Выступление «Применение информационных технологий в образовательной деятельности»
статья по теме
Слайдовый доклад на заседании педагогического совета «Применение информационных технологий в образовательной деятельности»
Что изменилось с внедрением ИКТ в процесс обучения?
Какие задачи можно решать с помощью IT-технологий обучения в различных видах деятельности и предметах?
Что такое чат-лог, блог?
Ответы на эти вопросы и размышления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_primenenie-it.doc | 52.5 КБ |
moy-doklad_ikt.pptx | 1.81 МБ |
Предварительный просмотр:
Слайдовый доклад на заседании педагогического совета
«Применение информационных технологий в образовательной деятельности»
МОУ «Лицей г.Козьмодемьянска»,
Заместитель директора по УВР (ИКТ)
Шиборин Г.В.
Стремительное внедрение информационных процессов в различные сферы жизни требует разработки новой модели системы образования на основе современных информационных технологий. Знания и квалификация становятся приоритетными ценностями для человека. Система образования должна быть нацелена не столько на усвоение суммы готовых знаний, сколько на формирование интеллектуальных умений, умений самостоятельной познавательной деятельности. Только учебника и учителя для формирования самостоятельности мышления, способности к рефлексии (размышлению, самонаблюдению, самооценке) недостаточно.
Использование компьютерных технологий в обучении в значительной мере изменило подходы к разработке учебных материалов. Практическое использование ИКТ предполагает новый вид познавательной активности обучаемого, результатом которой является открытие новых знаний, развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование умений самостоятельно пополнять знания, осуществлять поиск и ориентироваться в потоке информации. Внедрение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой.
Применение ИКТ в обучении является эффективным фактором для развития мотивации учащихся. В большинстве случаев очень нравится работать в компьютерном классе, так как уроки проходят в неформальной обстановке, детям предоставлена большая свобода действий, и некоторые из них могут “блеснуть” своими познаниями в сфере ИКТ.
Что же изменилось с внедрением ИКТ в процесс обучения?
Прежде всего, необходимо отметить положительную мотивацию. Ученики получают возможность применять свои знания и навыки в новых условиях. Компьютер реально помогает повысить интерес к предмету. Процесс усваивания материала идет гораздо быстрее и легче. Следующий немаловажный фактор — это успешное использование индивидуальной формы работы. Компьютер дает возможность каждому ребенку индивидуально поработать над тем или иным материалом под руководством учителя или без него. В таком случае имеет место самостоятельная работа учеников. Интернет технологии делают образовательный процесс более открытым для новых идей и источников знаний. Возможны электронные публикации статей и презентаций. Интернет делает образование и самообразование увлекательным и привлекательным как для учеников, так и для учителя.
Конечно, нельзя утверждать, что использование ИКТ поможет решению всех проблем в обучении, но, я думаю, Вы согласитесь, что это эффективное средство обучения. Ученики, которые систематически работают с компьютерными программами, занимаются проектной деятельностью, реально повышают свое качество знаний.
Эффективность использования ИКТ:
- Общекультурное развитие учащихся
- Совершенствование навыков владения компьютером
- Совершенствование знаний, умений и навыков в предметной среде
- Индивидуализация обучения (дифференцированные задания)
- Самоутверждение учащихся
- Повышение мотивации в обучении (уроки проходят “на одном дыхании”)
- Экономия расходования материалов учителем (нет необходимости создавать бесчисленные карточки, печатные материалы)
- Эстетичность презентации учебных материалов
- Совершенствование процесса проверки работ учащихся.
В процессе информатизации образовательного учреждения создаётся качественно новое информационно-образовательное пространство, в котором увеличивающийся информационный поток заставляет всех участников процесса переходить от модели накопления знаний к системе овладения навыками самообразования.
Информационные технологии позволяют коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление; использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.
Но следует сделать и оговорку: применение ИКТ в образовательном процессе должно быть «разумным», т.е. должно обеспечивать следующие принципы:
Принцип необходимости (Обуславливает применение ПК только в том случае, если это позволяет повысить эффективность учебного процесса по какому-либо параметру, а именно: увеличить скорость усвоения материала, активизировать речевую деятельность, достичь учебной цели наиболее рациональным способом, облегчить работу преподавателя или обучаемого, сократить время обучения);
Принцип информативности (Раскрывает преимущества компьютера в качестве средства справочно-информационного обеспечения учебного процесса, поскольку ПК позволяет пользователю получить максимальное количество информации за кратчайшее время);
Принцип надежности (Указывает на необходимость проведения экспериментальной проверки каждой компьютерной программы для обучения, а также на наличие этапа организационной подготовки к занятию с использованием ПК).
Способы применения ИКТ на уроках:
1. Использование готовых мультимедийных продуктов и компьютерных обучающих систем.
2. Создание собственных мультимедийных и обучающих программ.
3. Создание собственных мультимедийных презентаций.
4. Использование ИКТ во внеклассной работе. В нашем лицее особенно ярко выражен исследовательский метод обучения - метод проектов.
5. Использование ресурсов сети Интернет.
