урок развития речи "Психологический портрет"
учебно-методический материал (8 класс) на тему
урок развития речи "Психологический портрет" интересен как пример интегрированного урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_psih._portret.doc | 91 КБ |
Предварительный просмотр:
Колпакова Алсу Заитовна, учитель русского языка и литературы,
МБОУ «Татарская гимназия №11», г. Казань, Республика Татарстан
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ
(УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ИНТЕГРАЦИИ В ВОСЬМОМ КЛАССЕ)
Цель: совершенствование навыков самостоятельной работы учащихся с текстом художественной литературы: умение правильно читать и понимать литературный портрет, формирование навыков самостоятельного создания психологического портрета.
Образовательная:
1) дать учащимся представление о понятиях «портрет», «психологический портрет», их признаках;
2) закрепить знания о литературном портрете.
Развивающая:
- сформировать у учащихся умение различать портрет и психологический портрет , умение их сопоставлять;
- умение выделять характерные особенности во внешности конкретной личности;
- формировать умение создавать психологический портрет.
Воспитательная:
- воспитание наблюдательности и любознательности у учащихся;
- развитие творческих способностей учеников.
Коммуникативная:
- формировать навыки взаимодействия учеников внутри групп, коллектива;
- продолжить работу по развитию коммуникативных навыков и умений учащихся
Оборудование урока (интерактивная доска):
- Картины известных русских художников с портретами людей.
- Иллюстрации к произведениям русской литературы: А.Пушкин «Капитанская дочка»,
- Слова – термины и их толкование.
- Таблица «Психологический портрет литературного героя».
Подготовительная работа: ученики учат наизусть стихотворения Н. Заболоцкого «Портрет», С.Есенина «Поэт»; готовится сценка из повести «Дубровский», ученики находят и выразительно читают отрывки из следующих произведений: М. Пришвин «Кладовая солнца», И. Тургенев «Бежин луг», В. Распутин «Уроки французского».
Аннотация
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок развития речи с элементами интеграции
Методы: эвристическая беседа, проблемные вопросы, чтение и анализ текста, составление таблицы.
Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: мультимедийная презентация, Интернет-ресурсы (работа с текстом).
Ход урока.
На доске эпиграф к уроку.
Любой внешний вид – воплощение внутренних свойств, их истинный облик, отражённый и проявленный внутренним зеркалом. С. Колдридж.
1.Звучит музыка «Аве Мария».
Учитель. Ребята, понравилась вам музыка?
Эта музыка о женщине Марии, Матери Иисуса Христа. Я думаю, вы о ней знаете. Музыка тоже очень много может сказать о человеке. Что говорит вам мелодия об этой женщине?
Ученик. Добрая, скромная, искренняя.
Ученик. Желающая помочь всем людям.
Ученик. Самое главное в ней – сострадание ко всем людям.
Учитель. А как вы себе ее представляете? Какое, например, у неё лицо? Ученик. Оно светится, вдохновенное.
Учитель. Какие глаза?
Ученик. Добрые, задумчивые.
Учитель. Видите, как много может сказать о человеке музыка. Это был музыкальный портрет (условное название)
Учитель. Какие виды искусства также могут нам дать представление о внешности человека, его характере?
Ученик. Живопись, литература.
2. Ученик читает стихотворение Н.Заболоцкого «Портрет»
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза — как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза — как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.
Учитель. Ребята, поделитесь своими впечатлениями об этом стихотворении? О чём оно?
Ученик. Поэт призывает любить живопись. Ведь «души изменчивой приметы переносить на полотно» так же сложно, как пытаться словами выразить свои чувства.
Учитель. В чём прелесть созданного художником портрета?
Ученик. Автору неважно во что одета героиня его стихотворения, он упоминает только, что она «едва закутана в атлас». Гораздо больше поэта интересует тот факт, что в этом образе художник сумел показать внутренний мир этой женщины: «соединенье двух загадок, полувосторг, полуиспуг».
Учитель. О каком портрете идёт речь? Литературном или живописном?
Ученик. Литературный портрет.
Ученик. Живописный.
Учитель. Очень интересное произведение. Говоря о живописном портрете, автор создаёт литературный. Как вы думаете, в чём различие портрета литературного и живописного?
