Существительные 4 и 5 склонения латинского языка
методическая разработка на тему

Лизунова Светлана Сергеевна

Представлена часть методической разработки по дисциплине "Основы латинского языка с медицинской терминологией" по теме "Существительные 4 и 5 склонения", которая может пригодиться преподавателям латинского языка медучилищ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_4-5_skl._lat._yaz.docx63.9 КБ

Предварительный просмотр:

Автор:

Лизунова С.С.  преподаватель иностранных языков

                          высшей квалификационной категории

                          ГОУ СПО МУ № 13

Рецензенты:

Семенюк Г.Ф.  преподаватель английского языка

                         2-й квалификационной категории

                         ГОУ СПО МУ № 13

Кубрина И.А.  преподаватель иностранных языков

                         высшей квалификационной категории

                         МОУ СОШ с углубленным изучением

                         отдельных предметов п. Киевский

                                                                    Составлено в соответствии с  

                                                                    Государственными требованиями

                                                                    к минимуму содержания и уровню

                                                                    подготовки выпускника

                                                                    по специальности:  

                                                                    060109 «Сестринское дело»-51

 

                                                                   Предназначение:  для практического

                                                                                                  занятия  

Рассмотрено и одобрено на заседании Предметно-цикловой комиссии

Общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Протокол  №   ______

«____» ___________________  2011 г.

Председатель ПЦК  _________________  

Согласовано на методическом совете ГОУ СПО МУ № 13

Протокол №  ________

«______» _________________  2011 г.

Заместитель директора по УМР

___________________________________  

                                             Пояснительная записка 

           Методическая разработка по дисциплине  «Основы латинского языка и медицинской терминологии» по теме «Существительные 4-го и 5-го склонения» предназначена для проведения 2-х часового занятия (90 минут) по данной теме на 2-м курсе медицинского училища в рамках программы СПО по подготовке специалистов по специальности  060109  «Сестринское дело» 51.

         Данная методическая разработка составлена с учетом методических рекомендаций Белогуровой В.А., ведущего научного сотрудника научно-исследовательского центра ММА имени И.М. Сеченова.

         Материалы данной разработки могут быть использованы как для проведения традиционного урока под руководством преподавателя, так и урока, основанного на самостоятельной работе студентов в аудитории, так как для этого имеется «Основа ориентировочных действий для студентов» (ООД), эталоны ответов для заданий, новый теоретический материал и указания на параграфы в которых находится необходимый теоретический материал для повторения, чтобы ответить на поставленные вопросы и выполнить задания.

        Схема ООД и материалы разработки могут быть использованы для самостоятельного освоения материала данной темы студентами, пропустившими занятие.

        Цель создания данной разработки – дать преподавателю достаточный материал для проведения занятия по теме: «Существительные 4-го и 5-го склонения» и предоставить свою версию проведения урока.

       Разработка состоит из 6 блоков:  «Организационно-методический блок»  и  5  приложений:  Приложение № 1 – «Информационный блок»;

                         Приложение № 2 – «Наглядные пособия»;

                         Приложение № 3 – «Раздаточный материал»;

                         Приложение № 4 – «Блок контроля»;

                         Приложение № 5 – «Внеаудиторная самостоятельная работа

                                                             студентов».

При необходимости материал любого блока может быть размножен в нужном количестве.

                                                     СОДЕРЖАНИЕ

               Пояснительная записка

  1. Организационно-методический блок    ……………..………  стр. 1-6
  1. Организационно-методический блок занятия  ………………..   стр. 1
  2. Хронологическая карта занятия  ……………………………….  стр. 2
  3. Обеспечение занятия  …………………………………………..   стр. 3
  4. Методические рекомендации преподавателю  ……………….   стр. 4
  5. Схема ООД для студента  ……………………………………...   стр. 6

  1. Информационный блок (Приложение № 1)  ………..…….   стр. 7-12
  1. Схема межпредметных связей  ………………………………..   стр. 7
  2. Имена существительные 4-го склонения  …………………….   стр. 8
  3. Существительные 5-го склонения  ……………………………   стр. 9
  4. Лексический минимум занятия  ………………………………   стр. 11
  5. Профессиональные и крылатые выражения  ………………...   стр. 12

