Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы китайского языка и культуры»
рабочая программа (5 класс)

Мария Сергеевна Цымпилова

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в 5 классе и соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost_5klass_2020-2021_tochno.docx45.14 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации г.Улан-Удэ

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №26» г. Улан-Удэ

Рассмотрено

Руководитель МО

_____        /________________/        

ФИО

Протокол №____        от

«___» _________        2020 г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР МАОУ  СОШ №26

_____        /_________________/

ФИО

«___» _________        2020 г.

Утверждено

Директор МАОУ СОШ №26

_____        /_______________/

ФИО

Приказ №        ______ от

«___» _________2020г.

Приказ №        ______ от

«___» _________2020г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО    внеурочной деятельности

«Основы китайского языка и культуры»

предмет

                                                                  5_______

класс

_________34_________

количество часов за год

_______________

уровень

Составитель:

                                                                                      учитель   _______________

                                                                                                                 предмет

                                                                                        ______________________

Ф.И.О.

                                                                                        ______________________

                                                                                                     категория

г. Улан-Удэ


Пояснительная записка

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в 5 классе и соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования.

Программа разработана на основе:

- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации» (п. 22 ст.2 ч.1.5, cт. 12. ч.7 cт. 28, ст.30. п.5 ч.3 ст.47, п.1 ч.1 ст. 48);

- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089;

- Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом МО РФ от 09 марта 2004 г. №1312;

-  Письмом департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ от 28.10.2015.№08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189.

- методического пособия разработанного  на основе авторской программы по китайскому языку М.Б. Рукодельниковой, О.А. Салазановой, Ли Тао для 5 класса. В соответствии с утвержденным Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования и одной из форм организации свободного времени учащихся.

В основе cтандартов второго поколения лежит системно – деятельностный подход, который предполагает:

воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава.

Реализация данной программы воспитания и социализации школьников будет способствовать:

– овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;

– формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;

– формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.

Цель программы:

  • -создание у обучающихся личной потребности в практическом использовании китайского языка, расширение лингвистического и общего кругозора;
  • - овладение учащимися способностью обмена информацией на китайском  языке в ситуациях повседневного общения, читать несложные тексты о стране изучаемого языка, их культуре и быте и изложить содержание прочитанного без помощи словаря.

Задачи программы:

Образовательный аспект:

  • -приобщить ребенка к самостоятельному решению коммуникативных задач на китайском  языке в рамках изученной тематики;
  • -формировать у учащихся речевую, языковую, социокультурную компетенцию;
  • -научить элементарной диалогической и монологической речи;
  • -изучить основы грамматики и практически отработать применения этих правил в устной разговорной речи;
  • -выработать у учащихся навыки правильного произношения китайских звуков и правильного интонирования высказывания;
  • -способствовать формированию общеобразовательного кругозора и эрудиции обучающихся;

Познавательный аспект:

  • -способствовать осознанию школьников иностранного языка как инструмента познания мира и других культур;
  • -формировать некоторые универсальные лингвистические понятия, наблюдаемые в родном и китайском  языках;
  • -способствовать удовлетворению личных познавательных интересов.

Развивающий аспект:

  • -развивать мотивацию к дальнейшему овладению китайским языком;
  • -развивать учебные умения и качества личности;
  • -формировать у учащихся рациональные приемы работы с различными словарями, справочниками и извлечение нужной информации;
  • -научить употреблять этикетные формы общения;
  • -познакомить с некоторыми способами выражения языкового материала;
  • -развивать творческое восприятие языкового материала.

Воспитательный аспект:

  • -способствовать воспитанию толерантности и уважения к другой культуре;
  • -способствовать воспитанию личностных качеств (умение работать в сотрудничестве, личная и взаимная ответственность);
  • -способствовать развитию творческого потенциала обучающихся;
  • -развивать навыки индивидуальной, парной и групповой работы при выполнении различных видов работы;

прививать навыки самостоятельной работы.

Общая характеристика предмета

Курс призван поддерживать у учащихся устойчивый интерес к предмету и расширять их знания. Программа ориентирована на личность ребёнка: расширяет лингвистический кругозор детей, ребёнок получает сведения о другой стране и её жителях, учится наблюдать и сравнивать речевые явления родного и иностранного языка, помогает ему понять, что одна и та же мысль в разных языках выражается разными способами, углубление языковых и культуроведческих знаний по английскому языку.

