Система упражнений для подготовки к ЕГЭ по типам речевой деятельности в разделе "Лексика и граматика"
методическая разработка (11 класс) по теме

Королев Александр Алексеевич

Данные  разработки содержат упражнения для подготовки учащихся к ЕГЭ по французскому языку, с последующим методическим обоснованием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sankt.docx49.97 КБ

Предварительный просмотр:

                                 

           

Технологии подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ

              по иностранному языку

Система упражнений для подготовки к ЕГЭ

            по типам речевой деятельности

         в разделе « Лексика и грамматика»

Королев А.А. учитель французского языка школы №9

Василеостровского района Санкт – Петербурга

                                             2011

1. Лексика ( от греческого lexikos – относящийся к слову ) – раздел науки о языке, изучающей значение слов. Также под этим словом понимают словарный состав языка, совокупность слов того или иного языка, части языка или слов которые знает тот или иной человек или группа людей. Лексика является центральной частью языка, именующей, формирующей и передающей знания об объектах реальной действительности.

Грамматика ( греч. grammatike, от gramma – буква, написание), часть лингвистики, изучающая закономерности образования и употребления форм слов.

Грамматика наряду со словарным и звуковым составом представляет собой материальную основу речи. Грамматике принадлежит организующая роль.

При овладении грамматикой в школьно курсе иностранного языка особое внимание должно быть уделено теории и ее оптимальному сочетанию с речевой практикой, а также соотношению произвольной формы внимания с непроизвольной, то есть последовательному осуществлению принципа сознательности. Роль этого принципа при овладении грамматикой особенно велика. Это определяется обобщающими свойствами грамматики, закономерности которой распространяются на целые ряды слов, благодаря чему она вводит в речевой опыт учащихся сразу множество однородных единиц, что сокращает путь к овладению языком. Активный грамматический минимум обслуживает как репродуктивные, так и рецептивные виды речевой деятельности. Работа над активным грамматическим минимумом занимает центральное место в процессе обучения иностранному языку. Осмысление грамматического явления может происходить дедуктивно или индуктивно.

Основные типы упражнений:  

1. Упражнения в имитативном воспроизведении грамматических явлений.

2.Упражнения в видоизменении грамматических явлений.

3. Упражнения в комбинировании грамматических форм.

Упражнения в видоизменении грамматической формы охватывают также упражнения в восстановлении и дополнении соответствующей формы.

В живом акте речи лексическое и грамматическое нерасторжимы: грамматика организует словарь, в результате чего образуются единицы смысла – основа всякой речевой деятельности. И при обучению языку эти аспекты органично связаны.  Важно отдать должное специфике каждого аспекта, выявить и использовать его особый вклад  в целостную коммуникативно ориентированную систему обучения. Роль лексики для овладения иностранным языком никак не менее значительна, чем грамматики. Ведь именно лексика передает непосредственный предмет мысли в силу своей номинативной функции, она поэтому проникает во все сферы жизни, помогая отразить не только реальную действительность, но и воображаемую.Владение словом является важнейшей предпосылкой говорения, но в репродуктивных видах речевой деятельности знание только значения слова недостаточно; здесь не меньшую роль выполняет владение связями слова и образовании на их основе словосочетания.

Работа над накоплением словаря сопутствует всему процессу обучения. Почти на каждом втором уроке происходит знакомство с новой порцией слов и работа по ее усвоению. Обеспечить овладение словарем – первостепенный долг каждого учителя. И у учащихся следует пробудить интерес к тщательной работе над словом, к постоянному расширению словарного запаса.

Ознакомление со словом является ответственным моментом в работе над его усвоением. Предметом ознакомления должна быть семантика слова в единстве с его звучащей и (или) графической формами. Тренировка учащихся в усвоении слов реализуется при помощи упражнений, упрочивающих семантику новых слов и словосочетаний , образованных на основе смысловой совместимости. Лексические упражнения направлены на запоминание слова, его семантики в единстве с произносительной и грамматической формой, на формирование сочетаний слов смыслового характера.

Примеры упражнений:

- Назвать изображенные на картинке предметы.

- Выбрать из ряда слов одно, соответствующее данной ситуации.

