Методика преподавания родного языка в городских школах
методическая разработка

Алиева Лариса Азретовна

методика преподавания карачаевского родного языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алиева Лариса Азретовна

Учитель высшей категории по родному языку и литературе

Карачаево-Черкесская Республика, г.Карачаевск, МБОУ сш. №3

Методика преподавания родного языка в городских школах

За годы учитель дает тысячи уроков, и к каждому он должен тщательно готовиться, чтобы эстетически развивать и удовлетворение и радость от своего труда. Урок – это порой невидимая с первого взгляда напряженная работа, требующая от учителя больших волевых усилий и концентрации внимания, гибкости мышления и быстрой реакции в различных педагогических ситуациях. Неудавшийся урок, просчет, ошибки подчас долго не дают покоя, заставляя мысленно возвращаться и искать, причины, породившие неудачи.

Развитие речи учащихся – сложная область методики родного языка. Сложная потому что, что касается такого сложного явления, как речь человека, и потому, что прямолинейно соотносится со школьными предметами: русским языком и литературой которые, прежде всего служат задачам развития речи учащихся.

Из стилистических ошибок большая часть падает на словарные недочеты, среди которых ошибки, связанные с происхождением слова. Словарь для учащихся по родному языку является постоянным учебным пособием.

Работая разделом «Лексика и фразеология», стараюсь больше внимания уделять фразеологизмам, обогащать словарный запас детей новыми словами. Очень важными является работа над синонимами, омонимами, многозначными словами. Знакомство с синонимами на основе раздела «Словообразования», повторяя одновременно части слова. Устно повторяются однокоренные слова. Некоторые родственные слова бывают далекими по значению.

Значение антонимов для обогащения словаря и повышение общей речевой культуры заключается в том, что они, с одной стороны, при описании контрастных явлений придают речи выразительность; с другой стороны, пользуясь антонимами, мы уточняем понятия.

Изучая части речи, учащиеся обогащают свою речь словами. Особенно большую возможность для этого «даёт» имя прилагательное. Читая и разбирая сочинения и изложения учащихся, отмечаем в них недостаток определений, ярких и выразительных эпитетов. Этот недостаток делает изложения и сочинения школьников бедными в отношении словаря и бледными по их общему фону. В связи с этим проводится работа по обогащению текста именами прилагательными - определениями. Учащимся дается текст. Перед детьми ставится задача: текст беден, его надо оживить, обогатить выразительными средствами языка и прилагательными. Дети с охотой составляют текст. Цель задания заключается в том, чтобы показать значения имен прилагательных в речи, пробудить в учащихся стремление пользоваться эпитетами.

Бедность запаса глаголов в активном словаре учащихся, неумение пользоваться синонимами, недостаточное знакомство с переносными значениями глаголов – это основные трудности, с которыми сталкиваются учителя на каждом уроке по теме: «Глагол» учащиеся заполняют таблицу (прямые переносные значения глаголов).

Большая работа по развитию речи ведется и при изучении синтаксиса. Основываясь на знания, полученные в начальной школе, уже в 5-ом классе, умение пользоваться выразительными средствами, его стилистическим многообразием – самая лучшая и самая надёжная рекомендация для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности.

Необходимость в обучении сочинениям ни у кого не вызывает сомнений. Но решается этот вопрос по-разному. Некоторые считают, что в основу разрабатываемой системы должен быть положен принцип разнообразия сочинений.

Что же мы понимаем под системой обучения сочинениям? Прежде всего необходимо подчеркнуть, что, говоря о системе, мы имеем в виду не порядок работы над одним сочинением, а такую последовательность обучения сочинениям в целом, в которой предусмотрено наличие у учеников определенных умений связной речи. В чем же должны заключаться последовательность и «нарастающая трудность» в обучении сочинениям? Наша задача – привить учащимся навыки самостоятельной работы над сочинением.

Умение связано излагать свои мысли в устной и письменной форме – это сложное умение, требующее от ученика не только известного общего развития, но и овладение определенными умениями. Ученик должен овладеть умением обдумывать тему, правильно располагать мысли и точно их выражать, также уметь собирать материал.

Основные умения работы над сочинениями:
1. Умение вдумываться в тему, осмысливать ее границы, умение раскрывать тему сочинения. Ученик должен понимать, к чему обязывает его каждое слово в формулировке темы. Очень важен отбор фактов, отвечающих теме высказывания.

2. умение подчинять свое сочинение определенной (основной) мысли. Она может быть ясна из формулировки темы. Если основная мысль не подсказывается формулировкой темы, то её надо найти, умение раскрывать основную мысль в сочинения и есть умение писать на тему изучения синтаксиса веду работу по привитию навыков правильного построения предложений и устранению синтаксических и стилистических ошибок.

