Формирование коммуникативной компетентности в рамках гимназического пространства в обучении иностранному языку
статья по теме
Для гимназического образования важна дальнейшая успешная социализация выпускника, которая невозможна без данного опыта. Человек не может быть успешен в профессии, в жизни, если он не обладает необходимым опытом общения. Как решается эта задача в рамках нашего образовательного поля? Основная цель обучения иностранному языку в гимназии – развитие у школьников способностей (компетенций) использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира и как средство для овладения предметными областями в сфере гуманитарных, естественных и других наук.
Эта цель предполагает взаимосвязанное коммуникативное и социокультурное развитие школьников. Обучение иностранному языку в гимназии заключается в формировании иноязычной коммуникативной компетенции, способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Одним из способов формирования компетентности в общении по иностранному языку является создание единой системы урочной и внеурочной работы по предмету, так как изучение любой программной темы может быть продолжено во внеклассной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya1.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Человеческое общество немыслимо вне общения. Общение выступает необходимым условием, без которого невозможно существование человека. Реальность и необходимость общения определена совместной деятельностью: чтобы жить люди вынуждены взаимодействовать. Общается всегда деятельный человек, деятельность которого пересекается с деятельностью других людей. Общение позволяет организовывать общественную деятельность и обогатить её новыми связями и отношениями между людьми.
Человек с момента рождения общается с другими людьми, но порой люди, отличающиеся высокими достижениями в изучении явлений материального мира, оказываются беспомощными в области межличностных отношений, поэтому человек должен изучать правила взаимодействия с людьми, чтобы стать социально полноправным членом общества. Другими словами, общение будет эффективно лишь тогда, когда люди, взаимодействующие друг с другом, компетентны в данной ситуации.
В самом общем плане компетентность в общении предполагает развитие адекватной ориентации человека в самом себе – собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации и задаче.
Таким образом, формирование коммуникативной компетенции человека является актуальной проблемой нашего времени, решение которой имеет большое значение, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.
Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Так считал Антуан Сент-Экзюпери, об этом рассуждали философы на протяжении веков и эта тема остаётся актуальной и в наши дни. Вся жизнь человека протекает в постоянном общении. Человек всегда дан в контексте с другим – партнером реальности, воображаемым, выбранным и т.п., поэтому с этой точки зрения трудно переоценить вклад компетентного общения в качество человеческой жизни, в судьбу в целом.
Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия. Развитие компетентного общения в современных условиях предполагает ряд принципиальных направлений его гармонизации.
Коммуникативная компетентность как знание норм и правил общения, владения его технологией, является составной частью более широкого понятия “коммуникативный потенциал личности”.
Коммуникативный потенциал – это характеристика возможностей человека, которые и определяют качество его общения. Он включает наряду с компетентностью в общении ещё две составляющие: коммуникативные свойства личности, которые характеризуют развитие потребности в общении, отношение к способу общения и коммуникативные способности – способность владеть инициативой в общении, способность проявить активность, эмоционально откликаться на состояние партнёров общения, сформулировать и реализовать собственную индивидуальную программу общения.
Коммуникативная культура личности, как и коммуникативная компетентность, не возникает на пустом месте, она формируется. Но основу её формирования составляет опыт человеческого общения. Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются: опыт народной культуры, то есть знание норм поведения; знание языков общения, используемых народной культурой; опыт межличностного общения в разных сферах; опыт восприятия искусства. Где его может получить ребёнок? В школе. Приоритетами образования является ориентация на целостную личность, которая обладает не только необходимыми знаниями, но и собственно-личностными характеристиками, имеет опыт самореализации, и конечно коммуникации.
Для гимназического образования важна дальнейшая успешная социализация выпускника, которая невозможна без данного опыта. Человек не может быть успешен в профессии, в жизни, если он не обладает необходимым опытом общения. Как решается эта задача в рамках нашего образовательного поля? Основная цель обучения иностранному языку в гимназии – развитие у школьников способностей (компетенций) использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира и как средство для овладения предметными областями в сфере гуманитарных, естественных и других наук.
