Сущность иноязычной коммуникативной компетенции школьников на начальном этапе обучения иностранному языку
статья по теме

Дорошева Екатерина Викторовна

 

Коммуникативная компетенция охватывает языковые и речевые способности межкультурной компетенции школьников в обучении иностранному языку.   

Термин «коммуникативная компетенция» возник как развитие идеи N. Chomsky о лингвистической компетенции – ограниченном наборе грамматических правил, позволяющих порождать неограниченное количество правильных предложений. В работах L.Bachman, M.Canale, M. Swain было объяснено, что поскольку лингвистическая компетенция существенно ограничивала объект языкового тестирования в условиях коммуникативного обучения языку, возникли идеи расширения этого конструкта, который был назван «коммуникативная компетенция.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_po_kursovoy.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

            Сущность иноязычной коммуникативной компетенции школьников на  

                                начальном этапе обучения иностранному языку

Коммуникативная компетенция охватывает языковые и речевые способности межкультурной компетенции школьников в обучении иностранному языку.    

Термин «коммуникативная компетенция» возник как развитие идеи N. Chomsky о лингвистической компетенции – ограниченном наборе грамматических правил, позволяющих порождать неограниченное количество правильных предложений. В работах L.Bachman, M.Canale, M. Swain было объяснено, что поскольку лингвистическая компетенция существенно ограничивала объект языкового тестирования в условиях коммуникативного обучения языку, возникли идеи расширения этого конструкта, который был назван «коммуникативная компетенция.

Коммуникативная компетенция – это демонстрируемая область (области) успешной коммуникативной деятельности на основе усвоенных средств и стратегий речевого общения, подкрепляемых языковыми навыками и речевыми умениями. Данный вид компетенции составляют:

1)    декларативные знания: знания о мире; знания из различных областей; знания, присущие конкретной культуре и/или имеющие универсальный характер (индивидуальная картина мира); знание специфики изучаемой языковой системы;

2)   индивидуально-психологические особенности человека, позволяющие ему с той или иной степенью успешности осуществлять речевую деятельность (например, черты характера, темперамент, внимание к партнеру по общению и к предмету общения и др.);

3) навыки и умения, обеспечивающие обучающемуся экономное, эффективное овладение неродными для него языком и культурой (умение учиться: работать со словарем, использовать компьютерные и аудиовизуальные средства обучения и др.).

 При всем разнообразии подходов к изучению структуры коммуникативной компетенции, наиболее общими компонентами являются:

• лингвистический (лексика, грамматика, фонетика, орфография),

• дискурсивный (построение устных и письменных текстов),

• прагматический (успешное достижение коммуникативной цели),

• стратегический (преодоление трудностей коммуникации),

• социокультурный (соответствие социокультурным нормам).

Коммуникативная компетентность определяется в современной науке как интегративный личностный ресурс, обеспечивающий успешность коммуникативной деятельности. Этот ресурс включает не только компоненты, измеряемые с помощью языкового тестирования, но и иные составляющие. Эти составляющие не входят в конструкт языкового тестирования и не могут измеряться с помощью языковых тестов. Они обнаруживаются на более высоком – личностном уровне и включают интеллект, общий кругозор, систему межличностных отношений, специальные профессиональные знания, а также потенциал личностного развития и роста в овладении языком и коммуникативной деятельностью. Таким образом, коммуникативная компетенция представляет собой область успешной коммуникативной деятельности.

В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, т. к. коммуникативная компетенция выступает как интегративная, ориентированная на достижение практического результата в овладении английским языком, а также на образование, воспитание и развитие личности школьника.

Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использовании новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки, поэтому приоритетную значимость приобрело изучение английского языка как средства общения и обобщения духовного наследия стран изучаемого языка и народов.

Формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетентности рассматриваются в совокупности всех ее составляющих:

  1. речевой компетенции — совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме);
  2. умение планировать свое речевое и неречевое поведение;
  3. языковой компетенции — систематизации ранее изученного материала;
  4. овладение новыми языковыми средствами в соответствии  с отобранными темами и сферами общения: увеличение объема используемых лексических единиц;
  5. развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;
  6. социокультурной компетенции — увеличения объема знаний о социокультурной специфике англо-говорящих стран, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка;
  7. компенсаторной компетенции — дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации;
  8.  учебно-познавательной компетенции — развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению английским языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы  в других областях знания.