Применение ИКТ в обучении обеспечивает оптимизацию управления обучением, повышение эффектности и объективности учебного процесса при значительной экономии времена преподавателя по следующим направлениям: получение информационной поддержки; диагностика, регистрация и систематизация параметров обучения; работа с учебными материалами (поиск, анализ, отбор, оформление, создание); организация коллективной работы; осуществление дистанционного обучения (это направление нам предстоит осваивать!). При работе с учебными материалами IT-технологии предоставляют учителю разнообразные виды помощи, которая заключается не только в упрощении поиска необходимых сведений при создании новых учебных материалов за счет использования систем справочно-информационного обеспечения, но и в оформлении материалов для обучения (текстов, рисунков, графиков), а также в анализе существующих разработок.
Применение проектной методики особенно актуально на средней и старшей ступени обучения средней общеобразовательной школы. Именно на этом этапе обучения учащихся на первый план выступает самостоятельное использование информационных технологий как средства получения новой информации, обогащения словарного запаса, расширения знаний и применения их в новых областях окружающей действительности.
Какие задачи можно решать с помощью IT-технологий обучения в различных видах деятельности и предметах?
Меньшими становятся затраты времени на уроке – нет необходимости записывать материал на доске. С помощью ИКТ интереснее проводится контроль уровня сформированности учебных навыков на основе тестовых программ и оказание справочно-информационной поддержки.
Возможны такие виды работы, как:
- упражнения на заполнение пропусков;
- запрет обучаемому переходить к следующему заданию или предложению;
- упражнения в виде кроссвордов, где при написании слова неправильная буква высвечивается серым, а не чёрным цветом;
- учащемуся предлагается соотнести два списка иностранных слов и установить пары синонимов или антонимов;
- учащемуся предлагается список слов и перечень толкований этих слов.
Урок – проект. На подготовительном этапе используется Интернет для сбора информации. Следующий этап: выполнение презентации в программе Power Point. Выступление: использование презентаций, компьютерных обучающих программ, таблиц, диаграмм. Очень интересно наблюдать за развитием учащихся в их презентациях. Для каждого ребенка это возможность выразить и показать себя, свои интересы, приобретенные навыки. Ученики делают презентации о себе, на слайдах они размещают свои фотографии, картинки, ключевые слова, фразы, которые помогают им сделать сообщение по теме. Презентации учащихся - это не только рассказ по теме или вопросу, но и попытка прокомментировать его и высказать свое мнение, а если его нет в выступлении, одноклассники обязательно поинтересуются. Этот интерес к мнению друзей соответствует возрастным особенностям.
Урок изучения новой темы. Использование наряду с традиционной технологией обучения возможностей ИКТ поможет учителю в подборе разнообразного материала, как правило, более интересного.
Итоговый урок: ИКТ позволяет использовать на уроке тесты более рационально и экономит время урока. Учащиеся могут узнать свой результат сразу после тестирования. Применение ИКТ дает возможность избежать субъективности оценки.
К 5 вышеназванным направлениям использования ИКТ в образовательном процессе обязательно следует добавить сетевую форму работы. Правда, она доступна при условии наличия Интернета у обеих сторон сотрудничества: у учителя и его учеников.
Сетевые возможности применения ИКТ в обучении.
Пользователи Skype имеют возможность установить мгновенную голосовую связь с абонентом, находящимся в любой точке земного шара при наличии у него данных программ (либо позвонить на обычный стационарный телефон), или общаться посредством письменного чата. Существует также возможность подключения и использования веб-камеры.
Данные чат платформы, используемые в педагогических целях, открывают новые возможности в преподавании, например, иностранного языка. Используя чат и голосовую связь, можно:
• проводить уроки-проекты с учащимися из других стран;
• обсуждать темы с гостем-представителем другой страны, являющимся компетентным в той или иной области научного знания;
• предлагать кардинально новые, нестандартные задания. Например, для установки первого языкового контакта обучаемого и носителя языка, задав параметры искомого собеседника предложить: «Используя программу, найдите собеседника в такой-то (определяется в зависимости от изучаемого языка и целей преподавателя) стране. Узнайте его имя, интересы, т.п. Расскажите о себе… и т.д.»;
• функция архивации текста чата позволяет по окончании общения анализировать чатлог (Chatlog) с точки зрения грамматики, лексики, пунктуации, стилистики, речевых ошибок и т.п. и на этой основе выстраивать новые виды заданий.
Хотя данные средства Интернет коммуникации появились сравнительно недавно, в мировой практике преподавания английского языка уже накоплен определенный опыт их использования в учебном процессе.
Еще одна из форм сетевой работы - блоги.
Блог (web-log) – эта страничка сайта, представленная в виде журнала-дневника или календаря, в котором информация располагается в хронологической последовательности. Блог может обновляться ежедневно/ еженедельно/ ежемесячно. Правом размещения информации и редактирования блога обладает его создатель, посетители же блога могут оставить свои комментарии к статьям. В блоге можно также разместить фотографии, аудио, видео, ссылки на другие сайты, Интернет статьи, и т.п. Выделены такие их типы: поддерживаемые:
учителем http://www.blogger.com/home?pli=1&pli=1 ;
совместными усилиями учителя и учеников;
учеником индивидуально.
