Доклад "Тестирование и обучение английскому языку в начальной школе
учебно-методическое пособие по английскому языку

Геккиева Арнэлла Тофиковна

Доклад

на научно- методическом семинаре «Педагогика удивления 2.0» Surprise Pedagogy 2.0: How to Make a Lesson of English More Effective»

 

"Тестирование и обучение английскому языку в начальной школе" ,

В рамках  эксперимента:  «Реализация ФГОС и достижение нового образовательного результата через внедрение комплекса технологий деятельностного типа Образовательной системы «Школа 2100» в массовую практику начальной и основной школы» 

                                               

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_1.doc137.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

на научно- методическом семинаре «Педагогика удивления 2.0» Surprise Pedagogy 2.0: How to Make a Lesson of English More Effective»

"Тестирование и обучение английскому языку в начальной школе" ,

В рамках  эксперимента:  «Реализация ФГОС и достижение нового образовательного результата через внедрение комплекса технологий деятельностного типа Образовательной системы «Школа 2100» в массовую практику начальной и основной школы» 

                                                Докладчик:  учитель английского языка          

                                                                        Геккиева А.Т.

Организация внеурочной деятельности современных школьников.

(на примере курса внеурочной деятельности по английскому языку в 1 кл.)

Цель исследования: изучить особенности организации внеурочной деятельности на примере курса «Увлекательный английский язык» в  1 класс

Для выполнения данной цели необходимо решить ряд задач:

- исследовать научную и методическую литературу по данной тематике;

- изучить нормативные документы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях;

- проанализировать модели и формы организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении;

- на примере курса «Увлекательный английский язык (1 класс)» осветить организацию процесса внеурочной деятельности школьников;

- изучить своеобразие познавательных способностей и их формирование в начальной школе на внеурочных занятиях по английскому языку.

Объектом исследования является процесс развития познавательного интереса к изучению английского языка у первоклассников.

Предметом исследования является само понятие внеурочной деятельности, формы, методы и приёмы  организации занятий по курсу внеурочной деятельности «Увлекательный английский язык» в образовательных учреждениях.

Введение.

Для современных школьников уже не секрет, что знание иностранного языка открывает новые возможности и расширяет горизонты. В сложных, меняющихся социально-экономических условиях, в которых находится наше общество, постепенно происходит переориентация образования, более пристальное внимание уделяется проблемам воспитания, социализации, внеурочной деятельности, без организации которой невозможно эффективное развитие личности школьника. Социальный заказ общества, семьи и самого ребенка, предъявляемый к общеобразовательному учреждению все настойчивее требуют изменений, которые позволят выпускнику приобрести знания, умения, навыки, социальные компетентности, помогут стать конкурентоспособным и успешным в жизни человеком, гражданином своей страны, принимающим активное участие в общественно-политической жизни строящегося гражданского общества.  Многообразие мира, языков, культур определяет в настоящее время философию межкультурного взаимодействия. При этом языковое многообразие рассматривается как один из наиболее ценных элементов культурного наследия. Знание языков относится к основным навыкам, владение которыми, должно стать правилом для каждого человека. Изучение языков, необходимо поддерживать уже в раннем детстве. Таким образом, перед школой встают новые задачи, одна из которых - раннее обучение двум или более языкам.

Внеурочная деятельность позволяет устранить противоречия между:

* требованиями программы и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике;

* условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал. Все это обусловило выбор темы для дипломного исследования.

Методы, используемые в исследовании: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме, наблюдение, обобщение, индукция.

 Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса в школе, одной из форм организации свободного времени учащихся. Особую роль в образовании обучающихся внеурочная деятельность играет в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО).

Она позволяет решить ряд важнейших задач в начальной школе:

- Обеспечивает благоприятную адаптацию ребёнка к школе;

- Оптимизирует учебную нагрузку обучающихся;

- Улучшает условия для развития ребёнка;

- Учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.   

        В настоящее время наблюдается огромный интерес к изучению иностранных языков у детей младшего школьного возраста. Образовательный запрос молодых, образованных, современных родителей  на раннее обучение иностранным языкам за последнее десятилетие значительно возрос. Этот аспект ставит перед современной школой проблему усиления позиций раннего обучения иностранным языкам.

    Проблемами билингвизма в рамках теории деятельности занимались А.А. Леонтьев, А.А. Залевская, И.А. Зимняя Л.С. Выготский еще в 1928 году писал: «Вопрос о многоязычии в детском возрасте выдвигается сейчас как один из самых сложных и запутанных вопросов современной психологии, с одной стороны, а с другой - как проблема исключительной теоретической и практической важности. Последнее едва ли нуждается в пояснениях» Изучение научного материала показало, что, несмотря на то, что проблема реализации методов организации внеурочной деятельности  достаточно широко представлена в психолого-педагогической литературе, рассмотрению результативности применения различных технологий на уроках английского языка и во время организации внеурочной деятельности не уделялось должного внимания.

 1.Формы организации внеурочной деятельности школьников по английскому языку.

Традиционно в методической литературе и в школьной практике различают следующие формы внеурочной деятельности по английскому языку: массовые, групповые и индивидуальные.

