Рабочая программа по бурятскому языку 1-4 классы
рабочая программа

Бадеева Оксана Олеговна

Бурятский язык 1-4 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnoy_buryatskiy_yazyk_1-4.docx248.4 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Пользователь\Desktop\программа 1-9 класс\+++раб прогр родной бурятский\1-4 тит. Бур.яз..jpg

Оглавление

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Бурятский язык». 3

Пояснительная записка 3

Содержание обучения в 1 классе 4

Содержание обучения во 2 классе 8

Содержание обучения в 3 классе 10

Содержание обучения в 4 классе 13

Планируемые результаты освоения программы по бурятскому языку на уровне начального общего образования 15

Тематическое планирование по родному бурятскому языку в 1 классе. 25

Тематическое планирование по родному бурятскому языку 2 класс. 26

Тематическое планирование по родному бурятскому языку 3 класс 27

Тематическое планирование по родному бурятскому языку 4 класс 28

Учебно-методическое сопровождение образовательного процесса: 28

Электронные образовательные ресурсы: 28

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Бурятский язык».

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родной (бурятский) язык» (предметная область «Родной язык и литературное чтение на родном языке») (далее соответственно – программа по родному (бурятскому) языку, родной (бурятский) язык, бурятский язык) разработана для обучающихся, владеющих и (или) слабо владеющих родным (бурятским) языком, и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по родному (бурятскому) языку.

Пояснительная записка отражает общие цели изучения родного (бурятского) языка, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, к определению планируемых результатов.

Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне начального общего образования.

Планируемые результаты освоения программы по родному (бурятскому) языку включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне начального общего образования, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения.

Пояснительная записка

Программа по родному (бурятскому) языку разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету.

Родной (бурятский) язык, изучаемый на уровне начального общего образования, представляет собой часть единого целого и преемственно связан с изучением бурятского языка на дошкольном уровне, а также на последующих (основном, среднем) уровнях общего образования.

Обучающиеся учатся бегло и осознанно читать, правильно писать на родном (бурятском) языке, свободно говорить на нём, с лёгкостью воспринимать и понимать направленную бурятскую речь, а также изучают теорию родного (бурятского) языка.

В содержании программы по родному (бурятскому) языку выделяются следующие содержательные линии: «Звуки и буквы», «Слово», «Части речи», «Предложение», «Текст», «Орфография», «Письмо».

Изучение родного (бурятского) языка направлено на достижение следующих целей:

осознание национального своеобразия родного (бурятского) языка, усвоение элементарных сведений о языке как носителе культуры народа;

формирование познавательного интереса и уважительного отношения к родному (бурятскому) языку, а через него – к культуре своего народа;

овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного бурятского литературного языка;

усвоение первоначальных знаний о бурятском языке как системе.

Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (бурятского) языка, – 260 часов: в 1 классе – 56 часов (1 час в неделю), во 2 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 3 классе – 68 часов (2 часа в неделю), в 4 классе – 68 часов (2 часа в неделю).

Образовательная организация вправе предусмотреть перераспределение времени, отведенного на изучение учебных предметов, по которым не проводится государственная итоговая аттестация, в пользу изучения родного языка.

Содержание обучения в 1 классе

Начальным этапом изучения родного (бурятского) языка в 1 классе является учебный курс «Обучение грамоте». Продолжительность учебного курса «Обучения грамоте» зависит от уровня подготовки обучающихся и может составлять от 20 до 23 учебных недель, соответственно, продолжительность изучения систематического курса в 1 классе может варьироваться от 10 до 13 недель.

Подготовительный период.

Моя Бурятия – край мира и согласия. Что такое слово? Из чего состоят слова? Что такое слог? Какие звуки называются гласными? Модель гласных звуков. Какие звуки называются согласными? Модель согласных звуков. Чтение слов по моделям, соотнесение, составление слов.

Звуки и буквы. Орфография.

Ознакомление с группами гласными звуков и их буквами. Гласные звуки [а], [а:], [ӕ]. Буквы и их сочетания: А, а, Аа, аа, Ай, ай. Гласные звуки [о], [о:], [œ]. Буквы и их сочетания: О, о; Оо, оо, Ой, ой. Гласные звуки [у], [у:], [уи]. Буквы и их сочетания: У, у; Уу, уу; Уй, уй. Произнесение гласных букв, специфика кратких, долгих гласных и долгих гласных дифтонгов. Различение понятий «звук» и «буква». Соотнесение моделей и звуков, прочтение моделей. Написание гласных букв прописных и строчных, написание сочетаний букв, слогов.

Ознакомление с группой сонорных согласных звуков [н], [м], [л] и буквами Н, н, М, м, Л, л. Понятие «звонкий согласный». Отработка навыка чтения слогов, слов, предложений. Написание букв прописных и строчных, написание сочетаний букв, слогов, слов.

Гласные звуки [и], [и:]. Буквы И, и; Ии, ии. Гласные звуки [и:], [ы:], буква ы. Мягкие и твёрдые согласные. Мягкие звуки букв н, м, л. Чтение слогов с мягкими согласными. Понятие о тексте. Написание букв прописных и строчных, написание сочетаний букв, слогов, слов.

Группа согласных звуков и букв. Согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Глухие согласные. Специфика звука [ш]. Отработка навыка чтения слогов, слов, предложений. Написание букв прописных и строчных, написание сочетаний букв, слогов, слов.

Согласные звуки [х], [х'], буквы Х, х. Отработка навыка чтения слогов, слов, предложений. Написание букв прописных и строчных, написание сочетаний букв, слогов, слов.

