Методическая разработка внеурочного занятия по английскому языку для 5 класса «А как это по-русски? Англицизмы в русском языке.»
методическая разработка по английскому языку (5 класс)
Методическая разработка посвящена вопросам заимствования английских слов – англицизмов в русском языке.
Тема использования англицизмов в русском языке актуальна в современном мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_vneurochnogo_zanyatiya.docx | 689.12 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Красноткацкая СШ ЯМР
Методическая разработка внеурочного занятия по английскому языку
для 5 класса «А как это по-русски? Англицизмы в русском языке.»
Балашова Елена Александровна
учитель английского языка
первой квалификационной категории
2024
Аннотация
Методическая разработка посвящена вопросам заимствования английских слов – англицизмов в русском языке.
Англицизмы начали проникать в русский язык на рубеже XVIII-XIX веков. Наиболее интенсивный процесс заимствования начался в 1990-х годах прошлого столетия и продолжается до сих пор. На сегодняшний день основным каналом проникновения английских заимствований в русский язык является Интернет.
Эта тема всегда вызывает живой интерес у участников образовательного процесса независимо от возраста. Данная разработка представлена в виде технологической карты занятия с подробным описанием этапов. В методической разработке присутствуют упражнения, которые могут быть использованы как на занятиях по внеурочной деятельности, так и на уроках английского языка. Лексический материал данной разработки можно менять, подстраивать под возраст учащихся и тематику занятия или урока.
Содержание:
Введение ................................................................................................................. 4
1. Методическая карта занятия ............................................................................. 5
2. Ход занятия ......................................................................................................... 7
3. Технологическая карта занятия ........................................................................ 9
Заключение ........................................................................................................... 17
Приложение .......................................................................................................... 18
Введение
С каждым днём в русском языке появляется всё больше слов, заимствованных из английского языка, называются они англицизмы. Взрослые и дети, используя такие слова, часто не подозревают, что они являются иностранными. Это заимствование происходит с развитием культурных и экономических связей. Такие слова проникают во все сферы нашей жизни и используются от экономических терминов, до молодёжного сленга. В связи с этим важно не забывать, что практически любое иностранное слово можно заменить родным русским.
Актуальность данного внеурочного занятия заключается в том, что, зная значение иностранного слова-англицизма, учащиеся могут значительно пополнить словарный запас английских слов, что практически всегда повышает мотивацию и интерес к изучению иностранного языка.
Данное занятие позволяет учащимся познакомиться с англицизмами, которые мы используем в каждодневной речи, понять их образование, пополнить свой словарный запас английских слов.
1. Методическая карта занятия
Целевая аудитория: учащиеся 5 класса общеобразовательной школы.
Роль и место внеурочного занятия: данное занятие проводится в рамках курса по выбору внеурочной деятельности «English for fun».
Цели:
- Познакомить учащихся с англицизмами в русском языке.
Задачи:
- образовательные: научить заменять англицизмы русскими словами не искажая смысл высказывания, пополнить словарный запас английских слов учащихся, совершенствовать навыки работы со словарём.
- развивающие: развивать языковые и познавательные способности учащихся путём совершенствования навыков работы со словарём.
- воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку, воспитывать личностные качества, такие как активность, умение сотрудничать выполняя задания в паре.
Оборудование: интерактивная доска или магнитная доска, раздаточный материал, словарь англицизмов, подготовленный ученицей МОУ Красноткацкая СШ ЯМР для защиты проекта в 8 классе.
Планируемые результаты:
Предметные УУД: учащиеся научатся узнавать в письменном тексте и употреблять в устной и письменной речи изученные лексические единицы, читать и находить в несложных аутентичных текстах, содержащих отдельные неизученные языковые явления, нужную /запрашиваемую информацию, выразительно читать вслух небольшие построенные на изученном языковом материале аутентичные тексты, демонстрируя понимание прочитанного.
Метапредметные УУД:
Коммуникативные УУД: развивать умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли
Регулятивные УУД: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления
Познавательные УУД: уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками
Личностные УУД: формировать мотивационную основу учебной деятельности, развивать навыки умения работать в паре, развивать учебно познавательный интерес к новому учебному материалу на основе повторения изученного и хорошо знакомого.
Форма проведения: практико-ориентированная. Для успешного проведения занятия используются работа в паре, самостоятельная работа, беседа, рассказ, проблемный диалог.
Используемые педагогические технологии, методы, приемы:
1. развивающее обучение;
2. технология обучения в сотрудничестве;
3. коммуникативная технология;
4. ИКТ-технологии
5. дифференцированный подход
План занятия:
1. Организационный этап.
2. Актуализация знаний.
3. Основной этап.
4. Заключительный этап. Рефлексия и подведение итогов.
2. Ход занятия
1. Организационный этап.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня наше занятие по английскому языку имеет не совсем обычное название: «А как это по-русски?» А вот при чём тут русский язык сейчас мы с вами и узнаем.
2. Актуализация знаний.
На интерактивную доску выведено предложение:
«Мой папа задонатил мне на новый гаджет.»
- Дети, как вы думаете, все ли слова в этом предложении русские? Предполагаемые ответы детей: «Нет, гаджет и донатить.»
- Правильно. Слова гаджет и донатить являются не русскими, а англицизмами.
А что такое англицизмы, нам расскажет Маша (выходит к доске заранее подготовленный ребёнок, знакомит детей с определением «англицизм» и приводит несколько примеров.)
3. Основной этап.
- Теперь вы знаете, что такое англицизм, это слово в русском языке, заимствованное из английского, а давайте попробуем предложение про папу сказать, используя только русские слова.
Предполагаемые ответы детей: Мой папа дал мне денег на новое устройство (телефон, планшет).
- Хорошо. Скажите, пожалуйста, предложение про папу на каком языке звучит более понятно, привычнее для вас?
Дети высказывают своё мнение.
- А вот следующее задание для вас. Посмотрите на доску. Перед вами задание на интерактивной доске - написаны слова, нужно разделить их на две группы «Англицизмы» и «Русские».
Дети по очереди выходят к доске и при помощи стилуса распределяют слова. Если нет возможности работать с интерактивной доской, то можно использовать карточки со словами и магнитную доску.
- Хорошо. Давайте проверим, все ли слова попали в нужную группу.
Проверяем, если были ошибки, слова окрасятся в красный цвет. Исправляем ошибки, если необходимо.
- Ребята, внимательно посмотрите на слова в этих столбиках, что общего между ними.
Предполагаемые ответы детей: «Англицизмы» имеют свою пару, которая находится в столбике «Русские».
- Правильно. Попробуйте соединить их между собой.
Дети по очереди выходят и соединяют слова в пары при помощи стилуса.
- Молодцы. Вы подобрали к каждому англицизму русское значение, но, кроме этого, каждый англицизм имеет свой дословный перевод на русский язык. Например, слово goalkeeper состоит из двух слов goal – гол и keeper – хранитель, что значит «хранитель от гола» или вратарь. Перед вами словарь англицизмов, который составила ученица нашей школы для защиты проекта по английскому языку, этот словарь поможет вам узнать дословный перевод англицизмов из этого упражнения.
Детям выданы словари англицизмов и карточки, в которых написаны англицизмы из упражнения с интерактивной доски уже на английском языке. Дети ищут слова в словаре и записывают их в карточку. Проверяем выполненное задание. Дети отвечают по очереди.
- Хорошо. А теперь я вас попрошу сказать следующие предложения, но используя только русские слова.
1. Мой брат – голкипер.
2. Фастфуд вреден для здоровья.
3. Бабушка мне купила вкусный крекер.
4. По утрам я люблю есть чизбургеры.
5. Моя сестра очень любит делать селфи.
6. Для взбивания крема мама использует миксер.
- Отлично. Следующее задание «А как это по-русски?» Перед вами небольшой текст, пользуясь словарём англицизмов, замените англицизмы на русские слова.
Детям выданы карточки с текстом, в нём присутствуют кроме уже известных и незнакомые англицизмы. В тексте есть место для записи русского эквивалента. Дети работают в парах.
Время выполнения задания 5 минут. Проверяем получившиеся тексты. Опрос по желанию, могут ответить все пары.
4. Заключительный этап. Рефлексия и подведение итогов.
- Ваши тексты получились немного забавными, скорее непривычными.
- Давайте посмотрим на доску, перед вами слова-англицизмы, с которыми мы сегодня работали.
- Какие слова для вас оказались уже знакомыми?
- Какие слова новыми?
- Какие слова вас удивили?
Дети высказывают своё мнение.
- И подводя итоги нашего занятия попрошу ответить вас на несколько вопросов:
1. Нужны ли англицизмы в русском языке?
2. Можно ли полностью избавиться от употребления английских слов в нашей речи?
3. Какой можно сделать вывод про употребление иностранных слов?
Дети высказывают своё мнение.
