Фарн уаем бадзураед
план-конспект урока (8 класс) на тему
План конспект открытого урока в 8 классе на тему "Обращения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
farn_uaem_badzuraed.docx | 34.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Урочы цыд.
- Мотиваци
Фарн уæм бадзурæд æрбацæуджытæ!Уæ хорзæхæй уæхи арцæттæ кæнут нæ урочы фæзилæнтæм.
Цы мæ уын цы зæгъы мæ зæрдæ? Куыд æмбарут ацы ныхæстæ?
Байхъусæм ма чысыл хъусынгæнинагмæ. Википеди ацы дзырд куыд æмбарын кæны, уымæ.
II Фарн(Макеева Илона ) — от древнеиранского — hvarnah, то есть искаженное название древнеиранского божества Хварно. Так называли это божество сарматы (скифы) на своем диалекте. Обычно это божество трактуется как материальное воплощение животворящей силы Солнца, божественного огня, божественная сущность, приносящая богатство, власть и могущество. Часто Фарн выступает и как некая абстрактная сакральная благая идея, и как конкретный материальный символ, божественный персонаж. Обычно в мифологии Фарн имеет общие атрибуты с едой, которая часто в иранских языках обозначается тем же словом или его производными. Например, упоминание этого имени встречается при совершении современного традиционного осетинского[1] застольного обряда[2] — в одном из тостов, произносимых в строгой последовательности, следует обращение к «„Фарну“ вселенной» с просьбой дарования счастья. Иногда Фарн выступает и как добрый дух — хранитель домашнего очага. В некоторых случаях под Фарном понимается счастье, доля, судьба, то есть он в этом смысле сопоставим с аналогичными богами греческой и римской мифологии — Тихе, Фортуна. Фарн часто выступает как символ царской власти.
В мифах и преданиях иранских и родственных им по культуре народов Фарн связывается с образами животных и птиц. В частности, в мифах Фарн часто представлялся в виде сокола Варгана, поэтому считалось, что амулеты из птичьих перьев способны приносить удачу и защищать его владельца как в этом, так и в потустороннем мире. У ряда народов, воспринявших древнеиранскую культурную традицию, например у сарматов (скифов), широкое распространение получил образ барана, как воплощение Фарна, а также иногда газели или оленя. Широкое распространение изображение барана как символа Фарна получил в Кушанском царстве, Согде и Бактрии[3].
В романе Генри Лайона Олди "Я возьму сам" описывается человек, случайно и по большому счету по ошибке получивший фарн иранских шахов, и ставший таким образом шахом.
Куыд æй бамбæрстат цы у фарн, уый? Слайд №2
Тынг уæрæх нысан ис ацы дзырдæн, куыд уынæм афтæмæй. Хуры тых, кæцы дæтты хъæздыгдзинад, æлдариуæг, хъомыс (могущество). Цыдæр æрвон тых, дæтты амонд. Слайд №3
Ай ма у арфæйы дзырд, уæздан дзырд. Цавæр уæздан дзырдтæ ма зонут…
Иннæ адæмтæй бердзенæгтæм уыди «Золотое руно». Уый уыди æлдариуæджы, хъæздыгдзинады символ. Слайд №4.
Лæмбынæг ма æркæсæм ацы хъуыдыйадтæм, грамматикон æгъдауæй. Слайд №1
Исты радыдтытæ сæ ис цымæ? (къæдзыгтæ сæ нæй) Æмæ дзы цæмæн хъæуы кæдзыгтæ? (сидæн æмæ бавæргæ дзырдтæ фæбæрæг кæныны тыххæй.)Уæдæ уын , æвæццæгæн зын нæй абоны нæ грамматикон темæ зæгъын? Нæ урок у тематикон. Æмæ дзурдзыстæм уæздан дзырдты тыххæй.
Нæ размæ лæууы ахæм хæстæ:
- Цыбырæй нæ зæрдыл æрлæууын кæнæм цы зонæм сидæнты æмæ бавæргæ дзырдты тыххæй. Блиц опрос кæрæдзийæн фарстатæ дæттын.
- Дзырдуатон куыст бакæнын.
- Хъомыладон фарстатыл æрдзурын
- Царды куыд пайдагонд цæуы сидæнтæй, бавæргæ дзырдтæй , уæздан дзырдтæй.
Проблемæ: Слайд №5
- Уæ бон у иртасын сидæнтæ æмæ бавæргæ дзырдтæ; пайда кæнын ?
- Раст нæ уыдзæн нæ зæрдыл сæ куы нæ æрлæууын кæнæм цы рацыдыстæм сидæнты, бавæргæ дзырдты тыххæй , уый.
Кæрæдзийæн ма раттут фарстатæ?
Цавæр бавæргæ дзырдтæ зонут? Фылдæр чи ранымайдзæн.
Уыдонæй кæцы тæ сты уæздан?
- Кусæм даррдæр. Хæдзармæ уын уыд лæвæрд хæс. Нæ зæрдыл æй чи æрлæууын кæндзæн? – рафыссын литерæтурæйæ цы уацмыстæ рацыдыстæм уыдонæй, кацыйæ уæ фæнды уымæй, сидæнтæ æмæ бавæргæ дзырдтæ. Бавæргæ дзырдтæ иу ахуырдзау фысдзæн фæйнæгыл.
Дæнцæгтæ æхсæн уæздан дзырдтæ ис? Зæрдæйæн æхсызгон сты æви не сты.
