Рабочая программа по бурятскому языку 5-9 классы
рабочая программа

Бадеева Оксана Олеговна

Бурятский язык 5-9 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buryatskiy_yazyk_5-9_kl._r.p.docx259.87 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Пользователь\Desktop\программа 1-9 класс\+++раб прогр родной бурятский\тит. 5-9кл. бур.яз..jpg

Оглавление

Федеральная рабочая программа по учебному предмету бурятский язык 5-9 класс».        3

Пояснительная записка        4

Планируемые результаты освоения программы по родному (бурятскому) языку на уровне основного общего образования.        14

Предметные результаты изучения родного (бурятского) языка.        25

Тематическое планирование по предмету        26

бурятский язык в  5 классе        26

в 6 классе        28

в 7 классе        29

в 8 классе        30

в 9 классе        32

Учебное методическое обеспечение образовательного процесса:        33

Электронные образовательные ресурсы:        33

Федеральная рабочая программа по учебному предмету бурятский язык 5-9 класс».

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родной (бурятский) язык» (предметная область «Родной язык и родная литература») (далее соответственно – программа по родному (бурятскому) языку, родной (бурятский) язык, бурятский язык) разработана для обучающихся, владеющих родным (бурятским) языком, и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по родному (бурятскому) языку.

Пояснительная записка отражает общие цели изучения родного (бурятского) языка, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, к определению планируемых результатов.

Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне основного общего образования.

 Планируемые результаты освоения программы по родному (бурятскому) языку включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне основного общего образования, а также предметные результаты за каждый год обучения.

Пояснительная записка

Программа по родному (бурятскому) языку разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программыпо учебному предмету.

Родной бурятский язык является средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры бурятского народа, средством приобщенияк богатствам бурятской культуры, фольклора, литературы и истории. Развитие обучающихся средствами бурятского языка предполагает развитие и воспитаниеу обучающихся понимания важности изучения родного бурятского языкав современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, а также формирование представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства Российской Федерации.

Программа по родному (бурятскому) языку на уровне основного общегообразования направлена на совершенствование речевой деятельности обучающихся на основе овладения знаниями об основных разделах бурятского языка (фонетика, лексика, грамматика и другое) и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм бурятского литературного языка. Преподавание родного бурятского языка неразрывно связано с другими учебными предметами, в частности с учебным предметом «Родная (бурятская) литература»,в практике преподавания рекомендуется применение методического подхода, реализующего взаимосвязанное обучение родному языку и родной литературе.

В содержании программы по родному (бурятскому) языку выделяются следующие содержательные линии: «Общие сведения о языке. Языки культура», «Разделы науки о языке», «Текст», «Развитие речи».

Изучение родного (бурятского) языка направлено на достижение следующих целей:

воспитание ценностного отношения к родному (бурятскому) языку, формирование причастности к свершениям и традициям бурятского народа, осознание исторической преемственности поколений, ответственностиза сохранение языка и культуры бурятского народа, формирование этническойи российской гражданской идентичности в поликультурноми многоконфессиональном обществе;

развитие у обучающихся культуры владения родным (бурятским) языкомво всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами литературного бурятского языка, правилами бурятского речевого этикета;

получение знаний о родном (бурятском) языке как системеи как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования.

Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (бурятского) языка, – 340 часов: в 5 классе – 34 часов (1 час в неделю), в 6 классе – 34 часов (1 час в неделю), в 7 классе – 34 часов (1 час в неделю), в 8 классе –34часов (1 час в неделю), в 9 классе – 17 часов (0,5 час в неделю).

Образовательная организация вправе предусмотреть перераспределение времени на изучение учебных предметов, по которым не проводится государственная итоговая аттестация, в пользу изучения родного языка.

Содержание обучения в 5 классе.

Язык – национальное богатство.

Родной язык, родная отчизна. Язык – важное средство межличностной коммуникации.

Текст.

Понятие о тексте. Структура текста: оглавление, тема, основная мысль, абзаци другое.

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Работа над типами речи: повествование, описание, рассуждение.

Стили речи.

Синтаксис.

Словосочетание.

Предложение. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. Восклицательное предложение.

Главные члены предложения.

Нераспространённые и распространённые предложения.

Второстепенные члены предложения. Определение. Дополнение. Обстоятельство.

Однородные члены предложения.

Предложения с обращениями.

Предложения с оборотами.

Фонетика, графика, орфоэпия, орфография.

Фонетика, графика.

Звуки речи.

Гласные звуки и буквы.

Слоги.

Йотированные звуки.

Согласные звуки и буквы. Звонкие и глухие согласные. Твёрдые и мягкие согласные.

Буквы.

Разделительный мягкий знак (ь).

Орфоэпия.

Понятие об орфоэпии.

 Орфография.

Основные правила письма бурятских слов.

Гармония гласных. Последовательность гласных. Перелом гласных.

Правописание гласных в непроизводных основах бурятских слов.

Правописание редуцированных гласных в непроизводных основах.

Правописание заимствованных слов.

Заимствованные слова, которые пишутся по-бурятски.

Заимствованные слова, которые пишутся по-русски.

Правописание конечных гласных заимствованных слов.

Правописание конечных безударных гласных после твёрдого согласного.

Правописание конечных безударных гласных после мягкого согласного.

Правописание конечных ударных гласных.

Правописание окончания заимствованных слов.

Прибавление окончаний, суффиксов к заимствованным словам.

Изменение конечного согласного основы.

Выпадение конечного краткого гласного основы.

Правила написания слов слитно, раздельно и через дефис.

Правила написания сложносокращённых слов и буквенных сокращений.

Правило переноса слов.

 Лексика.

Понятие о лексике.

Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямоеи переносное значение слова.

Омонимы. Антонимы. Синонимы.

Парные слова.

Исконно бурятские и заимствованные слова. Профессионализмы. Диалектизмы. Устаревшие и новые слова. Интернационализмы.

Словари бурятского языка.

Состав слова. Словообразование.

Корень и основа слова.

Суффикс и окончание слова.