Ученик Оба изображают человека, его характер, но по-разному.
Учитель Таким образом, дать представление о человеке мы можем разными способами: через музыку, живопись и слово. Тема же нашего сегодняшнего урока: «Литературный портрет».
3. Учитель. Для начала обратимся к толковому словарю и чётко определим для себя значение слова портрет в литературном произведении.
Термины даются на интерактивной доске. Определения записываются в тетрадь.
Портрет - художественное изображение литературного героя (словарь Ожегова)
Портрет в литературном произведении – изображение внешности героя: его лица, фигуры, одежды, манеры держаться. (Словарь литературоведческих терминов).
4.Учитель. Давайте проведём небольшую литературную викторину «Узнай героя». Ребята прочтут вам отрывки из художественных произведений, а вы назовите книгу и автора.
Учениками выразительно зачитываются отрывки из ранее изученных: произведений с описанием внешности героев.
М. Пришвин «Кладовая солнца»: «Они были очень милые. Настя была как Золотая Курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во всестороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх.
Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный.»
И. Тургенев «Бежин луг»: «Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги — не отцовские. У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котел, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый, — что и говорить! — а все-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. Одеждой своей он щеголять не мог: вся она состояла из простой замашной рубахи да из заплатанных портов.»
В. Распутин «Уроки французского»: «Посмотреть, конечно, было на что: перед ней крючился на парте тощий диковатый мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий, в старом, застиранном пиджачишке на обвислых плечах, который впору был на груди, но из которого далеко вылезали руки; в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зеленых штанах со следами вчерашней драки.»
Учитель. Молодцы, ребята. Вы хорошо знаете русскую литературу. О чём говорится в отрывках? Что описывается?
Ученик. Внешность героя, портрет.
Учитель. Следовательно, портрет активно используется в художественном произведении. Скажите, какова же роль портрета в произведении? В чём его назначение?
Ученик. Он помогает нам представить человека.
5 Учитель. Но всегда ли достаточно простого описания внешности человека, изображения его лица, фигуры? Давайте посмотрим и подумаем.
Учащиеся показывают сценкау из повести «Дубровский»:
- И ты, Анна Савишна, полагаешь, что у тебя был сам Дубровский, -
спросил Кирила Петрович. - Очень же ты ошиблась. Не знаю, кто был у тебя в гостях, а только не Дубровский.
- Как, батюшка, не Дубровский, да кто же, как не он, выедет на дорогу и
станет останавливать прохожих, да их осматривать.
- Не знаю, а уж верно не Дубровский. Я помню его ребенком, не знаю
Почернели ль у него волоса, а тогда был он кудрявый белокуренькой мальчик - но знаю наверное, что Дубровский пятью годами старше моей Маши, и что следственно ему не 35 лет, а около 23.
- Точно так, ваше превосходительство, - провозгласил исправник, у меня
в кармане и приметы Владимира Дубровского. В них точно сказано, что ему отроду 23-й год.
- А! - сказал Кирила Петрович, - кстати: прочти-ка, а мы послушаем, не
худо нам знать его приметы, авось в глаза попадется, так не вывернется.
Исправник вынул из кармана довольно замаранный лист бумаги, развернулего с важностию и стал читать нараспев. "Приметы Владимира Дубровского, составленные по сказкам бывших его дворовых людей.
"От роду 23 года, роста середнего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Приметы особые: таковых не оказалось".
- И только, - сказал Кирила Петрович.
- Только, - отвечал исправник, складывая бумагу.
- Поздравляю, г-н исправник. Ай да бумага! по этим приметам немудрено
будет вам отыскать Дубровского. Да кто же не среднего роста, у кого не русые волосы, не прямой нос, да не карие глаза! Бьюсь об заклад, 3 часа сряду будешь говорить с самим Дубровским, а не догадаешься, с кем бог тебя свел. Нечего сказать, умные головушки приказные.
Учитель. Откуда взят этот отрывок?
Ученик. Этот отрывок из повести А.Пушкина «Дубровский»
Учитель. Чьи приметы описываются?
Ученик. Это приметы главного героя повести Владимира Дубровского.
Учитель. В каком стиле составлено данное описание?
Ученик. Скорее всего это научное описание, всё кратко, лаконично, по определённой схеме.
