Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках английског языка
статья по теме
Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках английског языка. Самоанализ эффективности использования ИКТ на уроках английского языка: выбор, применение, результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках английског языка | 31.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ эффективности освоения современных образовательных технологий учителем Ведяшевой Светланой Алексеевной в период с 2005 по 2012 годы.
На настоящем этапе в школьном образовании происходят основательные перемены, которые охватывают все стороны педагогического процесса. Социальный заказ современного общества, результаты экономических и общественных преобразований выступают ведущими ориентирами в построении процесса образования.
Мне, как учителю, необходимо знать, каким образом могут повлиять знания, полученные на уроках английского языка на личность ребёнка и его дальнейшую социализацию, какие педагогические подходы и технологии использовать, чтобы получить планируемые результаты.
Одной из главных задач современного учителя считаю задачу непрерывного повышения педагогического мастерства путём освоения современных технологий обучения и воспитания. С овладением любой новой технологией начинается новое педагогическое мышление учителя; процесс обучения просматривается «под новым углом зрения»; появляются более качественные результаты обучения и воспитания; решается более широкий комплекс задач.
Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков английского языка использую следующие образовательные технологии: Информационно-коммуникационные технологии.
На мой взгляд, внедрение ИКТ в образовательный процесс позволяет решать довольно широкий спектр задач:
- создание условий для гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщённой к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой;
- повышение мотивации учащихся к изучению английского языка и, как следствие, достижение более высоких результатов обученности;
- развитие познавательной активности школьников, формирование устойчивых навыков познавательной деятельности;
- формирование умений самостоятельно пополнять знания, осуществлять поиск и ориентироваться в потоке информации;
- формирование коммуникативной культуры учащихся;
- повышение эффективности процесса обучения;
- расширение образовательного пространства современной школы;
- улучшение качества и увеличение доступности образования.
Интерактивное обучение на основе информационно-коммуникационных технологий позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических и психологических принципов , делает процесс познания более интересным и творческим, позволяет учитывать индивидуальный темп работы каждого обучаемого , что придаёт данной образовательной технологии особую актуальность и является для меня , как для педагога, основанием для активного внедрения ИКТ в педагогический процесс .
Процесс освоения ИКТ, осуществляю посредством:
1)участия в семинарах ,конференциях, вебинарах в рамках предмета, таких как:
- семинар «Роль учителя в развитии навыков самостоятельной работы учащихся с мультимедийными средствами обучения» (г. Самара,2008г.);
- семинар «Информационно-образовательная среда нового УМК «Звёздный английский (Starlight) как средство реализации ФГОС второго поколения» (г.Тольятти,2010г.);
- IX конференция издательства « Макмиллан» «Обучение английскому языку на современном этапе: методы, инновации, технологии» (г.Самара,2010г.);
- десятая весенняя конференция издательства «Макмиллан» «современные тенденции преподавания английского языка» (г.Самара, 2011г.)
- одиннадцатая весенняя конференция издательства «Макмиллан» «Инновации и традиции преподавании английского языка» (г.Самара, 2012г.);
- курс лекций по методике обучения иностранным языкам рамках вебинара А.В.Конобеева для учителей английского языка по теме «Методические особенности использования ИКТ в обучении английскому языку (на примерах обучающих компьютерных программ к курсам «Enjoy English», «Happy English.ru», « Millie-New Milliennium English» бесплатных интернет-ресурсов 2012г.;
- курс лекций по методике обучения иностранным языкам в рамках Всероссийского вебинара Л.Г. Каповой для учителей английского языка по теме « ИКТ –компонент в обучении видам речевой деятельности на уроке ангийского языка ( на примере обучающих компьютерных программ к курсу «Millie-New Millennium English») (2012г.)
2) дополнительного образования:
- обучение в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Поволжский государственный университет сервиса» по именному образовательному чеку по программе «Управление инновациями» (г. Тольятти, 2012г.)
3) самообразования:
- изучение и использование методического материала Интернет-сайтов: www.festival.1september.ru; www.openclass.ru; www.pedsovet.ru; www.teachenglish.ucoz.ru; www.englishteachers.ru; www.prodlenka.ru; www.prosv.ru;
4)посещения открытых уроков с использованием ИКТ в рамках проведения недель иностранного языка в школе, где я работаю, а также в образовательных учреждениях города .
Применение информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе.
Как известно, компьютер позволяет хранить и накапливать большое количество информации, которая необходима в учебной деятельности: разнообразные тексты, упражнения, тестовые задания, аудио и мультимедиа информация. Использование компьютера позволяет совершать необходимые изменения, дополнения, преобразования материала, устаревшее можно заменить новым, упражнения и тексты представить в различных вариантах. Кроме возможности хранить, накапливать и преобразовывать материал, компьютер позволяет мне расширить возможности его предъявления: зрительные опоры в виде правил, схем, алгоритмов действий, ключей к упражнениям ; видеоролики; фильмы; компьютерные презентации; разнообразные упражнения для развития навыков всех видов речевой деятельности . Я использую интерактивные задания на основе ИКТ на всех этапах урока .На начальном этапе урока при проведении речевой зарядки(Warm up) в младшей школе: повторение изученной лексики путём предъявления серии картинок по теме на экране медиапроектора; формирование слухо-произносительных навыков путём повторения звуков ,слов, предложений за мультяшными персонажами или говорящими животными, что вызывает большое желание высказываться у всех ребят.
