Проект по французскому языку: «Игра как средство усвоения информации на уроке иностранного языка»
проект по французскому языку (6, 7, 8, 9 класс)

Мельникова Елена Семеновна

Проект, проведенный с учениками 8 класса с целью выявить влияние различных игр на усвоение информации, а также для создания итогового продукта - собственной методической игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx42.92 КБ
Файл презентация к проекту2.11 МБ

Предварительный просмотр:

Введение.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы.

Он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Этот метод возник в начале 20-го столетия в США. Он связан с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, и его учеником В.Х.Килпатриком.

В России идеи проектного обучения возникли практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

В ходе выполнения проекта школьники учатся:

  • самостоятельно мыслить;
  • находить и решать проблемы, привлекая для этого знания из разных областей;
  • прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения;
  • устанавливать причинно-следственные связи.

Алгоритм работы над проектом

https://lingua-fr.github.io/images/proect-deyat/image001.jpgЧем проекты хороши - здесь может проявить себя каждый ребенок, каждый может побывать в «ситуации успеха», испытать свою минуту славы.

Игра на уроке иностранного языка. Помогает усваивать информацию или это миф?

Ход проекта

Метод проектов является составной частью обучения иностранным языкам (в данном случае французскому языку) как на начальном этапе, так и при дальнейшем совершенствовании владения ими. Этот метод наиболее полно отражает основные принципы коммуникативного подхода к обучению иностранным языкам: мотивация к учению. В проектной деятельности она всегда положительная и личный интерес (в проекте отражаются интересы учащихся, их собственный мир).

Роль учителя в проектной деятельности:

- помогает ученикам в поиске информации;

- сам является источником информации;

- поддерживает непрерывную связь с учениками и поощряет их;

- организует представление результатов работы в различных формах.


Методический паспорт учебного проекта.

Тема проекта: «Игра как средство усвоения информации на уроке иностранного языка».

Предмет: французский язык

Класс: 8.

Возраст: 13-14 лет.

Количество учащихся: 4

Время работы над проектом: около 2 месяцев.

Форма работы: урочно-внеурочная.

Вид проекта: исследовательский / практико-ориентированный

Гипотеза: поможет ли эта игра лучше усвоить лексический и грамматический материал уровня А1

Цель проекта: Создать свою собственную методическую игру для использования на уроках французского языка.

Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

  1. Изучить игры, применяемые на уроках иностранного языка
  2. Проверить результаты усвоения материала после использования игровых технологий на уроках
  3. Организовать опрос среди учителей иностранных языков на тему эффективности использования игр на уроках
  4. Подтвердить эффективность игр на уроках иностранного языка

Актуальность

Организация обучения детей разных возрастов с помощью игр является одной из актуальных проблем современной методики преподавания иностранных языков. Актуальность данной темы вызвана рядом факторов. Во-первых, интенсификация учебного процесса ставит задачу поиска средств поддержания у обучающихся интереса к изучаемому материалу и активизации их деятельности на протяжении всего занятия. Эффективным средством решения этой задачи являются учебные игры. Во-вторых, одной из наиболее важных проблем преподавания иностранного языка является обучение устной речи, создающей условия для раскрытия коммуникативной функции языка и позволяющей приблизить процесс обучения к условиям реального обучения, что повышает мотивацию к изучению иностранного языка. Вовлечение учащихся в устную коммуникацию может быть успешно осуществлено в процессе игровой деятельности.

Несмотря на развитие педагогики и появление разнообразных методик, разработанных по запросу современной системы образования, вопрос о создании и внедрении игр в учебный процесс остается очень важным и актуальным. Однако, естественно, это не означает, что учебный процесс должен сводиться только к играм. Но эта форма работы очень эффективна на начальном этапе обучения иностранному языку. Игра помогает реализовать один из ведущих принципов в современной методике преподавания иностранных языков – принципа коммуникативности обучения иностранной речи.

