Дидактические материалы по геометрии для подготовки учащихся 9 классов к государственной итоговой аттестации
материал для подготовки к егэ (гиа) по геометрии (9 класс)

Сад Наталья Григорьевна
Основной целью государственной (итоговой) аттестации по геометрии выпускников девятых классов общеобразовательных учреждений является проведение открытой и объективной процедуры оценивания учебных достижений школьников, обладающей широкими дифференцирующими  возможностями. Экзаменационная работа рассчитана на выпускников IX классов общеобразовательных учреждений (школ, гимназий, лицеев), включая
классы с углубленным изучением математики. Результаты экзамена могут быть использованы при комплектовании профильных десятых классов, а также при приеме в учреждения системы начального и среднего профессионального
образования без организации дополнительных испытаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 0004de28-1ed7782d.doc303 КБ

Предварительный просмотр:

Тренировочные упражнения по теме «Векторы»

  1. Сторона ромба KMNP  равна 4 см, М=120º. Найдите скалярное произведение векторов  и . Ответ: –8
  2. Сторона ромба PMNK  равна 8 см, M=60º. Найдите скалярное произведение векторов  и . Ответ:  –32
  3. Сторона ромба LMNP  равна 6 см, N=60º. Найдите скалярное произведение векторов  и . Ответ: 18
  4. Сторона ромба PMNK  равна 9 см, M=60º. Найдите скалярное произведение векторов  и . Ответ:  –40,5
  5. Сторона ромба LMNP  равна 7 см, N=60º. Найдите скалярное произведение векторов  и . Ответ: 24,5
  6. Сторона ромба MLNP  равна 6 см, L=120º. Найдите скалярное произведение векторов  и . Ответ:  –18
  7. Сторона ромба LNKP  равна 8 см, N=120º. Найдите скалярное произведение векторов  и . Ответ:  –32
  8. Сторона ромба PKLM  равна 10 см, K=120º. Найдите скалярное произведение векторов  и . Ответ:  –50
  9. В треугольнике PRS стороны RP и RS равны 8 см и 6 см, а угол между ними 60º. Найдите скалярное произведение векторов  и . Ответ: 24
  10. В треугольнике PRS стороны RP и RS равны 6 см и 7 см, а угол между ними 60º. Найдите скалярное произведение векторов  и . Ответ: 21
  11. В равностороннем треугольнике NPO стороной 4 проведена медиана NF. Найдите скалярное произведение векторов   и . Ответ: 12
  12. В равностороннем треугольнике PRS стороной 6 проведена медиана SH. Найдите скалярное произведение векторов   и . Ответ: 27
  13. В равностороннем треугольнике KLN стороной 12 проведена медиана КЕ. Найдите скалярное произведение векторов   и . Ответ: 108
  14. В равностороннем треугольнике MLN стороной 14 проведена медиана NC. Найдите скалярное произведение векторов   и . Ответ: 147
  15. В равностороннем треугольнике NPO стороной 20 проведена медиана NF. Найдите скалярное произведение векторов   и . Ответ: 300
  16. В равностороннем треугольнике PRS стороной 40 проведена медиана SH. Найдите скалярное произведение векторов   и . Ответ: 1200

Практико-ориентированные задания по теме «Площадь»

1. По данным рисунка найдите площадь заштрихо-ванной фигуры (KN  и LM — дуги с центрами в вершинах  А и C квадрата ABCD; взять  ответ округлить до сотых) 

Ответ: 9,72

2.  По данным рисунка найдите площадь заштрихо-ванной фигуры (NK, KL, LM , MN  — дуги с центрами в вершинах  А, В, C  и D квадрата ABCD, взять  ответ округлить до сотых). 

Ответ: 7,74

3. По данным рисунка найдите площадь заштрихо-ванной фигуры (NK, KL, LM , MN  — дуги с центрами в вершинах  А, В, C  и D квадрата ABCD; взять  ответ округлить до сотых).

Ответ: 6,58

4. По данным рисунка найдите площадь заштрихо-ванной фигуры (NK  — дуга с центром в вершине А квадрата ABCD; взять  ответ округлить до сотых).