На основном этапе урока при изучении нового материала удобно и целесообразно использовать ИКТ. При изучении новых лексических единиц для осуществления беспереводного метода представления лексики я использую компьютерные презентации, которые обладают прекрасными возможностями в этом плане. Я подбираю фотографии, предметные иллюстрации в соответствии с темой и предъявляю их учащимся посредством использования медиапроектора.
При изучении грамматики стараюсь создавать яркие презентации , где помощью цвета или анимации выделяю сложную или важную информацию ( вспомогательные глаголы в утвердительных ,отрицательных, вопросительных предложениях при изучении времён английского глагола ; употребление определённого и неопределённого артиклей; способы словообразования и т.д. )
Использование компьютерных презентаций к урокам страноведческого характера трудно переоценить. На этапе знакомства, формирования представления о памятниках архитектуры , о музеях, о национальных костюмах, при знакомстве с выдающимися писателями, художниками, общественными деятелями , презентация, созданная на основе аутеничного материала просто незаменима( использую презентации к темам «English-speaking countries(4-5кл.); «The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland»(5-7кл.); «UK souvenirs» (5кл.) «Tourist Attractions. Big Ben» (5кл.), « Sights of London» (6-7 кл.); «The National Emblems of the UK» (6-7 кл.); The Tower of London» (7 кл.) ; «Largest cities of the UK» (7-8 кл.); «The famous writers» (7-8 кл.); «The pioneers of space» (8кл.); «National costumes» (8кл.)).
На этапе закрепления полученных знаний в качестве речевого стимула также целесообразно использовать подбор слайдов по теме: это могут быть разнообразные фотографии, картинки, которые необходимо описать, с включением ключевых фраз, неоконченных предложений, клише.
Применение обучающих компьютерных программ на уроках (на начальном этапе обучения: «Алик-моя первая английская азбука.» (Руссобит-М); «Клиффорд учится читать по-английски.» (Scolatic); «Дракоша и занимательный английский.» (Медиа-2000); «Я и моя семья. Мир вокруг нас. Дома и во дворе.» (Руссобит-М); в 5-6 классах: «Занимательный английский для детей» (Руссобит-М); «Английский в три приёма Triple play Plus» (Syracus Language Systems); «Тим и Тома: путешествие в Англию» (Новый диск); «Учите слова» (Новый диск); «Английский для начинающих» (Кирилл и Мефодий); «Учите английский» (Eeuro Talk); в 7-8 классах: «English Platinum», «Oxford English» (1C); обучающие компьютерные программы к учебникам издательства «Титул» для учащихся 5-8 классов позволяют мне проводить разминку (Warm up),вводить и отрабатывать новый лексический , грамматический материал, развивать навыки аудирования, говорения, чтения, письма, организовать парную, групповую, самостоятельную работу учащихся, осуществлять контроль усвоения материала).
В качестве дополнительного материала при проведении уроков английского языка в 6-8 классах я использую УМК «Total English.Elementary»: D.Hall,M.Foley; Longman-Rearson; 2008.наиболее эффективными и материалоёмкими являются фильмы, содержащиеся в DVD- дисках к учебнику «Total English». Короткие, захватывающие, драматические, комедийные, документальные отрывки и законченные сюжеты содержат аутентичный материал по широкому кругу тем и дают учащимся возможность «почувствовать», как язык используется в реальной жизни. Хочется отметить разнообразие упражнений , направленных на отработку лексического, грамматического, страноведческого материала содержащегося в каждом фильме. Задания, выполняемые учащимися до и после просмотра фильма, направлены на развитие речевой, языковой и социокультурной компетенций.
ИКТ я применяю не только на традиционных уроках, но и при организации внеклассной деятельности и самостоятельной работы учащихся. Прежде всего, при подготовке и оформлении различных проектов, рефератов, докладов.
Компьютерные презентации по темам «What pets do Russians have?» (5 кл.); «Australia».(5 кл.); «Merry Christmas and Happy New Year!» (6 кл.), «Where to go in London?» (6 кл.), «My hometown». (6 кл.), «Tourist Guide» (7 кл.) , « Road safety» (6 кл.); «Free-time activities» (7кл.); «School, sweet school».(7 кл.); Pioneers of space» (8 кл.) стали результатом проектной деятельности учащихся.
При подготовке проектов, сообщений, рефератов, компьютерных презентаций школьники используют информационные ресурсы сети Интернет самостоятельно или с помощью родителей (если это учащиеся младшего звена). Я, как учитель, помогаю ребятам сориентироваться на этапе выбора необходимых сайтов при выполнении того или иного задания – раздаю заранее подготовительные распечатки с электронными адресами.