Одной из основных задач образования по стандартам второго поколения, наряду со специальными предметными, является развитие способностей ребенка, качеств его личности и формирование универсальных учебных действий, таких как умение сравнивать и анализировать, добывать информацию из различных источников, включая интернет-ресурсы. В связи с этим программой предусмотрены формы работы, позволяющие развивать интеллект ребенка, навыки самостоятельной деятельности, работы в группе или команде.

Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она позволяет расширить  лингвистический  и общий  кругозор учащихся в новом  языковом материале и применении полученных знаний на практике; условиями работы в классно–урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал. Одна из основных задач образования по стандартам второго поколения –развитие способностей ребёнка и формирование универсальных учебных действий, таких как: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.

Формы и режим занятий

Материал подается в форме презентаций, видеофильмов, викторин, не утомительной для школьника. Различные творческие задания будут способствовать развитию воображения и помогут лучше усвоить пройденный материал на занятии. Учащимся придется собирать материал, работать с электронными источниками информации, словарями, энциклопедиями, создавать проекты и презентации и многое другое. На каждом занятии школьники добавляют к уже усвоенным знаниям дополнительный интересный материал, имея дело преимущественно с иноязычной речью, как устной, так и письменной. Таким образом, данная программа основывается на «коммуникативной методике». При помощи коммуникативного метода у детей развивается умение говорить и воспринимать речь на слух. В процессе общения и восприятия китайской  речи осваивается и грамматика. Обучающиеся сразу учатся говорить правильно.

Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся .Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе различные формы и приемы игрового обучения, проектной, литературно-художественной, физической и других видов деятельности.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

ФГОС второго поколения предъявляют особые требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Данные результаты структурируются в соответствие с основными задачами общего образования, учитывающими индивидуальные, общественные и государственные потребности. Типологически образовательные результаты представлены следующим образом:

  • предметные;
  • метапредметные;
  • личностные.

В концепции ФГОС второго поколения под предметными результатами понимается «усвоение обучаемым конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, — знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности». Метапредметные результаты понимаются как «освоенные обучающимся на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях». Личностные результаты должны отразиться в сформированности системы ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам в образовательном процессе.

Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения значительное внимание уделяют метапредметным и личностным образовательным результатам. Внеурочная деятельность ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций.

Данный курс обеспечивает сочетание результатов: предметных, метапредметных и личностных освоения программы.

Личностные результаты отражаются в

формировании мотивации изучения иностранных языков и осознании важности изучения английского языка;

стремлении продолжать изучение английского языка и понимание того, какие возможности дает владение иностранным языком в плане дальнейшего образования, будущей профессии;

совершенствовании собственной речевой культуры;

формировании общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;

готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; осознание себя гражданином своей страны и мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

Метапредметными результатами являются

целеполагание на основе развития познавательных мотивов и интересов;

умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение осуществлять провести рефлексивный анализ качества усвоения изученного материала;

владение основами волевой саморегуляции в учебной и познавательной деятельности;

осознанное владение логическими действиями обобщения, установления аналогий и классификации на основе самостоятельного выбора;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Предметными результатами является

«усвоение обучаемым конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, — знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности».

А. В коммуникативной сфере (т. е. во владении иностранным языком как средством общения):

Речевая компетенция в следующих видах речевой деятельности:

говорении:

— высказываться в монологической форме;

— сообщать краткие сведения о своём городе/селе, о своей стране и странах изучаемого языка;

— вести различные виды диалогов, соблюдая нормы речевого этикета,

— расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы, высказывая своё мнение, просьбу, отвечать на предложение собеседника согласием/отказом в пределах изученной тематики;

аудировании:

— воспринимать на слух и понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов;

— воспринимать на слух и выборочно понимать с опорой на языковую догадку, контекст, краткие несложные аутентичные прагматические аудио- и видеотексты, выделяя значимую / нужную/необходимую информацию;

чтении:

— читать аутентичные тексты разных жанров и стилей преимущественно с пониманием основного содержания (определять тему, основную мысль; выделять главные факты; устанавливать логическую последовательность основных фактов текста);

— читать несложные аутентичные тексты разных жанров и стилей с полным и точным пониманием и с использованием различных приёмов смысловой переработки текста (языковой догадки, выборочного перевода), а также справочных материалов; уметь оценивать полученную информацию, выражать своё мнение;

письменной речи:

— составлять письменные высказывания описательного характера в соответствии с ситуацией сообщения (писать поздравления, личные письма с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка); — заполнять анкеты и формуляры;

— составлять план, тезисы устного или письменного сообщения; кратко излагать результаты проектной деятельности;

— совершенствовать орфографические навыки.

