Сущность иноязычной коммуникативной компетенции школьников на начальном этапе обучения иностранному языку
статья по теме
Коммуникативная компетенция охватывает языковые и речевые способности межкультурной компетенции школьников в обучении иностранному языку.
Термин «коммуникативная компетенция» возник как развитие идеи N. Chomsky о лингвистической компетенции – ограниченном наборе грамматических правил, позволяющих порождать неограниченное количество правильных предложений. В работах L.Bachman, M.Canale, M. Swain было объяснено, что поскольку лингвистическая компетенция существенно ограничивала объект языкового тестирования в условиях коммуникативного обучения языку, возникли идеи расширения этого конструкта, который был назван «коммуникативная компетенция.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Сущность иноязычной коммуникативной компетенции школьников на
начальном этапе обучения иностранному языку
Коммуникативная компетенция охватывает языковые и речевые способности межкультурной компетенции школьников в обучении иностранному языку.
Термин «коммуникативная компетенция» возник как развитие идеи N. Chomsky о лингвистической компетенции – ограниченном наборе грамматических правил, позволяющих порождать неограниченное количество правильных предложений. В работах L.Bachman, M.Canale, M. Swain было объяснено, что поскольку лингвистическая компетенция существенно ограничивала объект языкового тестирования в условиях коммуникативного обучения языку, возникли идеи расширения этого конструкта, который был назван «коммуникативная компетенция.
Коммуникативная компетенция – это демонстрируемая область (области) успешной коммуникативной деятельности на основе усвоенных средств и стратегий речевого общения, подкрепляемых языковыми навыками и речевыми умениями. Данный вид компетенции составляют:
1) декларативные знания: знания о мире; знания из различных областей; знания, присущие конкретной культуре и/или имеющие универсальный характер (индивидуальная картина мира); знание специфики изучаемой языковой системы;
2) индивидуально-психологические особенности человека, позволяющие ему с той или иной степенью успешности осуществлять речевую деятельность (например, черты характера, темперамент, внимание к партнеру по общению и к предмету общения и др.);
3) навыки и умения, обеспечивающие обучающемуся экономное, эффективное овладение неродными для него языком и культурой (умение учиться: работать со словарем, использовать компьютерные и аудиовизуальные средства обучения и др.).
При всем разнообразии подходов к изучению структуры коммуникативной компетенции, наиболее общими компонентами являются:
• лингвистический (лексика, грамматика, фонетика, орфография),
• дискурсивный (построение устных и письменных текстов),
• прагматический (успешное достижение коммуникативной цели),
• стратегический (преодоление трудностей коммуникации),
• социокультурный (соответствие социокультурным нормам).
Коммуникативная компетентность определяется в современной науке как интегративный личностный ресурс, обеспечивающий успешность коммуникативной деятельности. Этот ресурс включает не только компоненты, измеряемые с помощью языкового тестирования, но и иные составляющие. Эти составляющие не входят в конструкт языкового тестирования и не могут измеряться с помощью языковых тестов. Они обнаруживаются на более высоком – личностном уровне и включают интеллект, общий кругозор, систему межличностных отношений, специальные профессиональные знания, а также потенциал личностного развития и роста в овладении языком и коммуникативной деятельностью. Таким образом, коммуникативная компетенция представляет собой область успешной коммуникативной деятельности.
В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения английскому языку приобретают особое значение, т. к. коммуникативная компетенция выступает как интегративная, ориентированная на достижение практического результата в овладении английским языком, а также на образование, воспитание и развитие личности школьника.
Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использовании новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки, поэтому приоритетную значимость приобрело изучение английского языка как средства общения и обобщения духовного наследия стран изучаемого языка и народов.
Формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетентности рассматриваются в совокупности всех ее составляющих:
- речевой компетенции — совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме);
- умение планировать свое речевое и неречевое поведение;
- языковой компетенции — систематизации ранее изученного материала;
- овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения: увеличение объема используемых лексических единиц;
- развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;
- социокультурной компетенции — увеличения объема знаний о социокультурной специфике англо-говорящих стран, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка;
- компенсаторной компетенции — дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации;
- учебно-познавательной компетенции — развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению английским языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания.