Согласный звук [һ], буквы Һ, һ. Специфика звука [һ]. Различие звуков [х] и [һ]. Отработка навыка чтения слогов, слов, предложений. Написание букв прописных и строчных, написание сочетаний букв, слогов, слов.

Согласные звуки [г], [г'], буквы Г, г. Согласные звуки [т], [т'], буквы Т, т. Согласные звуки [д], [д'], буквы Д, д. Согласные звуки [б], [б'], буквы Б, б. Согласный звук [с], буквы С, с. Специфика звука [с]. Чтение текстов. Отработка навыка чтения слогов, слов, предложений. Написание букв прописных и строчных, написание сочетаний букв, слогов, слов.

Ознакомление с группами гласных звуков и обозначающими их буквами. Гласные звуки [э], [э:]. Буквы Э, э; Ээ, ээ; Эй, эй. Гласные звуки [ү], [ү:], [үи]. Буквы Ү, ү; Үү, үү; Үй, үй. Гласный звук [ө:], буквы Өө, өө.

Введение правил написания в основах слов букв ээ-эй, словарных слов.

Введение правил написания в словах ү-у, үй-уй.

Различие слов на основе закона сингармонизма, слова с гласными мужского ряда, слова с гласными женского ряда. Написание гласных в указанных словах. Чтение текстов. Отработка навыка чтения слогов, слов, предложений. Написание букв прописных и строчных, написание сочетаний букв, слогов, слов.

Согласный звук [ж], буквы Ж, ж. Согласный звук [з], буквы З, з. Специфика звуков [ж], [з]. Чтение текстов. Отработка навыка чтения слогов, слов, предложений. Написание букв прописных и строчных, написание сочетаний букв, слогов, слов.

Ознакомление с группой йотированных гласных. Буквы йотированных гласных Я, я, Е, е, Е, е, Ю, ю. Ознакомление с функциями йотированных гласных в словах. Чтение слов с йотированными гласными. Отработка навыка чтения слогов, слов, предложений. Написание букв прописных и строчных, написание сочетаний букв, слогов, слов.

Ознакомление с функциями букв ь и ъ в словах. Чтение бурятских слов с мягким и разделительным мягким знаком. Чтение заимствованных из русского языка слов с разделительным твёрдым знаком. Написание букв, сочетаний букв, слогов, слов. Чтение текстов.

Ознакомление с группой согласных звуков и букв заимствованных слов. Звуки [к], [к'], буквы К, к. Звуки [в], [в'], буквы В, в. Звуки [п], [п'], буквы П, п. Звуки [ф], [ф'], буквы Ф, ф. Звук [щ'], буквы Щ, щ. А также с согласными звуками [ч'], [ц] и буквами Ч, ч, Ц, ц.

Специфика звуков. Чтение текстов. Отработка навыка чтения слогов, слов, предложений. Написание букв прописных и строчных, написание сочетаний букв, слогов, слов.

Развитие речи.

Работа с пособием Г. Чимитова «Үзэглэл». Чтение. Написание слов, предложений. Списывание.

После букварный период.

Звуки и буквы. Орфография.

Звуки и буквы. Повторение изученного на этапе обучения бурятской грамоте. Гласные звуки и их буквы (краткие, долгие, дифтонги), их произнесение, прочтение, написание. Чтение учебных сказок о долгих гласных. Специфика долгих гласных. Правила написания гласных ээ, эй. Правила написания гласных по законам сингармонизма и вокализма (последовательности). Йотированные гласные, функции йотированных гласных в словах. Написание слов с йотированными гласными.

Согласные звуки и обозначающие их буквы. Различение звонких и глухих согласных. Произнесение, прочтение и написание слов, сочетаний слов с буквами һ и х. Функции ь (мягкого знака), мягких и твёрдых согласных в словах.

Правила переноса слов.

Бурятский алфавит.

Повторение пройденного материала на этапе обучения бурятской грамоте. Слово и предложение, текст. Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки, вопросы к ним, различия, группировка и классификация слов.

Слово.

Заимствованные слова: расширение понятия, написание заимствованных слов, оканчивающихся на согласную букву (сочетание согласных). Правила написания собственных имён (фамилии, имена, отчества, клички животных, названия государств, поселений, местностей, гор, рек, озёр).

Предложение, текст.

Правила оформления при письме видов предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные) и по эмоциональной окраске (восклицательные).

Правила оформления при письме текстов. Восстановление деформированного текста, деформированного предложения.

Списывание. Алгоритм списывания.

Чтение текстов, ответы на вопросы, пересказ.

Содержание обучения во 2 классе

Предложение.

Предложение как единица языка. Роль предложений. Выделение предложений из звучащей речи, письменных источников. Определение главных членов предложения. Повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения, знаки препинания в конце предложений. Составление предложений по предложенной теме, вопросам, картинкам.

Слово.

Повторение пройденного материала в 1 классе.

Слово. Выделение слов из звучащей речи, из написанного текста. Выделение самостоятельных слов по вопросам «кто?», «что?», «что делает?», «какой?».

Собственные и нарицательные имена. Классификация собственных имён (фамилии, имена, отчества людей, клички животных, названия городов, деревень, улиц, гор, рек). Написание собственных имён. Этикетные слова.

Понятие о корне слова. Однокоренные слова, их признаки. Выделение однокоренных слов по основному признаку. Различие корней по значению. Называние однокоренных слов, работа со словарём.

Звуки и буквы.

Повторение пройденного материала в 1 классе.

Гласные звуки и обозначающие их буквы, краткие, долгие варианты гласных, долгие дифтонги, соотношение гласных букв с бурятским алфавитом. Роль гласных звуков в образовании слогов, деление слов на слоги, перенос слов по слогам.

