Из опыта этнокультурного воспитания школьников
опыты и эксперименты
Предварительный просмотр:
Из опыта этнокультурного воспитания школьников в условиях
«МБОУ «Арх-Голицинская СОШ»
Современный процесс обучения и воспитания детей в школе основывается не только на внедрении инновационных технологий, но и на этнокультурных традициях своего народа. Без знаний прошлого, без уважения к нему, без бережного сохранения великого наследия наших предков человек не может быть духовно богатым.
В период, когда ценности общества противоречивы, важная роль в этнокультурном воспитании подрастающего поколения принадлежит традициям, которые сохранились в сельской местности.
Я работаю в МБОУ «Арх — Голицинская СОШ». В нашей школе обучается 104 учащихся из п.Плодопитомнический, а также дети из окрестных сел: Голицыно, Аргамаково и Ускляй. Среди них обучаются русские, татары, мордва. Нам, учителям, важно найти ту связующую нить, которая бы объединяла детей из разных сел и разных национальностей. Мне кажется, что такой связующей нитью может стать воспитание любви к родному краю, к своей малой родине, к ее корням и традициям. Этнокультурные и общечеловеческие ценности прививаю детям на уроках, во внеурочное время, а также провожу туристическо- краеведческую работу.
Уроки русского языка и литературы имеют большие возможности, чтобы использовать региональный компонент. Изучая тему, я всегда могу привести примеры из жизни, традиций своего села, рассказать об известных земляках.
На своих уроках я часто использую материал, связанный с краеведением. В нашей школе собран интересный материал об истории близлежащих сел, о знаменитых земляках. Все это я использую на уроках развития речи, когда дети пишут сочинение «Мое село». Работая над сочинением, они узнают историю своей малой родины, как одну из страниц Российской истории. Например,Архангельское Голицыно- старинное село, основанное в 17 веке, имеет очень богатую историю. Оно было вотчиной тайного советника сенатора Дмитрия Михайловича Голицына с 1725 года. В разное время село находилось во владении людей, оставивших заметный след в истории России. Здесь проходил тракт из Москвы в Нижний Новгород. Существует легенда, что однажды, проезжая в свое поместье Болдино, в Архангельском заночевал А.С.Пушкин. По воспоминаниям И.Пущина, эта ночевка послужила написанию повести «Метель».
Не менее интересна история образования села Аргамаково, известного еще в 17 веке, как имение Радищевых. Это село связано с именами А.И.Радищева, Д.И.Фонвизина, А.М.Аргамакова, первого ректора МГУ им. М.В.Ломоносова. При изучении темы «Архаизмы и историзмы»в 6 классе также использую материалы краеведческого уголка. Дети своими глазами видят экспонаты, слова- названия которых уже вышли из употребления современного русского и мордовского языков. Например, карьхть (лапти), сундук (арзя),веретено( кштирь),прясло (штерялкс),кадка( парь) и др. Затем даю задание: расспросить старожилов поселка поподробней о применении этих предметов. Такая работа стимулирует ребенка на изучение истории своего края, истории семьи, школы, своего села.
Уроки литературы в этнокультурном воспитании занимают особое место. Именно на этих уроках можно говорить о взаимовлиянии различных культур. Например, при изучении славянской мифологии мы вспоминаем,какие персонажи есть в мордовской мифологии. При изучении устного народного творчества знакомимся с мордовским фольклором и фольклором народов Поволжья. Изучая пейзажную лирику А.Фета, Ф.Тютчева, мы сравниваем их со стихами о родной природе нашего земляка А.И.Слезавина, 120 летие которого мы отметили в школьной библиотеке.
Учащиеся 6–11 классов были задействованы в подготовке и проведении часа поэзии. Ребята познакомились с творчеством самобытного поэта, которого заметил и благословил М.Горький, с творчеством, которое начиналось одновременно с периодом зарождения мордовской поэзии и которое должно быть нам дорого как страница Великой Истории.
«...Я хотел быть другом света
Голубеющего шара,
Наложил бы я запреты
На военные пожары...»
