программа элективного курса
элективный курс (9 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv.docx | 21.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1»
Программа элективного курса
«Путешествие в мир фразеологии»
для 9 класса
Автор: Володина Л.В.
учитель немецкого языка
г. Котлас
2012 г.
Пояснительная записка
Иностранный язык вместе с такими предметами как русский язык и литература, закладывает основы начального филологического образования. Учитывая указанные межпредметные связи, иностранный язык вносит вклад в формирование у школьников представлений:
о таких лингвистических дисциплинах, как фонетика, лексикология, грамматика, стилистика, лингвистика;
о тесной связи лингвистики с гуманитарными науками (историей, страноведением, литературоведением);
о культурно-исторических вехах в возникновении и изучении языка, родственных языках, о различиях между русским и иностранными языками.
Программа данного элективного курса составлена в соответствии с образовательными стандартами РФ и предназначена для учеников 9 класса. Курс рассчитан на 17 часов.
Актуальность, обоснованность выбора
Устойчивые словосочетания и идиоматические выражения являются неотъемлемой частью любого языка. Обогащение языка фразеологизмами – одна из сложных задач, стоящих перед изучающими немецкий язык. В отличие от немца, с лёгкостью использующего множество идиом с детских лет, процесс их запоминания и использование требует немало усилий от русскоязычного учащегося. Лица, имеющие поверхностное представление о фразеологических выражениях оказываются в затруднительных положениях при слушании немецкой речи, при переводе современных немецких текстов, а при беседах и дискуссиях просто теряются. Изучению данного раздела лексики в базовом школьном курсе уделяется недостаточно внимания. Тема элективного курса определена стремлением помочь учащимся избежать ошибок, связанных с неправильным или неточным использованием фразеологизмов.
Цель данного курса – познакомить учащихся с возникновением, образованием и особенностями фразеологизмов в немецком и русском языках и показать, как национальная окраска фразеологизмов помогает понять особенности менталитета русского и немецкого народа.
Задачи данного курса:
Расширить активный и пассивный словарный запас учащихся;
Развивать умение правильно употреблять фразеологизмы в устной и письменной речи;
Развивать межкультурную компетенцию;
Формировать навык работы со справочной литературой;
Помочь учащимся составить тематический словарь фразеологизмов;
Повысить интерес к гуманитарному образованию, помочь ученикам оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Общими принципами отбора содержания материала являются:
системность;
целостность;
объективность;
научность;
реалистичность с точки зрения усвоения основного содержания программы за 17 часов.
Тип программы элективного курса – модифицированный, созданный на основе разных источников. Курс является открытым, в него можно добавлять новые фрагменты, развивать тематику или заменять какие-либо разделы другими. Главное, чтобы они были интересными для учащихся и соответствовали их возможностям.
Формы обучения на элективном курсе как академические, так и ориентированные на инновационные педагогические технологии (коммуникативная, групповая, проектно-исследовательская и т.д.)
Формы отчётности:
разработка и защита словарей;
итоговое тестирование.
По окончании курса учащиеся должны уметь:
точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения по данной теме;
воспринимать на слух и понимать при чтении аутентичных текстов фразеологические единицы, используя специальные словари, справочники, а также языковую догадку и контекст;
собирать и классифицировать идиоматические выражения и пословицы;
правильно использовать в устной и письменной речи немецкие фразеологизмы, пословицы, идиомы, поговорки.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Основное содержание | Кол-во часов |
1 | Введение | Фразеология как раздел науки о языке. Фразеология немецкого языка. Происхождение фразеологизмов немецкого языка. Выдающиеся учёные, сделавшие открытия в изучении немецкого языка. Источники немецких фразеологизмов. Фразеологические словари и справочники. Отличие фразеологизмов от слов и свободных сочетаний слов. Грамматическое строение фразеологизмов. | 1 |
2 | Внешность человека | Фразеологизмы, которые употребляются для оценки тех или иных особенностей внешнего облика человека | 3 |
3 | Ум, способности, жизненный опыт человека | Фразеологизмы, которые употребляются для оценки внутренних качеств человека | 3 |
4 | Черты характера человека | Фразеологизмы, обозначающие какую-либо черту характера человека и выражающие её оценку | 3 |
5 | Человек и коллектив | Фразеологизмы, которые употребляются для характеристики человека по его положению в коллективе, обществе | 3 |
6 | Различные взаимоотношения людей | Фразеологизмы, которые употребляются для характеристики взаимоотношений между людьми | 3 |
7 | Итоговое занятие | Обобщение изученного материала | 1 |
Список литературы для учителя:
Амосова Н.Н. Основы немецкой фразеологии. –– М.: Высшая школа, 1977. – 134 с.
Григорян Л. Т. Язык мой – друг мой – М.: Просвещение, 1988. – 178 с.
Жирщунский В.М. История немецкого языка. – М.: Высшая школа, 1985. – 313с.
Зиднер Л.Р., Строева Т.В. Современный немецкий язык. – М.: Высшая школа, 1977. – 407с.
Кожина М. Н. Стилистика русского языка – М.: Просвещение, 1993. – 235 с.
Левковская К.А.. Лексикология немецкого языка. – М.: Высшая школа, 1979. – 367с.
Москальская О.И. История немецкого языка. – М.: Просвещение, 1980. – 412с.
Duden. Das große Wörterbuch der deutschen Sprache: in 10 Bänden. – Mannheim: Bibliographisches Institut & F.A. Brockhaus AG, 2000.
Duden. Redewendungen und sprichwörtliche Redensarten / Wörterbuch der deutschen Idiomatik / hrsg. und bearb. von Günter Drosdowski und Werner Scholze-Stubenrecht. – Mannheim; Leipzig; Wien; Zürich: Dudenverl., 1992. – 864 S.
Der Groвe Duden. Stilworterbuch der deutschen Sprache, 5 Aufl., Mannheim, 1992 – 816 S.
Список литературы для учащихся:
Введенская Л. А., Баранов М. Т., Гвоздарев Ю. А. Русское слово: факультативный курс «Лексика и фразеология русского языка» – М.: Просвещение, 1983. – 254 c.
Люстрова З. Н., Скворцов Л. И., Дерягин В. Я. О культуре русской речи – М.: Знание, 1987. – 213 c.
Справочник школьника по немецкому языку: 5 – 11 классы /под ред. П. А. Леканта – М.: Дрофа, 1996. – 156 c.
Duden. Das große Wörterbuch der deutschen Sprache: in 10 Bänden. – Mannheim: Bibliographisches Institut & F.A. Brockhaus AG, 2000.
Duden. Redewendungen und sprichwörtliche Redensarten / Wörterbuch der deutschen Idiomatik / hrsg. und bearb. von Günter Drosdowski und Werner Scholze-Stubenrecht. – Mannheim; Leipzig; Wien; Zürich: Dudenverl., 1992. – 864 S.
Der Groвe Duden. Stilworterbuch der deuutschen Sprache, 5 Aufl., Mannheim, 1992 – 816 S.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»
Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)
РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...
Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.
Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...