Специфика обучения английскому языку в начальной школе
статья на тему
С наступлением нового века изменился социокультурный контекст изучения иностранного языка в России. Значительно возросла их образовательная и самообразовательная функции, профессиональная значимость на рынке труда. К учителю предъявляются огромные требования: необходимо научить ребёнка самостоятельно учиться, планировать свою деятельность, ставить цели и целеустремлённо двигаться к их достижению, оценивать процесс и результаты своей деятельности по овладению иноязыной речью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
specifika_obucheniya_angliyskomu_yazyku_v_nachalnoy_shkol1.doc | 119.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение –
Лопхаринская средняя общеобразовательная школа
629645
Ямало-Ненецкий автономный округ,
Шурышкарский район,
с. Лопхари, ул. Советская, д. 42,
тел. 8(34994)65290,
факс 65228
E-mail: lopkhari@mail.ru
Выступление на августовской конференции на тему:
«Специфика обучения английскому языку в начальной школе»
Подготовила
учитель иностранного языка
МОУ Лопхаринская СОШ
Кноп Татьяна Анатольевна
тел. 8(34994)65299,
факс 65299
E-mail: taknop@mail.ru
«Самым важным явлением
в начальной школе,
самым поучительным предметом,
самым живым примером
для ученика является учитель»
А.Дистервег
С наступлением нового века изменился социокультурный контекст изучения ин.языка в России. Значительно возросли их образовательная и самообразовательная функции, профессиональная значимость на рынке труда. Формирование иноязычной речевой деятельности приобретает особую значимость в развитии личности младшего школьника. Иноязычное образование в начальной школе становится значимым и с т.зрения возрастной психологии. К учителю предъявляются огромные требования: необходимо научить ребёнка самостоятельно учиться: планировать свою деятельность, ставить цели и целеустремлённо двигаться к их достижению, оценивать процесс и результаты своей деятельности по овладению иноязычной речью. Обучение иностранному языку направлено на создание условий для ранней коммуникативно-психологической адаптации детей и преодоления ими в дальнейшем психологического барьера в использовании ин.языка как средства коммуникации.
Язык есть основное средство человеческого общения, и представляет собой систему, состоящую из определённых элементов (фонетических, лексических, грамматических и др.), функционирующих по определённым законам. С помощью этой системы формируется мышление человека, и развиваются все его психические функции (память, внимание, восприятие и др.). Процесс овладения иностранным языком – процесс двусторонний. Он включает в себя обучающую деятельность учителя и учебную деятельность ученика, направленную на овладение языком. Совершенно очевидно, что наиболее благоприятным вариантом является овладение ИЯ в естественном языковом окружении. Процесс овладения языком вне пределов страны изучаемого языка и без непосредственных контактов с культурой носителей языка представляется менее благоприятным. Именно это обстоятельство обуславливает специфику учебного предмета «иностранный язык» и сложность обучения ему в искусственных условиях. Отсюда постоянный поиск возможностей «приблизить» учебный процесс к условиям управляемого овладения детьми языком в естественной языковой ситуации.
Дети в начальной школе охотно начинают изучать английский язык. Если чтение и письмо для них более-менее знакомо, то АЯ в начальной школе для большинства детей предмет новый. Как и всё новое, этот предмет вызывает живой интерес школьников младшего школьного возраста, и самое главное для учителя – сохранить этот интерес.
Прежде всего, нужно помнить, что ребёнок не терпит никакого давления и активно сопротивляется ему, в отличие от взрослых, вынужденных соблюдать многие правила. Объяснять ребёнку, что АЯ понадобится в дальнейшей жизни – дело бесполезное. Именно поэтому процесс обучения должен оставаться творческим.
Поэтому я всегда стремлюсь:
- расширить «границы» учебного времени и увеличить объём практического использования изучаемого языка как средства общения, «выйти» за пределы классной комнаты (организация праздников, КВНов, просмотр мультфильмов, прослушивание песен на изучаемом языке, вовлечение детей в участие в конкурсах, олимпиадах и др.)
