ДОКЛАД «Метапредметный подход в обучении как основное требование ФГОС»
материал на тему
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Гниловская ООШ»
ДОКЛАД
«Метапредметный подход в обучении
как основное требование ФГОС»
Подготовила:
Власова З.Н.
учитель физической культуры
I квалификационная категория
с. Гнилое
2017
Перед любым образовательным учреждением стоит задача воспитать полноценного члена современного общества, способного продолжать обучение в течение всей своей жизни.
Способность преодолевать жизненные коллизии, умение находить новые, нестандартные решения проблем – эти качества актуальны в условиях современного мира. Изменения в обществе влекут за собой изменения в воспитании школьников, и это связано с индивидуально-личностными и профессиональными качествами учителя, такими, как: организованность, повышение самооценки и профессиональной компетенции, нацеленность на результат. От профессионализма педагогов зависит и уровень развития творчества детей, их готовность к обучению в школе и к жизни. В школы, в первый класс приходят разные ученики. Но они, как «кусочек пластилина», и мы можем из них что-то «лепить». Помогает в этой деятельности метапредметный подход в обучении. МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД – это средство достижения метапредметного результата.
Я согласна со словами известного педагога В.В. Давыдова, что «Школа должна в первую очередь учить детей мыслить – причем, всех детей, без всякого исключения, несмотря на разное имущественное и социальное положение семей, а также наследственные задатки...»
Метапредметный подход призван помочь ученику видеть и применять на практике не каждый предмет школьной программы в отдельности, а комплексно, уметь связывать знания, полученные на одной дисциплине с другой.
Идеи метапредметного подхода состоят в следующем:
· Он способствует развитию способностей каждого учащегося использовать полученные знания, а также решать различного рода задачи.
· С помощью данного подхода учащийся запоминает, понимает и отслеживает происхождение важных терминов, определяющих текущую предметную область. Иначе говоря, снова открывает для себя термины и понимает любой процесс;
· Он способствует избеганию опасностей в изучении узко предметных специализаций, но не отвергает предметную форму.
С внедрением данного подхода, согласно результатам обучения, лидирующие позиции занимают именно метапредметные. Усовершенствованный ФГОС установил, что метапредметные результаты обучения основной программы образования определяют:
- умение учащегося выявлять и формировать цель и задачи в обучении или повседневной жизни;
- умение учащегося разрабатывать индивидуальный план достижения любых поставленных целей, а также целенаправленно определять наиболее правильные способы решения задач в современной жизни;
- способность сопоставлять свои действия с получаемыми результатами, умение их контролировать, строго опираясь на поставленные условия и нормы, оценивать ситуацию на данный момент;
- способность оценивать уже выполненные задачи и свои собственные возможности по их решению;
- использование учащимся навыков самоконтроля, осуществления осознанного выбора, а также самостоятельной оценки своей деятельности;
- умение учащегося определять термины, обобщать их, а также устанавливать аналогии. Соответственно, основным выработанным навыком у учащегося должно являться умение проводить логические связи между причиной и следствием каких-либо действий, использовать логические цепочки, рассуждать и приводить правильные умозаключения;
- умение учащегося самостоятельно организовывать свой процесс обучения путем долговременного и бесконфликтного сотрудничества с педагогом и одноклассниками;
- умение учащегося работать самостоятельно или в группе, доводить до других свою мысль, аргументировать ее и отстаивать свою позицию;
- умение учащегося целенаправленно и грамотно применять речевые обороты, рассказывая свои мысли, а также владеть устной и письменной речью;
- формировать и совершенствовать свои приобретенные навыки при использовании информационных и коммуникационных технологий;
- формировать и совершенствовать свое экологическое мышление, а также применять его на практике.
Все вышеперечисленные результаты можно достичь при помощи формирования универсальных способов деятельности (УУД).
Выделяют четыре составляющих любого универсального способа:
1. Личностная составляющая, в которой учащийся устанавливает связи между целью и задачами образования, а также умеет ориентироваться на ценности личностного и социального характера (которые в дальнейшем и обеспечивают его выбор профессии).
2. Регулятивная составляющая, определяющая целеполагание, как метод постановки задач в учебе (планирование соответствующих целей, разработка плана, прогнозирование результатов и времени их достижения).
3. Общеучебная составляющая, предполагающая осознанное чтение учащегося, его грамотное построение речи, формулирование проблем, разработку дальнейшего алгоритма работы.