Ответ: 28,94

5. Имеется лист фанеры квадратной формы, стороны которого равны 6 дм. Из него, как показано на рисунке, вырезана фигура   (KN, KL, LM, MN – дуги с центрами в  точках A, B, C, D). Сколько килограммов краски потребуется, чтобы покрасить получившуюся фигуру, если на 1 дм2 поверхности расходуется 0,03 кг краски? 

Ответ: 0,48

6.  Имеется лист фанеры квадратной формы, стороны которого равны 3 дм. Из него, как показано на рисунке, вырезана фигура   (KN, KL, LM, MN – дуги с центрами в  точках A, B, C, D). Сколько килограммов краски потребуется, чтобы покрасить получившуюся фигуру, если на 1 дм2 поверхности расходуется 0,03 кг краски? 

Ответ: 0,12

7.  Имеется лист фанеры квадратной формы, стороны которого равны 6 дм. Из него, как показано на рисунке, вырезана фигура (KN, KL, LM, MN – дуги с центрами в точках A, B, C, D). Сколько килограммов краски потребуется, чтобы покрасить получившуюся фигуру, если на 1 дм2 поверхности расходуется 0,02 кг краски? 

Ответ:0,32

8.  Имеется лист фанеры квадратной формы, стороны которого равны 3 дм. Из него, как показано на рисунке, вырезана фигура (KN, KL, LM, MN – дуги  с центрами в точках A, B, C, D). Сколько килограммов краски потребуется, чтобы покрасить получившуюся фигуру, если на 1 дм2 поверхности расходуется 0,02 кг краски? 

Ответ: 0,08

9.  Имеется лист фанеры прямоугольной формы, длина и ширина которого, соответственно, равны 4 дм и 2 дм.  Из него, как показано на рисунке, вырезана фигура (BM, MN, CN – дуги с центрами в точках A, O, D). Сколько килограммов краски потребуется, чтобы покрасить получившуюся фигуру, если             на 1 дм2 поверхности расходуется 0,02 кг краски? 

Ответ: 0,08

10. Имеется лист фанеры прямоугольной формы, длина и ширина которого, соответственно, равны 8 дм и 4 дм.  Из него, как показано на рисунке, вырезана фигура (BM, MN, CN – дуги с центрами в точках A, O, D). Сколько килограммов краски потребуется, чтобы покрасить получившуюся фигуру, если  на 1 дм2 поверхности расходуется 0,02 кг краски? 

Ответ: 0,32

11. Имеется лист фанеры прямоугольной формы, длина и ширина которого, соответственно, равны 4 дм и 2 дм.   Из него, как показано на рисунке, вырезана фигура (BM, MN, CN – дуги с центрами в точках A, O, D). Сколько килограммов краски потребуется, чтобы покрасить получившуюся фигуру, если на 1 дм2 поверхности расходуется 0,03 кг краски? 

Ответ: 0,12

12. Имеется лист фанеры прямоугольной формы, длина и ширина которого, соответственно, равны 8 дм и  4 дм.     Из него, как показано на рисунке, вырезана фигура (BM, MN, CN – дуги     с центрами в точках A, O, D). Сколько килограммов краски потребуется, чтобы покрасить получившуюся фигуру, если на 1 дм2 поверхности расходуется 0,03 кг краски? 

Ответ: 0,48

Упражнения по теме «Параллелограмм»

1. Укажите, какие из перечисленных ниже утверждений верны.

1) В параллелограмме противолежащие углы равны.

2) Вокруг любого прямоугольника можно описать окружность.

3) В любом параллелограмме диагонали перпендикулярны.

4) Квадрат – это ромб, у которого все углы прямые.

5) В любой четырехугольник можно вписать окружность.

Ответ: 1,2,4

2. Укажите, какие из перечисленных ниже утверждений верны.

1) В параллелограмме противолежащие стороны параллельны.

2) Диагонали ромба равны.

3) Квадрат – это ромб, у которого все углы прямые

4) В любом параллелограмме суммы противоположных сторон равны.

5) Прямоугольник – это параллелограмм, у которого все углы прямые.

Ответ:

1,3,5

3. Укажите, какие из перечисленных ниже утверждений верны.

