Открытый урок по ногайской литературе
план-конспект урока (10 класс) на тему
Аннотация к уроку
«Любовь окутала меня» по повести Сраждина Самединовича Батырова «Сказание об Албаслы»
Общие сведения:
Ф.И.О. учителя – Джумаева Насипхан Заурбековна
Образование – высшее
Педагогический стаж – 6 лет
Должность – учитель родного (ногайского) языка и литературы
Место работы – МКОУ «Нариманская СОШ имени Асанова А.Б.»
Аннотация к уроку
Данный урок разработан и предназначен для проведения в 10 классе. В основу урока положен практико- ориентированный принцип обучения, основанный на формирование у учащихся умений и навыков самоорганизации в учебной деятельности с использованием ИКТ -технологий.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Цели урока:
Ι. Образовательные: проанализировать первую часть повести (зарождение чувств у Албаслы и Айдара, несчастная любовь главных героев); формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы; формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов (иллюстрации и рисунки); обогащать словарный запас.
ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения с образами, данными в легендах; развивать умения обобщать изученное.
ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку.
Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.
Метапредметные результаты:
· регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.
· познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно.
· коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.
На уроке использовалось чередование индивидуальной (самостоятельной) и фронтальной ( коллективной) форм работы, а также выбирались и методы работы на уроке: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация); следующие приемы: диалог, выразительное ролевое чтение, построение кластера, фронтальный опрос, художественный пересказ, синквейн, инсценирование.
Средства обучения: компьютер, проектор, презентация, учебник, иллюстрации к произведению, отрывок вечера памяти С.Батырова, аудиозаписи, наглядный материал ), портрет автора, эпиграф.
Организация учебного процесса была логически выстроена, включала в себя ряд последовательных этапов: от вводно – мотивационного до этапа закрепления и контроля знаний ( рефлексии ). Использование интерактивной доски на каждом этапе позволяло несколько «оживить» содержание темы и эффективнее воспринимать новый материал.
Итогами урока являются достижение учащимися поставленной учебной цели, развитие их познавательной деятельности и совершенствование у них навыков самостоятельной и коллективной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nasulyaurok_rodnogo_yazyka.docx | 43.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока
по ногайской литературе
«Суьйим мени бийлеген»
Сраждин Самедин улы Батыровтынъ «Албаслы акында толгав» деген хикаеси бойынша
«Любовь окутала меня»
по повести Сраждина Самединовича Батырова «Сказание об Албаслы»
Автор: Джумаева Насипхан Заурбековна,
учитель ногайского языка и литературы
МКОУ «Нариманская СОШ имени Асанова А.Б.»
с.Нариман, Ногайский район, Республика Дагестан
Нариман, 2017г.
Деристинъ барысы/ Ход урока
- Уйгынлав заман/ Самоопределение к деятельности (организационный момент)
(слайд 1)
- На ногайском языке начинаем наш урок.
Много нового ты узнаешь здесь, дружок.
Куьн яхшы болсын, аявлы окувшыларым.
Аьлемет ана тилде дерисимизди баслайык.
Коьп аьлемет хабарлар бу деристе айтайык.
- Психологический настрой.
Окытувшы/учитель: Аявлы окувшыларым, буьгуьн бизде ногай адабияттан ашык дерис эм дерисимиз йогары аьлде озсын деп, оны бираз ярасыклайык. Мине мен сизге аямдагы куьннинъ коьзин аявлап бермеге алгасайман. Буьгуьнги дерисимиз сизге тек йылувлык эм наьсип аькелсин. /Дорогие ребята, сегодня у нас открытый урок по ногайской литературе. Я хочу поделиться с вами солнцем и своей улыбкой. А вы передавайте своим друзьям, теперь начнем наш урок. Желаю, чтобы сегодняшний урок принес вам только тепло и радость/.