Вот такая философия нашего поэта.
Являясь руководителем творческого кружка «Ефкскя», стараюсь привить детям любовь к родному языку, культуре, обычаям и традициям мордовского народа.
Река берет начало с родника…
Зная это, мы с учащимися 5-6 классов пробуем свои силы в сочинении небольших произведений. Ребята пробуют писать сказки, рассказы о добре и зле, стихи на мокшанском языке. Все это потом вместе анализируем, оформляем в виде книжки - малышки, выставляем их в кабинете.
Большую работу веду по ознакомлению учащихся с культурным наследием, праздниками, обычаями нашего народа.
Традиционно в нашем поселке проводятся народные праздники: Пасха,Масленица, День Святой Троицы и другие. Общее праздничное гуляние собирает всех жителей поселка. В подготовке и проведении их активное участие принимают учащиеся нашей школы. Наряду со взрослыми участниками фольклорного коллектива «Ивушки», наши юные артисты читают стихи русских, мордовских поэтов, исполняют мордовские песни и русские танцы. Творческая деятельность детей в процессе участия в любом народном празднике обогащает личность и передает опыт поколений, в которых выражается культура народа.
В летний период совершаем с детьми пешие прогулки в исчезающие села. В Ускляе познакомились с историей храма во имя Спаса Нерукотворного образа, возведенного 200 лет назад. Сегодня , к сожалению, руинированного. Ходим к родникам по мостику через речку Ускляйку, который был построен в 1915 году пленными австрийцами, о чем гласит надпись на бетонной арке моста.
Уже много лет рассказываю детям про наши родники, про барский сад, про человеческие судьбы… Уверена, что река историй нашей малой родины будет бесконечной.
За впечатлениями необязательно отправляться в дальние страны- родной край может удивлять бесконечно. Наша мордовская земля достойна интереса, уважения, любви. Она хранит немало тайн, которые еще предстоит открыть, может дать нам четкие ответы на многие вопросы, с которыми мы живем.
Мы , дети мордовской земли, должны помнить одну главную истину: независимо от того на каком языке мы говорим, учимся любить родную землю, ценить своих близких и традиции своего народа.
Литература:
1. Все о Мордовии- Саранск: Мордов. кн. Изд-во, 1977.
2. Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа/Мордовское книжное изд-во. Саранск. 1981
3.История Мордовии с древнейших времен до середины19 века. - Саранск: Изд- во Мордовского университета,2001.-344с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыты работы классного руководителя по патриотическому воспитанию школьников
Приоритетным направлением в воспитательной работе считаю духовно-нравственное и патриотическое воспитание. Нравственность и патриотизм должны стоять вп...
Описание опыта работы по теме "Географическое краеведение в патриотическом воспитании школьников"
Краеведческий материал помогает обучающимся установить связи родного края, села с большой Родиной, почувствовать к ней причастность каждой семьи, признать своим долгом, честью стать достойным наследни...
Статья "Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания школьника" (из опыта работы)
Предлагаемая статья была представлена в форме доклада на городском семинаре классных руководителей по заявленной теме. Выступление сопровождалось презентацией....
Статья "Духовно-нравственное воспитание школьников в образовательном учреждении" (из опыта работы)
В вечном поиске положительного и доброго мы, как правило, выходим на блистательный образец – общечеловеческие ценности и идеалы. Примером может служить наследие В.А. Сухомлинского, к...
Этнокультурные традиции как источник духовно-нравственного воспитания школьников
В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка школьного возраста этнического самосознания, интереса национальной культуре и традициям....
Этнокультурное воспитание. Из опыта работы Шугурской школы
Воспитание – духовно-практическая деятельность каждого учителя, пронизывающая различные сферы приложения его профессиональных сил, сопряженная с творческим поиском, риском ошибки, свободой выбор...
Этнокультурное воспитание в условиях реализации внеурочной деятельности школьников
Этнокультурное воспитание в условиях реализации внеурочной деятельности школьников...