- поддерживать интерес уч-ся к ИЯ за счёт включения процесса овладения ИЯ в контекст игровой и познавательной деятельности, позволяющих создавать естественные мотивы общения.
В нашей школе дополнительных часов (по программе 2 часа в неделю) на изучение английского языка не отводится, поэтому приходится дополнительно работать с одарёнными детьми и детьми, имеющими низкую мотивацию по предмету во внеурочное время. Выкраивать время между походом детей в столовую и подготовкой уроков в группе продлённого дня.
На уроках анг.языка в начальной школе я соблюдаю несколько условий для получения результатов в обучении:
1. Тщательный отбор ситуации на уроке. (Посещение кафе, магазина) Они должны быть просты и понятны.
2. Участие каждого в процессе общения. Если ребёнок не будет чувствовать свою значимость он, скорее всего, потеряет интерес к предмету. Дать возможность попробовать поучаствовать каждому.
3. Создание благоприятных условий для общения. Дети болезненно реагируют на критику. Из-за боязни сделать ошибку, некоторые дети на уроках анг.языка в начальной школе присутствуют в роли безмолвных наблюдателей. Поэтому некоторые методики призывают на начальном этапе обучения ин.языку не исправлять детей вообще, но, если есть необходимость, указать на ошибки. Это д.быть сделано в наиболее мягкой форме.
4. Интерес к заданиям у школьников младшего школьного возраста пропадает ч/з 10-15 мин., вследствие чего смена видов деятельности просто необходима. Эффективность обучения иностранному языку в начальной школе определяют не только знания и владение школьниками языковым материалом, но и готовность и желание детей участвовать в общении. Поэтому мне на помощь приходят различные зарядки-релаксации, стихи, песенки, игры. В этом мне помогает газета «Первое сентября», журнал «Иностранные языки в школе», журналы для детей «Шляпа» и «Speak out». Эти приёмы позволяют формулировать речевые задачи, включающие в себя как мотив, так и цель речевой деятельности. На своих уроках, когда целью является тренировка в употреблении лексико-грамматического материала, я использую сюжетно-ролевые игры, которые позволяют создать учебные речевые ситуации, сделать урок эмоциональным, увлекательным. Вовлечение в общение всех детей – необходимое условие эффективности урока. На своих уроках я использую уроки – путешествия в сказку: «ходим в гости» к Пятачку и Вини-Пуху, празднуем дни рождения, ходим в кафе, закупаем продукты для приготовления ужина. Создаю мультимедиа презентации к урокам, чтобы повысить интерес к уроку. Систематическое включение в уч.процесс стихов, рифмовок, поговорок, пословиц позволяет поддерживать устойчивую учебную мотивацию к изучению англ.языка у младших школьников. Занятие на уроках ин.языка как правило начинается с фонетической зарядки. Вместо отдельных слов, содержащих тот или иной звук, я подбираю стихотворения или рифмовки, в которых нужные звуки повторяются достаточно часто, к примеру:
[w]
1. Swan swam over the sea
Swim, swan, swim
Swan swam back again
Well swan swam.
2. All is well that ends well.
3. Where there’s a will there’s a way.
4. A cat in gloves
I love my cat.
It’s warm and fat.
My cat is grey,
It likes to play.
5 Out goes the rat,
Out goes the cat.
Out goes the lady
With a big blue hat.
Материал к урокам беру также на сайтах для учителей английского языка, иногда что-то сочиняю сама.
Чтобы процесс обучения не был скучным, стараюсь разнообразить уроки играми. С большим удовольствием дети принимают участие в играх. Например, для закрепления лексического материала или грамматических правил можно составить пазлы (составить грамматически правильно предложение), устроить конкурсы, чтобы присутствовал дух соревнования. Можно заняться ролевыми играми, разыгрывая различные жизненные ситуации (продавец – покупатель, доктор – пациент). Игры на аудирование преследуют цель научить уч-ся понимать смысл однократного высказывания, выделять главное в потоке информации, развивать слуховую память. Известно, что понимание иноязычной речи обеспечивается умением слушать. Результаты тестов, проведённых в школах, свидетельствуют о том, что слуховое восприятие и слуховая память развиты у уч-ся значительно хуже.