  1. Наглядные пособия (Приложение № 2)  …………...……...   стр. 13-18 
  1. Таблица окончаний пяти склонений  …………………………   стр. 13
  2. Таблица 4-го склонения мужского рода  ……………….…….   стр. 14
  3. Таблица 4-го склонения среднего рода  ………………….…..    стр. 15
  4. Таблица 5-го склонения  ………………………………………    стр.16
  5. Сводная таблица окончаний  ………………………………….    стр. 17
  6. ООД по согласованию существительных с прилагательными   стр. 18

   IV. Раздаточный материал (папка для студентов)  ………………   стр. 19-26

  1. Вопросы по новой теме  ………………………………………..   стр.19
  2. Задание на повторение существительных  ……………………   стр. 20
  3. Эталоны ответов к заданию  …………………………………...   стр. 21
  4. Имена прилагательные (обобщение)  …………………………   стр. 22
  5. ЛДС «Две группы прилагательных»  …………………………   стр. 23
  6. Задание на согласование  ………………………………………   стр. 24
  7. Эталоны ответов к заданию  …………………………………..    стр. 25
  8. ЛДС «Определение»  …………………………………………..    стр. 26

  V. Блок контроля (Приложение № 4)  ………………………………  стр.27-30 

       1. Лексический тест  ………………………………………………...   стр. 28

       2. Эталоны ответов  …………………………………………………   стр. 30

  VI. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов  …………   стр.31-39

  1. Инструкция по выполнению  …………………………………..    стр. 32
  2. Образцы выполнения работы  ………………………………….    стр. 33

  VII. Литература  ………………………………………………………    стр. 40

                     Организационно-методический блок занятия 

Тема:    «Существительные  4-го и 5-го склонения»

Вид занятия (тип урока):    Комбинированный урок  (семинар).

Время – 90 минут.

Место занятия  -  аудитория.

Цели:

учебные:  студент должен знать   – основные признаки существительных

                                                             4-го и 5-го склонений, их род,

                                                             словарную форму,

                                                          - падежные окончания,

                                                          - слова лексического минимума,

                                                          - исключения из правил о роде,

                                                          - профессиональные выражения с

                                                            существительными 4-го и 5-го склонений;

                 студент должен уметь  - употреблять существительные 4 и 5 склонений

                                                           в родительном падеже, единственном и

                                                           множественном числе в рецептурной строке;

                                                        - употреблять существительные 4 и 5 склонений

                                                          в клинических терминах и профессиональных

                                                          устойчивых выражениях,

                                                        - обобщать информацию о существительных и

                                                          прилагательных латинского языка.

воспитательные:  - воспитывать добросовестное, внимательное отношение к

                                     выполняемой работе,

                                  - формировать познавательную потребность учащихся,

                                  - развивать навыки работы в коллективе.

Межпредметные связи:  - русский язык,

                                            - иностранный язык,

                                            - фармакология,

                                            - анатомия,

                                            - клинические дисциплины,

                                            - сестринский процесс

                                     Хронологическая  карта  занятия   

   №  

  п/п

                         Этапы занятия, учебные вопросы.

 

       Время

   

  1.

Организационный момент.

      1 мин.

  2.

Сообщение плана занятия.

      2 мин.

  3.

Лексический тест «Существительные 3-го склонения».

      5 мин.

  4.

Проверка домашнего задания:

    18 мин.

                                                      а)  контроль чтения  § 82,

      5 мин.

                                                      б)  упражнение  § 81.

    13 мин.

  5.

Новая тема (тема урока). Мотивация.

      3 мин.

  6.

Последовательное изучение нового материала и его поэтапное закрепление:

    25 мин.

                 а) вопросы по теме (карточки),

      2 мин.

                 б) чтение, обсуждение  § 85,

      5 мин.

                 в) чтение существительных 4-го склонения  § 87,

      5 мин.

                 г) чтение, обсуждение  § 88,

      3 мин.

                 д) чтение существительных 5-го склонения § 90.

      5 мин.

   

                 е) выражения с существительными

                     4 и 5 склонения (профессиональные

                     выражения, крылатые ыражения).

   

      5 мин.

   7.

Обобщение по теме «Имя существительное»: словарная форма, выделение основы  (карточка с примерами).

