Инновационно-исследовательский проект «Система компьютерной информационной образовательной среды (КИОС) в процессе обучения школьников иностранному языку»
методическая разработка по теме

Левендеев Виктор Иванович

Современное постиндустриальное общество  базируется на информационных технологиях. Сейчас они - движущая сила  человеческого прогресса  и степень овладения  ими  приобретают  сейчас  ключевое значение для всех и каждого.

             Особая  и очень острая проблема- соотношение российского  образовательного  пространства и  мировых достижений в области информационных технологий.  Ни для кого не секрет, что современная российская школа  значительно отстала  от стремительно развивающегося постиндустриального общества и его составляющих, а ведь школа и есть одно из этих составляющих и на данный момент она не в состоянии полноценно выполнить социальный заказ общества, не отвечая его потребностям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационно-исследовательский проект

«Система  компьютерной информационной  образовательной среды (КИОС)

в процессе обучения школьников  иностранному  языку»

             Современное постиндустриальное общество  базируется на информационных технологиях. Сейчас они - движущая сила  человеческого прогресса  и степень овладения  ими  приобретают  сейчас  ключевое значение для всех и каждого.

             Особая  и очень острая проблема- соотношение российского  образовательного  пространства и  мировых достижений в области информационных технологий.  Ни для кого не секрет, что современная российская школа  значительно отстала  от стремительно развивающегося постиндустриального общества и его составляющих, а ведь школа и есть одно из этих составляющих и на данный момент она не в состоянии полноценно выполнить социальный заказ общества, не отвечая его потребностям.             Как это могло случиться?

             Многие ссылаются на низкую техническую оснащённость  школ компьютерами и другой нужной аппаратурой, дефицит  методической литературы , но так было до недавних пор.  Теперь благодаря нацпроектам и президентским программам  по компьютеризации сельских школ, проблема решена. Что же  мешает нам развиваться в данном  направлении?

              Возможно, дело в том, что  во-первых большинство  педагогов воспринимают компьютер как пусть  и необычное но всё же ТСО, хотя   это нечто большее- например, как и учитель  компьютер является  носителем  информации и субъектом педагогического процесса.

              Во-вторых, информационные ресурсы и возможности  воспринимаются  традиционной  школой как  явный  и, возможно, довольно агрессивный конкурент знаниям и непререкаемому авторитету учителя, лишая его монополии в области знания, зачастую превращая в своего посредника.  Возникает страх перед  разнообразием содержания,  а, следовательно, возможной своей беспомощности, страх перед  необозримым  пространством  многообразных проб, самовыражении учеников  в этих пробах.

               Другой важнейшей проблемой современной школы  на пути создания упорядоченной  и логичной системы применения компьютерных технологий- новой информационной среды обучения является поиск оптимальных и  эффективных   способов овладения  компьютерными технологиями и использования их в учебно-воспитательном процессе.

              В связи с этим мною была поставлена своя проблема исследования: определить теоретические основы дидактической модели преподавания иностранных языков в школе в условиях современной компьютерной информационной  образовательной среды (КИОС).

Результаты диагностики, обосновывающие необходимость реализации проекта:

                 В процессе работы над проектом мною была проведена диагностика, из результатов которой можно сделать чёткие выводы: компьютеризированные уроки, а особенно их система  не только интересны учащимся, но и существенно влияют на процесс обучения, делают его более эффективным и результативным.

Для того, чтобы прийти к такому выводу,  мне потребовались  следующие диагностические методы исследования:

 • методы эмпирического исследования: анкетирование, наблюдение, педагогический эксперимент;
• статистические методы обработки данных опытно-экспериментальной проверки , графическое представление результатов.

В ходе эксперимента с учащимися 5-11 классов, суть которого заключалась в проведении двух некомпьютеризированных, а затем- двух компьютеризированных  уроков в каждом классе, затем провести контрольный срез знаний  ( тестирование знаний, полученных школьниками на этих уроках)  и сравнить  их результативность.

По результатам эксперимента выяснилось, что во всех классах видна чёткая закономерность- знания, полученные на компьютеризированном уроке более крепкие, ученики значительно лучше освоили материал, даже слабоуспевающие  были более уверены и  показали хорошие результаты во время контрольного среза.

            Параллельно была проведена диагностика уровня познавательного интереса  школьников на компьютеризированных и некомпьютеризированных  уроках:


               Как видно из графиков,    данные по результатам обученности и уровня познавательного интереса прямо пропорциональны, из этого можно сделать вывод, что компьютеризация процесса обучения несомненно оказывает огромное влияние на повышение мотивации учащихся, а отсюда- на эффективность результатов самого процесса обучения.

