Мотивация как один из факторов влияющих на формирование коммуникативной компетенции
статья по французскому языку на тему

В статье содержится информация о необходимости управления мотивацией изучения второго иностранного языка, о значении мотивации для развития мышления, восприятия, понимания и усвоения иноязычного материала. Вывод: Умение разумно управлять механизмами  поддержания мотивации способствует формированию коммуникативной компетенции у учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pn-22_sektsiya_7_karaulova.docx26.84 КБ

Предварительный просмотр:

МОТИВАЦИЯ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ ВЛИЯЮЩИХ НА ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Н.Г. Караулова

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Муниципальная общеобразовательная Школа №6», г. Нягань.

Аннотация

В статье содержится информация о необходимости управления мотивацией изучения второго иностранного языка, о значении мотивации для развития мышления, восприятия, понимания и усвоения иноязычного материала. Вывод: Умение разумно управлять механизмами  поддержания мотивации способствует формированию коммуникативной компетенции у учащихся.

Об управлении  мотивацией изучения иностранных языков писали И. А. Зимняя, А. А. Леонтьева, С. Л. Рубинштейн,  А. Н. Леонтьев. А.А. Для развития мышления, восприятия, понимания и усвоения иноязычного материала мотивация играет главную роль. В нашем понимании это значит усилить желание развиваться, повышать свой интеллект, сделать изучение второго иностранного языка более эффективным. Как сделать это более эффективным?  Для этого необходимо повышать  мотивацию, способствуя развитию познания и интеллектуальной деятельности у учащихся, стремясь в конечном итоге повысить эффективность процесса обучения. Наши переживания (потребности), осознанная внутренняя или внешняя потребность (мотивы)  стимулируют нашу  речемыслительную деятельность, мышление,  приводят к желанию больше узнать и научиться мыслить на языке. Благодаря комфортной ситуации удовлетворяются потребности личности и создаются положительные установки на изучение иностранного языка. Поскольку изучение второго иностранного языка происходит посредством общения, которое является сугубо личностным процессом, в котором осуществляется обмен идеями, интересами, передача черт характера, то при коммуникативном обучении важно, чтобы собеседник был позитивным, эмоциональным, интересным, опытным. Успешность овладения иностранным языком  способствует формированию языкового чутья. У 60% опрошенных желание понравиться собеседнику, умение правильно использовать слова и предложения для выражения своих мыслей, а вместе с тем быть правильно понятым создают ситуацию успеха и желание совершенствоваться. Для 40% реципиентов использование иностранного языка для получения определенной информации (чтение журналов, газет, толковых словарей, и тому подобное) делает данный язык незаменимым в познавательной деятельности обучаемого, вместе с тем сам иностранный язык усиливает общую познавательную деятельность обучаемых, следовательно, повышается и мотивация изучения языка.

Необходимо учитывать, что овладение вторым иностранным языком не может проходить без взаимодействия с первым иностранным языком. Этот процесс взаимодействия имеет как положительные, так и отрицательные стороны. К числу положительных факторов относится опора на положительный опыт изучающего язык. Наше исследование показало что положительный опыт учебной деятельности приобретенный при изучении родного и первого иностранного языка облегчает   учебную деятельность,  повышает мотивацию, развивает творческие возможности ученика, активизирует его речемыслительную деятельность и память, как следствие, значительно облегчает процесс научения. На основе проведенных исследований мы сделали вывод что, чем выше уровень овладения речевыми умениями и навыками  в изучении первого иностранного языка, тем выше результаты  изучения второго иностранного языка.

В процессе изучения второго иностранного языка, отношение  к различным видам речевой деятельности  на иностранном языке может резко изменяться в отрицательную или положительную стороны.  Так, наше исследование показало, что чем глубже в подсознании  положительная установка к изучению второго  иностранного языка, тем выше  результаты (оценка). Следовательно, для достижения высоких результатов речевой деятельности нужно повышать желание изучать язык.

Наши исследования подтверждают мысль  Г. В. Роговой и З. Н. Никитенко, о том, что интерес к процессу изучения иностранного языка, держится на внутренних мотивах. Таким образом, в целях сохранения интереса к изучению французского как второго иностранного языка, необходимо развивать внутренние мотивы.. Проведенное нами анкетирование выявило, что основными  внутренними мотивами изучения французского языка  у учащихся являются:  учеба и стажировка за границей, работа с иностранными партнерами, возможность карьерного роста, возможность зарабатывать больше денег, возможность свободного общения с франкофонами во время путешествий во франкоговорящие страны, престижность владения двумя иностранными языками, возможность читать книги в оригинале, смотреть фильмы, новости в онлайн.

Cпецифика предмета «иностранный язык» заключается в том, что ведущим компонентом содержания обучения иностранному языку являются не основы наук, а способы деятельности – обучение различным видам речевой деятельности. Овладение вторым иностранным  языком происходит путём приобретения навыков общения на иностранном языке (говорения, аудирования, письма, чтения). Анализируя процесс обучения второму иностранному языку, мы выделили некоторые закономерности, которым подчиняется процесс формирования навыков.

Скорость формирования навыка не равномерна. Освоение любого навыка в начале идет намного быстрее, чем в середине и конце.