II. Уьйге берилген исин тергев (мырад: Уьйге берилген исин тергев, янъгы тема уьстинде ислемеге аьзирлев) /Проверка домашнего задания (задачи: проверка домашнего задания, актуализация и «выход» на объяснение нового материала)
III. Янъы тема уьстинде ислев/ Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Окытувшы: Аявлы, балалар. Буьгуьн сиз 15-16 ясынъызда, ама аьр биримиз бала шактан эм бу таьтли шагымызда тетелеримиз, энелеримиз бизге туьрли хабарлар айтып, коркытпага суьетаган эдилер. Мени болса коьп заман Кызыл коьз бен коркытатаган эдилер, а сизди ше?/Все мы родом из детства и в детстве взрослые любили пугать нас разными рассказами. Меня часто пугали существом «Кызыл коьз», однако до сих пор я не могу представить как оно выглядит. А вас пугали чем-либо?/
(балалардынъ яваплары/ответы учащихся: Кишкей заманнан алып меним эсимде шайтаннынъ акында хабарлар. Энемнинъ соьзине коьре, шайтан янып турган отка кылыксыз балады атып, таслап кеткен./ С детства в моей памяти осталась история о том, как черт бросил в горящий котел непослушного ребенка/.
А меним эсимде Албаслы акында хабарлар. Тетем айтатаган эди, кеше олардынъ арбасынынъ артыннан орманман Албаслы шапканы. /А в моей памяти живут истории об Албаслы. Помню как бабушка рассказывала, как ночью за их арбой гналась длинноволосая женщина, с вывернутыми назад ступнями/
Окытувшы/учитель: Балалар, бизим выставкамызда шоьл оьсимлиги бар. Оны коьргенде эсинъизге не зат келеди? /Ребята, посмотрите, на нашей выставке есть растение степи. Что оно вам напоминает?/
(яваплар/ответы : карт анайдынъ шашлары, карттынъ сакалы, Албаслыдынъ шашлары/седые волосы старушки, борода старца , волосы Албаслы)
Окытувшы/учитель: Кайтип ойлайсынъыз кимге бизим дерис багысланган? /Как вы думаете, кому будет посвящен наш урок?/
(яваплар/ответы: Албаслы акында деп ойлайман/ думаю, урок посвящен Албаслы)
Слайд 28
Окытувшы/учитель:
Буьгуьн бизим дерисимиз
Албаслыдынъ акында
Коркыныш бар,
Билесинъиз, балалар, онынъ атында.
Узын ап-ак шашлары
Табанына етеди.
Оны коьрген аьдемнинъ апаты савлай кетеди.
Уьйкен, кыйсык аяклары
Айлак куьшли шабады.
Суьйинишке Албаслы
Бурын заман яшаган.
Аьлиги бизим заманда
Онынъ тек аты калган.
Окытувшы/учитель: Ногай язувшылардынъ ишинде «Албаслы» акында ким язган? /В каких произведениях вы встречались с Албаслы?/
(яваплар/ ответы: К.Кумратова «Танъ манъында» - кавгадан сонъ пише Албаслыдай болып балаларына азык-туьлик табатаган эди.«Эдиге» акында эпоста расамыз, онда Эдигедынъ анасы Албаслы эди/ В поэме К.Кумратовой «Танъ манъында», в эпосе «Эдиге»
2.Кластер туьзуьв./ Составление кластера. Слайд 29
Окытувшы:Балалар, биринши кере аьдемди коьргенде, неге бириншилей караймыз? (кийимине, юзине)/ Ребята, когда вы впервые видите человека, на что сначала обращаете внимание? (Внешний вид, одежда…)/
Окытувшы:Аьдемди аьруьв этип таныр уьшин тек бу нышанлар болама? (болмайды)/ Чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков? (Нет)/
Окытувшы:Аьлиде неге карамага керек, аьдемди аьруьв этип билер уьшин? (онынъ куллыкларына, халкка кайтип коьмек этетаганы)/ На что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать незнакомца? (На поступки, на отношение к окружающим людям…)/
Окытувшы:Кайтип ойлайсынъыз неге бу затларга маьне беруьв керек? (бу баьри затка да эс берсек, биз аьдемди кайдай экенин анълаймыз, кайдай / Для чего нужно обращать внимание на все это? (Чтобы, понять: что из себя представляет этот человек, какими нравственными качествами обладает…)/
Соны ман тоьмендегиндей схема туьзиледи/ Выстраивается схема. /
Окытувшы/учитель: Аьперим, балалар. Албаслы бизим баьримизге де белгили, тек С.С.Батыровтынъ асарында янъы келбет болады. Ол кайдай болган экени, неге бириншилей маьне бермеге кереги акында биз асарды актарув бойынша куллык эткенде? (суьврети) /Молодцы! Албаслы – это всем нам знакомый образ, но новый для нас персонаж из произведения С. С.Батырова. Чтобы понять, что из себя она представляет, на что мы будем обращать внимание, когда вновь будем перечитывать это замечательное произведение? (На портрет, на поступки…) /
