Выступление на методконференции "Моя педагогическая концепция"
статья по информатике и икт на тему

Зубрилина Наталья Анатольевна

В конце XXв. человечество вступило в стадию развития, получившую название постиндустриальное или информационное общество. Постиндустриальное общество уникально тем, что его характеризует исключительно быстрое развитие информационных и коммуникационных технологий, а возможности которых становятся беспрецедентными для развития человеа. Грамотно, умело распорядиться этими возможностями смогут лишь те члены общества, которые будут обладать необходимыми знаниями, позволяющими ориентироваться в новом информационном пространстве. Сегодня для становления учителя как личности просто необходимо его приобщение к информативно-коммуникативным возможностям современных технологий, овладение  подлинной информационной культурой, которая открывает ему и его ученикам путь к достижению одной из главных целей образования: от диалога людей и культур через выявление и развитие творческого потенциала личности прийти к взаимообогащению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Выступление20.63 КБ

Предварительный просмотр:

Моя педагогическая концепция

Смена исторических эпох определяется

сменой коммуникационных технологий…

Герберт Маршалл Маклюэн

В конце XXв. человечество вступило в стадию развития, получившую название постиндустриальное или информационное общество. Постиндустриальное общество уникально тем, что его характеризует исключительно быстрое развитие информационных и коммуникационных технологий, а возможности которых становятся беспрецедентными для развития человеа. Грамотно, умело распорядиться этими возможностями смогут лишь те члены общества, которые будут обладать необходимыми знаниями, позволяющими ориентироваться в новом информационном пространстве. Сегодня для становления учителя как личности просто необходимо его приобщение к информативно-коммуникативным возможностям современных технологий, овладение  подлинной информационной культурой, которая открывает ему и его ученикам путь к достижению одной из главных целей образования: от диалога людей и культур через выявление и развитие творческого потенциала личности прийти к взаимообогащению.

В обществе с тревогой говорят о снижении интеллектуального уровня школьников, но ведь и современный учитель – это представитель массовой профессии. Не в его силах «объять необъятное», воспитать гениев из всех детей. Общество не может требовать невозможного от педагогов, но оно должно помочь в создании информационной образовательной среды, чтобы интегрировать в ней те качества, которые должны быть присущи «универсальному учителю». И это невозможно сделать без самих педагогов. Именно для этого педагогам необходимы не только знания о возможностях программных средств информационных технологий обучений (ИТО), создаваемых профессиональными разработчиками, но и готовность реализовать свои методические находки.

Для каждого педагога главная цель – обеспечение качества образования, чему в большей степени может способствовать использование информационных и коммуникационных технологий. Педагоги нового поколения должны уметь квалифицированно выбирать и применять те технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям изучения конкретной дисциплины, способствуют достижению целей гармоничного развития учащихся с учетом их индивидуальных особенностей. Признаки совершенноствования доступности и качества образования легко заметить:

  • новые формы представления информации. Непосредственная, живая или записанная предварительно мультимедийная информация, включающая не только текст, но и графические изображения, анимацию, звук и видеофрагменты;
  • возрастает объем и достижимость интеллектуальных ресурсов.

Новые формы учебных занятий, для ряда обучащихся, более благоприятные, нежели традиционные.

Действительно, современное обучение уже трудно представить без технологии мультимедиа, которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в режиме диалога и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. Изобразительный ряд, включая образное мышление, помогает обучаемому целостно воспринимать предлагаемый материал. Проявляется возможность совмещать теоретический и демонстрационный материал. Тестовые задания уже не ограничиваются словесной формулировкой, но и могут представлять собой целый видеосюжет. В технологии мультимедиа создается обучающая среда с ярким и наглядным представлением информации, что особенно привлекательно для школьников. На основе моделирования процесса обучения становится возможным дополнить учебник тестами, отслеживать и направлять траекторию изучения материала, осуществляя, таким образом, обратную связь.

Биология – учебный предмет, в процессе изучения которого может быть широко использован персональный компьютер. Применение компьютера на уроках биологии позволяет повысить мне его эффективность, сделать занятия более наглядными и интересными. Нужно учитывать и то, что на уроках биологии ПК не может заменить натуральные объекты, изучение живых организмов в естественной среде обитания. Однако с помощью компьютера можно смоделировать многие сложные биологические процессы и закономерности, осуществлять контроль знаний учащихся, организовывать самостоятельные работы и объяснение нового материала.

При изучении курса биологии «Человек совместно с обучающимися подготовила и провела урок-игру «Здоровье и проблемы рационального и безопасного питания», урок «В человеке все должно быть прекрасно: и душа, и тело…» с применением мультимедийных технологий. Подобные уроки убеждают ребят как много познавательного можно узнать, если материал изучать не только по учебнику, а использовать еще и возможности ИТО. Интернет – универсальная возможность узнать о последних достижениях науки исследователей всего мира. Используя интернет, познакомила моих учеников с информацией о состоянии клинической смерти по статье «Возможно ли обрести бессмертие методом замораживания».

Считаю, что современный урок должен быть творческим, а не однообразным. Отсутсвие повседневного поиска приводит к шаблону в преподавании, а это проявление постоянства разрушает и убивает интерес к предмету. При изложении нового материала использую учебные фильмы.

