Урок объяснения нового материала по теме: « Употребление имен прилагательных в речи»
методическая разработка (7 класс) на тему
С помощью теоретического материала и практических навыков познакомимся с новой частью речи. Узнаем её разряды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_moskva_2014.docx | 38.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок объяснения нового материала
по теме: « Употребление имен прилагательных в речи» Подготовила учитель адыгейского языка МБОУ « СОШ №25» Хатхе Сулиет Айтечевна
Название | Описание и содержание | Время |
Урок | Объяснение нового материала | 45 минут |
Тема: | «Употребление имен прилагательных в речи» | |
Девиз урока: | «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю». | |
Цель урока: | С помощью теоретического материала и практических навыков познакомимся с новой частью речи. Узнаем её разряды. | |
Задачи: | 1. Образовательная: познакомиться с новой частью речи, узнать её разряды. 2. Воспитательная: прививать нравственные качества человека. 3. Развивающая: развивать познавательный интерес, способствовать развитию творческих навыков учащихся, научить выделять главное и обобщать, умение анализировать результат. | |
Оборудование | Экран, мультимедиа проектор, ноутбук, учебник, рабочие карты маршрутов по уроку, карточки с грамматическим заданием, раздаточный материал: домики, цветы, забор, конура, собака, кошка. Все предметы разных цветов и из разного материала : бумаги, дерева, шерсти, соломы, шёлка, ситца, разных ниток. | |
Предварительная подготовка | Выполнение домашнего задания | |
Метод обучения: | Работа в парах, фронтальный опрос, игра «Мой дом – моя крепость», пропедевтический метод, метод дифференцированного подхода, словарный диктант, работа с учебником, метод проекта, рефлексия. |
Ход урока
Учитель: «Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами при помощи теоретического материала и практических навыков попытаемся познакомиться с новой частью речи, но о какой из них вы догадаетесь сами, узнаём её разряды, будем сравнивать, выделять главное, обобщать, анализировать результаты изученного.
Работа будет идти под девизом:
Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю.
И сегодня мы повторим правописание сложных букв в адыгейском языке, познакомимся с новой частью речи, узнаем её особенности. И чтобы наш урок был плодотворным, давайте последуем совету китайских мудрецов и будем работать по принципу: «Я слышу – я вижу – я делаю».
Работа будет проходить по плану:
- 1. Проверка домашнего задания (6 мин)
- 2. Лексико-фонетическая разминка (4 мин)
- 3. Новая тема (10 мин)
- новые слова
- описание костюма
- разряды
- 4. Закрепление нового материала (15 мин)
- словарный диктант
- работа с учебником
- творческий проект
- 5. Итог урока (5 мин)
- 6. Домашнее задание (3 мин)
- 7. Рефлексия (2 мин)
Запишите в тетради число, классная работа, слово «Тема: ?». А название мы с вами впишем позже. У каждого ребёнка на парте находится маршрутная карта урока, в которой он будет ставить себе оценку за каждый этап урока. Затем карты собирает учитель и выставляет общую оценку за урок.
Этап | Действия учителя | Действия ученика | Комментарии учителя: | |||
1. Проверка домашнего задания | Вам необходимо было написать десять существительных на тему «Мой дом» на адыгейском языке. Прочтите вслух свои слова. | У каждого ученика в тетради записано по 10 слов на тему «Мой дом». Читают написанные слова
| I. Первый этап урока – проверка домашнего задания. Она происходит в парах, где учащиеся, сидящие за одной партой, меняются тетрадями и проверяют работу друг у друга, а затем возвращают тетради. В маршрутных картах урока каждый ставит оценку, поставленную соседом. | |||
2. Лексико -фонетическая разминка | А сейчас перейдем ко второму этапу урока: лексико-фонетической разминке: 4 сильных учащихся получают карточки и работают у доски. Первая карточка. Подчеркните сложные буквы в словах, переведите их на русский язык. Гъатхэ – гъ Къыблэ – къ Чъыгы – чъ | Гъатхэ – весна гъ Къыблэ – юг къ Чъыгы – дерево чъ | II. Второй этап – лексико-фонетическая разминка, которая проходит всего 4 минуты, но при изучении адыгейской грамматики имеет важную роль. Работа проходит дифференцированно: сильные ученики работают по карточкам у доски (кинестеты), остальные отвечают фронтально (аудиалы). | |||
