Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
статья по теме

Жигжитова Людмила Дамбаевна

Работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных детей и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, учителями - предметниками, родителями.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся

Проблема изучения развития особенностей учащихся с высокими интеллектуальными способностями является одной из самых актуальных для современной системы образования. Обществу нужны одарённые люди, и задача учителя – способствовать развитию таланта, самореализации и самопознанию способных и одарённых детей.

Практически в каждом классе есть дети, которые с первых уроков выделяются своей заинтересованностью в его изучении, легкостью восприятия и воспроизведения изучаемого материала, хорошей памятью, «языковым чутьем», желанием принимать участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях. И поэтому, главная моя задача - поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей, привить любовь к  предмету.

В своей работе использую идеи технологии адаптивного обучения А. С. Границкой,  целью которой является  обучение приемам самостоятельной работы, самоконтроля, приемам  исследовательской  деятельности;  развитие и совершенствование умений самостоятельно работать, добывать знания, и на этой основе формировать интеллект школьника; максимально адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям учащихся. Например, при работе над текстом кто-то работает индивидуально, кто-то в парах, кто-то в группе, но все учащиеся работают самостоятельно в течение установленного времени. Готовлю разноуровневые задания,  с учётом индивидуальных особенностей учащихся, которые по объёму и   по степени сложности могут быть репродуктивными, продуктивными  или  импровизационными.

Создаю банк заданий не только повышенной сложности, но и творческих, в которых ребенок наиболее ярко может проявить свои способности.

На среднем этапе обучения  применяю лексико-грамматические упражнения, которые способствуют развитию   умений  учащихся,  применять знания на практике и умение логически мыслить. Например: перефразировать предложение,  найти ошибку в предложении,  заменить подчёркнутое слово на нужное по смыслу,   расставить фразы в диалоге в нужном порядке.

На старшем этапе обучения способные  учащиеся  пробуют себя в мини-дебатах и дискуссиях. Они помогают одаренным учащимся не бояться экспромтов, развивают коммуникативные навыки, умение делать выводы и работать в команде, умение логически мыслить, рассуждать. Такая работа позволяет наладить сотрудничество учителя и ученика, взаимное доверие и уважение учащихся друг к другу. На уроках использую  приёмы, стимулирующие и развивающие творчество детей во время учебных занятий: ролевые игры, создание викторин, творческие задания (придумать рассказ по иллюстрациям; рассказать, как бы ты повёл себя в той или иной ситуации, разыграть ситуации общения).  

Одарённых детей нужно направлять,  давать им пищу для ума, учить добывать информацию,  работать с научной литературой, посещать библиотеки. Таким образом, выявление одаренных детей и организация системной работы является одной из главных задач новой школы. Системно-деятельный подход предполагает воспитание и развитие качеств личности, учет индивидуальных особенностей учащихся, разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов, формирование в школьнике потребности в саморазвитии, самовоспитании и самообразовании. В обучении языку коммуникативный метод предполагает развитие умений общаться. В самом методе коммуникативного обучения заложены возможности формирования всесторонней личности,  готовой ставить перед собой цели и творчески трудиться для их достижения. 

Анализ   работы с одаренными и способными детьми показал, что работа в данном направлении носит системный характер  и  дает  желаемые  результаты. Хочется отметить, что методически правильно составленный план  и системность работы с одаренными детьми приносит свои плоды. Мои ученики ежегодно становятся  призёрами различных конкурсов, олимпиад, фестивалей, интеллектуальных игр городского, республиканского, международного  уровней.

Результатами работы с одаренными и способными учащимися стали следующие показатели:    

Фамилия, имя участника

Мероприятие

Секция

Год

Место

1

Дарижапова      Юлия

Региональный этап ВОШ

2018

VIII

2

Дарижапова Юлия

Муниципальный этап ВОШ

2017

III

3

Казанцев Константин

Городской конкурс «Буряад сэсэшγγлэй тэмсээн»

2017

II

4

Команда учащихся

Городской конкурс «Мэргэн бодол»

2017

IV

5

Команда учащихся

Городская  олимпиада «Дγрбэн тэгшэ»

2017

III

6

 Дугарова Намгар

Республиканский конкурс чтецов

2017

II

7

Команда учащихся

Международный  форум – фестиваль  «Интеграция на Великом чайном пути»

2017

III

8

Хунтеева Ирина

Региональный этап ВОШ

2017

X

9

Хунтеева Ирина

Муниципальный этап ВОШ        

2016

V

10

Дондоков Содном

Городской фестиваль юных знатоков фольклора «Игры Белого месяца»

Конкурс благопожеланий

2016

I

11

Гармажапов Жаргал

Городской фестиваль юных знатоков фольклора «Игры Белого месяца»

Инсценирование пословиц «Минии заяаша»

2016

I

12

Дондоков Содном

Городской фестиваль юных знатоков фольклора «Игры Белого месяца»

Инсценирование пословиц «Минии заяаша»

2016

I

13

Гончарук Ирина

НПК «Шаг в будущее»

Краеведение

2016

участие

14

Команда учащихся

Городской конкурс «Мэргэн бодол»

2014

V

15

Команда учащихся

Городская интеллектуальна я игра «Табан сэсэн»

2014

I

16

Имеев Станислав

Региональный конкурс «Гуламта»

2014

I

17

Иванов Никита

Региональный конкурс «Гуламта»

2014

I

18

Мункуев Данзан

Муниципальный этап ВОШ

2014

III

19

Команда учащихся

Городская интеллектуальная игра «Табан сэсэн»

2013

III

20

Команда учащихся

Городской конкурс, посвящённый «Дню бурятского языка»

2013

I

21

Ковешникова Лада

Республиканский конкурс юных чтецов «Байгалай  hэбшээн»

Номинация «Сказка»

2013

I

22

Малыгина Лидия

Республиканский конкурс юных чтецов «Байгалай  hэбшээн»

Номинация «Стихотворение»

  2013

III

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры и ОБЖ Федотова Александра Григорьевича, МБОУ «Усть-Баргузинская сош им.Шелковникова К.М.»

Описание и отчёт опроделанной работе по выявлению способностей учащихся. Результативность за последние три года....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.

Работа учителя математики по выявлению и развитию способностей учащихся....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии

Современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления....

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся с помощью КСО

Применение коллективного способа на уроках математики улучшает не только предметные  результаты,  дает развитие коллективизма, самостоятельности, ответственности. Работа в парах сменного сос...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. Оценка ключевых компетенций учащихся

Материалы по работа на предмет выявления и развития способностей учащихся, а также результаты мониторинга оценки ключевых компетенций учащихся...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)...

Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. Из опыта работы.

Способы развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельностиИнтеллектуальные и творческие способности развиваю следующим образом:·...