Методическая разработка по развитию навыков устной речи в условиях дистанционного обучения
методическая разработка по французскому языку (8 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_videomonolog.docx | 31.68 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №9»
г.о.Электросталь Московской области
Методическая разработка
по развитию навыков устной речи
в условиях дистанционного обучения
(в рамках работы по теме Loisirs в 8 классе).
Автор: Вишнякова Е.Г.,
учитель французского языка
Электросталь, 2020
Содержание
- Пояснительная записка ……………………………………………… 3
- Этапы работы по теме ……………………………………………… 4
- Задания для учащихся ……………………………………………… 5
- Использованные источники ………………………………………… 7
Методическая разработка по
развитию навыков устной речи
в условиях дистанционного обучения
(в рамках работы по теме Loisirs в 8 классе).
- Пояснительная записка.
Методическая разработка составлена с целью способствовать формированию навыков устной речи (аудирования и говорения) в 8 классе общеобразовательной школы в ходе изучения французского языка по учебнику «Синяя птица». Французский язык. Второй иностранный язык. 7-8 класс. (авторы: Н.А.Селиванова, А.Ю.Шашурина) и рассчитана на 6 часов контактной работы.
Работа по теме Loisirs в 8 классе подразумевает изучение раздела учебника (Un peu de repos bien mérité): чтение текстов разной стилистической принадлежности с заданиями на развитие речи и передачей их содержания, работу с инфографикой – описание результатов соцопроса и выводы по ним, проблемные задания. Эту работу мы дополнили заданиями по аудированию (видео, где зарубежные сверстники высказываются о своём досуге) и культуроведческой информацией (видео-сравнение тематических парков под Парижем).
Основная часть темы была пройдена очно, а при переходе на дистанционную работу мы продолжили изучение темы на онлайн-уроках, но естественным образом усилили ИКТ-составляющую методики преподавания. Постарались ослабить для учащихся негативные последствия резкого изменения условий обучения и извлечь максимальную пользу из возможностей, предоставляемых дистанционным форматом, сделав акцент на видах учебной работы, требующих активного использования информационных технологий, но не требующих присутствия в классе, участия живого партнёра : формировании навыков аудирования и монологической речи.
Эти два вида деятельности тесно связаны друг с другом, и эффективность учебной работы вырастает, когда и те, и другие навыки формируются параллельно и одновременно. При этом каждый из этих видов речевой деятельности используется и как цель, и как средство обучения, что и обеспечивает положительное взаимное влияние на развитие каждого из них.
Аудирование в качестве основы для говорения вызывает более интенсивный, по сравнению с чтением, переход лексических единиц из пассивного запаса в активный, это следующий этап формирования навыка, создающий предпосылки для будущего ситуативного (неподготовленного) говорения.
Среди особенностей дистанционного формата исследователи отмечают гибкость (возможность выбора учеником времени и продолжительности учебной работы) и асинхронность (отсутствие требования одновременной работы всех членов группы). Такая свобода временных рамок позволила индивидуализировать работу с учащимися при помощи видеоматериалов разного уровня сложности, с которыми учащиеся, добиваясь понимания, могли работать необходимое каждому из них количество времени.
Для развития навыков аудирования и говорения в разработке использована серия аутентичных видеозаписей, включающих как изученный языковой материал, так и некоторое количество незнакомых учащимся слов и выражений, и имеющих разный уровень трудности, связанный с особенностями речи говорящих.
- Этапы работы по теме.
Поскольку работа по формированию навыков аудирования и говорения завершает изучение раздела учебника, то план работы по теме включает и работу с материалами учебника.
План работы по теме:
- Работа с материалом учебника (8 часов).
- Работа по формированию навыков аудирования – входной этап (2 часа) :
видеофрагмент Mes loisirs Cojocaru
- письменное выполнение заданий на понимание содержания, отправка выполненных заданий на проверку учителю по электронной почте;
- устный пересказ содержания видео (отправка аудиозаписи).
- Работа по формированию навыков аудирования – основной этап:
видеофрагмент Mes loisirs Ignat
либо
видео Les loisirs et les passe temps
- письменное выполнение заданий на понимание содержания, отправка выполненных заданий на проверку учителю по электронной почте;
- устный пересказ содержания видео (отправка аудиозаписи).
- Подготовка монологического высказывания по теме (1 час):
- написание сочинения и отправка на проверку
- запись видеомонолога .
- Работа по формированию навыков аудирования (1 час) – заключительный этап («бонусное» видео) : видеофрагмент Parc Astérix vs Disneyland:
- выполнение заданий на понимание основного содержания.
