Проект "Проведение праздника Сагаалган"
проект по теме
История и значение праздника «Сагаалган»
Эстетическое формирование подрастающего поколения является важнейшей частью целостной системы воспитательной работы, направленной на развитие эстетической культуры человека, на воспитание в детях чувства прекрасного. Воспитание на традициях старшего поколения, местного фольклора, обычаях каждого народа ярко выражается в национальном празднике «Сагаалган».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sagaalgan.docx | 41.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки республики Бурятия
Управление народного образования Кяхтинского района
Алтайская общеобразовательная школа –
комплекс этнической самореализации
Проект
«Педагогика национального праздника
Сагаалган»
Руководитель проекта:
Лузанова Светлана Очировна,
директор Алтайской СОШ
Отличник народного просвещения РФ
Заслуженный работник образования РБ
Заслуженный учитель РФ
Авторы проекта:
Эрдынеева Г.С. –
учитель технологии
Цыбикова Н.И. –
зам. дир. по ВВР Алтайской СОШ;
Юмова Х.Л.-
учитель родного языка и литературы
с.Усть-Дунгуй
2005
Краткая аннотация и актуализация проекта
Школа родной культуры становится сегодня моделью социокультурного института, аккумулирующим в образовании, как огромные ресурсы социальных институтов, так и духовный потенциал постижения народной культуры:
- язык;
- уклад жизнедеятельности;
- мировоззренческие основания;
- отношение к себе, другим и окружающему миру;
- личностные контакты и отношения с носителями культурных традиций;
- лучшие образцы литературы, музыки, искусства;
- создание культурных предметов.
Тогда школа становится центром, собирающим и аккумулирующим в себе а затем транслирующим через взаимодействие с окружающим миром социокультурные практики, их рефлексию и описание в виде культурных предметов. В процессе и результате деятельности школа становится ресурсным и консультационным центром, который совмещает в своей деятельности культурно-историческую преемственность национально-духовных ценностей и традиций народа с одной стороны и моделирует характер отношений, связей и типов взаимодействий, присущих открытому гражданскому сообществу с другой.
Уклад школы родной культуры создает естественным образом осмысленность и содержательность системам общего и дополнительного образования, позволяет органично привлекать и вовлекать в школьную и внешкольную жизнь весь созидательный потенциал различных организаций и учреждений образования и культуры, искусства и науки, семьи.
История и значение праздника «Сагаалган»
Эстетическое формирование подрастающего поколения является важнейшей частью целостной системы воспитательной работы, направленной на развитие эстетической культуры человека, на воспитание в детях чувства прекрасного. Воспитание на традициях старшего поколения, местного фольклора, обычаях каждого народа ярко выражается в национальном празднике «Сагаалган».
Праздник Сагаалган родился на земле Монголии. Традиции и обряды праздника у бурят и монголов одинаковы. Сагаалган – это Белый Месяц, Новый год но лунному календарю, отмечаемый среди монголоязычных народов, исповедующих буддизм. Свое название он берет из бытовой жизни кочевых народов. С древнейших времен у кочевых племен складывались следующие понятия:
- белый цвет означал радость;
- белый смех – смех доброты, дружелюбия;
- в бурятском языке «сагаалха» означает «забеливать, задобрить»;
- «сайруулха» - придать белизну, навести чистоту;
- «шэшэлхэ» - обновить, обновлять.
«Шэнэ жэл» - новый год, а это значит наладить новые отношения с друзьями, соседями, простить прежние обиды и раздоры, вернуть долги.
Белая пища – один из обязательных компонентов угощения и обрядовых ритуалов, достойно дополняющих значимость праздника.
У бурят и монголов есть замечательное поверье: каким будет начало года. Таким будет и весь год. Поэтому наши предки встречали Сагаалган с самыми добрыми и сокровенными помыслами.
История возникновения праздника имеет свои древние корни. В те далекие времена, приблизительно в 2010 году до н.э. кочевые хуннские племена отмечали Сагаалган осенью, в день осеннего равноденствия. При стечении множества людей старейшины аймаков приносили молитвенные жертвы и подарки духам. Они молились вечному небу, солнцу, земле. Своим вторым рождением Сагаалган обязан Чингисхану. Сагаалган стали отмечать весной. Тогда Чингисхан наградил своих лучших воинов и им были присвоены воинские чины. С того времени по его указу стали награждать заслуженных людей серебряными, золотыми монетами и оказывать им материальную помощь кожаными, суконными, войлочными и шерстяными изделиями.
Старейшему жителю дарили целый обоз подарков. Данные исторические факты свидетельствуют о том, что великий хан уже тогда закладывал традиции уважительного и почтенного отношения к людям старшего поколения. И буряты до настоящего времени придерживаются доброй, старинной традиции народа.