IV. Окув мырадын салув. Постановка учебной задачи.
Окытувшы/учитель: Албаслы оьзининъ акында бир затта айтып болмаганга себеп, онынъ акында ой энгимелерден эм таварыйхлардан белгили болады. Суьйим деген не экенин билгенме, суьйим сезимлери онда болганма?! Балалар, дерисимздинъ темасын белгилейик
Албаслы эм суьйим.
/Поскольку Албаслы о себе ничего рассказать не может, представление о ней складывается из легенд и преданий, в которых она чаще всего – отрицательный образ. Были ли присущи ей чувства, могла ли она любить? А теперь давайте попробуем сформулировать тему урока.
Образ Албаслы и любовь./
Окытувшы/учитель: Дерисимизтинъ темасыннан себеп, кайтип ойлайсынъыз, кайдай мырад салмага болады? /исходя из темы, скажите, какие цели на этом уроке вы можете поставить перед собой (анализировать произведение, делать выводы, оценить поступки главных героев, обогащать словарный запас, уважать мнение собеседника)
IV. Янъы билимди ашув. Проект этуьв./ Открытие нового знания. Построение проекта выхода из затруднения.
Окытувшы/учитель: Балалар, Албаслыды кайтип суьвретлемеге боласынъыз?/Ребята, охарактеризуйте Албаслы/
Окытувшы/учитель: Коьресинъизбе, балалар: келбет бирев, ама ой онынъ акында коьп./Посмотрите: герой один, а мнений о нем много. Попробуем разобраться, что из себя представляет этот персонаж/
1.Эпиграф. слайд 30
Окытувшы/учитель:Дерисимизге эпиграф этип С.Батыровтынъ «Су.вине алал болган –Албаслыды да суьер» деген сорьзлерди алгамыз. /Эпиграфом к уроку мы взяли слова С.Батырова «Преданный своей любви – тот и Албаслы ( женщину лесную (женщину-ведьму) полюбит./
2. Текст пан ислев/Работа с текстом. Достижение понимания на уровне содержания/
-Асарга эпиграф берилген. Окынъыз эпиграфты эм асарда айтылаяк хабар нединъ акында экенин айтынъыз./ К произведению есть эпиграф. Прочитайте его и скажите о чем пойдет речь?/
3.Рассказ отрывка стр. 292-295.
