Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка
методическая разработка по теме

Сообщение на тему "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorove.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

МОУ «ЛИЦЕЙ №7»

Сообщение на тему:

«Применение здоровьесберегающих технологий

на уроках английского языка»

Из опыта работы

учителя английского языка

Беряневой Н.А.

САРАНСК 2011

Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Если измерить все мои заботы и тревоги о детях в течение первых четырех лет обучения, то добрая половина их — о здоровье.

 В.А.Сухомлинский

 Здоровье — самая большая драгоценность, которая у нас есть. Действительно, здоровье — это не только отсутствие болезни, а физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой и самим собой. Сейчас уделяется большое внимание вопросу сохранения психологического здоровья школьников.

           Обучение — самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на школьников (более 70% времени учащиеся проводят в стенах общеобразовательного учреждения). Время совпадает с периодом роста и развития ребенка, когда организм наиболее чувствителен к воздействию окружающей среды. Педагогические исследования последних лет показывают, что за период обучения детей в школе у многих состояние здоровья ухудшается в 4-5 раз. Отмечается рост распространенности функциональных отклонений, хронических заболеваний, нарушений физического развития. Почти у 70% детей выявляются хронические заболевания. Показатели состояния здоровья учащихся ухудшаются в процессе обучений в школе от младших школьников к старшим.

В настоящее время менее 5 % учащихся младших классов могут считаться абсолютно здоровыми. В старших классах их численность уменьшается до 3%. Педиатры, изучая состояния здоровья школьников, обнаружили чрезвычайно высокую распространенность нарушения осанки, близорукости, невротических  расстройств, склонность к частым простудным заболеваниям. Перечисленные заболевания получили названия «школьных болезней». Несмотря на существенные преобразования материальной базы современных школ, «школьные болезни» продолжают сохранять массовый характер.  Это обуславливает необходимость в формировании особой, щадящей среды, где учитываются все трудности учащихся в процессе обучения и предлагается квалифицированная педагогическая поддержка.

У каждого предмета своя специфика. Школьный курс английского языка имеет практическую направленность. С первых уроков дети учатся общаться на английском языке. При этом они должны усвоить большой объем нового материала (лексические единицы, грамматические формы), приобрести произносительные навыки. На своих уроках английского языка я применяю элементы  здоровьесберегающих технологий.

Позвольте поделиться своим скромным опытом работы. Прежде всего, я стараюсь учитывать физиологические и психологические особенности детей и предусматривать такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость. Стремлюсь к тому, чтобы урок проходил непринужденно, а мой тон был бодрым и дружелюбным, создавалась бы приятная, располагающая к занятиям обстановка. В урок включаю зарядки-релаксации. По времени это занимает 3-5 минут.

Цель релаксации — снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, танцы, заинтересованность чем- либо необычным, новым. Но при ее проведении я ставлю перед учениками цель запомнить языковой материал. Здесь срабатывает механическая память.

ЗАРЯДКА

На начальном этапе обучения английскому языку включаю в урок зарядку с использованием различного вида движений, песен, танцев. Эта форма релаксации основана на том, что мышечное движение служит торможению умственной деятельности учащихся, а музыка и слово, выступая в единстве, воздействуют на чувство и сознание детей. Вот некоторые примеры такой зарядки.

          1)      Clap, clap, clap your hands.

        Clap your hands together.

        Stamp, stamp, stamp your feet

        Stamp your feet together.

2)       Hands up, hands down,

        Hands on hips, sit down.

        Hands up. To the sides.

        Bend left, bend right.

        One, two, three, hop,

        One, two, three, stop!

        Stand still!

          Такие музыкальные физкультминутки выполняют с удовольствием не только малыши, но и учащиеся старших классов. 

Кратковременные серии физических упражнений, используемых в основном для активного отдыха на уроке.

Имитативные  — учащиеся произносят за учителем текст, повторяя в точности его жесты и движения.

 Ритмические — короткие стихи, декламация которых сопровождается движениями.

Танцевальные — проводятся под музыку. Музыкальное сопровождение физкультминуток делает их  насыщеннее и интереснее, повышает эмоциональное состояние учащихся. Правильно подобранная музыка  способствует эстетическому воспитанию, воспитывает ритм и культуру движений.

