Дистанционный урок для 5 класса по теме "Употребление имен прилагательных в речи"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Урок русского языка в 5 классе

Дата проведения: 9 апреля

Тема урока: «Употребление имен прилагательных в речи» (параграф 101)

 

1. СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

Записать в тетради или словари слова: МЕДЛЕННЫЙ, НЕВИДАННЫЙ, НЕЖДАННЫЙ, НЕСЛЫХАННЫЙ, НЕЧАЯННЫЙ, ОТЧАЯННЫЙ, СВЯЩЕННЫЙ

2.Выучить их, посмотрев презентацию-подсказку.

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ ПРОСМОТРА ПРЕЗЕНТАЦИИ:

 Чтобы просмотреть слайды нажимайте на значок «звездочка»  image         , надо нажать на некоторых слайдах несколько раз, пока не появится значок «Стрелка»  image       , только после этого вы перейдете на следующий слайд. После завершения показа нажмите на стрелку возврата.

Ссылка  →https://nsportal.ru/sites/default/files/2020/04/08...

 

3. ПОВТОРЕНИЕ ТЕМЫ «Имя прилагательное как часть речи»

Просмотреть видеоурок по ссылке  > https://www.youtube.com/watch?v=xclYbQ5MJZ4&list=PLdc-2V9W81N7hleR0jt-iAIWoZWhg0VTA

 

4. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ:

1. Выполнение упражнения 567: списать, подчеркнуть прилагательные, обозначать род, падеж, число. Подчеркните образные прилагательные - ЭПИТЕТЫ.

ТЕОРИЯ:  

Эпитет – образное определение. Он помогает автору нарисовать выразительную картину, а также передать его чувства. Часто в роли эпитета используются прилагательные в переносном значении. Например, «ледяной взгляд». Эпитетами могут быть яркие выразительные прилагательные в прямом значении. Например, «чудесный город».

Эпитет – художественное определение, дающее яркую, выразительную характеристику предмету.

А) Отличие эпитетов от грамматических определений:

День чудесный(эпитет) - субботний день

Золотое сердце (эпитет)  - золотое кольцо

Лисий характер (эпитет) — лисий хвост

Б) Виды эпитетов:

Постоянные: добрый молодец, красно солнышко)

Сложные: (светло-пушистая снежинка, яблоко румяно- золотистое)

Метафорические ( снежинка смелая, березка нежная)

ДЛПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:  видеоурок по ссылке  > https://www.youtube.com/watch?v=t31xrcFWNe4

 

5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ТЕМЫ:

1. Выполнить упражнение 573 (УСТНО), 574 (ПИСЬМЕННО).

6. Домашняя работа: написать словарные слова целую строчку, упражнение 575 письменно

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovarnyy_slova_5_klass._chast_2.pptx2.53 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ассоциативный орфографический словарь

Слайд 2

медленный невиданный 1 2 нежданный неслыханный нечаянный отчаянный священный Словарные слова с безударной буквой А

Слайд 3

Происходящий, совершающийся в длительный промежуток времени, с небольшой скоростью. Действующий, двигающийся без поспешности, размере НН о-спокойно; медлительный. Н еспешный, Н еторопливый (о движениях ). МЕДЛЕННЫЙ (прилагательное) Н Н ТАНЦУЮЩАЯ ПАРА В МЕДЛЕ ОМ ОСЕ Н Н ЕМ ВАЛЬСЕ Вальс, медле Н Н ый вальс… ты закружи меня! Ввысь полечу, словно лист осе Н Н ий. Звуки льются, с собой маня. Раз, два, через мгновенье, паря, Таю в танце, в лу Н Н ой ночи. Такт, вдох, мотыльком мерцать, Таять вмиг в вихре нетле Н Н ом. Вальс звучит, не грусти опять, Закружит нас в танце бальном.… Н Н

Слайд 4

1) н ебывалый исключитель н ый поразитель н ый 2) стра нн ый, таинстве нн ый невида нн ый Невида нн ое зрелище! Там на неведомых дорожках следы невида нн ых зверей… Н У и Н У! Вот это да-а! Такого я н е видел н икогда! нн Н Н

Слайд 5

Н Е ВИДА НН АЯ ОС Е НН ЯЯ СК А ЗКА Н е жда нн ая ос е нь укутает б а рхатом дни, И листва, разлет а ясь, под а рит мн е яркие кр а ски. Я, по тихому л е су, бреду, обжиг а ясь осе нн ей н е вида нн ой ск а зкой. А листы, опад а я без чувств, нарисуют круги, Рассек а я, пропита нн ый осенью, воздух л е са. Н Е ВИДА НН АЯ КРАСОТА ОС Е НН ЕГО Л Е СА

Слайд 6

НЕЖД АННА Я Барышня АННА по парку гуляла, Нежд анна я встреча её ожидала. Огромнейший пес ей навстречу шагал И, Анн у увидев, хвостом завилял. Приблизившись, Анна ничуть не смутилась, Сказала "bonjour" и в поклоне склонилась. А пёс дружелюбно залаял в ответ: Так барышне Анн е сказал он «привет». Воспит анн ость Анн ы растрогала пса, Решил проводить он её до моста. На случай, что встретятся ей на пути Какие-нибудь нехорошие псы.  -ый, -ое; -анен –анна; анно ( нареч.) Неожид анн ый, случайный.

