МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: «Формирование коммуникативных и информационных компетенций на основе использования элементов инновационных образовательных технологий в условиях социально-культурной среды курса»
методическая разработка (8 класс) на тему
Программа модернизации образования определяет цели образования таким образом, чтобы они соответствовали интересам общества в целом, интересам самих обучающихся и давали ориентиры как педагогам, так и воспитателям. Основным результатом воспитательной деятельности должен стать усвоенный обучающимися комплекс компетентностей в таких областях деятельности, как интеллектуальная, гражданская, коммуникационная, правовая, информационная, чтобы выпускник мог всегда самостоятельно принимать решения, преодолевать возникающие проблемы в разных сферах жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2.2.3_metodicheskaya_razrabotka_2013.doc | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Тверское суворовское военное училище
Министерства обороны Российской Федерации»
«УТВЕРЖДАЮ»
ВрИО заместителя начальника Тверского
суворовского военного училища
по воспитательной работе
______________________________С.Потапчук
«___»_________________2012г
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
НА ТЕМУ:
«Формирование коммуникативных и информационных компетенций на основе использования элементов инновационных образовательных технологий в условиях социально-культурной среды курса»
Выполнил Стародубов В.С.,
старший воспитатель (начальник 3 курса),
методическая разработка
обсуждена на заседании педагогического
совещания 3 курса
и рекомендована к использованию в училище.
Протокол №1 от 17.09.2012 г.
Тверь
2013
Содержание
Пояснительная записка
Введение 3
Актуальность 4
Противоречия 5
Цели 5
Задачи 5
Образовательная среда 6
Принципы 7
Технология 8
Основная часть 9
Результативность 12
Список использованной литературы 13
Приложение 14
Пояснительная записка
Введение
Программа модернизации образования определяет цели образования таким образом, чтобы они соответствовали интересам общества в целом, интересам самих обучающихся и давали ориентиры как педагогам, так и воспитателям. Основным результатом воспитательной деятельности должен стать усвоенный обучающимися комплекс компетентностей в таких областях деятельности, как интеллектуальная, гражданская, коммуникационная, правовая, информационная, чтобы выпускник мог всегда самостоятельно принимать решения, преодолевать возникающие проблемы в разных сферах жизни.
В стратегии модернизации российского школьного образования сформулированы следующие цели:
- развитие самостоятельности обучающихся и их способности к самоорганизации;
- формирование высокого уровня правовой культуры и принятия основополагающих правовых норм;
- готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности;
- воспитание терпимости к чужому мнению, умения вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Воспитательный процесс можно считать качественным, если его результаты будут соответствовать заданным целям или одной из них.
Следовательно, воспитательный процесс в условиях учебного курса должен быть организован таким образом, чтобы все содержательные компоненты обеспечивали духовно-нравственное развитие, социализацию человека, гражданина и патриота.
В основу воспитательной работы нашего учебного курса положено формирование ключевых компетентностей с использованием элементов инновационных педагогических технологий: информационно-коммуникативной, здоровьесберегающей, игровой, технологии деятельностного метода, технологии, построенной на эмоционально-психологической и личностно-смысловой основе. В этом учебном году мы стали использовать также метод проектов. Метод проектов как технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов и ориентирован на применение и самостоятельное приобретение новых знаний и жизненного опыта.
Актуальность
С учетом основных направлений модернизации общего образования и новых требований к внеучебной деятельности в государственных стандартах общего образования второго поколения основными задачами являются:
- личностное развитие – развитие индивидуальных, нравственных, эмоциональных, эстетических и физических ценностных ориентаций и качеств;
- социальное развитие – воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений, освоение основных социальных практик;
- общекультурное развитие – освоение основ наук. Основ отечественной и мировой культуры;
- интеллектуальное развитие – развитие интеллектуальных качеств личности, овладение методологией познания, стратегиями и способами учения, самообразования;
- коммуникативное развитие – овладение современными средствами вербальной и невербальной коммуникации.
Реализации задач, стоящих перед учебным заведением в целом и учебным курсом в частности, способствует метод проектов. Он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную, парную, групповую, а также на личностное, социальное, общекультурное, интеллектуальное и коммуникативное развитие. Метод проектов позволяет направлять воспитательный процесс на формирование обобщенных способов познавательной, практической, творческой деятельности, готовность суворовцев использовать усвоенные знания, умения, способы деятельности в реальной жизни. Достоинством метода проектов является возможность применять его в условиях культурно-воспитательной среды учебного курса.