Алфавит: понятие. Буквы и звуки.

Краткие и долгие монофтонги, долгие дифтонги.

Йотированные буквы е, ё, я, ю, обозначаемые ими звуки (в позиции после согласного, в позициях начала слова и слога), роль разделительных мягкого и твёрдого знаков.

Основные правила написания гласных букв в основах бурятских слов: закон сингармонизма, вокализма, последовательности гласных в слове. Правила написания букв гласных в основе слов: ү-у, үү-уу, үй-yй, ии-ы, өө-ээ.

Твёрдые и мягкие согласные звуки. Произнесение согласных, не встречающихся в исконно бурятских словах (в, ф, к, п, ц, щ), соотнесение с бурятским алфавитом. Звуки [б], [г], [д] перед глухими согласными и на конце слов, их произнесение и написание.

Понятие о заимствованных словах, чтение и написание гласного под ударением. Написание основ заимствованных слов. Написание кратких гласных [а], [о], [э] на конце основ заимствованных слов.

Знакомство с бурятским орфографическим словарём: структура словаря, алгоритм работы со словарём.

Слово.

Обогащение словарного запаса посредством составления и (или) придумывания ряда однокоренных слов, выделения однокоренных слов из словаря, определения основного значения корня однокоренных слов. Применение в речи слов с прямым и переносным значением. Выделение из речи и текстов слов в прямом и переносном значении, определение значений слов.

Работа с бурятским толковым словарём. Отгадывание загадок, применение в речи пословиц и поговорок, составление и (или) отгадывание кроссвордов.

Текст.

Признаки текста. Отличие текста от предложения, от группы не связанных по смыслу предложений. Смысл текста, его название. Функция названия текста, его связь с основным смыслом текста. Подбор к тексту названий.

Логическое ударение в предложениях. Связь предложений в тексте, роль местоимений тэрэ, энэ.

Композиция текста. Обязательные части текста: начальная, основная, финальная части, их выделение в текстах. Нахождение отсутствующих частей текста. Составление текстов по предложенной начальной или финальной части. Работа над деформированными текстами. Роль абзацев.

Функционально-смысловые типы речи. Текст-описание, его основные признаки. Текст-повествование, его основные признаки. План текста.

Письмо, правила написания письма. Заявление, правила написания заявления.

Изложение по совместно составленному или предложенному плану, деление текста на части.

Письмо. Орфография.

Чистописание. Отработка и развитие гигиенических и технических навыков письма, сформированных в первом классе. Развитие навыков письма от простых соединений, простых в написании букв к более сложным соединениям и буквам. Правильное написание букв с соблюдением пропорций: высота, длина, ширина, наклон. Самоконтроль и самооценка обучающимися результатов письма по определённым критериям. Самостоятельное выявление обучающимися ошибок при письме и их коррекция. Переход от письма в косую линию к письму в прямую линию. Запись под диктовку слов и предложений и их самостоятельное оценивание с позиций правильности, красоты, быстроты.

Словарные слова: алирhан, амар сайн, арад, баяртай, борбоосгой, боргооhон, Буряад орон, бүмбэгэ, дабhан, долгин, дэбтэр, жэргэмэл, жэрхи, зөөхэй, зэдэгэнэ, миисгэй, мянган, нюрган, нюhан, онгосо, Улаан-Yдэ, урьха, үгэрсэ, үльгэр, үндэhэн, үхибүүд, хартаабха, хилээмэн, хюмhан, хюрөө, hайндэр, hармагшан, шаазгай, шэниисэ, элжэгэн, эрбээхэй, эльгэн, юhэн, ялаагана, ямаан, ялагар, алфавит, Росси, фамили, класс.

Содержание обучения в 3 классе

Повторение пройденного материала во 2 классе.

Звуки и буквы. Бурятский алфавит. Правила написания гласных в основе бурятских слов с учётом законов сингармонизма и вокализма, с соблюдением последовательности. Ознакомление с правилом преломления гласных. Повторение правил написания гласных ү-у, үү-уу, үй-yй, ии-ы, өө-ээ в словах. твёрдые и мягкие согласные.

Работа с орфографическим словарём. Отработка алгоритма списывания.

Слово.

Состав слова. Корень слова и суффикс. Образование новых слов при помощи суффиксов. Основа слова и окончание. Основа слова как носитель основного значения слова. Функция окончания в слове: связь слов в речи. Правила написания кратких неясных гласных после согласных р, л, м, б в основе слов.

Связь написания со значением основы слова: слово-предмет, слово-действие. Разбор слова по составу, выявление нового лексического значения, переданного суффиксом, сравнение со значением корня.

Заимствованные слова. Правила написания заимствованных слов: краткие гласные а, о, э в словах с твёрдой основой, зависимость написания от гласной под ударением в основе слова. Правила написания краткого гласного и в словах с мягкой основой. Формы заимствованных слов, присоединение окончаний.

Части речи.

Лексическое и грамматическое значение слов. Представление о группах слов, имеющих обобщённые грамматические значения.

Имя существительное. Лексическое значение имён существительных. Единственное и множественное число имён существительных. Выражение грамматического значения окончаниями множественного числа. Падежи имён существительных. Выражение грамматического значения окончаниями падежей. Роль послелогов в выражении грамматического значения. Моделирование грамматических значений имени существительного.

Имя прилагательное. Группа слов с лексическим значением признака предмета, вопрос. Выделение из речи (устной и письменной) имён прилагательных. Прилагательные-синонимы, прилагательные-антонимы. Моделирование значений имени прилагательного.

Глагол. Группа слов с лексическим значением действия предмета, вопросы, роль глаголов в речи. Времена глаголов.

