Обучение аудированию.ТИПЫ упражнений подготовительного характера:
статья по французскому языку

Наталья Михайловна Акользина

Это упражнения на восприятие и распознавание звуков, звукосочетаний, слов, словосочетаний, интонационного рисунка фразы, грамматических форм слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tipy_uprazhneniy_dlya_audirovaniya.docx20.56 КБ

Предварительный просмотр:

                   

Обучение аудированию.ТИПЫ упражнений

подготовительного характера:

Это упражнения на восприятие и распознавание звуков, звукосочетаний, слов, словосочетаний, интонационного рисунка фразы, грамматических форм слова, например:

        - Прослушайте и повторите несколько пар слов;

        - Определите на слух рифмующиеся слова;

        - Прослушайте пары предложений, поставьте в графическом ключе «+» если предложения одинаковые,  «-» если предложения разные.

        - Послушайте слова и поднимите руку, если в слове звучит долгий звук;

        - Прослушайте несколько предложений и поднимите руку, когда услышите вопросительное предложение;

        - Используя сигнальные карточки («.», «?», «!»), определите тип предложения;

            - Прослушайте слова и выберите те, которые соответствуют картинке;

            - Прослушайте две три короткие фразы, соедините их в одно предложение;

            - Прослушайте и повторите за диктором фразы длина которых превышает объем кратковременной памяти;

             - Прослушайте ряд изолированных слов, запомните и воспроизведите те из них, которые относятся к одной теме;

             - Прослушайте начало слов и закончите их;

             - Прослушайте начало словосочетаний и закончите их;

             - Прослушайте слова к аудиотексту и назовите его тему;

             - Прослушайте ряд прилагательных и глаголов, назовите существительные, которые с ними чаще всего употребляются;

             - Назовите значения слов образованных из известных вам элементов, например:

             - Прослушайте ряд речевых формул, назовите ситуации, в которых они могут употребляться;

             - Прослушайте текст, заполните пропуски в графическом варианте того же текста.

  - Прослушайте предложения и замените слово другим словом;

  - Прослушайте два предложения и скажите, чем они друг от друга отличаются. Какая уточняющая информация появилась во втором предложении?

  - Прослушайте предложения и отметьте те, которые не соответствуют содержанию прослушанного текста.

  • - Ознакомьтесь с картиной, прослушайте текст, выберете одно из предложений текста для названия картины.
  • - Прослушайте текст, опираясь на ключевые слова или план. Распределите слова,пункты плана в последовательности отражающей содержание текста.
  • - Прослушайте часть диалога, продолжите его в парной работе с одним из учащихся.
  • - Прослушайте текст, разделите его на смысловые отрезки, озаглавьте их, составьте план;
  • - Прослушайте текст, охарактеризуйте ситуацию общения;
  • - Прослушайте фрагмент кинофильма, проиграйте эту сценку.
  • - Прослушайте текст составьте аннотации, тезисы;
  • - Прослушайте текст, постарайтесь запомнить весь фактический, в том числе цифровой материал.
  • - Оцените прослушанный текст с точки зрения того, что было интересно неинтересно, ново, не ново.

1. Упражнения для обучения речевому слуху:

• прослушайте и повторите несколько пар слов:

• определите на слух рифмующиеся слова, отметьте их цифрами, например:

• прослушайте пары предложений, поставьте в графическом ключе (на карточке) «+», если предложения одинаковые, и «-», если они разные;

прочитайте вслух текст с фонетическими пометами и др.

2. Упражнения для обучения вероятностному прогнозированию:

• прослушайте ряд прилагательных (глаголов), назовите существительные, которые с ними чаще всего употребляются;

• назовите значения слов, образованных из известных вам элементов, например:

• прослушайте ряд речевых формул, назовите (на родном или иностранном языке) ситуации, в которых они могут употребляться;

• прослушайте с фонограммы (в предъявлении учителя) текст, заполните пропуски в графическом варианте того же текста и др.

3. Упражнения для развития кратковременной и словесно-логической памяти:

• прослушайте ряд изолированных слов, запомните и воспроизведите из них те, которые относятся к одной теме;

• прослушайте две-три короткие фразы, соедините их в одно предложение;

• прослушайте и повторите за диктором (учителем) фразы, длина которых превышает объем кратковременной памяти (7 ± 2), т. е. состоит из десяти и более слов;

• прослушайте фразу, добавьте к ней еще одну, связанную по смыслу и др.

4. Упражнения в распознавании на слух реалий и аббревиатур:

• прослушайте фразы, содержащие реалии; переведите их (запишите реалии в процессе восприятия);

• прослушайте текст, содержащий реалии; сгруппируйте понятые вами реалии (имена собственные, географические названия, названия учреждений и т.д.). Проверьте себя по графическому ключу;

• прослушайте фразы, содержащие географические названия, сходные по звучанию. Объясните разницу на иностранном (или родном) языке.

5. Упражнения в развитии словообразовательной и контекстуальной догадки:

• прослушайте ряд глаголов, образуйте от них существительные с суффиксом –eur, например:

• прослушайте сложные и производные слова, образованные из известных вам словообразовательных аффиксов (или слов), переведите их (или поясните их употребление в предложении);

• определите значение интернациональных слов по контексту и их звуковой форме;

• определите значение незнакомых слов с помощью дефиниций (описания) на иностранном языке;

• просмотрите ключевые слова и назовите тему, которой посвящен аудиотекст. Затем прослушайте аудиотекст и проверьте правильность своего ответа.