Работая над синтаксисом, необходимо каждое грамматическое явление раскрывать как жизненно необходимые речевой практике, создавать такие речевые ситуации, когда учащиеся практически использовали изученные не только на уроке, но и в ситуации живого общения. Работа над культурой речи при изучении синтаксиса неразрывно связана с работой над интонацией. Работа над интонацией имеет значение не только для устной речи, но и для письменной. Очень важно научить учащихся слышать мысленно то, что они пишут. Одной из важных работ по развитию речи является работа над сочинением и изложением.

Началом привития любви к своему народу является значение своего родного языка, его истории, культуры, обычаев и традиций, фольклора, песен и танцев.

Обучение родному языку заключает в себе богатые возможности для формирования школьника как личности: развитие его гражданских качеств, познавательных интересов, наблюдательности.

3. Перечисленные выше умения требуют отбора материала с точки зрения темы и основной мысли сочинения. Но в определенных случаях этого бывает недостаточно – требуется умение собрать материал для сочинения. Именно это умение обеспечивает его содержательность. Умение отбирать и собирать материал теснейшим образом связаны между собой.

4. Умение систематизировать материал. Это умение опирается на умение собирать и отбирать материал. Без отбора не может быть систематизации. В то же время недостаточно лишь отобрать факты, необходимо их ещё сгруппировать и определить последовательность. Поэтому, говоря о систематизации материала, мы имеем в виду как умение отбирать материал, так и продумывать последовательность изложения, план, связь отдельных частей. Если не научит ученика этому умению, то он «утонет» в собранном материале.

5. Умение строить сочинение в определенной композиционной форме. Для того чтобы ученик овладел этим умением, необходимы специальные разъяснения об особенностях построения рассказа, описания, рассуждения и соответствующие упражнения. Только в этом случае ученик сможет осознанно выбирать нужную композиционную форму и даже отступать от неё.

6. Умение правильно и «хорошо» выражать свои мысли. Правильно – значит в соответствии с нормами литературного языка, т.е. точно, ясно, в соответствии с речевой ситуацией и задачей высказывания.

Чтобы ученик мог написать сочинение, он должен уметь изъяснятся на родном языке; с другой стороны, работа над сочинением даст возможность совершенствовать речь школьника.

Большая роль и этом играет специальная подготовительная работа, которую проводит учитель. Так, зная, что может затруднить употребление некоторых слов учитель предупредит возможные речевые недочеты, а также проведет специальные упражнения, направленные на обогащение речи учащихся.

Такая языковая подготовка может быть поведена и на уроках грамматики. Если, допустим, в это время изучаются виды глагола, целесообразно на уроках грамматики проанализировать с учащимися случаи правильного и неправильного употребления в тексте видовременных категорий глагола.

7. Умение исправлять, переделывать, улучшать написанное, т.е. умение его совершенствовать, это умение немыслимо также без развития у школьников языкового, в том числе и стилистического, чутья, потребности контролировать себя, неоднократно возвращаться к написанному.

Умение находить в своем сочинении отклонении отклонения от темы, ненужные подробности, отсутствия связи, непоследовательность в изложении мыслей и т.п. – залог успеха в работе над сочинением.

Умение совершенствовать написанное развивается постепенно на всех этапах работы. Уже при подготовке первых сочинений учитель проводит специальные упражнения, способствующие обогащению речи учащихся и развивающие у них навыки самоконтроля. Дети находят вначале в чужих, а затем в своих работах отступления от темы, суждение или расширение границ темы и т.п. Постепенно дети учатся контролировать свои сочинения с самых разных точек зрения, начинания с проверки того, насколько соответствует содержание сочинения его теме, и заканчивая анализом того, насколько удачно систематизирован в сочинении собранный материал, правильно ли выделены части, соответствует ли план теме и т.п. Учащиеся овладевают также простейшими приемами исправления написанного. Одновременно организуется работа над речевыми недочетами и грамматическими ошибками.

Источниками развития речи в школьном обучении являются чтение, наблюдение над окружающей действительностью, беседы с детьми, общение дома со взрослыми, специальное обучение нормам литературного языка на уроках и т.д.

Для этого, в первую очередь, учитель должен обучить ребенка правильному произношению и правильному слушанию на основе развития речевого слуха. Он должен привить детям навыки слушания, чтения и пересказа на примере своего произношения. Обогащающие же речи слова и оборотами обычно происходит в процессе наблюдений над природой , над трудом людей, общения друг с другом и бесед с учителем и т.д.