              Целью данного проекта  является разработка концепции интеграционного подхода к обучению иностранным языкам, характеризующегося эффективным сочетанием педагогических и информационных технологий на базе компьютерной информационно-обучающей среды школы и направленного на формирование основ
информационной компетенции школьников, необходимой для использования ИКТ в  учебной, а затем в профессиональной деятельности.
            Объектом исследования  при разработке проекта  выступил  дидактический процесс обучения иностранным языкам в школе в
условиях современной КИОС.
            Предметом исследования  я определил  компьютерно- информационную модель обучения иностранным языкам и условия, обеспечивающие ее эффективное функционирование в процессе обучения иностранным языкам.
             Гипотеза исследования заключается в предположении, что
внедрение КИОС в процесс преподавания иностранных языков
значительно повысит эффективность процесса обучения  и
обеспечит подготовку школьника  на уровне современных
требований общества, если:
• информатизация педагогического процесса в школе  будет осуществляться с учетом социально-экономических тенденций информатизации общества;
• проектирование дидактической модели будет осуществляться на основе системного подхода, предполагающего сочетание личностно- деятельностного, коммуникативного, социокультурного подходов;
• будет создан ряд условий, способствующих эффективному функционированию компьютерно-информационной модели и предполагающих наличие:  компьютерной информационно-образовательной  среды (КИОС), информационной компетенции у  учителя и ученика; устойчивой мотивации обучающегося; психологической грамотности и готовности у педагога и школьника к использованию КИОС; компьютерной безопасности процесса обучения;
• традиционный (без использования КИОС ) процесс обучения иностранным языкам будет постепенно перестроен ( в ходе практической реализации проекта), благодаря внедрению компьютерно-информационных методов.

Теоретической основой исследования послужили:
• концепции информатизации общества и образования (Гершунский Б.С, Зайцева Ж.Н., Хуторской А.В., Тихомиров O.K., Апатова Н.В. и др.)
• теории обучения с использованием компьютера, положения о сущности информационных технологий, разработанные в педагогике, психологии, методике обучения (Машбиц Е.И., Лернер А.Я., Ильин Г.Л., Беспалько В.П., Пейпер С, Полат Е.С., Роберт И.В., Селевко Г.А., Войскуновский А.Е., Скибицкий Э.Г., Извозчиков В.А., Кувардина Т.А., Нортон П., Пиаже Ж. и др.);
• теории системного и личностно-деятельностного подходов к изучению педагогических процессов (Леонтьев А.Н., Ананьев Б.Г., Рубинштейн С.Л.), теория контекстного обучения (Вербицкий А.А.);
• современные подходы к обучению иностранным языкам: личностно ориентированный (Зимняя И.А., Сухобская Г.С), коммуникативный (Бим И.Л., Китайгородская Г.А., Пассов Е.И.), социокультурный (Тер-Минасова С.Г., Сафонова В.В., Гальскова Н.Д.);

                В соответствии с проблемой, объектом, предметом и исходя из целей и гипотезы исследования, для реализации проекта были поставлены следующие задачи:


1. определить состояние проблемы в современных условиях,
тенденции и движущие силы информатизации педагогического процесса;
2. Исследовать  концепцию КИОС к использованию информационных технологий и ресурсов в преподавании иностранных языков как процесса, построенного в соответствии с социокультурными, педагогическими и психологическими требованиями к формированию информационной культуры личности;
3. Разработать   компьютерно-информационный  проект  обучения иностранным языкам на новом уровне- с использованием КИОС;
4. Исходя  из теоретической основы проекта определить условия эффективного функционирования КИОС на современном этапе;
5. обосновать цели обучения  школьников в условиях применения КИОС ;
6. определить специфику КИОС и дидактические принципы ее реализации;

7. Осуществить практическое внедрение проекта в процесс обучения как надстройку над традиционной системой обучения иностранным языкам;
8. провести экспериментальную проверку результативности разработанной модели обучения  на  начальном этапе, провести сравнительный анализ полученных результатов.


Основные концептуальные положения проекта:

                 Ребёнок, будучи от природы одарённым учеником, в школе постепенно теряет интерес к обучению. Так часто случалось и случается. И зачастую, дело здесь не в способностях детей, а в линии организации процесса обучения.  

                 С появлением компьютеров  общество стало обладать средствами, способными придать процессу обучения  более естественный характер, в основе которого лежат естественное любопытство детей и средства для удовлетворения  этого любопытства.