Окытувшы/учитель: Мен хабарлаган кесектен бас келбет ким экенин айтпага боласынъызба? /Из рассказанного мной отрывка , как вы думаете кто главные герои ?/ (яваплар/ответы: Айдар, Албаслы, табиат/Айдар, Албаслы, природа)
Окытувшы/учитель: Неге табиат? /Почему природа?/ (яваплар/ответы: Неге десе табиат пан Албаслыдынъ келбети айырылмайды. Албаслы – табиат аьвлети./ Природа – основа Вселенной, основа жизни. Без нее немыслимо существование жизни на земле. Природа и Албаслы неразрывно связаны между собой. Каждое мгновение жизни Албаслы проходит на природеглавная героиня тонко чувствует эту связь./)
Окытувшы/учитель: Текстан Албаслыдынъ суьвретлевин тавып окынъыз./Найдите в тексте описание Албаслы/
«…Ак кар бойлап, ак шашын яйып ак яювга оранып, яланъаяк, яланъбас бир кыз сувда юрген аккувдай созылып шыкты. Аьр абыт алган сайын кар сакырдайды. «Албаслы!» деген ой тынък деп басына келди.Кыскаяклыдынъ коьзлери йылтындай болып яркырап кеттилер. Хайранлы назары ман кыз кадалып токтады…»
Соьзлик ис/ Словарная работа: хайранлы – сейирли- слайд 31.
Окытувшы/учитель:Автор Албаслыдынъ берген келбети мен сизге айтылган хабарлардынъ арасында усасув барма? /Автор дает нам описание Албаслы. Схоже ли оно с вашим представлением?/ (яваплар/ответы: Йок, мага айтылган хабарларда Албаслы эрши, сийрек ак шашлы, яман болып бериледи./Нет. В описании автором Албаслы и тех рассказах, которые нам рассказывали взрослые очень отличаются.)
4.Инсценирование 1-ой встречи главных героев .
Окытувшы/учитель: Кайтып ойлайсынъыз не зат ойлады Айдар? Кайдай ойлар онынъ басына келдилер? /Как вы думаете что чувствовал Айдар после этой встречи?/(Яваплар/ответы:Айдар оьзин куьнали этип санады. Ол оьзин Албаслыга бек керекли деп санады. /Айдар почувствовал себя виноватым в том, что выстрелил из ружья в Албаслы, он считал, что необходим ей и думал, как же ей помочь/
5.Пересказ отрывка стр.297-299
6.Соьзлик ис/ Словарная работа. Кобан сандык – кийшкей- маленький- слайд 32
-Тойынъызга нагашакай Шока авылдан ортеке ойнайтаган домбырашы картты да эртеректен шакырган. Келмеге соьз берген. А мен оьртекеди бир неше кере тойда коьргенмен. Калай кужыр эм ярасык ойыншык.
Слайд 33.
Окытувшы/учитель: Балалар, сиз ортекеди коьргесинъизбе?/Ребята, а вы видели ортеке?/(яваплар/ответы: коьргемиз, Терекли-Мектеб авылынъ краевед музеинде бар, Ногай патшалык саз алатлар откестринде А.Романов ортеке ойнайды /да, видели в Терекли-Мектебском краеведческом музее, на концере Ногайского государственного оркестра народных инструментов А.Романов играл на домбре и ортеке/)
7. Оьртеке акыннан С.Батыров анълататаганын видеофрагментын карав/ Просмотр видеофрагмента – слайд 34.
Окытувшы/учитель:Аьли биз сизи мен ортекеди калай С.С.Батыров Дагыстан телевидениесында анълататаганын кайраймыз./Ребята, предлагаю вам просмотреть видеофрагмент, где на Дагестанском телевидении С.Батыров объясняет что такое ортеке./
8.Физкультминутка.
Тыншаюв такыйка ортеке ойнав астында озады/На нашем уроке есть гость артист ансамбля «Айланай» Д.Караев, он сыграет нам на домбре и покажет нам ортеке, а мы под звуки домбры отдохнем/.
9.299-300 беттеги кесекти хабарлав.Пересказ отрывка.стр 299-300
Окытувшы/учитель: Бу кесекке кайсы такпак келиседи?/Какая ногайская пословица подходит к этому эпизоду? /(яваплар/ответы: Йолланган сонъ ерине ет /Раз сел на коня, дойди до места назначения)
10.Хабарды окув. Чтение текста.