Сложные и сложносокращённые слова.

Роль частиц в составе слова.

Развитие речи.

Изложение-описание по составленному плану.

Перевод текста-повествования с русского на бурятский язык.

Развёрнутое изложение по содержанию повествовательных и описательных текстов.

Сочинение-рассуждение на заданную тему.

Содержание обучения в 6 классе.

Родной язык – национальное достояние.

Беседа о языке и его роли в жизни общества. Язык, речь, коммуникация. Коммуникативная ситуация.

Развитие речи. Текст и его особенности.

Тема и основная мысль текста. Заголовок (название) текста. Начальноеи конечное предложение текста. Ключевые слова. Основные признаки текста.

Жанры стилей:

учебно-научный (доклад, отзыв);

общественно-публицистический (статья, интервью, очерк);

официально-деловой (заявление);

разговорный (монолог, диалог);

художественный.

Тексты разных жанров и стилей (особенности структуры и языка).

Лексикология. Фразеология.

Словарный состав (фонд) бурятского языка: краткая история его развития. Классификация слов по употреблению.

Общее понятие о фразеологии. Характеристика и классификация фразеологизмов. Свободные и устойчивые словосочетания: их классификация, использование в устной и письменной речи. Словарь фразеологизмов.

Пословицы, поговорки и крылатые выражения.

Использование синонимов, антонимов, фразеологизмов, слов с переносным значением как средств выразительности речи.

Общее понятие о морфологии. Понятие о частях речи.

Понятие о грамматике.

Грамматическое значение слова.

Морфология. Синтаксис.

Морфология.

Морфология как один из разделов грамматики. Слово как основная языковая единица морфологии.

Части речи. Самостоятельные и вспомогательные части речи,их классификация, функция в речи.

Имя существительное.

Значение имени существительного. Морфологические категориии синтаксическая функция имени существительного. Употребление имени существительного в форме обращения.

Личные и неличные имена существительные.

Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных.

Конкретные и абстрактные имена существительные.

Изменение имён существительных: число, склонение, притяжание.

Единственное и множественное число имён существительных. Правила употребления окончаний множественного числа.

Склонение. Правописание падежных окончаний. Употребление падежных окончаний основы: после мягкого согласного, долгих гласных, заднеязычного -н. Изменения, происходящие в конце основы при присоединении падежных окончаний.

Личное и безличное (возвратное) притяжание. Правописание падежныхи притяжательных окончаний -эй и -ээ.

Образование имён существительных, суффиксы, образующие имена существительные.

Морфологический разбор имён существительных.

Правильное употребление в речи имён существительных.

Имя прилагательное.

Значение имени прилагательного. Морфологические категориии синтаксическая функция имени прилагательного.

Классификация имён прилагательных. Относительные и качественные имена прилагательные. Выражение степени качества.

Образование имён прилагательных. Суффиксы, образующие имена прилагательные и изменения, происходящие в основе имён прилагательных.

Имена прилагательные со значением имён существительных.

Склонение и притяжание имён прилагательных.

Употребление в речи имён прилагательных.

Знаки препинания при прилагательных.

Имя числительное.

Общее понятие об имени числительном. Морфологические категориии синтаксическая функция имени числительного. Классификация имён числительных.

Количественные имена числительные. Согласный -н в конце количественных имён числительных. Имена числительные порядковые, собирательные, приблизительного счета. Суффиксы, образующие имена числительные.

Простые и составные имена числительные.

Склонение и притяжание имён числительных.

Употребление количественных, порядковых, приблизительных (приблизительного счета) имён числительных в функции определения, собирательных имён числительных в функции подлежащего.

Произношение имён числительных.

Употребление имён числительных в устной и письменной речи.

Местоимение.

Общее понятие о местоимении. Морфологические категории и синтаксическая функция местоимения.

Классификация местоимений.

Множественное число местоимений.

Склонение и притяжание местоимений.

Употребление местоимений в функции разных членов предложения.

Изменение местоимений и их сочетание с другими словами.

Правильное употребление местоимений, окончаний личных местоименийи частиц.

Развитие речи.

Перевод небольшого рассказа с русского языка на бурятский.

Использование синонимов, антонимов, фразеологизмов, слов с переносным значением как средств выразительности речи.

Средства выразительности устной речи. Публичный доклад об образовании имён существительных.

Структура текста. Подготовительная работа по написанию сочинения-описания. Сбор, обработка и подготовка материала по описанию комнатыв доме или квартире. Сочинение по описанию класса или комнаты.

Написание сочинения-описания. Составление характеристики героя прочитанного произведения.

Написание отзыва на прочитанный, прослушанный рассказ, стихотворение, текст.

Особенности сочинения-рассуждения. Подготовка к написанию.

Написание сочинения-рассуждения по содержанию просмотренной теле- радиопередачи, прочитанной книги.

Содержание обучения в 7 классе.

Богатство национального бурятского языка.

Ценность национального бурятского языка, его роль и основные формы (бурятский литературный язык и территориальные диалекты). Разновидности бурятских диалектов (хоринский, сонгол-сартульский, хонгодорский, эхирит-булагатский).

Глагол.

Значение глагола. Морфологические категории и синтаксическая функция глагола. Употребление глагола в функции сказуемого.

Исходная основа глагола. Изъявительное, побудительное, причастноеи деепричастное наклонение глагола. Присоединение лично-предикативных частицк глаголам. Образование глаголов.

Склонение и притяжание причастий.

Предложения с причастным и деепричастным оборотом. Знаки препинанияпри оборотах.

Правильное употребление в речи предложений с причастными деепричастным оборотом. Активное употребление в речи глаголов-синонимов.

Наречие.

Значение наречия. Морфологические категории и синтаксическая функция наречий.

Классификация наречий по значению.

Способы образования наречий.

Притяжание наречий.

Правильное употребление схожих по значению наречий.

Частицы.

Общее понятие о вспомогательных частях речи.

Понятие о частицах, их классификация.

Слитное и раздельное написание частиц с сочетаемым словом.

Правописание лично-предикативных частиц.

