Основные требования ФГОС к содержанию учебно-воспитательной деятельности
статья по французскому языку (10 класс)
В статье рассмотрены оновные требования ФГОС к учебно-воспитательной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_trebovaniya_fgos_k_soderzhaniyu_uchebno-vospitatelnoy_deyatelnosti_2.docx | 20.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные требования ФГОС к содержанию учебно-воспитательной деятельности
В настоящее время, в связи с потребностью общества в неординарных творческих личностях, в структуре ФГОС все большее место занимает «компетентностный подход». Его принципиальные отличия от традиционного подхода заключаются в следующем:
- Главный результат образования – не отдельные знания, умения, навыки, а способность и готовность человека к эффективной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.
- Соединение интеллектуальной, навыковой и эмоционально-ценностной составляющих образования.
- Нацеленность на рефлексивную оценку учащимися своих возможностей.
- Становление личностной позиции учащегося, формирование у него ценностного отношения к знанию, к своей деятельности вследствие осмысления образовательного процесса.
- Возможность индивидуализированной оценки ученика, в частности, выявление его собственного образовательного приращения, вне сравнения с едиными нормами оценки.
При этом особые требования предъявляются к личностным качествам школьников, вырабатываемым в учебном процессе. Эти качества оказываются напрямую связаны с учебными действиями, овладение которыми облегчает профессиональный рост.
Личностные образовательные результаты | Универсальные учебные действия |
Самоопределение | - принятие установки «успешный ученик», - осознание мотивов жизненного, личного и профессионального самоопределения; - выбор ценностных ориентиров (построение индивидуальных жизненных смыслов и жизненное проектирование). |
Смыслообразование | - формирование устойчивой системы учебно-познавательных мотивов: что я знаю, что я не знаю, что я хочу узнать, что я могу узнать. - ориентация на понимание причин успехов и неудач в учебной деятельности; - принятие ответственности за результаты своих действий. |
Морально-этическая ориентация | - ориентация в нравственном смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; - отделять оценку поступка от оценки самого человека; - установка на здоровый образ жизни и реализация его в поступках |
Фактически, ФГОС требует от учителя помочь школьнику получить представление об основных мыслительных операциях и научиться применять их на практике:
- Анализ – при анализе происходит мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. Например, чтобы сделать заключение о свойствах какого-либо сложного механизма, необходимо исследовать, из чего онсделан и из чего сделана каждая его деталь, то есть, провести анализ.
- Синтез – это обратный анализу процесс. При синтезе происходит мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое. Например, исследуя составные элементы сложного механизма, можно представить, как будет работать весь механизм в целом.
- Сравнение – это установление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками.
- Абстракция – заключается в выделении каких-либо свойств, признаков изучаемого объекта и представление этих признаков, свойств в виде самостоятельного объекта мышления.
- Конкретизация – при конкретизации происходит возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания. К конкретизации обращаются в том случае, если высказанная мысль оказывается непонятной другим или необходимо показать проявление общего в единичном.
- Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.
Для эффективной реализации данных задач необходимо создать в школе особое пространство посредством интеграции учебной и внеучебной (научной) деятельности, что включает в себя:
– проведение интегрированных уроков по формированию ключевых компетенций;
– реализация коллективных творческих проектов;
– организация и проведение научно-практической конференции учащихся;
– совершенствование поисково-собирательной и исследовательской деятельности.
При таком подходе ключевыми в деятельности учителя становятся межпредметные учебно-познавательные задачи
Современная реальность образовательного процесса выражается в возросшей потребности продуцирования школой творчески мыслящих людей, ярких личностей, способных к адаптивному взаимодействию по варианту обновления среды, то есть использующих нешаблонные или неизвестные ранее способы действий.
Решить такой социально-педагогический заказ современной реальности позволяет опора на развивающее обучение и активизацию познавательной деятельности учащихся. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения учащегося к самой познавательной деятельности. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике.
Необходимость активного обучения заключается в том, что с помощью его форм, методов можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, которые трудно достигаются в традиционном обучении:
• формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы и интересы, воспитывать системное мышление;
• учить коллективной мыслительной и практической работе, формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений, воспитывать ответственное отношение к делу, социальным ценностям и установкам, как коллектива, так и общества в целом.
Школьная практика и современные научные исследования показывают, что наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:
- отстаивать свое мнение;
- принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
- ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;
- рецензировать ответы товарищей;
- оценивать ответы и письменные работы товарищей;
- заниматься обучением отстающих;
- объяснять более слабым учащимся непонятные места;
- самостоятельно выбирать посильное задание;
- находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);
- создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ КАК ОСНОВНОЕ ТРЕБОВАНИЕ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ»
Выступление на педагогическом совете 28.01.2015«МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ КАК ОСНОВНОЕ ТРЕБОВАНИЕФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ»(зам .директора по УВР О.В.Мартьянова)Установленные стандартом новые треб...
ДОКЛАД на тему: «Метапредметный подход в обучении - основное требование ФГОС»
Значение метапредметного подхода в обучении....
Выступление на тему: «Улучшение работы с одаренными детьми одно из основных требований ФГОС»
Выступление раскрывет понятие одаренность (талант) и подчеркивает необходимость выявления талантливых детей, определения принцыпов и организации работы в рамках индивидуально-образовательных программ ...
Метапредметный подход в обучении как основное требование ФГОС второго поколения
Выступление на заседании педсовета будет полезно как представителю администрации школы, так и любому педагогу, интересующемуся вопросом метапредметного подхода...
ДОКЛАД «Метапредметный подход в обучении как основное требование ФГОС»
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение«Гниловская ООШ» ДОКЛАД «Метапредметный подход в обучениикак основное требование ФГ...
"Гражданско-патриотическое воспитание во внеурочной деятельности, как основное требование ФГОС ООО"
Введение стандартов второго поколения в школах вызывает массу вопросов, один из которых связан с организацией внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность - этонеотъемлемая...
Содержание учебно-воспитательной деятельности хореографического коллектива «Затейники»
Содержание учебно-воспитательной деятельности хореографического коллектива «Затейники»....