Мною было проведено небольшое исследование для проверки уровня сформированности когнитивных способностей второклассников в начале и в конце второго полугодия. Проверка уч-ся проходила в устной форме по одному. Были предложены следующие задания:
Ученики (указывается только имя) | Количество баллов за каждое задание | Общее количество баллов | |||
Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | Задание 4 | ||
Кристина | 16 максим.б | 3 | 4 | 1 | 24 |
Настя | 10 | 1 | 3 | 1 | 15 |
Никита | 12 | 2 | 3 | 2 | 19 |
Катя | 9 | 1 | 2 | 1 | 13 |
Татьяна | 8 | 1 | 2 | 0 | 11 |
Паша | 11 | 3 | 3 | 2 | 19 |
Артём | 12 | 2 | 3 | 1 | 18 |
Илья | 16 макс.б. | 4 мак.б. | 5 | 3 | 28 |
Валя | 12 | 2 | 3 | 2 | 19 |
Лиза | 12 | 2 | 2 | 1 | 17 |
Камила | 12 | 2 | 3 | 1 | 18 |
Яна (8вид) | 8 | 0 | 1 | 0 | 9 |
Ольга | 10 | 1 | 2 | 0 | 13 |
Ученики (указывается только имя) | Количество баллов за каждое задание | Общее количество баллов | |||
Задание 1 | Задание 2 | Задание 3 | Задание 4 | ||
Кристина | 16 максим.б | 4 макс.б. | 4 | 3 | 27 |
Настя | 12 | 3 | 3 | 2 | 20 |
Никита | 14 | 4 | 3 | 2 | 23 |
Катя | 11 | 2 | 2 | 2 | 17 |
Татьяна | 9 | 1 | 2 | 1 | 13 |
Паша | 12 | 3 | 4 | 2 | 21 |
Артём | 12 | 3 | 4 | 2 | 21 |
Илья | 16макс.б | 4 мак.б. | 6 макс.б. | 4 макс.б | 30 |
Валя | 14 | 4 макс.б. | 5 | 2 | 25 |
Лиза | 12 | 3 | 2 | 2 | 19 |
Камила | 16макс.б. | 3 | 4 | 2 | 25 |
Яна (8вид) | 8 | 1 | 1 | 0 | 10 |
Ольга | 13 | 2 | 2 | 1 | 18 |
Проведённое исследование показало, что способности к фонологическому осознанию речи (понимание и осознание речи):
1. Хорошо развиты 30-28 баллов (1 человек)
2. Развиты нормально 27-16 баллов (7 человек)
3. Частично развиты 15-8 баллов (5 человек)
4. Слабо развиты 7-0 (0 человек)
Не все уч-ся хорошо справились с заданиями №1 и №2; из13 человек с заданием №1 справились полностью 2человека, т.е. уч-ся не могут правильно выделить и произнести первый звук из слова, отчётливо произнесённого в быстром темпе учителем. С заданием №2 справился полностью один человек. В этом задании нужно «прохлопать» ритмический рисунок фразы. Например, I have a cat. (Ученик должен сделать два хлопка). Наибольшую сложность вызвали 3 и 4 задания. (Задание №3 нужно соединить звуки в одно слово [t-e-n], сказать ten). В четвёртом задании12 человек из 13 не могли распознать рифмующиеся слова. Такой результат для меня как для учителя стал полной неожиданностью ещё в процессе проведения исследования. Ведь из 13 человек, 7 уч-ся справляются с программой хорошо. Через некоторое время мною было проведено другое мини-исследование, где детям предлагалось выполнить аналогичные задания, но с другой лексикой. Результат был лучше, но составил 50% от общего объёма. В чём же причина? Скорее всего, в недоработке учителей русского и английского языков в данном направлении. Анализ деятельности учителей показал, что в первой и второй четверти очень мало внимания уделялось закреплению данного умения. Порой такие упражнения учителями начальных классов не проводятся вообще. Отсюда такие низкие показатели. УМК Н.Ю.Горячевой, по которому я работаю во 2 классе, также в недостаточном количестве содержит упражнения, направленные на развитие фонологического восприятия речи учащимися. Я сделала вывод, что помимо упражнений, приведённых в учебнике и методичке для учителя, нужно выполнять с детьми дополнит.упражнеия на уроках рус.яз и англ.яз, направленные на развитие фонологического осознания речи, т.к. аудирование входит в ЕГЭ как один из основных видов контроля.
