Развитие эмпатийных умений в изучении иностранного языка.
статья (10 класс) по теме
В статье раскрыто понятие "эмпатии", ее формы, представлены методики эмпатийного общения учителя и ученика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
empatiya.docx | 31.42 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУСОШ № 96 г.Краснодар
Учитель английского языка
Пенина Л.С.
Развитие эмпатийных умений в изучении иностранного языка.
Изучение эмпатии открывает новые возможности для более эффективного воздействия на личность в общении. По мнению ученых, таких как Ахмедшина Ф.Ы., Борсенко С.Б., Михайльченко Г.Ф., эмпатия проявляется в ситуациях диалогического общения и взаимодействия являясь одним из регуляторов взаимоотношений людей и обладает влиянием на нравственное становление личности.
Понятие «эмпатия» включает в себя основные значения:
-психический процесс, позволяющий человеку принять и понять переживания;
-деятельность человека, которая позволяет особым способом строить общение с другим человеком
-эмпатия как особый вид внимания к другому человеку.
Формы эмпатии могут быть представлены как система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга. Высшая форма эмпатии – это сочувствие, сопереживание, проявляющееся в основном по отношению к самым близким людям.
Эмпатическое понимание рассматривается как интерперсональное феноменологическая форма знания. В рамках данного подхода познание другой личности, прогнозирование ее поведения и понимание внутреннего мира другого человека, а так же познание самого себя рассматриваются как необходимые условия для общения и межличностного взаимодействия. Таким образом, уровень эмпатийной способности личности отображает степень межличностного восприятия. Человек, вступая в эмпатийное общение, в том числе в процессе обучения иностранному языку, реализует информационно-коммуникативную функцию, в результате чего происходит взаимосвязь между поведением, накопленным опытом и чувствами участника коммуникации.
На занятиях учителю необходимо представлять позитивные ролевые модели, обращать внимание учеников на взгляды и позиции которые встречаются в сказках, ролевых играх и реальной жизни и порой отличаются от взглядов самих детей. В процессе занятий ученики должны научиться обращать внимание на то, какие эмоции испытывают они сами и другие люди в различные моменты жизни и в ответ на различные жизненные ситуации. Нужно учить ребенка понимать, что чувствуют другие люди и какими способами они это выражают. Ребенок должен научиться вставать на место другого человека и соответственно отвечать вербальными и невербальными способами в знак понимания и сопереживания. Одним из важнейших элементов эмпатии является способность понимания и использования невербальных средств выражения эмоций. Положительные эмоции усиливают познавательный интерес ученика к овладению иностранным языком. Познавательный интерес – это как основной и надежный показатель активно положительного отношения школьников к учению, как тот важный мотив учения, который побуждает учиться с охотой, который связан с радостными переживаниями от умственного труда, писала в свое время профессор Галина Ивановна Щукина 1984г.
Учеников необходимо обучать пониманию различных аспектов невербального поведения (жестов, языка тела, выражения лица и так далее). Важную роль играет так же тембр голоса, скорость речи, интонация, поза и жестами, организация межличностного пространства. Несомненно, данные способности значительно способствуют и формированию иноязычной коммуникативной компетенции, поскольку ребенок получает возможность «декодировать» и использовать невербальные средства выражения, характерные для представителей культуры изучаемого языка.
Преподавателю необходимо демонстрировать различные модели позитивного поведения как самому, так и при помощи моделирования различных коммуникативных ситуаций. Нужно давать детям возможность открыто говорить о своих чувствах и эмоциональных состояниях. Преподаватель должен внимательно слушать каждого ученика и приучать других детей слушать друг друга.
Существуют различные типы упражнений и заданий, а также приемы и техники, позволяющие формировать и развивать эмоциональный интеллект детей в процессе изучения иностранного языка. Среди наиболее эффективных можно назвать игровые формы заданий (сюжетно-ролевые игры, игры драматизации, игры на развитие навыков общения), стихотворения, сказки, использование фотографий, рисунков, музыки, миниконкурсы, игры-соревнования, использование специализированных компьютерных программ.
Приведем один из примеров такой игры – «Предсказатель судьбы»
Дети следуют инструкциям, чтобы изготовить восьмиугольник из квадратного листа бумаги. Они раскрашивают 4 внутренних поверхности разными цветами, затем пишут цифры от 1 до 8 снаружи и под ними – различные позитивные послания на английском языке, например –
“You’re great!” “You’re wonderful”. Ученики по очереди играют в парах, например:
-What’s your favourite namber?
-Four!
-1, 2, 3 , 4
-What’s your favourite colour?
-Red!
-R-e-d (ученик произносит слово по буквам, затем читает послание, написанное под красным цветом с цифрой 4) «You’re great!»
Обеспечивая языковую и речевую опоры для отработки вопроса и названий цифр и цветов, данное упражнение способствует смене ролей, активному слушанию учениками друг друга и желанию взаимодействовать. Будучи положительно настроенными по отношению к одноклассникам, которые являются партнерами по выполнению упражнения, дети начинают видеть и себя в позитивном свете, усиливая таким образом чувства собственного достоинства и самоуважения. Упражнения подобные «Предсказателю» способствуют осознанию детьми своих эмоций в тот момент, когда другие говорят им приятные слова.
Ситуации общения моделируемые в ролевой игре позволяют приблизить речевую деятельность на уроке к реальной коммуникации и дают возможность использовать язык как средство общения актуализируя при этом как вербальные, так и невербальные средства общения.
В настоящее время создан учебник «Английский в фокусе» «Spotlight» - совместная продукция издательства «Просвещение» и «Express Publishing», в котором развитие эмоционального интеллекта детей интегрируется в процесс изучения иностранного языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологии развития «жизненных умений» на уроках иностранного языка в старшей школе
Выступление по данной тематике было на педогогическом совете....
«Развитие и контроль коммуникативных умений на уроке иностранного языка»
«Развитие и контроль коммуникативных умений на уроке иностранного языка»...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Статья посвящена использованию игровых приемов на уроках французского языка...
РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ФГОС ООО
Для того чтобы стимулировать развитие коммуникативных навыков, нужно выбирать такие формы урока, которые будут наиболее способствовать этому. Как показывает опыт, для поддержания плодотворной и ...
Доклад на тему: «Использование ИКТ для развития мотивации обучающих к изучению иностранных языков и работы с одаренными детьми. ThingLink-блог учителя английского языка»
В педагогической практике давно применяется термин "активные методы и формы обучения". Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня активности учебной деятельности учащи...
Внеурочная деятельность как средство развития познавательного интереса к изучению иностранного языка
Внеклассная работа ориентирует нас - учителей и обучающихся на систематический, интенсивный творческий поиск форм и способов совместной жизнедеятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодове...
Упражнения для развития коммуникативных умений и навыков в изучении иностранного языка
Данный материал содержит описание некоторых упражнений, направленных на развитие коммуникативных умений и навыков, Каждый вид приведённых упражнений проиллюстрирован наглядными примерами и может быть ...