Конспект урока по русскому языку для 9 класса
план-конспект урока (9 класс)
Предварительный просмотр:
План-конспект урока в 9 классе по русскому языку
Тема: Сложноподчинённые предложения с придаточными причины.
Цель урока: познакомиться со сложноподчинёнными предложениями с придаточными причины, их строением, пунктуационными особенностями.
Задачи: - знать строение и особенности СПП с придаточными причины, уметь отличать их от других придаточных предложений, составлять их схемы;
- развивать умения строить СПП с придаточными причины, совершенствовать речевые, орфографические и пунктуационные навыки;
- воспитывать любовь и уважение к русскому языку, правильное отношение к нравственным проблемам.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания
- Пересказ текста (текст из задания ОГЭ по русскому языку)
- Записать предложение, расставить знаки препинания, указать грамматическую основу и определить вид придаточного.
- Петрова с удивлением спросила где же ее любимое р…стение.
- - Найдите грамматическую основу предложения.
- - Замените словосочетание «с удивлением спросила», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкания.
2. Мобилизующий этап.
1.Обращение к афоризмам, записанным на доске:
- Знание есть сила, и против этой силы не устоят самые окаменелые заблуждения. (Герцен).
- Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться. (Демократ).
- Какая общая мысль объединяет данные высказывания?
(Знание – сила; от знаний всегда только польза).
- Какие пословицы близки по смыслу данным высказываниям?
(Грамоте учиться – всегда пригодиться…) (ученикам предлагается написать в тетради)
2. Повторение теории.
Верно или неверно следующее утверждение?
- В СПП от главного предложения к придаточному можно поставить вопрос.
- Придаточные определительные отвечают на вопрос какой? и присоединяются к главному союзами и союзными словами.
- В предложении «Там нет истины, где нет любви» употреблено придаточное места.
- В предложении «Настала минута, когда я понял всю цену этих слов» - придаточное времени с союзом когда.
3. Орфографическая пятиминутка.
Задание: списать, расставить знаки препинания, определить вид придаточного.
Чтобы укрыться от дождя мы спрятались под дерево.
Если сохранит(ся) такая (же) погода мы продолжим путь в горы.
3. Формулирование темы и цели урока.
Тема урока: Придаточные причины.
Цель урока: 1)Познакомиться с придаточными причины;
2)Учиться определять их вид; отличать от других придаточных; конструировать СПП с придаточными предложениями.
4. Изучение нового
- Работа с учебником (чтение правила на стр.88)
- Анализ предложений на карточках, выполнение заданий, вывод – составление схемы.
- Прочитайте предложения. Что у них общего?
- К чему относится придаточное?
- Какое место занимает придаточное по отношению к главному?
- На какой вопрос отвечает?
- Чем присоединяется к главному?
- Составить общую схему, сделать вывод о придаточных предложениях.
Первой группе:
1. Лес стоял тихий, молчаливый, потому что главные певцы улетели.
2.Так как сильно лил дождь, мы не могли выйти из палатки.
5. На земле было тихо и тепло, оттого что облака почти касались верхушек берез.
Второй группе:
3. Вследствие того что мы рано встали, мы рано выступили с бивака.
4. Не бойся труда, ибо он силы не отбирает, а прибавляет.
- Словарная работа
Бива́к — оборудованное место расположения людей на отдых
5. Закрепление знаний.
1. Упражнение 131 (устно). Прочитать, соблюдая правильную интонацию, с/п предложения с придаточными причины, которые присоединяются к главному различными союзами (предложение 1)
2. Задания дифференцированного характера.
Для слабых учащихся – выписать из данных предложений только СПП с придаточными причины, расставить в них знаки препинания, выделить союзы. Остальным – указать тип придаточных во всех предложениях.
1)Не будьте равнодушны ибо равнодушие смертоносно для души человека.
2) Друзей нужно беречь так как настоящая дружба очень помогает в горе и в радости.
3) Оттого что облака почти касались верхушек берез на земле было тихо и тепло.
5)Ввиду того что пошел сильный дождь наша прогулка в лес не состоялась.
(самопроверка: компьютерный слайд или карточка)
1. Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека.
2. Друзей нужно беречь, так как настоящая дружба очень помогает в горе и радости.
3. Оттого что облака почти касались верхушек берёз, на земле было тихо и тепло.
4. Ввиду того что пошёл сильный дождь, наша прогулка в лес не состоялась.
6.Итог урока. Рефлексия.
7.Выставление оценок.
- Как мы поработали? Чему научились?
- Как оцените свою работу?
7. Задание на дом.
Правило повторить, упражнение 133, стр.89.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема: Сложноподчиненные предложения с придаточными причины
Придаточные причины указывают на причину того, о чем говорится в главном предложении. Отвечают на вопросы почему? отчего? Средство связи: союзы потому что, оттого что, благодаря тому что, вследствие того что, так как, поскольку и др.
Физминутка - Послушайте музыку и подумайте о «прекрасном»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
План-конспект урока по русскому языку 1 класс, Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В
Учебник (УМК): Букварь . 1 класс. Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Тема урока по русскому языку: Понятие звук. Выделение звука А....
Конспект урока по русскому языку 5 класс . Тема урока : "Морфемика и орфография"
Данный материал позволит учащимся закрепить определения морфем, морфемики, орфографии...
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской « Русский язык в семье славянских языков».
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской...
Урок Русский язык 6 класс по ФГОС Приставки Пре- и При- план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Цель: освоение способа действия при выборе гласных е – и в приставках. Формировать навык написания приставок пре-/ при-;Развить умение формулировать определение понятий;Обогащать слова...