Языковая компетенция

— применение правил написания слов,

— соблюдение ритмико-интонационных особенностей предложений

— распознавание и употребление в речи основных значений изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик- клише речевого этикета);

— употребление в речи основных морфологических форм и синтаксических конструкций

— знание основных различий систем иностранного и русского/родного языков и

использование их при рещении коммуникативных задач;

Социокультурная компетенция:

— знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка;

— распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише, наиболее распространённой оценочной лексики), принятых в странах изучаемого языка;

— представление об особенностях образа жизни, быта, культуры стран изучаемого языка (всемирно известных достопримечательностях, выдающихся людях и их вкладе в мировую культуру);

— представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка;

Компенсаторная компетенция — умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приёме информации за счёт использования контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики.

Б. В познавательной сфере:

— умение сравнивать языковые явления родного и иностранного языков

— владение приёмами работы с текстом:

— умение действовать по образцу/аналогии составлении собственных высказываний

— готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу;

В. В ценностно-ориентационной сфере:

— представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры мышления;

— достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установление межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;

— представление о целостном полиязычном, поликультурном мире; осознание места и роли родного и иностранных языков в этом мире как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации;

— приобщение к ценностям мировой культуры как через источники информации на иностранном языке (в том числе мультимедийные),

Г. В эстетической сфере:

— владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на иностранном языке;

— развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций в живописи, музыке, литературе.

Е. В физической сфере:

— стремление вести здоровый образ жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт, фитнес).

Внеурочная деятельность ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций и расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию учащихся.

Приоритетом является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности:

Первый уровень результатов – приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения, освоение способов поведения в различных ситуациях.

Второй уровень результатов – получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, знания, труд, культура).

Третий уровень результатов – получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия (умение представить зрителям собственные проекты, спектакли, постановки), в том числе и в открытой общественной среде.

Формы подведения итогов

Итоговой работой по завершению каждой темы являются театрализованные представления, сценические постановки, открытые занятия, игры, концерты, конкурсы. Способами определения результативности программы являются: диагностика, проводимая в конце каждого раздела в виде естественно - педагогического наблюдения; выставки работ или презентации проекта

Результаты освоения программы

В результате реализации данной программы учащиеся:

Знать/понимать:

  • особенности основных типов предложений и их интонации в соответствии с целью высказывания;
  • имена наиболее известных персонажей детских литературных произведений (в том числе стран изучаемого языка);
  • наизусть рифмованные произведения детского фольклора (доступные по содержанию и форме);
  • названия предметов, действий и явлений, связанных со сферами и ситуациями общения, характерными для детей данного возраста;

Уметь (владеть способами познавательной деятельности):

  • наблюдать, анализировать, приводить примеры языковых явлений;
  • применять основные нормы речевого поведения в процессе диалогического общения;
  • составлять элементарное монологическое высказывание по образцу, аналогии;
  • - читать и выполнять различные задания к текстам;
  • - уметь общаться на английском языке с помощью известных клише;
  • - понимать на слух короткие тексты;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • понимать на слух речь учителя, одноклассников;
  • понимать смысл адаптированного текста (в основном фольклорного характера ) и уметь прогнозировать развитие его сюжета;
  • выделять субъект и предикат текста; уметь задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста;
  • расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы (кто, что, где, когда), и отвечать на вопросы собеседника, участвовать в элементарном этикетном диалоге;
  • инсценировать изученные сказки;
  • сочинять оригинальный текст на основе плана;
  • соотносить поступки героев сказок с принятыми моральными нормами и уметь выделить нравственный аспект поведения героев;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Учебно-тематическое планирование

№ п\п урока

Название темы уроков

Всего часов

1 четверть

Основы фонетики и иероглифики.

9

2 четверть

Приветствие и знакомство.

8

3 четверть

Моя жизнь.

10

4 четверть

Семья.

7

Итого

34

№ п\п урока

Название темы уроков

Всего часов

1 четверть

Основы фонетики и иероглифики.

9

1

Тоны. Строение иероглифа. Основные иероглифические черты.

1

2

Строение иероглифа. Правила написания иероглифа.

1

3

Ломаные черты с крюком. Графемы (базовые иероглифы).

