Открытый урок о Мордовскому языку.
план-конспект урока (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: Существительнайсь.( Имя существительное.)-Обобщение.
Цель: Повторить определение определение существительного; падежи на мокшанском языке; единственное и множественное число существительных; уменьшительно-ласкательную форму существительных; собственные и нарицательные существительные; одушевленные и не одушевленные существительные.
Ход урока.
I. Орг. момент.
II. Пр. д. з.: упр.7, стр. 51.
III. Проверка теории ( устная работа).
1) дать определение существительного;
2) сколько падежей на мокшанском языке и какие;
3)как образуется множественное число от единственного; примеры;
4) как образуется уменьшительно-ласкательная форма существительного;
5) собственные и нарицательные существительные;
6) одушевленные и не одушевленные;
Падежи на мокшанском языке( единст. Число.)
1.Именительнай: кие?,( кто?), мезе? (что?).
2.Родительнай:кинь?( кого?), мезень?(чего?).
3.Дательнай: кинди?(кому?), мезенди?(чему?).
4.Отложительнай: кида?(кого?, с кого?, от кого?) мезьда?(чего?, с чего?, от чего?).
5.Местнай: киса? , кинь эса?( в ком?), мезьса?( в чем?).
6.Исходнай: киста?, кинь эзда?( от кого?), мезьста?( от чего?).
7.Направительнай: ков?, коза? (куда?)
8. Вносительнай: кис?, кинь эс?,( в кого?),мезьс?(во что?)
9.Переместительнай: кигя?, кинь эзга?, (по кому?), мезгя?,( по чему?)
10.Сравнительнай: кишка?, кинь эшка? (с кого?), мезьшка?( со что?) 11.Изьятельнай: кифтома?(без кого?), мезьфтома?(без чего?).
12.Превратительнай: кикс?, кинь лаца?,(в кого?),мезькс?( во что.
13.Причиннай: кинькса?,кинь инкса?( из-за кого?, за кого?),мезенкса?,( из-за чего?,за что?)
IV.Практическая часть.
а) упр.
б)работа по карточке: запишите предложения и найдите существительные( переведите).
Сась якшама тялось. Цифторды шить каршеса ловсь.Серихть ловонь фальхне. Вяшки кельме вармась. Иттне курькснихть нурдоняса.
в)Рассказать о себе. Назвать собственные существительные
г) Угадать кроссворд:
А | К | А | |||
К | У | К | У | ||
К | И | З | А | ||
П | И | Н | Е | Н | Я |
Р | У | Ц | Я | Н | Я |
- Тётя.
- Кукушка.
- Лето.
- Собачка.
- Платочек.
д) назвать существительные записанные в уменьшительно-ласкательной форме.
е) Работа по группам. ( Определить падеж существительных)
1.Куд, катонь, пандонь.
2.Пинешка,велеса,вагонц.
3.Школава,тракста,ломаньцта.
4.Учакс, шранкса,тядяфтома.
ж ) игра –лото. Назвать одушевленные , не одушевленные и уменьшительно-ласкательные существительные.
Пине. | Тяла. | Вазь. (Шапка). |
Сокст. | Эй | Стирня. |
Шаба. | Катоня. | Кузя. |
5.Домашняя работа:упр.86,стр.45, повторить слова.
6.Итог.
Карточки:
Желтый- я все понял.
Красный- мне нужна помощь.
Синий- я могу помощь другому.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по английскому языку и литературе в 11-ом классе «Без фальши в звуках струн…» – «That’s Sweetly Play’d inTune…» учителя русского языка и литературы Тимофеевой Оксаны Николаевны, учителя английского языка Захарченко О.С.
Целью нашего урока было обобщение материала о жизни и творчестве Роберта Бернса, пробуждение интереса к его творчеству, формирование умения учащихся работать в группах и в парах. Еще одной целью было ...
Презентация к открытому уроку по английскому языку и литературе в 11-ом классе «Без фальши в звуках струн…» – «That’s Sweetly Play’d inTune…» учителя русского языка и литературы Тимофеевой Оксаны Николаевны, учителя английского языка Захарченко О.С.
Целью нашего урока было обобщение материала о жизни и творчестве Роберта Бернса, пробуждение интереса к его творчеству, формирование умения учащихся работать в группах и в парах. Еще одной целью было ...
Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)
Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....
открытый урок по мордовской литературе «Т.А.Раптанов. «Татю» повестенть II – це пельксэсь».
Целесь: Панжомс содержаниянть «Татю» ловнозь пельксэнть произведениясто, ловномс седе тов, домкалгавтомс содамочитнень асодавикс вастовозь литературной валтнэнь коряс. Уроконь планось. I....
8 февраля 2022 года. Интегрированный открытый урок по литературе и химии «Два великих имени: Д.И. Менделеев и А. А. Блок». Отделение "Автозаводская" ГБПОУ МТК. Провела открытый урок преподаватель русского языка и литературы Моисеева Т.А.
8 февраля 1834 года родился великий русский ученый Д. И. Менделеев. Казалось бы, этот урок должен был быть посвящен ему и его научной деятельности, но у нас необычное занятие, из которого ...
8 февраля 2024 года. Интегрированный открытый урок по литературе и химии «Две судьбы: Д.И. Менделеев и А. А. Блок». Отделение "Автозаводская" ГБПОУ МТК. Провела открытый урок преподаватель русского языка и литературы Моисеева Т.А.
Ежегодно в Московском технологическом колледже учащимся рассказывают интересную историю о двух великих людях начала 20 века: Д.И. Менделееве и А.А. Блоке, о том, что пересеклись их пути, что их связыв...