Вид проекта: исследовательский / практико-ориентированный

Планируемый результат

1.Выяснить, как влияют игры на усвоение информации на уроке иностранного языка;

2. Определить, какие игры наиболее эффективны.

3. Создать собственную игру.

Гипотеза: поможет ли эта игра лучше усвоить лексический и грамматический материал уровня А1

Цель проекта: Создать свою собственную методическую игру для использования на уроках французского языка.

Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:

1. Изучить игры, применяемые на уроках иностранного языка

2.Проверить результаты усвоения материала после использования игровых технологий на уроках

3. Организовать опрос среди учителей иностранных языков на тему эффективности использования игр на уроках

4.Подтвердить эффективность игр на уроках иностранного языка

Работа над проектом.

I этап: организационный: выбрав темы своего исследования, определили задачи и спланировали свою деятельность.

II этап: поисковый и исследовательский: учащиеся использовали готовые игры на уроках, с помощью учителя проводилась проверка усвоенных знаний. Также проводился опрос мнения других преподавателей

III этап: языковая и творческая работа. Разработка собственной игры и подготовка презентации к защите.

IV. этап: предъявление проекта и его продукта. 

При работе над проектом использовались следующие методы: поисковый (поиск и изучение информации); анализ (отбор нужной информации, подбор примеров, проведение опроса и подведение итогов).

Этапы выполнения проекта:

  1. Поверка эффективности различных видов игр на уроке;
  2. Сравнение различных видов игр, с целью выяснения лучшего формата игровых технологий
  3. Проведение опроса учителей
  4. Составление собственной игры
  5. Подготовка презентации для защиты проекта
  6. Подведение результатов

Практическая значимость – использование готового продукта проекта на уроках, классных часах, на внеурочных занятиях, для повышения познавательного интереса и знаний учеников


Основная часть.

На своем опыте мы уже узнавали плюсы и минусы работы учителя французского языка, приняв участие в проекте «Я – будущий учитель французского языка» два года назад.

В этот раз мы решили немного изменить наше направление. Узнав в прошлый раз о том, что организация учебной деятельности на уроке – это сложный процесс, который требует длительной и качественной подготовки, мы обратили внимание, что очень большую роль при изучении иностранного языка играет мотивация.

В ходе работы над данной темой была изучена литература по проблеме использования игр в процессе обучения иностранному языку на разных этапах. Анализ методической литературы, а также мнений учителей показывает, что, несмотря на развитие педагогики и появление разнообразных методик, разработанных по запросу современной системы образования, вопрос о создании и внедрении игр в учебный процесс остается очень важным и актуальным.

Игра представляет собой средство построения модели окружающего мира. Именно в игре достигает ребенок максимально возможной степени самоуправления. Этот факт делает игру наиболее подходящей для обучения. Более того, согласно исследованиям педагогов и психологов игровая деятельность, как инструмент преподавания, в ходе учебного процесса способствует формированию и развитию определенных речевых и коммуникативных навыков, развитию внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов.

С точки зрения организации словесного материала игра – не что иное, как языковое упражнение. С другой стороны, игра представляет собой ситуацию, которая многократно проигрывается и при этом каждый раз в новом варианте. В ходе игры происходит соревнование. А, как известно, дети любят соревноваться, а еще больше они любят побеждать. Желание победить мобилизует мысль и энергию играющих, создает атмосферу эмоциональной напряженности. Речевое общение, включающее в себя не только собственно речь, но и жест, мимику имеет здесь мотивированный и естественный характер (Я говорю, чтобы выиграть).

В обучающей игре есть цель и задача. Планирование игры должно начинаться с определения той учебной задачи, которая должна быть в этой игре решена, а уже потом нужно выстраивать саму игру, мнимую ситуацию, определять игровые правила.

В ходе проведенного опроса учителей нашей школы, им задавались следующие вопросы:

1) Считаете ли вы необходимым использование игр на уроках иностранного языка (помогают ли они усвоению изучаемого материала)?

2) Как часто вы используете игры на своих уроках?

3) Какие именно игры вы используете?

4) На каких уровнях изучения иностранного языка (в каких классах)?