II. Подсистема речевых (коммуникативных) упражнений способствует выработке умений воспринимать речевые сообщения в условиях приближающихся к естественному речевому общению без опор, подсказок и предварительного ознакомления с ситуацией или темой.

• членить аудиотекст на смысловые части и определять основную мысль в каждой из них;

• объединять разрозненные смысловые куски в целый текст;

• использовать ориентиры восприятия (паузы, ударение, интонацию, риторические вопросы, повторы, клише и др.) для создания установки на выполнение определенной деятельности с речевым сообщением;

• приспосабливаться к индивидуальным особенностям говорящего и к различной скорости предъявления (в темпе от ниже среднего до выше среднего темпа);

• соотносить паралингвистические явления с ситуацией общения;

• понимать элементы субъективной информации, выраженной эмоционально-оценочными словами и предложениями;

• удерживать в памяти фактический материал аудиотекста (цифровые данные, хронологические даты, имена собственные, географические названия и т.д.);

• совмещать в процессе восприятия мнемическую и логико-смысловую деятельность (фиксацию опорных слов, составление плана, тезисов и др.);

• различать воздействующую/прагматическую функцию речевых сообщений.

1. Упражнения для частично управляемого обучения аудированию:

• ознакомьтесь с картиной/серией рисунков, прослушайте текст, описывающий данную ситуацию. Выберите в процессе слушания одно из предложений для названия картины/серии рисунков;

• ознакомьтесь с планом центра города Лондона (Берлина, Парижа), прослушайте описание этого центра. Перескажите содержание текста на иностранном языке, опираясь на план, а также на реалии и имена собственные, написанные на доске;

• прослушайте текст, опираясь на ключевые слова/план. Распределите слова/пункты плана в последовательности, отражающей содержание текста;

• прослушайте текст, познакомьтесь затем с 2 – 3 заголовками. Выберите наиболее подходящий, прокомментируйте его, дополните подзаголовками;

• прослушайте сообщение, определите тип текста (например, диалог, описание, интервью и т.д.) и основную тему;

• ответьте на вопросы, знакомящие с большим контекстом;

• прослушайте текст и заполните таблицу, касающуюся сходства и различия в культуре двух стран;

• прослушайте текст, опираясь на серию рисунков, продолжите диалог/описание, согласуя его с заключительным рисунком;

• прослушайте начало диалога, расширьте и дополните заключительную реплику одного из партнеров;

• прослушайте часть диалога, продолжите его в парной работе с одним из учащихся;

• прослушайте монологический текст-описание, дайте развернутые ответы на вопросы, имеющиеся в ключе/написанные на доске и т. п.

2. Упражнения для неуправляемого обучения аудированию:

• прослушайте текст в фонозаписи, разделите его на смысловые части и озаглавьте их/ составьте план;

• прослушайте фрагмент кинофильма/ радиоигры, проиграйте эту сценку;

• прослушайте фрагмент диалогической речи, перескажите содержание разговора в форме монолога;

• прослушайте текст, охарактеризуйте ситуацию общения;

• прослушайте сообщение учащихся по заранее заданной теме, прокомментируйте высказывания, дополните их новыми сведениями;

• прослушайте описание ситуации/совершаемого поступка. Изобразите воспринятое в схеме/на рисунке и др.

3. Упражнения для развития умений смысловой переработки и фиксации воспринятой на слух информации:

• прослушайте текст, составьте аннотацию/тезисы;

• прослушайте текст, постарайтесь заполнить весь фактический, в том числе цифровой, материал. Сгруппируйте его по степени важности, дайте обоснование своего решения;

• сопоставьте прослушанный аудиотекст с графическим текстом, посвященным аналогичной теме. Сравните содержание по сходству/ различию, дайте аргументированную оценку;

• оцените прослушанный текст с точки зрения того, что было интересно/ неинтересно, ново/ не ново;

• укажите, где можно использовать данные, содержащиеся в прослушанном тексте;

• прослушайте текст, обсудите ряд проблемных вопросов по затронутой теме;

• прослушайте текст, составьте рецензию на него, используя следующий план: тема сообщения, действующие лица, краткое содержание, основная идея, оценка прослушанного и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая тема по самообразованию:Использование игр и упражнений игрового характера на уроках английского языка на начальной ступени образования.

В данной работе рассматриваются методические и психологические вопросы использования игр и упражнений игрового характера на уроках английского языка на начальной ступени образования....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению детей пересказу в подготовительной к школе логопедической группе Я. Пинясов «Огурчик» Лексическая тема «Овощи»

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной монологической речи.В дошкольном возрасте происходит овладение дву...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей подготовительной к школе группе по теме: «Путешествие в страну Грамотея»

Можно использовать и как логопедический досуг, и как обощение пройденного в конце года. Используется интерактивная доска, на которой выводится карта страны Грамотея и дети на протяжении всего времени ...

План-конспект урока для 1 кл. "Комплекс общеразвивающих упражнений подражательного характера. Подвижные игры: "Волк во рву", "Совушка"

Цель урока: Совершенствование освоенных двигательных  действий  при выполнении ходьбы, бега, прыжков в игровых формах урока. Содействовать развитию координационных способностей....

Тренировочные упражнения тестового характера на правописания суффиксов

Материал содержит задания, требующие вставить пропущенные буквы в суффикс. Его можно использовать для работы с 8 (конец 3-ей четверти) класса и далее....

Психолого-педагогическая целесообразность использования технологий проблемного обучения при изучении событий конфликтного характера в старшей школе.

В статье рассматривается проблема целесообразности использования технологий проблемного обучения при изучении событий конфликтного характера в старшей школе. Обосновывается точка зрения, согласно кото...