          Не стоит бояться, что если дети подвигались и пошумели, то потом будет трудно вернуть урок в рабочее русло. Совсем наоборот: сбросив напряжение, дети будут готовы серьезно потрудиться дальше.

Конечно, вы не предложите зарядку ученикам старших классов. Но и здесь можно найти выход. В середине урока можно спланировать задания, которые выполняются в специально созданных «рабочих» зонах. Это могут быть просто столы без стульев, или дополнительные доски, или прикрепленные к стене листы ватмана. Главное  —  дать ученикам возможность встать и подвигаться.

ИГРА

Несомненно, в процессе обучения английскому языку большое значение имеет игра, как одна из важнейших форм релаксации. Игра — дверь в душу ребенка. В игре ребенок раскрывается, т.е. проявляет самостоятельность, решительность, сообразительность, получает признание сверстников, глубже понимает окружающий мир, значение слов, проявляет все свои лучшие качества. Я применяю игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции, легкость и удовольствие. Но имеется в виду не игра на личное и командное первенство, не конкурсы, требующие мобилизации умственных сил, а игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции, легкость и удовольствие.

Игра- пантомима:

            При изучении алфавита: изобразить букву (нарисовать букву в воздухе головой или в паре с партнером).

            Ученик(и) у доски выполняет(ют) это задание, а другие учащиеся отгадывают букву алфавита.

 - При изучении темы ‘’My pet’’ изобразить животное движением, мимикой, голосом, жестами.

 - При изучении темы ‘’ My day’’ изобразить действия, которые выполняются обычно в течение дня.

     Подобные игры используются как способ развития координации рук и ног, других частей тела, пространственно-временных ориентировок, вызывают положительные эмоции на уроках.

Старшеклассникам  по душе игра-проект (Project),где они пишут проекты, защищают их, учатся  тем самым отстаивать свою точку зрения с одной стороны и совершенствуя английскую речь с другой. Этот вид деятельности делает их жизнерадостными, оптимистичными, уверенными в себе.

Несколько слов хочется сказать о драматизации (acting out) как о виде релаксации на уроке английского языке. Я считаю, что драматизация способствует развитию навыков общения на английском языке, расширяет кругозор детей, вырабатывает спонтанную речь. Начинаю с простейшего «Знакомство».

 

ПЕСНЯ

Ещё одна из форм релаксации на уроке – это песня. Она даёт возможность учащимся не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических, грамматических навыков. Различных песен в УМК много, но целесообразно для отдыха выбирать задорные, веселые, шуточные.

Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя.

          Безусловно, нельзя превратить каждый урок, от начала до конца, в урок-праздник, урок-соревнование. Многое требует серьезного труда, спокойной академической обстановки, вдумчивой интеллектуальной работы. Да и вечный праздник надоедает так же быстро, как и серые будни. Во всём нужно руководствоваться чувством меры. Тем не менее, если ваши уроки будут построены таким образом, что учащиеся будут всегда ожидать чего-то нового и интересного; если эмоциональная атмосфера на ваших уроках будет атмосферой доброжелательства и сотрудничества; если ваши ученики будут иметь возможность развивать и проявлять не только свои знания, но и творческие способности, — безусловно, и учить, и учиться будет легко и радостно, что, непременно положительно скажется на психофизическом здоровье ваших учеников.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Здоровье подрастающего поколения – это прежде всего процесс сохранения и развития психических и физических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности в школе и дома. Проблема здоро...

"Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"

Выступление на тему: "Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка"...

Один из способов применения здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка.

Я предлагаю статью из личного опыта об одном из способов применения здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка....

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Доклад включает в себя введение; требования к уроку английского языка в условиях здоровьесберегающей технологии; виды и примеры  релаксации на уроках; заключение; приложения (примеры физкультмину...

Выступление на тему "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка".

Выступление на педагогическом совете школы по теме "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"....

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка

Сохранение здоровья школьников зависит от целого комплекса факторов, изучив и скорректировав которые, можно уменьшить физические и психологические нагрузки учащегося и тем самым сохранить его здоровье...

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка.

В работе представлен как теоретический, так и практический материал по теме....