Нетрадиционные уроки очень интересны в плане методики и дают возможность повысить степень активности школьников. Подготовка к данным урокам занимает немало времени, но радует результат. Анкетирование ребят показало желание быть участниками нетрадиционных уроков с применением ИКТ. Нестандартные формы проведения урока – это не самоцель, они довольно точно отражают многие важные особенности нашей жизни и позволяют мне творчески подойти к планированию всех этапов урока с тем, чтобы он был насыщенным, интересным для ребят. При планировании учитываю уровень подготовки обучающихся. Ребята, проявляющие повышенный интерес к предмету, назначаются помощниками учителя – консультантами. Они помогают в подготовке к уроку: используя компьютер, совместно готовим карточки, кроссворды, ведомости учета знаний, слайды.

В своей педагогической практике на уроках биологии в старших классах применяю материал СД-дисков. Программа сборника компакт-диска содержит подробное изложение всего теоретического материала, эквивалентное 388 страницам формата А4, около 6 ч дикторского текста, около 1400 иллюстраций, более 50 компьютерных анимаций и видеофрагментов. Компакт-диск содержит также обширные справочные сведения (интерактивные раскрывающиеся таблицы), биографии известных ученых, словарь терминов, список литературы. Эту информацию учитель может сделать доступной для своего ученика.

Неоспоримо преимущество персонального компьютера при контроле знаний. Устный зачет не позволяет проверить уровень усвоения всей системы знаний по теме, а охватывает лишь небольшую ее часть, что ведет к снижению объективности итоговой оценки знаний обучающихся и к тому же занимает много времени. Эти недостатки устраняю, используя метод тестирования. Проверочные тесты использую как для текущего, так и для тематического и итогового контроля. Все проверочные тесты выполняю с помощью ПК, что эстетично, и позволяет получить объективную информацию об усвоении знаний, умений, навыков и провести сравнение результатов. В каждый зачет включаю задания с выбором ответа и со свободным ответом. В целях повышения объективности проверки и оценки знаний состаляю не менее трех вариантов заданий для каждого зачета.

Работа с рисунками, схемами при выполнении заданий зачета заставляет обучающихся более внимательно относиться к иллюстрациям учебника и использовать их в качестве дополнительного источника знаний. Задания для работы с рисунками вызывают у моих учеников интерес, но в то же время они более трудны для выполнения, так как требуют знания дополнительных деталей строения (процесса). И снова мне помогает компьютер. Все рисунки считываю  с СД-диска. Поэтому рисунки четкие, информативные, понятные для обучающихся.

Применяя информационную технологию как средство обучения, заметила повышение интереса обучающихся к изучению предмета, проявление инициативы и творческого применения полученных знаний. Этот метод помогает мне раскрыть в детях индивидуальность, способности и развить интеллектуальную культуру.

Внедрение любых высоких технологий в различные сферы деятельности очень часто напрямую преследует в качестве основной цели освобождение человека от рутинных операций и, как следствие, создание условий для его развития. Так и внедрение ИТО постепенно делает ненужными не только многие умения и навыки, но даже и формы деятельности. Наибольшая опасность здесь кроется в том, что современная информационная технология часто обеспечивает легкость получения разнообразной информации. Поэтому задача педагога в том, чтобы направить усилия обучаемых на самостоятельную выработку новых знаний (не информации!), представляющих собой результат познавательного процесса, полученный самим обучаемым. Проектируя использование информационной технологии в учебно-воспитательном процессе, педагог дожен проанализировать те возможные прямые и косвенные воздействия на личность обучаемого, которые и будут определять его развитие. Эта задача стоит не только передо мной, но и перед всеми педагогами школы. И я стараюсь успешно ее решать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогическая концепция

Формы и методы работы на уроках русского языка как средство расширения и углубления знаний по предмету воспитания любви к слову!...

Краеведческий компонент в системе школьного географического образования (Педагогическая концепция на основе опыта работы)

Понятие "школьное краеведение" по  своему содержанию включаает в себя разностороннее изучение местного края. Школьное краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, нап...

Моя педагогическая концепция по применению ИКТ для эффективности обучения на уроках географии.

В настоящее время большой популярностью пользуются разнообразные  педагогические технологии. Педагогическая технология - совокупность форм , методов, приёмов обучения, которые опираются...

Педагогическая концепция учителя русского языка и литературы

В работе показана специфика влияния педагогического отношения на формирование мировоззрения учащихся. Система работы содержит осмысленный, выстроенный в соответствии с современными требованиями опыт р...

Выступление на конференции: "Современные концепции гуманизации учебного процесса и вальдорфская педагогика"

Вашему вниманию предлагается статья Петровой Н.Б., учителя английского языка,МОУ гимназии № 1.Статья была опубликована в сборнике трудов международной конференции,  посвященной 20-летию основания...

Выступление на методконференции "Моя педагогическая концепция"

Выступление на методконференции "Моя педагогическая концепция"...

Выступление на методконференции "Моя педагогическая концепция"

В конце XXв. человечество вступило в стадию развития, получившую название постиндустриальное или информационное общество. Постиндустриальное общество уникально тем, что его характеризует исключительно...