Индивидуальная внеурочная работа осуществляется с отдельными учениками и заключается в подготовке сообщений или докладов о стране изучаемого языка, о важных событиях и датах, а также о знаменитых людях. Во время внеклассных занятий школьники готовят наглядные пособия, занимаются оформлением альбомов, стендов и стенгазет. Индивидуальная работа может осуществляться постоянно или эпизодически.

Групповая форма внеурочной деятельности имеет четкую организационную структуру и постоянный состав учеников, объединенных общими интересами. К этой форме относятся различные кружки. Обычно занятия в кружках проводятся на регулярной основе.

Что касается массовых форм внеурочной деятельности, у них нет четкой организационной структуры. К ним относятся фестивали, вечера художественной самодеятельности, карнавалы, конкурсы и тематические вечера.

По смыслу выделяют следующие формы внеурочной деятельности по английскому языку: соревновательные, культурно-массовые, политико-массовые. Каждая из групп предусматривает проведение определенных мероприятий. Соревновательные мероприятия – это игры, конкурсы, викторины, олимпиады. Мероприятия культурно-массового характера включают в себя вечера-встречи с интересными людьми , вечера-праздники, которые посвящены традициям страны изучаемого языка, вечера-портреты, где изучается биография известных поэтов, композиторов, актеров, вечера-хроники, связанные со знаменательными событиями. К мероприятиям политико-массового характера относятся фестивали, форумы, ярмарки, пресс-конференции, телемосты.

Также возможно и желательно устраивать круглые столы с приглашенными гостями и носителями иностранного языка, а также всевозможные проекты, связанные с иностранным языком. Это особенно увлекает школьников среднего звена, но также актуально и для младших школьников. Творческая подача материала педагогом и умение подвести к намеченной цели во многом способствуют креативному мышлению и формированию языковой компетенции обучающихся, а также способствуют выполнению социального заказа в рамках ФГОС НОО и ФГОС ООО — в формировании поколения, которое может мыслить нестандартно и самостоятельно находить решение в любой жизненной ситуации.

Виды деятельности:

- игровая;

- познавательная;

- волонтерская;

-  досугово -развлекательная;

-  проблемно-ценностное общение;

- художественное творчество;

- социальное творчество

Компьютер, мультимедиа выполняют важную роль в процессе обучения иностранному языку и являются средством поиска и самостоятельного добывания знаний, информации (в проектной и прочей познавательной деятельности), а также иллюстративным средством для представления в наглядной форме материала.

2.Методы и приемы организации внеурочной деятельности.

В процессе обучения английскому языку используются разнообразные формы и методы внеурочной деятельности. Наибольшую эффективность, на мой взгляд, имеют игровые методы.

Игра является средством всестороннего воспитания ребёнка школьного возраста. Игры обогащают детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями. Поэтому я считаю, что игра является ведущим методом обучения школьников иностранному языку. Обучение малышей английскому языку – это очень непростое дело, которое требует определённого методического подхода. Успешное овладение детьми иноязычной речью становится возможным потому, что детей отличают гибкое и быстрое запоминание языкового материала; наличие глобально действующей модели и естественность мотивов общения; отсутствие так называемого языкового барьера, т.е. страха торможения, мешающего вступить в общение на иностранном языке даже при наличии необходимых навыков; сравнительно небольшой опыт в речевом общении на родном языке и др. Кроме того, игра, являясь главным видом деятельности школьника, позволяет сделать коммуникативно-ценными практически любые языковые единицы. Все это дает возможность в  раннем возрасте оптимально  сочетать коммуникативные потребности и возможности их выражения на иностранном языке детьми данного возраста и тем самым избежать одного существенного противоречия, которое постоянно возникает при более позднем начале обучения этому предмету между коммуникативными потребностями обучаемого (желание узнать и сказать много) и ограниченным языковым и речевым опытом. У них так же сильно развито эмоционально-образное восприятие языка. Форма слова, его звуковая оболочка, складность и ритмичность речи, красота и выразительность звука для детей этого возраста важнее лексического значения и грамматической стройности. Игра определяет важные перестройки и формирование новых качеств личности; именно в игре дети усваивают нормы поведения, игра учит, изменяет, воспитывает. Игра – это не просто коллективное развлечение. Это основной способ достижения всех задач обучения, поэтому необходимо: точно знать, какой навык и умение требуется, что ребенок не умел и чему научился в ходе игры;  игра должна поставить учащегося перед необходимостью мыслительного усилия (Негневицкая, 1987).

Итак, игра является инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательнее и интереснее, заставляет волноваться и переживать, что формирует мощный стимул к овладению языком.

Игра задействует активное воображение детей, а через воображение легче и надежнее активизируется его память. При этом постепенно будут развиваться логические способности его мышления. У ребенка формируется воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах, формируются навыки их культурного выражения (Селевко, 1998). И это позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.

Обучая детей английскому языку, следует помнить, что они мыслят конкретно и склонны понимать все буквально. Если нужно дать общие положения или понятия, их обязательно нужно конкретизировать каким-нибудь примером, иллюстрацией и т.д. Целесообразно так же использовать лексические игры, грамматические игры, игры для обучения монологической речи, игры для обучения чтению и аудированию.