Употребление частиц в речи.

Послелоги.

Понятие о послелогах.

Образование послелогов. Послелоги, образованные от других частей речи.

Присоединение к послелогам окончаний управляемого слова.

Союзы.

Понятие о союзах. Простые и составные послелоги.

Понятие о сочинительных и подчинительных союзах. Употребление схожихпо значению союзов.

Междометия.

Значение междометий, функция междометий в речи.

Звукоподражательные слова.

Интонационное выделение междометий. Знаки препинания при междометиях: расстановка запятых и восклицательных знаков.

Правильное употребление междометий в речи.

Развитие речи.

Функциональные разновидности языка: разговорный язык, язык художественной литературы, функциональные стили: публицистический, официально-деловой, учебно-научный.

Публицистический стиль, его особенности.

Текст. Абзац. Средства связи между предложениями в тексте. Функционально-смысловые типы текстов, анализ текста.

Написание репортажа.

Написание сочинения-рассуждения.

Подготовка, организация и написание интервью.

Написание очерка, биографии человека.

Рассказ, его композиция. Написание сочинения от лица одного из героев прочитанного рассказа.

Содержание обучения в 8 классе.

Словосочетание.

Понятие о словосочетании.

Типы словосочетаний: устойчивые и свободные словосочетания.

Сочетания слов, их разновидности.

Предложение.

Виды предложений по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.

Виды по интонации: восклицательное и невосклицательное, знаки препинания в них.

Смысловое ударение.

Простое предложение.

Понятие о простом предложении.

Связи слов в предложении: управление, примыкание.

Члены предложения.

Односоставные и двусоставные предложения.

Виды односоставных предложений.

Главные члены предложения.

Подлежащее.

Сказуемое. Виды сказуемых: простое, составное сказуемое. Виды составных сказуемых: именное и глагольное сказуемое.

Связки сказуемого.

Тире между подлежащим и сказуемым.

Частицы сказуемого.

Второстепенные члены предложения.

Определение.

Приложение.

Дополнение. Прямое и косвенное дополнение.

Обстоятельство.

Однородные члены предложения.

Понятие об однородных членах предложения.

Однородные и неоднородные определения.

Связки однородных членов предложения.

Обобщающие слова однородных членов предложения, их знаки препинания.

Слова, не входящие в состав предложения.

Вводные слова и предложения, их пунктуация.

Обращения, их пунктуация.

Междометия и слова-предложения, их пунктуация.

Обособленные члены предложения.

Понятие об обособлении.

Приложения и знаки препинания при них.

Обособление слов, уточняющих члены предложения, и их пунктуация.

Предложения, осложнённые оборотами.

Понятие об обороте.

Простой оборот.

Самостоятельный оборот.

Знаки препинания в предложениях с оборотами.

Развитие речи.

Краткий устный рассказ и сочинение по всему произведению или по одной его части.

Развёрнутые ответы с использованием цитат на вопросы по прочитанному произведению.

Характеристика героям произведения по заранее составленному плану (одному герою или сравнительная). Сочинение о герое кинофильма, пьесыи произведения.

Сочинение, близкое к содержанию всего произведения или его части.

Конспект заданного текста из хрестоматии.

Аннотация на прочитанное произведение.

Статья в районную газету или в «Буряадүнэн».

Содержание обучения в 9 классе.

Язык как знаковая система и общественное явление. История бурятского языка.

Роль языка в развитии общества.

Периоды развития бурятского языка.

Известные учёные бурятского народа – языковеды.

Сложное предложение.

 Понятие о сложном предложении.

Сложное предложение, его структура.

Основные виды сложного предложения: союзные, бессоюзные, с прямой речью, смешанные.

Сложносочинённые предложения.

Сложные предложения с противительными и соединительными союзами.

Сложные предложения с разделительными и соединительными союзами.

Знаки препинания в сложносочинённом предложении.

Сложноподчинённые предложения.

Главное и придаточное предложения сложноподчинённых предложений.

Союзы и союзные слова сложноподчинённых предложений.

Виды придаточных предложений: изъяснительные, определительные, обстоятельственные.

Деление придаточных предложений по структуре и по смыслу.

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

Бессоюзное сложное предложение.

Смысловые отношения между частями в бессоюзных предложениях.

Смысловое интонирование бессоюзных сложных предложений.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Случаи смысловой близости союзных и бессоюзных сложных предложений.

Прямая и косвенная речь.

Особенности и структура сложных предложений с прямой речью.

Авторское слово и прямая речь.

Знаки препинания при прямой речи.

Косвенная речь.

Смешанные сложные предложения.

Понятие о смешанных сложных предложениях.

Структура смешанных сложных предложений.

Знаки препинания в сложном предложении смешанного типа.

Текст и его организация.

Текст. Признаки текста.

Сложное синтаксическое целое. Абзац.

Сжатие текста. План. Тезис. Конспект. Реферат. Аннотация. Рецензия.

Развитие речи.

Краткий устный рассказ и изложение по содержанию целого произведенияили его части.

Сочинение на тему истории бурятского народа, языка, обычаев и другого.

Автобиография.

Тезисы по прослушанному отрывку из произведения.

Рецензия на прочитанную книгу.

Планируемые результаты освоения программы по родному (бурятскому) языку на уровне основного общего образования.

В результате изучения родного (бурятского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на родном (бурятском) языке;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на родном (бурятском) языке;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлениив образовательной организации;

готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней, волонтёрство);

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (бурятского) языкав жизни народа, проявление интереса к познанию родного (бурятского) языка,к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному (бурятскому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины – России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческомуи природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающихв родной стране;

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора. Готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с использованием собственного жизненногои читательского опыта, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном (бурятском) языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планироватьи самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;

умение рассказать о своих планах на будущее;

7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения.  Активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;

способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыкии компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать своё развитие;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

В результате изучения родного (бурятского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

У обучающегося  будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.

У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (бурятском) языке;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.

У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

проводить выбор и брать ответственность за решение.