На сегодняшний день существуют следующие концепции или подходы в обучении иностранному языку:

  1. осознанно-практическая концепция (П. Плахотник);
  2. коммуникативно-функциональная концепция (Т. Сирык);
  3. системно-коммуникативная концепция (Р. Мартынова);
  4. коммуникативно-ориентированная концепция (авторы учебников, изданных в Оксфорде);
  5. коммуникативно-личностный и коммуникативно-ситуативный подходы (Скляренко, Т. Клементьева).

Основная цель обучения иностранного языка на современном этапе рассматривается в работе как  формирование иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и реальной готовности осуществлять иноязычное общение с носителями языка,       а также приобщение школьников к культуре страны/стран изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение представлять ее в процессе межкультурного общения.

На начальной ступени закладываются основы коммуникативной компетенции, позволяющие осуществлять иноязычное общение и взаимодействие детей, в том числе и с носителями языка, на элементарном уровне. 

Составляющими коммуникативной компетенции наиболее развернуто, представлены в одной из работ Джо Шейлза. Ими являются:

  1. лингвистическая,
  2. социолингвистическая,
  3. дискурсивная,
  4. стратегическая,
  5. социокультурная,
  6. социальная компетенция.

Достижение целей обучения иностранным языкам на начальном этапе реализуется посредством различных способов обучения. Например, существуют курсы, построенные на интеграции различных предметов: «Английский язык и окружающий мир» (Н.Н. Трубанева), «Интегральное обучение иноязычной культуре детей дошкольного и младшего школьного возраста» (на примере интеграции английского языка, рисования, ритмики, музыки и лингвострановедения) (Л.В. Гаделия) и др. Созданы курсы обучения иностранным языкам на сюжетной основе (К.К. Остапенко), с использованием произведений детской англоязычной литературы (О.А. Денисенко, С.В. Снегова) и т. д.

В своем исследовании М.З. Биболетова утверждается, что существующие подходы к обучению иностранным языкам делятся на: преимущественно когнитивные и преимущественно коммуникативные. То есть на те, в которых происходит последовательная опора на сознание, на опыт учащихся в родном языке и те, которые стремятся повторить путь овладения родным языком, основанный на методе проб и ошибок. Подходы варьируются в зависимости от условий обучения, таких как наличие языковой среды, возраст учащихся, мотивация, сходство и различия в родном и изучаемом языках. В определенный момент в методике преподавания иностранных языков  утвердился коммуникативный подход, в наибольшей степени соответствующий как ведущим в настоящее время целям обучения, так и психолого-педагогическим идеям сегодняшнего дня, лежащим в основе методических положений.

Отсюда языковое образование диктует необходимость формировать у учащегося готовность и способность жить и работать в меняющемся мире, успешно осуществлять различные формы общения с носителями других лингвоэтнокультур, перерабатывать получаемую в ходе этого общения информацию и принимать необходимые решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

В данной статье поднимаются актуальные вопросы современных требований к учителю, которому предстоит обеспечивать требуемый новыми стандартами результат обучения, используя всю мощь педагогической наук...

Фразеологический материал как средство совершенствования социокультурной компетенции школьников на среднем этапе обучения иностранному языку

В методической и педагогической литературе недостаточно разработок, способствующих осуществлению процесса межкультурной компетенции. Изменилась цель, но сам процесс обучения остался практически ...

курсовая работа на тему: "Аудирование как средство обучения монологической речи на начальном этапе обучения иностранному языку"

Здесь представленаМоя курсовая работа на тему "Аудирование как средство обущения монологической речи на начальном этапе обучения иностранному языку"...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Использование методов интерактивного обучения необходимо для формирования коммуникативной компетенции и эффектив...

Система упражнений обучения аудированию на начальном этапе обучения иностранному языку

В данной статье  приводится система упражнений для обучения аудированию на начальном этапе обучения иностранному языку...

Формирование коммуникативной компетенции в письменной речи при обучении иностранным языкам.

Компетентностный подход, продекларированный в современной системе образования на всех уровнях, предполагает формирование способности человека использовать имеющиеся знания и умения для решения конкрет...

Формирование коммуникативной компетенции на начальном этапе обучения иностранному языку.

Данный материал поможет вам  сделать урок английского языка  интересным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал познавательный интерес, мыслительную творческую активность учащихся....