Внеклассные занятия по английскому языку с использованием игровой деятельности помогают развивать интересы и способности ребёнка, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремления к познанию нового; развивается речь детей. Игры помогают детям с большим интересом и лёгкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи.

Наиболее эффективными считаю такие приемы, как:

1. МОЗГОВОЙ ШТУРМ

С моей точки зрения, этот прием позволяет заставить учащихся размышлять. Путем такой мозговой атаки, они называют все что знают и думают по озвученной теме или проблеме. Все идеи принимаются независимо от того, правильны они или нет.

 2.КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ.

Это методический прием обучения по принципу «от типичных ситуаций, примеров – к правилу, а не наоборот». , предполагает активный метод обучения, основанный на рассмотрении конкретных (реальных) ситуаций из практики будущей деятельности обучающихся, т.е. использование методики ситуационного обучения «case – study».Данный прием я предпочитаю использовать при  работе в командах, когда каждая команда  получает  материал для разработки и решения конкретной “ситуации”.

3. МИНИ-ПРОЕКТЫ  укладываются в одно занятие по завершении темы. Индивидуальные проекты ученики готовят и защищают самостоятельно на завершающем этапе работы над темой(«Моя семья», «Мое любимое животное», «Меню в моем ресторане», «Дом моей мечты» и т.д.). Автор проекта ищет информацию, собирает материал, рисует и пишет текст. Защита проектов в бумажном варианте .

ПРОЕКТЫ укладываются в несколько занятий и защита может быть в бумажном варианте (на усмотрение ученика) или в электронном варианте, который проецируется на экран.

 На занятиях внеурочной деятельностью каждый школьник может проявить свои способности и самостоятельно оценить себя, то есть, провести рефлексию. Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, то есть, определенной системы проверки эффективности его функционирования. Контроль призван обеспечить внешнюю обратную связь (контроль педагога) и внутреннюю (самоконтроль).

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что формирование языковой личности является основной задачей обучения языку в школе, создание единой системы учебной и внеурочной деятельности по английскому языку способствует достижению результатов освоения программы начального и среднего общего образования на трёх уровнях — личностном, метапредметном и предметном.

 Именно во внеурочной деятельности становится возможным создание уникальной ситуации естественной языковой среды, что позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения английскому языку. Таким образом , внеурочная деятельность по английскому языку   оказывает положительное психологическое воздействие на взаимоотношения учителя и учащихся, создает атмосферу сотрудничества и творчества, способствует достижению общих целей, а также создаёт ситуацию успеха, в которой каждый обучающийся может попробовать себя в различных социальных ролях, научиться работать в команде, становится участником диалога культур, что помогает достигнуть  определённых результатов, значимых для него лично и для всех, кто работает вместе с ним, поможет сформировать социальные компетентности обучающихся, подготовиться к дальнейшей жизни с успешной адаптацией выпускников в новом мире компьютерных и других современных технологий. И начинать эту работу надо именно со школы, используя возможности организации внеурочной деятельности в рамках введения ФГОС.

3. Влияние внеурочной деятельности по английскому языку на повышение мотивации к изучению иностранных языков, результативность обучения  и формирование познавательных интересов младших школьников.

 По ФГОС мы должны развивать учащихся не только в рамках урока, но и вовлекая их во внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность в  школе является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. С первых занятий  я стараюсь, чтобы школьники четко осознали разницу между уроком и внеклассным занятием. В современных учебниках по английскому языку уже со второго класса грамматика занимает главенствующую роль и основной упор все-таки делается на грамматику, потому что это основа, без которой не англоговорящий человек не может не только понятно и грамотно сформулировать мысль, но и правильно понять , что ему говорят или что он читает на английском языке.

С другой стороны бесконечная “погоня” за пониманием артиклей,  глаголов и многочисленными исключениями, присущими английскому языку вызывает у школьников чувство неудовлетворенности, которое может нарастать и полностью отбить желание продолжать эту “гонку”. В решении этой проблемы помогают внеурочные занятия, которые должны способствовать сокрушению языкового барьера. Именно во  внеурочной деятельности,  имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а также на собственное педагогическое творчество. Для стимулирования познавательной   активности учащихся, формирования мотивации учения использую традиционные формы наглядности (карточки, картинки, иллюстрации, игрушки, магнитную  доску,  аудиоматериалы) в сочетании с инновационными технологиями  (мультимедийные презентации, проектные методики,  электронные пособия,  различные программные продукты). Одним из способов повторения  лексики являются английские карточки (flash cards), которые можно разбить по темам,  по алфавиту. А вот наилучшим способом проверки стихотворений  и монологических высказываний с моей точки зрения являются слайды с элементами “подсказок” в виде нескольких картинок. Задача ученика - опираясь на картинку воспроизвести выученные стишки, высказывания.

Существует большая разница между обычным уроком и внеурочным занятием не только по форме, но и по содержанию, по работе детей и по умению педагога организовать свою деятельность, чтобы достичь поставленных целей.