- Исключить из ряда слов слово, не соответствующее данной ситуации.

- Образовать с выделенным словом другие предложения по образцу.

- Дополнить предложение, или заполнить пропуски в предложении подходящими словами.

- Употребить в данном предложении синоним к выделенному слову.

- Придать предложению противоположный смысл, употребив вместо выделенного слова антоним.

- Поставить вопрос к высказыванию. Ответить на вопрос, употребив новое слово.

                                                                                                                                                                                                                                                                                     

2.В формате ЕГЭ лексике и грамматике посвящен раздел 3 ( « Грамматика и лексика» ) включающий  20 заданий, из которых 13 заданий с кратким ответом и 7 заданий с выбором одного правильного ответа из четырех предложенных. При выполнении задания с кратким ответом записать ответ в соответствующем месте работы. Рекомендуемое время на выполнение раздела 3 – 40 минут.

В разделе «Грамматика и лексика» проверяются навыки оперирования грамматическими и лексическими единицами на основе предложенных текстов.

Проверяются:

Грамматические навыки. 7 заданий с кратким ответом. Уровень сложности – базовый. Максимальное количество баллов – 7.

Лексико-грамматические навыки. 6 заданий с кратким ответом. Уровень сложности – базовый. Максимальное количество баллов – 6.

Лексико-грамматические навыки. 7 заданий с выбором ответа. Уровень сложности – повышенный. Максимальное количество баллов – 7.

Максимальное количество баллов в разделе «Грамматика и лексика» составляет 25% от общего тестового балла.

В разделе «Грамматика и лексика» элементами содержания являются:

Языковой материал.

Синтаксис.

-коммуникативные типы предложений; утвердительное, отрицательное, побудительное, вопросительное.

-согласование времен

-распространенные, нераспространенные простые предложения

-безличные предложения

-предложения с неопределенно-личным местоимением «on»

-сложносочиненные предложения

-сложноподчиненные предложения

-условное наклонение

-неличные формы глаголов

-сослагательное наклонение

-косвенная речь

Морфология

-имена существительные

-артикли

-имена прилагательные

-временные формы глаголов в изъявительном наклонении

-управление глаголов

-наречия

-числительные

Лексическая сторона речи

-многозначность слова, синонимы, антонимы.

-лексическая сочетаемость

-аффиксы, суффиксы, префиксы.

3.Работа над грамматикой и лексикой проводится на начальном этапе обучения иностранному языку. И уже тогда закладывается лексико-грамматическая база, которая, в последствии, будет необходима для подготовки и сдачи ЕГЭ. Некоторые упражнения могут быть использованы как на начальном этапе обучения, так и позднее, в зависимости от его содержания. Предлагаемый ниже тип упражнений на восстановление порядка слов в предложении широко применяется в начальной школе. Однако он может быть использован и позднее для контроля усвоения определенных грамматических структур. А именно: употребление артиклей, предлогов, вспомогательных глаголов, местоимений и др. И что самое важное, позволяет сосредоточить внимание на фиксированном порядке слов во французском языке.

Упражнение 1. Восстановите правильный порядок слов

-Nina/sud-ouest/bien/connaît/le

-sur/atlantique/la/Elle/née/côte/est

-Elle/à/mairie/la/est/secrétaire

-travaille/9h/de/à/midi/Elle/de/et/à/14h/17h

-déjeune/chez/Elle/ne/elle/pas

-bureau/ne/pas/au/Elle/le/après-midi/vendredi/va

-de/sort/soir/temps/le/Elle/en/temps

-Elle/plage/aime/en/à/la/été/aller

-août/Elle/ses/en/retrouve/cousines/prochain

-montagne/la/vont/à/Elles/ensemble

Заполнение пропусков является очень распространенным видом упражнений, как на начальном, так и на более продвинутом этапе обучения. Таким образом контролируется умение употреблять предлоги, артикли, местоимения,  различные грамматические и лексические формы.