Окытувшы/учитель:Неге ол агашлыкка бурылды?/Почему он повернул своего коня в сторону леса?/(яваплар/ответы: Неге десе ол коьп заманнан бери Албаслы ман йолыгысты юрегинде куьтип туры эди. / Айдар долгое время хотел встретиться со своей возлюбленной Албаслы)
11.Экинши йолыгысты рольлер мен окув. Чтение по ролям 2-ой встречи.
12. Рольлер мен окылган кесекти анализ этуьв. Анализ отрывка, прочитанного по ролям.
Окытувшы/учитель: Бу йолыгыстан сонъ, биз Айдар ман Албаслыдынъ арасында уьйкен таза суьйим тувды деп айтпага боламыз. Кайдай соьзлер табады Айдар, кайтип ол оьзининъ суьйимин еткереди? /После этой встречи мы с уверенностью можем сказать, что между Айдаром и Албаслы зародились большие и светлые чувства. Как Айдар признается в любви, какие слова он находит? Найдите в тексте слова, которые наиболее близко передают его любовь/ (яваплар/ответы: юрегимнинъ салкыны, тамырымнынъ оьзеги, суьйгеним, яным, мага сен керек, меним сенсиз яшавым йок).
Окытувшы/учитель: Мине сондай соьзлер айтады Айдар, оннан баска болып неше кере де орманга барып,Албаслыды излейди, шакырады. Тек не болсада Албаслы Айдар ман обмирин косып болмаягын анълайды. Олар бактыларын косып болмаягын биз кайдай соьзлерден анълаймыз?/Албаслы прекрасно понимает, что у этих чувств нет будущего. Какие она говорит слова? /(яваплар: Мен орман кызы, скни халк анъларма, мени халк ойлап шыгарган, а сен дуныяга энген инсан, мен табиаттынъ эркин юоген аьвлети).
Окытувшы/учитель:Айдардынъ суьйими кайдай куьшли болсада, ол соьзин бузбады, айттырган кызы ман тойды озгарды. Эсинъизде болса ол кыз айттырган эди. Кайдай аьлде Айдардынъ тойы озганын биз сизи мен эндиги деристе караякпыз эм сизге уьйге проект ислер аьзирлеп келмеге керек ногай той аьдетлери акында. /Какой бы сильной любовь Айдара не была, он сыграл свадьбу с девушкой, которую заставал, но Албаслы жила в его сердце и мыслях. Как прошла свадьба Айдара, прищла ли на нее Албаслы и какие явления на ней произошли мы узнаем на следующем уроке. А вам необходимо подготовить проектную работу о ногайских свадебных традициях и обычаях. /
13. 309 беттеги кесекти хабарлав. Рассказ текста стр.309.
14.С.Батыровтынъ 60-йыллык эстелик кешликтеги виднофрагментти карав. Просмотр видеофрагмента с вечера памяти С.Батырова. – слайд 35
15.Эпиграфка кайтув. Возврат к эпиграфу – слайд 36
Окытувшы/учитель: Айдар авылга кайтпады, акылдан сакан деп айттылар онынъ акыннан. «Суьювине алал болган – Албаслыды да суьер» , - деп койганлар. Бу эпиграфты кайтип анълайсынъыз? Неге автор бизди шакырады оьзининъ асары ман эм эпиграфы ман?/ Эпиграфом к уроку мы взяли слова С.Батырова «Преданный своей любви – тот и Албаслы ( женщину лесную (женщину-ведьму) полюбит. Как вы понимаете смысл этих слов. К чему автор призывает своим произведением и этим эпиграфом?/(Яваплар/ответы:Мага коьре С.Батыров бу асар ман бизге суьймеге кимди де болады эм бизим суьйгенимиз аьр дайымда баьриннен де ыспайы, акыллы болады, тек суьйгенде юзине, бетине, кийимине карамай, ишки дуныясына карап, оны анълама керегин анълатады. С.Батыров своим произведением доказывает, что полюбить можно кого угодно, даже того, кем часто пугают. Ведь когда влюбляешься в человека, он становится для нас самым умным и красивым, все недостатки вмиг исчезают. Автор призывает не смотреть на внешность, на то, как человек одет, а на внутренний мир и внутреннюю красоту человека.