Драматизация во внеурочной деятельности  выступает в качестве эффективного средства повышения мотивации к овладению иноязычным общением. Именно драматизация помогает детям «окунуться в язык», преодолеть речевой барьер.

Грамотные постановки на иностранном языке приводят, как правило, к следующим результатам:

-у детей повышается интерес к занятиям английским языком, быстрее формируются речевые навыки и умения;

-многие начинают активнее использовать иностранный язык в игровой (внеучебной) деятельности;

-театральная деятельность позволяет корректировать некоторые отклонения в поведении младших школьников (агрессивность, излишняя застенчивость); повышает самооценку; формирует социальную уверенность;

-использование в театральной деятельности на английском языке элементов лингвострановедческих представлений позволяет формировать основу будущего межкультурного общения и, как следствие, предупреждать развитие ксенофобии, отрицания «чужих» культур.

Учащиеся начальных классов инсценируют сказки «Пряничная девочка», «Три поросенка», «Золушка» и др. .Такие постановки помогают создать ситуацию, в которой желание речевой деятельности у школьников значительно опережает их языковые возможности, создавая тем самым исключительно благоприятные условия для усвоения новых знаний, развития навыков употребления новых речевых единиц в речи.

При распределении ролей большие, со сложными текстами отдаются детям с лучшей языковой подготовкой, более слабые ученики получают роли с небольшим количеством реплик. Однако все ученики получают большую пользу от участия в сценке и удовлетворение от своей работы, ведь каждая роль значима для успешного представления пьесы.

На начальном этапе у детей прекрасно развита долговременная память. Учащиеся быстро заучивают простые рифмовки и песенки, даже спустя многие годы они отлично помнят речевые образцы и лексические единицы, выученные в начальной школе. В шестилетнем возрасте происходит постепенный переход от игровой деятельности к учебной. При этом игры сохраняют свою ведущую роль. Поэтому дети легко включаются во внеурочную деятельность, примеряя на себя роли Колобка, Репки или  Трех поросят и др.

Во время подготовки и проведения внеклассных мероприятий  учителю необходимо вместе с детьми переживать, сомневаться, искать ответы на возникающие вопросы, помогать решать проблемы. Учитель должен хорошо представлять, чего от него ждут дети, ведь именно они являются главными индикаторами нашей деятельности.

На занятиях по курсу «Увлекательный английский язык»  хорошо помогает использование видеороликов на различные темы, где ученики озвучивая героев, решают различные коммуникативные задачи. В своей работе я активно использую данный прием, так как именно этот вид деятельности ребята называют “самым интересным”. Но прежде, ролевую игру нужно хорошо подготовить с точки зрения, как содержания, так и формы.

Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями, открывает у себя наличие переживаний.

 Дети младшего школьного возраста хорошо и быстро запоминают то, что интересно и вызывает у них эмоциональный отклик. В процессе увлекательного взаимодействия ребят создаются условия для непроизвольного усвоения материала.

Результатами реализации программы внеурочной деятельности «Увлекательный английский язык» являются мини-проекты , призовые места на олимпиадах , конкурсах , таких как «Олимпис», «Продленка»,  участие в игровом конкурсе «Британский Бульдог», сдача международного Кембриджского экзамена YLE и т.д.

Вовлекая обучающихся во внеурочную работу,   задача  учителя научить детей быстро находить необходимую информацию из различных источников и применять полученные знания на уроках в жизни. И всего этого можно добиться во внеклассной и внеурочной работе.

4. Внеурочная деятельность по английскому языку на примере курса  «Увлекательный английский язык» в 1 классе .

Пояснительная записка

 Данная программа была разработана в связи с отсутствием  государственной программы по английскому языку по внеурочной деятельности для 1 класса. Программа представляет собой систему обучения учащихся 1 класса, подготавливающую их для дальнейшего изучения иностранного языка.       Внеурочная   программа « Увлекательный английский язык» предусматривает ознакомление учащихся с основами английского языка в развлекательной форме (стихи, рифмовки, песни).

В процессе обучения общению на английском языке происходит приобщение детей к культурным ценностям англоговорящих и других народов, развитие культуры речи в целом, что положительно сказывается и  на обучении родному языку. Наконец, дети получают более широкие возможности для развития в личном плане.

7- летки отличаются особой чуткостью к языковым явлениям и потому этот возраст особенно благоприятен для начала изучения иностранного языка. Именно в этот период они легко и прочно запоминают небольшой по объему языковой материал и хорошо его воспроизводят.

  Программа ,в первую очередь, нацелена на развитие навыков аудирования и говорения через имитацию, игру, стихи, песни, рифмовки, инсценировки, драматизацию, что делает изучение английского языка веселым и забавным, прививает детям любовь к учебе и создает впечатление, что изучать язык легко. Навыки аудирования развиваются на основе прослушивания стихов, песен, адаптированных рассказов. В свою очередь, песни, стихи, считалки и рифмовки позволяют формировать произносительные навыки  и запоминать  фразы, необходимые для общения на английском языке.  Таким образом, учащиеся научатся общаться на английском языке устно до того, как получат навыки письменной речи.