Эта цель предполагает взаимосвязанное коммуникативное и социокультурное развитие школьников. Обучение иностранному языку в гимназии заключается в формировании иноязычной коммуникативной компетенции, способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Одним из способов формирования компетентности в общении по иностранному языку является создание единой системы урочной и внеурочной работы по предмету, так как изучение любой программной темы может быть продолжено во внеклассной работе. При планировании и осуществлении внeурочной работы учителя иностранного языка выбирают те формы работы, которые, с одной стороны помогают в решении практических, образовательных и воспитательных задач, а с другой стороны, отвечают интересам детского коллектива, способствуют развитию коммуникативных способностей и сочетаются со всей системой учебно-воспитательного процесса.
В рамках внеурочной работы по иностранному языку, целями которой являются:
-расширение и углубление знаний, умений и навыков в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью;
-стимулирование интереса учащихся к изучению предмета;
-всестороннее развитие личности, включая интеллектуальную, эмоционально-волевую и духовно-нравственную сферы.
решаются такие задачи:
-усовершенствование знаний, привычек и умений, приобретенных на уроках ИЯ;
-формирование коммуникативной компетентности
-помощь ребёнку в формировании мировоззрения;
-развитие их творческих способностей, самостоятельности, эстетичных вкусов;
-воспитание любви и уважения к людям своего родного края и страны, язык которой изучается.
Направление | Цели/содержание работы | Формы работы |
Лингвистическое | - формирование межкультурной компетенции, - повышение мотивации к изучению иностранного языка; - развитие навыков самостоятельной работы в рамках организации проектной деятельности; - развитие информационной компетенции обучающихся, навыков использования высокотехнологичных средств при изучении немецкого языка (Интернет-ресурсы); - развитие творческих умений в процессе практического освоения иностранного языка. развитие творческой активности обуч-ся - расширение культурологического кругозора -Формирование устойчивого интереса к другому языку, к культуре, традициям страны -всестороннее развитие личности - воспитание чувства ответственности за себя и команду, взаимовыручки и взаимоподдержки | -Дистанционный проект, посвящённый году учителя, при технической поддержке сайта гимназического методического объединения «Лингвистика» www.volgagym.ucoz.ru - Городской конкурс инсценированной сказки на немецком языке, проводимый центром изучения НЯ им. Гёте - Интернет-проект «Мы читаем книгу» в рамках всероссийского конкурса - Городской исторический форум «По страницам немецко-русской истории» - видеофильмы, календари событий - конкурс «В мире английского языка», «Французский язык – это здорово» -Конкурс инсценированной песни на иностранном языке «Евровидение по-нашему!» |
Данные формы работы позволяют формировать у обучающихся критическое отношение к Интернет-ресурсам, компонентов информационной культуры, навыки работы в «образовательном» Интернете, создавать неформальную среду общения на форумах, экономит время обучающихся, позволяет реализовать индивидуальный подход.
Эти мероприятия являются массовыми, ежегодными и традиционными. Театрализация, музыкальные конкурсы, проектная деятельность повышают самостоятельность учащихся, поисковая деятельность учащихся к ходе подготовки к «выступлению на публике» дополняется внеклассными занятиями под руководством учителя и составляет вместе с ними неразрывное целое. Такой подход обеспечивает усвоение пройденного, повышает развивающую роль обучения, является средством воспитания и развития познавательных возможностей учащихся, позволяет по-новому решать проблему учета индивидуальных особенностей учеников. В процессе любого «действа» (сказки на иностранном языке, музыкального конкурса, снятие видеофильма, создание комикса, макета календаря, выбор роли, и т.д.), ученики общаются, следовательно, используют лексику, усвоенную на уроках. Любое представление является своего рода обобщением языковых знаний, умений, навыков учащихся. При участии в подобных мероприятиях пассивный словарный запас детей постепенно переходит в активный, т.е. ученик способен уже передавать свои мысли на иностранном языке более свободно как в устной речи, так и в письменной. Такие внеурочные мероприятия формируют коммуникативно-компетентную личность, свободно пользующуюся языковыми навыками в любой ситуации. Конкурсы объединяют детей, воспитывают уважительное отношение друг к другу.