Учитель. Удачно ли оно? Почему?
Ученик. Описание не очень удачное, потому что по таким приметам человека найти невозможно.
Учитель. Согласны ли вы в данном случае с мнением Троекурова?
Ученик. Да, согласны.
Учитель. Сравним описание героев из ранее прочитанных отрывков и это описание. В чём разница?
Ученик. В отрывках даётся не просто описание внешности героев, а ещё и их характеристика.
6.Учитель. Давайте прочтём описание внешности главной героини повести Пушкина «Капитанская дочка»: «Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели.» (текст воспроизводится на интерактивной доске).
Мы ещё не читали это произведение и не знаем, какой характер у этой девушки. Можем ли мы что-нибудь сказать о характере героини, опираясь только на данное описание?
Ученик. По этому описанию видно, что она скромная, застенчивая.
Учитель Перед нами не просто портрет, а психологический портрет.
Поработаем со словарём. Что такое психологизм?
Интерактивная доска.
Психологизм – углублённое изображение психических, душевных переживаний (запись в тетрадь).
7. Учитель Давайте посмотрим насколько вы хорошие психологи – небольшая психологическая физкультминутка.
Несколько учеников выходят за дверь. Затем они изображают какую-либо эмоцию, учащиеся отгадывают (например, радость, грусть, любопытство).
Учитель. Молодцы. Вы все хорошо разбираетесь в человеческих эмоциях..
Посмотрите на слова, написанные на доске, эпиграф нашего урока. Это слова С. Колдридж, которые на мой взгляд хорошо объясняют, что такое психологический портрет: «Любой внешний вид – воплощение внутренних свойств, их истинный облик, отражённый и проявленный внутренним зеркалом.»
Учитель Как вы понимаете это высказывание?
Ученик. По внешности человека мы можем догадаться и о некоторых качествах его характера.
Учитель Таким образом, психологический портрет помогает нам понять характер человека. В художественной литературе мы имеем дело, прежде всего с психологическим портретом.
Учитель. Каковы задачи психологического портрета?
Ученик. Через психологический портрет автор стремится раскрыть внутренний мир героя, его характер, а также выражает собственное отношение к герою.
Учитель. Посмотрите на тексты. Какие особенности внутреннего мира каждого героя угадываются за описанием его внешнего облика?
Текст 1: «Это был худощавый, сутулый человек, с белым лицом и чёрной раздвоенной бородкой, с добрыми глазами в очках».
Ученик. Добрый, интеллигентный (в очках), работает много (худощавый, сутулый).
Текст 2: «Впереди всех быстро шёл небольшой и сухонький старичок, в чёрном длинном одеянии, с рыжей, как золото, бородкой, с птичьим носом и зелёными глазками.»
Ученик. Хитрый (рыжий, птичий нос, глазки), жадный (сухонький - отрицательный суффикс).
9. Учитель. Попробуем выделить составляющие части психологического портрета. Создавая психологический портрет, что мы будем описывать?
Работа с таблицей (интерактивная доска)
Психологический портрет литературного героя.
манера | внешность | голос |
черты лица | сила голоса | |
взгляд | интонация | |
жесты | ||
фигура | ||
поза | ||
мимика | ||
одежда |
Таблица 1.
Учитель. В каждой из этих составляющих может быть заложена определенная информация о человеке. Вот что писал об этом известный русский философ А. Ф. Лосев: «Тело – живой лик души. По манере говорить, по взгляду глаз, по складкам на лбу, по держанию рук и ног, по цвету кожи, по голосу, по форме ушей, не говоря уже о целых поступках, я всегда могу узнать, что за личность передо мною. По одному рукопожатию я догадываюсь об очень многом». Согласны вы с этим изречением?
10. Учитель. Когда вы захотите создать психологический портрет кого-либо, это не значит, что вы обязательно должны перечислить все составляющие психологического портрета. Достаточно указать несколько примечательных моментов, которые бы уже вызвали определенное представление о внешности и характере человека, как мы это уже видели в ранее приведенных примерах из художественных произведений.
Попрактикуемся. Подберите к этим существительным прилагательные, которые содержали бы в себе не только описание внешности, но и определённую характеристику человека.
Работа с интерактивной доской. Дети подходят и записывают свои примеры по вариантам.
