“Тукай – в наших сердцах” Литературно-музыкальный вечер
материал (5 класс) на тему
Каждый год 26 апреля в Татарстане отмечают день рождение великого народного татарского поэта Габдуллы Тукая. Учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством великого татарского поэта Габдуллы Тукая. Рассказывают его стихотворения, поют песни написанные на стихотворения Г. Тукая, инсценируют отрывок из сказки “Шүрәле”.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tukay_-_v_nashih_serdtsah.docx | 41.1 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГБОУ ”Елабужская школа №7 для детей с ограниченными возможностями здоровья”
Название: “Тукай – в наших сердцах”
(Литературно-музыкальный вечер)
Автор: Ванюшева З.И.
учитель татарского языка и литературы
2015 г.
Цель.1. Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством великого татарского поэта Габдуллы Тукая.
2. Развитие связной речи, выразительное чтение стихотворений, развитие артистических способностей детей.
3. Воспитание любви, уважения к своей Родине, к своему народу, языку посредством художественного слова.
4. Развитие познавательной активности и ценностного отношения учащихся к окружающей действительности, к другим людям и их чувствам.
Оборудование. Портрет Г.Тукая, выставка его книг, рисунки учащихся, костюмы исполнителей ролей Шурале, Былтыр, мальчика и бабочки в стиле старинной татарской национальной одежды.
Дидактическое пространство. Компьютерная презентация «Г.Тукай – в наших сердцах», музыкальное сопровождение к песням «Борын-борын заманда», «Туган тел», инсценировка стихотворения «Бала белән күбәләк», инсценировка отрывка сказки «Шүрәле», аудиозаписи «Звуки леса и пение птиц», «Ржание лошади», «Стук топора».
Подготовительная работа.
- I группа под руководством учителя обсуждает главные проблемные вопросы, которые необходимо раскрыть на мероприятии, изучает биографию поэта, участвует в разработке и составлении сценария.
- II группа заучивает песни «Туган авыл» и «Бала белән күбәләк» на слова Г. Тукая.
- III группа готовит к уроку наглядность.
Ход мероприятия.
Звучит мелодия “Тәфтиләү” .
2 слайд
Учитель. 26 апреля исполняется 130 лет со дня рождения достойного уважения и славы великого сына татарского народа Габдуллы Тукая. Сегодня мы собрались, чтобы ещё раз поговорить о жизни и творчестве великого народного татарского поэта, послушать его стихи, вспомнить сказки.
1 ученик.
Салкын кышлар үтеп
Яз килгәндә,
Җылы яктан кошлар кайтканда,
Туган көнең синең, бөек Тукай,
Тугры халкың итә тантана.
3 слайд
2 ученик. Габдулла Тукай родился 26 апреля 1886 года в маленькой деревне Кушлавыч в семье муллы Мухаметгарифа. Ему было всего 5 месяцев, когда умер отец.
3 ученик. Мама Мамдуда была выдана замуж за муллу деревни Сосна. А маленького Габдуллу временно отдают на воспитание бедной старушке Шарифе, где он не видел ни ухода, ни заботы — терпел одни обиды. Через некоторое время мать сумела забрать сына к себе в деревню Сосна.
4-5 слайды
4 ученик. Но счастье продлилось недолго: мама умирает. Мальчик оказывается круглым сиротой. Местный мулла отсылает его в деревню Училе к деду по матери. Но и здесь он оказался ненужным, так как семья была многодетная и сама жила в очень большой нужде.
6 слайд
5 ученик. Посадив Габдуллу ямщику в сани, отправили в Казань. На Сенном базаре тот ямщик ходил в толпе и выкрикивал: «Отдаю мальчика на усыновление! Бери, кому надо!» Из толпы подошёл мужчина — он и увёл мальчика к себе. Так ремесленник Мухамметвали с женой обрели себе сына.
7 слайд
6 ученик. Года два безбедно прожил Габдулла в этой семье. Но внезапно приёмные родители заболели. «На чьих же руках останется малыш, если мы вдруг помрём. Вернём-ка его лучше обратно в деревню» рассуждали они и проводили его обратно в Училе.
8 слайд
7 ученик. Сироту в сыновья к себе взял крестьянин Сагъди абзый из села Кырлай. Навсегда сохранится в памяти Габдуллы Сагъди абзый в белом переднике, холщовых рукавицах и круглой татарской шапке — как образец трудолюбия, прилежности и мягкости в обхождении.
9 слайд
8 ученик. До девяти лет маленький Апуш жил в деревне Кырлай. С деревенскими мальчишками бегал на речку, на рыбалку. На всю жизнь он полюбил жителей этой деревни, его леса и поля. Здесь он научился грамоте, слушал сказки и предания, ощутил яркость веселого праздника Сабантуй.
10 слайд
9 ученик.
Солнца луч закатный
Осветил Кырлай
Бегал здесь когда-то
Маленький Тукай.
В лес ходил с друзьями
И в вечерней мгле
Слушал о коварном
Старом Шурале.
Учитель. В исполнении учениц 8 класса послушаем песню «Борын-борын заманда».