Краткая характеристика этапов работы
2. Mes loisirs Cojocaru https://www.youtube.com/watch?v=fve8cqfzI-8
Первое видео было просмотрено во время последнего очного занятия и, наряду с очевидными целями формирования навыков аудирования и последующего говорения на основе выполненных заданий, было призвано послужить «спусковым крючком» - document déclencheur : разбудить любопытство учащихся своим содержанием, а своей доступностью – придать им уверенности в своей способности справиться самостоятельно с последующими видео-заданиями, а также - ознакомить со структурой видеодокументов, заданиями и приёмами работы с ними.
3. Mes loisirs Ignat https://www.youtube.com/watch?v=0vVjpq0DvVg либо
Les loisirs et les passe temps https://www.youtube.com/watch?v=jolRfdTrgn8
Второе видео построено по той же схеме, что и предыдущее, но имеет более высокий уровень трудности за счёт повышенного темпа речи говорящего и употребления им некоторого количества незнакомой лексики. Оно является основным заданием для учащихся на развитие собственно навыков понимания звучащей речи и рассчитано на возможности продвинутых учеников.
Тем же, для кого оно окажется слишком сложным, для самостоятельной работы возможно предложить другую видеозапись, гораздо менее насыщенную языковым материалом и с менее высоким темпом речи, но с тем же заданием – ответить на вопросы письменно и передать содержание видео устно в записанном аудиофайле.
4. Следующий этап работы – говорение на основе пройденного материала.
Итоговый монолог подготовлен всем предшествующим изучением раздела учебника (изучение лексических единиц по теме, чтение и речевые задания по текстам учебника, повторение будущих времён, задания по аудированию). Он построен по единому для всех учащихся плану, близкому к структуре просмотренных видео (которую учащиеся выявили с помощью учителя при первом, аудиторном, просмотре и, таким образом, «присвоили»).
После проверки учителем письменного текста будущего монолога (сочинения), для контроля сформированности навыков монологической речи учащиеся выполняют и присылают на проверку видеозапись своего устного выступления. Заучивание наизусть текста здесь не требуется, напротив, необходимо сохранить естественность речи, пусть даже и в ущерб корректности грамматического оформления.
Дополнительной мотивацией к этой работе является для учащихся сравнение своих достижений с изученными записями зарубежных сверстников.
5. Parc Astérix vs Disneyland|Archive INA
https://www.youtube.com/watch?v=t8yNSZtDtwo
Последнее видео (аутентичный репортаж французского телевидения) завершает работу по теме. Оно не подвергается обязательному оцениванию (проверяется и обсуждается), так как содержит большой массив культуроведческой информации и имеет своей целью скорее поддержание мотивации учащихся, наглядную демонстрацию роста их способности понимать на слух речь не только учителя и одноклассников, но и носителей языка.
- Задания для учащихся
Алгоритм работы с видео:
а) Переведите задания.
Изучите вокабуляр (эти слова звучат в видео, но их плохо слышно либо трудно понять).
b) Просмотрите видео первый раз (ознакомительный) и изучите вопросы ещё раз.
c) Просмотрите видео 2-ой раз, стараясь целенаправленно услышать ответы на вопросы. Запишите ответы, которые услышали.
d) Просмотрите 3-ий раз и снова пометьте то, что поняли.
После этого основная часть ответов должна быть уже записана.
Теперь смотрите видео с паузами после отдельных фраз необходимое для понимания количество раз.
2. Mes loisirs Cojocaru https://www.youtube.com/watch?v=fve8cqfzI-8
а) Ответьте на вопросы письменно. Пришлите ответы по электронной почте.
- Comment s’appelle-t-il ?
- Où habite-t-il ?
- Qu’est-ce qu’il aime ? pourquoi ?
- matière à l’école
- activités
- autre chose
- Qu’est-ce qu’il n’aime pas (déteste) ? pourquoi ?
- matière à l’école
- activités
- autre chose
- Qu’est-ce qu’il va faire ce week-end ?
- à la maison
- en famille
- avec des amis
b) Устно перескажите по вопросам содержание видео, пришлите аудиофайл на проверку.
3. Mes loisirs Ignat https://www.youtube.com/watch?v=0vVjpq0DvVg
Vocabulaire : Un film d’action, faire du camping, la voix, une araignée, faire de la natation,
acheter des cadeaux pour Noel
а) Ответьте на вопросы письменно. Пришлите ответы по электронной почте.
- Comment s’appelle-t-il ?
Où habite-t-il ?
Qu’est-ce qu’il aime ? pourquoi ?
- activités
culturelles :
sportives :
- styles de musique
- autre chose
- Qu’est-ce qu’il n’aime pas (déteste) ? pourquoi ?
- matière à l’école
- activités
- autre chose : les araignées
- Qu’est-ce qu’il va faire le week-end prochain ?
- seul
- en famille
- avec des amis
b) Устно перескажите по вопросам содержание видео, пришлите аудиофайл на проверку.