16. С.Батыровтынъ суьвретлерин анализ этуьв. Анализ картин – слайд 37
Окытувшы/учитель: Асардан баска болып Сраждин Самедин улы Батыров бир неше суьврет ясаган. Мине суьвретлерге карап, айтынъыз кайсы белиседи асардагы берген суьвретлев мен./ Кроме своего произведения, С.Батыров написал ряд картин с одноименным названием. Посмотрите на них, вспомните описание данное в тексте и скажите чем сходи и какая из картин больше подходит ?/(яваплар/ответы:Биринши йолыгыска – биринши суьврет келиседи, ама экинши йолыгыс язлыкта болганга себеп ога экинши суьврет келиседи. Эки суьвретте де Албаслыдынъ мунълы каравы, ак шашы, ак кийими, ай астында олтырганы. Описанию первой встречи подходит первая картина, так как события разворачивались зимой, а ко второй- вторая картина, потому что встреча произошла весной, когда степь покрылась яркими цветами. Говорить, что первая или вторая подходит больше мы не можем, на обеих картинах автора она изображена в белом платье, с распущенными длинными волосами и грустным взглядом. Такое описание образа дает С.Батыров и в произведении)
V.Деристинъ тамамы. Итог урока. Включение нового знания в систему.
Окытувшы/учитель: Биз сизи мен асарды актардык, эндиги жанрына коьре кайтип белгилеме болады оны?/К какому жанру его можно отнести?/(яваплар/ответы:Мен бу асарды энгиме, таварых, эртеги деп белгилеме боламан, ама бу адабият шыгарма болганнан сонъ хикае деген ойга да токтасаман. Данное произведение можно считать сказкой, мифом , легендой, но я склоняюсь к тому, что это повесть).
Окытувшы/учитель: Кайсы орыс язувшылардынъ шыгармалары С.Батыровтынъ асары ман усасып келеди? /Какие произведения русских авторов похожи с повестью С.Батырова?/(яваплар/ответы: Н.В.Гоголь «Вий», А.Куприн «Олеся», М.Горький «Легенда о Данко»)
VI. Оьз алдына куллык. Самостоятельная работа с проверкой.
Окытувшы/учитель: Балалар, биз сизи мен Айдар ман Албаслыдынъ суьювине келискен синквейн туьземиз. /Составьте небольшую характеристику необычной любви Албаслы и .Айдара, используя материалы сегодняшнего урока в виде синквейна/
Слайд 38. Соьзлик ис. Словарная работа. Синквейн – ол ятлав, тек оны туьзер уьшин схема эм правило бар. Синквейн –это непростое стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 сыдыра – бирге болып болмайтаган суьйим акында /1 строка – фраза о несчастной любви героев./
2 сыдыра – суьйгенлерге сорав береди./2 строка – содержит вопрос к влюбленным/
3 сыдыра – оьзининъ ойына коьре асардынъ эпиграфина келиседи./3строка- по смыслу подходит к эпиграфу произведения/
4 сыдыра – «юрек» эм «бозлав» деген соьзлермен кулланмага /4 строка – использовать слова «сердце» и «плач»/
(Эки суьйген бирше болып болмаса
Наьсип йокты. Неге керек бу яшав?
Суьйим оты бирше болып янмаса
Юрек йыры йырлаганда тап бозлав)
2. Окытувшы/учитель: Аьперим, балалар. Биз дерисимиздинъ басында Сраждиннынъ оьнерлери акында айтканда бокшага аьзир кагытларды салдык. Эндиги мине боксады байлаймыз эм Сраждиннынъ бизге калдырган байлыгын йойытпай саклап, келеектеги несиллерге калдырайык деп, ниет этейик. /Ребята, в начале урока мы сложили наши заготовки в мешочек, сейчас мы его завяжем, чтобы то культурное наследие, которое нам оставил С.Батыров не было утеряно, чтобы мы его приумножали и передали будущим поколениям/