- Слайд
1.Борын-борын заманда,
Мин әле булмаганда.
Яшәгәнсең урманда
Әкият дөньясында.
Язучыбыз Тукай да
Сине күптәннән белгән.
Начарлык эшләмә дип
Сиңа зур сауак биргән.
Шүрәле, шүрәле, шүрәле,
Әйдә дуслашыйк әле.
Йөрмә әле урманда
Яныма кил әле.
Кети-кети уйнаудан
Башка берни белмисең.
Өйрәтербез күп уен
Әгәр үзең теләсәң.
2. Былтыр кыскан бармагың
Авыртмыймы быел да.
Кешеләрне кытыклау
Юктыр инде уеңда.
Ачуланма, дускаем,
Туп-туры әйтүемә.
Төшенәсеңдер инде
Дөрес эшләмәвеңә.
Шүрәле, шүрәле,
Әйдә дуслашыйк әле.
Йөрмә әле урманда
Яныбызга кил әле.
Кети-кети уйнаудан
Башка берни белмисең.
Өйрәтербез күп уен
Әгәр үзең теләсәң.
(Инсценировка отрывка из сказки Г.Тукая “Шүрәле”).
1 укучы.
Нәкъ Казан артында бардыр бер авыл – Кырлай диләр
Җырлаганда көй өчен тавыклары “җырлай” – диләр.
12 слайд
2 укучы.
Бик матур бер айлы кичтә бу авылның бер егет
Киткән урманга утынга ялгызы бер ат җигеп.
(Егет балтасын тота, төенчеге бар, башында түбәтәй, күлмәк, билбау, кәлүш, йон оек, балакчасы оек эченә тыгылган. Ат туктаган бер тавыш ишетелә.Биленә балта кыстырган Былтыр керә.)
1 укучы.
Тиз барып җиткән егет, эшкә тотынган баргач ук,
Кисә башлаган утынны балта белән тук та тук! (Утын кисү аудтоязмасы) (Былтыр утын кискән хәрәкәт ясый)
2 укучы.
Шундый тын яхшы һавада безнең утынчы алны, арны,
Уңны, сулны белмичә утын кисә.
(Балтасы кулда. Егет эштән бераз туктап тора.)
1 укучы.
Тукта, чу! Ямьсез тавышлы әллә нәрсә кычкыра.
2 укучы.
Сискәнеп безнең егет катып кала аягүрә,
Аңламастан каршысында әллә нинди ят күрә.
13 слайд
(Шүрәле күренә).
Шүрәле: Әй, матур егет,әйдә кети-кети уйныйбыз.Син ни атлы?
Былтыр: Мин – Былтыр. Ә син кем?
14 слайд
Шүрәле: Мин-Шүрәле.Әйдә кети-кети уйныйбыз.
Былтыр: Я ярый ,уйнарбыз.Син башта мине тыңла.Әнә бер бүрәнә ята. Башында ярыгы бар. Син бармагыңны шунда тык, и урман сарыгы.
(Шүрәле кушканны эшли. Былтыр бүрәнәдән чөйне балта белән кагып чыгара).
Шүрәле: (елаган тавыш белән) Кысты,кысты,бармагымны Былтыр кысты.Килегез, ярдәм итегез!
Укытучы: Балалар, бигрәк кызганыч бит Шүрәле, әллә аңа ярдәм итәбезме? (Балалар ярдәмгә килә).
15 слайд
Музыка яңгырый:
Физкультминут. Шүрәле хәрәкәтләр ясый, укучы сүзләрен әйтә.
Шүрәле күзен ачты, (Бармаклар бәлән түгәрәк ясый)
Төпкә дә менеп басты. (Кулларын як-якка җәя)
Уңга - сулга карады,
Унга кадәр санады.
(Куллар белән хәрәкәтләр ясый-ясый 10 га кадә саный)
1, 2, 3 – утырды,
1, 2, 3 – ул торды.
Я ботакка тотынып,
Алды таган атынып.
(Уң һәм сул куллар белән ботакка тотыну хәрәкәтен күрсәтә)
Учитель. Несмотря на то, что прошло немало лет, Габдуллу, оказывается, не совсем забыли.
16 слайд
1 ученик. Габдуллу вспомнила тётя, проживавшая в Уральске. И вот мальчик оказался в этом городе. Обучаясь в медресе и посещая русскую школу, юноша научился многому и постепенно из маленького Апуша начал превращаться в поэта.
17 слайд
Учитель. Габдулла с малых лет любил слушать стихи и народные песни, постепенно и сам начал их писать. День за днём растёт мастерство поэта и он становится известен среди татар как талантливый поэт.
18 слайд
2 ученик. Тукай переезжает в Казань, где создаёт свои замечательные произведения: стихи, сказки, поэмы, рассказы.
Учитель. В раннем детстве Габдулла слушал песни на родном языке, которые пела его мать Мамдуда. Именно тогда будущий поэт проникся напевностью и красотой татарского языка, о чем он позже писал в одном из своих стихотворений:
О, как хорош родной язык, отца и матери язык,
Я в мире множество вещей через тебя навек постиг.