Результаты опроса:

  1. 100% учителей иностранного языка ответили, что да, использование игр на уроках необходимо, это позволяет закрепить пройденный материал, позитивно настроить на изучение иностранного языка, а также уточнялось, что игровая методика является одной из лучших
  2. 60% опрошенных учителей ответили, что используют игровые методики на каждом уроке

40% ответили, что используют игры 1-2 раза в неделю

  1. 100% учителей подтвердило необходимость использования игр на начальных уровнях изучения языка А1-А2
  2. 50% указало, что используют игры на более высоких уровнях B1-B2

Виды игр.

В современной философской, психологической, педагогической литературе нет однозначной классификации игр. Существует множество подходов к проблеме классификации игр. Психологи и педагоги по-разному рассматривают проблему. Первые дают их общую классификацию, выделяя подвижные, строительные, интеллектуальные, условные; педагоги же обращаются к дидактическим играм, подразделяя их на речевые и языковые.

Зарубежные ученые предлагают свою классификацию учебных игр, основными из которых они считают ролевую игру и симуляцию; Под симуляцией они понимают воспроизведение часто встречающихся в жизни ситуаций, требующих обязательного решения проблем.

Однако все существующие классификации очень условны. Одна из них достаточно наглядно отражает общие категории игр.

М.Ф.Стронин выделяет две категории:
Грамматические, лексические, фонетические и орфографические игры, способствующие формированию языковых навыков.
Творческие игры, способствующие дальнейшему развитию речевых навыков и умений, позволяют проявить самостоятельность

Склоняясь к классификации М.Ф. Стронина, можно подробнее рассмотреть следующие виды игр:

1. Грамматические игры для изучения иностранного.

Основные цели грамматических игр: научить детей употреблению речевых образцов, содержащих определенные грамматические трудности; практически применять знания по грамматике, создать естественную ситуацию для употребления грамматических конструкций в естественных ситуациях общения.

• Jacques a dit…
Цель: тренировка употребления 
Impératif(повелительного наклонения) .
Ход игры: Задание заключается в выполнение команд. Количество игроков разное, учитель(или ученик) дает команды, остальные выполняют. Можно усложнять на более высоких уровнях: играют по 3 ученика: 1 – отдаёт команду, 2 – выполняет и говорит, что он делает, 3 – описывает действия второго.

Le grand jeu des verbes

Цель: тренировка употребления глаголов разных групп, а также повторение времен.

Ход игры: Ученик бросает кубик с местоимениями, затем второй с временами, третий, чтобы выбрать форму фразы: утверждение, отрицание, вопрос. Задача правильно поставить глагол в нужную форму. Универсальность игры заключается в том, что можно использовать на разных уровнях усвоения языка, убирая или добавляя времена и формы.

Inventons des phrases

Цель: учиться составлять полные фразы

Ход игры: более сложный вариант предыдущей игры, так как помимо того, что надо поставить глагол в нужную форму и время, надо придумать фразу, в которой этот глагол будет употребляться.

• Где ты? 
Цель: тренировка употребления предлогов места.
Ход игры: необходима большая картинка с изображением комнаты. Водящий (один из учеников) «прячется» где – нибудь на картинке, пишет на бумаге, куда он спрятался и отдаёт её учителю. Дети, задавая водящему общие вопросы, «ищут» его на картинке.

Вопросы и ответы

Цель: тренировка составления вопросительной фразы.

Ход игры: ученик кидает кубик, чтобы выбрать вопросительное слово, тянет карточку со словом, а затем должен составить вопрос с ними, используя игровое поле.
2. Лексические игры.

Лексические игры ориентированы на помощь детям в овладении лексическим материалом. Целью данных игр является: помощь в приобретении и расширении словарного запаса, употребление лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке; знакомство ребенка с сочетаемостью слов, развитие речевой деятельности ребенка.

