ДОКЛАД «Метапредметный подход в обучении как основное требование ФГОС»
материал на тему

Власова Зинаида Николаевна

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Гниловская ООШ»

 

 

 

 

 

 

 

ДОКЛАД

 

 

 

 

«Метапредметный подход в обучении

как основное требование ФГОС»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

Власова З.Н.

учитель физической культуры

I квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      с. Гнилое

2017

Перед любым образовательным учреждением стоит задача воспитать полноценного члена современного общества, способного продолжать обучение в течение всей своей жизни.

Способность  преодолевать  жизненные  коллизии,  умение  находить новые, нестандартные решения проблем – эти качества актуальны в условиях современного  мира.  Изменения  в  обществе  влекут  за  собой  изменения  в воспитании  школьников,  и  это  связано  с  индивидуально-личностными  и профессиональными  качествами  учителя,  такими,  как:  организованность, повышение самооценки и профессиональной компетенции, нацеленность на результат. От профессионализма педагогов зависит и уровень развития творчества детей, их готовность к обучению в школе и к жизни.  В  школы,  в  первый  класс  приходят  разные  ученики.  Но  они,  как «кусочек пластилина», и мы можем из них что-то «лепить».   Помогает в этой деятельности метапредметный подход в обучении.    МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ  ПОДХОД  –  это  средство  достижения  метапредметного  результата. 

Я согласна со словами известного педагога В.В. Давыдова, что «Школа должна  в  первую  очередь  учить  детей  мыслить –  причем,  всех  детей,  без всякого  исключения,  несмотря  на  разное  имущественное  и  социальное положение семей, а также наследственные задатки...» 

Метапредметный подход призван помочь ученику видеть и применять на практике не каждый предмет школьной программы в отдельности, а комплексно, уметь связывать знания, полученные на одной дисциплине с другой.

Идеи метапредметного подхода состоят в следующем:

·   Он способствует развитию способностей каждого учащегося использовать полученные знания, а также решать различного рода задачи.

·  С помощью данного подхода учащийся запоминает, понимает и отслеживает происхождение важных терминов, определяющих текущую предметную область. Иначе говоря, снова открывает для себя термины и понимает любой процесс;

·  Он способствует избеганию опасностей в изучении узко предметных специализаций, но не отвергает предметную форму.

С внедрением данного подхода, согласно результатам обучения, лидирующие позиции занимают именно метапредметные. Усовершенствованный ФГОС установил, что метапредметные результаты обучения основной программы образования определяют:

- умение учащегося выявлять и формировать цель и задачи в обучении или повседневной жизни;

- умение учащегося разрабатывать индивидуальный план достижения любых поставленных целей, а также целенаправленно определять наиболее правильные способы решения задач в современной жизни;

- способность сопоставлять свои действия с получаемыми результатами, умение их контролировать, строго опираясь на поставленные условия и нормы, оценивать ситуацию на данный момент;

- способность оценивать уже выполненные задачи и свои собственные возможности по их решению;

- использование учащимся навыков самоконтроля, осуществления осознанного выбора, а также самостоятельной оценки своей деятельности;

- умение учащегося определять термины, обобщать их, а также устанавливать аналогии. Соответственно, основным  выработанным навыком у учащегося должно являться умение проводить логические связи между причиной и следствием каких-либо действий, использовать логические цепочки, рассуждать и приводить правильные умозаключения;

- умение учащегося самостоятельно организовывать свой процесс обучения путем долговременного и бесконфликтного сотрудничества с педагогом и одноклассниками;

- умение учащегося работать самостоятельно или в группе, доводить до других свою мысль, аргументировать ее и отстаивать свою позицию;

- умение учащегося целенаправленно и грамотно применять речевые обороты, рассказывая свои мысли, а также владеть устной и письменной речью;

- формировать и совершенствовать свои приобретенные навыки при использовании информационных и коммуникационных технологий;

- формировать и совершенствовать свое экологическое мышление, а также применять его на практике.

Все вышеперечисленные результаты можно достичь при помощи формирования универсальных способов деятельности (УУД).

Выделяют четыре составляющих любого универсального способа:

1.                     Личностная составляющая, в которой учащийся устанавливает связи между целью и задачами образования, а также умеет ориентироваться на ценности личностного и социального характера (которые в дальнейшем и обеспечивают его выбор профессии).

2.                     Регулятивная составляющая, определяющая целеполагание, как метод постановки задач в учебе (планирование соответствующих целей, разработка плана, прогнозирование результатов и времени их достижения).