Использование сети Интернет открывает учащимся прекрасную возможность принять участие в общероссийских и международных дистанционных олимпиадах, конкурсах по английскому языку, которые проводятся различными организациями. В 2012 учебном году 8 учащихся из параллели восьмых классов приняли участие во всероссийском лингвистическом on-line конкурсе «Get Ready for Exams» для школьников средней и старшей ступеней обучения, проводимого издательством Pearson в рамках мероприятий, направленных на подготовку к ГИА и ЕГЭ.
Следующим направлением использования ресурсов сети Интернет, которое я осуществляю в своей педагогической деятельности, является организация переписки учащихся по электронной почте со своими зарубежными сверстниками (интернет сайты: www.allpenpls.com; www.livemocha.com).
Применение ИКТ на уроках английского языка позволяет мне получить следующие результаты:
- повышение мотивации к изучению английского языка (сами учащиеся отмечают, что уроки с применением компьютера , медиапроектора намного интереснее ,такие уроки позволяют лучше усвоить материал , проявить творчество в подготовке мультимедийной презентации, по словам ребят, им нравится работать с тестами и упражнениями на компьютере, программа компьютерного тестирования представляет возможность объективности оценки);
- совершенствование практических умений и навыков учащихся;
- стабильные положительные результаты обученности: успеваемость 100%, уровень обученности ;
- активизация познавательной деятельности учащихся, развитие исследовательских, творческих способностей, что отражается в результатах проектной деятельности в рамках предмета, в желании школьников участвовать в олимпиадах и конкурсах различных уровней;
- формирование информационной, коммуникативной компетенции учащихся.
Уроки с использованием ИКТ имеют практические, теоретические и познавательные результаты, активизируют речемыслительную деятельность учащихся, формируют целостную систему знаний, способствуют интенсификации учебно-воспитательного процесса.
Наряду с очевидными положительными результатами применения ИКТ на уроках английского языка, по моему мнению, существуют и некоторые сложности: технологии быстро развиваются и быстро устаревают, в современном образовательном пространстве их количество растёт в геометрической прогрессии. Как сориентироваться в этом многообразии, как сделать правильный выбор? Я считаю, что нужно не отставать от научно- технического прогресса, быть активной и постоянно развиваться, возможностей для этого существует великое множество. А в ситуации выбора ориентироваться на передовой педагогический опыт коллег, консультационную помощь, предоставляемую методистами различных уровней и, конечно же, экспериментировать, внедрять, использовать всё прогрессивное.
Переписка с носителями языка, как известно, мощный фактор в повышении мотивации учащихся к процессу овладения языком, поэтому в будущем , мне бы хотелось развивать работу по формированию межкультурных связей – использование иформационно-коммуникационных технологий даёт прекрасную возможность осуществлять взаимодействие учащихся в этом направлении.
Опыт применения ИКТ на уроках английского языка позволяет мне сделать вывод о том, что данные технологии позволяют создавать новую активную образовательную среду, которая предоставляет обучающимся возможность доступа к различным источникам информации, помогает удовлетворять интересы современного школьника, общающегося в Интернет - сообществе. Использование новых информационно-коммуникационных технологий расширяет рамки образовательного пространства школы, повышает его практическую направленность, способствует повышению мотивации учащихся к процессу образования, позволяет создать условия для гармоничного развития личности обучающихся, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой. Внедрение ИКТ способствует формированию устойчивых навыков познавательной деятельности, умений самостоятельно пополнять знания, повышает эффективность образовательного процесса, позволяет достичь стабильных положительных результатов обученности, способствует развитию коммуникационной и информационной компетенции учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы
В данной статье представлен опыт повышения мотивации учащихся на уроках руского языка и литературы через использование современных образовательных технологий....
Применение современных образовательных технологий на уроках английского языка
В данном материале описаны поэтапно несколько образовательных технологий и их актуальность в учебном процессе.Использование технологии разноуровневого и дифференцированного обучения....
Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках русского языка
В своей статье я делюсь опытом опытом применения ИКТ на уроках русского языка в сельской малокомплектной школе....
Формирование информационно-коммуникационной компетентности учащихся на уроках английского языка
презентация...
Пояснительная записка педагогического опыта работы учителя английского языка о применении современных образовательных технологий на уроках английского языка.
Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образов...
Использование информационно–коммуникационных образовательных ресурсов на уроках родного языка и литературы в начальных классах
Использование информационно–коммуникационных образовательных ресурсов на уроках родного языка и литературыв начальных классахСегодня компьютерные технологии можно считать тем новаторским способо...
«Применение современных педагогических технологий на уроках английского языка»ийского языка»
Новое содержание образования, новое целеполагание, новые средства и технологии обучения определили содержание новых ФГОС.Актуальность проектной работы обусловлена необходимостью продолжения внедр...