Сагаалган
презентация к уроку
Главным праздником у бурятского народа, исповедующего буддизм, считается саагалган. Он проводится по лунному календарю первого число первого весеннего, или «белого», месяц.
Население к празднику готовиться задолго до его наступления: наводится чистота в домах,, юртах,, заготавливаются, закупаются продукты, покупаются новые одежды и т. д.
Встреча нового года большое событие на которое люди собираются с разных мест, находящихся за много километров от дацана. Несмотря на возраст, верующие то мала до велика, кто пешком, кто на машине или автобусе, а частенько и на конях собираются к месту празднования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сагаалган | 2.71 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Главным праздником у бурятского народа, исповедующего буддизм, считается саагалган. Он проводится по лунному календарю первого число первого весеннего, или «белого», месяц. Население к празднику готовиться задолго до его наступления: наводится чистота в домах,, юртах,, заготавливаются, закупаются продукты, покупаются новые одежды и т. д. Встреча нового года большое событие на которое люди собираются с разных мест, находящихся за много километров от дацана. Несмотря на возраст, верующие то мала до велика, кто пешком, кто на машине или автобусе, а частенько и на конях собираются к месту празднования.
Иволгинский дацан во время празднования саагалгана
Для истинно верующих бурят это не просто повод для застолья, скорее наоборот. Ритуал призывания защитников учения Будды, проводимый ламами, длится 15 дней. Все это время ламы и хувараки, почти не выходя из дацана, читают тексты. Прихожане все это время готовят для них еду из продуктов, которые привезли с собой. Обедают и спят в это время ламы по очереди, чтоб не прерывать ритуала - сначала старшие ламы во главе с ширеетуэм дацана, потом хувараки.
Особый молебен, посвященный дармападам – десяти божествам защитникам Учения. Наибольшее почитание среди них воздается богине Шри-Деви (Лхамо). В ее честь совершается отдельный молебен в день, непосредственно предшествующий Новому году. В канун праздника во всех домах проводится особый обряд очищения – гутор, во время которого из дома и из жизни каждого человека «выбрасываются» все неудачи и все плохое накопившееся за прошлый год.
В первые дни ритуала делается большой болим (сор) в форме конуса, на верху которого находится череп (это символ всего плохого)
На третий день болим (сор) выносится за пределы поселка
Ламы в это время, не останавливаясь читают молитвы
В двадцать девятый день по лунному календарю в ритуальном костре «Джугжууба» сгорают все нечистоты тела, речи и ума каждого человека. Для этого миряне привозят с собой кусочки теста, ваты или бумаги, которыми предварительно обтирают свое тело, после чего бросают их в месте, где будет сжигаться сор. Распрощавшись со всеми «грехами» старого года верующие возвращаются домой
Тридцатого число дома наряжают божницу, куда ставят самые лучшие угощения: лучшие куски мяса, айран, печенье, сахар, конфеты и т. д. Вечером кое-кто обьезжает несколько юрт, чтобы помолиться. В дацане всю ночь напролет идет богослужение. Утром перед восходом солнца под звуки дацанской музыки огромное полотнище с изображением богини-хранительницы Лхамы торжественно переноситься с нижнего этажа на верхний, где оно и находиться в специальном киоте – гунгарва.
В первый день сагалгана нужно вставать очень рано – в 4-5 часов утра. По поверьям, ранним утром в каждый дом заходит божество Балдан Лхамо, которое подсчитывает всех людей. Проспавшие ее заход считается, упускают свое счастье на целый год. А те, кто в это время бодрствовал, наоборот приобретут защиту буддийской богини Лхамо, и им будет сопутствовать удача и успех. Проснувшись, нужно зажечь зула, воскурить санзай (благовония), преподнести тахил (подношение) трем драгоценностям (Будде, Дарме и Санге), хозяевам местности на улице поднести сержем (напиток в виде чая, молока или водки), разбрызгивая по сторонам со словами «ОмАХум». После этого буддисты отбывают в дацан, где и встречают праздник белого месяца вместе со священнослужителями.