4. Коммуникативная составляющая, предполагающая умение сотрудничать с учителем и одноклассниками; умение разрешать споры и конфликты (в том числе альтернативными методами).
Термины “метапредмет”, “метапредметность” имеют глубокие
исторические корни, впервые об этих понятиях речь вел еще Аристотель.
Главной целью метапредметного подхода в обучении является: развитие
и качественное обновление педагогической деятельности, и повышение качества образования.
Метапредметный подход в обучении способствует уходу в прошлое
практики, когда учитель работает фронтально с целым классом. При данном
подходе в обучении чаще организуются индивидуальные и групповые формы
работы на уроке.
Применяя метапредметный подход, я ориентируюсь на развитие у
школьников базовых способностей:
Мышление
Воображение
Целеполагание
Понимание
Действие
Для того чтобы эта деятельность была эффективнее, необходимо искать эффективные методы и формы обучения. В практике школы находят применение элементы проблемности, поиска, исследования. Многие учителя разрабатывают нестандартные уроки с использованием электронно-образовательных ресурсов, кто-то делится своими новинками с коллегами по школе, а кто-то выходит на более массовую аудиторию, на муниципальные семинары, конкурсы.
Подводя итоги проведенного анализа метапредметного подхода и возможных метапредметных результатов, хочу отметить, что любой педагог должен руководствоваться данным подходом в обучении учащихся. А для достижения максимальных результатов важно сформировать и постоянно отрабатывать перечисленные выше УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_metapredmetnyy_podhod_v_obuchenii_kak_osnovnoe_trebovanie_fgos.docx | 19.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Гниловская ООШ»
ДОКЛАД
«Метапредметный подход в обучении
как основное требование ФГОС»
Подготовила:
Власова З.Н.
учитель физической культуры
I квалификационная категория
с. Гнилое
2017
Перед любым образовательным учреждением стоит задача воспитать полноценного члена современного общества, способного продолжать обучение в течение всей своей жизни.
Способность преодолевать жизненные коллизии, умение находить новые, нестандартные решения проблем – эти качества актуальны в условиях современного мира. Изменения в обществе влекут за собой изменения в воспитании школьников, и это связано с индивидуально-личностными и профессиональными качествами учителя, такими, как: организованность, повышение самооценки и профессиональной компетенции, нацеленность на результат. От профессионализма педагогов зависит и уровень развития творчества детей, их готовность к обучению в школе и к жизни. В школы, в первый класс приходят разные ученики. Но они, как «кусочек пластилина», и мы можем из них что-то «лепить». Помогает в этой деятельности метапредметный подход в обучении. МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД – это средство достижения метапредметного результата.
Я согласна со словами известного педагога В.В. Давыдова, что «Школа должна в первую очередь учить детей мыслить – причем, всех детей, без всякого исключения, несмотря на разное имущественное и социальное положение семей, а также наследственные задатки...»
Метапредметный подход призван помочь ученику видеть и применять на практике не каждый предмет школьной программы в отдельности, а комплексно, уметь связывать знания, полученные на одной дисциплине с другой.
Идеи метапредметного подхода состоят в следующем:
- Он способствует развитию способностей каждого учащегося использовать полученные знания, а также решать различного рода задачи.
- С помощью данного подхода учащийся запоминает, понимает и отслеживает происхождение важных терминов, определяющих текущую предметную область. Иначе говоря, снова открывает для себя термины и понимает любой процесс;
- Он способствует избеганию опасностей в изучении узко предметных специализаций, но не отвергает предметную форму.
С внедрением данного подхода, согласно результатам обучения, лидирующие позиции занимают именно метапредметные. Усовершенствованный ФГОС установил, что метапредметные результаты обучения основной программы образования определяют:
- умение учащегося выявлять и формировать цель и задачи в обучении или повседневной жизни;
- умение учащегося разрабатывать индивидуальный план достижения любых поставленных целей, а также целенаправленно определять наиболее правильные способы решения задач в современной жизни;
- способность сопоставлять свои действия с получаемыми результатами, умение их контролировать, строго опираясь на поставленные условия и нормы, оценивать ситуацию на данный момент;
- способность оценивать уже выполненные задачи и свои собственные возможности по их решению;
- использование учащимся навыков самоконтроля, осуществления осознанного выбора, а также самостоятельной оценки своей деятельности;
- умение учащегося определять термины, обобщать их, а также устанавливать аналогии. Соответственно, основным выработанным навыком у учащегося должно являться умение проводить логические связи между причиной и следствием каких-либо действий, использовать логические цепочки, рассуждать и приводить правильные умозаключения;
- умение учащегося самостоятельно организовывать свой процесс обучения путем долговременного и бесконфликтного сотрудничества с педагогом и одноклассниками;
- умение учащегося работать самостоятельно или в группе, доводить до других свою мысль, аргументировать ее и отстаивать свою позицию;
- умение учащегося целенаправленно и грамотно применять речевые обороты, рассказывая свои мысли, а также владеть устной и письменной речью;
- формировать и совершенствовать свои приобретенные навыки при использовании информационных и коммуникационных технологий;
- формировать и совершенствовать свое экологическое мышление, а также применять его на практике.