Наши проекты проводятся при участии языковых ассистентов центра изучения НЯ ВГИ. Ребята могут общаться с носителями языка – представителями другой культуры, в том числе и коммуникативной. Такое общение имеет следующие особенности: его содержание не всегда предсказуемо; возможны переходы от одной темы к другой; требуются незнакомые или забытые слова; требуется активная мобилизация речемыслительных резервов: используются разнообразные коммуникативные стратегии, чтобы «приспособить» не всегда совершенную и доступную форму к мыслимому содержанию высказывания; иностранный язык используется в реальном действии.
Можно говорить о сложившейся системе работы по формированию коммуникативной культуры, эта работа отличается результативностью, которая обеспечивается соблюдением следующих условий:
- иноязычное образование;
- реальное общение;
- личностный смысл;
- мотивированность любого действия;
- речемыслительная активность;
- связь общения с другими видами речевой деятельности;
- ситуации как системы взаимоотношений;
- функциональность;
- новизна и эвристичность;
- содержательность;
- проблемность.
В процессе коммуникации перед учащимися возникает необходимость договориться, заранее спланировать свою деятельность. Происходит становление субъективного отношения к другим детям, т.е. умение видеть в них равную себе личность, учитывать их интересы, готовность помогать. Общаясь со сверстниками, ребенок учится управлять действиями партнера, контролирует их, показывает собственный образец поведения, сравнивает других ребят с собой.
Наблюдается высокий интерес обучающихся, полная самостоятельность суждений. Разновозрастной состав обучающихся прививает чувство дружелюбного отношения старших к младшим, использование ИКТ помогает поддерживать внимание и интерес на протяжении всего мероприятия. Данная работа способствует формированию навыков самоуправления (жюри-дети, ведущие – дети).
Выводы:
Гимназия предоставляет каждому ученику возможность приобрести опыт общения, реализуя себя в различных видах и формах образовательного процесса. Мероприятия разноплановые, нестандартные, интересные, своеобразие их объясняется тем, по мнению Л.С. Выготского, что на каждом возрастном этапе развития детей складывается своеобразное присущее исключительно данному возрасту, прежде всего, социальному, единственное и неповторимое отношение к окружающему миру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта "Формирование коммуникативной компетентности учащихся средствами школьных СМИ, при обучении на уроках и во внеурочной деятельности русскому языку и литературе"
Представленный опыт работы не содержит принципиальных педагогических открытий и изобретений. Он являет собой индивидуально осмысленные и практически осуществленные (осуществляемые) системы комму...
Аутентичные тексты как одно из условий формирования иноязычной коммуникативной компетенции у подростков на среднем этапе обучения иностранному языку
работа для аттестации...
Формирование навыков коммуникативной компетенции через личностно-ориентированный подход в обучении иностранным языкам.
В данной статье рассмотрен опыт работы по использованию некоторых инновационных образовательных технологий,в основе которых лежит метод коммуникативных заданий....
Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы по теме:"Формирование коммуникативной компетентности и творческого Мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы".
Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы по теме:"Формирование коммуникативной компетентности и творческого мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы...
Коммуникативная игра как средство, обеспечивающее практическую направленность обучения иностранному языку.
Как известно, лучший путь для овладения языками – это общение. Ведущей технологией в обучении языку является технология коммуникативного обучения. Одним из средств решения задачи обучения общени...
Формирование коммуникативной компетентности учащихся через использование интерактивных технологий обучения на уроках английского языка
Работа включает материалы методической темы, представленной мною на конкурс "Учитель года"...
Формирование коммуникативной компетентности и творческого мышления обучающихся на уроках русского языка и литературы.
Статья посвящена приемам формирования коммуникативной компетенции и творческого мышления на уроках русского языка и литературы...