В саагалган принято начинать день с обхода округи, с поздравления родителей, преподносить им хадак, подарки. Преподносить хадак нужно ладонями вверх, поддерживая после снизу руки старшего по возрасту. В этом случае обращенные кверху ладони символизируют чистоту помыслов, а поддерживание за локти – уважение к старости и мудрости. В праздничный день навещают своих родных, друзей и знакомых, тем самым укрепляя отношения, приучая младших с раннего возраста соблюдать традиции и обычаи. Заходя в гости обязательно нужно подойти к алтарю и помолиться, после чего можно пройти за праздничный стол.
Буддизм предполагает собой отказ от жажды наживы, от тяги к материальному. Именно из старины и идет простота и бедность одежды буддистов.
Иволгинский дацан Центр буддизма -
У подножия хребта Хамар-Дабан, на степных просторах, в тихом урочище, в 30 километрах от Улан-Удэ, находится духовная столица Буддийской традиционной Сангхи России – Иволгинский дацан.
Он расположен в живописной местности Иволга. У подножья гор, в тихом урочище. Был открыт в 1946 году, как единственный буддийский духовный центр СССР. Это целый комплекс, который представлен главным храмом Согшин-дуганом, Майдрин-сумэ, Деважин, Сахюусан-сумэ. Иволгинский дацан известен далеко за пределами нашей родины. Многочисленные гости из других стран, из других краев и областей России, приезжая в Бурятию, непременно хотят посетить его.
Иволгинский дацан является центром буддизма России, который посещает множество верующих, паломников и туристов со всех концов света.
Здесь находится резиденция Пандито Хамбо-ламы, главы буддистов России, а также одна из наиболее почитаемых буддистами святынь на территории России - храм Чистой земли.
Главный храм дацана Цогчен-дуган выстроен по принципу мандалы. А в алтаре расположен пантеон тысячи Будд, огромная скульптура Будды Шакьямуни. Внутри храмов фотографировать запрещено, дабы не побеспокоить Будду, также нельзя поворачиваться к Будде спиной и держать сумку на плече.
Ступы - субурганы - памятники священных событий, которые также служат символическими моделями мироздания
Вершину ступы украшает соембо – символическое изображение горящего пламени, как источника жизни человечества, белый цвет символизирует чистоту помыслов, синий мир и согласие между людьми, желтый в сочетании с синим символизирует единство Неба и Земли. Также ступы почитаются как символ Просветленного Ума Победоносных Будд
Буддийский Университет "Даши Чойнхорлин" им.Дамба Даржа Заяева (с тиб. "земля счастливого учения") начал работу в 1991 году, когда получил государственную лицензию высшего учебного заведения. Сейчас там обучаются около 100 студентов-хувараков на четырёх факультетах: философском, тантрическом, иконографическом и медицинском. Обучение длится 5 лет, и только около 10 студентов полностью завершают обучение, уж очень тяжело им дается отказ от телевизора и прочих мирских благ.
На территории монастыря располагаются здания библиотеки, факультета философии – Чайра, гостиница, музей памятников буддийского искусства, священные ступы-субурганы. В 1991 г. в дацане основан Буддийский институт «Даши Чойнхорлин», где обучаются хувараки – студенты, которые осваивают буддийскую философию, основы тантризма.
Буддийский Университет
Алтари и интерьеры храмов комплекса украшают подлинные произведения искусства
Дацан охраняется государством как памятник культового зодчества.
Для туристов знакомство с Иволгинском дацаном начинается с молитвенного обхода вокруг всего храмового комплекса. Обход обязательно сопровождается вращением молитвенных барабанов. Внутри каждого находятся свитки с мантрами. Считается, сколько раз вы повернули барабан, столько раз прочли эти мантры, то есть помолились. В самом большом барабане Иволгинского дацана находится, как утверждают ламы, свиток, на котором одна из главных мантр написана сто миллионов раз. То есть один поворот - это сто миллионов вознесенных молитв.