Слайд 7

Превышающий всё известное по своей н еобыч н ости, н ебывалый, беспример н ый, поразитель н ый. неслыха нн ый НеслыхаННая дерзость! НеслыхаННая наглость! Н У И Н У! Н Н Н Н Н Н

Слайд 8

Древние слова «чаять» и «чаяние» вошли во многие народные выражения: добрые люди венчаются, а Нам не чается; много чаешь, да ничего не знаешь; От глагола « чаяти» образовалась и просторечная форма чай в роли вводного слова, в зНачеНии "вероятно, пожалуй,НаверНое". Каково происхожде н ие малоупотребитель н ого слова « чая НН ый»? Начнем с производного нечаяННый . Это слово имеет два значения : 1. Неожида НН ый, в незапны й, никак не предполагаемый . 2. Неумышле НН ый, соверше НН ый случайно. В цепочку родстве НН ых слов входят : нечая НН о ( нар.), нечая НН ость( сущ.). ЧАЯ НН ЫЙ НЕ Дважды по мячу ударил я отчая НН о. И разбил стекло, к онечн о же, нечая НН о . Ико н а Божией Матери «Нечая НН ая Радость» н азва н а в память об исцеле н ии н екоего греш н ика через святую ико н у молитвами Пречистой Богородицы. А раз нечая НН ая, значит, нежда НН ая, негада НН ая, как снег на голову, как золотой целковый на дороге, как подарок. А радости нечая НН ые, нежда НН ые, очень украшают нашу жизнь. Иногда бывает, из состояния затяжной, измотавшей депрессии нас способен вызволить даже нежда НН ый звонок хорошего человека. (ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ)

Слайд 9

ЧАЯ НН ЫЙ ЧАЯ НН О ОТ Крайне до безрассудства смелый, готовый на самые рискова НН ые поступки , проникнутый отчая НН остью. Крайний по своей силе, проявлением, очень большой (разг.). (ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ) В оди НН адцатом часу у игорных столов остаются настоящие, отчая НН ые игроки , для которых существует только одна рулетка. ДВАЖДЫ УДАРИЛ НЕЧАЯ НН О ОТЧАЯ НН ЫЙ ИГРОК ОТ (НАРЕЧИЕ) НЕ

Слайд 10

СВ Я ЩЕ НН ЫЙ Коре нн ые жители считают Байкал св я ще нн ым, и многие относ я тся к нему не как к озеру, а как к живому, разумному и мудрому существу. С ним св я зано очень много легенд и поверий. Коре нн ой бур я т не позволит себе без нужды даже камень прибрежный швырнуть в озеро. „Байкал его волной положил в это место, значит, здесь он и должен лежать!“ Славное море, св Я ще НН ый Байкал... Мы драгоце НН ей не знаем св Я тыни . Звонко народ мой теб Я прославл Я л , Звонко теб Я величает поныне. В песне стари НН ой народ сочетал Горе свое, и надежду, и счастье. «Славное море, св Я ще НН ый Байкал» — Пел он и в солнечный день, и в ненастье. Где бы пред нами зар Я ни вставала,— Много мы це НН ого в мире найдем, Но не отыщем второго Байкала. Свяще нн ое озеро Байкал - драгоце нн ая св я тыня для коре нн ых бур я т.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция учебного занятия «Роль имен прилагательных в речи» (урок-мастерская по русскому языку в 5 классе)

Проведение уроков по русскому языку в технологии «Педагогическая мастерская» обеспечивает реализацию основных положений ФГОС основного общего образования: деятельностный подход в обучении, развитие тв...

Урок-презентация по русскому языку "Употребление имен прилагательных в речи"(6 класс).

Урок носит обучающий, воспитывающий и развивающий характер, отличается разнообразием приемов, типов заданий....

Тема урока: Роль имен прилагательных в речи.(1 урок из 2

Продолжительность учебного занятия: 45 минутТип урока: изучение нового материала с элементами анализаОборудование: учебник(С.И.Львова, В.В.Львов),раздаточный материал(тексты и схемы для наблюдений),ка...

Урок русского языка в 6 классе по теме: «Употребление имен прилагательных в речи»

  Наша речь без прилагательных была бы менее яркой, выразительной, менее оценивающей. О роли прилагательных в речи, о правилах их употребления мы будем говорить на уроке....