2. Лексико-фонетическая разминка | Вторая карточка. Подчеркните надгортанные согласные в словах, переведите их на русский язык. КIымаф – кI ЧIыопс – чI ЦIыфы – цI Третья карточка. Подчеркните лабиализованные согласные в словах, переведите их на русский язык. Гъусэ – гъу Къутам – къу Хъурмэ - хъу Четвёртая карточка. Подчеркните составные сложные буквы в словах, переведите их на русский язык. Жьыбгъэ – жь гъ Хьакlэщ – хь кl Хьалыгъу – хь гъу Остальные называют слова со сложными буквами в адыгейском языке и переводят их на русский язык. | КIымаф – зима кI ЧIыопс – природа чI ЦIыфы – человек цI Гъусэ – спутник гъу Къутам – ветка къу Хъурмэ - хурма хъу Жьыбгъэ –ветер жь гъ Хьакlэщ – гостинная хь кl Хьалыгъу – хлеб хь гъу Пщъашъэ - девушка Чlыгу - земля Жъуагъо - звезда Джэгу -свдьба lофшlэн - работа | Фронтальный опрос | |||
3. Новая тема 3. Новая тема | Ребята, обратите внимание на экран. Там вы увидите новые слова. Давайте с ними познакомимся и запишем их в тетрадь. 1. Сыд фэд? – какой? Плъыжьы – красный Гъожьы – жёлтый Шlуцlэ – чёрный Шхъуантlэ – синий Дышъэ – золотой Пхъэ – деревянный Чырбыщ - кирпичный Данэ – шелковый Цы – шерсть 2. Посмотрите на экран, на рисунке- две девушки. Используя новые слова, опишите , во что одеты девушки. 3. Ребята, как вы думаете, какая часть речи помогла вам красочно описать костюмы девушек? – Правильно! 4. Прослушайте лексическое толкование слова прилагательное Плъышъо – оттенок цветов Шъо – имя | Сыд фэд? – какой? Плъыжьы – красный Гъожьы – жёлтый Шlуцlэ – чёрный Шхъуантlэ – синий Дышъэ – золотой Пхъэ – деревянный Чырбыщ - кирпичный Данэ – шелковый Цы - шерсть Первый ученик: Это девушка. Она одета в шёлковый национальный костюм. Синий костюм, длинный. Он красивый. Мне нравится адыгейский женский костюм. Второй ученик: Это девушка. На ней шерстяная кофта и юбка. Кофта синяя, красивая. Юбка- короткая. Прилагательное | На экране высвечиваются новые слова на адыгейском языке. Учитель чётко и громко читает слова, затем учащиеся вместе с учителем проговаривают их, учитель переводит слова на русский язык. Учитель пишет тему урока на доске. И высвечивается на экране лексическое толкование слова. | |||
5. Ребята, из курса русского языка вы знаете определение имени прилагательного. Кто сможет его вспомнить? Шъабэ – мягкий Хъурай – круглый Дахэ – красивый Ины – большой Дэгъу – хороший Цlыкlу – маленький Нэфын – светлый Къабзэ – чистый По своему значению это качественные прилагательные. Апч – стекло Непэрэ – стеклянный Неущрэ – сегодняшний Шъо – кожаный По своему значению это относительные прилагательные. 6. В адыгейском языке по значению и по грамматической форме прилагательные делятся на два разряда: - качественные (нэшэнэ плъышъуацlэр) - относительные (ехьылlагъэ плъышъуацl). | Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? | На экране высвечиваются слова по группам на адыгейском языке. Учитель чётко читает на адыгейском языке, переводит их русский язык. | ||||
Качественные прилагательные обозначают признак предмета и отвечают на вопросы какой? чей? Относительные прилагательные обозначают материал, из которого сделан, состоит предмет, указывает на пространственные, временные признаки предмета. | ||||||
4. Закрепление нового материала. | Закрепление темы пройдет в три этапа. 1 этап. Словарный диктант Фыжьы - белый Дахэ – красивый Апч – стеклянный Шъо – кожаный Кlахьы – длинный Шхъуантlэ – синий Неущрэ – завтрашний Лъагэ – высокий Нэфып - светлый | 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 к к о о к к о к о к После проверки происходит выставление оценок в маршрутные карты по шкале | Учитель диктует слова ( словарный диктант). Один из сильных учеников работает на закрытой доске. Остальные - в тетрадях. В тетрадях записывают в одну строчку цифры от 1 до 10 и под цифрами ставят буквы «К» или «О», в зависимости от разряда слов. Работа проходит дифференцированно. Идет работа «Слышу – делаю». Дети меняются тетрадями и проверяют друг у друга записи, сверяясь с ответами на доске. Работа в парах. | |||
| 2 этап. Работа с учебником. Ребята из упражнения №3 на стр.44 выпишите прилагательные по разрядам: в первую группу – качественные, во вторую – относительные. 1) Ребята, как вы считаете, какое место в жизни каждого человека является наиболее важным? | 1) Качественные прилагательные (нэшэнэ плъышъуацlэр): Любимая земля – чlыгу лъапl Зелёное дерево – чъыг шхъуантl Прилежные ученики – кlэлэ хъупхъэхэр Зелёная улица – урам шхъуантl 2) Относительные прилагательные (ехьылlагъэ плъышъуацl): Стеклянный стол – апч стол Вчерашняя газета – тыгъосэрэ гъэзет Золотое кольцо – дышъэ lэрлъын Отчий дом. | Работа с учебником, где ребята выписывают из упражнения прилагательные и определяют их виды. Идёт работа «Вижу – делаю». Дети, которые отвечали, объясняют свой выбор. Воспитательная беседа. | |||