Упражнение 2. Заполните пропуски местоимениями

Alors la bière, j`… prends huit cannettes, de la brune. L’eau, j’… commande beaucoup, mais je … prends pétillante? C’est meilleur! Les steaks, je n’… veux pas,je préfère un bon poisson. Bon, la salade verte, il … faut une, je … prends très grosse. Des pommes de terre, je n’… commande pas. Les haricots verts, c’est meilleur! Les biscottes pour Aude, maintenant. Elle … mange trop! Je vais … dire qu’ils n’ … ont pas et je prends du pain! Et bien sûr, je règle avec la carte de crédit d’Aude: elle … laisse toujours sur la table dans l’entrée. Ah, et je … offre des fleurs! Parfait! Internet, c’est vraiment super!

Упражнения на поиск соответствия между русскими и французскими словосочетаниями (предложениями) могут предшествовать работе с новыми лексическими единицами и их сочетаниями. Возможен поиск соответствий при работе с фразеологизмами.

Упражнение 3. Найдите соответствия между французскими и русскими словосочетаниями

1.deux étages de portiques                                      a.отправляться в монастыри

2.34 rangs de gradins                                                 b.2 этажа галерей

3.approvisionner en eau                                             c.место древнего паломничества

4.rejoindre  les monastères                                      d.период созидания и культурного господств

5.une période de créativité et                               e.34 ряда скамей амфитеатра

d’hégémonie culturelle

6.les permisses de cette nouvelle                            f.снабжать водой

esthétique

7.témoigner d’une hardiesse nouvelle                     g.дорога по дамбе

8une route sur digue                                                   h.свидетельствовать о смелых

9le lieu d’un ancien pèlerinage                                     нововведениях

                                                                                        i.предпосылки этого нового эстетического

                                                                                           направления

В ряде случаев бывает целесообразно предложить учащимся соединить две части одного предложения. При этом контролируется знание лексических единиц и их сочетаемости.  Может быть привлечен страноведческий материал.

Упражнение 4. Соедините две части разрозненных предложений

1.Aujourd’hui, six milliard d’êtres humains                  a. depuis 1948.

sur la terre!

2. Hong-Kong a été une  colonie  anglaise                  b. pour sept ans.

3.Louis XIV est mort en 1715                                         c.jusqu’en 1997.

4.D’après la Constitution de 1958 le président          d. Quelle sera la population mondiale

de la République francaise est élu                                     dans 50 ans?

5. La Corée est divisée en deux États                            e. aux XII et aux XIII siècles.

6.La cathédrale Notre-Dame de Paris                            f. après avoir régné plus de 50 ans

a été construite                                                                    sur la France.

Большую сложность для учащихся представляет собой изучение артиклей,  в связи с тем, что в родном языке такого понятия нет. Работа над неопределенным, определенным, частичным, слитным, усеченным артиклем и случаями его отсутствия занимает важное место в обучении грамматике.

Упражнение 5. Выберите правильный артикль.

Si vous aimez de la/la nature, allez à/au parc de la Vanoise. Vous y verrez beaucoup des/d’animaux en liberté. Avec de la/la patience, vous les observerez en train de manger de/de l’herbe ou courir sur de la/la neige. Vous pourrez aussi admirer des/les fleurs de/de la région. Elles ont des/les couleurs magnifiques. Si vous avez la/de la chance, vous apercevrez le/un aigle qui vole majestueusement dans un/le ciel. Bien sûr, il n’y a pas des/de voitures, pas de/des campeurs. C’est une/la visite pour les/des amoureux de la nature!

Следующее  упражнение предлагает вспомнить употребление местоимений косвенного, прямого дополнения и др.

Упражнение 6. Замените подчеркнутые слова местоимениями:  en, le, la, l’, y, lui,…

Chère Claire,

Je suis en vacances dans une région qui s’appelle le Limousin. Je suis dans le Limousin depuis une semaine. On voit peu de cultures dans le Limomousin mais on aime la nature et on protège la nature. On aime aussi l’accordéon. Je joue de l’accordéon avec un groupe de musiciens traditionnels. La châtaigne est le fruit le plus courant. On vend beaucoup de chatâignes sur les marchés. Le sport préféré est le rugby. On est fou de rugby! Le maillot de l’équipe est noir et blanc. Tout le monde connaît ce maillot et veut acheter ce maillot. L’équipe de rugby est célèbre. On doit beaucoup à cette équipe dans la region et on apprécie cette équipe. Le nom de famille le plus répandu chez les habitants est Le Masson. Je connais une dizaine d’habitants qui portent ce nom. Et tois, dans quelle région es-tu?                    Réponds-moi. Je t’embrasse.