Чтобы обогатить словарный запас учащихся, привить навыки правильного использования в речи новых слов из активного словаря и составления элементарных высказываний необходимо: а) на каждом уроке уделять несколько минут наблюдений наблюдениями за погодой, чтобы на вопрос учителя «какая сегодня погода?» каждый из детей мог составлять высказывания из 2-3 предложений;

б) проводить почаще прогулки в парках, скверах или просто во дворе школы, проводить беседы об изменениях в природе, давая ответ на каждый вопрос учителя 2-3 предложениями.

в) хотя бы один раз в неделю читать детям текст из 15-20 слов, комментировать его, дать пересказать каждому из учеников;

г) на каждом уроке проводить краткую беседу по каждой из картин учебника и составлять высказывания из 3-4 предложений.

Затем необходимо выяснить, как повлияют прочитанные произведения, их пересказы, система работ по картинам и наблюдениями на развитие словаря и связной речи учащихся. На результаты преподавания родных языков в городских школах влияют следующие составляющие учебно-воспитательного процесса:

Во-первых, родной язык в городских школах изучается как второй язык, когда мышление ребенка и его речевая деятельность уже сформулировалась на базе русского языка.

Во-вторых, на данном этапе преподавание родного языка не ориентировано на то, что речь является средством коммуникации, средством общения.

В-третьих, сами учителя не совсем точно представляют себе, какую цель преследует изучение родного языка в городских школах, и в полной мере не владеют методикой работы в городских школах.

В-четвертых, тексты в учебниках для городских школ сложны и не совсем способствуют развитию речи, а упражнения однотипны. Например, анализируя учебник 2 класса, мы выяснили, что из 301 упражнения только 74, или 25% от общего количества, более или менее способствуют развитию речи. И какие выводы следует сделать из всего сказанного?

Во-первых, необходимо постоянно проводить качественные специальные курсы для повышения квалификации учителей родного языков городских школ.

Во-вторых, в корне необходимо, методику изучения родных языков в городских школах: а) усилить практическую направленность обучения языкам;

б) в учебники включить близкие по духу, понятные детям тексты;

в) на основе таких текстов, разрабатывать множество разнообразных упражнений, направленных на развитие речи как, например: перестройка предложений, текста; составление предложений.

Одна из основных задач обучения родному языку в городских школах – развитие связной речи учащихся. Преподаватель, обучающий городских учащихся родному языку, не может считать свою задачу выполненной, если он не научит грамотно читать, писать и говорить, т.е. хотя бы элементарно выражать свои мысли. Преподавание и изучение родного языка в городских школах преследует цель практического овладения языка. Поэтому для обучения городских школьников родному языку как второму необходима особая программа развития речи. Она должна быть построена на наблюдениях, на обогащении детей знаниями о языковой культуре своего народа, на развитии мышления и чувств ребенка, на практической и синтетической работе над языком, а не на теоритическом и аналитическом изучении языка. Это должна быть практика речи, а не теория языка.

Ссылки и литература

[Балыхина Т.М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового): Учеб. Пособие. Изд. 2-е, испр. – РУДН, 2010. – 188 с.

Верещагин Е.М., Костромов В.К. Язык и культура: М.: Индик, 2005. – 308 с.

Воробьев В.В. Лингвокультурологическая парадигма личности. М.: РУДН, 1996. – 169 с.

Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987. -264 с.

Кублина Н.В. Зачем, что и как читать на уроке. Художественный текст на уроке русского языка как иностранного. СПб.: Златоуст, 2001. – 269 с.]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика преподавания русского языка в старшей школе

Методика русского языка – это наука о содержании, принципах, методах и приемах обучения русскому литературному языку, о путях и условиях усвоения учащимися знаний и навыков по русскому языку в школе. ...

Методика преподавания иностранного языка в начальной школе. Система оценивания достижений учащихся.

В соответствии с планируемыми результатами освоения программы по английскому языку для начальной школы предлагаемые в итоговой работе задания относятся к двум уровням сложности: базовому и повышенному...

Актуальные вопросы обучения методике преподавания иностранного языка в начальной школе

Актуальные вопросы обучения методике преподавания иностранного языка в начальной школе...

Литневская Е. И. Багрянцева В. А. Методика преподавания русского языка в средней школе. - М., 2006. - 590 с.

Полезный методический материал для проведения уроков из учебника Литневской Е. И. "Методика преподавания русского языка в средней школе"...

Коммуникативная методика преподавания английского языка в начальной школе

1.     Методический инструментарий по формированию коммуникативных навыков2.     Коммуникативные игры на уроках английского языка в начальной школе...

Статья "Актуальные проблемы методики преподавания русского языка в национальной школе"

В статье рассматриваются злободневные проблемы в преподавании русского языка в условиях билингвизма. Автор, исходя из опыта работы, систематизирует ошибки, связанные ...