2) Какие семейные традиции соблюдаются в вашей семье? 3) Какие обычаи и традиции вашего народа вы соблюдаете в вашей семье? 3 этап. Творческий проект «Мой дом – моя крепость». Во дворе стоит белый кирпичный дом. Вокруг него растут красные и жёлтые цветы. Во дворе лежит чёрная собака. Она расположилась возле деревянной конуры, которая стоит под зелёным деревом. На нем висят красные яблоки. На железном заборе сидит белая кошка. | Отмечают семейные праздники; Ведётся родословная; Семейные альбомы; Летний отдых… Национальные праздники; Уважение к старшим; Гостеприимство… Идет творческая работа. | Творческий проект. У каждого ребёнка на столе лежит конверт, в котором находятся вырезанные картинки разных цветов и видов ( домики, конура, дерево, цветы и т.д.). На экране высвечивается текст, содержащий слова из домашнего упражнения и новые слова на адыгейском языке. Учитель чётко и медленно читает текст. Каждый ученик должен понять, о чём идёт речь, и на альбомном листе составить картину, описанную в тексте. Идёт работа «Слышу – вижу – делаю». После выполнения работы на экране высвечивается текст на русском языке и дети проверяют соответствие между картиной и текстом. Далее выставляются оценки в маршрутную карту. | ||||
5. Итог урока | А теперь ребята продолжите предложения: Сегодня на уроке я слышал…. Сегодня на уроке я видел… Сегодня на уроке я делал… Сегодня на уроке я узнал… | Я услышал новые слова, определения. Я сегодня видел на картине, как прилагательное украшает одежду. Я сегодня описывал костюм, определял качественные и относительные прилагательные, выполнял упражнение по учебнику, делал творческий проект «Мой дом – моя крепость». Сегодня я узнал о новой части речи – имени прилагательном, и их видах. В русском языке 3 вида прилагательных: качественные, относительные, притяжательные, а в адыгейском языке 2 вида: качественные и относительные. В русском языке все виды прилагательных пишутся перед именем существительным, а в адыгейском языке качественные прилагательные пишутся после существительных, а относительные - всегда пишутся перед существительными. | Пятый этап – подведение итогов урока проходит фронтально, где ребята сами рассказывают, что нового они узнали и сами еще раз формируют эти понятия. | |||
Сегодня на уроке мне понравилось… Сегодня на уроке я поставил себе… | Проектная деятельность , буквенный диктант, система оценки по маршрутным картам. Оценку «5». | |||||
6. Домашнее задание. | На «3» - упражнение №15; На «4» - в тексте определить качественные и относительные прилагательные; На «5» - из предложенных словосочетаний составить предложения, определить виды прилагательных, подчеркнуть сложные буквы. | Дети записывают задание в дневники. | Домашнее задание учитель задаёт дифференцированно. | |||
7.Рефлексия | Ребята! Сегодня вы плодотворно поработали. Оцените свою деятельность в маршрутных картах и сдайте учителю. Оценки выставлю после анализа маршрутных карт. А теперь давайте улыбнёмся и выйдем на перемену с хорошим настроением. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок объяснения нового материала на тему « Введение в морфологию»
Обучение происходит на дидактическом материале, который подобран с учётом того, что, наряду с решением основной познавательной задачи урока, определяемой темой, учитель должен решать и ряд...
Открытый урок по теме: «Употребление имен прилагательных в речи»
Открытый урок по теме "Употребление имен прилагательных в речи"Цели: 1) дать представление о роли имен прилагательных в речи; развивать умения распознавать роль имен прилагательных в...
Урок русского языка на тему: "Употребление имен прилагательных в речи"
Тема урока : «Употребление имён прилагательных в речи» Цели: 1) дать представление о роли имен прилагательных в речи; развивать умения распознавать роль имен прилагательны...
Урок русского языка по теме: Употребление имен прилагательных в речи
Урок развития устной и письменной речи. Использование презентации обязательно...
Урок в 6 классе по теме "Употребление имен прилагательных"
Рассмотрение употребления имен прилагательных на примере текстов различных стилей речи....
Урок русского языка в 6 классе по теме: «Употребление имен прилагательных в речи»
Наша речь без прилагательных была бы менее яркой, выразительной, менее оценивающей. О роли прилагательных в речи, о правилах их употребления мы будем говорить на уроке....
Дистанционный урок для 5 класса по теме "Употребление имен прилагательных в речи"
Урок русского языка в 5 классеДата проведения: 9 апреляТема урока: «Употребление имен прилагательных в речи» (параграф 101) 1. СЛОВАРНАЯ РАБОТА:Записать в тетради или словари слова: М...