Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках английског языка
статья по теме

Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках английског языка. Самоанализ эффективности использования ИКТ на уроках английского языка: выбор, применение, результаты.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самоанализ эффективности  освоения современных образовательных технологий учителем  Ведяшевой  Светланой Алексеевной  в период  с 2005 по 2012 годы.

     На настоящем этапе в школьном образовании происходят основательные перемены, которые  охватывают  все стороны педагогического процесса. Социальный  заказ современного общества, результаты экономических  и общественных преобразований выступают  ведущими ориентирами в построении  процесса  образования.

     Мне, как учителю, необходимо знать,  каким образом  могут  повлиять знания, полученные  на уроках английского языка  на личность ребёнка  и его  дальнейшую социализацию, какие  педагогические подходы и технологии использовать, чтобы  получить планируемые результаты.

    Одной из главных  задач современного учителя  считаю  задачу  непрерывного  повышения педагогического мастерства  путём  освоения современных  технологий  обучения  и воспитания. С овладением  любой  новой  технологией начинается новое педагогическое мышление учителя; процесс  обучения просматривается «под новым углом зрения»; появляются более качественные результаты обучения  и воспитания; решается более широкий комплекс задач.

   Для повышения эффективности образовательного процесса при проведении уроков английского языка использую следующие образовательные технологии: Информационно-коммуникационные технологии.

На мой взгляд, внедрение ИКТ в образовательный процесс позволяет решать довольно широкий  спектр задач:

  1. создание условий для гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщённой к информационно-коммуникационным  возможностям современных  технологий  и обладающей  информационной культурой;
  2. повышение мотивации  учащихся  к изучению английского языка и, как следствие, достижение более высоких результатов обученности;
  3. развитие познавательной активности  школьников, формирование  устойчивых навыков познавательной деятельности;
  4. формирование умений самостоятельно пополнять знания, осуществлять поиск  и ориентироваться в потоке информации;
  5. формирование коммуникативной  культуры учащихся;
  6. повышение эффективности процесса обучения;
  7. расширение образовательного пространства современной школы;
  8. улучшение качества и увеличение доступности образования.

   Интерактивное обучение на основе  информационно-коммуникационных технологий позволяет более полно реализовать целый комплекс методических, дидактических, педагогических  и психологических  принципов , делает процесс  познания  более интересным  и творческим, позволяет  учитывать  индивидуальный  темп  работы  каждого обучаемого , что придаёт данной образовательной технологии особую актуальность и является для меня , как для педагога, основанием для активного внедрения ИКТ  в  педагогический процесс .

Процесс освоения ИКТ, осуществляю посредством:

1)участия в семинарах ,конференциях, вебинарах в рамках предмета, таких как:

  1. семинар «Роль учителя в развитии навыков  самостоятельной работы учащихся с мультимедийными средствами обучения» (г. Самара,2008г.);
  2. семинар «Информационно-образовательная среда нового УМК «Звёздный английский (Starlight) как средство реализации ФГОС второго поколения» (г.Тольятти,2010г.);
  3. IX конференция издательства « Макмиллан» «Обучение  английскому языку  на современном этапе: методы, инновации, технологии» (г.Самара,2010г.);
  4. десятая весенняя конференция издательства «Макмиллан» «современные тенденции преподавания английского языка» (г.Самара, 2011г.)
  5. одиннадцатая  весенняя конференция издательства «Макмиллан» «Инновации и традиции  преподавании  английского языка» (г.Самара, 2012г.);
  6. курс  лекций   по методике   обучения   иностранным  языкам  рамках    вебинара А.В.Конобеева для учителей английского языка  по теме «Методические особенности использования ИКТ в обучении  английскому языку (на примерах обучающих компьютерных программ к курсам  «Enjoy English», «Happy English.ru», « Millie-New Milliennium English» бесплатных интернет-ресурсов 2012г.;
  7. курс лекций  по методике  обучения  иностранным языкам  в рамках Всероссийского вебинара Л.Г. Каповой для учителей английского языка по теме « ИКТ –компонент в обучении  видам  речевой  деятельности на уроке ангийского языка ( на примере  обучающих компьютерных программ  к курсу «Millie-New Millennium English») (2012г.)