1) В параллелограмме противолежащие стороны равны.

2) Вокруг любого прямоугольника можно описать окружность.

3) Диагонали ромба – равны.

4) Квадрат – правильный четырехугольник.

5) В любом параллелограмме суммы противоположных углов равны.

Ответ: 1,2,4

4. Укажите, какие из перечисленных ниже утверждений верны.

1) В параллелограмме противолежащие стороны параллельны.

2) Вокруг любого прямоугольника можно описать окружность.

3) В любой четырехугольник можно вписать окружность.

4) Ромб – правильный четырехугольник.

5) Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны.

Ответ: 1,2,5

5. Укажите, какие из перечисленных ниже утверждений верны.

1) В параллелограмме противолежащие стороны равны.

2) Вокруг любого прямоугольника можно описать окружность.

3) Диагонали ромба – равны.

4) Квадрат – правильный четырехугольник.

5) В любом параллелограмме суммы противоположных углов равны.

Ответ: 1,2,4

6. Укажите, какие из перечисленных ниже утверждений верны.

1) В параллелограмме противолежащие стороны параллельны.

2) Вокруг любого прямоугольника можно описать окружность.

3) В любой четырехугольник можно вписать окружность.

4) Ромб – правильный четырехугольник.

5) Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны.

Ответ:

1,2,5

7. Укажите, какие из перечисленных ниже утверждений верны.

1) Диагонали ромба равны.

2) В параллелограмме противолежащие стороны равны.

3) Ромб имеет 2 оси симметрии.

4) В любом параллелограмме суммы противолежащих углов равны.

5) Квадрат – правильный четырехугольник.

Ответ:

2,3,5

8. Укажите, какие из перечисленных ниже утверждений верны.

1) Ромб – правильный четырехугольник.

2) В параллелограмме противолежащие углы равны.

3) Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны.

4) В любом параллелограмме суммы противоположных сторон равны.

5) Правильный четырехугольник имеет 4 оси симметрии.

Ответ: 2,3,5

9. Укажите, какие из перечисленных ниже утверждений верны.

1) В любой параллелограмм можно вписать окружность.

2) Ромб – параллелограмм, у которого все стороны равны.

3) Диагонали правильного четырехугольника перпендикулярны.

4) Правильный четырехугольник имеет 4 оси симметрии.

5) Правильный четырехугольник имеет бесконечно много осей симметрии.

Ответ: 2,3,4

10. Укажите, какие из перечисленных ниже утверждений верны.

1) Квадрат – параллелограмм, у которого все стороны и углы равны.

2) В любой параллелограмм можно вписать окружность.

3) Диагонали ромба перпендикулярны.

4) Параллелограмм имеет бесконечно много осей симметрии.

5) Ромб имеет 2 оси симметрии.

Ответ: 1,3,5

Задачи по теме «Параллелограмм»

Задача №1

Вершина  С параллелограмма АВСD соединена с точкой К на стороне AD.

Отрезок  СК  пересекает диагональ  BD  в точке  N. Площадь треугольника CDN=12, а площадь треугольника DKN=9. Найдите площадь параллелограмма АВСD. 

Подсказка

Используйте свойство пропорциональности площадей треугольников: если треугольники подобны, то их площади относятся, как квадраты соответствующих сторон; если два треугольника имеют общее основание (или равные основания), то их площади относятся, как высоты, проведенные к этому основанию, а если у них одна и та же высота (или равные высоты), то отношение площадей равно отношению оснований.

Решение:

1.

2. Треугольники BNC  и DNK подобны, , отсюда .

3. .

Ответ:56.

Задача №2  Вершина D параллелограмма АВСD соединена с точкой M на стороне AB. Отрезок DM пересекает диагональ AC в точке L. Площадь треугольника ALM=12, а площадь треугольника ADL=18. Найдите площадь параллелограмма  АВСD.

Ответ: 90.

   

Задача №3  Вершина B параллелограмма АВСD соединена с точкой K на стороне AD. Отрезок BK пересекает диагональ AC в точке M. Площадь треугольника AMK=18, а площадь треугольника ABM=30. Найдите площадь параллелограмма АВСD.

Ответ: 160.