Ухудшение - это нормально. Когда переломный момент от быстрого роста к постепенному развитию пройден, наступает период, когда улучшения в обучении отсутствуют, а может даже произойти ухудшение.

 Пределов совершенствования навыка не существует, развитие всегда возможно за счет перестройки структур сознания и повышения мотивации.

Больше автоматизма, больше эффективности (закон Клапареда)  Чем больше процессов функционирует бессознательно, автоматически, тем более правильной становиться речь.

 Навык формируется быстрее, если  в сознании уже отложилась похожая автоматизированная деятельность. Выучив один язык, человек легче осваивает другие языки той же языковой группы.

 Сформированные навыки, если их не использовать, угасают. Чем сложнее навык, тем быстрее он идет на спад.

 Для эффективного развития навыка учащийся должен ощущать результат своей работы. При соблюдении этого правила желание учиться дальше не угаснет.

В общей структуре мотивации главным является познавательный мотив. В его основе заложено постоянное стремление к познанию. Познавательные мотивы в овладении иностранным языком формируют  отношения к иностранному языку как необходимому средству познавательной деятельности. Интерес ко второму иностранному языку  способствует развитию познания и интеллектуальной деятельности, стимулирует речемыслительную деятельность, желание больше узнать, мыслить на языке, использовать язык как средство обмена информацией.

В системе обучения иностранному языку  как иноязычной культуре в первую очередь важны средства поддержания мотивации к познавательной, развивающей и воспитательной деятельности, которые вызывают у изучающего иностранный язык  коммуникативную мотивацию т.е.  мотивы, потребности, цели, намерения, стремления, которые стимулируют и поддерживают активность коммуникативной деятельности. Мы попытались сформулировать эти рекомендации.

Необходимо быть  реалистом и запастись терпением и прилежанием. К изучению второго иностранного языка, в том числе и французского, стоит относиться как к своему хобби. Процесс изучения языка должен доставлять удовольствие.

Стоит разнообразить процесс изучения языка и сделать его более увлекательным. Можно порекомендовать читать с учащимися книги в оригинале, смотреть французские фильмы, мультфильмы, слушать аудиокниги на французском языке.

 Важно чтобы дети не стеснялись говорить и делать ошибки. Говорить с ошибками лучше, чем не говорить вообще.

 Необходимо  внедрять в образовательный процесс современные компьютерные технологии. Сегодня подготовка и проведение школьных уроков с использованием Интернета – не только показатель современности подхода к процессу обучения, но и способ эффективного решения множества учебных и воспитательных задач. Электронная почта дает возможность общаться не только с носителями языка, но и с теми, кто изучает его как иностранный. Электронное письмо – это приобретение навыков общения на иностранном языке и возможность совершенствования одного из способов речевой деятельности.

 Если у учащихся что-то  не получается,  необходимо напомнить о том, что подтолкнуло их к изучению французского языка. Ребенок не должен забывать, что изучая французский язык, он с каждым днем приближается к своей цели.

 Нужно убедить учащихся говорить дома на языке, активизируя полученные на уроках знания.

Мы хотим предложить учителю задуматься, почему у ребенка пропадает желание изучать французский язык и как сделать процесс обучения результативным и приятным. Зная механизмы поддержания мотивации и умея управлять ими,  мы сможем помочь изучающему язык сформировать коммуникативную мотивациию.

                                     Список литературы

  1. Зимняя И. А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. - М. Просвещение, 1978
  2. Маланичева А. В. Развитие познавательной мотивации.

http://www.dissercat.com/content/razvitie-poznavatelnoi-motivatsii-uchashchikhsya-v- protsesse-izucheniya-istoricheskoi-lichno

  1. Нанавян Е. В. Мотивация и её роль в  изучении  иностранного языка.: Автореф. дис.  канд. пед. наук: 13.00.01. - Санкт-Петербург, 2000.
  2. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1991
  3. Селиванова Н.А. Шашурина А.Ю. Французский как второй иностранный     язык./ Н.А. Селиванова А.Ю. Шашурина. - Москва: Просвещение, 2009.
  4. Суворова Елена. Самомотивация.   http://www.suvorova.biz/prog19.php

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с текстом как один из способов формирования коммуникативной компетенции.

В статье рассматриваю некоторые приемы работы с текстом, которые помогают вовлечь в работу всех ребят. Учат выделять в тексте главное: тему, проблему, авторскую позицию, высказывать свою точку з...

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Развитие комуникативной компетенции является ключевой в обучении иностранным языкам. В статье рассматриваются основные факторы, влияющие на развитие данной компетенции, социолингвистические и психолин...

«Использование на уроках английского языка метода проектов, как одного из факторов формирования коммуникативной компетенции».

Одной из инновационных технологий, способной решить проблемы создания условий для использования изучаемого языка в ситуациях реального межкультурного общения, формирования и развития меха...

«Использование на уроках английского языка метода проектов, как одного из факторов формирования коммуникативной компетенции».

Интеграция метода проектов в классно-урочную систему дает возможность, не затрагивая содержания обучения, определенного стандартом, и не внося изменений в сетку часов, более глубоко изучи...

Стиль педагогического общения, как один из факторов, влияющих на мотивацию школьников

Общение в педагогической деятельности выступает как средство решения учебных задач, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса и как способ организации взаимоотношений воспитат...