариант:

Tim                                          she                           Tim is slim and sad.                

I and Tom                               he                              I and Tom are friends.

Tricky, Tom and Tim             we                             Alice likes cakes.

Alice                                         they                                 Tricky, Tom and Tim  

                        can sing well.      

The hat                                    it                               The hat is funny.                        

 

На основе  повторенного лексического и грамматического материала ученики составляют рассказ о друге по плану упр. 2, с.22.

  Контроль за качеством изученного материала осуществляется с помощью заданий в данных разделах.

Приложение 3.1

Family

Father

Granny

Mother

Sister

Grandpa

Brother

    №

  1. She is thirty seven. She is young. She is tall. She is a doctor. She works in the hospital.
  2. She is sixty. She is old. She is tall. She is a pensioner. She doesn’t work.
  3. He is thirty nine. He is young. He is tall. He is an engineer. He works in the factory.
  4. He is sixty five. He is old. He is tall. He is a pensioner. She doesn’t work.
  5. She is seven. She is young. She is my friend. She is a good pupil. She studies at school.
  6. He is three. He is little. He likes to play with his toys. He is not a pupil. He is at home.

Приложение 3.2

I    1)I ___ a book now.

  1. am reading  b)read  c) read  d) will read

2)The boy ___ every day

  1. watches TV  b) will watch TV  c) watched TV  d)is watching TV

3)They ___ football yesterday.

  a) play   b) played  c) is playing  d) will play

4) We ___ a test tomorrow.

  a) write   b) will write  c) are writing  d) wrote

II     1) I __ a pupil.

  1. am  b) is  c) are

2) She ___ at school.

a) work   b) works

3)They ___ football player.

a)am  b) is  c) are

   4) We ____ football every day.

   a) play   b) plays

Приложение 3.3

My day.

    I ____ at 6 o’clock in the morning. Then I go to the bathroom and ___ hands, face and  ___ teeth. I ___  at 7 o’clock. I ___  and go to school.

    At 8 o’clock our lessons start. I have 4 or 5 lessons every day. I ___  at 10 o’clock. I ___  home at 2 o’clock. Then I ____ . I ___ my mother about the house. I ___  with my friends.

   In the evening I ___  my homework. I ___  books, ____  or play chess. I ___  at 9 o’clock.

(get up, read, dress, go to bed, have lunch, have dinner, clean, watch TV, wash, come, go, do, help)

 

Приложение 4

Занятие в клубе «Эврика» по английскому языку  во 2- 3 классах.

          Тема: Исследование стихотворных  образцов английской и русской детской литературы. 

(план-конспект занятия секции «Лингво»

НОУ «Эврика» 29.10.2009 г.)

Беляева Е.В.

учитель английского языка

первой квалификационной категории

          Цели:  Воспитывать у учащихся любовь к предмету; прививать познавательные навыки  посредством сопоставления классических произведений детской литературы.

          Задачи: Учить понимать иноязычную речь на слух; развивать навыки аудирования у учащихся.

                      Развивать внимание, память учащихся.

                      Популяризовать изучение английского языка через английскую литературу.

          Оборудование:  Детские книжки на английском и русском языках ( С.Я.Маршак, К.И.Чуковский), иллюстрации к книжкам,  музыкальное сопровождение, медиапроектор ( текст стихов на экране).

 

                                            Ход мероприятия:  

 I. Начало.

1 ученик: -Я хочу играть. Давай в прятки.  

2 ученик: По- английски это - ”Hide and seek.”  

Считалка

 Hickory  Dickory  Dock.

 History dickory dock,

The mouse ran up the clock.

The clock struck one,

The mouse ran down,

Hickory  dickory  dock.

1 ученик : Я тоже знаю считалку.

Вышли мыши как-то раз

Посмотреть который час

Раз два три четыре

Мыши дёрнули за гири.

Вдруг раздался  страшный звон,

Побежали мыши вон.

2 ученик: В моем стихотворении есть  mouse и  clock. 

1 ученик: А в моем – гири часов, за которые дернули мыши.

2 ученик: The clock struck one; ran up- подбежали, ran down – убежали.

1 ученик: Получается, это одно и то же стихотворение.

 

 II. Рассказ о С. Я. Маршаке-переводчике.  

Вы совершенно правы. Это  стихотворение, как и многие другие, созданы  английским народом. В давние времена их рассказывали мамы и бабушки своим детям и внукам, а те в свою очередь своим. Так эти стихотворения переходили из поколения в поколение, а затем их стали печатать в книгах. А мы, и взрослые и дети, знаем их благодаря нашему замечательному поэту Самуилу Яковлевичу Маршаку. Он перевел многие английские стихи для детей на русский язык.

