Использование компьютера для огранизации межкультурного общения на уроках ИЯ
статья по теме
Доклад к заседанию кафедры.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование компьютера для организации межкультурного общения на уроках ИЯ
Использование компьютерных технологий в процессе обучения является одним из основных требований нашего времени. Компьютерные технологии начинают постепенно осознаваться многими педагогами как один из неотъемлемых инструментов познания мира. Современный компьютер представляет собой эффективное средство оптимизации условий умственного труда. Компьютер является на столько мощным инструментом, что вместе с ним в школу приходят новые формы и методы обучения.
Часто на уроках иностранного языка процесс вовлечения учащихся в устную речь по различным темам бывает неинтересным, скучным. При работе с использованием компьютера это исключено, так как необходимые на уроке наглядность и ситуации на мониторах вполне реальны - "изображения" движутся, разговаривают на ИЯ, задают вопросы и т.д. Ученик на уроке работает с радостью и удовольствием, выполняет все задания творчески. Радость познания - вот что дает использование компьютера на уроках. А это с развитием мышления ведет к инициативной речи.
Сейчас имеется большое разнообразие современных мультимедийных учебников, где можно найти достаточно упражнений для учащихся с различным уровнем знаний. Большую роль мультимедийные учебники оказывают в проведении фонетических зарядок. Звуки, слова, словосочетания и предложения воспринимаются учащимися на слух и зрительно. Ученики имеют возможность наблюдать на экране компьютера за артикуляционными движениями и воспринимать на слух правильную интонацию, так как программа озвучена профессиональными дикторами. При этом, в силу достаточно высоких имитативынх способностей учащихся, в их памяти запечатлеваются правильные образцы, тем самым они постепенно улучшают свое произношение.
Всем известно об обучающих возможностях игр. Наряду с устными играми, которые проводятся на уроках, можно использовать также мультимедийные игры. Здесь имеется большое разнообразие лексических игр, где заучиваются написание слов, их передов и произношение. Все игры сопровождаются красочными картинками.
В новых учебниках по ИЯ в основу обучения положены диалоги (Мультимедийная программа "Bridge to English"). Авторы данного пособия последовательно готовят учащихся к овладению диалогической речью, главным образом по следующей схеме:
- Введение лексики с помощью яркой наглядности, аудирования и графического образа с транскрипцией. Одновременное написание и звучание слова оказывают большую помощь при обучении чтению.
- Закрепление лексики. С помощью компьютерной мыши необходимо правильно указать на нужную картинку. Далее идет увлекательная игра "Стрельба по мишени". За определенный промежуток времени нужно правильно напечатать слово, успеть "выстрелить", нажав на клавишу ввода. Такой вид работы способствует формированию у детей орфографических навыков и развивает технику чтения.
- Работа над грамматикой.
- Разговор. Идет аудирование.
- Диалог. Овладение многообразием ответных форм поможет учащимся в будущем находить выход из разных языковых затруднений и научит придавать формам эмоциональную окраску. А многократная тренировка будет развивать и закреплять навыки устной речи.
Большую помощь оказывает применение информационных технологий в разработке дополнительных учебных заданий по предмету, в подготовке и проведении контрольных работ, олимпиад, предметных недель. Используя компьютер, учитель имеет возможность сохранить, при необходимости переделать по своему усмотрению тематические и поурочные планы, конспекты уроков и внеклассных мероприятий, распечатать нужное количество экземпляров.
Отмечая все положительные стороны использования компьютеров необходимо подчеркнуть, что никакие самые новейшие электронные технологии не смогут заменить на уроке учителя. Пробудить эмоции, заглянуть в душу ребенка сможет только учитель. Самое важное на уроке - живое слово учителя, только учитель, с помощью своего высокого профессионализма может создать на уроке психологически комфортную обстановку. Поэтому использование даже самых удачных мультимедийных учебников и программ не может заменить живое общение на уроке.
Таким образом, главной и ведущей фигурой на уроке остается учитель, и применение компьютерных технологий следует рассматривать как один из эффективных способов организации учебного процесса. И поскольку в нашей стране идет постоянная модернизация образования, одним из основных требований к профессиональной деятельности учителя является информационная компетентность.
Межкультурное общение: виртуальный опыт.
Школьники и преподаватели прекрасно осознают, какие возможности предоставляет Интернет, используют его как средство общения и как наиболее быстрый способ получения необходимой информации.
Учителя, использующие на своих уроках ИКТ знают, каким могучим средством мотивации может выступать подобное расширение традиционных уроков, возможность вывести учащихся в безграничный мир.
В последние годы сложилась система взаимопомощи, обмена опытом учителями из различных регионов, теперь наладить контакты, получить необходимую информацию не сложно, если пользоваться различными образовательными сайтами.
Многие страны в последние время внедряют новейшие технологии в процесс преподавания, так японцы ввели в учебник уроки, где даются ссылки не только на конкретные сайты, но и на реального учителя из другой страны, который отвечает на вопросы учеников. Также не редкость дистанционные уроки, уроки-конференции.
Необходимость постоянного обмена опытом, налаживание контактов осознают многие Интернет-издательства, создатели образовательных, справочных сайтов. В основном все специализированные сайты имеют на своих страницах раздел "Вопрос - ответ" или "Доску дискуссий", где педагоги - пользователи из различных городов и стран могут задавать друг другу или редакторам, создателям сайта или сотрудникам определенного издательства интересующие их вопросы. Такого рода виртуальные дискуссии педагогов - практиков представляют особый интерес по ряду причин. Во-первых, это обмен опытом. Во-вторых, это хорошая возможность увидеть, чем заняты коллеги из других стран, что их интересует, волнует, что вызывает сложности. А проблемы, не смотря на все различия, в процессе обучения и образования у нас одни и те же.
Для того, чтобы учитель мог найти интересный и понятный ему сайт нужна информация, умение пользоваться новостями, электронными справочниками, ресурсами всемирной сети Интернет. Одна из основных сложностей, с которой сталкиваются многие учителя - это не умение ввести ИКТ в учебную программу, поэтому необходимо преподавателей учить и мотивировать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер- класс Развитие межкультурного общения
Данный мастер- класс строится с учетом того, что многие из участников впервые заговорили по-французски. Главное внимание необходимо уделить соответствию языкового материала, упражнений уровню по...
Понятие межкультурной коммуникации.Особенности межличностной коммуникации при межкультурном общении. Методики.
Презентация к работе "Понятие межкультурной коммуникации.Особенности межличностной коммуникации при межкультурном общении. Методики."...
Развитие социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка (формирование умения представлять свою страну в условиях межкультурного общения)
выпускная квалификационная работа...
Статья "Межкультурное общение по переписке"
Новые информационные технологии, это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Современные педагогические технологии такие, как об...
Метапредметный конспект урока "Межкультурное общение"
Данный урок можно проводить совместно с психологом школы. Цель урока направлена на толерантное отношение учащихся к жителям изучаемого языка, сравнение характеров двух народов, повторение известных по...
Использование УМК Spotlight для обучения межкультурному общению (на базе 7 класса).
Данная статья будет полезна всем, кто хочет расширить рамки кругозора своих учеников, и научить их не просто английскому языку, а общению с представителями иноязычных стран. В статье рассмтриваются уп...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭВФЕМИЗМОВ КАК ОДНА ИЗ ОСНОВ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОРРЕКТНОСТИ В МЕЖКУЛЬТУРНОМ ОБЩЕНИИ
Данная статья посвящена проблеме использования политически корректной лексики в СМИ. На современном этапе развития межкультурной коммуникации все большую значимость приобретает проблема политкорректно...