2) дополнительного образования:

  1. обучение  в федеральном государственном  бюджетном  образовательном  учреждении высшего  профессионального образования «Поволжский государственный университет сервиса»  по именному  образовательному  чеку по программе «Управление инновациями» (г. Тольятти, 2012г.)

3) самообразования:

  1. изучение и использование  методического материала Интернет-сайтов: www.festival.1september.ru;  www.openclass.ru; www.pedsovet.ru; www.teachenglish.ucoz.ru; www.englishteachers.ru; www.prodlenka.ru; www.prosv.ru;

4)посещения открытых  уроков  с использованием ИКТ  в рамках проведения  недель иностранного языка  в школе, где  я работаю, а также в образовательных учреждениях города .

    Применение информационно-коммуникационных технологий  в педагогическом  процессе.

    Как  известно, компьютер позволяет  хранить  и накапливать большое количество информации, которая необходима  в учебной деятельности: разнообразные тексты, упражнения, тестовые задания, аудио и мультимедиа информация. Использование  компьютера позволяет совершать необходимые изменения, дополнения, преобразования материала, устаревшее можно заменить новым, упражнения  и тексты представить  в различных вариантах. Кроме  возможности  хранить, накапливать  и преобразовывать материал, компьютер позволяет мне расширить возможности его предъявления:  зрительные опоры  в виде правил, схем, алгоритмов действий, ключей  к упражнениям ; видеоролики; фильмы; компьютерные презентации; разнообразные упражнения для развития навыков всех видов речевой деятельности . Я использую интерактивные задания  на основе ИКТ на всех этапах урока .На начальном этапе урока при проведении речевой зарядки(Warm up) в младшей школе: повторение  изученной лексики путём предъявления серии картинок по теме на экране медиапроектора; формирование слухо-произносительных  навыков путём повторения звуков ,слов, предложений  за мультяшными персонажами  или говорящими животными, что вызывает  большое желание высказываться у всех ребят.

    На основном этапе урока при изучении  нового материала удобно  и целесообразно использовать ИКТ. При изучении новых лексических единиц  для осуществления беспереводного метода представления лексики я использую компьютерные презентации, которые обладают прекрасными возможностями в этом плане. Я подбираю фотографии, предметные  иллюстрации  в соответствии с темой  и предъявляю их учащимся посредством использования медиапроектора.

При изучении грамматики стараюсь создавать яркие презентации , где помощью цвета или анимации выделяю сложную или важную информацию ( вспомогательные глаголы в утвердительных ,отрицательных, вопросительных предложениях при изучении времён английского глагола ; употребление определённого и неопределённого артиклей; способы словообразования и т.д. )  

Использование  компьютерных  презентаций  к урокам страноведческого характера трудно переоценить. На этапе знакомства, формирования представления о памятниках архитектуры , о музеях, о национальных костюмах, при знакомстве с выдающимися писателями, художниками, общественными деятелями , презентация, созданная  на основе аутеничного материала просто незаменима( использую презентации к темам «English-speaking countries(4-5кл.); «The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland»(5-7кл.); «UK souvenirs» (5кл.) «Tourist Attractions. Big Ben» (5кл.), « Sights of London» (6-7 кл.); «The National  Emblems of the UK» (6-7 кл.); The Tower of London» (7 кл.) ; «Largest cities of the  UK» (7-8 кл.);  «The famous writers» (7-8 кл.); «The pioneers of space» (8кл.); «National costumes» (8кл.)).

На этапе закрепления полученных знаний  в качестве речевого стимула также целесообразно использовать подбор слайдов  по теме: это могут быть разнообразные фотографии, картинки, которые необходимо  описать, с включением ключевых фраз, неоконченных предложений, клише.