На сегодняшний день существуют следующие концепции или подходы в обучении иностранному языку:
- осознанно-практическая концепция (П. Плахотник);
- коммуникативно-функциональная концепция (Т. Сирык);
- системно-коммуникативная концепция (Р. Мартынова);
- коммуникативно-ориентированная концепция (авторы учебников, изданных в Оксфорде);
- коммуникативно-личностный и коммуникативно-ситуативный подходы (Скляренко, Т. Клементьева).
Основная цель обучения иностранного языка на современном этапе рассматривается в работе как формирование иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и реальной готовности осуществлять иноязычное общение с носителями языка, а также приобщение школьников к культуре страны/стран изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение представлять ее в процессе межкультурного общения.
На начальной ступени закладываются основы коммуникативной компетенции, позволяющие осуществлять иноязычное общение и взаимодействие детей, в том числе и с носителями языка, на элементарном уровне.
Составляющими коммуникативной компетенции наиболее развернуто, представлены в одной из работ Джо Шейлза. Ими являются:
- лингвистическая,
- социолингвистическая,
- дискурсивная,
- стратегическая,
- социокультурная,
- социальная компетенция.
Достижение целей обучения иностранным языкам на начальном этапе реализуется посредством различных способов обучения. Например, существуют курсы, построенные на интеграции различных предметов: «Английский язык и окружающий мир» (Н.Н. Трубанева), «Интегральное обучение иноязычной культуре детей дошкольного и младшего школьного возраста» (на примере интеграции английского языка, рисования, ритмики, музыки и лингвострановедения) (Л.В. Гаделия) и др. Созданы курсы обучения иностранным языкам на сюжетной основе (К.К. Остапенко), с использованием произведений детской англоязычной литературы (О.А. Денисенко, С.В. Снегова) и т. д.
В своем исследовании М.З. Биболетова утверждается, что существующие подходы к обучению иностранным языкам делятся на: преимущественно когнитивные и преимущественно коммуникативные. То есть на те, в которых происходит последовательная опора на сознание, на опыт учащихся в родном языке и те, которые стремятся повторить путь овладения родным языком, основанный на методе проб и ошибок. Подходы варьируются в зависимости от условий обучения, таких как наличие языковой среды, возраст учащихся, мотивация, сходство и различия в родном и изучаемом языках. В определенный момент в методике преподавания иностранных языков утвердился коммуникативный подход, в наибольшей степени соответствующий как ведущим в настоящее время целям обучения, так и психолого-педагогическим идеям сегодняшнего дня, лежащим в основе методических положений.
Отсюда языковое образование диктует необходимость формировать у учащегося готовность и способность жить и работать в меняющемся мире, успешно осуществлять различные формы общения с носителями других лингвоэтнокультур, перерабатывать получаемую в ходе этого общения информацию и принимать необходимые решения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/01/picture-89458-1417445448.jpg)
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
В данной статье поднимаются актуальные вопросы современных требований к учителю, которому предстоит обеспечивать требуемый новыми стандартами результат обучения, используя всю мощь педагогической наук...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/26/picture-46457-1409058372.jpg)
Фразеологический материал как средство совершенствования социокультурной компетенции школьников на среднем этапе обучения иностранному языку
В методической и педагогической литературе недостаточно разработок, способствующих осуществлению процесса межкультурной компетенции. Изменилась цель, но сам процесс обучения остался практически ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/16/picture-247121-1410892817.jpg)
курсовая работа на тему: "Аудирование как средство обучения монологической речи на начальном этапе обучения иностранному языку"
Здесь представленаМоя курсовая работа на тему "Аудирование как средство обущения монологической речи на начальном этапе обучения иностранному языку"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/10/picture-665298-1575979210.jpg)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ
Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Использование методов интерактивного обучения необходимо для формирования коммуникативной компетенции и эффектив...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/03/picture-777210-1459704699.jpg)
Система упражнений обучения аудированию на начальном этапе обучения иностранному языку
В данной статье приводится система упражнений для обучения аудированию на начальном этапе обучения иностранному языку...
Формирование коммуникативной компетенции в письменной речи при обучении иностранным языкам.
Компетентностный подход, продекларированный в современной системе образования на всех уровнях, предполагает формирование способности человека использовать имеющиеся знания и умения для решения конкрет...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/07/picture-518659-1415354874.jpg)
Формирование коммуникативной компетенции на начальном этапе обучения иностранному языку.
Данный материал поможет вам сделать урок английского языка интересным, увлекательным и добиться того, чтобы он развивал познавательный интерес, мыслительную творческую активность учащихся....