Ввиду того, что учащиеся 1-го класса впервые начинают осваивать письмо как вид речевой деятельности на родном языке и вынуждены запоминать орфографию и графический облик родных букв и слов, опасаясь интерференции (например, смешивание русской буквы  В и английской буквы B, русской буквы Р и английской буквы P), считается целесообразным вводить материал устно. Отработка и закрепление, а так же осуществление контроля усвоенных знаний проводится устно, без обращения к чтению и письму.

 Курс «Увлекательный английский язык» - 1 класс (пропедевтический курс). Обучающиеся в игровой форме овладевают основными видами речевой деятельности – говорением, аудированием, знакомятся с английскими звуками, получают первые представления об англоязычных странах и их культуре. Основой для составлении программы для 1 класса послужил учебно-методического комплекс «Английский язык. Учебник для 1 класса» И.Н. Верещагиной и Т.А. Притыкиной (для школ с углубленным изучением английского языка, лицеев, гимназий и старших групп детских садов), рекомендованный Министерством образования РФ и входящий в федеральный перечень учебников.

Актуальность данной части программы обусловлена её практической значимостью: она готовит базу для успешного обучения английскому языку и эффективной внеурочной деятельности во 2 классе. Так как основная часть детей этого возраста ещё не читает даже на своём родном языке, обучение английскому языку происходит в устной форме. Обучение чтению и письму не предусмотрено данной программой в 1 классе. Устное начало с первых шагов создает условия для раскрытия коммуникативной функции языка, вызывает интерес учащихся к предмету и создаёт достаточно высокую мотивацию к изучению английского языка, позволяет сосредоточить внимание детей на звуковой стороне нового для них языка, несколько отодвигая графические трудности.

Цели программы:

1. Развитие способности детей к обучению на иностранном языке;

2. Обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании английского языка, как средства общения;

3. Развивать посредством игры, стихов, рифмовок, песен  у ребенка устойчивый интерес к изучению английского языка, как средства общения и обмена информацией;

4.Содействовать овладению воспитанником знаниями, умениями и навыками пользования английским языком на начальном уровне.

 5.Создание базовых знаний, умений и навыков для более глубокого изучения английского языка и более полного освоения программы  в последующие годы обучения.                

  6. Формирование   факторов успешности    обучения иностранному языку (таких как мотивация и т.д.)  

Задачи:

Образовательные:

1.        Расширение общеобразовательного кругозора детей;

2.        Выработка у учащихся навыков правильного произношения английских звуков;

3.        Изучение основ грамматики и практическая отработка этих правил в устной разговорной речи;

5.        Формирование навыков самостоятельного решения элементарных коммуникативных задач на английском языке в рамках тематики, предложенной программой.

 Развивающие:

1.        Создание условий для полноценного и своевременного психологического развития ребенка;

2.        Расширение кругозора учащихся;

3.        Развитие мышления, памяти, воображения;

4.        Формирование у детей готовности к общению на иностранном языке;

5.        Формирование осознанного отношения, как к родному, так и к английскому языку.

 Воспитательные:

1.        Формирование у детей положительного отношения и интереса к изучению английского языка;

2.        Приобщение к общечеловеческим ценностям;

3.        Формирование активной жизненной позиции;

4.        Воспитание потребности в использовании английского языка для решения задач обучения.

При разработке программы учитывались следующие принципы обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста:

1.        Принцип прочности. Основанием реализации принципа прочности является разноуровневое по глубине и трудности содержание учебных заданий. Это требование предполагает, прежде всего, продуманную систему повторения (неоднократное возвращение к пройденному материалу);  

2.        Принцип наглядности. Человек получает через органы зрения почти в 5 раз больнее информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются  наглядные материалы;

3.        Принцип преемственности, подчеркивающий пропедевтическое значение начального образования для формирования готовности к дальнейшему обучению и реализующий межпредметные и внутрипредметные связи в содержании образования;

4.        Принцип дифференциации и индивидуализации обучения, помогающий выстраивать выверенные траектории личностного развития ребенка в соответствии с его способностями и возможностями;

5.        Принцип сознательности и активности. Для активизации деятельности детей используются такие формы обучения, как занятия-игры, конкурсы, проекты, драматизации.

6.        Принцип психологической комфортности, предполагающий снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе такой атмосферы, которая способствует сохранению и укреплению здоровья детей.

В процессе обучения используются следующие методы:

1.        Коммуникативный метод является доминирующим, в наибольшей степени соответствующий специфике иностранного языка как учебного предмета. С помощью данного метода решается первоочередная задача – овладение элементарными навыками и умениями устного иноязычного общения на раннем этапе изучения английского языка.

2.        Наглядный метод предусматривает непосредственный показ на занятиях предметов и явлений окружающего мира, наглядных пособий с целью облегчения понимания, запоминания и использования учебного материала в практической деятельности учащихся.

Виды деятельности:

игровая деятельность (в т.ч. подвижные игры);

прослушивание песен и стихов;

разучивание стихов;

разучивание и исполнение песен;

выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания.

Методическое обеспечение программы:

Демонстрационный материал «Английский алфавит», знаки транскрипции, раздаточный материал, игры с карточками, подвижные игры, ролевые игры, презентации по темам, аудиоматериалы по темам

Критерии оценки.

