Этнокультурное воспитание в условиях реализации внеурочной деятельности школьников
статья по английскому языку (7 класс)
Этнокультурное воспитание в условиях реализации внеурочной деятельности школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_o_baldir.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Чооду Аржаана Алексеевна, учитель английского языка МБОУ «ЭСШ имени Соян Чакар» Эрзинского кожууна
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
В связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов роль этнокультурного компонента образования сегодня стала актуальной. Воспитательный идеал и базовые национальные ценности определены в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина», являющейся методологической основой стандарта.
Возрождение духовной культуры народа, интереса к своей истории, бережного отношения к национальным традициям весьма актуально. Без знаний прошлого, без уважения к нему, без бережного сохранения великого наследия наших предков человек не может быть духовно богатым. [5]
Сегодня перед школой стоит сложнейшая задача - воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности. Найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего поколения можно в первую очередь в народных истоках. Это та точка опоры, которая складывалась веками, на протяжении столетий она была близка и понятна каждому россиянину. Решая задачу «формирования общей культуры личности», записанной в Законе об образовании, нам учителям необходимо помнить о бережном отношении к родному языку, истории, культуре.
Этнокультурное воспитание как целостный процесс передачи школьнику культурных ценностей, традиций, социальных норм того этноса, представителем которого он является и в среде которого он живет, выступает неразрывной частью системы воспитания подрастающего человека. Использование традиций и обычаев в формировании этнокультурной воспитанности школьников позволяет оказать влияние на его социальное, духовное, нравственное, психическое, физическое развитие. [3]
Поэтому одним из важнейших направлений работы МБОУ «ЭСШ им.С.Чакар» средней общеобразовательной школы является поиск новых путей реализации этнокультурного компонента образования, приобщения к духовным ценностям своего народа у подрастающего поколения.
Одной из форм воспитательного пространства, позволяющих реализовать творческий потенциал обучающихся, является внеурочная деятельность учащихся. Задачей современной школы, в том числе и нашей Эрзинской средней общеобразовательной школы является возрождение национальной культуры, сохранение ценностей.
Мы стараемся обеспечить активное участие семей и других субъектов сельского социума в реализации положительных традиций во внеурочное время. Созданы необходимые условия, обеспечивающие успешное использование традиций тувинского народа в этнокультурном воспитании школьников.
В своей практике использую различные методы и приемы знакомства с культурой нашего народа: беседы, народные праздники, посиделки с обычаями и обрядами, организация выставок декоративно-прикладного творчества учащихся, конкурсы рисунков по народным промыслам, встречи с местными умельцами, экскурсии в краеведческий музей. А также широко использую современные компьютерные технологии.
Приобщение обучающихся к миру словесного искусства происходит как на материале устного народного творчества, так и на произведениях художественной литературы.
Учебники по литературному чтению для начальных классов обогащены произведениями устного народного творчества во взаимосвязи с фольклором. Дети изучают фольклорные произведения разных жанров, знакомятся с литературно-фольклорными связями в произведениях тувинских писателей. Необычные формы уроков, интересные задания, разнообразные виды деятельности пробуждают детское творчество, фантазию, обогащают и развивают ребенка, прививают ему любовь к народному искусству, традициям, обрядам, языку. [4]
В своей работе также активно использую такие приемы работы с фольклорными произведениями, как составление кроссвордов на тему «Герои тувинских сказок» и сборников загадок, пословиц и поговорок, проведение конкурса «Театр и Дети», где дети выбирают сказку готовятся и выходят на сцену перед всей школой, проводятся игры в праздник Шагаа. Кружковая работа является одной из форм организации внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность этнокультурного направления также представлена и проведением различных праздников.
Самым массовым мероприятием у тувинцев является празднование национального праздника «Шагаа», так как в нем принимают участие учащиеся с первого по четвертые классы в начальной школе, родители, бабушки и дедушки, педагоги школы.
Здесь дети ближе знакомятся с оригинальностью национальной кухни, духовно обогащаются культурой своего народа, начинают ценить и любить древние обычаи, традиции и игры.
Игра не может возникнуть на голом месте. Она носит подражательный характер. Трудно, например представить, что не имея коня, можно играть в конную игру. [1]
Следовательно, игра возникла в процессе трудовой деятельности человеческого общества. Игры у тувинцев, как и всякое народное творчество, сложились в процессе более тысячелетнего бытования и развития общества, впитывали в себя, отражали черты материальной и духовной жизни народа, как периода первобытнообщинных отношений, так и более позднего. От историков древней культуры и до нашего времени- до появления письменной литературы.