Практическое ознакомление с антонимией глаголов. Выделение из речи (устной и письменной) глаголов. Моделирование значений глаголов.

Классификация и группировка слов различных частей речи по моделям.

Предложение.

Повторение пройденного материала во 2 классе.

Роль предложений. Повествовательные, вопросительные предложения, восклицательные предложения. Интонирование предложений. Связь слов в предложениях.

Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое. Взаимная грамматическая связь. Роль сказуемого в предложении. Определение главных членов предложения. Работа по алгоритму.

Второстепенные члены предложения – определение, дополнение, обстоятельство. Их связь с главными членами предложения по падежу и по смыслу.

Распространённые и нераспространённые предложения: понятие. Разбор предложений по алгоритму.

Секреты речи. Тематическая группа слов и предложение. Применение в речи различных по цели высказывания предложений, фразеологизмов, употребление слов в прямом и переносном значениях.

Текст.

Составление текста-повествования по предложенной теме или совместно составленному плану.

Написание сочинения-описания по предложенному сюжетному рисунку, теме. Устное сочинение текстов-описаний. Комбинированные тексты.

Текст-рассуждение, его признаки и композиция. Рассуждение по предложенной теме.

Деловые тексты: письмо, приглашение, поздравление. Отработка правил орфографии и норм оформления текстов.

Диалог: чтение по ролям, составление и запись диалогов.

Письмо.

Чистописание. Отработка и развитие гигиенических и технических навыков письма, сформированных в первом классе. Развитие навыков письма от простых соединений, простых в написании букв к более сложным соединениям и буквам. Правильное написание букв с соблюдением пропорций: высота, длина, ширина, наклон. Безотрывное письмо. Самоконтроль и самооценка обучающимися результатов письма по определённым критериям. Самостоятельное выявление обучающимися ошибок при письме и их коррекция.

Словарные слова: агнуури, амаршалга, амhарта, батагана, богоhо, гүзээн, дальбараа, добуун, жэрхи, замбуулин, зумбараан, илааhан, инзаган, мүнөөдэр, ниислэл, омоли, онголо, оньhон, пулаад, пеэшэн, сабшалан, саад, сабхи, сууряан,сагаалха, сэтгүүл, таабари, түхэриг, урилга, уржадэр, уляангир, урьха, үгэрсэ, үндэhэн, үльгэр, үсэгэлдэр, хирпиисэ, хоолос, хэрэлсы, hалхин, hолоомо, hоёо, hармагшан, hонгино, шоргоолзон, шэлбүүhэн, эрхы, эльгэн, эрбээхэй, ээзгэй, юртэмсэ, юлхэгэр, ялаагана, ябагаар.

Содержание обучения в 4 классе

Части речи.

Имя существительное. Грамматическое значение предметности имён существительных, семантика форм множественного числа и падежных форм. Множественное число имён существительных. Существительные, не образующие формы множественного числа. Склонение имён существительных: три типа склонения, таблицы склонений имён существительных, склонение форм множественного числа. Падежи имён существительных, роль форм имён существительных в устной и письменной речи.

Послелоги. Типы послелогов, их роль в речи, написание послелогов.

Местоимение. Местоимение как часть речи: понятие. Лексическое и грамматическое значение местоимений. Личные местоимения, их склонение. Роль местоимений в речи.

Глагол. Грамматическое значение процессуальности глаголов, времена глаголов, выражение глаголами лица. Времена глаголов: повторение. Написание кратких гласных в окончаниях глаголов. Выражение глаголами категории лица, связь с деятелем или объектом: применение форм повелительного наклонения глаголов, форм глаголов с лично-предикативными частицами. Применение в речи глаголов с отрицательными частицами -гүй, -дүй, а также утвердительными частицами hэн, даа, юм, ха. Функции частиц, их написание.

Имя прилагательное. Грамматическое значение признаковости имён прилагательных. Связь с именем существительным. Роль имён прилагательных в речи. Имена прилагательные как синонимы и антонимы. Прямое и переносное значение имён прилагательных, прилагательные-омонимы.

Имя числительное. Имя числительное как часть речи: понятие. Лексическое и грамматическое значение имён числительных. Количественные числительные: простые и составные. Порядковые числительные. Роль имён числительных в речи.

Наречие. Наречие как часть речи: понятие. Лексическое и грамматическое значение наречий. Разряды наречий: времени, места, меры, их вопросы.

Предложение.

Предложение – основная единица речи. Семантическая и грамматическая связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Взаимная и подчинительная связь членов предложения, их выражение вопросами. Однородные члены предложения: понятие, связь однородных членов предложения, их выражение при письме посредством союзов и знаков препинаний.

Текст.

Определение темы, основной мысли текста. Деление текстов на части, называние частей. Написание изложений по совместно составленному плану или индивидуально составленному плану; а также кратких изложений или близких к тексту изложений.

Написание сочинения-повествования по сюжетному рисунку или кадрам мультфильмов и другие. Написание рассказов с элементами описания и рассуждения по предложенным темам. Написание эссе.

Стили речи (общее представление, практическое различение).

Разговорный стиль: диалог и монолог. Стиль деловых бумаг: объявление. Стиль учебной литературы: текст учебников. Тексты словарей. Художественный стиль. Образность художественных текстов. Применение синонимов, антонимов, пословиц и поговорок, загадок, приёмов сравнения.

Повторение пройденного материала в 1–4 классах.

Звуки буквы, их соотнесение, группы звуков и букв. Особенности гласных звуков и букв. Особенности согласных звуков и букв.