Задача №4  Вершина D параллелограмма АВСD соединена с точкой L на стороне BC. Отрезок DL пересекает диагональ AC в точке M. Площадь треугольника CLM=9, а площадь треугольника CDM=15. Найдите площадь параллелограмма  АВСD.

Ответ: 80.

Задача №5  Вершина A параллелограмма АВСD соединена с точкой P на стороне BC. Отрезок AP пересекает диагональ BD в точке M. Площадь треугольника ABM=20, а площадь треугольника BMP=16. Найдите площадь параллелограмма  АВСD.

Ответ: 90.

Задача №6  Вершина B параллелограмма АВСD соединена с точкой M на стороне CD. Отрезок BM пересекает диагональ AC в точке K. Площадь треугольника BCK=6, а площадь треугольника CMK=4. Найдите площадь параллелограмма  АВСD.

Ответ: 30.

Промежуточная аттестация по геометрии в 7-8 классах

Введение ЕГЭ по математике в 11-х классах и новой формы государственной (итоговой) аттестации по алгебре и геометрии в 9-х классах показало необходимость перемен в традиционных педагогических технологиях, во всех формах обучения метаматематическим дисциплинам в школьном курсе математики и в осуществлении контроля  уровня подготовки учащихся.

На промежуточном контроле по геометрии проверяется соответствие знаний обучающихся требованиям государственных образовательных программ, глубина и прочность полученных знаний, их практическое применение.

Преодолевая за счет определенной системы упражнений психологическую интерференцию, учитывая преемственность в обучении, нужно искать и новые формы промежуточной аттестации по математике.

Одна из особенностей новых форм аттестации заключается в использовании тестовых технологий, которые позволяют увеличить число вопросов, выносимых на экзамен, разнообразить виды заданий, проверяя тем самым более широкий круг знаний и умений учащихся. Поэтому одной из задач учителей математики является внедрение тестовых технологий в учебный процесс. Следовательно,  переводной экзамен по геометрии в 7 – 8 классах должен проводиться по модели, которая готовила бы учащихся к итоговой аттестации в независимой форме за курс основной школы. Экзамен предусматривает проверку знаний  учащихся по основным разделам программы в каждой параллели, причем как на базовом, так и на повышенном, и высоком уровнях. Система заданий должна быть адаптирована для каждой возрастной категории.

 Содержание переводной экзаменационной работы определяется на основе следующих документов:  

1. Приказ МО РФ № 1089 от  05.03.2004г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

2.Программы основного и среднего (полного) общего образования по математике./Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.: Дрофа, 2007.

Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы по геометрии (промежуточная аттестация)

Структура экзаменационной работы по геометрии отвечает построению в современной школе системы дифференцированного обучения, основными задачами которого являются:

  • формирование у всех учащихся базовой математической подготовки;
  • создание для части школьников условий, способствующих получению математических знаний повышенного уровня при дальнейшем профильном обучении.

В соответствии с этим работа состоит из трех частей.

Часть1 содержит задания базового уровня, обеспечивающие достаточную полноту проверки овладения соответствующим материалом. При выполнении этих заданий от учащегося требуется распознать ранее изученную ситуацию и сделать вывод на основании известного теоретического факта.

Количество заданий в первой части экзаменационной работы в 7 – 8-х  классах– не  более 8 заданий. За каждое верно выполненное задание – 1 балл.

Часть 2 включает задания повышенного уровня, при решении которых от учащегося требуется применить свои знания в измененной ситуации для описанных в условии геометрических фигур, используя при этом методы, известные ему из школьного курса. Выполнение этих заданий оценивается по 2 балла. Одна из задач носит практический характер. Для её решения учащимся необходимо самостоятельно составить математическую модель реальной ситуации. В другой задаче необходимо установить, какими из перечисленных свойств обладает указанная геометрическая фигура. Следует отметить, что это задание на знание и понимание изученных геометрических фактов позволяет в то же время проверить умение проводить рассуждения при решении задачи, обнаруживая возможности для их использования. Поэтому его выполнение и оценивается 2 баллами, если указаны все 3 верных ответа и при этом не указаны неверные ответы; 1 баллом – если правильно указаны 2 верных ответа и при этом указано не более одного неверного ответа; 0 баллов – во всех остальных случаях.