                                                                                                                                Geneviève

Не менее важную роль в грамматике французского языка играют предлоги.

Упражнение 7. Заполните пропуски следующими предлогами: à, de, avec, pour, après, en, par, dans.

Stéphanie s’arrête … travailler la nuit.

Depuis trios ans, Stéphanie travaille de nuit … une enterprise, … 21 heurea … 5 heures du matin. … septembre, elle va reprendre un rythme normai … travail. Pourtant, Stéphanie avait commencé … travailler volontairement la nuit … deux autres filles … son usine. Elle gagnait 230 euros … plus … mois. Mais Stéphanie a dû apprendre … moins dormir, …exemple, … continuer … avoir une vie … la sortie … l’usine. Stéphanie a décidé … demander son changement … horaire à cause … la fatigue. Elle veut aussi s’occuper davantage … sa fille. Elle va reprendre le travail …équipe … 13 heures … 20 heures 30. Elle aura plus … temps.

При выполнении данного упражнения обращается внимание на управление глаголов. Ряд глаголов употребляется с определенным предлогом.

Центральное место в обучении грамматике иностранного языка принадлежит глаголу, как наиболее изменчивой части речи. Изучение глагольных времен и наклонений является одной из главных задач при обучении грамматике. В данном случае широко применяются упражнения на трансформацию. Можно предложить заменить неопределенную форму глагола нужным временем или временами.

Упражнение 8. Раскройте скобки. Замените неопределенную форму глагола подходящим по смыслу временем индикатива.

L’histoire de la tomate.

La tomate (être) originaire du Perou, où elle (pousser) sous la forme de plantes à moitié sauvages qui (produire) un petit fruit de la taille d’une cerise. Les Espagnols la ( rapporter) en Europe au XVI siècie. Elle (être) adoptée par les Italiens qui la (consommer) dès 1550 sous le nom de pomme d’or. Introduite en Provence au XVII siècle, elle (rester) longtemps une plante ornementale dans le Nord de la France, car elle (être) concidérée comme vénéneuse. C’(être) à la Révolution Française, en 1789, que les Marseillais la (faire) goûter aux Parisiens, a l’occasion de la fête de la Fédération. Depuis les années 1920, la tomate (être) largement consommée dans toute la France. Aujourd’hui la tomate (être) le premier légume cultivé dans le monde. Chaque Français (consommer), en moyenne, 12 kg de tomates fraîches par an.

Можно предложить заменить уже существующее грамматическое время другим.

Упражнение 9. Поставьте глаголы в passé simple.

Charles Perrault est né le 12 janvier 1628 à Paris. A 8 ans, il entre au célèbre Collège de Beauvais où il se révèle un élève très doué. En 1651, il passe sa licence de droit et il est nommé avocat. A 44 ans, il épouse Marie Guichon qui meurt en 1678. Pour distraire son fils Pierre, Charles Perrault commence à rassembler les contes. C’est sous le nom de son fils – Pierre Darmancour – que Charles Perrault les fait publier en 1697. Mais cette même année, Pierre tue un jeune voisin lors d’une querelle. Il va aux armées et meurt trios ans plus tard, en 1700. Brisé par cet accident, Charles Perrault se détache du monde et s’éteint le 16 mais 1703, à Paris, à l’âge de 75 ans. Ce n’est qu’en 1724, vingt ans après sa mort, que les Contes lui sont “officiellement” attribués.

При непосредственной подготовке к экзамену учащимся  могут быть предложены лексико-грамматические тесты с кратким ответом.

Упражнение 10. Заполните пропуски словами, изменяя их при необходимости. 2 слова будут лишними.

La Provence.