У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

давать оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения;

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;

регулировать способ выражения собственных эмоций;

осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

признавать своё и чужое право на ошибку;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость;

осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и другие);

выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.

Предметные результаты изучения родного (бурятского) языка.К концу обучения в 5 классе обучающийся научится:

понимать бурятский национальный язык;

характеризовать устную и письменную речь;

характеризовать структуру текста;

характеризовать типы речи: повествование, описание и рассуждение;

выделять основные признаки разговорного, научного, художественного стилей;

определять основные единицы языка: (звук; отличия звука и буквы; характеристика гласных и согласных звуков, лексическое значение, происхождение, использование слова; части слова, средства образования слов, словосочетание, предложение) и их признаки;

применять основные правила бурятской орфографии;

характеризовать основные нормы бурятского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные);

определять тему, основную мысль, оглавление, тип речи и стиль текста;

разбивать текст на абзацы;

правильно понимать значение устной и письменной информации (определять тему, основную, дополнительную мысль текста);

понимать тексты разных типов в разговорном, научном, художественном стилях; овладеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное);

находить, извлекать, выделять, различать, использовать информациюиз разных источников, в том числе, из средств массовой информации;

выделять микротомы текста, делить заданный текст на абзацы, кратко передавать содержание текста (план, пересказ своими словами, сочинение);

создавать текст в разговорном, художественном стилях и разных типах речи (повествование, описание);

создавать письменные монологические и диалогические высказывания, передавать информацию о прочитанном, услышанном, увиденном;

переводить с русского на бурятский язык повествовательные тексты;

использовать в речи основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного литературного бурятского языка;

в письме использовать основные орфографические правила;

использовать нормы бурятского речевого этикета (приветствие, прощание, поздравление).

Предметные результаты изучения родного (бурятского) языка.К концу обучения в 6 классе обучающийся научится:

определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой типи стиль речи, анализировать структуру и языковые особенности текста, выделять ключевые слова;

распознавать части речи (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение), проводить их анализ и разбор; использовать в речи;

понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную и дополнительную информацию);

понимать тексты разных стилей и жанров, владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное);

находить, извлекать, выделять, различать, использовать информациюиз различных источников, включая СМИ;

воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, изложение, сочинение);

создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, письмо, характеристика);

осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствиис темой, целями, сферой и ситуацией общения;

владеть различными видами монолога и диалога;

излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста; выражать факты и явления окружающей действительности, отношение к прочитанному, услышанному, увиденному;

соблюдать в речи основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного бурятского литературного языка;

соблюдать в письменной речи основные правила орфографии и пунктуации;

осуществлять речевой самоконтроль.

Предметные результаты изучения родного (бурятского) языка.К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:

различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; различать особенности;

определять тему, основную мысль, функционально-смысловой тип и стиль устных и письменных текстов, выделять ключевые слова, трансформировать рассказ от лица разных героев;

распознавать части речи (глагол, наречие, послелог, союз, частица, междометие), проводить их анализ и разбор, использовать в речи;

понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);

понимать тексты разных стилей и жанров, владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное);

находить, извлекать, выделять, различать, использовать, передавать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, пользоваться лингвистическими словарями, различной литературой;

воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, изложение, сочинение);

создавать тексты различных стилей и жанров (репортаж, интервью);

владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установлениеи регулирование межличностных отношений);

излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и другое), выражать своё отношение к фактами явлениям окружающей действительности, отношение к прочитанному, услышанному, увиденному;

соблюдать в речи основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного бурятского литературного языка;

соблюдать в письменной речи основные правила бурятской орфографии;

уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения.

Предметные результаты изучения родного (бурятского) языка.К концу обучения в 8 классе обучающийся научится:

различать, использовать разговорный, публицистический, деловой, научный, художественный стили;

определять тему, основную мысль текста, тип речи и стиль, анализировать структуру и особенности языка текста;

различать особенности информации, интервью, репортажа, очерка;

распознавать единицы языка (именное и глагольное, свободное и устойчивое словосочетания, связи слов в предложении (управление, примыкание), односоставное и двусоставное простое предложение, главные и второстепенные члены предложения, предложения с однородными членами, обращениями, вводными словами, обособленными членами, оборотами), проводить синтаксический разбор, использовать в речи;

соблюдать правила пунктуации в предложениях с оборотами, однородными членами, обращениями, вводными словами, обособленными членами;

осуществлять перевод с русского на бурятский язык текстов, состоящихиз предложений с простой структурой;

истолковывать значения национально маркированной лексики, используя словарь;

правильно понимать значения устных и письменных текстов (цель, тема текста, основная и второстепенная, конкретная и неконкретная информация, связи между предложениями, группировка фактов);

понимать тексты разных стилей и типов; различать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

извлекать, группировать информацию из разных источников, в том числеиз средств массовой информации;

использовать лингвистические словари, разную литературу;

воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

создавать тексты разных типов, стилей речи (отзыв, аннотация, доклад, письмо, статья);

создавать краткий рассказ по содержанию целого произведения или его частии (или) писать изложение;

писать сочинение об одном герое на основе кинофильма, пьесыи произведения;

излагать свои мысли в устной и письменной формах, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме);

соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические нормы современного бурятского литературного языка;

соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

использовать паралингвистические средства в процессе речевого общения;

осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности, в повседневной практике речевого общения.

Предметные результаты изучения родного (бурятского) языка.