Количество заданий во второй части экзаменационной работы в 7 – 8-х  классах– не более 5 заданий.

 Часть3 включает самые сложные задачи, при решении которых учащимся надо применять свои знания в новой ситуации. Эти задачи проверяют, в том числе, и умения учащихся проводить доказательные рассуждения при решении задач, ссылаясь на известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования. Поэтому от учащихся потребуется проанализировать условие, самостоятельно разработать способ решения, привести обоснования, доказательства выполненных действий и математически грамотно записать полученное решение.

Количество заданий в третьей части экзаменационной работы в 7 – 8-х  классах– не более 2 заданий.

Время выполнения работы и условия её проведения

На проведение экзамена отводится:

  • 7 – 8-е  классы – 120 минут (3урока).

Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом

Для оценивания результатов выполнения работ учащимися применяются два количественных показателя: традиционная отметка («2», «3», «4», «5») и рейтинг: от 0 до 20 баллов (7 – 8-е  классы); назначение рейтинга – расширение диапазона традиционной отметки.

Рейтинг формируется путем подсчета общего количества баллов, полученных учащимися за выполнение всех частей работы. За каждое верно выполненное задание первой части учащемуся начисляется 1 балл. За каждое верно выполненное задание второй части до 2 баллов. За задания третьей части до 3 баллов, которые засчитываются в рейтинговую оценку ученика при верном выполнении этого задания и характеризуют относительную сложность этого задания в работе.

Примерные задания

 для промежуточной (итоговой) аттестации по геометрии

7  класс

Часть I

1.Точка С принадлежит отрезку АВ. Чему равна длина отрезка АВ, если АС=3,6 см,  ВС =2,5 см.

1) 1,1                2) 7,2                3) 6,1         4) 5

2.Один из смежных углов острый. Каким является другой угол?

1) нельзя определить        2) острый        3) тупой        4) прямой

3.Сколько отрезков, равных данному можно отложить на луче от его начала?

1) 0                2) 1                3) 2                4) бесконечно много

4.На сколько частей делят плоскость две пересекающиеся прямые?

1) 2                2) 4                3) 6                4) 8

5.Сколько прямых можно провести через одну точку?

1) 1                2) 2                3) 3                4) бесконечно много

6.Какие элементы треугольника могут проходит вне его

1) диагональ        2) высота        3) биссектриса        4) медиана

7. Известны стороны равнобедренного треугольника:  2 см и 5 см. Чему равен его периметр?

1) 9                2) 6                3) 12                4) 15

8 .В прямоугольном треугольнике один из острых углов равен 25°. Чему равен второй острый угол?

1) 65°                2) 25°                3) 155°        4) 90°

Часть II

1.На рисунке изображены параллельные прямые, на которых лежат равные отрезки  АВ и СD.

Прямые AD и BC пересекаются в точке О.

Найдите  ВО, если ВС =10. 

Ответ: ________________________

2 .По данным рисунка найдите площадь заштрихованной фигуры (ВМ, MN и NC — дуги с центрами в точках А, L и D). 

Ответ: ________________________

3.Укажите, какие из перечисленных ниже утверждений верны.

1) Медиана всегда делит пополам один из углов треугольника.

2) Точка пересечения медиан всегда лежит внутри треугольника.

3) Медиана прямоугольного треугольника, проведенная к гипотенузе, равна её половине.

4) Медиана делит треугольник на два треугольника равной площади.

5) Медианы треугольника пересекаются в одной точке и точкой пересечения делятся пополам.

Ответ: ________________________

Часть III

1.В равнобедренном треугольнике АВС с основанием АС проведены две биссектрисы АР и СК. Докажите, что треугольники АКС и СРА равны.

2.В треугольнике ABC биссектрисы внешних углов при вершинах В и А пересекаются в точке D. Найдите угол BDA, если ВСА = 28°.


8  класс

Часть I

1.Площадь прямоугольника АВСD равна 15. Найдите  сторону ВС прямоугольника, если известно, что АВ = 5.

1) 10                        2) 2,5                        3) 3                        4) 5

2.Найдите длину окружности, описанной около прямоугольного треугольника, гипотенуза которого равна 12.