Обучение детей аудированию – процесс достаточно трудоёмкий. В общеобразовательной школе собраны дети с разным уровнем слухового, зрительного восприятия и памяти, и, как правило, слуховое восприятие и слуховая память развиты у детей значительно хуже. Всё это усугубляет проблему аудирования, поскольку научить надо всех, а это требует решения целого ряда вопросов, и в частности вопрос определения характера аудитивного материала, отбора и методики выполнения упражнений, в которых д.б. учтены все условия, обеспечивающие понимание сообщений. Аудирование вызывает быстрое утомление в начальной школе, для облегчения восприятия, я прибегаю к смене упражнений, привлечения наглядности, мультимедийная презентация.
Обучение ин.языку базируется на зрительном анализаторе. Важным условием мобилизации восприятия у детей, активности их внимания и мышления является наличие у детей желания слушать тексты на ин.языке. Важно, чтобы ребёнок знал для чего слушать (т.е. мотив). Поэтому прослушивание текста предваряется коммуникативной задачей: н/р «Послушайте звуковое письмо волшебника и нарисуйте рисунок», «Отгадайте загадки и мы сможем отправиться в путешествие». Для создания внутренней мотивации важно, чтобы текст соответствовал как интересам и потребностям детей, так и уровню трудности, который они легко могут преодолеть. Составные механизмы аудирования: фонематический слух (способность различать звуковой состав речи и синтезировать значение при восприятии речи), оперативная память (способность удерживать речевые цепочки разной протяжённости и извлекать из них смысл, объём оператив.памяти для изучающих ин.яз 5+-2 единиц), механизм вероятностного прогнозирования, облегчающий понимание звучащего текста. Приведу примеры упр-й на развитие данных механизмов аудирования для первого и второго года обучения.
1) на дифференциацию (различение) звуков (долгих и кратких звуков, межзубных и свистящих и пр.), например, на дифференциацию гласных [i i:],
«Дональд дак мне рассказывает, что часы у него то спешат, то отстают: [tik – ti:k]. Как спешат часы у Дональда? [ tik tik tik] Как отстают? [ti:k ti:k ti:k]
Хлопните в ладоши один раз, если услышите краткий звук [i], и много раз. Если услышите долгий [i:] [ti:k – tik –tik – mi:t – milk], etc.
2) на фонетический анализ слов:
«Хлопните в ладоши, когда услышите слово со звуком [t]: sandwich, orange, TV set, juice, tomatoes,etc.»;
Содержанием упражнений на развитие оперативной памяти являются словосочетания, предложения, небольшой текст, в том числе рифмовки и короткие стишки. Уч-ся должны быть способны прослушать и повторить их в нужной последовательности.
Н-р: What do animals like? Cats like fish, milk, and meat. Dogs like … Для развития рецептивных умений (аудирование и чтение) младших школьников я также провожу игры на аудирование текста, не имея ни картинок, ни рисунков, ни заранее приготовленных вопросов, ни пунктов текста. Читаю текст в нормальном темпе, играющие слушают. После прослушивания текста предлагаю записать слова, которые каждый участник игры запомнил. Затем читаю текст ещё раз и даю задание:
- выписать группы слов и запомнившиеся фразы. После этого уч-ки по памяти, пользуясь своими записями, восстанавливают текст. Побеждает тот, кто более точно передал содержание текста.
- после прослушивания текста с большим количеством персонажей, дети разыгрывают сценку по содержанию текста.
На доске развешиваю картинки животных, читаю загадки, уч-ся указывают на правильную картинку с изображением животного. Игра «весёлые художники»: ученик, закрыв глаза, рисует животное. Ведущий, другой ученик, называет основные части тела.