Слово. Лексическое значение слов. Многозначные слова. Синонимы, антонимы, омонимы. Правила правописания слов: правила орфографии – написание гласных букв, правила графики – обозначение при письме мягкости и твёрдости. Заимствованные слова, их написание. Словообразование и состав слова. Слова, их грамматические значения, группа слов как части речи.

Предложение. Роль предложения как средства общения. Типы предложений. Члены предложения.

Текст. Признаки связных текстов. Функционально-смысловые типы текстов. Стили речи. Монолог и диалог.

Чистописание. Совершенствование навыков письма: скоропись, безотрывное письмо. Отработка навыков письма: ми, мии, ни, нии, сү, су, сүй, сyй, суу, сүү, шуу, шүү, шу, шү, шуй, шүй, ну, нү, нуу, нүү, нуй, нүй, дя, дяа, хэблэл, зүбшэхэ, хубяар. Коррекция графических ошибок.

Словарные слова: аляаhан, амбаар, базаар, баллуур, баржыха, бишыхан, гулабхаа, гүрөөhэн, гүбээ, дальбараа, долеобор, жалжагы, жиихэ, жараахай, зомгоол, замбуулин, игаабари, лимбэ, мангир, мүнөөдэр, нариихан, ниислэл, нягта, найрамдал, онгосо, ооhоp, омоли, пүсхэгэр, сухаари, сагаалган, тармуур, таабай, түрүүлэгшэ, улаалзай, үбгэжөөл, үндэгэн, үгэрсэ, хандагай, хюмhан, hаалишан, hархяаг, шиидам, шиираг, эрбээхэй, элжэгэн, ээрсэг, ээзгэй, юрөөл, юртэмсэ, ямаан.

Планируемые результаты освоения программы по бурятскому языку на уровне начального общего образования

В результате изучения родного (бурятского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданско-патриотического воспитания:

становление ценностного отношения к своей Родине, в том числечерез изучение родного (бурятского) языка, являющегося частью истории и культуры страны;

осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание статуса родного (бурятского) языка в Российской Федерации и в субъекте;

сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного края, в том числе при работе с учебными текстами;

уважение к своему и другим народам России;

первоначальные представления о человеке как члене общества, о правахи ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, через работу с учебными текстами;

2) духовно-нравственного воспитания:

признание индивидуальности каждого человека;

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности (в том числес использованием языковых средств для выражения своего состоянияи чувств);

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);

3) эстетического воспитания:

уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

стремление к самовыражению в искусстве слова, осознание важности родного языка как средства общения и самовыражения;

4) физического воспитания, формирования культуры здоровьяи эмоционального благополучия:

соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) в процессе языкового образования;

бережное отношение к физическому и психическому здоровью, выбор приемлемых способов речевого самовыражения, соблюдение норм речевого этикета;

5) трудового воспитания:

осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участияв различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям (в том числе через примеры из учебных текстов);

6) экологического воспитания:

бережное отношение к природе, формируемое в процессе работынад текстами;

неприятие действий, приносящих вред природе;

7) ценности научного познания:

первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представление о системе родного (бурятского) языка);

познавательные интересы, активность, инициативность, любознательностьи самостоятельность в познании (в том числе познавательный интерес к изучению родного (бурятского) языка).

В результате изучения родного (бурятского) языка на уровне начального общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основаниядля сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц, сравнивать языковые единицы и явления родного (бурятского) языка с языковыми явлениями русского языка;

объединять объекты (языковые единицы) по заданному признаку;

определять существенный признак для классификации языковых единиц, классифицировать предложенные языковые единицы;

находить закономерности и противоречия в языковом материале на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;

выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма;

устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюденияза языковым материалом, делать выводы.

У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

определять разрыв между реальным и желательным состоянием языкового объекта (речевой ситуации) на основе предложенных учителем вопросов;

с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;

сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);

выполнять по предложенному плану проектное задание;

формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования);

прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствияв аналогичных или сходных ситуациях.

У обучающегося будут сформированы умения работатьс информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

выбирать источник получения информации: словарь, справочник;

согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике (словаре, справочнике) информацию, представленную в явном виде;

распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельноили на основании предложенного учителем способа её проверки (с помощью словарей, справочников);

соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информациив Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова);

анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации; понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем.

У обучающегося будут сформированы умения общениякак часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствиис целями и условиями общения в знакомой среде;

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать своё мнение;

строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);

подготавливать небольшие публичные выступления;

подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий.

У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля как части регулятивных универсальных учебных действий:

устанавливать причины успеха (неудач) учебной деятельности;

корректировать свои учебные действия для преодоления речевыхи орфографических ошибок.

У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальныес учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуациина основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;

принимать цель совместной деятельности, коллективно выстраивать действия по её достижению (распределять роли, договариваться, обсуждать процесси результат совместной работы);

проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

ответственно выполнять свою часть работы;

оценивать свой вклад в общий результат;

выполнять совместные проектные задания с использованием предложенных образцов.

Предметные результаты изучения родного (бурятского) языка.К концу обучения в 1 классе обучающийся научится:

различать высказывание и речь, предложение и текст;

выделять из звучащего слова и называть по отдельности звуки, не путать понятия «звук» и «буква»;

читать, опираясь на закон сингармонизма гласных, на родном (бурятском) языке;

различать гласные и согласные звуки, различать гласные краткие, долгие, дифтонги, различать согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие;

понимать главную роль гласных звуков, иметь представление о сингармонизме, вокализме гласных корня;

иметь представления о функциях йотированных букв, мягкого знака;

делить слова на слоги, переносить слова;

составлять и читать модели слов;

знать бурятский алфавит;

иметь представление о словах, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?», называющих предмет;

иметь представление о словах, отвечающих на вопрос «что делает?» и называющих действие предмета;

иметь представление о словах, отвечающих на вопрос «какой?» и обозначающих признаки предмета;

иметь представление о заимствованных словах;

писать имена собственные, некоторые названия с прописной буквы;

оформлять правильно при письме предложение, текст, ставить в конце предложений необходимые знаки препинания.