3.                     Общеучебная составляющая, предполагающая осознанное чтение учащегося, его грамотное построение речи, формулирование проблем, разработку дальнейшего алгоритма работы.

4.                     Коммуникативная составляющая, предполагающая умение сотрудничать с учителем и одноклассниками; умение разрешать споры и конфликты (в том числе альтернативными методами).

   Термины  “метапредмет”,  “метапредметность”  имеют  глубокие

исторические корни, впервые об этих понятиях речь вел еще Аристотель.

Главной целью метапредметного подхода в обучении является: развитие

и качественное обновление педагогической  деятельности, и повышение качества образования. 

Метапредметный  подход  в  обучении  способствует  уходу  в  прошлое

практики, когда учитель работает фронтально с целым классом.  При данном

подходе в обучении чаще организуются индивидуальные и групповые формы

работы  на  уроке. 

      Применяя  метапредметный  подход,  я  ориентируюсь  на  развитие  у

школьников базовых способностей: 

  Мышление 

  Воображение 

  Целеполагание 

  Понимание 

  Действие 

         Для того чтобы эта деятельность была эффективнее, необходимо искать эффективные  методы  и  формы  обучения.  В  практике  школы  находят применение элементы проблемности, поиска, исследования. Многие учителя разрабатывают  нестандартные  уроки  с  использованием электронно-образовательных  ресурсов,  кто-то  делится  своими  новинками  с коллегами  по  школе,  а  кто-то  выходит  на  более  массовую  аудиторию,  на муниципальные семинары, конкурсы. 

Подводя итоги проведенного анализа метапредметного подхода и возможных метапредметных результатов, хочу отметить, что любой педагог должен руководствоваться данным подходом в обучении учащихся. А для достижения максимальных результатов важно сформировать и постоянно отрабатывать перечисленные выше УУД.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Гниловская ООШ»

ДОКЛАД

«Метапредметный подход в обучении 

как основное требование ФГОС»

Подготовила:

Власова З.Н.

учитель физической культуры

I квалификационная категория

      с. Гнилое

2017

Перед любым образовательным учреждением стоит задача воспитать полноценного члена современного общества, способного продолжать обучение в течение всей своей жизни.

Способность  преодолевать  жизненные  коллизии,  умение  находить новые, нестандартные решения проблем – эти качества актуальны в условиях современного  мира.  Изменения  в  обществе  влекут  за  собой  изменения  в воспитании  школьников,  и  это  связано  с  индивидуально-личностными  и профессиональными  качествами  учителя,  такими,  как:  организованность, повышение самооценки и профессиональной компетенции, нацеленность на результат. От профессионализма педагогов зависит и уровень развития творчества детей, их готовность к обучению в школе и к жизни.  В  школы,  в  первый  класс  приходят  разные  ученики.  Но  они,  как «кусочек пластилина», и мы можем из них что-то «лепить».   Помогает в этой деятельности метапредметный подход в обучении.    МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ  ПОДХОД  –  это  средство  достижения  метапредметного  результата.  

Я согласна со словами известного педагога В.В. Давыдова, что «Школа должна  в  первую  очередь  учить  детей  мыслить –  причем,  всех  детей,  без всякого  исключения,  несмотря  на  разное  имущественное  и  социальное положение семей, а также наследственные задатки...»  

Метапредметный подход призван помочь ученику видеть и применять на практике не каждый предмет школьной программы в отдельности, а комплексно, уметь связывать знания, полученные на одной дисциплине с другой.

Идеи метапредметного подхода состоят в следующем:

  •  Он способствует развитию способностей каждого учащегося использовать полученные знания, а также решать различного рода задачи.
  • С помощью данного подхода учащийся запоминает, понимает и отслеживает происхождение важных терминов, определяющих текущую предметную область. Иначе говоря, снова открывает для себя термины и понимает любой процесс;
  • Он способствует избеганию опасностей в изучении узко предметных специализаций, но не отвергает предметную форму.

С внедрением данного подхода, согласно результатам обучения, лидирующие позиции занимают именно метапредметные. Усовершенствованный ФГОС установил, что метапредметные результаты обучения основной программы образования определяют:

- умение учащегося выявлять и формировать цель и задачи в обучении или повседневной жизни;

- умение учащегося разрабатывать индивидуальный план достижения любых поставленных целей, а также целенаправленно определять наиболее правильные способы решения задач в современной жизни;

- способность сопоставлять свои действия с получаемыми результатами, умение их контролировать, строго опираясь на поставленные условия и нормы, оценивать ситуацию на данный момент;

- способность оценивать уже выполненные задачи и свои собственные возможности по их решению;