Мой небольшой опыт показал, что интерес детей к тувинским народным играм очень велик. Они знают и играют в такие игры как: национальная борьба «Хуреш», «Шыдыраа», «Кажык», «Аът чарыжы», «Кажык адары», «Хендирбе сыгар» (игра состязание и т.д.) [1]
Народные игры соответствуют местным природным особенностям, помогают улучшить уровень физической подготовленности школьников, укрепить семью, дружбу народов, способствуют уважению этнокультуры народов.
У каждого этноса есть свой родной язык. У каждого народа есть свои обычаи и традиции, уникальные особенности воспитания детей. У тувинцев есть такие уникальные особенности, которые даны Богом только тувинскому народу:
1. Сыгыртып хонугери- школа горловиков
2. Хурежип ойнаары-школа борьбы хуреш
3. Девип сундугары-школа танца орла
4. Кижи болуру чажындан-школа народных обычаев
5. Кижи чугаалажып таныжар-школа изучения языков
6. Чараш аътты муннары-школа всадников
7. Белек сунары- школа вручения подарков
8. Мендилежир езулал- школа этикета
9. Аалчыны аткарары-школа проводов гостей
Народным обычаям тувинцы учили детей с детства до совершеннолетия.
Тувинское изречение гласит:
Если жеребенок получил плохое воспитание-
Он и на старости будет дурным конем.
Если ребенок научился обманывать других,
Он будет на старости лет большим лгуном. [2]
Одной из ступеней развития гражданина России является осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, района, округа, области.
Важным этапом развития гражданского знания является укоренённость в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации. Формирование этнокультурной компетентности, предполагает введение ребенка изначально в родную для него, а затем и иные культуры.
Здесь начинается формирование эстетических вкусов, первоначально сосредотачиваются все его интересы, привязанности и авторитет. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом». При этом, вначале у ребенка должна быть сформирована готовность признавать этнокультурные различия как что-то позитивное, которая затем должна развиться в способность к межэтническому пониманию и диалогу. [5]
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что этнокультурное образование детей младшего школьного возраста на основе тувинской традиционной народной культуры, позволяет ребёнку само реализовываться, укреплять межнациональную дружбу, жить в многонациональном сообществе, бережно и терпимо относиться к своеобразию других культур и традиций, жизненных устоев.
Хранителем традиций является семья как традиционно устоявшаяся структура общности людей, живущих вместе, связанных родственными узами, ведущих общее хозяйство и несущая в себе этнические характеристики традиционной системы семейного воспитания. В современных условиях тувинской сельской местности необходимо развитие воспитательного потенциала семьи по использованию традиций в этнокультурном воспитании детей.
Список использованной литературы
- Иргит Самбу «Тувинские народные игры» Тувинское книжное издательство. Кызыл- 1978. c.9
- Кужугет А. зрелищно-игровые элементы в культовых обрядах тувинцев. Республиканская типография. Кызыл-2002г с.52
- Маннай-оол М.Х. Тыва улустун чанчылдары болгаш езулалдары. Тыванын ном ундурер чери-1991 c.34
- Научно-популярный и методический журнал «Башкы» №2-2004г с. 81
- Научно-популярный и методический журнал «Башкы» №3-2011г с. 22
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы классного руководителя по реализации внеурочной деятельности в 5 классе в условиях ФГОС ООО
Информация для классных руководителей по теме: "Организация работы классного руководителя по реализации внеурочной деятельности в 5 классе в условиях ФГОС ООО"....
Создание условий для реализации внеурочной деятельности учащихся в контексте новых образовательных стандартов
Опыт МБОУ СОШ №7 по созданию условий для реализации внеурочной деятельности учащихся в контексте новых образовательных стандартов...
Краеведческая деятельность как средство гражданско-патриотического воспитания в условиях реализации программы дополнительного образования по технике пешеходного туризма
В статье рассмотрены проблемы гражданско-патриотического воспитания учащихся через краеведческую деятельность...
Организация внеурочной деятельности школьников в условиях реализации ФГОС ООО
Слайдовая презентация составленная для районного метеодического объединения....
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС « ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР «КОДЗУВКОТКАР» КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ И ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА»
Система образования на современном этапе стоит на пути модернизации и инновационного развития, что нашло свое отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах. В соответствии с приня...
Сообщение на тему: «Внеурочная деятельность школьников по биологии, экологии и химии в условиях реализации ФГОС ОО.»
Тема выступления на августовской конференции учителей естественнонаучного курса....
Проект по теме «Развитие иноязычной компетенции младших школьников в летнем учебно-оздоровительном лагере с учетом этнокультурного компонента в условиях реализации ФГОС НОО».
Разработка проекта «Развитие иноязычной компетенции младших школьников в летнем учебно-оздоровительном лагере с учетом этнокультурного компонента в условиях реализации ФГОС НОО» вызв...