• Jeu de  mémoire
Цель: запоминание тематической лексики (животные, фрукты, овощи, еда, одежда, профессии, дом, семья, спорт и т.д.)
Ход игры: Учитель раскладывает перед учениками 10 карточек с рисунками, все хором называют слова. Учитель просит отвернуться или закрыть глаза и забирает одну карточку. Ученики должны догадаться какой карточки не хватает, называя все 10 слов по порядку. В конце карточек не остается, но дети называют все слова в правильном порядке.

• Boule de neige.
Цель: закрепление лексики по теме урока (животные, фрукты, овощи, еда, одежда, профессии, дом, семья, спорт и т.д.), тренировка памяти.
Ход игры: начиная игру, учитель называет первое слово. Каждый последующий ученик должен назвать все предыдущие слова в том порядке, в каком они включались в игру, и сказать новое слово. Если кто – то забыл слово или перепутал порядок, он выбывает из игры.

Bingo

Цель использования карточек «Бинго» — закрепление лексики по изученным темам с помощью игры, их существует огромное количество, в зависимости от тем

3. Фонетические игры для изучения иностранного.

На начальном этапе обучении иностранному языку очень большое внимание уделяется правильному произношению звуков. Учебная цель фонетических игр состоит в том, чтобы дети правильно произносили и узнавали требуемые звуки в словах, отработка интонации. На начальном этапе обучения иностранному языку фонетические игры используются регулярно. В дальнейшем, фонетические игры проводятся на уровне слов, предложений, рифмовок, скороговорок, стихов, песен.

 Поиск звуков
Цель:  формирование навыков фонематического слуха.
Ход игры: Учитель показывает детям картинки и чётко произносит названия предметов, изображённых на них. Ребята должны показать ту картинку, в которой спрятался заданный звук. (Или хлопнуть в ладоши. Звуки отрабатываются с детьми до начала игры).

Второй вариант: дети слушают произношение, следят по картинкам, отмечают те, где услышали данный звук

• Кто быстрее?
Цель: формирование и совершенствование навыков установления звуко-буквенных соответствий и значений слов на слух
Ход игры: ученикам раздаются карточки, на которых в первой колонке приводятся слова на иностранном языке, во второй – их транскрипция, в третьей – перевод слов на русский язык. Слова на иностранном языке пронумерованы по порядку. Как только преподаватель произносит то или иное слово, каждый ученик должен, поставить его номер рядом с соответствующими транскрипцией и переводом на русский язык (или соединить все три соответствия непрерывной чертой). Выигрывает тот, кто быстрее и качественнее установит соответствия между иноязычным словом, транскрипцией и переводом.

• Изобрази!
Цель:  постановка правильной артикуляции органов речи учащихся при произнесении отдельных 
 звуков.
Ход игры: учитель предлагает произносить различные звуки, имитируя звуки  животных.

Также к разновидности этой игры относится «Забавная дрессировка», особо сложные слова можно произносить, придумывая целые истории. AU – потерялись в лесу, позвали на помощь, RE – встретили медведя, он зарычал, VOIR – медведь ушел, мы отдохнули, вздохнули.

Эхо

Повторение эхом слов.

4. Орфографические игры.

Орфографические игры способствуют формированию и развитию речевых навыков. Основная цель этих игр - освоение правописания иностранных слов. Часть игр рассчитана на развитие памяти детей, другие - на воспроизведение орфографического образа слова.

• Составь слово 
Цель: развитие орфографических навыков
Ход игры: учитель пишет на доске длинное слово. Из букв этого слова дети должны составить новые слова и записать их.  Выигрывает тот, кто назвал последнее слово.

• Битва.
Цель: закрепление изученной лексики, развитие орфографических навыков.
Ход игры: класс делится на 2 – 3 команды. На доске для каждой команды пишется длинное слово. Представители команд по очереди подбегают к доске и пишут слова, начинающиеся с букв, составляющих первоначальное слово, по вертикали. Слова одной команды не должны повторяться. Выигрывает та команда, которая первой и правильно написала слова. Слова могут быть разных частей речи, главное, чтобы они были длиннее, чем слова соперников.