Внутри барабанов находятся драхни - молитвы, написанные на листах пергамента и свёрнутые в цилиндр. Вращаем барабаны, молитвы приходят в движение и происходит очищение кармы.
Мантра «Ом-Мани-Пад-Ме-Хум» обладает чудодейственной силой и является наиболее читаемой среди буддистов. В самых больших барабанах она написана 100 миллионов раз. Один раз покрутил барабан и считай, что 100 миллионов молитв произнес.
Молиться можно, не только с помощью барабанов, но и с помощью специальных флажков - дарцаг. Одна из разновидностей таких флажков хий-морин (конь удачи)- лоскут на котором написана молитва и имя молящегося. У каждого человека свой хий-морин, соответствующий году его рождения. Он различается по цвету флажка. На флажке в середине изображен конь, а в четырех его углах: тигр, лев, дракон и царь птиц гаруда. Эти животные символизируют обладание большой силой и энергией. Обычно хий-морин вывешивается с наступлением нового года и символизирует состояние судьбы человека на этот год. Ветер колышет хий-морин и ты молишься.
Наибольшее впечатление производит резной и расписной как в сказке Храм-Дворец XII Пандито Хамбо Ламы Даши Доржо Итигэлова «Этигэл Хамбын ордон»
Здесь хранится и одна из наиболее почитаемых российскими буддистами святынь — нетленное Драгоценное Тело XII Пандито Хамбо Ламы Даши Доржо Итигэлова. Тело этого человека, умершего в 1927 году, в 2002 году осмотрели эксперты. Оказалось, что по всем показателям оно живое: суставы не потеряли гибкости, кожа на ощупь мягкая и теплая, глаза целы.
Хамбо лама Итигэлов, умер в 1927 году, был погребен, а через 75 лет вновь извлечен из земли. Тело ламы не подвержено тлению. Более того! Те, кому довелось взглянуть на ламу, говорят, что тот жив, но находится в состоянии глубокой медитации .
Он родился в 1852 году в местности Улзы Добо (сейчас это Иволгинский район Республики Бурятия). Рано оставшись сиротой, он пять лет пас овец, тем и зарабатывал себе на жизнь. Однако пастушеская жизнь не прельщала мальчика. Когда ему исполнилось пятнадцать, Даши-Доржо отправился в Аннинский дацан Хоринской степной Думы. Там на протяжении двух десятилетий он изучал санскрит, тибетский язык, философию, логику, медицину. Позже юноша, желая совершенствовать свои знания перебрался в Цугольский, а затем Агинский дацан, служил в резиденции Хамбо ламы в Тамчинском дацане. В это время он стал габжи-ламой, что соответствует званию кандидата философских наук. Затем молодой ученый был штатным философом в Янгажинском дацане.
11 апреля 1911 года Даши-ДоржоИтигэлов стал главой буддистов Восточной Сибири - Пандито Хамбо ламой. В одной из его биографий написано: "Итигэлов в одном лице совмещал должности нынешних министров образования, культуры и здравоохранения Бурятии". За всю свою жизнь он написал более 50 трудов по тибетской медицине и буддистской философии. Здесь не имеет смысла перечислять, сколько поистине великих дел совершил Итигэлов на своем высоком посту. Настоящие чудеса начались в тот миг, когда он решил, что его земной путь завершен. 15 июня 1927 года он сел в позу лотоса и попросил своих учеников читать отходную молитву - Благопожелание для умершего. Ученики стали возражать - разве можно произносить такую молитву для живого человека? И тогда Хамбо лама сам произнес первые слова Благопожелания. Постепенно к нему присоединились ученики. Он ушел из жизни, находясь в полном здравии, а перед смертью сказал собравшимся: "Вы посмотрите на мое тело через неполных три десятилетия".
