Этнокультурное воспитание. Из опыта работы Шугурской школы
статья
Воспитание – духовно-практическая деятельность каждого учителя, пронизывающая различные сферы приложения его профессиональных сил, сопряженная с творческим поиском, риском ошибки, свободой выбора и индивидуальной ответственностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_v_natsionalnyh_traditsiyah.docx | 498.58 КБ |
Предварительный просмотр:
И.С. Бринстер
(д. Шугур, Россия, ХМАО – Югра
bis_inna@mail.ru)
Этнокультурное воспитание.
Из опыта работы Шугурской школы
Воспитание – духовно-практическая деятельность каждого учителя, пронизывающая различные сферы приложения его профессиональных сил, сопряженная с творческим поиском, риском ошибки, свободой выбора и индивидуальной ответственностью.
Одним из педагогических средств воспитания в нашей школе является личный пример. В народной педагогике народов Севера этот метод стоит на первом месте. На протяжении многих лет метод личного примера успешно применяется педагогами школы. В рамках педагогически целесообразной нормативно-правовой среды образовательного учреждения, по мере ее развития, создаются, функционируют, корректируются нормы, правила, законы, обеспечивающие воспитание учащихся.
Существуют сложившиеся традиции, мероприятия которые проводятся систематически из года в год, работают детские объединения, цель которых не только развитие творческого потенциала обучающихся, но и сохранение культуры своего народа, формирование самосознания и принадлежности к данному народу.
В школе созданы различные детские объединения, которые призваны возрождать и сохранять культуру своего народа.
- Цель работы объединения «Манси павыл» (с мансийского - «мансийская деревня»): развитие школьного краеведческого движения в целях познания исторического прошлого и настоящего своего края.
Работа объединения строится с учетом традиционных мероприятий, которые сложились внутри школы. Применяются разнообразные формы: сбор и обработка краеведческого материала, опись экспозиций, экскурсии, встречи со старожилами, конкурсы, викторины, знакомство с картотекой НВФ и ОФ музея, сбор информации из периодической печати, ее подшивка, также систематизация видеоматериала на электронных носителях «Кондинский Вестник», создание проекта антропонимика д. Шугур.
- Филологическое объединение «Маньси латын» (мансийский язык) на первоначальном этапе обучения является особенно актуальным.
Получая знания (через изучение родного языка) о территориальном разнообразии ХМАО - Югры в природном, хозяйственном, социальном, этнографическом, культурологическом и других иных отношениях, учащиеся младших классов готовятся к восприятию в старших классов таких предметов, как «Литература родного края», «География ХМАО», «История ХМАО» и др.
Филологическое объединение «Маньси латын» является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у учащихся личной ответственности за сохранение природных богатств края, их приумножение. Значение приобщения подрастающего поколения через родной язык к культуре, обычаям и традициям народа, традиционным, духовным и нравственно-эстетическим ценностям никогда не может потерять своей актуальности.
- Детское объединение «Искусство: северный дизайн» одно из самых востребованных детской аудиторией. Здесь присутствует атмосфера спокойствия, творчества, сотрудничества. Педагог индивидуально подходит к каждому ученику, задание выбирают вместе, исходя из предпочтений ученика. Учитель корректирует, помогает, направляет.
Широкий спектр возможностей для ребёнка реализовать свои мысли, фантазии, задумки всегда находит поддержку и понимание со стороны педагога.
Ребята изготавливают уникальные изделия из природного материала: картины из щучьей кожи, панно из пера птицы и растительных материалов (цветы, листья деревьев) и многое другое. Декоративно – прикладное искусство – одно из направлений деятельности школы по сохранению и развитию материальной культуры. Традиционные изделия из бересты, бисера, меха и кожи, изготовленные учениками, вызывают восхищение. Инновационное направление в ДПИ – изготовление картин из пера птиц и щучьей кожи - востребовано не только обучающимися, но и родителями. Совместные проекты неоднократно занимали призовые места в конкурсах, демонстрировалась на выставках в Кондинском районе и за его пределами.
Наши дети (и русские и манси) с детства знают, что бережное отношение к природе – это норма. Наши предки завещали нам этот Закон: бери от матушки – природы столько, сколько тебе необходимо, но и не забывай восполнять утраченное. Наверное, поэтому экологическое воспитание, как составная часть духовно – нравственного, выходит на первый план. Наиболее высокого развития это направление получило благодаря созданию на территории поселения детского этно – оздоровительного центра «Няврамыт Павыл» («детская деревня»). Родители, представители старшего поколения (бабушки, дедушки) являются частыми участниками различных мероприятий, проводимых в этноцентре. Народные умельцы проводят мастер-классы по изготовлению традиционных орудий охоты и лова, одежды, изделий из бисера, кожи, меха и т.д.
Во время проведения таких мероприятий происходит не только воспитание детей, но укрепление семейных традиций, передача семейных ценностей, укрепление института семьи, воспитание бережного отношения к природе – это основы традиционной педагогики, с помощью которой и происходит воспитание.
- В школе создан танцевальный коллектив «Шугуряночка», который существует уже более 15 лет. В репертуаре коллектива не только традиционные танцы манси, но и песни, танцевально – песенные игры, считалки и т.д.
Коллектив «Шугуряночка» уже во втором поколении, участвуя в конкурсах и мероприятиях различных уровней, неоднократно становился победителем и призёром.
- Созданный в школе театр этномоды «Найсамкве» позволяет современной молодёжи реализовывать свои фантазии и творческий потенциал через создание современной моды, сохраняя традиционность в оформлении, украшении, использовании материалов моделей.
Таким образом, изучение культуры, фольклора, литературы народов Севера даёт возможность обучающимся принимать участие в различных мероприятиях (конкурсах литературно – художественного творчества, исследовательских работах, олимпиадах), выражая своё видение природы родного края, своё отношение к ней и окружающей действительности.
Благодаря усилиям педагогического коллектива при поддержке родителей обучающихся, организаций и учреждений сельского поселения школе удалось добиться высоких результатов в сфере сохранения и развития родного языка, литературы, фольклора и традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера.
Занятие в группе дошкольного образования «Игры и игрушки народов севера».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Патриотическое воспитание" из опыта работы
В данной презентации попыталась кратко показать методы и формы работы в детском коллективе по патриотическому воспитаню. Считаю, что дети лучше осознают лишь то, что видят своими глазами, поэтому счит...
Выступление на тему "Духовно-нравственное воспитание (из опыта работы)
Преподавая предмет "Духовное краеведение Подмосковья", стараюсь воздействовать прежде всего на души своих учеников, воспитать высокие нравственные качества....
Выступление на методическом объединении учителей истории на тему "Патриотическое воспитание: из опыта работы"
Патриотическое воспитание: из опыта работы...
«Школа – социокультурный центр посёлка им. Карла Маркса Энгельсского района Саратовской области. Патриотическое воспитание. Из опыта работы»
«Школа – социокультурный центр посёлка им. Карла Маркса Энгельсского района Саратовской области.Патриотическое воспитание. Из опыта работы» Морозова Ольга Александровна...
«Система работы с детьми по вопросам патриотического воспитания» (из опыта работы)
К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека… »...
« Роль советника директора по воспитанию в формировании патриотического воспитания (из опыта работы)
В одном из выступлений президент Российской Федерации В.В. Путин сказал: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм».Актуальность патри...