- использование учащимся навыков самоконтроля, осуществления осознанного выбора, а также самостоятельной оценки своей деятельности;

- умение учащегося определять термины, обобщать их, а также устанавливать аналогии. Соответственно, основным  выработанным навыком у учащегося должно являться умение проводить логические связи между причиной и следствием каких-либо действий, использовать логические цепочки, рассуждать и приводить правильные умозаключения;

- умение учащегося самостоятельно организовывать свой процесс обучения путем долговременного и бесконфликтного сотрудничества с педагогом и одноклассниками;

- умение учащегося работать самостоятельно или в группе, доводить до других свою мысль, аргументировать ее и отстаивать свою позицию;

- умение учащегося целенаправленно и грамотно применять речевые обороты, рассказывая свои мысли, а также владеть устной и письменной речью;

- формировать и совершенствовать свои приобретенные навыки при использовании информационных и коммуникационных технологий;

- формировать и совершенствовать свое экологическое мышление, а также применять его на практике.

Все вышеперечисленные результаты можно достичь при помощи формирования универсальных способов деятельности (УУД).

Выделяют четыре составляющих любого универсального способа:

  1. Личностная составляющая, в которой учащийся устанавливает связи между целью и задачами образования, а также умеет ориентироваться на ценности личностного и социального характера (которые в дальнейшем и обеспечивают его выбор профессии).
  2. Регулятивная составляющая, определяющая целеполагание, как метод постановки задач в учебе (планирование соответствующих целей, разработка плана, прогнозирование результатов и времени их достижения).
  3. Общеучебная составляющая, предполагающая осознанное чтение учащегося, его грамотное построение речи, формулирование проблем, разработку дальнейшего алгоритма работы.
  4. Коммуникативная составляющая, предполагающая умение сотрудничать с учителем и одноклассниками; умение разрешать споры и конфликты (в том числе альтернативными методами).

   Термины  “метапредмет”,  “метапредметность”  имеют  глубокие

исторические корни, впервые об этих понятиях речь вел еще Аристотель.

Главной целью метапредметного подхода в обучении является: развитие

и качественное обновление педагогической  деятельности, и повышение качества образования.  

Метапредметный  подход  в  обучении  способствует  уходу  в  прошлое

практики, когда учитель работает фронтально с целым классом.  При данном

подходе в обучении чаще организуются индивидуальные и групповые формы

работы  на  уроке.  

      Применяя  метапредметный  подход,  я  ориентируюсь  на  развитие  у

школьников базовых способностей:  

  Мышление  

  Воображение  

  Целеполагание  

  Понимание  

  Действие  

         Для того чтобы эта деятельность была эффективнее, необходимо искать эффективные  методы  и  формы  обучения.  В  практике  школы  находят применение элементы проблемности, поиска, исследования. Многие учителя разрабатывают  нестандартные  уроки  с  использованием электронно-образовательных  ресурсов,  кто-то  делится  своими  новинками  с коллегами  по  школе,  а  кто-то  выходит  на  более  массовую  аудиторию,  на муниципальные семинары, конкурсы.  

Подводя итоги проведенного анализа метапредметного подхода и возможных метапредметных результатов, хочу отметить, что любой педагог должен руководствоваться данным подходом в обучении учащихся. А для достижения максимальных результатов важно сформировать и постоянно отрабатывать перечисленные выше УУД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ КАК ОСНОВНОЕ ТРЕБОВАНИЕ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ»

Выступление на педагогическом совете 28.01.2015«МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ КАК ОСНОВНОЕ ТРЕБОВАНИЕФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ»(зам .директора по УВР О.В.Мартьянова)Установленные стандартом новые треб...

Метапредметный подход в обучении как основное требование ФГОС второго поколения

Выступление на заседании педсовета будет полезно как представителю администрации школы, так и любому педагогу,  интересующемуся вопросом метапредметного подхода...

Доклад «Метапредметный подход в обучении физики, как основное требование ФГОС»

Метапредметный подход в обучении физики согласно требованиям ФГОС...

Доклад «Метапредметный подход в обучении физики, как основное требование ФГОС»

Метапредметный подход в обучении физики согласно  требование ФГОС...

Доклад: МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ КАК ОСНОВНОЕ ТРЕБОВАНИЕ ФГОС

Доклад: МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД  В ОБУЧЕНИИ  КАК ОСНОВНОЕ ТРЕБОВАНИЕ  ФГОС. В помощь учителям при выступлениях на МО....

Доклад на тему "Метапредметный подход в обучении иностранному языку как основное требование ФГОС"

Доклад "Метапредметный подход в обучении иностранному языку как основное требование ФГОС"...