  Применение обучающих компьютерных программ на уроках (на начальном этапе обучения: «Алик-моя первая английская азбука.» (Руссобит-М); «Клиффорд учится  читать по-английски.» (Scolatic); «Дракоша и занимательный английский.» (Медиа-2000); «Я и моя семья. Мир вокруг нас. Дома и во дворе.» (Руссобит-М); в 5-6 классах: «Занимательный английский  для детей» (Руссобит-М);  «Английский в три приёма Triple play Plus» (Syracus Language Systems); «Тим и Тома: путешествие в Англию» (Новый диск); «Учите слова» (Новый диск); «Английский для начинающих» (Кирилл и Мефодий); «Учите английский» (Eeuro Talk); в 7-8 классах: «English Platinum», «Oxford English»  (1C); обучающие компьютерные программы  к учебникам издательства «Титул» для учащихся 5-8 классов позволяют мне проводить разминку (Warm up),вводить и отрабатывать новый лексический , грамматический материал, развивать  навыки аудирования, говорения, чтения, письма, организовать парную, групповую, самостоятельную работу  учащихся, осуществлять контроль усвоения материала).

   В качестве дополнительного материала при проведении уроков английского языка в 6-8 классах я использую УМК «Total English.Elementary»: D.Hall,M.Foley; Longman-Rearson; 2008.наиболее эффективными  и материалоёмкими являются фильмы, содержащиеся в DVD- дисках к учебнику «Total English». Короткие, захватывающие, драматические, комедийные, документальные отрывки и законченные сюжеты содержат  аутентичный материал по широкому кругу тем  и дают  учащимся возможность «почувствовать», как язык используется в реальной жизни. Хочется отметить разнообразие упражнений , направленных  на отработку лексического, грамматического, страноведческого материала содержащегося в каждом фильме. Задания, выполняемые учащимися до и после просмотра  фильма, направлены на развитие  речевой, языковой и социокультурной компетенций.

   ИКТ  я применяю  не только  на традиционных уроках, но и при организации внеклассной деятельности  и самостоятельной работы учащихся. Прежде всего, при подготовке  и оформлении различных  проектов, рефератов, докладов.

  Компьютерные презентации  по темам «What pets do Russians have?» (5 кл.); «Australia».(5 кл.); «Merry Christmas and  Happy New Year!» (6 кл.), «Where to go in London?» (6 кл.), «My hometown». (6 кл.), «Tourist Guide» (7 кл.) , « Road safety» (6 кл.); «Free-time activities» (7кл.); «School, sweet school».(7 кл.); Pioneers  of space» (8 кл.) стали результатом проектной  деятельности  учащихся.

  При подготовке проектов, сообщений, рефератов, компьютерных презентаций школьники используют информационные ресурсы сети Интернет самостоятельно или с помощью родителей (если  это учащиеся младшего звена). Я, как учитель, помогаю ребятам сориентироваться на этапе выбора необходимых  сайтов  при выполнении того или иного задания – раздаю  заранее подготовительные распечатки  с электронными адресами.

Использование сети Интернет открывает учащимся прекрасную  возможность  принять  участие в общероссийских  и международных  дистанционных олимпиадах, конкурсах по английскому языку, которые проводятся различными  организациями. В 2012 учебном году 8 учащихся  из параллели восьмых классов приняли участие во всероссийском лингвистическом on-line конкурсе «Get Ready for Exams» для школьников  средней  и старшей  ступеней обучения, проводимого  издательством Pearson в рамках  мероприятий, направленных на подготовку к ГИА и ЕГЭ.

   Следующим  направлением  использования  ресурсов  сети Интернет, которое я осуществляю  в своей педагогической деятельности, является организация переписки учащихся  по электронной почте со своими зарубежными сверстниками (интернет сайты: www.allpenpls.com; www.livemocha.com).