La Provence est la province la plus anciennement civilisée de la France. Au VII-e siècle avant notre ère, les grecs y fondèrent Marseille, la premiere ville grecque de l’Occident. Les Romains, qui l’occupèrent plus d’un siècle avant les campagnes de César, en firent la Provincia Romana (de son nom (13). Le nom même de Provence). Utilisant les services d’ouvriers et d’architectes grecs, ils (14) les monuments qui comptent parmis les plus parfaits et les plus vénérables de l’Antiquité. Rome ne posseède pas d’arcs aussi anciens que celui d’Orange; le Colisée de Rome (15) un siècle de moins que les arènes d’Arles. A Avignon, une ville (16) il’y a de beaux monuments. Le plus intéressant est le Palais de Papes, qui (17) situé au- dessus du Rhône. La Provence moderne est un pays étonnament actif et vivant: grâce à l’irrigation, ses plaines sont (18) un des centres les plus importants de la culture fruitière. En même temps, la grande industrie s’est developpée (19) du port de Marseille, et les raffineries de petrole de Berre comptent (20) les plus moderns du monde. La Provence est restée (21) à ses traditions: elle continue à chanter, à danser la farandole, à réciter les vers de ses poètes, à suivre les courses à taureau, assister aux grandes (22) d’Orange, d’Avignon, d’Arles, de Marseille et de Toulon.

ancien; autour; avoir; devenir; édifier; être; excursion; festivité; fidèle; parmi; prévenir; provenir.

И наконец, используя демоверсии последних лет, можно непосредственно познакомить учащихся с форматом ЕГЭ в данном разделе.

Упражнение 11. Подставить слова, преобразовав их по необходимости.

Fromages de France.

B4. Certains fromages francais sont très ………                                               connaître

dans le monde, par exemple le camembert, le Roquefort et le Brie.

B5. Le village de Camembert en Normandie ………..                                     donner

son nom au camembert.

B6.Maintenant, on fait du camembert dans le monde entire                       venir

mais le vrai camembert ………toujours de Normandie.

B7.Le brie est fabriqué dans la région ………                                                     situer

entre la Seine et la Marne.

B8. Il a la forme d’un rond de 35 centimètres et il ………..                              peser

environ deux kilos.

B9. Les fromages ………… être degustés comme des vins.                                devoir

B10. Certains fromages existent depuis très longtemps,

mais  aujourd’hui encore, on invente de ………….. fromages.                            nouveau

Упражнение 12. Выбрать правильный вариант ответа.

Juste à ce moment, l’hôtesse annonça:

“Mesdames, messieurs, notre avion va bientôt commencer A22 . Veuillez vous assurer que votre ceinture est A23 et que le A24 de votre fauteuil est relevé.” Nathan se tourna vers A25 . De là, il distinguait les montagnes et, plus loin, la côte californienne d’où émanait une aridité désertique. “Arrivée du vol United Airlines 435 en provenance de Waschington. Les passagers sont A26  à sortir par la porte №9.” Comme il n’avait pas de bagages, Nathan ne traîna pas à l’aéroport. Il loua une voiture à une agence Avis. Le climat contrastait vraiment avec A27 de New York: l’air était doux, le ciel B28 et la température flirtait avec les 20 C. Il n’attendit donc pas longtemps pour abandoner l’écharpe et le manteau sur la banquette arrière.

A22    1) sa descente    2) son arrivée     3) son vol      4) sa montée

A23     1) liée                   2) attachée           3) coupée    4) pliée

A24     1) tablette           2) siège              3) bas             4) dossier

A25     1) sa vitre             2) sa porte         3) sa fenêtre   4)  son hublot

A26     1) obligés              2) forcés             3) invités        4) poussés

A27     1) celui-ci              2) celle-ci            3) celui           4) celle

A28     1) dégagé               2) engagé           3)piégé           4) désengagé

4. Предложенные типы упражнений могут быть использованы в работе с учащимися на разных этапах, в зависимости от содержания, которое в них будет вложено. Данные упражнения предназначены для среднего и старшего звена средней школы и могут быть использованы как в процессе прохождения данного лексического и грамматического материала, так и в процессе его повторения и подготовки к экзаменам. Здесь были представлены разные типы упражнений и определена примерная область их употребления.

Ключи к упражнениям.

Упражнение 1. – Nina connaît bien le sud-ouest.