1 вариант. 2 вариант.
взгляд глаза
чарующий лучистые
задумчивый светлые
сонный васильковые
потухший оленьи
влюбленный темные
бархатный потухшие
орлиный задумчивые
испепеляющий озорные
благодарный правдивые
сочувственный
наблюдательный
11. Учитель. Как видите, получились очень интересные примеры. Не забываем еще об одном важном моменте при создании психологического портрета. Как много может рассказать о человеке его лицо. Но увидеть главное дано не каждому. Дело не только в нашей наблюдательности, но и в нашем отношении к окружающему миру, к окружающим людям. Нельзя оставаться равнодушными, и тогда вы можете многое увидеть и понять для себя в людях, которые находятся вокруг вас.
12. Учитель. На уроке прозвучало много портретных характеристик, были представлены разнообразные психологические портреты. Поэтому, я думаю, вам будет несложно ответить на следующий вопрос. Какие художественные средства используются чаще всего при создании психологического портрета?
Ученик. Эпитеты
Ученик. Сравнения
Ученик. Метафора.
Учитель. Послушаем, как умело использует художественные средства С.Есенин при создании психологического портрета поэта в своём известном стихотворении «Поэт».
Ученик наизусть выразительно читает стихотворение.
Он бледен. Мыслит страшный путь.
В его душе живут виденья.
Ударом жизни вбита грудь,
А щеки выпили сомненья.
Клоками сбиты волоса,
Чело высокое в морщинах,
Но ясных грез его краса
Горит в продуманных картинах.
Сидит он в тесном чердаке,
Огарок свечки режет взоры,
А карандаш в его руке
Ведет с ним тайно разговоры.
Он пишет песню грустных дум,
Он ловит сердцем тень былого.
И этот шум… душевный шум…
Снесет он завтра за целковый
13. Учитель. Я думаю, наступил такой момент в обучении, когда вы можете самостоятельно создать психологический портрет. Пусть это будет ваш одноклассник. Попробуйте через внешность рассказать о его внутреннем мире. Это ваше домашнее задание на следующий урок.
Список литературы.
1.Никитина Е.И. Русская речь. – М.: Просвещение, 2012.
2. Распутин В.Г. Уроки французского. Повести и рассказы. – Эксмо, 2010.
3. Пришвин М.М. Кладовая солнца. – М.: Детская литература, 2012.
4. Пушкин А.С. Дубровский. Капитанская дочка. – М.: детская литература, 2006.
5 Тургенев И.С. Бежин луг.- Дрофа-Плюс, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок развития речи в 8 классе "Психологический портрет"
Репродукции произведений живописи, включенные в презентацию, помогут ученикам избежать типичную ошибку подмены описания повествованием....
Урок развития речи. Создание словесного портрета.
урок развития речи для учащихся 7 класса....
урок развития речи Сравнительная характеристика портретов А.с. Пушкина
Урок-презентация. Урок развития речи по составлению сравнительной характеристики портретов А.С. Пушкина....
УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ. 9 КЛ. (УМК под редакцией В. В. Бабайцевой) ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ. ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ ПОРТРЕТНОГО ОЧЕРКА
Цель урока: определить понятие очерка;дать композиционную структуру очерка, рекомендации к написанию портретного очерка;поупражняться в составлении плана, отражающего строение очерка.Задачи: повторить...
Урок развития речи "Составление портрета хитрого человека в художественном стиле"
Урок поможет ребятам понять, что такое психологический портрет героя, научит видеть через внешность персонажа его характер и авторское отношение к нему....
Развитие понятия портрет. Детали портрета. Глаза
Разработка урока словесности, представляющего собой совмещение уроков русского языка и литературы, когда мы полученные знания русского языка отрабатываются на материале художественных произведени...
Тема: «Любите живопись, поэты!» (Портрет в русской живописи и литературе). Урок развития речи по картине Ф.С. Рокотова «Портрет А.П. Струйской» и стихотворению Н.Заболоцкого «Портрет».
Тема: «Любите живопись, поэты!»(Портрет в русской живописи и литературе).Урок развития речи по картине Ф.С. Рокотова «Портрет А.П. Струйской» и стихотворению Н.Заболоцкого «Портрет»....