 

    20 мин.

   8.

Согласование существительных с прилагательными (задание по карточке на перевод).

    10 мин.

   9.

Обобщение по уроку.

      3 мин.

 10.

Домашнее задание:    1) знать слова  § 82,

                                     2) письменно  § 86, § 89 : I (М, М-Ф);

                                                                                II.III (М-Ф);

                                     3) по желанию можно сделать

                                         иллюстрацию к изречению (ВСРС).

   

      3 мин.

                                               Обеспечение занятия   

  1. Наглядные пособия:     1. Таблица «5 склонений имен существительных

                                                                латинского языка».

                                          2.Таблица окончаний родительного падежа

                                                                  единственного числа 5 склонений имен

                                                                  существительных латинского языка.

                                          3.Таблицы с парадигмой склонения имен

                                                              существительных 1-го, 2-го, 3-го, 4-го  

                                                              и 5-го  склонения.

                                          4.Таблица «Основа ориентировочных действий по

                                                              согласованию имен существительных с

                                                              именами прилагательными»  (ООД).

  1. Раздаточный материал:  1. Карточки с тестом «Имена существительные

                                                                     3-го склонения».

                                                        2.Папки для студентов с материалами для урока:

                                                                    а) вопросы по ходу урока,

                                                                    б) список имен существительных,

                                                                    в) ЛДС «Две группы прилагательных»,

                                                                    г) ЛДС «Определение»,

                                                                    д) задание для перевода и согласования

                                                                        существительных с прилагательными.

  1. Литература:

Основная – учебник  Ю.И. Городковой  «Элементы Латинского языка

                                       и основ медицинской терминологии», Москва:

                                       Медицина, 2001 год.

Дополнительная:  1. Аванесьянц Э.М., Кахацкая Н.В. «Основы

                                      латинского языка и медицинской терминологии»,

                                      Москва: «АНМИ», 2000 год.

                                  2.Суходолова Н.А., Шлапаков В.В.  Учебно-

                                     методическое пособие по латинскому языку и

                                     медицинской терминологии, Тверь: РИФ, 1996 год.

                Методические рекомендации преподавателю  

  1. Организационный момент.

Организационный момент предполагает:

                          а) приветствие,

                          б) регистрацию присутствующих и отсутствующих на

                              занятии студентов,

                          в) проверку готовности к занятию.

     2.  Сообщение плана занятия. 

          Студентам сообщаются этапы урока. Цель – настроить на рабочий лад.

     3..Лексический тест «Существительные 3-го склонения».

         Контроль знания лексики по карточкам – 5 вариантов (Блок контроля –

         Приложение №    ).

  1. Проверка домашнего задания. 

Этап предполагает контроль чтения имен прилагательных 2-й группы § 82 в режиме  Ст. 1 -> Ст.2 -> Ст.3.  При этом проверяются умение читать и знание словарной формы имен прилагательных 3-го склонения 2-й группы.

Проверка письменного задания – упражнения § 81 позволяет проконтролировать правильность переводов с латинского на русский и с русского на латинский словосочетаний, содержащих имена прилагательные 2-й группы, а также умение использовать их при выписывании рецепта. Режим выполнения: Ст.1 -> Ст.2 -> Ст.3

  1. Новая тема – тема урока.

«Имена существительные 4-го и 5-го склонения» (Мотивация).

Мы уже освоили имена существительные латинского языка 1. 2 и 3 склонения. Вы знаете, что знание имен существительных латинского языка необходимо для медицинского работника, так как медицинская терминология – это имена существительные и словосочетания с именами существительными. Нам осталось познакомиться с именами существительными  4  и  5 склонения.

Давайте вспомним что мы знаем об именах существительных латинского языка – см. папку для студентов «Вопросы №1, № 2.  Если студенты не могут вспомнить сами и ответить на поставленные вопросы, то им следует просмотреть § 25 учебника «Имя существительное» плюс см. таблицы окончаний имен существительных (наглядные пособия).

  1. Последовательное изучение нового материала и его поэтапное закрепление.

Этап предполагает работу с учебником под руководством учителя. Сначала студенты читают вопрос № 3 и отвечают на него после того, как прочитают § 85 «Четвертое склонение». (см. таблицу окончаний)

Затем читают вслух примеры существительных 4-го склонения § 87.