Æз дæр ма сыл бафтаудзынæн. Слайд №7
- «Ситуацитæ»
Нæ иннæ хæс схуыдтон «Ситуацитæ».
Спайда кæнын сидæнтæй, бавæргæ æмæ уæздан дзырдтæй ахæм ситуациты: «Кафейы» (рестораны), «Къласы», «Хæдзары», «Боныхъæдыл адзурæм». Цавæр уæздан дзырдтæй у уæ бон спайда кæнын: уæ хорзæхæй, табуафси, дæ рынтæ дын бахæрон
Куыд уæм кæсы, цы уæздан дзырдтæй спайда кодтат уыдон зæрдæйæн æхсызгон сты? Ж.Дюмезиль тынг дис кодта ацы уæздан дзырдтыл «дæ рынтæ дын бахæрон». Рæсугъд дам у францаг æвзаг , фæлæ дзы нæй ахæм диссаджы ныхæстæ «дæ рынтæ бахæрон»
- Кæм ма пайда кæнынц уæздан дзырдтæй Телеуынынады, арæх фæдзурынц Фарн уæм бадзурæд. «Трамвайы». Видеонывтæ.
- Байхъусут æмæ фæнысан кæнут сидæнтæ, бавæргæ дзырдтæ.
- Нæ къласы цы номæй дзурынц кæрæдзимæ?
- Хатдзæгтæ
- Хæдзармæ куыст. Диктантмæ бацæттæ кæнын
Ахуыргæнæг : Хуыдæлты Мæдинæ
Таймуразы чызг.
Дзæуджыхъæу 2014 аз
Фарн — от древнеиранского — hvarnah, то есть искаженное название древнеиранского божества Хварно. Так называли это божество сарматы (скифы) на своем диалекте.
Обычно это божество трактуется как материальное воплощение животворящей силы Солнца, божественного огня, божественная сущность, приносящая богатство, власть и могущество. Часто Фарн выступает и как некая абстрактная сакральная благая идея, и как конкретный материальный символ, божественный персонаж. Обычно в мифологии Фарн имеет общие атрибуты с едой, которая часто в иранских языках обозначается тем же словом или его производными. Например, упоминание этого имени встречается при совершении современного традиционного осетинского[1] застольного обряда[2] — в одном из тостов, произносимых в строгой последовательности, следует обращение к «„Фарну“ вселенной» с просьбой дарования счастья. Иногда Фарн выступает и как добрый дух — хранитель домашнего очага. В некоторых случаях под Фарном понимается счастье, доля, судьба, то есть он в этом смысле сопоставим с аналогичными богами греческой и римской мифологии — Тихе, Фортуна. Фарн часто выступает как символ царской власти.
В мифах и преданиях иранских и родственных им по культуре народов Фарн связывается с образами животных и птиц. В частности, в мифах Фарн часто представлялся в виде сокола Варгана, поэтому считалось, что амулеты из птичьих перьев способны приносить удачу и защищать его владельца как в этом, так и в потустороннем мире. У ряда народов, воспринявших древнеиранскую культурную традицию, например у сарматов (скифов), широкое распространение получил образ барана, как воплощение Фарна, а также иногда газели или оленя. Изображение этих символов на одежде человека зачастую свидетельствовало о принадлежности его к царскому роду. Широкое распространение изображение барана как символа Фарна получил в Кушанском царстве, Согде и Бактрии[3].
В романе Генри Лайона Олди "Я возьму сам" описывается человек, случайно и по большому счету по ошибке получивший фарн иранских шахов, и ставший таким образом шахом.
1. Оргмомент
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Дæ фарн бирæ, ирон сылгоймаг!»
тема урока осетинского языка в дифференцированных группах: "Будь счастлива, женщина!"Тип урока: Изучение нового с творческой деятельностью учащихся на уроке.Женщина не только продолжение р...
Ныхасы – тематикон урок ( Ироон æвзаг 10 – æм къласы ) Темæ: « Зæххы фарн адæмы фарну.»
Темæ: « Зæххы фарн адæмы фарну.» ( Миногонæй зонындзинæдтæ сфæ...
Мад æмæ къонайы фарн.
Статья по произведению Васо Малиева "Дом Сурме"....
ИРОН ФАРН
традиции Осетии...
Хорз фидæн - фыдæлты фарн.
Главной задачей урока является воспитание у учащихся ценностного отношения к жизни. Урок составлен на основе любви к Родине, к Отечеству, к родному краю, прививает патриотизм....
Темæ: «Адæмы фарн бирӕ у!» Тӕрхонгӕнӕг уӕхӕдӕг ут!
Урочы нысантæАдæймаг рæсугъд цæмæй вæййы, уый равзарын. Скьоладзауты ахуыр кӕнын раст цӕстӕнгасӕй кӕсын ирон ӕгьдӕуттӕм,ӕмбарын сын сӕ актуалондзинад ныры царды. Зӕлийы фӕлгонц равзарын.Ур...
ЭТНОГРАФИЗМ БУЛАРАК ХАЛЫК УЕНЫ АТРИБУТИКАСЫ (“12 таяк” уены мисалында).
Кеше бәләкәй чактан ук төрле хәрәкәтле, сүзле, җырлы, биюле уеннар белән тыгыз бәйләнештә яши. Алар күңел ачу, ял итү, танышу-кавышу кебек функцияләрне үтәү максатыннан уйналырга мөмкин. У...