  • Elle est née sur la côte atlantique.
  • Elle est secrétaire à la mairie.
  • Elle travaille de 9 h à midi et de 14 h a 17 h
  • Elle ne déjeune pas chez elle.
  • Elle ne va pas au bureau le vendredi après-midi.
  • Elle sort de temps en temps le soir.
  • Elle aime aller à la plage en été.
  • Elle retrouve ses cousines en août prochain.
  • Elles vont ensemble à la montagne.

Упражнение 2.

J’en; j’en; la; n’en; en; la; n’en; en; lui; n’en; la; lui.

Упражнение 3. 1-b; 2-e; 3-f; 4-g; 5-d; 6-i; 7-h; 8-g; 9-c.

Упражнение 4. 1-d; 2-c; 3-f; 4-b;5-a; 6-e.

Упражнение 5. La nature; au parc; beaucoup d’animaux; de la patience; de l’herbe; la neige; les fleurs; de la région; des couleurs; de la chance; un aigle;  le ciel; pas de voitures; pas de campeurs; une visite pour les amoureux.

Упражнение 6. J’y suis; On y voit peu de cultures; on la protège; j’en joue; On en vend beaucoup; On en est fou; Tout le monde le connaît et veut l’acheter; On lui doit beaucoup; on l’apprécie; J’en connais un dizaine qui le portent.

Упражнение7. De; dans; de; à; En; de; à; avec; de; de; par; à; par; pour; à; après; de; de; d’; de; de; en; de; à; de.

Упражнение 8. Est; poussait; produisait; rapportèrent; fut; consommaient; resta; fut; C’était; firent; est; est; consomme.

Упражнение 9. naquit; entra; se révela; passa; fut; épousa; mourut; commenca; fit; tua; alla; mourut; se détacha; s’éteignit; furent.

Упражнение 10. 13-provient; 14-édifient; 15-a; 16-ancienne; 17-est; 18-devenues; 19-autour; 20-parmi; 21-fidèle; 22-festivités.

Упражнение 11. B4-connues; B5-a donné; B6-vient; B7-située; B8-pèse; B9- doivent; B10-nouvelles.

Упражнение 12. A22-1; A23-2; A24-4; A25-4;A26-3; A27-3; A28-1.

Использованная литература:

1. Большой энциклопедический словарь. Электронный вариант.

2.Википедия – электронная энциклопедия.

3.Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. Москва «Просвещение» 1991

4.Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2011 года по французскому языку.

«Федеральный институт педагогических измерений»

5. Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2011 году единого государственного экзамена по французскому языку.

«Федеральный институт педагогических измерений».

6. Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2011 году единого государственного экзамена по иностранным языкам.

7.Y. Delatour, D. Jennepin, M. Léon-Dufour, B. Teyssier

Grammaire pratique du francais. Hachette.

8. A. Akyuz, B. Bazelle-Shahmaei, J. Bonenfant, M.-F. Flament, J. Lacroix, D. Moriot, P. Renaudineau. Exercicees de grammaire en context. Hachette.

9. В.Н. Шацких, Л.Ю. Денискина, Л.В. Бабина, И.Н. Кузнецова. Свидание с Францией. Санкт-Петербург, СпецЛит 2001

10. М.В. Дубанова. Грамматика французского языка в упражнениях. Каро. Санкт-Петербург 2008

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система упражнений по подготовке к написанию части С

Предлагается система упражнений, которые помогут обучающимся справиться с написанием сочинения-рассуждения на ЕГЭ....

Система упражнений по подготовке к ЕГЭ в разделе "Чтение"

Данная система упражнений направлена на развитие умений выполнять такой раздел ЕГЭ как "Чтение"...

Система упражнений для подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку.

Подготовка к выпускным экзаменам в старших классах....

Система упражнений для подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку.

Подготовка к выпускным экзаменам в старших классах....

Система упражнений для подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку.

Подготовка к выпускным экзаменам в старших классах....

Методическая разработка по теме "Комплекс упражнений при обучении лексике как важнейшему компоненту речевой деятельности на уроке иностранного языка "

Лексика в системе языковых средств является важнейшим  компонентом речевой  деятельности:  аудирования  и  говорения,  чтения  и  письма.  Это определяет...

Система упражнений для подготовки к устной части ЕГЭ

Система упражнений для подготовки к устной части ЕГЭ часть С (говорение)...