Draw a head, please,
Draw a body, please.
Draw a tail, please. Если рисунок получился, команда получает хорошие оценки.
«Хлопаем в ладоши»
Члены обеих команд становятся в круг. Ведущий – в центре круга. Он называет вперемешку домашних и диких животных. Когда дети слышат название дикого животного, они хлопают один раз, когда слышат название дом.животного, то хлопают 2 раза. Кто ошибся, выбывает.
Лексические игры «Составь слово»
Уч-ся предлагается список существительных, нужно подобрать к ним слово, общее для всех. Напр-р
A cat, a dog, a cow- domestic animal
Особая роль в начальной школе отводится подготовке дом.задания. В этом могут помочь родители. Понимание ценности владения ин.языком присуще в большей степени родителям, чем их детям. Отдалённая перспектива успешности в будущем не настолько понятна учащимся, чтобы вызвать желание прилежно заниматься изучением ин.языка в школе. В связи с этим встаёт вопрос о качестве обучения ин.языку. В нашей школе системность и правильность подготовки домашнего задания является проблемой, нет должного контроля, помощи со стороны родителей. В Лопхаринской начальной школе обучается английскому языку-32 ребёнка, и при этом только три родителя изучали английский язык. Высшее образование имеют 6 родителей, это 19% от общего числа родителей. Т.е. получается, что учитель варится в собственном соку, родители не могут помочь своему ребёнку, потому что не знакомы с анг.языком. Есть родители, которые идут на контакт, но это мизерная доля, которые изучали в школе нем.язык, начиная с азов идут в ногу с ребёнком и вместе с ним изучают ин.язык, помогая ребёнку, ходят к нему на уроки, консультируются у учителя. Такое поведение родителей приветствуется. Государство перед учителем иностранного языка поставило задачу подготовить уч-ся к сдаче ЕГЭ, но при этом приравняло общеобразовательную школу к гимназии или лицею, где количество часов в начальной школе напорядок больше, подготовить уч-ка к сдаче экзамена очень тяжело. Дети не хотят сдавать экзамен по англ.языку, считают его трудным и не выбирают профессию, связанную с ин.языком. В начальной школе ребёнку нужно заложить определённые навыки и умения, согласно стандартам второго поколения, повысить качество образования в школе, заинтересовать детей и их родителей принимать участие в конкурсах и олимпиадах. Исходя из моей практики, большинство родителей нацеливают ребёнка на получение знаний по основным предметам: математике, русскому языку. Очень тяжело учителю иностранного языка привлечь внимание детей для участия в конкурсах по ин.языку, тем более участие в них платное, 420р.стоит участие в конкурсах «Познание и творчество». Пять учащихся стали лауреатами в конкурсе «Остров загадок»: Канева К-2кл, Тоголмачева В.-5кл., Тоярова С.-по итогам зимнего тура, по итогам весеннего тура – Тоголмачева В., Канева К. Приняли также участие в летнем туре. К сожалению, это капля в море, но даже такие результаты радуют. Похвально, что с этими учащимися работу выполняли родители. Заинтересованность родителей в изучении иностранного языка ребёнком - большая помощь учителю.
Предлагаю план исследования у второклассников уровня сформированности одной из базовых когнитивных способностей младших школьников к иноязычной речевой деятельности – фонологического осознания речи.
Условия, которые необходимо соблюдать:
1. проверка происходит в устной форме, ребёнок все произносимые вами слова и фразы воспринимает на слух без опоры на картинки и без опоры на письменный текст;
2. все слова и фразы произносятся только один раз (повторять нельзя), о чём нужно сказать и ученику;
3. все слова, которые вы произносите, должны быть известны ученику. Если вы в предлагаемых ниже заданиях встретите незнакомые вашим детям слова, вы можете заменить их на другие (аналогичные по структуре);
4. проверка происходит в индивидуальном режиме: учитель – ученик.