VII. Рефлексия. Рефлексия деятельности.
Окытувшы/учитель: Балалар, сизге дерис ярадыма?/Ребята, вам понравился наш урок? Что вам запомнилось?/
Окытувшы/учитель: Аявлы окувшыларым, буьгуьнги дерис сизинъ эсинъизде калар деп ойлайман. Ногайымыздынъ арасында сондай оьнерли аьдемнинъ аты бирге соьнмеек, онынъ ясаган суьвретлери, язган ятлавлары, «Албаслы акында толгав» деген асары, «Айланай» ансамбили бизим саниятка, маданиятка уьйкен байлык. Ол ногай халкын, ногай аьдетлерин бек суьйген, соннан себеп, бу асарында да халк авызлама яратувшылыкты да, бурынгы аьдетлерди де коьрсетеди. Сраждиндай аьдемлер ногайымызда коьп болсын./Дорогие мои, ученики. Я очень надеюсь, что сегодняшний урок останется в вашей памяти надолго. У нашего малочисленного народа есть такая «звезда», имя которой «Сраждин», она никогда не потухнет. Сраждин навечно в памяти своего народа. Он прожил всего 40 лет, но за этот короткий срок он сделал для своего народа все, что было в его силах. Картины, оставленные им, стихи, повесть, Ногайский государственный фольклорно-этнографический ансамбль «Айланай» это большое богатство. Он очень любил свой народ, свою степь, чтил наши обычаи и традиции, поэтому эта любовь ко всему вышепересичленному красной нитью проходит в его повести «Албаслы». Пусть у нашего народа будет еще много таких сынов, как Сраждин Самединович Батыров./
2.Белги салув. Оценивание ответов учащихся.
VIII. Уьйге ис/ Информация о домашнем задании – слайд 39
1.С.Батыров халкы уьшин кайдай куллык эткени акында излев куллык аьзирлемеге; /Вклад С.Батырова в развитие культуры ногайского народа/
2.Бурынгы ногай той аьдетлери акында , аьел мен байланыслы аьдетлер акында билуьв;/Подготовить проектную работу о свадебных обрядах и обычаях, традиции, обычаи и обряды связанные с сесмьей, рождением ребенка/
3.Хикаеди хабарламага, б.292-303 /пересказ повести стр.292-303/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русской литературе . В.Шукшин Рассказы .
Работа над текстами рассказов В. Шукшина на уроке внеклассного чтения. Урок посроен на основе групповой работы по методу Рахимова....
открытый урок - исследование по литературе в 5 классе по творчеству К.Паустовского "Теплый хлеб"
тема урока "Дорога добра"+представление презентации к уроку. исследовательский метод обучения сейчас актуален. я проводила этот урок на городском семинаре учителей русского языка и литературы и получи...
Открытый урок по родной литературе 10 класс "П.Н.Тобуруокап ырыа буолбут хоһоонноро"
Урок внеклассного чтения с объяснительно-иллюстративным методом, использованием аудиопрослушивания и мультимедиа. Авторский образовательный ресурс «П.Н.Тобуруокап ырыа буолбут хоһоон...
Открытый урок по музыкальной литературе "Вокальное творчество М.И.Глинки"
Открытый урок с учащимися третьего года обучения по музыкальной литературе....
Открытый урок по русской литературе Тема урока: Стихотворение В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»
Cтихотворение В. В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»...
Открытый урок по русской литературе в 8 классе "Уроки доброты".
Открытый урок в 8 «Б» классе «Уроки доброты» ( по рассказу В. Распутина « Уроки французского»)Цель урока:- познакомить учащихся с творчество...
Конспект открытого урока по музыкальной литературе. Тема урока: "Жизнь и творчество Дмитрия Дмитриевича Шостаковича". 4 г.об.
Повторение пройденного материала, развитие навыка эстетического восприятия музыки,знакомство с жизнью и творчеством известного композитора....