Противоречия
- Между необходимостью для обучающегося владением компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности и недостаточным развитием способности к самоорганизации.
- Компетенции обучающихся – это образ его будущего. В период обучения он осваивает их с образовательной точки зрения. Однако ученик должен не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем.
- Между одинаковыми для всех условиями обучения и жизнедеятельности и различием индивидуальных способностей суворовцев.
- Между обширным социальным полем и отсутствием у обучающихся сформированных социально-коммуникативных компетентностей.
- Между стремительным развитием человеческого общества, объемом получаемой информации и недостаточным владением способами деятельности в собственных интересах в пределах своих возможностей.
- Между огромным накопленным общекультурным, духовно-нравственным, социальным опытом человечества и небольшим опытом личности обучающегося.
Цель
Подбор материала, разработка форм проведения мероприятий и общих дел для формирования коммуникативных и информационных компетенций на основе использования элементов инновационных образовательных технологий в условиях социально-культурной среды курса.
Задачи
- Отобрать примеры использования метода проектов в качестве инновационной педагогической технологии в воспитательном процессе.
- Применять и анализировать результативность использования приемов метода проектов в своей деятельности.
- Организовывать полное использование социально-культурной среды курса, образовательной среды и дополнительного образования для формирования ключевых компетенций.
- Формировать ключевые компетентности суворовцев при поддержке процессов самореализации, творчества, индивидуального прогресса в основных областях личностного развития.
- Воспитывать личность соответствующую современному национальному воспитательному идеалу.
Образовательная среда
Вся деятельность педагогического коллектива роты строится с учетом возрастных и индивидуально-психологических особенностей обучающихся и в соответствии с рекомендациями психолога роты, медицинских работников, преподавателей общеобразовательных дисциплин, преподавателей дополнительных образовательных программ, методистов училища, отдела воспитательной работы и родителей.
В роте созданы условия для достижения основных задач общего среднего образования: личностного, социального, общекультурного, интеллектуального и коммуникативного развития.
В настоящее время воспитатели учебного курса осуществляют компетентностный подход к обучающимся. Наряду с классическими используются инновационные педагогические технологии, направленные на развитие личности суворовца.
Для выполнения заданий по общеобразовательным предметам и внеурочной деятельности расположение учебного курса оборудовано учебными классами, комнатой досуга, тренажёрным залом, бытовой комнатой, спальными помещениями. Каждый учебный класс оборудован компьютером, аудио-видео аппаратурой. Суворовцы при выполнении уроков, заданий по дополнительным образовательным программам и во время внеурочной деятельности пользуются индивидуальными ноутбуками, компьютерами и другой оргтехникой.
В расположении роты создана социально-воспитательная среда, содержащая символы российской государственности: герб, флаг, текст гимна, изображения лидеров государства.
При разработке и реализации программ воспитания и социализации обучающихся педагогический коллектив роты осуществляет взаимодействие с социальными субъектами воспитания: библиотеками (библиотека суворовского училища, библиотека им. Герцена, библиотека им. Горького), традиционными российскими религиозными организациями, воинскими частями, органами правопорядка, тверской академической филармонией, тверским академическим театром, театром юного зрителя, цирком, музеями г. Твери, спортивным комплексом «Юбилейный», стадионом «Химик».
Мы стремимся проводить интеграцию внеучебной, внешкольной и семейно-воспитательной познавательной деятельности в рамках программ воспитания и социализации.
В роте собирается специальная методическая литература, материалы по внеклассной и внеурочной работе, электронные пособия. Эта постоянно совершенствующаяся материальная база в совокупности с применением инновационных образовательных технологий позволяет успешно формировать личностные компетентности обучающихся.
Приципы
- Основной принцип – компетентностный подход.
- Воспитание совершается только на основе активности самого обучающегося во взаимодействии его с окружающей социальной средой.
- Принцип реализации личностно значимых целей в совместной деятельности и освоение обучающимися системы социальных ролей, способов поведения с учетом их возрастной субкультуры в социальной микросреде
- Принцип развития индивидуальности и социализации личности
- Принцип единства воспитания и самовоспитания, образования и самообразования
- Принцип соответствия целей воспитания интересам общества в целом и самих обучающихся.
- Принцип самостоятельности и самореализации.
- Принцип гуманизации.