Среди блогов выделяют особый тип – аудио блоги, или так называемые глоги (графический блог). Это те же сетевые дневники, только с аудиофайлами в формате MP3, которые можно слушать on-line или загрузить в MP3 плеер. e.g. http://srex7e8.edu.glogster.com/glog-652/
Существуют различные типы глогов:
1. аутентичные файлы с записью носителей языка http://www.podcastsinenglish.com/
2. глоги, созданные преподавателями для своих учащихся и др.
Это большое поле новых возможностей для наших учителей по внедрению IT-технологий в обучении.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Система образования должна быть нацелена не столько на усвоение суммы готовых знаний, сколько на формирование интеллектуальных умений, умений самостоятельной познавательной деятельности. Внедрение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой.
Что изменилось с внедрением ИКТ в процесс обучения? Положительная мотивация Возможность применять свои знания и навыки Повышение интереса к изучаемому предмету Процесс усваивания материала идет гораздо быстрее и легче Успешное использование индивидуальной формы работы Самостоятельная работа учеников Электронные публикации статей и презентаций Процесс обучения более открытый для новых идей и источников знаний Интернет делает образование и самообразование увлекательным и привлекательным Ученики, которые систематически работают с компьютерными программами, занимаются проектной деятельностью, реально повышают свое качество знан ий
Эффективность использования ИКТ Общекультурное развитие учащихся Совершенствование навыков владения компьютером Совершенствование языкового уровня Индивидуализация обучения (дифференцированные задания) Самоутверждение учащихся Повышение мотивации в изучении учебного предмета (уроки проходят “на одном дыхании”) Экономия расходования материалов учителем (нет необходимости создавать бесчисленные карточки, печатные материалы) Эстетичность презентации учебных материалов Совершенствование процесса проверки работ учащихся
Принципы применения ИКТ Принцип необходимости Принцип информативности Принцип надежности
Способы применения ИКТ на уроках Использование готовых мультимедийных продуктов и компьютерных обучающих систем. Создание собственных мультимедийных и обучающих программ. Создание собственных мультимедийных презентаций. Использование ИКТ во внеклассной работе. В нашем лицее особенно ярко выражен исследовательский метод обучения - метод проектов. Использование ресурсов сети Интернет.
Применение ИКТ в обучении обеспечивает оптимизацию управления обучением получение информационной поддержки диагностику, регистрацию и систематизацию параметров обучения работу с учебными материалами (поиск, анализ, отбор, оформление, создание) организацию коллективной работы; осуществление дистанционного обучения
Применение проектной методики в сочетании с ИКТ актуально на средней и старшей ступени обучения (обучение использованию – на младшей ступени) самостоятельное использование информационных технологий как средства получения новой информации, расширения знаний и применения их в новых областях
IT -технологии в различных типах уроков Урок – проект (используется Интернет для сбора информации, выполнение презентации в программе Power Point , использование презентаций, компьютерных обучающих программ, таблиц, диаграмм) Урок изучения новой темы (Использование возможностей ИКТ поможет учителю в подборе разнообразного, более интересного материала) Итоговый урок (позволяет использовать на уроке тесты более рационально и экономит время урока. Учащиеся могут узнать свой результат сразу после тестирования. Применение ИКТ дает возможность избежать субъективности оценки)
Сетевые возможности применения ИКТ в обучении Skype - установить мгновенную голосовую связь с абонентом или общаться посредством письменного чата, или организовать конференцию Блоги ( http://www.blogger.com/home?pli=1&pli=1 ) и глоги ( http://srex7e8.edu.glogster.com/glog-652/ http://www.podcastsinenglish.com/ )
Учебное сотрудничество и ИКТ
Спасибо за внимание! Сайты , полезные для учителей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение информационных технологий в образовательном процессе как инновационная деятельность учителя специальных (коррекционных) классов
Работа посвящена проблеме современной педагогической инновационной деятельности учителя. Она содержит возможности использования информационных технологий на уроках в специальных (коррекционных) класса...
Применение информационных технологий в проектной деятельности на уроках немецкого языка.
С полной уверенностью могу утверждать, что метод проектов, обучение в сотрудничестве позволяют решить проблему мотивации, создать положительный настрой учащихся, научить их не просто запоминать и восп...
Применение информационных технологий в проектной деятельности
Применение инфоримационных технологий в проектной деятельности. Этапы работы над проектом....
Применение информационных технологий в проектной деятельности на уроках немецкого языка.
Русанова Ирина Сергеевнаучитель немецкого языкаИнформатизация учебного процесса – одна из важнейших задач современного образования. Она связана с развитием материально-технической базы уче...
Применение информационных технологий во внеурочной деятельности
Применение информационных технологий во внеурочной деятельности...
Применение информационных технологий в образовательном процессе
Презентация на тему "Применение информационных технологий на уроках иностранного языка". Использование ИКТ в обучении английскому языку....
Применение информационных технологий в образовательном процессе
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НА ПРИМЕРЕ УРОКА КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ...