Интеграция национально-регионального компонента в обучении бурятскому языку
статья по теме

Жабуева Туяна Александровна

В данной работе рассмотрена актуальность социокультурного компонента содержания обучения и то, насколько продуктивна передача учащимся знаний о культуре и истории на региональном уровне. Было определено, какими путями будут вноситься знания о регионе, чтобы не нарушить целостности урока. Немалое внимание было уделено мотивационному аспекту обучения, в связи с чем было предложено использовать проектную методику и интегрированные уроки как средство активизации речемыслительной деятельности школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integraciya_nacionalno.docx29.74 КБ

Предварительный просмотр:

Жабуева Т.А.

учитель бурятского языка

МОУ СОШ №8 г.Улан-Удэ

Интеграция национально-регионального компонента в обучении бурятскому  языку

Введение.

Любое обучение, как известно, есть передача молодому поколению культуры, накопленной человечеством. Это значит, что никакое обучение невозможно без накопления знаний об окружающей действительности – природе, обществе, человеке, его истории и культуре.

Передавая учащимся бурятскую культуру, мы вносим большой вклад в общее образование, в формировании всесторонне развитой, гармоничной личности.

Целью работы является выявление эффективности передачи учащимся бурятской  культуры и истории на региональном уровне, и насколько это способствует повышению мотивации в обучении бурятскому языку. Для достижения цели ставим следующие задачи:

  1. внедрение национально-регионального компонента в тематический учебный план на уроках бурятского языка в средней школе;
  2. показать некоторые способы и приемы использования интегрированных знаний, полученных школьниками при изучении предметов гуманитарного цикла.

Региональный компонент предусматривает возможность введения содержания, связанного с традициями, культурой региона.

В основе опыта – культуроведческое наполнение учебной программы национально-региональным компонентом. Содержание текстов, система заданий творческого и поискового характера, упражнений с элементами сравнительно-сопоставительного анализа, вероятностного прогнозирования способствуют познавательной активности и повышению мотивации к изучению бурятского языка.

Актуальность исследуемой темы состоит в том, что вопрос гражданского воспитания стоит наиболее остро в настоящее время и национально-региональный компонент необходим как основной элемент нравственного, эстетического и гражданского воспитания.

В современном обществе сформировался запрос на воспитание чувства любви к Отечеству.

Использование национально-регионального компонента при обучении бурятскому языку повышает эффективность педагогического процесса, требует учета возрастных особенностей учащихся, уровня их языковой подготовки, разработки программ и адаптации краеведческого материала, применения творческих приемов развития личности учащихся.

Региональная проблематика приобретает всё большую актуальность в настоящее время, когда особенно возросла самостоятельность отдельных краёв и областей. Таким образом, можно сделать вывод, что речь идёт об интеграции в учебный процесс национально-регионального компонента.

И.А. Зимняя “Межпредметные связи становятся весьма актуальными на современном этапе развития школьного образования, совершенствование которого идёт по пути интеграции знаний. Интеграция есть процесс и результат создания неразрывно связанного единого целого. В обучении она может осуществляться путём слияния в одном синтезированном курсе учебных предметов, суммирования основ наук, раскрытия комплексных учебных тем и проблем”.

Правильное установление межпредметных связей, умелое их использование важны для формирования гибкости ума учащихся, для активизации процесса обучения и, как в данном случае, для усиления практической и коммуникативной направленности обучения бурятскому языку".

На уроках бурятского языка мы используем знания, полученные учащимися на уроках литературы, географии, истории, предметов деятельного цикла – музыки, изобразительного искусства. Мы считаем, что необходимо учить детей извлекать и применять на уроках бурятского языка информацию, полученную при изучении данных предметов. Это помогает ученикам строить для себя общую картину мира, и вырабатывать собственное отношение ко всему.

Поэтому на своих уроках мы используем межпредметные связи с использованием национально – регионального компонента. Примером тому, могут являться уроки – экскурсии в Иволгинкий дацан, Этнографический музей по темам “История Бурятии”, “Культура и быт бурят”, проведенные совместно с учителем истории, а также посещение Бурятской государственной филармонии, Бурятского драматического театра, театра кукол “Үльгэр” и последующий обмен впечатлениями на интегрированных уроках бурятского языка, английского языка, истории, музыки и литературы.

Республика Бурятия, по мнению многих специалистов, является цивилизованным пространством, где обнаруживаются добрые взаимоотношения, взаимоуважение, где существуют благоприятные межнациональные отношения. На территории Бурятии совмещаются духовные ценности различных культур.      

Сущность нашего опыта состоит в развитии учебно-познавательной, информационной, общекультурной, коммуникативной компетенции, а также в обновлении содержания обучения бурятскому языку за счет овладения учащимися определенным объемом региональных знаний.

1. Интеграция национально-регионального компонента в обучении бурятскому языку.

Интеграция национально-регионального компонента, может осуществляться по двум направлениям:

Первое направление связано с включением краеведческой информации из разных (предметных областей истории, географии, литературы, искусства) в программу изучения бурятского языка. На уроках мы вводим фрагментарно интересный краеведческий материал, который помогает учащимся ближе познакомиться с культурой, историей, литературой, традициями и обычаями народов Республики Бурятия. Работа с краеведческим материалом требует тщательного подбора материалов, позволяющих учащимся познакомиться с историей родного края и страны изучаемого языка, культурными и научными достижениями народов Бурятии.

Второе направление выражается в творческом переосмыслении полученной краеведческой информации, в умении конкретизировать и анализировать исторические и современные тенденции развития республики.

Образование в рамках регионального компонента осуществляется через:

развитие интеллектуальных умений (понимать, анализировать, синтезировать, применять, обобщать, оценивать, рефлексировать (осуществлять самонаблюдение, самоанализ, самооценку);

формирование знаний об истории, культуре, реалиях и традициях своего народа и носителей языка;

осознание вклада края в мировую культуру.

Воспитание средствами бурятского языка предполагает формирование у школьников:

понимания важности владения бурятским языком как средством общения;

толерантного отношения к другой культуре;

ценностного отношения к себе, другим и миру;

активной жизненной позиции.

Развитие учащихся осуществляется в процессе включения их в проектную, исследовательскую, поисковую, творческую работу, значимую как для самих учащихся, так и для других людей, в том числе говорящих на бурятском языке.

 В результате такого участия ученики приобретают умения:

находить, обрабатывать и создавать нужную информацию;

переносить знания и навыки из различных областей, учебных ситуаций в реалистичную или реальную ситуацию общения.

работать в команде и самостоятельно;

критически оценивать себя, окружающую жизнь в школе и за ее пределами;

вступать в общение на бурятском языке.

2. Роль регионального компонента в повышении образовательного уровня, владении языком и воспитании личности учащегося.

Цели регионального компонента:

Расширить, углубить и конкретизировать содержание федерального компонента по бурятскому языку;

Способствовать формированию личности выпускника 9 класса как достойного представителя нового поколения.

Задачи регионального компонента:

Создать условия для овладения каждым учащимся способностью понимать и читать несложные аутентичные тексты с целью понимания основного содержания, деталей, извлечения специальной информации о родном крае, быте, культуре, истории, значимости, проблемах народов населяющих наш регион.

Создать условия для овладения каждым учащимся способностью создавать авторские тексты о своем регионе, быте, культуре, истории, значимости, проблемах народа, живущего в Бурятии.

Создать условия для овладения учащимися самостоятельной, групповой, проектной, исследовательской, консультативной на уроках бурятского языка.

Создать условия для формирования выпускника - умелого хранителя, пользователя и создателя социокультурных ценностей и традиций региона.

Истинного патриота своей малой Родины.

Исходный уровень знаний о регионе мы предварительно определили с помощью теста на родном языке. В нём учащимся предлагалось выбрать из 3-5 вариантов один правильный. Приведём примеры тестов.

1. Сколько жителей в твоём родном городе?

a)

 b)

 c).

2. В каком году был основан твой родной город?

a)

 b)

 c)

3. Когда была образована Республика Бурятия?

a)

 b)

 c) и т.д.

Тест может содержать такие вопросы, на которые следует ответить “Да” или “Нет”. Он может быть дополнен заданиями и вопросами типа:

1) Перечисли известные тебе достопримечательности родного края;

2) Что бы ты хотел узнать из истории родного города, посёлка? И т.д.

Проанализировав исходный уровень знаний школьников о своём регионе, а также их интересы в данной области, нужно далее определить форму обучения и сформулировать конечные цели.

Конечные цели здесь различны, например: разработка и проведение экскурсии, микроэкскурсии (с записью на видеокамеру) по своей местности или региональному центру для иностранных гостей, учащихся.

Другой целью может стать подготовка к ролевой игре, в ходе которой школьники предлагают свои варианты маршрутов экскурсий или миниэкскурсий, а также создание постеров и рекламных буклетов о наиболее привлекательных местах республики и родного города. Эта работа дополнит часто практикуемые “заочные” экскурсии по столицам стран изучаемого языка. Ведь не секрет, что уверенно называя достопримечательности Берлина, Лондона или Парижа, дети часто затрудняются назвать достопримечательности своего родного города. Традиционная форма зачёта может завершить работу над региональным курсом.

3. Средства повышения мотивации к изучению бурятского языка посредством использования национально-регионального компонента на уроках в средней школе.

Для повышения мотивации к изучению бурятского языка мы использовали краеведческую информацию, которая носит занимательный характер. Например, учащимся 4-х классов мы предлагали для изучения бурятские народные сказки, инсценировки на основе этих сказок адаптированные рассказы о столице Бурятии.

Так как для учащихся средней ступени характерна активизация познавательной мыслительной деятельности, склонность к рассуждениям и анализу предоставленной информации, наиболее удачно было применение следующих способов работы: создание проблемных ситуаций, сравнение и анализ, изучение жизни и творчества известных людей Бурятии.

Для учащихся старших классов характерен повышенный интерес к обсуждению различных политических, нравственных и этических проблем, поэтому уместным оказалось применение таких способов работы как споры, пресс-конференция, брифинги, экскурсии, проекты.

При проведении регионального курса нами использовалась предметно-ситуативная форма. Её основу составляли речевые ситуации, которые были объединены чаще всего единой сюжетной линией и базировались на предметах речи регионального содержания. Опыт работы показывает, что наиболее распространённым сюжетом при работе с региональным материалом является посещение группой зарубежных граждан (туристов, студентов, школьников) данной конкретной местности. Подобная макроситуация включает ряд микроситуаций, в рамках которых формулируются коммуникативные задачи.

При составлении ситуаций важно помнить о психологической природе речевой деятельности, которая стимулируется различными потребностями человека, например: удовлетворить свою любознательность, выразить мнение, отношение, дать оценку происходящему, разрешить разногласие, сделать выбор, принять решение, узнать информацию.

Что касается выбора языковых средств при использованиии регионального компонента, то здесь следует обратить внимание не только на этап обучения и уровень обученности учащихся, но также и на особую группу языковых единиц с региональной страноведческой значимостью.

Чтобы избежать однообразия в построении занятий с использованием регионального компонента, мы по возможности широко использовали различные средства активизации речемыслительной деятельности школьников: привлекали в качестве речевой зарядки пословицы и поговорки по региональной проблематике.

При работе над новой лексикой эффективно составление кроссвордов. На всех занятиях желательно иметь разного вида наглядность: фотографии, слайды, репродукции картин, книжные иллюстрации, видеоклипы и видеофильмы. В обобщающий урок можно включить викторину, контрольные тесты, задания обобщающего характера, выполняемые в форме соревнования.

Мы использовали в обучении отдельные региональные проекты или аутентичные тексты регионального содержания.

4. Применение национально-регионального компонента при работе над проектами на уроках бурятского языка.

