Интеграция национально-регионального компонента в проведении занятий кружка по математике
статья (11 класс) по теме

Курмашева Ануза Азгаровна

 В данном выступлении излагается о том, как я использую национально-региональный компонент при проведении занятий математического кружка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_nac_reg_komp.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция национально-регионального компонента в проведении занятий кружка по математике

Выступление педагога дополнительного образования социально-педагогического объединения  МУ ДОД Центра детского творчества "Сэлэт" при МОУ "Азбабинская СОШ" Апастовского муниципального района Республики Татарстан

Курмашевой Анузы Азгаровны

2012 год

В настоящее время большое внимание уделяется дополнительному образованию школьников.  Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное — в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени. Дополнительное образование детей — это поисковое образование, апробирующее иные, не традиционные пути выхода из различных жизненных обстоятельств (в том числе из ситуаций неопределенности), предоставляющее личности веер возможностей выбора своей судьбы, стимулирующее процессы личностного саморазвития.

Простейшие арифметические подсчеты показывают, что не менее 150 дней в году ученик свободен от школьных занятий. В оставшиеся дни года еще треть его времени не занята уроками. Но ребенок  никогда не  бывает  свободен от самого себя. Растущий человек ждет от мира разнообразия, и среди тех возможностей выбора, которые ему предоставляет естественное течение жизни, среди ценностей и приоритетов быта вполне могут быть и ценности дополнительного образования. И мы, взрослые, не имеем права лишать ребенка возможности предпочесть среду, где он может проявить себя и овладеть способами разумной жизни, той среде, где разум отступает на дальний план, а деятельность теряет смысловую окраску. Достаточно продумать систему выбора дела по душе, выявить предпочтения ребенка и можно развивать его способности в самых разных направлениях. При этом, в отличие от общего образования, дополнительное образование не имеет фиксированных сроков завершения; его можно начать на любом возрастном этапе и, в принципе, в любое время учебного года, последовательно переходя от одной ступени к другой. Его результатом может стать хобби на всю жизнь и даже определение будущей профессии.

        Я веду кружок «Юный математик», и, работая педагогом дополнительного образования, считаю, что  необходимо  знать особенности работы, понимать ее специфику, сложности и преимущества.

Своеобразие дополнительного образования проявляется:

в целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного от уроков времени для полноценного развития своих потенциальных возможностей;

в свободе выбора направлений деятельности, педагога, образовательной программы;

в возможности менять виды деятельности, коллектив, педагога;

в творческом характере образовательного процесса, осуществляемого на основе дополнительных образовательных программ;

в особых взаимоотношениях ребенка и педагога (сотрудничество, сотворчество, индивидуальный подход к ребенку).

Главная цель направления моего кружка «Юный математик» – развитие интереса, познавательной активности, самостоятельности и получение более глубоких знаний в математике, а также формирование у обучающихся научно-обоснованного понимания мира, умения анализировать факты и выявлять причинно-следственные связи. Особенность программы заключается в « погружении» в мир математики: занятия состоят из лекций, семинаров, решения головоломок, математических игр с организацией последующих турниров, а на завершающем этапе – математические олимпиады. Также в комплекс программы входят организация и участие в различных математических боях, викторинах, праздниках. Постепенность и разнообразие способов получения знаний и навыков позволяет сохранить у воспитанников интерес к занятиям длительное время.

Одной из основных форм работы со школьниками  является объединение школьников в научное общество, где ведётся проектно-исследовательская деятельность по предмету. Проектная деятельность школьников  нацелена на эффективное формирование и развитие исследовательской культуры обучающихся старших классов при усилении практической направленности учебных дисциплин. 

Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», одним из принципов государственной политики в области образования является принцип защиты и развития национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства. При этом содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в системы мировой и национальных культур. Ибо «вне культуры настоящее и будущее народов… и государств лишается смысла. Культура представляет главный смысл и главную ценность существования человечества» (Д. С. Лихачев).

    В Законе «Об образовании» закреплены два компонента стандарта – федеральный и национально-региональный.  Поэтому так актуальна  проблема образования и воспитания с учетом национально-регионального компонента в объединениях  социально - педагогической направленности.

В виду того, что математика –наука абстрактная, реализация национально-регионального компонента представляется сложной. Однако это осуществимо благодаря интеграции национально-регионального компонента в проведении занятий кружка по математике.

Интеграция национально-регионального компонента, может осуществляться по двум направлениям

Первое направление связано с включением краеведческой информации из разных предметных областей( истории, географии, искусства) в программу изучения математики. На занятиях кружка я  ввожу фрагментарно интересный краеведческий материал, который помогает учащимся ближе познакомиться с культурой, историей, литературой, традициями и обычаями Республики  Татарстан. Работа с краеведческим материалом требует тщательного подбора материалов, позволяющих учащимся познакомиться с историей родного края. После этого воспитанники, используя краеведческий материал, составили математические задачи, оформив её как «Сборник математических задач  о деревне Азбаба и Верхнее Аткозино». Еще один сборник задач составлен на основе исторических сведений «Этот день Победы в Азбабе в цифрах». Например, в сборник входят задачи следующего содержания.

«1. В боях Великой Отечественной войны из деревни Азбаба участвовали  271 человек, из деревни Верхнее Аткозино- 143 человека. Сколько всего человек  из двух деревень участвовали в боях Великой Отечественной войны? Сколько процентов составляют участники Великой Отечественной войны из деревни Азбаба?

2. В боях Великой Отечественной войны из деревни Азбаба участвовали  271 человек, из них вернулись живыми 136 человек. Сколько человек погибло на фронте и сколько процентов они составляют?

3. Из 143 участников Великой Отечественной войны из деревни Верхнее Аткозино погибли 59 человек. Сколько человек вернулось из фронта и сколько процентов они составляют?»

Второе направление выражается в творческом переосмыслении полученной краеведческой информации, в умении конкретизировать и анализировать исторические и современные тенденции развития Республики Татарстан.

Образование в рамках регионального компонента осуществляется через:

-развитие интеллектуальных умений (понимать, анализировать, синтезировать, применять, обобщать, оценивать, рефлексировать (осуществлять самонаблюдение, самоанализ, самооценку);

-формирование знаний об истории, культуре, реалиях и традициях своего народа

-ценностного отношения к себе, другим и миру;

-активной жизненной позиции.

Развитие учащихся осуществляется в процессе включения их в проектную, исследовательскую, поисковую, творческую работу, значимую как для самих учащихся. В результате такого участия ученики приобретают умения:

-приобретать, обрабатывать и создавать нужную информацию;

-переносить знания и навыки из различных областей, учебных ситуаций в реалистичную или реальную ситуацию общения.

-работать в команде и самостоятельно;

-критически оценивать себя, окружающую жизнь в школе и за ее пределами;

          В рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в  системе поддержки талантливых детей с целью формирования исследовательской компетенции учащихся совместно с ведущими высшими учебными заведениями проводится целый комплекс республиканских и региональных научно-практических конференций. Мои воспитанники ежегодно участвуют  в научно-практических конференциях. Не оставляем без внимания и  Межрегиональные юношеские чтения имени Каюма Насыйри.  Воспитанники кружка готовят научно-исследовательские работы по изучению жизни и деятельности татарского просветителя. Таким образом, были разработаны  научно-исследовательские работы «Каюм Насыйри и геометрия». «Математическое наследие великого татарского просветителя Каюма Насыйри». Кроме этого, была разработана еще одна проектная работа «Геометрия татарских узоров». Данная работа  посвящена возрождению народных традиций и  направлена на сохранение и возрождение традиционной народной культуры, как духовного наследия нашего народа, обогащение декоративно-прикладного творчества  в математическом аспекте.

Таким образом, реализация национально-регионального компонента в объединениях дополнительного образования обуславливает особые требования к деятельности преподавателя. Преподаватель должен выступать не только как носитель и передатчик национальной культуры со всеми ее специфическими особенностями, но и как широко мыслящий, образованный наставник, способный определить место этнической культуры в общемировой поликультурной системе, как посредник между различными культурами. Педагогу необходимо, в первую очередь, самому осознать, что реализация принципа национального в образовании и воспитании в контексте интернационального призвана создавать условия для формирования национального самосознания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция национально-регионального компонента в обучении бурятскому языку

В данной работе рассмотрена актуальность социокультурного компонента содержания обучения и то, насколько продуктивна передача учащимся знаний о культуре и истории на региональном уровне. Было определе...

Интегрированное занятие кружка "Занимательная математика" и технология. Тема "Путешествие за геометрической мозаикой" 2 класс УМК "Планета знаний"

Цель занятия: развить интерес к занятиям математикой, расширить и углубить представление о квадрате, познакомить с теоремой Пифагора. Результат-квадрат, состоящий из 4 прямоугольных треугольников. Орг...

Занятие кружка "Юный математик"

Представлено открытое занятие кружка в форме игры капитал-шоу  "Поле чудес"...

Методический проект "Интеграция национального регионального компонента в курс литературы 5-7 классов

Рабочая программа. Региональный компонент в курсе литературы 5-7 классов...

Интеграция национально-регионального компонента в обучении английскому языку

Интеграция национально-регионального компонента в обучении английскому языку...

Интеграция национально-регионального компонента в обучении английскому языку

Любое обучение, как известно, есть передача молодому поколению культуры, накопленной человечеством. Это значит, что никакое обучение невозможно без накопления знаний об окружающей действительности &nd...

Программа и технология проведения занятий кружков по математике

 В данном материале описана технология проведения кружковых занятий по математике и   даны примерные темы занятий кружков с третьего по девятый классы общеобразовательной школы. ...