К концу обучения в 9 классе обучающиеся научатся:

определять особенности периодов истории бурятского языка;

различать разговорный, публицистический, деловой, научныйи художественный стили, использовать разговорный, публицистическийи художественный стили;

определять тему, основную мысль, тип речи и стиль текста;

анализировать структуру и особенности языка текста;

различать признаки информации, тезиса, интервью, репортажа, очеркаи использовать на практике;

распознавать и различать единицы языка (сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные, предложения с прямой речью и смешанные сложные предложения), проводить синтаксический разбор;

соблюдать правила пунктуации в сложносочинённых, сложноподчинённых, бессоюзных предложениях, смешанных сложных предложениях и в предложенияхс прямой речью;

создавать текст на заданную тему;

использовать словарь, толковать значения национально маркированных слов;

понимать значения устных и письменных текстов (цель, тема текста, основная и второстепенная, конкретная и тайная информация), устанавливать связи между частями текста; группировать факты текста (текстов), определять логическую структуру текста;

понимать содержание текстов разных стилей и типов, различатьи использовать разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);

извлекать, группировать информацию из разных источников, в том числеиз средств массовой информации;

использовать лингвистические словари, разную литературу;

воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, сочинение, конспект);

создавать тексты разных типов, стилей речи: (отзыв, аннотация, реферат, доклад, письмо, расписка, заявление);

отбирать и использовать языковые средства, исходя из темы, цели, сферыи ситуации речевого общения;

использовать разные виды монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение, обмен мнениями, установление и систематизация общения);

излагать свои мысли в устной и письменной формах, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме), выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

создавать краткий текст по содержанию целого произведения или его частии (или) писать изложение;

писать краткую рецензию, изложение по содержанию прочитанного произведения;

писать рассуждение на заданные темы;

проводить доклад, конспект, реферат на заданные темы;

проводить тезисы и передавать в устной и письменной формах основную мысль произведения;

писать и рассказывать свою автобиографию;

переводить с русского на бурятский язык тексты с осложнёнными конструкциями;

соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические нормы современного бурятского литературного языка;

соблюдать основные правила орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

соблюдать нормы бурятского речевого этикета (подготовка заявления, постановления), использовать паралингвистические средства в процессе речевого общения;

осуществлять речевой самоконтроль в повседневной практике речевого общения, оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления.

Тематическое планирование по предмету

 бурятский язык в  5 классе

Тема

Количество часов

Морфологи

5

1

Хэлэгын хубинууд: бэеэ дааһан, туһалагша. Юумэнэй нэрэ. Имя существительное.

Тусхайта юумэнэй нэрэ. Зохилдол. Падежэй залгалтанууд.

1

2

Тэмдэгэй нэрэ. Имя прилагательное.

Юумэнэй нэрэ тэмдэгэй нэрэ хоёрой холбоон.

Үйлэ үгэ. Глагол.

 Үйлэ үгын морфологическа түхэл, нюурай залгалтанууд.

1

3

Дайбар үгэ. Наречие. Дайбар үгын илгарал. Түлөөнэй нэрэ. Местоимение. Түлөөнэй нэрын илгарал.

1

4

Дахуул үгэ. Послеслоги.

  Дахуул үгэнүүдэй илгарал.

1

5

Холболто.Союзы. Холболтонуудай үүргэ, тэдэниие хэрэглэлгэ. Зүйр үгэ. Частицы. Зүйр үгэнүүдэй илгарал, тэдэниие зүб бэшэлгэ.

1

Синтаксис, сэглэлтын тэмдэгүүд. Синтаксис, знаки препинания.

1

6

Синтаксис, сэглэлтын тэмдэгүүд тухай ойлгосо. Мэдүүлэл. Мэдүүлэлэй һуури. Мэдүүлэлэй зорилгоороо илгарал. Шангадхаһан ба шангадхаагүй мэдүүлэл.

1

Литературна хэлэн тухай ойлгосо.Краткое понятие о литературном языке.

1

7

Буряад хэлэн буряад арадай үндэһэн хэлэн. Буряад литературна хэлэн.

1

Фонетикэ. Графика. Орфографи. Орфоэпи

10

8

Аялган ба хашалган абяанууд. Гласные и согласные звуки. Үгын үе.  Слоги.

1

9

Удаан ба түргэн аялганууд. Краткие долгие гласные. Дифтонгнууд.

1

10

Аялганай тааралдал: эрэ, эмэ, эрсэ аялганууд Гармония гласных.

1

11

Хонгёо ба бүдэхи, хатуу ба зөөлэн хашалганууд. Звонкие и глухие, тврдые и мягкие согласные.

1

12

Хашалганиие зөөлэрүүлгэ. Ь тэмдэг.

1

13

Йотированна я, ю, е, ё үзэгүүд.

1

14

р/р контрольно диктант «Нютаг»

1

15

Илгаһан ь ба ъ тэмдэгүүд.

1

16

Абтаһан үгэнүүдые зүб бэшэлгэ.

1

17

Орфографическа словарь.

1

Морфемика.  Үгын бүридэл

6

18

Үгын һуури ба залгалта.

1

19

Суффиксын хүсөөр үгын бии бололго.

1

20

Орёо ба хуряамжалһан үгэнүүдые зүб бэшэлгэ.

1

21

Үгын анхан һуури соохи тодо бэшэ аялгануудые зүб бэшэлгэ.

1

22

Үгын бүридэлөөр шүүлбэри..

1

23

р/р контрольно ажал «Угын буридэл»

1

Лексикэ ба фразеологи

5

24

Лексикэ – хэлэнэй словарна бүридэл гү, али хэлэнэй баялиг.  

1

25

Нэгэ удхатай үгэнүүд, үгын олон удха .

1

26

Үгын сэхэ ба шэлжэһэн удха.

1

27

Адлирхуу удхатай болон харша удхатай үгэнүүдэй үүргэ, тэдэниие уран захёолдо хэрэглэлгэ. Омонимууд тухай ойлгосо

1

28

Фразеологи – тогтомол холбуулалнууд тухай һургаал

1

Синтаксис, сэглэлтын тэмдэгүүд

13

29

Холбуулал тухай  ойлгосо.  Холбуулалнуудай байгуулга, тэрэнэй бүридэлэй хубинууд: гол үгэ, дулдыданги үгэ гэжэ мэдэсэ.

1

30

Мэдүүлэлэй байгуулга. Юрын мэдүүлэлэй удха, түхэл, үгүүлбэри гэжэ шэнжэнүүд

1

31

Мэдүүлэлэй гэшүүд тухай юрэнхы ойлгосо. Мэдүүлэлэй шухала гэшүүд. Мэдүүлэлэй юрын гэшүүд

1

32

 Хуряангы болон дэлгэрэнгы мэдүүлэлнүүд. Хандалгатай мэдүүлэлнүүд, сэглэлтын тэмдэгүүдынь.