5. Творческие игры

Способствуют дальнейшему развитию речевых навыков и умений. Яркие, цветные, вызывающие у ребенка интерес материалы имеют не маловажное значение при изучении иностранного языка. В этих играх тренируется воображение, ребенок учится видеть в самых обычных вещах необычное. Это и есть творчество, а благодаря ему, и свободное говорение.

По форме игры могут быть настольными, компьютерными, с использованием методического материала или нет.

В итоге мы сделали вывод, что существует огромное количество лексических и грамматических, фонетических, творческих и орфографических игр, опробовав в процессе работы над проектом и в течение всего нашего обучения немало из них. Но мы пришли к выводу, что особенно важно использование игр на итоговых занятиях, когда необходимо повторить и закрепить материал.

        Проанализировав виды игр, пришли к выводу, что логичнее всего для включения многих тем, является игра «Ходилка»(Jeu de l’oie). Именно поэтому и решили создать игру такого типа.

Плюсы:

 - практически неограниченное количество участников (может быть командной или индивидуальной);

 - возможность использования самых разнообразных вопросов по разным темам;

 - сохраняется дух соперничества, а соответственно и мотивация для того, чтобы пройти игру до конца;

 - красочность и наглядность для привлечения интереса;

Чтобы определиться с набором вопросов и заданий, решили ориентироваться на определенный уровень усвоения языка. Обратимся к европейским уровням знания языка от А1 до С2. В нашей школе обучение второму иностранному языку ведется два раза в неделю, что позволяет достигать уровня А1 к 7 классу, A2 к 9, В1 к 11 классу. Мы выбрали уровень А1, изучив учебник и пройденные темы, составили вопросы.

Для создания игрового поля мы решили выбрать картинку - остров, так как можно сравнить уровни усвоения языка с определенными островами, на которых находятся препятствия – знания и умения, лишь освоив которые, можно перейти на следующий уровень.

Правила игры.

Настольная игра-ходилка с жестким полем включает в себя игру «Готов ли ты к А2?» Она рассчитана на детей, освоивших уровень А1. Правила знакомы всем с детства – кубик и несколько фишек для игроков. Коллективная игра поможет вспомнить основные пройденные темы.

Правила игры:
Игроки бросают кубик по очереди и продвигают свою фишку вперед по игровому полю на столько кружков, сколько очков выпало на кубике. Останавливаясь на данной клетке, игрок получает вопрос или задание, на который надо ответить или выполнить соответственно. Попадая на клетку с определенными знаками(попугай, череп, бомба, штурвал, меч, бутылка, бочка, бинокль, корабль или карта, игрок получает вопрос или задание повышенной сложности. Побеждает тот, кто первым дойдет до финиша (остановится на последнем кружке или пройдет его). Однако у других игроков есть шанс сравнять результаты, так как за задания повышенной сложности, они получали определенные бонусы, которые в сумме помогут получить хорошую оценку на уроке.

В комплект входят: 2 игровых поля на 60 ходов, 4 фишки, кубик 1-6, правила игры.

Заключение.

Применяйте игры в обучении иностранного языка, ведь это не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала, но и всестороннее развитие ребенка, помощь в формировании его характера.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Игра как средство усвоения информации на уроке иностранного языка Цель: Создать свою собственную методическую игру для использования на уроках французского языка

Слайд 2

Задачи: Подтвердить эффективность игр на уроках иностранного языка Проверить результаты усвоения материала после использования игровых технологий на уроках Организовать опрос среди учителей иностранных языков на тему эффективности использования игр на уроках Изучить игры, применяемые на уроках иностранного языка

Слайд 3

Работа над проектом II этап: поисковый и исследовательский I этап : организационный III этап: языковая и творческая работа IV. этап: предъявление проекта и его продукта

Слайд 4

2. Сравнение различных видов игр, с целью выяснения лучшего формата игровых технологий Подготовка презентации для защиты проекта Этапы работы над проектом: Составление собственной игры Проверка эффективности различных видов игр на уроке Проведение опроса учителей

Слайд 5

Актуальность Игра помогает поддержать интерес к изучаемому материалу и активизировать деятельность учащихся на протяжении всего занятия. Игра служит для раскрытия коммуникативной функции языка, позволяет приблизить процесс обучения к условиям усвоения языка в среде.