  Наверняка вы знаете многие из них.

Ученик 3: Traveller.

Pussy-cat, pussy-cat

Where have you been?

I’ve been to London

To look at the Queen.

 Pussy-cat, pussy-cat

What did you there?

I frightened a little mouse

Under her chair.

Ученик 4:  А теперь послушайте русский перевод.

   В гостях у королевы.

Где ты была сегодня, киска?

У королевы у английской.

Что ты видала при дворе?

Видала мышку на ковре.

 

Ученик 5:  Humply-Dumty.

Humply-Dumty sat on a wall.

Humply-Dumty had a great fall;

All the  King’s horses and all the King’s men

Couldn’t put Humpty together again.

Ученик 6: Шалтай-болтай.

Шалтай-болтай сидел на стене.

Шалтай-болтай свалился во сне.

Вся королевская конница,

Вся королевская рать,

Не может Шалтая,

Не может Болтая,

Шалтая – Болтая,

Болтая – Шалтая,

Шалтая - Болтая собрать.

 

III. Задание для зрителей.

Ученик 1: А теперь задание: прослушайте стихотворение и скажите, какая детская песня спряталась в его строчках.

   

 Ученик 11:  What are little boys made of made of? 

  What are little boys made of, made of?

  What are little boys made of?

  Frogs and snails

  And puppy-dogs’ tails

  That’s what little boys are made of.

What are little girls made of, made of?

What are little girls made of?

Sugar and spice

And all things nice

That’s what little girls are made of.

Ученик 12:  Мальчики и девочки.

Из чего только сделаны мальчики?

Из чего только сделаны мальчики?

Из колючек, ракушек и зелёных лягушек-

Вот из чего только сделаны мальчики.

 

Из чего только сделаны девочки?

Из чего только сделаны девочки?

Из конфет и пирожных

И сладостей всевозможных-

Вот из чего только сделаны девочки.

Дети отгадывают песню. Все участники вечера выходят и вместе с залом исполняют. « Из чего же, из чего же, из чего же, сделаны наши мальчишки».

IV. Подведение итогов.

С.Я.Маршак в духе великого Пушкина привнес в нашу речь богатства иноязычной поэзии, особенно английской. И делал это столь искусно и совершенно, что у нас не возникает мысли, что может быть иная  версия. А мы неизменно восхищаемся и выражаем признательность нашему замечательному мастеру.

Приложение 5

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Беляева Е. В.,  

учитель английского языка, МАОУ «Лицей № 5»

г. Губкин Белгородской области

 Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Пути повышения эффективности обучения   разрабатывается на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью. Многие основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения.    Интерактивная деятельность на уроках английского языка предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач: ситуативный диалог, взгляд на проблему- за и против, мини- сочинение и другие.   В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.  

Современное образование должно быть направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации.  Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка.  Учитель не сможет построить свою работу на уроке, не зная психологических особенностей учеников. Поэтому использую дифференцированный подход при подборе материалов для тренировки, контроля уровня  обученности учащихся.

При изучении иностранных языков наиболее значимые результаты даёт метод проектов. Он позволяет создать на уроке творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный познавательный процесс на основе методики сотрудничества. Методика проектного обучения широко используется в нашей школе для обобщений знаний и умений по изученной теме. Нужно четко определить, зачем выполняется тот или иной проект, чему могут научиться школьники, что именно должен делать каждый участник работы (и ученики, и руководитель), чтобы достичь собственных целей, поставленных в самом начале работы над проектом.  

   Говоря о современных педагогических технологиях, нельзя не сказать и о компьютерных.  Как вспомогательные средства обучения иностранному языку, компьютерные программы имеют свои преимущества. Они позволяют осуществлять индивидуальный подход к учащимся. Для реализации коммуникативного подхода к развитию умений и навыков иноязычной речи я использую различные тесты как один из наиболее эффективных средств тренировки и контроля. Тест служит подготовительным этапом к сдаче ЕГЭ.  Я применяю компьютерные технологии. Сих помощью также удается  осуществлять контроль навыков, использовать компьютерные презентации, направленные на  закрепление и активизацию лексического и грамматического материала по теме, который отрабатывается и закрепляется на последующих этапах урока.  Преимущества  очевидны: наглядность, возможность многократного использования. Для индивидуальной и групповой работы  применяю, программы- тренажеры, видеофильмы.