1) 6π                        2) 12π                3) 36π                4) 144π

3.Найдите координаты вектора , если известно, что  .

1) (-7; 10)                 2) (3; 4)                 3) (-3; -4)                 4) (-3; 4)

4.Используя данные, указанные на рисунке,

найдите длину отрезка MN.      

 1) 4                          2) 5                 3) 6                4) 3

5.         В ромбе АВСD проведена диагональ АС. Найдите  АВС, если известно, что АСD = 35°.

1) 70°                        2) 110°                3) 145°                4) 125°

6.Найдите абсолютную величину (модуль) вектора .

1) 4                        2) 8                        3)                 4)

7.Четырехугольник ABCD –  трапеция.  Используя данные, указанные на рисунке, найдите длину отрезка AD.    

  1) 18                2) 15                3) 16                4) 14

Часть II

1 .На диаметре окружности АС построен равносторонний треугольник ABC, стороны которого делят полуокружность на три дуги. Определите градусную меру дуги DF.

Ответ: ________________________

2.По данным рисунка найдите площадь закрашенной фигуры, если данный треугольник равносторонний, а центры проведенных дуг — вершины треугольника.

Ответ: ________________________

3.Диагонали трапеции АВСD пересекаются в точке Р. Найдите основание АD, если  ВР = 3,  PD = 15, ВС = 3,2.

Ответ:___________________

4 .Укажите, какие из перечисленных ниже утверждений верны.

1) Высота всегда образует с прямой, содержащей одну из сторон треугольника, равные углы.

2) В прямоугольном треугольнике высота может совпадать с одной из его сторон.

3) Точка пересечения высот произвольного треугольника – центр окружности, описанной около этого треугольника.

4) Высота всегда делит треугольник на два треугольника равной площади.

5) Высота может лежать и вне треугольника.

Ответ: ________________________

Часть III

1.Внутри треугольника ABC взята точка D, такая,                                                             что ABD = ACD = 45°. Докажите, что отрезки AD и ВС перпендикулярны и равны, если угол ВАС равен 45°.

2.В трапеции проведена диагональ. Площади полученных при этом треугольников относятся как 2:3. найдите площадь трапеции, если ее высота равно 6 см, а большее основание равно 9 см.

Шкала пересчета первичного балла за выполнение

экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале

 (к представленным примерным вариантам для промежуточной (итоговой) аттестации по геометрии в 7-8-х классах)

Отметка

Количество баллов

7 класс

8 класс

«3»

6-8

6-8

«4»

9-14

9-15

«5»

15-20

16-21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовительные материалы и методические рекомендации по геометрии для подготовки учащихся 9 классов к государственной итоговой аттестации

В работе представлено нормативно-правовое обеспечение, методическое и дидактическое обеспечение , электронные образовательные ресурсы и методические рекомендации  учителю математики  по подг...

Организация заключительного повторения по алгебре при подготовке учащихся 9 классов к государственной итоговой аттестации в 2011-2012 учебном году

В работе предлагается календарно-тематическое планирование уроков алгебры по УМК Ю.Н, Макарычева и других, а также тематические тесты по основным вопросам  курса алгебры. Обобщающий  тест 4 ...

Задания по алгебре для подготовки учащихся 9 классов к государственной итоговой аттестации

Материал представляет собой задачник. Задачи разделены на три части: задания на 2 балла, задания на три балла, задания на четыре балла. Также прилагаются ответы к заданиям. Сборник можно использовать ...

Разработка комплекта тестовых материалов (типовые задания для подготовки учащихся IX классов к государственной итоговой аттестации (ГИА) по французскому языку)

I. Технологическая матрица пробного экзамена по французскому языку             Главной целью иноязычного образования в основной школе являет...

Методические рекомендации по подготовке учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации в формате ЕГЭ за курс средней школы по географии. Раздел: «Природа Земли и человек. Оболочки Земли. Атмосфера»

Единый государственный экзамен имеет целью - определение качества подготовки школьников и отбор наиболее подготовленных учеников для поступления дальше в вузы.Введение ЕГЭ показало необходимость измен...