Слайд 6

Опрос среди учителей иностранного языка Считаете ли вы необходимым использование игр на уроках иностранного языка (помогают ли они усвоению изучаемого материала)? Как часто вы используете игры на своих уроках? Какие именно игры вы используете? На каких уровнях изучения иностранного языка (в каких классах)? 0% 25% 50% 75% 100%

Слайд 7

Виды игр ГРАММАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ФОНЕТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ТВОРЧЕСКИЕ ИГРЫ ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ИГРЫ ЛЕКСИЧЕСКИЕ ИГРЫ (ПО М.Ф. Стронину )

Слайд 8

Грамматические игры для изучения иностранного Научить употреблению языковых образцов, содержащих определенные грамматические трудности; практически применять знания по грамматике; создать естественную ситуацию для употребления грамматических конструкций в естественных ситуациях общения Цель

Слайд 10

Лексические игры помощь в приобретении и расширении словарного запаса; употребление лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке ; знакомство ребенка с сочетаемостью слов, развитие речевой деятельности ребенка.

Слайд 12

Фонетические игры Учебная цель фонетических игр состоит в том, чтобы дети правильно произносили и узнавали требуемые звуки в словах, отработка интонации

Слайд 14

Орфографические игры освоение правописания иностранных слов. Часть игр рассчитана на развитие памяти детей, другие - на воспроизведение орфографического образа слова Основная цель

Слайд 16

Цветные 2. Мотивационные 3. Яркие 1. Развивающие воображение 4 . Творческие игры Способствуют дальнейшему развитию речевых навыков и умений

Слайд 18

«Ходилка»( Jeu de l ’ oie ) Плюсы: - практически неограниченное количество участников - возможность использования самых разнообразных тем - сохраняется дух соперничества и мотивация для того, чтобы пройти игру до конца; - красочность и наглядность для привлечения интереса;

Слайд 20

ET TOI? TU ES PRÊT À A2?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование на уроке иностранного языка стихотворений как средства мотивации к изучению иностранного языка

Богатство и красота литературы всегда помогает человеку понять её прелестное содержание. Когда школьники приступают к изучению иностранного языка, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие и...

статья "Краеведческие материалы как средство обучения иностранному языку в средней школе, как составляющая содержания обучения иностранному языку."

В данной статье раскрывается роль использования краеведческого материала в воспитании патриотизма на уроках английского языка....

Коммуникативная игра как средство, обеспечивающее практическую направленность обучения иностранному языку.

Как известно, лучший путь для овладения языками – это общение. Ведущей технологией в обучении языку является технология коммуникативного обучения. Одним из средств решения задачи обучения общени...

Статья по иностранному языку на тему: Использование ИКТ технологий на уроках английского языка, как эффективного средства повышения мотивации познавательной активности обучающихся.

Статья по английскому языку Малинина Н.И. МОУ "Мустаевская СОШ"Использование ИКТ технологий на  уроках английского языка, как эффективного средства повышения мотивации познавательн...

12 советов по активизации устной речи на уроках иностранного языка: как сделать так, чтобы ученики заговорили на иностранном языке

Когда дело доходит до говорения, даже самые уверенные в себе ученики берутся за это дело неохотно. Как преподаватель вы не можете нажатием кнопки «переключить» учеников в режим говорения, ...

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Развитие творческих способностей на уроках иностранного языка»

Выступление на ШМО учителей иностранных языков по теме: «Развитие творческих способностей на уроках иностранного языка»...

Билингвальный урок как средство обучения второму иностранному языку. Система работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка

Модернизация школьного образования в нашей стране обусловлена целым рядом объективных обстоятельств. В условиях, когда человек должен уметь сосуществовать в поликультурном пространстве, язык является,...