Чтобы ответить на вопрос № 4, читают § 88 «Пятое склонение».

Затем читают вслух примеры существительных 5-го склонения § 90.

Затем разбираются и записываются профессиональные (медицинские) выражения с существительными 4 и 5 склонения из раздаточного материала к занятию № 7 (папка для студентов) и крылатые выражения, к которым даны их порядковые номера в списке учебника на стр. 191.

  1. Обобщение по теме «Имя существительное».

Этап предполагает работу студентов под руководством учителя. Вспоминаются основные понятия, касающиеся имен существительных латинского языка: словарная форма и информация, заложенная в словарной форме: форма именительного падежа единственного числа, окончание родительного падежа единственного числа, род существительного, изменения происходящие с существительными, выделение рабочей основы. (см. таблицы наглядные пособия и таблицу в учебнике на стр.153).

Затем выполняется задание по карточке из папки для студентов: прочитать в 2-х формах существительные, определить род, склонение и выделить основу. Сначала 10 существительных с дальнейшей проверкой и обсуждением, исправлением ошибок коллективно в режиме  Пр. -> Гр., затем на отметку в режиме  Ст.1 -> Ст.2 -> Ст.3. оставшиеся существительные.

  1. Согласование существительных с прилагательными.

Этап предполагает вспомнить какие бывают прилагательные в латинском языке  по таблице  ДЛС «Две группы прилагательных» и тему «Согласованное определение» по таблице «Определение» в папке для студентов. А также как составить при переводе правильное словосочетание с согласованным определением – ООД «Согласование существительных с прилагательными».

Сначала обсуждаются таблицы и схемы. Затем анализируются имена прилагательные: к какой группе относятся, какие у них формы мужского, женского и среднего рода – пункт № 1.

Затем переводятся словосочетания из пункта № 3. В режиме Пр. -> Гр. первые 3-4 словосочетания, чтобы проверить и коллективно обсудить ошибки, если они будут, оставшиеся словосочетания переводятся на отметку в режиме  Ст.1 -> Ст.2 -> Ст.3  

  1. Обобщение по уроку.

Этап предполагает обобщение по теме «Имя существительное» и теме «Имя прилагательное». Выставление или озвучивание отметок с комментариями учителя и уточнениями.

  1.  Домашнее задание. 

 Преподаватель объясняет как выполнять задание.

  1. Знать слова § 82 (прилагательные 2-й группы) – будет тест по карточкам.
  2. Письменно перевести из упражнений  § 86 и § 89 следующие пункты: I – М, М-Ф;  II, III – М-Ф.
  3. По желанию  – выполнить задание из самостоятельной работы «Плакат к крылатому выражению».

     Схема ООД    для выполнения самостоятельной аудиторной работы

                    по теме:   «Существительные 4-го и 5-го склонения» 

   Что уметь  

      делать?

 

           Как делать?

     (алгоритм и время)

                  Чем воспользоваться?

Теоретические положения (знать)

Материально-техни-ческое оснащение

1.Ответь на вопрос № 1 из карточки с вопросами к занятию № 7.

1. Попробуй вспомнить.

2. Если не уверен в своих знаниях, прочти § 25 «Имя существительное».

3. Проанализируй таблицы с окончаниями существительных, сделай вывод..

1. Как определяют склонение существительного в латинском языке.

1. Таблица «5 склонений существительных».

2. Таблица окончаний родительного падежа единственного числа.

2.Ответь на вопрос № 2 из карточки с вопросами.

1. Попробуй вспомнить.

2. Если не уверен в своих знаниях, прочти § 25 учебника..

1. Как дается имя существительное латинского языка в словаре.

1.Учебник Ю.И. Го-родковой «Элементы латинского языка и основ медицинской терминологии»

3.Ответить на вопрос какие существительные относятся к 4-му склонению?

1. Прочти § 85 учебника «Четвертое склонение».

2. Прочти примеры слов 4-го склонения в § 87, проанализируй их словарную форму.

1. Признаки суще-

     ствительных

     4-го склонения.

2.Словарную фор-му существитель-ных 4 склонения.