Предметные результаты изучения родного (бурятского) языка. К концу обучения во 2 классе обучающийся научится:

составлять, дополнять, корректировать предложения, а также оценивать их составление по содержательным критериям;

определять главные члены предложения: подлежащее и сказуемое;

иметь представления о типах предложений, при чтении интонировать их, оформлять при письме;

ставить вопросы к словам, группировать слова по вопросам;

иметь представление об именах собственных, их написании;

иметь представление о составе слова, о корне слова, однокоренных словах, их признаках, выделять корень, различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;

выделять звуки в слове, различать гласные и согласные звуки;

делить слово на слоги и переносить их на новую строку;

распределять слова по алфавиту;

понимать роль кратких, долгих гласных и дифтонгов в словах, в изменении смысла слов (сана – саана – сайна);

иметь представления о функциях йотированных букв в слове (в позициях после согласных или в начале слова, слога);

иметь представления о правилах написания букв гласных в основе бурятских слов по законам сингармонизма и вокализма гласных, написания кратких ү-y, долгих үү-yy, үй-yй, ы-ии, өө-ээ;

различать твёрдые и мягкие согласные, иметь представление о способах обозначения мягкости согласных;

иметь представления о произношении согласных [б], [г], [д], занимающих в слове позицию перед глухими согласными и на конце слов, и их написании;

иметь представление о заимствованных словах, о произнесении, прочтении в них гласных под ударением, о написании заимствованных слов, оканчивающихся на согласный звук, а также о написании заимствованных слов, оканчивающихся на краткий безударный гласный звук;

различать прямое и переносное значение слов;

работать со словарём, находить толкование слова в словаре;

иметь представление о тексте, отличии текста от предложения, выделять части текста (абзацы), составлять план, различать типы текстов повествование и описание, составлять небольшие тексты-описания или тексты-повествования, а также комбинированные тексты по предложенной картинке или темам, записывать их;

писать подробное изложение текста-повествования по совместно составленному плану.

Предметные результаты изучения родного (бурятского) языка. К концу обучения в 3 классе обучающийся научится:

иметь представления о последовательности букв в бурятском алфавите;

иметь представление о правописании кратких гласных на основе законов сингармонизма, вокализма, последовательности, преломления гласных;

иметь представления о правилах написания в основе слов букв ү-у, үү-уу, үй-уй, ии-ы, өө-ээ, ээ-эй;

определять твёрдость, мягкость согласных звуков;

иметь представления о словообразовании и составе слов, о значении суффиксов, окончаний, производящей и производной основ;

иметь представления о правилах написания в основе слов кратких гласных после согласных б, л, м, р;

иметь представления о правилах написания кратких гласных, в том числе на конце заимствованных слов с мягкой основой;

иметь представления об окончании имён существительных во множественном числе, вопросы падежей имён существительных, склонять имена существительные;

иметь представления о роли послелогов и об их написании;

иметь представления о роли имён прилагательных в речи, подбирать синонимы, антонимы;

иметь представления о роли глаголов в речи;

иметь представления о правилах написания кратких гласных при образовании форм глаголов;

иметь представления о настоящем, прошедшем, будущем временах глаголов, и их роли в предложении, речи;

иметь представления о распространённых и нераспространённых предложениях;

иметь представления о второстепенных членах предложения;

определять основную мысль текста, делить текст на части, иметь представление о признаках текста-описания, текста-повествования, текста-рассуждения;

иметь представления о фразеологизмах, омонимах бурятского языка, подбирать синонимы, антонимы;

писать деловые тексты, письмо, пригласительное письмо, поздравление.

Предметные результаты изучения родного (бурятского) языка. К концу обучения в 4 классе обучающийся научится:

различать части речи;

иметь представления об именах существительных, не имеющих формы множественного числа;

иметь представления о типах склонения имён существительных и значения падежей;

иметь представления об особенностях склонения форм множественного числа имён существительных;

иметь представления о роли падежных форм в речи;

иметь представления о видах и роли послелогов в предложении;

иметь представление о местоимениях, о личных местоимениях единственного и множественного числа, о склонении личных местоимений;

иметь представления о правилах написания гласных в окончаниях глаголов;

иметь представления об обозначении лица глаголами и о роли лично-предикативных частиц;

иметь представления о роли противительных, утвердительных частиц при глаголе и их написании;

иметь представление о прямом и переносном значении имён прилагательных;

иметь представление об именах числительных как группе слов, обозначающих количество, отвечающих на вопрос «сколько?», «который?», а также о количественных и порядковых разрядах числительных, об основах количественных числительных;

иметь представление о наречиях как группе слов, обозначающих признаки действия, отвечающих на вопросы «где?», «куда?», «когда?», «во сколько?», «как?», а также о разрядах наречий (места, времени, образа действия, меры) и знать об их роли в речи;

выделять грамматическую основу предложений, иметь представление об алгоритмах разбора предложения;

иметь представления об однородных членах предложения;

иметь представления о роли союзов и знаков препинаний при однородных членах предложения;

иметь представления о связи смысла текста с его названием;

иметь представления о стилях речи – художественном, разговорном, деловом, стиле учебной литературы;

писать изложение, эссе.

Тематическое планирование по родному бурятскому языку в 1 классе.

Тема урока

Кол – во часов

Би. Минии нүхэд.