После распространения буддизма, поскольку Сагаалган был популярным всенародным праздником, буддийское духовенство не могло не считаться с ним и включило его в свою религиозную систему. Поэтому в проведении обрядов выделяется 2 основных аспекта: культовый и народный. Сагаалган приобрёл обновленные черты и стал более совершенным в культовом плане, но он всегда оставался народным праздником и сохранял древние традиции и обычаи.
В конце 20-х годов в Советском Союзе под видом борьбы с религией и церковью этот народный праздник попал под запрет. С наступлением перестройки повсеместно стали возрождаться народные обычаи, традиции, праздники.
Президиум Верховного Совета РБ своим указом от 24 января 1990 года придал национальному празднику Сагаалган статус народного. Это отвечало воле и желанию народа стало началом широкого возрождения культуры, национальных обычаев и обрядов, в том числе возрождения религиозных ценностей.
В символике цветов у монгольских народов белый цвет связан с понятием света, чистоты, святости, добра, благополучия. Для бурята-кочевника счастье – это многочисленное потомство, размножения пяти видов скота, изобилие молока и мяса.
Белая молочная пища – эта высшая категория пищи монгольских народов, пища священная, ибо всё живое на Земле вскормлено материнским белым молоком. Недаром у бурят существуют обряды, связанные с молочной и мясной пищей. Культовая сторона праздника происходит в дацане. Сжигается костёр, на котором очищаются людские прегрешения за прошлый год. Поэтому человек встречает Новый год с чистой душой и телом, избавленный от всякой скверны. Читаются молитвы, священные книги о том, чтобы Новый год оказался для всех счастливым, о здоровье и благополучии людей.
В народно-бытовом плане подготовка к встрече Нового года начиналось задолго до его наступления: проводились чистка и уборка в юртах, в улусах и на дворе, приготовлялись вкусные национальные блюда. В дни праздника люди одевались в лучшую национальную одежду, затем дети шли поздравлять своих родителей, старших, которые в свою очередь желали им здоровья и благополучия.
Сагаалган – Новый год – древний народный праздник, все обряды несут в себе глубокий смысл. В них проявляется стремление к укреплению связей поколений, к созданию здоровой психологической обстановки, обеспечению преемственности в культурном и духовном наследии.
Педагогика праздника – это и современная форма образования, которая содержит представления о высших ценностях, о смысле бытия, о судьбе, исторической роли своего народа.
Народный праздник для каждого народа своё, особым образом организованное проживание событий, имеющих определенный смысл.
Педагогика национального праздника даёт надежду на действительно светлое будущее среди тяжёлой нравственной атмосферы эпох и перемен, не устоявших ориентиров.
Любой праздник обладает значением и смыслом. Праздник сплачивает и объединяет коллектив, носителей культуры, служит культурным индикатором. Проживая, совместно с семьёй события праздника ребенок расширяет границы своего практического опыта, миропонимания, сознания и самосознания, постигает житейские, духовные смыслы в меру своего возраста. Путь в родную культуру лежит через праздник и культуру его проживания.
Проживая этот праздник, школьник приобретает бесценный опыт духовной жизни. Который открывает ему путь к пониманию национальной культуры, который при надлежащем к себе отношении порождает себе изменения, необходимые для духовного развития человека.
Цель проекта: создание пространства совместной жизнедеятельности и общения людей всех возрастов, определение общих ценностей, ориентиров традиционной национальной культуры.
Задачи:
▪ разработка программы Белого месяца «Сагаан hарын сарюун баяр»;
▪ разработка системы ценностных ориентиров педагогики национального праздника «Сагаалган»;
▪ формирование навыков самопознания, самопроявления, самопредъявления, самореализации, как носителя и проводника национальной культуры.
▪ воспитание у учащихся национальной самодостаточности, самосознания;
▪ воспитание бережного отношения к культурному наследию своего и других народов.
Продолжительность реализации: в течение Белого месяца по лунному календарю ежегодно.
Информационная справка о ресурсной базе проекта:
♦ Образцовый детский хореографический ансамбль «Толон»;
♦ Ансамбль народных инструментов «Аялга»;
♦ Народный фольклорный ансамбль «Уряал»;
♦ Студия декоративно-прикладного творчества «Колорит»;
♦ Шахматный кружок «Саган морин»;
♦ Филиал ДЮСШ по вольной и национальной борьбе;
♦ Филиалы ДЮСШ по волейболу и баскетболу;
♦ Кружок по стрельбе из лука;
♦ Кружок «Пошив национальной одежды»;
♦ Театр высокой национальной моды»;
♦ Кружок «Гобелен»;
♦ Кружок сольного и хорового пения;
♦ Организация кафедральной системы методической работы;
♦ Научно-исследовательское общество учащихся;
Механизм реализации проекта
Центром воспитательной работы школы разработана программа педагогики национального праздника «Сагаалган».
