Педагогический опыт
план-конспект урока по теме
Использование технологии развития критического мышления на уроках коми языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование технологии развития критического мышления на уроках коми языка | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Не боги горшки обжигают.
Предложение вести уроки коми языка в начальной школе вызвали во мне бурю эмоций и массу противоречий. Почему я? Смогу ли? Чему учить? Как учить? Когда эмоции улеглись, появились и ответы на вопросы.
Предложили преподавать мне, т.к. я одна в нашем педколлективе могу хотя бы разговаривать на одном из диалектов коми языка. Это язык моей матери, и я его люблю и ощущаю его красоту.
Конечно, я не языковед, а физик. Но законы дидактики для любых предметов одинаковы. Это я знаю из теории. Почему бы не проверить на практике?!
Имею в сердце огромную благодарность к нашему первому учителю коми языка Матюшевой Светлане Витальевне. Это она нас учила языку, методике, вселяла в нас уверенность, что все получится.
Большое спасибо Воркутинскому Дому учителя за организацию курсов, на которые были приглашены лучшие специалисты.
Начало положено. Теперь совершенствоваться!
Мы все с Вами знаем, что в основе Стандарта лежит системно - деятельностный подход, который предполагает: ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования …
И в то же время, наиболее частая причина отставания ученика в школе - несформированность познавательной деятельности, слабость познавательных, мыслительных процессов - внимания, памяти, мышления. Очень часто учащиеся испытывают затруднения в выделении главного, подведении итогов, в выводах. А это как раз связано с мыслительными операциями, а те, в свою очередь, со свойствами внимания и видами памяти. (Смотри схемы).
Поскольку внимание, память и мышление – объекты изучения психологов, в своей работе опиралась на опыт П. Я. Гальперина, Е. И. Рогова («Настольная книга практического психолога в образовании»). Близки мне по духу идеи преподавания Галины Николаевной Степановой.
Структура урока определяется поставленными целями, содержание урока – образовательной программой. Поэтому здесь не ввожу никаких новшеств.
Считаю, что большое разнообразие должно проявляться в методах и приемах обучения, школьники должны заниматься активной деятельностью на уроках, к чему и стремлюсь в своей работе, помня слова Б. Шоу «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность». А это как раз связано с мыслительными операциями, а те, в свою очередь, со свойствами внимания и видами памяти.
Актуальность выбора данного опыта продиктована исследовательскими данными ПМПК. Если 10 лет назад в нашу школу приходили 50% детей с высоким уровнем готовности к школе и 50% - со средним, то сейчас 50% - со средним и 50% - с низким уровнем подготовленности к школе. Думаю, что мой опыт работы будет полезен и для учителей других школ.
Академик Александр Львович Минц говорил: «Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать».
«Не напичкать информацией, а научить мыслить!» – вот цель, к которой стремлюсь.
Для развития логического мышления я систематически использую метод эвристической беседы. Здесь важен характер задаваемых вопросов, которые подводят учащегося к сравнению, анализу, синтезу, обобщению, на таких уроках ребята выдвигают гипотезы, обращаются к своему практическому опыту, черпают из него примеры, делают выводы из фактов, проводят сравнения, ведут теоретические рассуждения, суммируют знания, приобретенные во время занятия. Их участие в работе становится плодотворным, активным.
В своей работе использую следующие приемы.
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ
«Кто быстрее?»
Выписываю на доске (можно на листах) в две одинаковые колонки названия приборов, (животных на коми языке)
Пример.
Ключ петук
Амперметр вӧв
Резистор кӧин
Термометр мӧс
Реостат кӧч
Вольтметр пон
Предлагаю отметить вертикальными линиями измерительные приборы (домашних животных). Если надо поработать над переключением внимания, то прошу обозначить обычные приборы (диких животных) вертикальными линиями, измерительные (домашних животных) - горизонтальными.
«Наблюдательность»
Описать подробно внешний вид игрушки, картинки, которую показывала на прошлом уроке или в начале урока (кутшӧм?).
«Что изменилось на столе»
На столе учителя, как правило, много предметов. В течение урока потихоньку убираю один из них. Ребята должны заметить, что изменилось на столе.
«Корректура»
Пишу физические термины, намеренно делаю ошибки. Дети должны исправить ошибки, читая только один раз. Можно делать это задание по цепочке. (Можно дать двоим: одному – синий карандаш, другому – зеленый, чтоб проверяли)
Например:
Циллиндор отик
Тремометр петух
«Лови ошибку»
Об ошибке дети предупреждаются в начале урока. Учитель делает намеренную ошибку в логическом рассуждении. Ребята должны заметить ошибку.
Приучаю детей мгновенно реагировать на ошибки. Поощряю внимание и готовность вмешаться.
В качестве награды использую на уроках переходящую «Почетную шляпу Фомы Неверующего».
РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ
Показываю в течение 20 секунд карточку или слайд на доске.
Убираю карточку и прошу в тетради написать слова. Таким образом тренируем зрительную и механическую память.
РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Логичность»
Ребятам выдаются карточки, на которых даны задания с двумя связанными между собой суждениями и вывод – умозаключение. Выводы частично даны логично, а в ряде случаев заведомо ложные. Требуется определить, какие выводы правильные, какие ложные (вычеркнуть неверные выводы).
Пример
- Все металлы проводят электричество.
Ртуть – металл.
Следовательно, ртуть проводит электричество.
- Все сочинения Пушкина А. С. нельзя прочитать за одну ночь.
«Медный всадник» - сочинение Пушкина А. С.
Следовательно, «Медный всадник» нельзя прочитать за одну ночь.
- Пера-богатырь – герой коми сказок.
Коми и финский язык входят в одну языковую группу (фино-угорскую).
Следовательно, Пера – герой финских сказок.
«Выявление общих понятий»
Подбираются слова, имеющие логические связи с определенным обобщающим словом. На карточке 20 обобщающих слов и к каждому набор из пяти слов, два из которых более всего с ним связаны. Нужно найти эти два слова.
Пример:
- САД (растение, садовник, собака, забор, земля).
- РЕОСТАТ (проволока, клеммы, ток, ползунок, напряжение).
- КЕРКА (мам, ӧшiнь, пон, ӧдзӧс, пызан).
«Исключение понятий»
Предлагается ряд слов, из которого учащимся предлагают исключить лишнее слово.
Пример:
Напряжение, сила тока, термометр, сопротивление.
Чолӧмавны, корны, чужан, ворсны.
(Можно спросить ребят, почему это слово является лишним).
«Составление предложений»
Уроки повторения по определенной теме можно проводить так. В колонку выписать слова, которые являются базисом для повторения. Ребята по цепочке составляют предложение с одним словом. Когда цепочка прервется, переходим к другому слову. Ребята должны придумывать предложения и внимательно следить, чтобы не было повторов. Тот, кто последним называет правильное предложение, получает «5».
«Черный ящик»
Помещаю в черный ящик предмет. Ребята должны угадать, что это за предмет. Они могут задавать вопросы. Например:
- Какого цвета?
- Какой формы?
- Из какого вещества изготовлено?
- Для чего можно использовать?
Ребята сами с удовольствием исполняют роль ведущего. Можно поместить в черный ящик фотографию явления или картинку.
«Ключевые слова»
На основе данных слов составить рассказ-предположение или рассказ-подведение итогов какого-либо события. Главное - использовать в тексте все ключевые слова.
Итак, различными приемами развиваем мыслительные операции и процессы, связанные с мышлением (т.е. развиваем одну из мыслительных характеристик). А если взять систему мыслительных характеристик и коммуникативных качеств личности, позволяющих работать эффективно с информацией, то получим что? Критическое мышление.
Думать критически ЭТО:
- проявлять любознательность;
- использовать исследовательские методы;
- ставить перед собой вопросы;
- вскрывать причины и последствия фактов;
- осуществлять планомерный поиск ответов;
- сомнение в общепринятых истинах;
- выработка точки зрения и способность отстаивать ее логическими доводами;
- внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление.
Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса: «Вызов – осмысление – рефлексия». И все приемы (перечисленные мною и масса неперечисленных, удивительно интересных) распределяются на уроке на все три фазы.
Если вы сейчас размышляете над этим, и размышляете критически… Я рада.
Ваша ЛаСт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Передовой педагогический опыт"
В работе собран и проанализирован, просистематизирован весь материал по передовому педагогическому опыту и его использованию учителем технологии...
Актуальный педагогический опыт
Работа с текстом на уроках русского языка как средство интеллектуального и речевого развития учащихся...
ОБОБЩЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ по теме: ««Коррекционно-педагогическая работа с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушение слуха, по формированию межличностных отношений посредством дидактических игр».
У детей с нарушенным слухом недостаточно сформированы межличностные отношения по сравнению с нормально слышащими детьми. Использование дидактических игр поможет формированию и развитию межличностных о...
Фестиваль педагогического мастерства 2020 год. "Мой педагогический опыт работы ", "Влияние хорового пения в развитии творческих способностей ребенка" Владимирова Р.Т.
quot;МКОУД" ДШИ с. Сафакулево 2020.тема : "Влияние хорового пения на развитие детей"Цель: Показать важность хоровго пения в развитии творческих способностей ребенка...
Педагогический опыт по социально-педагогическому сопровождению ребенка в замещающую семью
Социальное сиротство - одна из наболевших проблем современной России, и нужно многое сделать, чтобы понятие "сирота" ушло из нашей жизни, поскольку каждый ребенок имеет право жить и воспитыв...
Свидетельство о публикации в образовательном СМИ "Педагогический альманах" собственный педагогический опыт на тему: "Средства развития учебной мотивации на уроках истории и обществознания"
Свидетельство о публикации в образовательном СМИ "Педагогический альманах"собственный педагогический опыт на тему: "Средства развития учебной мотивации на уроках истор...
Свидетельство о публикации в образовательном СМИ «Педагогический альманах» собственный педагогический опыт на тему: «Средства развития учебной мотивации на уроках истории и обществознания»
Свидетельство о публикации в образовательном СМИ «Педагогический альманах» собственный педагогический опыт на тему: «Средства развития учебной моти...