Сложноподчиненное предложение с придаточным времени
план-конспект урока (9 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 9 классе
Сложноподчиненные предложения с придаточными времени.
Цели:
1. Познакомиться с отличительными особенностями сложноподчинённых предложений с придаточными времени.
2 Формировать умение распознавать придаточные времени, отличать их от других видов
придаточных предложений; правильно ставить знаки препинания в СПП с придаточным времени.
4 Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
Воспитывать бережное отношение к слову, любовь к русскому языку.
Ход урока
Добрый день, ребята. Начинаем сегодняшний урок.
Запишем сегодняшнее число в тетрадях.
Объявление темы и целей урока
Записываю на доске тему урока и объявляю цели урока
1 Орфоэпическая разминка.
Расставить ударения в словах (слайд « Расставьте ударения»)
Договор, столяр, предположить, красивее, начал, начала, сливовый, позвонит, облегчить, сирота фарфор, черпать, средства, таможня, премировать, принудить, случай, статуя, хозяева, простыня.
2 .Проверка домашнего задания.
-Устный опрос по вопросам учащихся.5учеников задают 1 вопрос, выслушивают ответ и дают оценку ответу.
3 Соотношение предложений и схем. (слайд «Подберите предложение к схеме»), предложения напечатаны на листочках ( на одну парту -одно предложение)
Задание: подберите к схемам предложения и дайте им характеристику.
[…туда],(где…). Через десять лет я приехал туда, где прошло мое детство.
[деревня, (где…)…]. Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.(А.Пушкин)
[…знаю], (где…). Я знаю, где находится самый красивый уголок земли.
[ ], (куда…). Иди, куда зовет тебя твое сердце.
(куда…), [ ]. Куда ни посмотрю, везде знакомые лица.
[…дома, (где…) ]. Около дома, где мы остановились, росли высокие березы.
4 Изучение новой темы.
На слайде предложения, ученики пишут в тетрадях. (на слайде?), на доске строим схемы
Когда во дворе расцвела светлой пеной сирень, я отправился в путь.
Он проснулся, едва показались первые лучи солнца.
Часов в пять, когда спала жара, все оживилось.
- На какой вопрос отвечают придаточные предложения? Что обозначают?
-По отношению к главному предложению где они находятся?
Учитель: Представленные схемы предложений относятся к сложноподчиненным предложениям с придаточными времени. Такие предложения выражают значение времени определенного явления или действия. Порядок следования главного и придаточного предложений свободный: придаточное может стоять в начале или конце предложения, а также его может окружать конструкция главного предложения.
Дополняем таблицу «Виды СПП» ( вопросы: когда? Как долго? С каких пор? До каких пор?
Средство связи- союзы: когда, пока, с тех пор как, до тех пор как, как только, лишь только, прежде чем, едва, чуть, в то время как и др)
5 Закрепление изученного.
Упр. 140 (2,3,4,5,6 предложения)
Работа с предложениями
Ранней весной отец взял нас на пашню, где он собирался засеять землю пшеницей.
Тенистый сад, откуда тянуло прохладой, привлекал уставших от жажды горожан.
Давайте задумаемся над вопросом: для чего нужны сложноподчиненные предложения с придаточным времени. Где они употребляются чаще всего?
6 Работа по тексту.
Употребление сложных предложений- отличительная черта книжных стилей. В разговорной речи, в особенности в ее устной форме, мы используем чаще всего простые предложения, причем очень часто -неполные. Это объясняется тем, что устные высказывания в основном не требуют сложного логического объяснения. Отсутствие союзов компенсируется интонацией, которая приобретает решающее значение для выражения различных смысловых отношений.
«Чистые» сложносочиненные предложения в книжных стилях сравнительно редки. А сложноподчиненные предложения занимают достойное место в любом из книжных стилей. Сложноподчиненные предложения как бы « приспособлены» для языка науки, официально-делового стиля и художественной речи.
Как употребляются придаточные времени в разных стилях?
В научном стиле временные придаточные части нередко осложняются добавочным условным значением: Научная гипотеза оправдывает себя тогда, когда она является оптимальной
( ср.:Научная гипотеза оправдывает себя в том случае, если она является оптимальной)
В художественной речи, где сложноподчиненные предложения с придаточными времени встречаются в четыре раза чаще, чем в научной, широко используются « чисто временные» значения этих придаточных. Они могут предавать длительность, повторяемость, неожиданность действий, разрыв во времени между событиями и т.д. Это создает большие выразительные возможности художественной речи,например:1) Чуть легкий ветерок подернет рябью воду, ты зашатаешься, начнешь слабеть(И.А.Крылов)2)И только небо засветилось, все шумно вдруг зашевелилось, мелькнул за строем стой.(М.Ю.Лермонтов) 3)Только улыбаюсь, как заслышу бурю.(Н.А.Некрасов) 4)Он заметно поседел с тех пор, как мы расстались с ним.(И.С.Тургенев) 5)Гуляли мы до тех пор, пока в окнах дач не стали гаснуть отражения звезд.(А.П.Чехов).
(По учебному пособию «Стилистика русского языка» И.Голуб)
- К какому типу речи относится текст? ( повествование)
-К какому стилю? ( научный)
- О чем этот текст? Какова тема этого текста?
-Основная мысль текста какая?
-В каких стилях речи чаще используются сложноподчиненные предложения? Для чего служат СПП с придаточным времени?
Задание: найдите в тексте сложноподчиненные предложения с придаточным времени.
6. Подведение итогов ..
Домашнее задание. 1 уровень:упр.141,142.; 2 уровень: сочинение-рассуждение «Нужны ли в речи сложноподчиненные предложения?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места».
Урок изучениея нового материала...
Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточным времени»
Методическая разработка урока по русскому языку в 9 классепо теме «Сложноподчиненные предложения с придаточным времени» Цели: 1.Познакомить ...
Сложноподчиненное предложение с придаточным времени.
Сложноподчиненное предложение с придаточным времени....
Сложноподчиненное предложение с придаточным времени.
Сложноподчиненное предложение с придаточным времени....
Конспект урока с использованием ИКТ на тему «Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места» для 9 класса
Урок открытия новых знаний...
Сложноподчиненные предложения с придаточными времени
Презентация к уроку русского языкав 9 классе, 2 четверть, декабрь. В ходе занятия обучающиеся научатьсяУглублять понятие о СПП с придаточными времени.Развивать умение находить придаточную ...
Учебная презентация для урока русского языка в 9 классе на тему "Сложноподчиненные предложения с придаточными времени"
Учебная презентация для урока русского языка в 9 классе на тему "Сложноподчиненные предложения с придаточными времени" содержит элементы заданий для непрерывной подготовки к ОГЭ...