1

Шэнэ һурагша. Новый ученик.

1

2

Танилсалга. Знакомство

1

3

Танилсалга. Знакомство

1

4

Танилсалга. Знакомство

1

5

Танилсалга. Знакомство

1

6

Уншалгын хэшээл. (Урок чтения)

1

Минии бүлэ.

7

Минии бүлэ ехэ гү? Моя семья большая?

1

8

Гэр бүлын һайндэр. Праздник семьи

1

9

Минии уг гарбал. Моя родословная

1

10

Ямар бэ? Какой?

1

11

Уншалгын хэшээл. (Урок чтения)

1

Минии үдэр.

12

Жаргалай үдэр.день Жаргала

1

13

Үхибүүдэй наадан. Игры детей

1

14

Баяр амаралтадаа.Баир на каникулах

1

15

А.Богомоевой үдэрэй журам. Режим дня А. Богомоева

1

16

Минии нүхэдэй үдэр ямараар үнгэрөөб. Как прошел день моих друзей

1

17

Уншалгын хэшээл. (Урок чтения)

1

Минии һургуули.

18

Баярай һургуули. Школа Баира

1

19

Һургуули хэжэ наадая. Поиграем в школу

1

20

Баяр архитектор болохо. Баир будет архитектором

1

21

Һургуулиин һонинууд. Новости школы

1

22

Уншалгын хэшээл. (Урок чтения)

1

Ажал. Мэргэжэл.

23

Баярай аба эжын мэргэжэл. Профессии родителей Баяра

1

24

Жаргалай аба эжы хаана хүдэлдэг бэ? Где работают родители Жаргала.

1

25

Ажал хэхэ – жаргал. Работать – это счастье.

1

26

Абамни – барилгашан, эжымни – эмшэн. Мой отец – строитель, мама - врач

1

27

Уншалгын хэшээл. (Урок чтения)

1

Гэрэй ба зэрлиг амитад.

28

Бардамай гэрэй амитад. Домашние животные Бардама.

1

29

Гэрэй амитада түл. Детеныши домашних животных

1

30

Сэсэгмаагай мал ямар бэ? Какие животные у Сэсэгмы

1

31

Зэрлиг амитад. (Дикие животные)

1

32

Зэрлиг амитад. (Дикие животные)

1

33

Уншалгын хэшээл. (Урок чтения)

1

34

Дабталга . (Повторение)

1

Итого:

34ч.

Тематическое планирование по родному бурятскому языку 2 класс.

Тема урока

Кол-во часов

Би. Минии нүхэд.

1

Лагерьта танилсалга. Баяр лагерьһаа бэшэг бэшэнэ.

1

2

Минии нүхэд ба тамир.

1

3

Хамтын ажал. Нүхэдэйм дуратай гэрэй амитад.

1

4

Уншалгын хэшэл.

1

Минии һургуули.

5

Алтана һургуулида оробо. Алтанын һургуули.

1

6

Байгал тухай хэшээл.

1

7

Зүлгы үгэнүүдэй үдэр. Хүүгэдэй сэсэрлигтэ концерт.

1

8

Ном – минии нүхэр. Дуратай ном.

1

9

Уншалгын хэшэл.

1

Хубсаһан

10

Хубсаһанай дэлгүүртэ. Баярай гуйлта.

1

11

Шинии самса ямар үнгэтэйб?

1

12

Саянын буряад дэгэл.

1

13

Этнографическа музейдэ.

1

14

Уншалгын хэшэл.

1

Минии үдэр. Сүлөө саг.

15

Баярай үдэр. Баяр морин хуураар нааадажа һурана.

1

16

Бадмын амаралтын үдэр. Бадмын сүлөө саг.

1

17

Бардам барилдаанай секцидэ ябадаг.

1

18

Уншалгын хэшэл.

1

Табан хушуун мал.

19

Ямаан, хонин. – табан хушуун малай нэгэн.

1

20

Морин эрдэни. Сэсэгмаагай мал ямар бэ?

1

21

Табан хушуун малай амитад болохо тэмээн ба үнеэн.

1

22

Уншалгын хэшэл.

1

Ажал. Мэргэжэл.

23

Тамирай гэртэхинэй ажал. Журналистын хөөрэлдөөн.

1

24

Эжын туһалагша. Минии абга – жолоошон.

1

25

Аламжын бэшэг. Бэшэгэй аяншалга.

1

26

Номой сан соо. Уншалгын хэшэл.

1

Минии бүлэ.

27

Эбтэй бүлэ. Даримын түрэһэн үдэр.

1

28

Үбгэн абын харуулһан заншал.

1

29

Төөдэйн хэлэһэн гэр бүлын ёһо гурим.

1

30

Уншалгын хэшээл.

1

Минии нютаг.

31

Амитад тоонтотой гү?

1

32

Бардамай тоонто. Улаан –Үдэ хото

1

33

Түрэл тоонтоороо аяншалга. Уншалгын хэшэл.

1

34

Дүн

1

Итого

34

Тематическое планирование по родному бурятскому языку 3 класс

Тема урока

Кол-во часов

1

Моя школа. Алфавит. Долгие и краткие гласные.

1

2

Школьные принадлежности. Йотированные гласные. Дифтонги.

1

3

Школьные принадлежности. Урок чтения.

1

4

Мои уроки. Местоимение.

1

5

Наш класс. Местоимение.

1

6

Число, порядковые числительные.

1

7

Закрепление пройденного материала. Контрольная работа.

1

8

Моё свободное время. Имя существительное.

1

9

Моя домашняя работа. Урок чтения.

1

10

Моя домашняя работа. Глагол. Диктант.

