Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
статья по теме
Работа педагога с одаренными детьми — это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителя личностного роста, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных детей и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, учителями - предметниками, родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_po_vyyavleniyu_i_razvitiyu_sposobnostey_uchashchihsya.docx | 27.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
Проблема изучения развития особенностей учащихся с высокими интеллектуальными способностями является одной из самых актуальных для современной системы образования. Обществу нужны одарённые люди, и задача учителя – способствовать развитию таланта, самореализации и самопознанию способных и одарённых детей.
Практически в каждом классе есть дети, которые с первых уроков выделяются своей заинтересованностью в его изучении, легкостью восприятия и воспроизведения изучаемого материала, хорошей памятью, «языковым чутьем», желанием принимать участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях. И поэтому, главная моя задача - поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей, привить любовь к предмету.
В своей работе использую идеи технологии адаптивного обучения А. С. Границкой, целью которой является обучение приемам самостоятельной работы, самоконтроля, приемам исследовательской деятельности; развитие и совершенствование умений самостоятельно работать, добывать знания, и на этой основе формировать интеллект школьника; максимально адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям учащихся. Например, при работе над текстом кто-то работает индивидуально, кто-то в парах, кто-то в группе, но все учащиеся работают самостоятельно в течение установленного времени. Готовлю разноуровневые задания, с учётом индивидуальных особенностей учащихся, которые по объёму и по степени сложности могут быть репродуктивными, продуктивными или импровизационными.
Создаю банк заданий не только повышенной сложности, но и творческих, в которых ребенок наиболее ярко может проявить свои способности.
На среднем этапе обучения применяю лексико-грамматические упражнения, которые способствуют развитию умений учащихся, применять знания на практике и умение логически мыслить. Например: перефразировать предложение, найти ошибку в предложении, заменить подчёркнутое слово на нужное по смыслу, расставить фразы в диалоге в нужном порядке.
На старшем этапе обучения способные учащиеся пробуют себя в мини-дебатах и дискуссиях. Они помогают одаренным учащимся не бояться экспромтов, развивают коммуникативные навыки, умение делать выводы и работать в команде, умение логически мыслить, рассуждать. Такая работа позволяет наладить сотрудничество учителя и ученика, взаимное доверие и уважение учащихся друг к другу. На уроках использую приёмы, стимулирующие и развивающие творчество детей во время учебных занятий: ролевые игры, создание викторин, творческие задания (придумать рассказ по иллюстрациям; рассказать, как бы ты повёл себя в той или иной ситуации, разыграть ситуации общения).
Одарённых детей нужно направлять, давать им пищу для ума, учить добывать информацию, работать с научной литературой, посещать библиотеки. Таким образом, выявление одаренных детей и организация системной работы является одной из главных задач новой школы. Системно-деятельный подход предполагает воспитание и развитие качеств личности, учет индивидуальных особенностей учащихся, разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов, формирование в школьнике потребности в саморазвитии, самовоспитании и самообразовании. В обучении языку коммуникативный метод предполагает развитие умений общаться. В самом методе коммуникативного обучения заложены возможности формирования всесторонней личности, готовой ставить перед собой цели и творчески трудиться для их достижения.
Анализ работы с одаренными и способными детьми показал, что работа в данном направлении носит системный характер и дает желаемые результаты. Хочется отметить, что методически правильно составленный план и системность работы с одаренными детьми приносит свои плоды. Мои ученики ежегодно становятся призёрами различных конкурсов, олимпиад, фестивалей, интеллектуальных игр городского, республиканского, международного уровней.
Результатами работы с одаренными и способными учащимися стали следующие показатели:
№ | Фамилия, имя участника | Мероприятие | Секция | Год | Место |
1 | Дарижапова Юлия | Региональный этап ВОШ | 2018 | VIII | |
2 | Дарижапова Юлия | Муниципальный этап ВОШ | 2017 | III | |
3 | Казанцев Константин | Городской конкурс «Буряад сэсэшγγлэй тэмсээн» | 2017 | II | |
4 | Команда учащихся | Городской конкурс «Мэргэн бодол» | 2017 | IV | |
5 | Команда учащихся | Городская олимпиада «Дγрбэн тэгшэ» | 2017 | III | |
6 | Дугарова Намгар | Республиканский конкурс чтецов | 2017 | II | |
7 | Команда учащихся | Международный форум – фестиваль «Интеграция на Великом чайном пути» | 2017 | III | |
8 | Хунтеева Ирина | Региональный этап ВОШ | 2017 | X | |
9 | Хунтеева Ирина | Муниципальный этап ВОШ | 2016 | V | |
10 | Дондоков Содном | Городской фестиваль юных знатоков фольклора «Игры Белого месяца» | Конкурс благопожеланий | 2016 | I |
11 | Гармажапов Жаргал | Городской фестиваль юных знатоков фольклора «Игры Белого месяца» | Инсценирование пословиц «Минии заяаша» | 2016 | I |
12 | Дондоков Содном | Городской фестиваль юных знатоков фольклора «Игры Белого месяца» | Инсценирование пословиц «Минии заяаша» | 2016 | I |
13 | Гончарук Ирина | НПК «Шаг в будущее» | Краеведение | 2016 | участие |
14 | Команда учащихся | Городской конкурс «Мэргэн бодол» | 2014 | V | |
15 | Команда учащихся | Городская интеллектуальна я игра «Табан сэсэн» | 2014 | I | |
16 | Имеев Станислав | Региональный конкурс «Гуламта» | 2014 | I | |
17 | Иванов Никита | Региональный конкурс «Гуламта» | 2014 | I | |
18 | Мункуев Данзан | Муниципальный этап ВОШ | 2014 | III | |
19 | Команда учащихся | Городская интеллектуальная игра «Табан сэсэн» | 2013 | III | |
20 | Команда учащихся | Городской конкурс, посвящённый «Дню бурятского языка» | 2013 | I | |
21 | Ковешникова Лада | Республиканский конкурс юных чтецов «Байгалай hэбшээн» | Номинация «Сказка» | 2013 | I |
22 | Малыгина Лидия | Республиканский конкурс юных чтецов «Байгалай hэбшээн» | Номинация «Стихотворение» | 2013 | III |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся учителя физической культуры и ОБЖ Федотова Александра Григорьевича, МБОУ «Усть-Баргузинская сош им.Шелковникова К.М.»
Описание и отчёт опроделанной работе по выявлению способностей учащихся. Результативность за последние три года....
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся.
Работа учителя математики по выявлению и развитию способностей учащихся....
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся на уроках биологии
Современное образование выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления....
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся с помощью КСО
Применение коллективного способа на уроках математики улучшает не только предметные результаты, дает развитие коллективизма, самостоятельности, ответственности. Работа в парах сменного сос...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. Оценка ключевых компетенций учащихся
Материалы по работа на предмет выявления и развития способностей учащихся, а также результаты мониторинга оценки ключевых компетенций учащихся...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся (из опыта работы Ивановой И.К.)...
Работа по выявлению и развитию способностей учащихся. Из опыта работы.
Способы развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельностиИнтеллектуальные и творческие способности развиваю следующим образом:·...