                 Как для учителей,  так и для учеников  открываются ресурсы неизмеримо большие, чем  содержание школьного обучения, максимально разнообразные, способные удовлетворить интересы каждого, открываются возможности наиболее эффективного индивидуализированного обучения, основанного на сохранении индивидуальных темпов работы учащихся, успешной интеграции различных предметов  через компьютерные технологии, учитель получает существенную возможность  повысить уровень познавательного интереса, а следовательно -  успеваемость и разностороннее развитие интеллекта – главной проблемы современного образования.  

                  Использование современных информационных технологий предоставляет широкие возможности для повышения  эффективности и результативности учебно-воспитательного процесса:

  • Простота диалогового общения, доступ  к гигантским объёмам информации;
  • возможность визуализации;
  • Сочетание высокой экономической эффективности и гибкости учебного процесса;

                Данные возможности позволяют:

  • Увеличить скорость передачи информации обучаемому, повысить уровень её понимания;
  • Развить интуицию,  логическое  и образное мышление учащихся.

           И как результат -

           Существенное расширение возможностей  традиционных форм обучения, построение новых, более эффективных форм.

           Но это невозможно без построения  в учебном учреждении  особой системы- компьютерной информационной среды обучения (КИОС) и обеспечения правильного функционирования всех её составляющих:

  • Носителей информации;
  • Потребителей информации;
  • Источников и средств хранения, передачи и обработки инфлрмации;
  • Самих информационных процессов и технологий, условий их появления, протекания и применения.

                  Информационная среда существует в педагогике уже много столетий. Основное её содержание- учебник и активные её составляющие – ученик и учитель. Но сейчас можно говорить о новом информационном поле – компьютерных технологий, существующим не отдельно, а в органическом симбиозе со старым информационным полем. Естественно, в ходе таких изменений поменялись методы взаимодействия компонентов среды, роль ученика и учителя, а также появилась новая особая роль- компьютера как субъекта образовательного процесса. А ведь совсем недавно ученик рассматривался как объект педагогического воздействия!

                Создание компьютерной информационной образовательной  среды – сложный, многогранный, многоуровневый процесс, включающей совместную, творческую, активную деятельность  ученика и учителя, несводимый  к снабжению школ  компьютерами и СD- учебниками. Это  переход  к другой культурной парадигме, к новому, преобладающему типу коммуникаций.

               Основные принципы, на которых строится КИОС:

Многокомпонентность- КИОС представляет собой многокомпонентную среду, включающую в себя :

  • Учебно-методические материалы;
  • Наукоёмкое программное обеспечение;
  • Тренинговые системы;
  • Системы контроля знаний;
  • Технические средства;
  • Базы данных;
  • Информационно-справочные системы;
  • Хранилища информации любого вида.

Интегральность-   информационная компонента КИОС должна включать в себя

  • всю необходимую совокупность базовых знаний с выходом на мировые информационные ресурсы;
  • междисциплинарные связи;
  • Информационно-справочную базу дополнительных  учебных материалов, детализирующих и углубляющих знания.

Адаптивность- КИОС должна не отторгаться  существующей системой образования,  адекватно отображать потребности  общества.

            Помимо традиционных форм учебной деятельности  в проекте  необходимы следующие формы:

В соответствии с принципами КИОС и формами  учебной деятельности  мною были определены следующие направления работы, планируемые для внедрения в проект:

                     

                Цель организации данных направлений -  выявить индивидуальные  способности и интересы учащихся к тому или иному виду деятельности и всячески способствовать и поощрять увлечение работой  в данном направлении.

                  Особо важным видом деятельности  в рамках КИОС  является компьютерное проектирование  как мощный стимул  для развития познавательных и  творческих способностей учащихся, приобщение их  к богатейшим источникам информации, обучение не только воспринимать эту информацию,  но и конструировать свои, интеллектуально значимые и полезные умозаключения и выводы.

Следовательно,  проектирование можно рассматривать как  особую информационную технологию и использовать её.

                Обобщая  сказанное, можно сделать вывод, что  решающим фактором формирования  КИОС  в  школе  является потребность учащихся и педагогов:

  • В осуществлении активной информационной деятельности в качестве её субъекта;
  • В повышении эффективности собственной информационной деятельности за счёт использования компьютерных средств,  современных компьютерных технологий.

               

             

Экспериментальная база исследования.

                В соответствии с целью и поставленными задачами были разработаны три этапа практической реализации  опытно-экспериментальной  работы (проекта):

этапы

Задачи каждого этапа

Содержательная часть

Сроки реализации

I этап- Организаци-онно-подготови-тельный

  1. Теоретически определить сущность КИОС и её потенциальные возможности в образовательном процессе;
  2. Проанализировать возможности для создания целостной системы КИОС по иностранному языку в МОУ Становская СОШ;
  3. Определить направления и характер работы  для учителя и обучающихся;
  4. Разработать педагогические  модели компьютеризированного урока;
  5. Выявить возможные проблемы и противоречия на пути построения системы, наметить способы их  решения.
  6. Апробировать модели компьютеризированного урока.