1. Учебник § 85, § 87.

2. Таблица с падежными окончаниями существительных 4 склонения.

4.Ответить на вопрос какие существительные относятся к 5 склонению

1.Прочти § 88 учебника «Пятое склонение».

2.Прочти примеры суще-ствительных 5-го склоне-ния в § 90, проанализируй их словарную форму.

1.Признаки суще- ствительных 5-го склонения.

2.Словарную фор-му существитель-ных 5 склонения.

1. Учебник § 88, § 90.

2.Таблица с падежны-ми окончаниями существительных 5-го склонения.

5.Определить к какому склонению относится существительное и какого оно рода по его словарной форме.

6. Выделять рабочую основу  существительного.

1. Попробуй вспомнить, по таблицам.

2. Если не уверен в своих знаниях, прочти § 25 учебника.

3. Выполни задание по карточке из папки для студента, проверь себя по ключу.

1.Окончания един-ственного числа родительного паде-жа пяти склонений существительных.

2.Как дается существительное в словаре.

3.Как выделяется рабочая основа.

1. Учебник § 25.

2. Таблицы склонения существительных.

3. Карточка с заданием из папки для студентов.

7.Переводить словосочетания с согласованным определением.

1.Прочти §51, §80 учебника.

2. Посмотри таблицу по согласованию ООД.

3. Выполни задание по карточке из папки для студентов, проверь себя по ключу.

1.Что такое согласованное определение и в чем оно с чем согласуется.

2.Порядок слов в латинском словосочетании.

1. Учебник § 51, § 80.

2.Таблица ООД «Согласование существительных с прилагательными».

3. Карточка с задани-

   ем на перевод в папке для студентов.

                               Сводная таблица окончаний пяти склонений

                                     cуществительных  и прилагательных 

    Numerus

                                     Singularis                                                                               

     Declinatio

         1

        2

        3

         4

         5

              \  Genus

 Casus \

  femininum,

 

 masculinum,

    neutrum,

masculinum,

  femininum,

   neutrum,

 masculinum.

    neutrum

  femininum

Nominativus

     

      -a

 -us, -um

  разные

   -us, -u

     -es

Genetivus

    -ae

     -i

     -is

     -us

    -ei

Accusativus

     -am

     -um

 -em (-im)    

  (=Nom.)

  -um, -u

    -em

Ablativus

      -a

      -o

   -e (-i)

      -u

     -e

    Numerus

                                   Pluralis                                                                       

    Declinatio

         1

        2

        3

         4

         5

                \Genus

Casus\

  femininum

 masculinum,

    neutrum

 masculinum,

  femininum.

    neutrum

 masculinum,

    neutrum

   femininum

Nominativus

    -ae

    -i, -a

  -es, -a

    (-ia)

  -us, -ua

     -es

Genetivus

   -arum

  -orum

    -um

  (-ium)

    -uum

   -erum

Accusativus

     -as

   -os, -a

   -es, -a

     (-ia)

  -us, -ua

     -es

Ablativus

    -is

      -is

    -ibus

   

    -ibus

   -ebus

   

                          Имена существительные  4-го  склонения. 

         К 4-му склонению относятся имена существительные  мужского  и среднего рода,  оканчивающиеся в родительном падеже единственного числа на –us.

       В именительном падеже единственного числа существительные мужского рода оканчиваются на  –us,  а среднего рода на  –u.

           Словарная форма существительных 4-го склонения:

                          spiritus, us, m – спирт

                          fructus, us, m – плод

                          genu, us, n – колено

                          cornu, us, n – рог, рожок

           Исключения из правила о роде 4-го склонения: 

  1. Существительное  manus, us, f – рука, кисть -  относится к женскому роду как исключение.
  2. Существительное  Quercus, us, f – дуб – женского рода, так как все названия деревьев в латинском языке женского рода.

           Падежные окончания 4-го склонения 

       

              Singularis                        

             Pluralis                      

              \ Genus

Casus \

  Masculinum

    Neutrum

  Masculinum

   Neutrum

Nominativus

Genetivus

Accusativus

Ablativus

      -us

     -us

     -um

      -u

     -u

     -us

      -u

      -u

     -us

     -uum

     -us

     -ibus

    -ua

    -uum

    -ua

    -ibus

NB!   Существительные среднего рода оканчиваются в единственном числе во  

           всех падежах на  –u  и только в родительном падеже единственного числа

           на –us.