1

33

р/р диктант «Хабар»

1

34

Работа над ошибками

1

35

Дүн

1

Итого

35

Тематическое планирование по предмету бурятский язык

в 6 классе

Тема

Кол-во часов

Повторение

3

1

Аялгануудай тааралдал, հубарил, нугарал. Гармония гласных.

1

2

Абтаհан үгэнүүд.Заимствованные слова.

1

3

Сэхэ хэлэлгэтэй мэдуулэлнууд. Предложения с прямой речью.

1

Фразеологи

4

4

Фразеологи тухай юрэнхы ойлгосо. Понятие о фразеологии.

1

5

Тогтомол холбоо угэнууд. Устойчивые словосочетания.

1

6

Оньհон, хошоо ба хурса мэргэн угэнууд.(пословицы, поговорки)

1

7

Р/Р фразеологи ололгын упражненинүүд

1

Морфологи тухай юрэнхы ойлгосо

2

8

Морфологиин шэжэлдэг гол зүйл – үгэ.

1

9

Yгын бүридэл.Состав слова.

1

Юумэнэй нэрэ. Имя существительное.

8

10

Юумэнэй нэрые хандалга болгон хэрэглэлгэ.

Имя  существительное  как обращение.

1

11

Юумэнэй нэрын хүниие ба бусад юумэнүүдые тэмдэглэлгэ.

1

12

Тусхайта ба юрын юумэнэй нэрэ.

Собственные и нарицательные им существительное.

1

13

Юумэнэй нэрын хубилалта: тоо, зохилдол, хамаадал. Изменение имен существительных по числам, падежам, склонениям.

1

14

Юумэнэй нэрын нэгэнэй ба олоной ТОО. Единственное  и множественное число имен существительных.

 Олоной тоогой залгалтануудые бэшэхэ дүрим.Окончания множественного числа.

1

15

Падежнуудэй залгалтануудые зуб бэшэлгэ.

Правописание окончаний.

1

16

Нюурта ба ѳѳртэ хамаадал. Личные и возвратные притяжания.

1

17

Юумэнэй нэрын морфологическа шүүлбэри. Морфологический разбор им существительных.

1

18

Падежнүүдэй ба хамаадалай залгалтануудые зүбѳѳр хэлэлгэ.Правописание падежных окончаний.

1

Тэмдэгэй нэрэ. Имя прилагательное.

5

19

Тэмдэгэй нэрын удха шанар .Признаки имен прилагательных. Тэмдэгэй нэрын илгарал. Различия им прилагательных.

1

20

Шанарта ба харилсаата тэмдэгэй нэрэ. Качественные и относительные прилагательные.

1

21

Тэмдэгэй нэрын зохилдол ба хамаадал.

Склонение им прилагательных

1

Тоогой нэрэ. Имя числительное.

2

22

Тоогой нэрын илгарал. Различия числительных.

1

23

Юрын ба бүридэмэл тоогой нэрэнүүд. Простые и составные числительные

1

Түлѳѳнэй нэрэ. Местоимение.

4

24

Түлѳѳнэй нэрын илгарал. Различия местоимений

1

25

Түлѳѳнэй нэрын хубилалта. Изменения местоимений

1

26

Нюурай түлѳѳнэй нэрын хуряамжалагдан хубилалга. Личные местоимения

1

27

Түлѳѳнэй нэрын зохилдол. Склонение местоимений

1

Дайбар үгэ Наречие.

4

28

Дайбар угэнуудэй удхаараа илгарал. Различие наречий по смыслу.

1

29

Дайбар угэнуудэй бии болодог арганууд. Способы образований наречий.

1

30

Дайбар угэнуудэй хамаадал. Спряжение наречий.

1

31

Дутэрхы удхатай дайбар угэнуудые мэдуулэлнууд соо хэрэглэлгэ

1

Дабталга . Повторение.

7

32

Шалгалтын ажал.

1

33

Работа над ошибками.

1

34

Повторение пройденного материала

1

35

Дүн

1

Тематическое планирование по предмету бурятский язык

в 7 классе

Тема

Кол-во часов

Дабталга Повторение.

3

1

Дабталга. Юумэнэй нэрын ба Тэмдэгэй нэрын нюурта ба оортэ хамаадал . личные и возвратные притяжания им сущ-х и прилаг-х.

1

2

Тоогой нэрэ. Числительное.

1

3

Наречи. Дайбар угэ

1

Глагол

15

4

Глаголой морфолическа шэнжэ. Морфологические признаки глагола.

1

5

Глаголой бии бололго. Образование глаголов.

1

6

Мэдуулհэн тухэл. Изъявительное наклонение.

1

7

Хандаհан тухэл. Относительное

1

8

Причастна тухэл. Причастное.

1

9

Причастинуудай юумэнэй нэрэ бололго. Образование причастий в им сущ-е.

1

10-11

Причастинуудай нюурта ба оортэ хамаадал. Личные и возвратные причастия.

2

12

Деепричастна тухэл. Деепричастия.

1

13

Деепричастна тухэлтэй мэдуулэлнууд

1

14

Причастинуудай ба деепричастинуудай тухэлнуудэй уургэ

1

15

Туհалагша уйлэ угэнууд. Вспомогательные глаголы.

1

16

Уйлэ угэ хэлэлгэдэ хэрэглэлгэ.

1

17

Уйлэ угэ-синонимуудые хэлэлгэдэ хэрэглэлгэ

1

18

Уйлэ угэ дабталга

1

Туհалагша хэлэлгын хубинууд. Дахуул угэ. Послеслоги.

2

19

Дахуул угэнууд тухай ойлгосо.

1

20

Дахуул угэнуудэй бии бололго. Образование послеслогов.