1.        Диалогическая речь.

Высокий уровень: задает более 2х вопросов, вопросы правильно сформулированы, ответы дает четкие, используя полные и краткие предложения.

Средний уровень: задает менее 2х вопросов, вопросы условно-правильные, ответы нечеткие, условно-правильные (не нарушающие смысла, но содержащие лексические и грамматические ошибки).

Низкий уровень: не задает вопроса, ответы неправильные (нарушающие смысл и с ошибками).

2.        Монологическая речь.

Высокий уровень: учитывается общее количество фраз, построенных по различным моделям, речь корректная, содержит 3 и более фраз.

Средний уровень: речь условно-правильная (есть лексические и грамматические ошибки), 2-3 фразы.

Низкий уровень: не дает ответа.

3.        Аудирование

Высокий уровень: правильно передает содержание сказанного.

Средний уровень: условно-правильно передает содержание сказанного (не нарушающие смысла, но содержащие лексические и грамматические ошибки ответы).

Низкий уровень: не понимает, о чем шла речь.

4.        Лексические навыки

Высокий уровень: лексический запас соответствует программным требованиям, называет все лексические единицы по каждой теме, не испытывая при этом затруднений.

Средний уровень: лексический запас не соответствует программным требованиям, называет более 60% лексических единиц по каждой теме, испытывает при этом затруднения.

Низкий уровень: лексический запас не соответствует программным требованиям, называет менее 60% лексических единиц по каждой теме, испытывает при этом серьезные затруднения.

5.        Грамматические навыки.

Высокий уровень: имеет предусмотренный программой запас знаний, умеет их использовать для решения поставленных перед ним задач, справляется с заданием самостоятельно, без посторонней помощи и дополнительных (вспомогательных) вопросов. Ответы дает четкие.

Средний уровень: имеет предусмотренный программой запас знаний, умеет их использовать для решения поставленных перед ним задач. Однако требуется помощь (подсказка) педагога, вспомогательные вопросы. Если дети пытаются справиться сами, то делают это не в полном объеме, рекомендуемом программой для данного возраста, делают грамматические ошибки. Ответы нечеткие.

Низкий уровень: дети не имеют предусмотренного программой запаса знаний, испытывают затруднения при их использовании. Помощь педагога и вспомогательные вопросы не оказывают значительно влияния на ответы, дети не всегда справляются с заданием или не справляются совсем, часто отмалчиваются, отказываются выполнять задания или выполняют с серьезными ошибками.

6.        Фонетические навыки.

Высокий уровень: произношение звуков соответствует программным требованиям, все звуки произносит четко и правильно, не испытывая при этом затруднений.

Средний уровень: произношение звуков частично соответствует программным требованиям, не все звуки, произносит четко и правильно, испытывая при этом затруднения.

Низкий уровень: произношение звуков не соответствует программным требованиям, многие звуки произносит неправильно, испытывает при этом серьезные затруднения, отказывается произносить заданные звуки.

При обучении английскому языку детей 6-7 лет вряд ли стоит говорить о прямом контроле учебных действий: произносительных, грамматических, лексических навыков, а также речевых умений учащихся.

В эти годы закладывается интерес к языку, достижения учащихся очень подвижны и индивидуальны. Контроль на данном этапе проводится в игровой форме. И контроль, и оценка деятельности учащихся соответствуют их возрастному уровню. Учитываются в большей мере не учебные достижения учащихся, а их творческие успехи, уровень их социальной активности.

Формы текущего контроля:

1. ролевые, подвижные, обучающие, логические и лексические игры

2. проведение конкурсов

3. драматизации

Описание ценностных ориентиров содержания программы по внеурочной деятельности.

Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призван обеспечить достижение основных целей:

развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению; формирование желания и умения учиться;

воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;

освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;

сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, неодинаковым социальным опытом, отличиями в психофизическом развитии. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития каждого школьника.

Иностранный язык расширяет лингвистический кругозор учащихся, способствует формированию культуры общения, содействует общему речевому развитию  учащихся.

 Планируемые результаты

Требования к уровню подготовки

Требования к умениям говорения как самостоятельного вида речевой деятельности.

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

        Отвечать на вопросы учителя в классе;

        Обмениваться репликами в мини-диалогах этикетного характера (2-3 реплики со стороны каждого ученика) в ситуациях знакомства и прощания с людьми;

        Участвовать в диалоге-расспросе, построенном на ситуациях повседневного общения, используя общие и специальные вопросы с вопросительными словами «Кто? Что? Где?»;

        Соблюдать элементарные нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка;

        Составлять небольшие монологические высказывания о себе, своих друзьях, своей семье, любимом животном, своих увлечениях.

Требования к умениям аудирования как самостоятельного вида речевой деятельности.

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

        отличать звучащую иностранную речь от родной;

        различать иноязычные звуки;

        повторять за диктором слова, словосочетания, предложения, реплики в диалогических клише;

        понимать содержание изученных, простых по содержанию детских стихов и песен, построенных на знакомом языковом и речевом материале;

        понимать короткие и несложные тексты, соответствующие возрастным интересам учащихся и построенные на конкретной учебной тематике.