- Принцип деятельностного подхода, предполагающий включение обучающихся в различные виды деятельности.
- Системный принцип, предусматривающий планирование результатов, анализ самореализации.
- Принцип единства образования, дополнительных образовательных программ и всей внеурочной деятельности.
Технология
- Изучение литературы по проблеме воспитания, формирования ключевых компетентностей, использованию метода проектов.
- Изучение передового педагогического опыта по использованию инновационных образовательных технологий с целью осуществления компетентностного подхода к обучающимся.
- Совершенствование социально-культурной среды курса.
- Обеспечение интеграции дополнительных образовательных программ и планов внеурочной деятельности, направленных на формирование личностных компетентностей суворовцев.
- Обобщение опыта работы по использованию метода проектов в воспитательной деятельности.
- Рефлексия по результатам использования метода проектов.
- Определение перспектив деятельности.
Основная часть
Методической темой курса является формирование коммуникативных и информационных компетенций на основе использования элементов инновационных образовательных технологий в условиях социально-культурной среды курса.
В становлении личности суворовца, успешной социализации внутри суворовского коллектива большую роль играет формирование коммуникативных компетенций. Для выполнения социального заказа: воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России коллектив учебного курса использовал как элемент инновационной образовательной технологии проектную деятельность.
В основу проектной деятельности положена направленность на результат, который получается при решении той или иной теоретически или практически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить суворовцев самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, способность прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся – индивидуальную, парную, групповую, которая выполняется в течение определенного времени. Результаты выполненных проектов должны быть соответствующими: если это теоретическая проблема – то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат готовый к внедрению.
Если рассматривать метод проектов как педагогическую технологию, то эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов и ориентирована на применение знаний и приобретение новых.
Основные требования к использованию метода проектов:
- наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы, требующей исследовательского поиска для ее решения;
- практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
- самостоятельная деятельность;
- структурирование содержания проекта (с указанием промежуточных результатов);
- использование исследовательских методов;
- результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. каким-либо образом представлены.
В течение учебного года воспитательный процесс проходил на основе наработанных и проверенных форм работы, а также был дополнен инновационным методом – проектной работой. Это позволило наполнить воспитательную работу интересной, содержательной деятельностью суворовцев совместно с воспитателями учебного курса и педагогом-организатором.
Были продолжены посещения выставочных экспозиций краеведческого музея, картинной галереи, выставочного зала. Посещения специальных мероприятий библиотек им. Герцена, им. Горького были дополнены работой с сотрудниками краеведческих отделов по проекту «Памятники Антонова в Твери».
С целью повышения общего уровня культуры наших суворовцев в течение учебного года были организованы посещения театров, академической филармонии, цирка, кукольного театра.
Благодаря проводимой индивидуально-воспитательной работе и с учётом желаний и наклонностей обучающихся педагогический коллектив роты создал условия для самореализации суворовцев через систему дополнительного образования. Посещают занятия по дополнительным образовательным программам 72% суворовцев.
В течение учебного года много внимания уделялось трудовому воспитанию. В рамках проекта «Наш дом училище» были проведены смотры-конкурсы учебных кабинетов и спален на самые уютные и чистые.
Воспитательная работа культурно-эстетического направления реализуется также через проектную деятельность. Создавая мини-проекты, суворовцы объединяются по интересам и реализуют свои замыслы. В конечном итоге это выражается в виде концерта, доклада, реферата, устного журнала, викторины, спортивного праздника. Обучающиеся совместно с воспитателями учебных курсов осваивают проекты разных типов: творческие (результат – программа спортивного праздника и сам праздник), ролевые (результат – классный час, в котором суворовцы имитировали социальные отношения), практико-ориентированные (результат – виртуальная экскурсия, макеты фрагментов боев, новогодний огонек). Результаты всей проектной работы ориентированы в первую очередь на социальные интересы самих суворовцев.
Выполняя проектную работу, суворовцы развивают навыки мышления, поиска информации, анализа, экспериментирования, принятия решений, самостоятельной работы и работы в группах. Они развиваются как творческие, активные личности, способные учиться самостоятельно.
Важной задачей, которая решается коллективом роты, это обеспечение осуществления проектной работы в условиях социально-культурной среды курса. Т.е. каждый проект обеспечивается материально-технической базой, кадрами (при необходимости привлекаются дополнительные участники), информационной базой (фонд библиотеки, материалы на электронных носителях), информационно-технологическими ресурсами.