          Существительные среднего рода всех склонений имеют одинаковые

          окончания именительного и винительного падежа

          и во множественном числе в этих падежах оканчиваются на  -а.

            Образцы склонения существительных 4-го склонения:

            fructus, us, m – плод, фрукт  

            cornu, us, n – рог, рожок  

           Singularis

              Pluralis

Nom.

Gen.

Acc/

Abl/

fruct-us

fruct-us

fruct-um

fruct-u

 corn-u

 corn-us

 corn-u

 corn-u

fruct-us

fruct-uum

fruct-us

fruct-ibus

 corn-ua

 corn-uum

 corn-ua

 corn-ibus

                                Существительные  5-го  склонения. 

         К  5-му  склонению  относятся имена существительные  женского рода, оканчивающиеся в родительном падеже единственного числа на  -ēi.

        В именительном падеже единственного числа эти существительные оканчиваются на  –es.  

 

          Словарная форма существительных  5-го склонения:   

                      facies, -ēi, f  -  лицо, поверхность

                      res, rēi, f  -  вещь, дело  

         Падежные окончания  5-го  склонения  

                    \ Numerus  

Casus \

      Singularis

         Pluralis

   Nominativus

   Genetivus

   Accusativus

   Ablativus

         -es

         -ēi

         -em

         -e

          -es

          -ērum

          -es

          -ēbus

          NB!     1. Профессиональные выражения:

                                      dosis letalis – смертельная доза

                                      pro dosi – разовая доза

                                     (dosis)  pro die – суточная доза

                                     (dosis)  pro cursu – доза на курс

      2.Слово  species, ei, f  со значением  «сбор»  употребляется во

         множественном числе. В рецептах названия сборов ставятся в

         форме родительного падежа множественного числа.

           Например:   грудной сбор  -  species pectoräles

               мочегонный сбор  -  species diuretĭcae

           Возьми: Мочегонного сбора 50,0   -  Recipe: Speciērum diureticärum 50,0

   

          Смешай, чтобы получился сбор – Misce ut fiant species.

          Образец склонения существительных  5-го склонения:

          facies, ēi, f – лицо, поверхность

                     \Numerus

\Casus

        Singularis

          Pluralis

     Nominativus

     Genetivus

     Accusativus

     Ablativus

          faci-es

          faci-ēi

          faci-em

          faci-e

          faci-es

          faci-ērum

          faci-es

          faci-ēbus

      Лексический минимум занятия № 7 (16).

  1. arcus, us, m – дуга
  2. ductus, us, m – проток
  3. manus, us, f – рука, кисть (руки)
  4. plexus, us, m – сплетение
  5. processus, us, m – отросток
  6. abscessus, us, m – абсцесс, нарыв
  7. collapsus, us, m – коллапс, острая сосудистая недостаточность
  8. cornu, us, n – рог, рожок
  9. defectus, us, m – дефект, недостаток
  10.  exĭtus, us, m – исход
  11.  fructus, us, m - плод
  12.  habĭtus, us, m – габитус, телосложение, внешний вид
  13.  infarctus, us, m – инфаркт, очаг омертвения вследствие прекращения кровообращения
  14.  insultus, us, m – инсульт, острое нарушение мозгового кровообращения
  15.  genu, us, n – колено
  16.  meatus, us, m – проход, ход
  17.  sinus, us, m – синус, пазуха
  18.  textus, us, m – ткань
  19.  abortus, us, m – аборт, выкидыш, прекращение беременности
  20.  decubĭtus, us, m – пролежень
  21.  partus, us, m – рождение, роды
  22.  pulsus, us, m – пульс, удар, толчок
  23.  prolapsus, us, m – выпадение
  24.  prurītus, us, m – зуд
  25.  Quercus, us, f – дуб
  26.  spirĭtus, us, m – спирт
  27.  usus, us, m – употребление, применение
  28.  vomĭtus, us, m – рвота