Требования к умениям чтения как самостоятельного вида речевой деятельности.

К концу учебного года учащиеся должны:

        освоить английский алфавит и научиться озвучивать транскрипционные знаки;

Требования к умениям письма как самостоятельного вида речевой деятельности.

Овладение основами письма предполагает:

        формирование навыка полупечатного написания букв.

Программа способствует развитию универсальных учебных действий как групп  обучающихся, так и отдельно взятых учеников.

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

1)        учебно – познавательный интерес к английскому языку;

2)        Я-концепция (внутренняя позиция)

3)        действия смыслообразования (установление связи между результатом учебной деятельности по овладению ИЯ и тем, ради чего она осуществляется («Какой смысл имеет для меня…?»

4)        действия самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности (адекватное понимание причин успешности /неуспешности учебной деятельности).

В сфере регулятивных  универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

1)        ставить учебную (коммуникативную, познавательную, игровую) задачу  на основе соотнесения того, что уже известно и того, что ещё предстоит освоить; понимание учеником того, что он будет делать в классе и дома и зачем он будет это делать;

2)        определять последовательности промежуточных целей овладения речевой деятельностью на чужом языке с учётом конечного результата – способности использовать ИЯ как новое средство общения; уметь действовать по предложенному плану/правилу/образцу и самостоятельно планировать свою учебную и иноязычно-речевую деятельность;

3)          умение видеть ошибку и справит её как с помощью, так и без помощи взрослого;

4)        осознавать то, как хорошо ученик  научился говорить, понимать иноязычную речь на слух, читать и писать на ИЯ, каков его уровень в освоении ИЯ, чем ещё предстоит овладеть и чему научиться, чтобы свободно использовать ИЯ

5)        уметь сосредоточиться на выполнении речевых действий, уметь проявить настойчивость и усилие для достижения поставленной цели.

6)        уметь преодолевать импульсивность и непроизвольность

В сфере познавательных   универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

1) самостоятельно выделять и формулировать познавательную задачу;

2)     искать  и выделять необходимую информацию (при аудировании и чтении на ИЯ);

3)     самостоятельно и осознанно строить устное и письменное речевое высказывание (суждение)  на ИЯ;

4) выбирать языковые средства в зависимости от конкретных ситуаций речевого иноязычного общения;

5) самостоятельное выводить правила построения иноязычной речи;

 В сфере коммуникативных  универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

1)учитывать позиции партнёров по общению или деятельности;

 2) умение слушать и вступать в диалог;

3) уметь задать вопросы, необходимые для организации собственной речевой деятельности и в условиях инициативного сотрудничества с партнёром;

4) уметь точно выражать свои мысли на ИЯ в соответствии с задачами и условиями общения.

Для формирования и развития данных УУД учащимся будут предложены разные формы работы на уроке, например:

•        проведение физминуток на ИЯ (установка на здоровый образ жизни)

•        составление плана как последовательности речевых действий  при подготовке устного монологического и диалогического высказывания;

•         задания типа «Посмотри на заголовок рассказа и скажи, о чём будет идти речь в данном тексте»;

•        формулировка познавательной задачи самими учащимися, например:  «Какими способами можно поприветствовать друг друга в Англии?»

•         извлечение необходимой информации из услышанного  текста;

•        преобразование модели утвердительного  предложения в вопросительные предложения различных типов;

•        замещение буквы звуком;

•        выделение гласных и согласных букв/звуков в словах;

•        организация совместной работы учащихся (парная, групповая формы)

 Результативность программы определяется итоговой диагностикой в форме устного зачета.

Заключение.

Программа  курса «Увлекательный английский язык» направлена на изучение разговорного английского языка и адресована для использования учителями иностранного языка на начальной ступени общеобразовательной школы. Важную роль здесь играет использование информационно – коммуникационных технологий, без которых сегодняшнюю внеклассную работу невозможно представить.

 Преподавание иностранного языка на начальном этапе встречает на своём пути много трудностей, так как в большинстве случаев дети ещё не знакомы с изучаемыми реалиями в родном языке. Первоклашки всегда с радостью начинают изучать иностранный язык, и на начальном этапе изучения вряд ли какой учитель может пожаловаться на отсутствие мотивации ребенка, но столкнувшись со сложностями специфики языка  к  3 , 4 классу желание и интерес ребенка может угасать. Поэтому задачей педагога в подобной ситуации является заинтересовать детей в изучении иностранного языка и сделать учебное занятие наиболее «легко усваиваемым» для ребёнка, чтобы столкнувшись  с проблемой и не сумев её решить, ученик не задался вопросом «А зачем мне учить английский  язык?»

Существует целый ряд причин, согласно которым преподавание английского языка  на начальной ступени, уже в 1 классе в рамках внеурочной деятельности  столь важно:

1. Ребенок, который только пришел  в школу открыт для всего нового и усваивает информацию не потому, что так надо, а потому, что ему все интересно. Он не осознает, что это может быть сложно или в тягость — это просто еще один жизненный аспект. Этот период надо использовать для создания первичной языковой базы, которая будет способствовать дальнейшему лингвистическому образованию.