Убедившись в том, что учитель мертв, ученики поместили его тело в большой кедровый ящик, засыпали каменной солью и похоронили. С тех пор ящик с телом ламы выкапывали дважды - в 1955 (после сильного землетрясения) и в 1973 году - а затем вновь предавали земле. И каждый раз оказывалось, что время не властно над прахом святого. В 2002 году, 12 сентября, вновь была проведена эксгумация останков. Тело было уже мягким, как у живого человека, суставы сгибались, не было запаха гниения - из ящика исходило благоухание. Это не поддавалось никаким научным объяснениям. С тех пор останкам покойного ламы поклоняются буддисты не только Бурятии, но и всего мира.
Среди тех, кто побывал "в гостях" у ламы, ходят слухи, будто у него до сих пор растут волосы и ногти, и их приходится обстригать. Однако, по уверениям человека, который ухаживает за телом, это миф. По верованиям буддистов, волосы и ногти у трупа растут лишь в том случае, если умерший не обрел вечной жизни. Итигэлов же будет жить вечно. Именно поэтому те, кто достиг определенных степеней просветления, могут услышать дыхание Учителя, почувствовать биение пульса и даже встретиться с ним взглядом, хотя глаза его (при жизни голубые) плотно закрыты веками. Кожа Итигэлова без пятен, светло-желтая. Руки лежат на коленях.
И вот недавно среди буддистов разнеслась весть, что Хамбо лама Итигэлов начинает потихоньку возвращаться к жизни. Температура его тела поднялась до 36 градусов, а когда рядом с ним молятся повышается до 37. Кроме того, он начал потеть! Пот пропитывает одежду святого, и ее приходится менять гораздо чаще, чем раньше. Самое же удивительное заключается в том, что, согласно последним исследованиям, образцы тканей его тела имеют такие качественные характеристики, как если бы были взяты у живого человека! Никаких признаков разложения! Более того. Ученые установили, что клетки тела вибрируют с частотой 1 герц - с такой же частотой вибрируют клетки человеческого эмбриона. Буддисты называют тело Хамбо ламы драгоценным и неиссякаемым. Они уверены, что часть жизненной энергии передают Итигэлову молитвы, которые читает рядом с ним служитель.
12 сентября исполнилось восемь лет с момента последней эксгумации святого. В этот день, для того чтобы приобщиться к чуду, в Иволгинский дацан собрались буддисты со всего мира. Наука пока не в состоянии объяснить феномен Итигэлова, но верующие знают, что это знак свыше. Знак того, что Земля вступает в новую эру высокой духовности, и каждый человек может и должен внутренне преобразиться. Хамбо лама Итигэлов словно показывает всем нам, что смерти нет.
Вот такие чудеса!
Спаисбо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
праздник "Сагаалган" - "Сценка про то, как матушка Манзам-Гурмэ свою дочь замуж выдавала"
выступление класса на внутришкольном празднике "Сагаалган" "Сценка про то, как матушка Манзам-Гурмэ свою дочь замуж выдавала"...
Внеклассное мероприятие в 5 классе "Сагаалган"
Внеклассное мероприятие по теме "Сагаалган"...
Сценарий прадника "Сагаалган"
Сценарий праздника "Дангина"-"Баатар"...
Проект "Проведение праздника Сагаалган"
История и значение праздника «Сагаалган»Эстетическое формирование подрастающего поколения является важнейшей частью целостной системы воспитательной работы, направленной на развитие эстетической...
"Сагаалган"
Классный час на тему "Сагаалган"...
открытый урок по теме "Сагаалган"
открытый урок к Сагаалгану...
Сценарий праздника "Сагаалган- праздник Белого месяца"
Цель: ознакомление с бурятскими национальными обычаями, историей празднования Белого месяца, воспитание толерантного отношения в многонациональном обществе...