  Применение ИКТ на уроках  английского языка позволяет мне получить следующие результаты:

- повышение мотивации  к изучению  английского языка (сами учащиеся отмечают, что  уроки  с применением компьютера , медиапроектора намного интереснее ,такие уроки позволяют лучше усвоить материал , проявить творчество  в подготовке мультимедийной презентации, по  словам ребят, им нравится работать  с тестами  и упражнениями на компьютере, программа компьютерного тестирования представляет возможность  объективности оценки);

- совершенствование  практических  умений  и навыков учащихся;

- стабильные положительные результаты обученности: успеваемость 100%, уровень обученности       ;

- активизация познавательной  деятельности учащихся, развитие исследовательских, творческих способностей, что отражается в результатах  проектной деятельности в рамках предмета, в желании школьников  участвовать  в олимпиадах и конкурсах различных уровней;

- формирование  информационной, коммуникативной компетенции учащихся.

  Уроки с использованием  ИКТ имеют  практические, теоретические  и познавательные результаты, активизируют речемыслительную деятельность учащихся, формируют целостную систему знаний, способствуют интенсификации учебно-воспитательного процесса.

  Наряду с очевидными положительными результатами применения ИКТ  на уроках английского языка, по моему мнению, существуют  и некоторые сложности: технологии быстро развиваются и быстро устаревают, в  современном образовательном пространстве их количество растёт  в геометрической прогрессии.  Как сориентироваться  в этом многообразии, как сделать правильный  выбор? Я считаю, что нужно не отставать  от  научно- технического прогресса, быть активной  и постоянно развиваться, возможностей  для этого  существует  великое множество. А в ситуации выбора  ориентироваться  на передовой  педагогический  опыт коллег, консультационную помощь, предоставляемую методистами различных уровней и, конечно же, экспериментировать, внедрять, использовать  всё прогрессивное.

Переписка  с носителями языка, как известно, мощный фактор в повышении мотивации учащихся к процессу овладения языком, поэтому  в будущем , мне бы хотелось  развивать  работу по формированию  межкультурных связей – использование иформационно-коммуникационных  технологий даёт прекрасную  возможность осуществлять взаимодействие учащихся  в этом  направлении.

  Опыт применения ИКТ  на уроках английского языка  позволяет  мне сделать  вывод  о том, что данные технологии  позволяют создавать новую  активную  образовательную среду, которая  предоставляет  обучающимся  возможность  доступа  к различным  источникам  информации, помогает  удовлетворять  интересы современного школьника, общающегося в Интернет - сообществе. Использование  новых информационно-коммуникационных технологий расширяет рамки образовательного пространства школы, повышает  его практическую направленность, способствует  повышению мотивации  учащихся  к процессу образования, позволяет  создать  условия  для  гармоничного развития личности  обучающихся, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей  информационной  культурой. Внедрение  ИКТ способствует  формированию  устойчивых  навыков  познавательной деятельности, умений самостоятельно пополнять знания, повышает эффективность образовательного процесса, позволяет достичь стабильных положительных результатов обученности, способствует  развитию коммуникационной  и информационной компетенции учащихся.

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы

В данной статье представлен опыт повышения мотивации учащихся на уроках руского языка и литературы через использование современных образовательных технологий....

Применение современных образовательных технологий на уроках английского языка

В данном материале описаны поэтапно несколько образовательных технологий и их актуальность в учебном процессе.Использование технологии разноуровневого и дифференцированного обучения....

Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках русского языка

В своей статье я делюсь опытом опытом применения ИКТ на уроках русского языка в сельской малокомплектной школе....

Пояснительная записка педагогического опыта работы учителя английского языка о применении современных образовательных технологий на уроках английского языка.

Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образов...

Использование информационно–коммуникационных образовательных ресурсов на уроках родного языка и литературы в начальных классах

Использование информационно–коммуникационных образовательных ресурсов на уроках родного языка и литературыв начальных классахСегодня компьютерные технологии можно считать тем новаторским способо...

«Применение современных педагогических технологий на уроках английского языка»ийского языка»

Новое содержание образования, новое целеполагание, новые средства и технологии обучения определили содержание новых ФГОС.Актуальность проектной работы обусловлена необходимостью продолжения внедр...