 Среди проблем, теоретически и экспериментально решаемых методикой иностранных языков, коммуникативная компетенция и способы ее достижения является одной из наиболее актуальных.   Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка (ролевые игры, дискуссии, творческие проекты и др.). Не менее важной является задача приобщения школьников к культурным ценностям народа- носителя языка. В этих целях большое значение имеет использование аутентичных материалов (рисунков, текстов, звукозаписей и т.п.). Знакомство с жизнью англоязычных стран происходит в основном через текст и иллюстрации к нему.

 Особенно важно дать учащимся наглядное представление о жизни, традициях, языковых реалиях англоговорящих стран. Этой цели могут служить учебные видеопрограммы, использование которых способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики. Более того, использование видеозаписей на уроках способствует индивидуализации обучения и развитию мотивированности речевой деятельности обучаемых.   Использование компьютерных технологий в обучении иностранным языкам в значительной мере изменило подходы к разработке учебных материалов по этой дисциплине.  Так, возможности учитывать уровни языковой подготовки обучаемых и разрабатывать задания различной степени сложности в рамках одной программы служат  хорошей основой для реализации принципа индивидуализации и дифференцированного подхода в обучении. При этом обеспечивается соблюдение принципа посильной трудности и доступности заданий, учитывается индивидуальный темп работы каждого обучаемого. Этот процесс приобретает интерактивный характер благодаря возможности двусторонней связи, диалога с компьютером, когда обучаемый и компьютер могут задавать друг другу вопросы, получать на них ответы, когда компьютер может давать корректирующие подсказки и к нему можно обратиться за помощью.  Вместе с тем, обеспеченность программ разного рода ключами дает возможность обучаемым осуществлять также и самоконтроль.   Существующие сегодня CD-ROM-диски позволяют выводить информацию в виде текста, звука и видеоизображения. Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельные действия каждого ученика. При обучении аудированию, каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь, при обучении говорению каждый ученик может произносить фразы на иностранном языке в микрофон, при обучении грамматических явлений - каждый ученик может выполнять грамматические упражнения, добиваясь правильных ответов и т.д.

   Я использую на уроках такие компьютерные программы, как   "Bridge to English", "Professor Higgins", "English for communication”  и другие. Практически к каждому разделу учебника можно подобрать материал одной из названных программ и использовать её фрагмент на уроке, как вспомогательное средство при введении нового лексического или грамматического материала, отработке произношения, при обучении диалогической речи, чтения и письма, а так же, при тестировании. Учащиеся работают с компьютерными программами не весь урок, а только часть его, примерно 10-15 минут. На уроках английского языка с помощью компьютера можно решать целый ряд задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка. У учащихся появилось чувство удовлетворения от проделанной работы, уверенность в своих силах. Новые информационные технологии формируют и развивают мотивацию учеников.

Таким образом, использование современных педагогических технологий является эффективным: создаёт комфортные  условия  для проведения процесса обучения, способствует повышению информационной культуры школьников, расширяет их языковую и социокультурную компетенции, изменяет в положительную сторону мотивы изучения английского языка.

Литература:

  1. Коптюг Н.М. “Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся”. Иностранные языки в школе, 2003, № 3.
  2. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? // Методист, №1, 2004. ср. 42.
  3. Полат Е.С. "Интернет на уроках иностранного языка" Иностранные языки в школе" № 2, 3 2001 г.
  4. Питюков В.Ю. Что такое педагогическая технология. Воспитание школьников – М., 1995.
  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
  6. Ткачев В.О. Применение компьютерных технологий на уроках английского языка – АЯШ 3(11)/ 2005. – с. 64.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта педагога.

Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы....

обобщение опыта работы"Развитие творческих способностей на уроках физики"

обощение опыта по теме "Развитие творческих способностей на уроках физики". Приведены работы детей, которые можно использовать на уроках....

Обобщение опыта

Обобщение опыта работы учителя музыки Корякиной Н. А. по теме: «Развитие эстетического восприятия и познавательной деятельности учащихся на уроках музыки» Идея опыта:Обеспечение успешного развития тв...

Обобщение опыта работы по теме "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка"

Представлен опыт работы по применению метода интеллект-карт на разных типах и формах уроков русского языка: изучение нового материала закрепление материала обобщение материала  написание до...

Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».

 Свой опыт  я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же  полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...

Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"

В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...