1

Холболто -Союз

3

21

Юрын ба буридэмэл холболтонууд

1

22

Ниилэлдуулհэн ба дахалдуулհан холболтонууд

1

23

Дутэрхы удхатай холболтонуудые хэрэглэхэ шадабаритай бололго

1

Зуйр угэ -Частица

3

24

Зуйр угэнуудые хамаатай угэтэйнь сугтань ба амяарнь бэшэхэ дурим

1

25

Нюурай зуйр угэнуудые зубоор хэрэглэн, хамаатай угынь хойно залгалга

1

26

Зуйр угэ хэлэлгэдэ хэрэглэлгэ

1

Аянгалհан угэ. Междометия.

2

27

Абяа дууряаհан угэнууд

1

28

Аянгалհан угэнуудые хэлэлгэдэ хэрэглэлгэ

1

Жэл соо узэհэноо дабталга

5

29

Уйлэ угэнуудэй синтаксическа уургэ

1

30

Причастна ба деепричастна дахуулалнуудтай мэдуулэлнууд

1

31

Аянгалհан угэнуудтэй мэдуулэлнууд

1

32

Нюурай зуйр угэнууд

1

33

Р/Р Тест «Туհалагша хэлэлгын хубинууд»

1

34

Р/Р Шалгалтын ажал

1

35

Дүн

1

Тематическое планирование по предмету бурятский язык

в 8 классе

Тема:

Часы:

1

Урда классуудта үзэһэнөө дабталга. Повторение пройденного в 5-7 классах.

2

2

Холбуулал. Словосочетания.

2

1.Холбуулал тухай ойлгосо. Холбуулалай илгарал: тогтомол ба сүлөө холбуулалнууд.

1

2.Холбоо үгэнүүд, тэдэнэй илгарал.

1

Холбоо үгэнүүдые хэлэлгэдээ зүбөөр хэрэглэжэ һуралга.

1

3

Мэдүүлэл. Предложение.

3

Олон янзын (юрэ хөөрэһэн, асууһан, идхаһан, шангадхаһан) мэдүүлэлнүүдэй илганууд ба сэглэлтын тэмдэгүүд

2

Удхын сохилто ба үгэнүүдэй һуури байра

1

4

Юрын мэдүүлэл. Простое предложение.

3

Юрын ба орёо мэдүүлэлнүүд тухай ойлгосо.

1

Мэдүүлэл соохи үгэнүүдэй холбоо. Үгэнүүдэй нягта ба нягта бэшэ холбоонууд. Тааралдал, хүтэлбэри, шадарлал.

1

Мэдүүлэлэй гэшүүд. Хоёр бүридэлтэ ба нэгэ бүридэлтэ юрын мэдүүлэлнүүд. Юрын мэдүүлэлэй илгарал. Дутуу мэдүүлэл.

1

5

Мэдүүлэлэй шухала гэшүүд. Главные члены предложения.

4

Нэрлүүлэгшэ, тэрэнэй гаралга. Нэрлүүлэгшые заагша. Хэлэгшэ тэрэнэй гаралга. Юрын хэлэгшэ. Бүридэмэл хэлэгшэ.

1

Хэлэгшэ тэрэнэй гаралга. Юрын хэлэгшэ. Бүридэмэл хэлэгшэ.

1

Бүридэмэл нэрэ хэлэгшэ. Бүридэмэл үйлэ хэлэгшэ. Хэлэгшын холболто.

1

Нэрлүүлэгшэ хэлэгшэ хоёрой хоорондо зурлаа табилга. Хэлэгшын зүйр үгэнүүд.

1

6

Мэдүүлэлэй юрын гэшүүд. Второстепенные члены предложения.

3

Элирхэйлэгшэ, тэрэнэй гаралга. Хабсаргалта, тэрэнэй илгарал.

1

Нэмэлтэ. Сэхэ ба хазагай нэмэлтэ. Нэмэлтэ, элирхэйлэгшын орондо таараха синонимуудые хэрэглэлгэ.

1

Ушарлагша, тэрэнэй илгарал. Мэдүүлэл соохи үгэнүүдэй байра.

1

7

Мэдүүлэлэй нэгэ түрэл гэшүүд.

2

Нэгэ түрэл гэшүүд тухай ойлгосо. Нэгэ түрэл ба нэгэ түрэл бэшэ элирхэйлэгшэнүүд. Нэгэ түрэл гэшүүдэй холболто үгэнүүд.

1

Хэдэн зэргэлээ нэгэ түрэл гэшүүдтэй мэдүүлэлнүүд. Нэгэ түрэл гэшүүдтэй мэдүүлэл доторхи хамтадхаһан үгэ. Хамтадхаһан үгэтэй нэгэ түрэл гэшүүдтэй мэдүүлэлнүүдэй сэглэлтын тэмдэгүүд.

1

8

Мэдүүлэлэй гэшүүд болодоггүй үгэнүүд. Тэдэнэй илгарал. Слова не являющиеся членом предложения.

4

Оролто үгэнүүдтэй мэдүүлэлнүүд. Оролто мэдүүлэлнүүд. Оролто үгэнүүдые ба оролто мэдүүлэлнүүдые хоолойн аялгаар илгалга. Оролто үгэнүүдэй сэглэлтын тэмдэгүүд.

2

Хандалга. Мэдүүлэл дотор хандалгын һуури. Хандалгые хоолойн аялгаар илгалга ба хандалгын сэглэлтын тэмдэгүүд.

1

Аянглһан үгэнүүд ба үгэ мэдүүлэлнүүд

1

9

Мэдүүлэлэй тододхоһон гэшүүд. Уточняющие члены предложения.

3

Тусгаарлалга тухай юрэнхы ойлгосо. Обособленные предложения.тэдэнэй сэглэлтын тэмдэгүүд. Знаки препинания при обособленных предложениях.

3

Дахуулалтай мэдүүлэлнүүд.

3

Дахуулал тухай юрэнхы ойлгосо. Юрын дахуулал.

1

Бэеэ дааһан дахуулал. Тэдэниие зүб аялгатайгаар үгүүлэлгэ ба сэглэлтын тэмдэгүүд.

2

Р\р

2

Диктант.