2. Раннее обучение детей дает возможность иметь максимум учебного времени для изучения английского как иностранного — чем раньше начать, тем больше времени будет для его изучения. Если суметь увлечь английским языком малыша, то потом, на  уроках английского, ему будет гораздо проще и интереснее.

3. В возрасте 5-6 лет дети еще не знают о понятии «языковой барьер», они учат английский в увлекательной игровой форме, что помогает им в дальнейшем развивать языковые навыки без лишней скованности и страха.

4.Изучение английского языка в раннем возрасте наряду с практической значимостью развивает у детей способность лучше постигать и свой родной язык. Некоторые родители полагают, что не стоит «загружать» ребенка иностранным, пока он еще до конца не освоил свой родной язык. В этом случае не стоит забывать о том, что механизм запоминания у детей работает совсем не так, как у взрослых. Малыш с легкостью усваивает параллельные потоки информации, строит взаимозависимые мыслительные цепочки. Он, иногда неосознанно, сопоставляет оба языка, сравнивает выученные слова и выражения, делится с родителями впечатлениями от изученного, используя сразу все свои языковые ресурсы — и полученные благодаря родному языку, и благодаря английскому.

У переводчика Натальи Купер есть 7 советов для изучения английского языка. Я выбрала  3 совета, которые подойдут для детей младшего школьного возраста, мои ученики активно и с удовольствием  их применяют.

Совет 1.

Учите только фразами.

На запоминании фразы уходит Меньше сил и времени, чем на запоминание отдельных слов. Фраза объединяет в себе и слова и практическую грамматику, и правильное изложение мысли. Отдача от такой учебы будет гораздо выше. (При условии, что фраза понятна и детально изучена на занятии)

Совет 2.

Используйте музыку и песни.

Найдите песню, содержащую необходимую лексику  по теме. Устраивайте караоке, подпевайте, глядя в текст и запоминайте! (Очень много  песен можно найти в  обучающих видеороликах канала English Singsing)

Совет 3.

Научите другого.

Научите новой фразе другого человека. Учите друзей, родителей, знакомых. Пока вы объясняете и повторяете фразу, Вы сами её запоминаете ещё лучше.

                    

Сопоставление результатов текущей и итоговой диагностик  на выявление уровня сформированности  речевых умений учащихся 1 класса.

Критерии оценивания

Результаты текущей диагностики сформированности речевых умений обучающихся 1 класса (Д1)

(в % от числа обследуемых по уровням развития)

Результаты итоговойдиагностики сформированности речевых умений обучающихся 1 класса (Д2)

(в % от числа обследуемых по уровням развития)

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Аудирование

20

30

50

45

35

20

Чтение

30

35

35

50

40

10

Диалоговая речь

30

45

25

65

25

10

Монологическая речь

30

55

15

65

35

-

Таким образом, результаты текущей и итоговой диагностик позволили выявить положительную динамику в развитии уровня сформированности речевых умений.

Учащиеся , обучающиеся по данному курсу внеурочной деятельности показали высокий уровень сформированности речевых умений.

Обучение английскому языку в первом классе на базе нашей начальной школы, носит экспериментальный характер. Практика и результаты показали, что обучение английскому языку на раннем этапе обучения  несёт положительную мотивацию к дальнейшему изучению и оказывает  значительную помощь  при работе в старшем звене.

Данный курс будет интересен учителям общеобразовательных школ, школ с углубленным изучением английского языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные принципы коммуникативного подхода при обучении английскому языку учащихся начальной школы

Введение игровых моментов при обучении грамматике и введения новых лексических единиц являются очень важными элементами обучения английскому языку на начальном этапе. Игры вносят разнообразие в учебны...

Специфика обучения английскому языку в начальной школе

С наступлением нового века изменился социокультурный контекст изучения ин.языка в России. Значительно возросли их образовательная и самообразовательная функции, профессиональная значимость на рынке тр...

Специфика обучения английскому языку в начальной школе

С наступлением нового века изменился социокультурный контекст изучения иностранного языка в России. Значительно возросла их образовательная и самообразовательная функции, профессиональная значимость н...

Проектная методика обучения английскому языку в начальной школе

Данная работа посвященна проектной методике преподавания английского языка в начальной школе, показана теоретическая и практическая часть  работы....

Построение процесса обучения иностранному языку на основе информационно-коммуникативной технологии. На примере обучения английскому языку в начальной школе на базе УМК "Английский в фокусе".

В данной работе  рассмотрено обучение иностранному (английскому) языку в младшей школе на основе использования интерактивного приложения к учебнику «Английский в фокусе». Выдвинуты задачи, которы...

Тезисы к ВКР по теме "Проблемный метод обучения в процессе обучения английскому языку в начальной школе"

Тезисы к ВКР по теме "Проблемный метод обучения в процессе обучения английскому языку в начальной школе" ....

Презентация по теме "Проблемный метод обучения в процессе обучения английскому языку в начальной школе"

Презентация по теме "Проблемный метод обучения в процессе обучения английскому языку в начальной школе"...