19 слайд
В исполнении учеников 6 класса послушаем песню «Туган тел» Слова Г. Тукая, музыка народная
И туган тел, и матур тел, әткәм-әнкәмнең теле!
Дөньяда күп нәрсә белдем син туган тел аркылы.
Иң элек бу тел берлән әнкәм бишектә көйләгән,
Аннары төннәр буе әбкәм хикәят сөйләгән.
И туган тел! Һәрвакытта ярдәмең берлән синең,
Кечкенәдән аңлашылган шатлыгым, кайгым минем.
И туган тел! Синдә булган иң элек кыйлган догам:
Ярлыкагыл, дип, үзем һәм әткәм-әнкәмне, Ходам!
20 слайд
3 ученик. Казань стала временем расцвета его таланта, временем его человеческой зрелости, временем его славы. Здесь и завершилась его жизненная дорога: 2 апреля 1913 года поэта не стало. Габдулла Тукай умер в расцвете творческих сил и таланта в возрасте 27 лет.
21 слайд
4 ученик. В своих стихах воспевает родной край, природу, родной язык, рассказывает о людях, о том, как они умеют трудиться, как веселятся. Много у него стихов, интересных сказок, рассказов для детей.
Учитель Барысын да беләм мин дип
Мактанырга ашыкма.
Мин башлыйм – син дәвам ит
Шигырьләрне таны да.
22-23 слайды
“Гали белән ...”, “Туган ...”,“Пар ...”, “Бәхетле ...”, “Шаян ...”, “Эш беткәч ...”, “Туган ...”, “Кызыклы ...”, “Яңгыр илә ...” , “Бала белән ...”.
В исполнении учеников 4 класса послушаем песню на слова Г. Тукая “Бала белән күбәләк”.
( Ир бала билбау белән бәйләнгән күлмәк, киң ыштан, түбәтәй кигән. Күбәләкнең иңендә төсле матур шарф, матур күлмәк ).
24 слайд
Укучы . Ой, нинди матур күбәләк.
Әйт, әле , күбәләк
Сөйләшик бергәләп.
Бу кадәр күп очып,
Армыйсың син ничек?
Күбәләк.
Мин торам кырларда,
Болында, урманда;
Уйныймын,очамын
Якты көн булганда.
Укучы.
Ничек соң тормышың?
Ничек көн күрмешең?
Сөйләп бирче тезеп
Табаламсың ризык?
25 слайд
Күбәләк.
Иркәли һәм сөя
Кояшның яктысы.
Аш буладыр миңа
Чәчәкләр хуш исе.
Тик гомрем бик кыска:
Бары бер көн генә, -
Бул яхшы , рәнҗетмә
Һәм тимә син миңа.
Укучы:
Тимим, Күбәләк, тимим, курыкма.Әйдә, уйныйк, китмә инде.
( Күбәләк очып чыгып китә, малай да аның артыннан ашыга).
Учитель. Мы сегодня с вами ознакомились с этапами жизни великого татарского поэта Габдуллы Тукая, который несмотря на жизненные трудности, сумел остаться прекрасным человеком и за совсем короткий, всего лишь за 27 лет, сумел после себя оставить великое наследие народу в виде своих стихов, сказок, поэм и рассказов.
Ребята, спасибо всем, кто принял участие в вечере воспоминаний поэта накануне его 130летнего юбилея. Эта знак уважения и любви великому сыну своего народа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально-литературный вечер, посвященный дню рождения Г. Тукая
Г.Тукайның туган көненә багышланган музыкаль-әдәби кичә үткәрелде. Максаты: бөек шагыйрь Г.Тукай турында белгәннәрен тулыландыр...
Презентация музыкально-литературного вечера посвященный дню рождения Габдуллы Тукая
На презентации были использованы отрывки из стихотворении великого поэта Габдуллы Тукая, а также фотографии детей выступавших на мероприятии....
Литературно-музыкальный вечер «Тукай, в сердце моем!»
Литературно-музыкальный вечер, посвящеенный 100 летию со дня смерти великого татарского поэта Габдуллы Тукая...
Тукай в сердцах наших, Тукай безнен йорэклэрдэ
"Тукай безнен йорэклэрдэ" исемле класстан тыш чара Г.Тукайнын ижатына багышлана. Бу чараны бэйге итеп тэ, Тукай атналыгында чара итеп тэ уткэререп була. Чарага Г. Тукайнын башка эсэрлэрен сэхнэлэштере...
Вечер татарского поэта Габдуллы Тукая
В сценарий входят детские стихи Г.Тукая, сказка о баране и козе....
Музыкально-литературный вечер "Путешествие в страну Тукая" посвящённый 130-летию поэта Г.Тукая.
Музыкально-литературный вечер "Путешествие в страну Тукая" посвящённый 130-летию поэта Г.Тукая. Экскурсия в поэтическую страну включает в себя хореографические композиции "Бала белэн кубэлэк", "Танец ...
«Герои, вы в наших сердцах!» Литературно – музыкальная композиция, посвящённая годовщине вывода войск из Афганистана.
«Герои, вы в наших сердцах!» Литературно – музыкальная композиция, посвящённая годовщине...