Основные направления деятельности:
- культурно-познавательное;
- спортивно-развлекательное;
- досуговое;
- практико-ориентированное.
В подготовке проведения месячника участвуют учащиеся, их родители, педагоги, все гражданское сообщество, властвующие и хозяйствующие субъекты села и района. События праздника разворачиваются на улицах села, в спортивном, хореографическом и борцовском залах школы, в мастерских и студиях художественно-прикладного творчества, в домах народных умельцев, сельских самородков, на сцене Дома культуры села, района, республики.
Программа национального праздника «Сагаалган»
№ | события | тематика | формы | участники |
1 | Утренники | - «Белый месяц – начало года»; - история Белого Месяца; -«Благопожелания» | Турниры, телевизионные шоу, беседы. устные журналы | Учащиеся, педагоги дополнительного образования, классные руководители |
2 | Конкурсы | - «Юная Дангина; - «Юный Гэсэр»; - «Хатан» | Театрализованное шоу | Учащиеся, детский сад «Ургыхан», родительская общественность, учителя |
3 | Праздник мужского троеборья «Эрын гурбан наадан» | - национальная и вольная борьба; - скачки; - стрельба из лука; | Соревнование, спортивное шоу. турнир | Учащиеся, родительская общественность , социальные институты села |
4 | Научно-познавательная олимпиада «Моя родословная» | - генеалогия семьи; - национальные блюда; - национальная одежда; - Благопожелания; - Пословицы. поговорки, скороговорки. | Презентация, конкурс, показ мод, аукцион пословиц и поговорок, конкурс благопожеланий | Преподаватели обслуживающего труда, дизайнер ателье высокой национальной моды, преподаватели родного языка, совет старейшин села |
5 | Праздник села. Проводы забайкальской зимы | - Последний герой «Абарга бухэ»; - Самая обаятельная и привлекательная (Илдам эхэнэр); | Спортивное шоу. конкурс | Филиалы ДЮСШ, сельская молодежь, совет матерей, оработники СДК |
6 | Неделя бурятской музыки | - фестиваль современной бурятской песни; - конкурс исполнителей народной песни; - «Угадай мелодию»; | Концерт, вечер творчества бурятских композиторов, «Музыкальный ринг» | Участники кружка сольного и хорового пения, художественный руководитель Алтайской СШ, работники ДМШ, СДК |
Положение о конкурсе «Дангина и «Гэсэр»
Цели и задачи:
- Возрождение, сохранение и развитие традиционной культуры бурятского народа;
- Усиление интереса творческой молодежи к культуре, языку, фольклору, литературе, искусству;
- Содействие совершенствованию профессионализма, исполнительского мастерства народных талантов, выявление новых имен;
- Стимулирование творческой молодежи на создание интересных исполнительских номеров;
В номинациях:
- «Юный Гэсэр» - от 5 до 12 лет;
- «Юная Дангина» - от 5 до 12 лет;
- «Гэсэр» - от 13 до 17 лет;
- «Дангина» («принцесса белого месяца») – от 13 до 17 лет;
Критерии оценок:
- Красивая внешность, стройная фигура, пластичность;
- знание языка, обычаев, традиций, ритуалов;
- интеллект;
- высокий рост, спортивная фигура;
- стрельба из лука;
- элементы единоборства;
- мастерство верховой езды;
- танец;
- песня;
- умение играть ни музыкальных инструментах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
праздник "Сагаалган" - "Сценка про то, как матушка Манзам-Гурмэ свою дочь замуж выдавала"
выступление класса на внутришкольном празднике "Сагаалган" "Сценка про то, как матушка Манзам-Гурмэ свою дочь замуж выдавала"...
Сценарий праздника "Сагаалган- праздник Белого месяца"
Цель: ознакомление с бурятскими национальными обычаями, историей празднования Белого месяца, воспитание толерантного отношения в многонациональном обществе...
Сценарий праздника "Сагаалган"
Цели и задачи: продолжать знакомить детей с традициями бурятского народного праздника « Сагаалган», поднять эмоциональный настрой детей путем создания праздничной атмосферы, по...
План праздника Сагаалган 2014
План проведения праздника Сагаалган...
Сценарий праздника Сагаалган 2015
Сценарий...
Cценарий общешкольного праздника, посвященного празднику Сагаалган «Все гости будут к нам!»
laquo;Сагаалган-2018»(сценарий) Сцена в праздничном убранстве. Звучит бурятская народная мелодия. Под музыку выходят ведущие концерта.1 вед. Булта зоной хулеэһэн,...
Сценарий праздника «Сагаалган-праздник света и добра»
Познакомить детей с обычаями и традициями бурятского народа; развивать интерес к традициям и обычаям родного края, воспитывать духовно-нравственную культуру....