- Сегодня мы познакомились с англицизмами в русском языке. Мы должны с вами помнить, что любое иностранное слово можно перевести или объяснить на родном русском языке. Мы должны бережно относиться к русскому языку, но и не забывать пополнять свой словарный запас новыми английскими словами, в том числе и англицизмами.
3. Технологическая карта занятия
Этап занятия | Планируемое время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Оборудование |
1. Организационный этап. | 2 минуты | - Здравствуйте, ребята! Сегодня наше занятие по английскому языку имеет не совсем обычное название: «А как это по-русски?» А вот при чём тут русский язык сейчас мы с вами и узнаем. | ||
2. Актуализация знаний. | 3 минуты | - На интерактивную доску выведено предложение: «Мой папа задонатил мне на новый гаджет.» - Дети, как вы думаете, все ли слова в этом предложении русские? - Правильно. Слова гаджет и донатить являются не русскими, а англицизмами. А что такое англицизмы, нам расскажет Маша. | Предполагаемые ответы детей: «Нет, гаджет и донатить.» Выходит к доске заранее подготовленный ребёнок, знакомит детей с определением «англицизм» и приводит несколько примеров. | Интерактивная доска |
3. Основной этап. | 25 минут | - Теперь вы знаете, что такое англицизм, это слово в русском языке, заимствованное из английского, а давайте попробуем предложение про папу сказать, используя только русские слова. - Хорошо. Скажите, пожалуйста, предложение про папу на каком языке звучит более понятно, привычнее для вас? - А вот следующее задание для вас. Посмотрите на доску. Перед вами задание на интерактивной доске - написаны слова, нужно разделить их на две группы «Англицизмы» и «Русские». - Хорошо. Давайте проверим, все ли слова попали в нужную группу. Проверяем, если были ошибки, слова окрасятся в красный цвет. (Исправляем ошибки, если необходимо.) - Ребята, внимательно посмотрите на слова в этих столбиках, что общего между ними. - Правильно. Попробуйте соединить их между собой. - Молодцы. Вы подобрали к каждому англицизму русское значение, но, кроме этого, каждый англицизм имеет свой дословный перевод на русский язык. Например, слово goalkeeper состоит из двух слов goal – гол и keeper – хранитель, что значит «хранитель от гола» или вратарь. Перед вами словарь англицизмов, который составила ученица нашей школы для защиты проекта по английскому языку, этот словарь поможет вам узнать дословный перевод англицизмов из этого упражнения. - Хорошо. А теперь я вас попрошу сказать следующие предложения, но используя только русские слова. 1. Мой брат – голкипер. 2. Фастфуд вреден для здоровья. 3. Бабушка мне купила вкусный крекер. 4. По утрам я люблю есть чизбургеры. 5. Моя сестра очень любит делать селфи. 6. Для взбивания крема мама использует миксер. - Отлично. Следующее задание «А как это по-русски?» Перед вами небольшой текст, пользуясь словарём англицизмов, замените англицизмы на русские слова. Обратите внимание, что в тексте присутствую англицизмы, с которыми мы сегодня ещё не встречались. Вы работаете в парах, можете советоваться друг с другом. | Предполагаемые ответы детей: «Мой папа дал мне денег на новое устройство (телефон, планшет).» Дети высказывают своё мнение. Дети по очереди выходят к доске и при помощи стилуса распределяют слова. Предполагаемые ответы детей: «Англицизмы» имеют свою пару, которая находится в столбике «Русские». Дети по очереди выходят и соединяют слова в пары при помощи стилуса. Читают образовавшуюся пару. Дети ищут слова в словаре и записывают их в карточку. Проверяем выполненное задание. Дети отвечают по очереди. Дети отвечают по очереди заменяя англицизмы русскими словами. (Приложение 4) Дети работают в парах. Информацию ищут в словаре англицизмов. Проверяем получившиеся тексты у доски. Опрос по желанию, могут ответить все пары. Предполагаемый ответ: «У каждого члена нашей семьи свой отдых. Папа любит кататься на доске для снега. Мой брат – вратарь и недавно он стал победителем. Мама в честь его победы приготовила запеканку, а запивали мы его простоквашей. Моя сестра уже несколько месяцев ведёт сетевой дневник в международной сети.» | Интерактивная доска. (Если нет возможности работать с интерактивной доской, то можно использовать карточки со словами и магнитную доску.) (Приложение 1) Интерактивная доска. (Приложение 2) Детям выданы словари англицизмов Приложение 6) и карточки (Приложение 3), в которых написаны англицизмы из упражнения с интерактивной доски уже на английском языке. Детям выданы карточки с текстом, в нём присутствуют кроме уже известных и незнакомые англицизмы. В тексте есть место для записи русского эквивалента. (Приложение 5) |
4. Заключительный этап. Рефлексия и подведение итогов. | 10 минут | - Ваши тексты получились немного забавными, скорее непривычными. - Давайте посмотрим на доску, перед вами слова-англицизмы, с которыми мы сегодня работали. - Какие слова для вас оказались уже знакомыми? - Какие слова новыми? - Какие слова вас удивили? - И подводя итоги нашего занятия попрошу ответить вас на несколько вопросов: 1. Нужны ли англицизмы в русском языке? 2. Можно ли полностью избавиться от употребления английских слов в нашей речи? 3. Какой можно сделать вывод про употребление иностранных слов? - Сегодня мы познакомились с англицизмами в русском языке. Мы должны с вами помнить, что любое иностранное слово можно перевести или объяснить на родном русском языке. Мы должны бережно относиться к русскому языку, но и не забывать пополнять свой словарный запас новыми английскими словами, в том числе и англицизмами. | Дети ещё раз читают слова, с которыми работали на занятии. Дети высказывают своё мнение. | На интерактивной доске выведены все англицизмы, с которыми работали на занятии. |
Заключение
Тема использования англицизмов в русском языке актуальна в современном мире.