Все вышеперечисленные результаты можно достичь при помощи формирования универсальных способов деятельности (УУД).
Выделяют четыре составляющих любого универсального способа:
- Личностная составляющая, в которой учащийся устанавливает связи между целью и задачами образования, а также умеет ориентироваться на ценности личностного и социального характера (которые в дальнейшем и обеспечивают его выбор профессии).
- Регулятивная составляющая, определяющая целеполагание, как метод постановки задач в учебе (планирование соответствующих целей, разработка плана, прогнозирование результатов и времени их достижения).
- Общеучебная составляющая, предполагающая осознанное чтение учащегося, его грамотное построение речи, формулирование проблем, разработку дальнейшего алгоритма работы.
- Коммуникативная составляющая, предполагающая умение сотрудничать с учителем и одноклассниками; умение разрешать споры и конфликты (в том числе альтернативными методами).
Термины “метапредмет”, “метапредметность” имеют глубокие
исторические корни, впервые об этих понятиях речь вел еще Аристотель.
Главной целью метапредметного подхода в обучении является: развитие
и качественное обновление педагогической деятельности, и повышение качества образования.
Метапредметный подход в обучении способствует уходу в прошлое
практики, когда учитель работает фронтально с целым классом. При данном
подходе в обучении чаще организуются индивидуальные и групповые формы
работы на уроке.
Применяя метапредметный подход, я ориентируюсь на развитие у
школьников базовых способностей:
Мышление
Воображение
Целеполагание
Понимание
Действие
Для того чтобы эта деятельность была эффективнее, необходимо искать эффективные методы и формы обучения. В практике школы находят применение элементы проблемности, поиска, исследования. Многие учителя разрабатывают нестандартные уроки с использованием электронно-образовательных ресурсов, кто-то делится своими новинками с коллегами по школе, а кто-то выходит на более массовую аудиторию, на муниципальные семинары, конкурсы.
Подводя итоги проведенного анализа метапредметного подхода и возможных метапредметных результатов, хочу отметить, что любой педагог должен руководствоваться данным подходом в обучении учащихся. А для достижения максимальных результатов важно сформировать и постоянно отрабатывать перечисленные выше УУД.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ КАК ОСНОВНОЕ ТРЕБОВАНИЕ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ»
Выступление на педагогическом совете 28.01.2015«МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ КАК ОСНОВНОЕ ТРЕБОВАНИЕФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ»(зам .директора по УВР О.В.Мартьянова)Установленные стандартом новые треб...
ДОКЛАД на тему: «Метапредметный подход в обучении - основное требование ФГОС»
Значение метапредметного подхода в обучении....
Метапредметный подход в обучении как основное требование ФГОС второго поколения
Выступление на заседании педсовета будет полезно как представителю администрации школы, так и любому педагогу, интересующемуся вопросом метапредметного подхода...
Доклад «Метапредметный подход в обучении физики, как основное требование ФГОС»
Метапредметный подход в обучении физики согласно требованиям ФГОС...
Доклад «Метапредметный подход в обучении физики, как основное требование ФГОС»
Метапредметный подход в обучении физики согласно требование ФГОС...
Доклад: МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ КАК ОСНОВНОЕ ТРЕБОВАНИЕ ФГОС
Доклад: МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ КАК ОСНОВНОЕ ТРЕБОВАНИЕ ФГОС. В помощь учителям при выступлениях на МО....
Доклад на тему "Метапредметный подход в обучении иностранному языку как основное требование ФГОС"
Доклад "Метапредметный подход в обучении иностранному языку как основное требование ФГОС"...