Могут быть варианты данной проверки – после уроков и во время урока. Если это происходит во время урока, то учитель предваряет проверку следующей установкой: «Ребята, наши английские друзья (сказочные друзья и т.п.) интересуются, как мы научились слушать английские слова и предложения. Я буду беседовать с каждым из вас отдельно, а вы в это время будете рисовать рисунки для наших английских друзей (сказочных друзей) и мы отправим им письмо».
1. Выделение звука в начале слова.
Задание для ученика: Я буду произносить слова по одному, а ты слушай внимательно и произноси только первый звук – звук с которого начинается слово. Например: я говорю «bed», а ты выделяешь первый звук и произносишь «b».
Jump kitchen shoes apple
Want chair dress orange
Help book scarf water
Play house mouse salad
( Общая оценка 16 баллов)
Комментарий для учителя: учитель отчётливо и в достаточно быстром темпе произносит следующие слова и каждый правильно выделенный и произнесённый учеником звук оценивается в один балл.
2. «Прохлопывание» ритмического рисунка фразы.
Задание для ученика: Я буду произносить предложения, а ты слушай внимательно и хлопни в ладоши столько раз, ск-ко ты услышишь слов с ударением – тебе нужно «прохлопать» ритм предложения»
I have a dog. (Ученик делает два хлопка)
My dog is black. (Два хлопка)
We play the ball together. (Три хлопка)
I like my dog very much. (Три хлопка)
(1 балл за одно правильное ритмически выстроенное предложение. Всего 4 балла за правильное выполненное задание)
Комментарий для учителя: Сначала, как всегда нужно привести пример – дать образец выполнения задания. Например, Вы говорите «I like my dog» и хлопаете в ладоши два раза.
Здесь важно чётко произнести предложения с правильным ударением и интонацией, чтобы дети восприняли ритм предложения.
3. Соединение звуков в одно слово.
Задание для ученика: Я буду быстро произносить звуки, из которых состоит слово, а ты произнеси это слово целиком. Например, я скажу «[t – e – n]», а ты скажешь «ten».
[b – e – d] [b – r –au – n] [b – l – æ- k] [θ – r – i:] [t – ju: - l – i – p] [p – l – ei]
(Одно правильно произнесённое слово – 1 балл. Всего – 6 баллов за правильно выполненное задание.)
Комментарий для учителя: Учитель произносит звуки, из которых состоит слово с минимальным интервалом м/у звуками, а ученик произносит слово слитно.
4. Распознавание рифмы.
Задание для ученика: Прослушай четыре слова и назови два, которые рифмуются друг с другом (которые похожи друг на друга). Например, я скажу: «Hare fox duck bear», а ты должен сказать: «hare - bear»
Song hen sun pen
Nose apple doll rose
Bike family forest like
Bess snow chess cap
(За каждую правильно выделенную рифму ставится 1 балл, всего 4 балла за правильно выполненное задание.)
Критерии вашей оценки способностей ребёнка в области фонологического осознания речи:
1. Хорошо развиты (ярко выражены) - 30-28 баллов
2. Развиты нормально – 27 -16 баллов
3. Частично развиты – 15 – 8 баллов
4. Слабо развиты – Не развиты – 7 – 0 баллов
Результат можно представить в виде таблицы
Ученики (указывается только имя) | Кол-во баллов за каждое задание | Общее кол-во баллов | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специфика обучения английскому языку в начальной школе
С наступлением нового века изменился социокультурный контекст изучения ин.языка в России. Значительно возросли их образовательная и самообразовательная функции, профессиональная значимость на рынке тр...
Статья "Специфика обучения английскому языку в начальной школе"
«Специфика обучения...
Специфика обучения английскому языку в начальной школе
В данной работе я попыталась обобщить свой опыт преподавания английского языка в начальной школе. Материал представлен в виде вопросов и ответов...
Специфика обучения английскому языку в начальной школе.
Специфика обучения английскому языку в начальной школе....
"Специфика обучения английскому языку в начальной школе"
учебно - методический материал...
"Специфика обучения английскому языку в начальной школе"
учебно - методический материал...
"Специфика обучения английскому языку в начальной школе"
учебно - методический материал...