Применение метода проектов как инновационной технологии делает воспитательный процесс на курсе более интересным и увлекательным, способствует повышению мотивации суворовцев, развитию их творческой и познавательной активности, предоставляет большие возможности для самореализации.
Результативность
Использование инновационных педагогических технологий во внеурочной деятельности в 3 роте, в частности метода проектов, позволяет воплощать основной принцип модернизации современного образования – осуществление компетентностного подхода к обучающимся, что в конечном итоге сказывается на эффективности воспитательного процесса в целом. Проектная работа дает возможность для каждого суворовца определить степень собственной успешности, результативности, осознать общественное признание своей состоятельности. Таким признанием является диплом лауреатов регионального конкурса «Я – гражданин России», грамота городской научно-практической конференции «Шаг в будущее», грамота директора училища за победу в номинации «Самая музыкальная сказка» в рамках театрального фестиваля «Новогоднее чудо», 2 место в конкурсе макетов фрагментов боев. Компетентностный подход в воспитании формирует личностные компетентности суворовцев.
Все внеурочные мероприятия, проведенные в этом учебном году, позволили успешно формировать учебно-познавательные, интеллектуальные, коммуникативные, социально-трудовые, ценностно-смысловые и общекультурные компетентности.
В роте создаётся база методических материалов для широкого использования и обмена опытом.
Таким образом, педагогический коллектив роты постоянно работает над созданием условий для формирования ключевых компетенций с целью успешной социализации обучающихся, что позволяет формировать личность, способную к самостоятельному познанию, самоанализу, самореализации, успешно решающую возникающие проблемы в различных сферах жизни.
Список литературы- Боровых В.П. Практико-ориентированные проекты. Технология 7-11 классы. – Волгоград, 2009
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2011
- Дик Н.Ф. Лучшие инновационные формы внеурочной деятельности в начальной школе. – РОСТОВ-на-ДОНУ: Феникс, 2009
- Дик Н.Ф. Обучаем и воспитываем по-новому. Инновационные формы внеурочной деятельности в 5-9 классах. – РОСТОВ-на-ДОНУ: Феникс, 2009
- Степанов Е.Н. Личностно ориентированный подход педагогической деятельности.– М.: Сфера, 2003
- Татарченкова С.С. Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность. – С-Пб.: Каро, 2008
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированного образования. Ж. Народное образование, № 2, 2003
- Сборник программ «Работаем по новым стандартам. Исследовательская и проектная деятельность». – М.: «Просвещение», 2013
- http://sdr.lysva.biz/page2.htmlwww.ecoline.ru
- http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php
Приложение (находится в пункте 2.2.4)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме" Формирование коммуникативных компетенций учащихся 8 - 9 классов в процессе изучения английского языка
Стремление мирового сообщества к созданию единых образовательных программ и стандартов диктуется технологическими, экономическими, политическими преобразованиями, которые развернулись сегодня в крупны...
Методическая разработка "Формирование коммуникативных и информационных компетенций на основе использования элементов инновационных образовательных технологий в условиях социально-культурной среды курса"
В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России воспитание ориентировано ...
Методическая разработка "Компетентностный подход в воспитании на основе использования элементов инновационных образовательных технологий"
Описываемые в разработке элементы инновационных образовательных технологий должны естественно вписаться в деятельность Тверского суворовского военного училища.В результате подбора и систем...
Опытно – методическая разработка по теме «Формирование коммуникативной компетенции у учащихся младшего и среднего школьного возраста»
Опытно – методическая разработка по теме«Формирование коммуникативной компетенции у учащихся младшего и среднего школьного возраста»...
Методическая разработка по теме: "Формирование коммуникативной компетенции младших школьников при обучении пересказу текста."
Обучение пересказу делится на этапы, к каждому из которых предлагаются задания. Задания предусматривают индивидуальную, парную и групповую творческую работу учащихся.Данная разработка включает в себя ...
Методическая разработка на тему: "Формирование элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством логических игр и упражнений".
Конспект математической викторины в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ЗПР)....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РЕГИОНЕ: ОПЫТ, ДОСТИЖЕНИЯ, ПЕРСПЕКТИВЫ» Тема: «Формирование универсальных учебных действий обучающихся на основе использования занимательных заданий и упражнений на уроках технологии».
Одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе - это формирование творческой личности. Обществу необходимы люди, которые творчески подходят к решению различных зад...