1

Жэл соо үзэһэнөө дабталга.

3

Итого:

35

Тематическое планирование по предмету бурятский язык

в 9 классе

Тема:

Часы:

План.

Факт.

Урда классудта үзэһэнөө дабталга. Повторение изученного в предыдущих классах.

2

1

Фонетикэ.

1

2

Морфологи.

1

3

Шалгалтын ажал.

1

Синтаксис.

18

1

Хэлэн тухай шухала мэдээн.Основное понятие о языке)

1

2

Орёо мэдүүлэл. Сложное предложение.

1

3

Ниилэлдэһэн орёо мэдүүлэл. Сочинительное сл .предложение.

1

4

Ниилэлдэһэн орёо мэдүүлэлэй сэглэлтын тэмдэгүүд.

Знаки препинания в соч-х сл  предложениях.

1

5

Шалгалтын ажал.

1

6

Дахалдаһан орёо мэдүүлэл. Подчинит сл предложения

1

7

Тайлбарилһан нүхэсэл мэдүүлэлтэй дахалдаһан орёо мэдүүлэл.

1

8

Тайлбарилһан нүхэсэл мэдүүлэлтэй дахалдаһан орёо мэдүүлэлэй янзанууд.

1

9

Тайлбарилһан нүхэсэл мэдүүлэлтэй дахалдаһан орёо мэдүүлэлэй сэглэлтын тэмдэгүүд.

1

10

Элирхэйлһэн нүхэсэл мэдүүлэлтэй дахалдаһан орёо мэдүүлэл, сэглэлтын тэмдэгүүд.

1

11

Ушарлаһан нүхэсэл мэдүүлэлтэй дахалдаһан орёо мэдүүлэл. Тэдэнэй илгарал.

1

12

Хэдэн нүхэсэл  мэдүүлэлтэй дахалдаһан орёо мэдүүлэл.

1

13

Холболтогүй орёо мэдүүлэл. Тэдэнэй илгарал.

1

14

Шалгалтын ажал

1

15

Сэхэ ба өөршэлэн хэлэлгэ.

1

16

Сэхэ хэлэлгэтэй мэдүүлэнүүдтэ сэглэлтын тэмдэгүүдые табилга.

1

17

Холилдоһон орёо мэдүүлэл.

1

18

Үгүүлэл ба тэрэнэй илгарал.

1

19

Хэлэлгын стильнууд.

2

20

Текст ба тэрэнэй байгуулга.

3

21

Жэл соо үзэһэнөө дабталга.

2

22

Шалгалтын ажал.

1

20

Холбоо хэлэлгэ хүгжөөлгэ.

3

Хамта:

34

Учебное методическое обеспечение образовательного процесса:

Рабочая программа разработана  на основе авторской программы по бурятскому языку под редакцией Базарова Д.Б. для 5-9 классов.

Рабочая программа ориентирована на использование учебников:

Учебник «Бурятский язык» для 5 класса под ред. Будаин Б.Б., Гомбоева Б.Б., Будаин С.Г., Улан-Удэ: ГБУ РЦ «Бэлиг», 2014г.

Количество часов в год – 34 ч. (1 ч. в неделю).

Учебник «Бурятский язык» для 6 класса под ред. Цыремпилова О.Ш., Жанчипова Ц.С., Улан-Удэ: ГБУ РЦ «Бэлиг», 2013г.

Учебник «Бурятский язык» для 7 класса под ред. Цыремпилова О.Ш., Жанчипова Ц.С., Улан-Удэ: ГБУ РЦ «Бэлиг», 2014г.

Кол-во часов в 8 классе 34ч.,  в год (1 ч. в неделю).

Учебник «Бурятский язык» для 8 класса под редакцией ….

Кол-во часов в 9 классе 17ч. в год (0,5 час в неделю).

Учебник «Бурятский язык» для 9 класса под редакцией В.Д. Патаевой, О-Х.Н. Нанзановой

Электронные образовательные ресурсы:

В рамках реализации Государственной программы Бурятии «Сохранение и развитие бурятского языка в Республике Бурятия»  вышла онлайн-версия учебника для изучения бурятского языка - https://buryadxelen.com. На сайте вы найдёте свыше 2000 упражнений. Можно пройти диктанты и ознакомиться с методическими разработками учителей.
Это удобная интерактивная площадка для проверки знаний с выставлением оценок
«Эхэ Хэлэн» полностью на бурятском языке и рекомендована для изучения бурятского языка и как родного, и как государственного.
            онлайн-учебник Burlang.Nom https://nom.buryat-lang.ru/. Позволяет школьникам сразу приступить к глубокому изучению государственного языка.
           На сайте http://nomoihan.com/ размещены известные произведения литературы бурятских писателей прошлого и настоящего
Можно ознакомиться с их биографией, первыми книгами. Также можно пройти тест по литературе Бурятии

         «Амисхаал». Говорим по бурятски. Мобильное приложение для изучения бурятского языка.

        Региональная электронная платформа для изучения бурятского языка  http://reqebu.ru .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по бурятскому языку, 5 - 6 классы

Рабочая прорамма по бурятскому языку по УМК "Алтаргана"...

Рабочая программа по бурятскому языку 5-6 классы

Рабочая программа по бурятскому языку 5-6 классы...

рабочая программа по бурятскому языку в 5 классе

Рабочая программа по учебному предмету  содержит:планируемые результаты освоения учебного предмета,содержание учебного предмета;тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых н...

Рабочая программа по бурятскому языку в 5 классе

Рабочая программа по бурятскому языку разработана в соответствии ФГОС. В программе прописаны требования к предметным и метапредметным компетенциям....

Рабочая программа по бурятскому языку для 7 класса

Рабочая программа по бурятскому языку для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего основного общего образования, примерной программы основного общего о...

Рабочая программа по бурятскому языку 5-9 классы

Рабочая программа по бурятскому языку 5-9 классы...

Рабочая программа по бурятскому языку в 3 классе

Рабочая программа по бурятскому языку в 3 классе как государственному составлена с учетом требований ФГОС....