1

4

Как дела?你好吗?

1

5

Предложения с качественным и глагольным  сказуемым.

1

6

Ломаные черты. Графемы (базовые иероглифы).

1

7

Кто он такой?他是谁?

1

8

Предложения со связкой . Вопросительное местоимение 谁. Притяжательные местоимения.

1

9

Заключительное тестирование.

1

2 четверть

Приветствие и знакомство.

7

10

Ключ и фонетик. Графемы (базовые иероглифы).

1

11

Числа от 1 до 100. Таблица числительных.

1

12

Сколько тебе лет? 你多大?

1

13

Графемы (базовые иероглифы).

1

14

Простое предложение с глагольным сказуемым. Модальный глагол 要.

1

15

Графемы (базовые иероглифы).

1

16

Итоговое занятие.

3 четверть

Моя жизнь.

10

17

Личные местоимения.

1

18

奶奶, 您好! Бабушка, здравствуй!

1

19

Графемы (базовые иероглифы).

1

20

Утвердительно-отрицательный вопрос. Предложения со связкой 是 и вопросительным местоимением 哪.Выражение значения притяжательности с помощью 的.

1

21

你是哪国人? Из какой ты страны?

1

22

Графемы (базовые иероглифы).

1

23

Порядок слов в предложениях с глаголом 去. Вопросительное слово 哪儿. Предложения с глаголом 喜欢.

1

24

你去学校吗? Ты идешь в школу?

1

25

Графемы (базовые иероглифы).

1

26

Предложения со связкой 是и указательным местоимением 这или 那. Специальный вопрос в предложении со связкой 是.

1

4 четверть

Семья.

7

28

这是什么? Что это такое?

1

29

Графемы (базовые иероглифы).

1

30

Предложения с вопросительным словом 怎么样. Предложения с вопросительным словом 几.

1

31

你上几年级? В каком ты классе?

1

32

Графемы (базовые иероглифы).

1

33

小龙学校哦语. Сяо Лун учит русский язык.

1

34

Итоговое занятие.

1

Описание учебно-методического обеспечения курса.

  1. УМК «Китайский язык» серии для 5 класса:

Методическая литература для учителя

Основная

  • Рабочая программа. Китайский язык. 5 класс: учебно-методическое пособие / М. Б. Рукодельникова, О. А. Салазанова, Ли Тао. – М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2020. - (Китайский язык).

Литература для учащихся

Основная

  • Китайский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / М. Б. Рукодельникова, О. А. Салазанова, Ли Тао. – М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2020. – (Китайский язык).

Дополнительная

  • Китайский язык. 5 класс: рабочая тетрадь / М. Б. Рукодельникова, О. А. Салазанова, Ли Тао. – М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2020. – (Китайский язык).
  • Китайский язык. 5 класс. Контрольные работы к учебнику Рукодельниковой М. Б., Салазановой О. А. / М. Б. Рукодельникова, О. А. Салазанова, Ли Тао. – М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2020. – (Китайский язык).

Аудиоиздания

  • Аудиоприложение к учебнику Рукодельниковой М. Б., Салазановой О. А. / М. Б. Рукодельникова, О. А. Салазанова, Ли Тао. – М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2020. – (Китайский язык). Учебник китайского языка для 5 класса. CD MP3.
  • Образовательные цифровые и интернет-ресурсы:

https://www.youtube.com/channel/UCJhnlRY-oKpanPGSvL8Ml8Q

https://www.youtube.com/watch?v=R8Db4QSQz08

http://chineseplus.ru/pinyin

http://www.bbc.co.uk/languages/chinese/real_chinese/greetings/

https://vk.com/kityaz

https://www.shibushi.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы православной культуры ", 5 класс

Цель учебного курса  - ознакомить школьников с историей, культурой и основными ценностями православного христианства...

Рабочая программа внеурочной деятельности Основы православной культуры 1-4 классы

Учащиеся  получат возможность:усвоить элементарные поняти в области Православия и Библейской истории; развивать интерес к изучению культуры, обычаев и обрядов Русской Православной церкви; развить...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Основы православной культуры»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности курса «Основы православной культуры»...

рабочая программа курса внеурочной деятельности "познавательный китайский язык"

Данная программа предназначена для изучения китайского языка для учеников 5-7 классов...

Рабочая программа внеурочной деятельности"Основы православной культуры" для 7 класса

В программу включены наиболее интересные темы, необходимые для изучения в 7 классе....