Safari Les loisirs et les passe temps https://www.youtube.com/watch?v=jolRfdTrgn8
Activités de loisirs | Jours de la semaine | |
Suzy | ||
Mathis | ||
Louisa |
а) Заполните таблицу письменно. Пришлите ответы по электронной почте.
b) Устно перескажите содержание видео, пришлите аудиофайл на проверку.
- План итогового монолога по теме.
Составьте монолог по плану:
- Je m’appelle …
- J’habite à …
- Je suis en … classe du Gymnase numéro …
- J’ aime … pourquoi ?
- matière à l’école
- activités de loisirs
- activités culturelles :
- activités sportives :
- les styles de musique / les genres de cinéma etc.
- autre chose
- Je n’aime pas (déteste) … pourquoi ?
- matière à l’école
- activités
- autre chose
- Ce week-end je … (Futur simple + Futur proche)
- seul
- en famille
- avec des amis
- à la maison / à la campagne /
Для написания используйте : задания по тексту на стр.152-153, тексты на стр.169, задания к видео, вокабуляр по теме на стр. 170.
- Parc Astérix vs Disneyland | Archive INA 17 avril 2006
https://www.youtube.com/watch?v=t8yNSZtDtwo
Переведите вводный текст.
Ведущая: Le week-end de Pâques est, comme chaque année, une période de forte affluence dans les parcs de loisirs. En région parisienne, deux concepts s'opposent : le parc Astérix face à Eurodisney. Le village gaulois attire sept fois moins de visiteurs que le géant américain mais compense par une gestion maîtrisée et des attractions à taille humaine.
Аvec des interviews de Beth Clappeton, directrice artistique d'Eurodisney, et de Alain Trouve, directeur général du parc Astérix.
Vocabulaire :
inaugurer – здесь: открыть, une attraction tirée de – аттракцион на основе чего-либо, une cible mouvante – подвижная мишень, séduire - соблазнить, plaire - понравиться, un gag – шутка, прикол (амер.), l’interactivité – интерактивность, взаимодействие,
grandes oreilles ou gros nez – большие уши или толстый нос (особые приметы главных персонажей: Микки Мауса (уши) и Астерикса (нос)), le géant américain – американский гигант (Дисней),
les Gaulois – галлы (население Франции в античные времена - Галлия), résister - держаться, сопротивляться, être rentable – быть рентабельным (выгодным).
- Que fait-on dans la nouvelle attraction de Disneyland ?
- Qu’est-ce qui va plaire aux petits ? et aux grands ?
- Quel est le nombre de visiteurs de Disneyland ? et du Parc Astérix ?
- Quel est le public principal de Disneyland ?
- Quelles sont les différences au Parc Astérix ?
-
-
-
- Использованные источники
- Н.А.Селиванова, А.Ю.Шашурина, УМК «Синяя птица». Французский язык. Второй иностранный язык. 7-8 класс.- М: 2016 г.).
- Водолад С. Н., Зайковская М. П., Ковалева Т. В., Савельева Г. В. Дистанционное обучение в вузе // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2010. №1 (13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/distantsionnoe-obuchenie-v-vuze.
- Дистанционное обучение в экстремальных условиях / Интерфакс - Высшее образование в России//academia.interfax.ru. 15 апреля 2020. URL: https://academia.interfax.ru/ru/analytics/research/4491/
- Видеометриалы с сайта YouTube.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Car Culture". Развитие навыков устной речи.
Урок по УМК "Opportunities Intermediate". Используется прием анализа цитаты, законы Мерфи....
Конспект урока "Бьет- значит любит?". Развитие навыков устной речи.
Конспект урока "Бьет- значит любит?".Сфера общения- семья. Цель урока- развитие навыков устной речи. Урок включает работу с газетной публикацией- работу с общим обзором газеты, поисковое чтение, работ...
Развитие навыков устной речи.
Развитие навыков диологической и монологической речи у у чащихся во всех параллелях!...
Обобщение опыта "КСО и современные информационные технологии как средство развития навыков устной речи"
Обобщение опыта представлено в виде презентации...
Урок английского языка по теме "Введение лексики. У меня есть мечта. Развитие навыков устной речи. Обучение говорению" (11 класс)
План урока составлен согласно УМК "Английский в фокусе", 11 класс...
Развитие навыков устной речи при обучении французскому языку
При обучении французскому языку, как и любому иностранному языку, очень важно научить общаться на французском языке и не бояться его. Здесь представлены мои наработки того, как я добиваюсь этой цели н...
Методическая разработка урока "Внешность. Развитие навыков устной речи" 5 класс
Цель уметь описывать внешность человека, запрашивать/давать информацию личного характера; практиковать у учащихся умение диалогической речи и монологической речи.Задачи урока:Предметные результаты:Акт...