На данном этапе (2009-2010 уч.год.)  в процесс преподавания внедрялись компьютерно-информационные методы, проверялась эффективность их использования с помощью статистического анализа реальных результатов, полученных в ходе   анкетирования школьников, разрабатывались практические основы внедрения новых дидактических форм учебной деятельности, был создан  банк проектов. Учитель изучил и применил на практике модели компьютеризированных уроков, апробировал новую роль учителя в системе этих уроков.

2009-2010 уч.год

II этап

Содержательно- технологи-ческий

  1. Апробировать   на практике методы  и формы работы в системе;
  2. Определить возможности устранения  недостатков, выявленных в ходе реализации первого этапа проекта;
  3. Проанализировать результативность работы творческих групп школьников, скорректировать их деятельность в зависимости от выявленных проблем.
  4. Внедрить новые формы и методы работы в системе КИОС;

На втором  этапе (2010-2011 уч.год.) планируется провести  коррекцию первоначально полученных знаний, умений и навыков работы в качественно иных формах,  пополнение банка проектов, создание  электронной  пользовательской библиотеки, обучение учащихся структуре компьютерного проектирования, знакомство с программным обеспечением, необходимым для реализации компьютерных проектов,  работы с информационными ресурсами сети Интернет, создание каталога информационных ресурсов по немецкому языку, знакомство с рядом обучающих программ и тренажёров, прохождения предлагаемых этими программами обучающих курсов  в течение учебного года.

2010-2011 уч.год.

III этап-

Итогово-диагностический

  1.    Продиагностировать результативность работы системы КИОС в образовательном учреждении;
  2. Установить перспективность  использования КИОС  в практике образовательного учреждения;
  3. Определить возможности совершенствования дальнейшей работы системы в образовательном учреждении.

На третьем (заключительном) этапе (2011-2012 уч.год.) планируется  продолжение работы с  компьютерным проектированием, приобретение новых знаний, использование 3D технологии и других сложных структур  высокоуровневых проектов; обновление банка проектов,  создание  учебного сайта, который будет  активно применяется в учебном процессе или использоваться школьниками  как ресурс и  содержать  достаточно большой объем информации по немецкому языку  по  разделам (грамматика немецкого  языка, немецкая  литература, культура, внедрение ИКТ в процесс преподавания иностранных языков).

2011-2012 уч.год.

 

Система управления проектом

Результативность и  перспективность проекта:

В перспективе проект позволит:  существенно расширить практические возможности преподавания иностранного языка в МОУ Становская СОШ, повысить уровень знаний обучающихся по иностранному языку, обучить  основам компьютерной грамотности  -  подготовить  школьников  к жизни в информационном обществе развитых технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие информационной среды процесса обучения

В этом реферате я попытаюсь рассмотреть вопросы продуктивного обучения и те ме­тоды, которые объединены термином информационные технологии обуче­ния. Термин продуктивное мышление (productivethinking) ...

Инновационный проект «Возможности применения информационных технологий в процессе обучения физике»

Владение информационными технологиями, умение заботиться о своем здоровье, вступать в коммуникации, решать проблемы – новые составляющие современного востребованного обществом качества образования. Ис...

Мультилингвальное пространство как особая среда, влияющая на процесс обучения иностранным языкам

Статья посвящена рассмотрению вопросов, связаных со спецификойобучения иностранным языкам в полилингвальном пространстве...

образовательный проект «Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения физике через активные педагогические технологии"

Свою педагогическую деятельность  строю в соответствии с концепцией развития школы. Она ориентирует  на создание условий, способствующих формированию «человека культуры».«Человек культуры» –...

Проект по курсу «Образование и общество. Актуальные проблемы преподования педагогики и психологии» Тема проекта: Построение процесса обучения на основе инновационных технологий. Разноуровневое обучение.

Проект по курсу «Образование и общество. Актуальные проблемы преподования педагогики и психологии»Тема проекта: Построение процесса обучения на основе инновационных технологий. Разноуровне...

Проект по курсу «Образование и общество. Актуальные проблемы преподавания педагогики и психологии» Тема проекта: Построение процесса обучения на основе инновационных технологий. Разноуровневое обучение.

Проект по курсу «Образование и общество. Актуальные проблемыпреподавания педагогики и психологии»Тема проекта: Построение процесса обучения на основе инновационныхтехнологий. Разноуровнево...