_____________  

  1. facies, ēi, f – лицо, поверхность
  2. caries, ēi, f – кариес (заболевание зубов)
  3. rabies, ēi, f – бешенство
  4. scabies,ēi – чесотка
  5. dies, ēi, m – день
  6. species, ēi, f – сбор (только во множественном числе)
  7. res, rēi, f – вещь, предмет, дело

______________  

         Профессиональные выражения: 

  1. dosis letälis – смертельная доза
  2. (dosis)  pro dosi – разовая доза
  3. (dosis)  pro die  -  суточная доза
  4. (dosis)  pro cursu – доза на курс
  5. ad usum internun – для внутреннего употребления
  6. ad usum externum – для наружного применения
  7. ad usum proprium (pro usu proprio)  – для личного применения
  8. res rudes – сырье   (rudis, e – сырой, необработанный)

Крылатые выражения с существительными  4-го  и  5-го  склонения:

  1. Larga manu. -  Щедрой рукой.   (№ 59)
  2. Est modus in rebus. -  Есть мера в вещах (делах).

                                 = Всему есть предел.  Гораций  (№ 32)

  1. Rerum omnium magister usus est. -  Лучший учитель – практика.  (№ 99)
  2. Vultus est index anĭmi. -  Лицо – зекало души.  (№ 135)

                             Имена прилагательные латинского языка   

1-я группа (прилагательные 1-й группы), 1-го  и  2-го  склонения: 

                    dexter, tra, trum – правый, ая, ое

                    purus, a, um – чистый, ая, ое  

                           pur-us – чистый,  мужской род.  2-е склонение

                           pur-a – чистая,  женский род,  1-е склонение

                           pur-um – чистое,  средний род,  2-е склонение

2-я группа (прилагательные 2-й группы),  3-го склонения:

  1.    Трех  окончаний :  

         silvester, tris, tre – лесной, ая, ое

                silvester – лесной,  мужской род

                    silvestris – лесная,  женский род

                    silvestre – лесное,  средний род

  1.  Двух окончаний:  

          letalis, e – смертельный, ая, ое

                     letalis – смертельный,  мужской род

                     letalis – смертельная,  женский род

                     letale – смертельное,  средний род  

  1.  Одного окончания:       

        simplex, icis – простой, ая, ое

                simplex простой,  мужской род  

                simplex – простая,  женский род

                simplex – простое,  средний род

                      simplic-is – простого,  форма родительного падежа

                                                                единственного числа

         

                   Ориентировочная  основа  действий (ООД)

        по согласованию существительных с прилагательными:   

  1.  Порядок слов:  существительное + прилагательное  

                                   существ. (+ существ.) + прилагат.

                                  горькая настойка  → настойка горькая  

  1. Словарная форма:  

                         tinctura, ae, f  -  настойка  

                         amarus, a, um  -  горький, ая, ое

  1. Словосочетание в единственном числе, именительном падеже: 

                     tinctura   amara 

        1-го склонения, 1-го склонения → таблица с окончаниями  

                                                                         1-го склонения

  1. Изменяем по падежам (ставим в нужный падеж):

Nom.   tinctur-a  amar-a 

Gen.    tincture-ae  amar-ae

Acc.    tincture-am  amar-am

Abl.    tinctur-a  amar-a 

            Образец:    масляный раствор →  раствор масляный

                                                          solutio, onis, f  -  раствор

                                                          oleosus, a, um -  масляный, ая, ое

                                                               3 скл.     1 скл.   → 2 таблицы

                                               Nom.       solutio   oleosa

                                               Gen.        solution-is  oleos-ae

                                               Acc.        solution-em  oleos-am

                                               Abl.        solution-e    oleos-a  

       Спиртовой раствор иода   →    что?     чего?    какой?