1

11

Моя домашняя работа. Урок чтения.

1

12

Закрепление пройденного материала. Словарная работа.

1

13

Контрольная работа.

1

14

Зима. Времена глаголов

1

15

Зима. Времена глаголов

1

16

Новый год. Спряжение глаголов.

1

17

Новый год. Урок чтения.

1

18

Новый год.

1

19

Новогодние каникулы.

1

20

Новогодние каникулы. Имя прилагательное.

1

21

Сагаалган. Имя прилагательное.

1

22

Сагаалган. Белая пища.

1

23

Сагаалган. Лунный календарь.

1

24

Закрепление пройденного материала.

1

25

Моя Бурятия. Имя числительное.

1

26

Столица Улаан – Удэ.

1

27

Контрольная работа. Диктант.

1

28

Закрепление пройденного материала.

1

29

Ныгда- моя малая Родина.

1

30

Аларский район.

1

31

Мой дом. Мой адрес.

1

32

Итоговая контрольная работа.

1

33

Закрепление пройденного материала.

1

34

Подведение итогов.

1

Итого

34

Тематическое планирование по родному бурятскому языку 4 класс

Тема урока

Кол-во часов

1

Повторение «Алфавит» .

1

2

Повторение. «Закон гармонии гласных»

1

3

Повторение «Числа. Цвета. Животные»

1

4

Знакомство.

1

5

Эрдэм учится в четвертом классе.

1

6

Эрдэм учится в четвертом классе.

7

Контрольная работа.

1

8

Кто самый лучший ученик?

1

9

Кто что любит делать?

1

10

Любимый вид спорта. (Три игры мужей.)

1

11

Любимый вид спорта. (Три игры мужей.)

1

12

Любимый вид спорта. (Три игры мужей.)

1

13

Кто твой любимый писатель, поэт? (Знаменитые люди).

1

14

Кто твой любимый писатель, поэт? (Знаменитые люди).

1

15

Контрольная работа.

1

16

Эрдэму 10 лет. (Имя числительное).

1

17

Родословная Эрдэма.

1

18

Родословная Эрдэма.

1

19

Кто чем занимается? (название профессий.)

1

20

Режим дня Эрдэма. (Глагол)

1

21

В магазине продуктов. В магазине одежды.

1

22

В магазине продуктов. В магазине одежды.

1

23

Традиционные бурятские блюда.

1

24

Контрольная работа.

1

25

Сагаалганаар!

1

26

Восточный календарь.

1

27

С днем рождения!

1

28

Сур-харбаан.

1

29

Моя Бурятия.

1

30

Моя Бурятия.

1

31

Моя малая Родина.

1

32

Повторение пройденного материала.

1

33

Контрольная работа.

1

34

Подведение итога.

1

Итого

34

Учебно-методическое сопровождение образовательного процесса:

Учебник «Үзэлэл» 1 класс Е.Б.Очирова, Л.Д.Доржиева, С.И.Аюшеева.

Учебник «Буряад хэлэн» 1кл. Г-Х.Ц.Гунжитова, Р.С.Дылыкова, Б.Д.Цырендоржиева, И.П.Атутова.

Учебник «Буряад хэлэн» 2 кл. Г-Х.Ц.Гунжитова, Р.С.Дылыкова, Б.Д.Цырендоржиева, И.П.Атутова

Учебник «Буряад хэлэн» 3кл. Г-Х.Ц.Гунжитова, Р.С.Дылыкова, Б.Д.Цырендоржиева, И.П.Атутова

Учебник «Буряад хэлэн» 4кл. Г-Х.Ц.Гунжитова, Р.С.Дылыкова, Б.Д.Цырендоржиева, И.П.Атутова

Электронные образовательные ресурсы:

В рамках реализации Государственной программы Бурятии «Сохранение и развитие бурятского языка в Республике Бурятия» вышла онлайн-версия учебника для изучения бурятского языка - . На сайте вы найдёте свыше 2000 упражнений. Можно пройти диктанты и ознакомиться с методическими разработками учителей.
Это удобная интерактивная площадка для проверки знаний с выставлением оценок
«Эхэ Хэлэн» полностью на бурятском языке и рекомендована для изучения бурятского языка и как родного, и как государственного.
онлайн-учебник . Позволяет школьникам сразу приступить к глубокому изучению государственного языка.
На сайте размещены известные произведения литературы бурятских писателей прошлого и настоящего
Можно ознакомиться с их биографией, первыми книгами. Также можно пройти тест по литературе Бурятии

«Амисхаал». Говорим по бурятски. Мобильное приложение для изучения бурятского языка.

Региональная электронная платформа для изучения бурятского языка .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по бурятскому языку, 5 - 6 классы

Рабочая прорамма по бурятскому языку по УМК "Алтаргана"...

Рабочая программа по бурятскому языку 5-6 классы

Рабочая программа по бурятскому языку 5-6 классы...

рабочая программа по бурятскому языку в 5 классе

Рабочая программа по учебному предмету  содержит:планируемые результаты освоения учебного предмета,содержание учебного предмета;тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых н...

Рабочая программа по бурятскому языку в 5 классе

Рабочая программа по бурятскому языку разработана в соответствии ФГОС. В программе прописаны требования к предметным и метапредметным компетенциям....

Рабочая программа по бурятскому языку для 7 класса

Рабочая программа по бурятскому языку для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего основного общего образования, примерной программы основного общего о...

Рабочая программа по бурятскому языку 5-9 классы

Рабочая программа по бурятскому языку 5-9 классы...

Рабочая программа по бурятскому языку в 3 классе

Рабочая программа по бурятскому языку в 3 классе как государственному составлена с учетом требований ФГОС....