Данная методическая разработка может быть использована учителями английского языка на уроках и внеурочных занятиях. Пользуясь этими материалами, любой педагог может организовать и провести обучающее занятие. В приложении к методической разработке представлены материалы, используемые на занятии, которые помогут подготовить и провести занятие. Содержание упражнений можно менять в зависимости от возраста обучающихся и тематики занятия или урока. Упражнения, применяемые на занятии, повышают интерес учащихся к изучению иностранного языка, позволяют изучить и закрепить новые лексические единицы, тем самым пополняется словарный запас учащихся, воспитывают ценностное отношение к русскому языку.
Приложение
Приложение 1.
Папа мне задонатил на новый гаджет.
Приложение 2. Слова для задания на интерактивной доске.
Экран, селфи, геймер, круг, крекер, вратарь, фастфуд, дисплей, игрок, ринг, сухое печенье, голкипер, быстрая еда, ручная работа, миксер, хендмейд, смеситель, автопортрет.
Приложение 3. Карточка с англицизмами для работы со словарём.
goalkeeper | |
cracker | |
ring | |
gamer | |
Fast food | |
cheeseburger | |
display | |
selfie | |
mixer | |
Hand made |
Приложение 4. Предложения.
1. Мой брат – голкипер.
2. Фастфуд вреден для здоровья.
3. Бабушка мне купила вкусный крекер.
4. По утрам я люблю есть чизбургеры.
5. Моя сестра очень любит делать селфи.
6. Для взбивания крема мама использует миксер.
Приложение 5. Текст для задания «А как это по-русски?»
У каждого члена нашей семьи свой релакс ____________________. Папа любит кататься на сноуборде ________________________. Мой брат – голкипер __________________ и недавно он стал чемпионом __________________. Мама в честь его победы приготовила пудинг _____________________, а запивали мы его йогуртом _____________________. Моя сестра уже несколько месяцев ведёт блог ____________________________ в интернете _________________________. |
Приложение 6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеурочного занятия по английскому языку "Путешествие по радуге" для 1 класса
Данное занятие обобщает знания обучающихся по темам "Любимый цвет", "Мои игрушки", "Путешествие в зоопарк". Занятие проходит в игровой форме с использованием мультимедиа презентации....
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Методическая разработка внеурочного занятия по английскому языку по теме "Моя семья"
Аннотация.Данная методическая разработка предназначена для внеурочной деятельности с детьми 3-4...
Методическая разработка внеурочного занятия по английскому языку в 5 классе по теме "Англия"
Тема занятия: «Англия»Класс: 5 класс общеобразовательной школыЗанятие из программы внеурочной деятельности по английскому языку «Страноведение» составлено на основе учебника дл...
Методическая разработка внеурочного занятия на английском языке по теме «Санкт-Петербург и пригороды. Петергоф.»
Методическая разработка внеурочного занятия объединения «Школа гидов» по теме «Санкт-Петербург и пригороды. Петергоф.». Занятие было проведено в группе учащихся 5 класса....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ «ЧАСТИ ТЕЛА»
Во время кружковой работы по английскому языку в начальных классах часто использую технологию игрового обучения. В связи с этим я создала такой прием- «My toy» (Моя игрушка). Он помогает оригинально р...