Проектная методика обучения находит всё более широкое распространение в обучении иностранным языкам за рубежом, а в последнее время и у нас. В качестве примера проекта регионального содержания приведём краткое описание проекта: “Амар сайн, минии хото!” Его целью является изучение родного города и существующих здесь достопримечательностей культуры и традиций. Работа над проектом предполагает несколько этапов.

Школьникам рекомендовали использовать справочную литературу, посещение библиотек, краеведческого музея, Бурятской государственной филармонии, театров города.

В ходе подготовки к проекту учащиеся знакомились с лексикой для активного овладения, которая могла бы им потребоваться для обсуждения их вопроса. На уроках мы предлагали дополнительные тексты с региональным наполнением.

На следующем этапе школьникам предлагалось рассказать о результатах своих поисков. В ходе рассказов учащихся заполнялась обобщающая таблица. На основе составленной таблицы учащиеся получили достаточно полные сведения о регионе. Вариант оформления также стал предметом обсуждения на уроке. Свои впечатления об осуществлённом проекте учащиеся решили изложить в форме PR-рекламы нашего города на уроке. Собранный материал мы использовали для оформления диска – электронного справочника “ Амар сайн, минии хото!”.

Если работа над проектом вызвала у школьников интерес, то следует предложить им подумать над темой очередного проекта и над тем, как лучше выполнить его. Перспективной признана разработка проектов, темами которых является сравнительное изучение традиций, обычаев, праздников страны изучаемого языка и своего региона.

Заключение.

В данной работе мы рассмотрели актуальность социокультурного компонента содержания обучения и то, насколько продуктивна передача учащимся знаний о культуре и истории на региональном уровне. Было определено, какими путями будут вноситься знания о регионе, чтобы не нарушить целостности урока. Немалое внимание было уделено мотивационному аспекту обучения, в связи с чем было предложено использовать проектную методику и интегрированные уроки как средство активизации речемыслительной деятельности школьников.

Литература.

Бим И.Л., Маркова Т.В. Об одном из возможных подходов к составлению программ по иностранным языкам // ИЯШ, 1992, №1

Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку // ИЯШ, 1991, №3.

Махмутова Е.Н., Батина М.Г. Интегрированный урок по теме "США: природа, города, население, сельское хозяйство"// Иностранные языки в школе. – 1997, №4.

Сысоев Л.В. Язык и культура: в поисках нового направления в преподавании культуры страны изучаемого языка // Иностранные языки в школе., 2001, №4.

Тамбовкина Т.Ю. О некоторых принципах построения интегрированного курса "Иностранный язык и регионоведение"// Иностранные языки в школе, 1996, №5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование национально-регионального компонента в обучении химии на элективных курсах.

         Рзаботка национально-регионального компонента выступает первостепенной задачей реформирования современного школьного образования. Это и определило выбор ...

Интеграция национально-регионального компонента в проведении занятий кружка по математике

В данном выступлении излагается о том, как я использую национально-региональный компонент при проведении занятий математического кружка....

Выступление "Использование национально-регионального компонента, как метод развития творческих способностей учащихся при обучении иностранному языку"

В материале рассмотрен проблема развития творческих способностей учащихся на уроках английского языка...

Использование национально-регионального компонента на уроках трудового обучения у детей с ДЦП.

Известно, что развитие мелкой (ручной) моторики стимулирует центральную нервную систему, оказывает влияние на развитие активной речи ребенка, его мышления, двигательных и познавательных способностей в...

Методический проект "Интеграция национального регионального компонента в курс литературы 5-7 классов

Рабочая программа. Региональный компонент в курсе литературы 5-7 классов...

Интеграция национально-регионального компонента в обучении английскому языку

Интеграция национально-регионального компонента в обучении английскому языку...

Интеграция национально-регионального компонента в обучении английскому языку

Любое обучение, как известно, есть передача молодому поколению культуры, накопленной человечеством. Это значит, что никакое обучение невозможно без накопления знаний об окружающей действительности &nd...