                                                         раствор  йода  спиртовой

                                                           solutio  Iodi  spirituosa 

Эталоны ответов к заданию: «Выделите рабочую основу, определите склонение

                                                        существительных» 

cor, cord-is, 3 склонение, средний род

sirupus, sirup-i, 2 склонение, мужской род

puer, puer-i, 2 склонение, мужской род

gemma, gemm-ae, 1 склонение, женский род

cortex, cortic-is, 3 склонение, мужской род

gaster, gastr-is, 3 склонение, женский род

pes, ped-is, 3 склонение, мужской род

magister, magistr-i, 2 склонение, мужской род

dies, di-ei, 5 склонение, мужской род

genu, gen-us, 4 склонение, средний род

ganglion, gangli-i, 2 склонение, средний род

musculus, muscul-i, 2 склонение, мужской род

cornu, corn-us, 4 склонение, средний род

articulatio, articulation-is, 3 склонение, женский род

dosis, dos-is, 3 склонение, женский род

facies, faci-ei, 5 склонение, женский род

remedium, remedi-i, 2 склонение, средний род

encephalon, encephal-i, 2 склонение, средний род

spiritus, spirit-us, 4 склонение, мужской род

genus, gener-is, 3 склонение, средний род

lac, lact-is, 3 склонение, средний род

flos, flor-is, 3 склонение, мужской род

solutio, solution-is, 3 склонение, женский род

pulvis, pulver-is, 3 склонение, мужской род

acetas, acetat-is, 3 склонение, мужской род

Ribes, Rib-is, 3 склонение, средний род

tinctura, tinctur-ae, 1 склонение, женский род

cornu, corn-us, 4 склонение, средний род

fructus, fruct-us, 4 склонение, мужской род

res, r-ei, 5 склонение, женский род

species, speci-ei, 5 склонение, женский род

musculus, muscul-i, 2 склонение, мужской род

manus, man-us, 4 склонение, женский род

oleum, ole-i, 2 склонение, средний род

auctor, auctor-is, 3 склонение, мужской род

carbo, carbon-is, 3 склонение, мужской род

caries, cari-ei, 5 склонение, женский род

liquor, liquor-is, 3 склонение, мужской род

gaster, gastr-is, 3 склонение, женский род

rabies, rabi-ei, 5 склонение, женский род

axis, ax-is, 3 склонение, мужской род

Sulfur, Sulfur-is, 3 cклонение, средний род

Эталоны ответов к заданию: «Согласование имен прилагательных с

                                                         существительными»

  1. Прилагательные:

viridis, viride ,  2 группа,  2-х окончаний

nitens, nitentis,  2 группа,  1-го окончания

purus, pura, purum,  1 группа

parvus, parva, parvum,  1 группа

dexter, dextra, dextrum,  1 группа

dulcis, dulce,  2 группа,  2-х  окончаний

niger, nigra, nigrum,  1 группа  

  1. Составьте словосочетания:

solutio dulcis

solutio nigra

bacca nitens

bacca nigra

manus pura

fructus niger

dies parvus

genu dextrum

manus dextra

fructus dulcis

sirupus dulcis

bacca dulcis

manus parva

folium viride

bacca viridis

folium nitens


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Латинский язык. II склонение существительных. Особенности и исключения

Ход и содержание урока. Организационный момент.Проверка готовности к уроку,сообщение плана урока, условия работы.(2 мин). Введение в проблему урока.Вступительная беседа (актуализация знаний учащих...

5 класс, школа VIII вида, русский язык, тема: "Имена существительные 3 склонения".

Коррекционная школа. 5 класс. Итоговый урок по русскому языку по теме "Имя существительное 3 склонения"...

Общее понятие о склонении имён существительных. Урок по русскому языку

Тема. Общее понятие о склонении имён существительных. Цели:      - сформировать первоначальное представление о склонении имен существительных; ...

Тестовый материал по теме «Имя существительное» по дисциплине ОП. 01 «Основы латинского языка с медицинской терминологией» для специальности 33.02.01 «Фармация»

Целью данного тестового материала является контроль знания студентами элементов латинской грамматики, а также умения самостоятельно и грамотно применять их на практике....

Самостоятельная работа по теме "Существительные 3 склонения в латинском языке. Рецепты."

Два варианта самостоятельной работы позволяют выявить пробелы в употреблении сущ-ых третьего склонения в латинском языке...

Склонение немецких существительных: типы склонений

Склонение немецких существительных: типы склонений...

Методическая разработка Практического занятия По УД «Основы латинского языка с медицинской терминологией» Тема: Частотные отрезки в названиях лекарственных веществ и препаратов. 2-е склонение имен существительных»

Данная методическая разработка практического занятия предназначена для      преподавателей иностранного языка и студентов медицинского колледжа. Это пособие позволяет преподав...