Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках иностранного языка
материал по английскому языку
Предварительный просмотр:
Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках иностранного языка
Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера,
мы крадём у наших детей завтра…
Джон Дьюи
Роль иностранного языка как учебного предмета в настоящее время возрастает, в том числе, в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, где развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий, познание и освоение мира составляют цель и основной результат образования.
Главной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие коммуникативной компетенции, развитие личности ребенка, желающей и способной к участию в межкультурном общении на иностранном языке и в дальнейшем способной к самосовершенствованию.
Чтобы интерес к изучению иностранным языкам не ослабевал, необходимо повышение познавательной активности у обучающихся, и как следствие этого - увеличение мотивации к изучению иностранного языка.
Процесс формирования познавательного интереса также способен повысить мотивацию школьников к изучению иностранного языка, что будет способствовать повышению и качества их знаний.
Одним из важнейших стимулов, влияющих на формирование мотивов, является использование цифровых образовательных ресурсов. Использование ЦОР в современных реалиях - действенный инструмент преподавания, который активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным. Это мощный стимул повышения мотивации к овладению иностранным языком.
Современный учитель должен уметь создать условия для практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, а также активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам.
Актуальность использования интернет-ресурсов на уроках иностранного языка
1. Расширение рамок образовательного процесса;
2. повышение практической направленности образовательного процесса;
3. повышение мотивации обучающихся в образовательном процессе;
4. развитие интеллектуальных, творческих способностей обучающихся;
5. развитие умений обучающихся самостоятельно приобретать новые знания;
6. создание условий для успешной самореализации обучающихся в будущем.
Классификация цифровых образовательных ресурсов, наиболее часто используемых на уроках иностранного языка:
Цифровые образовательные ресурсы по иностранному языку могут быть разделены на следующие группы согласно их содержанию и функциональному назначению:
1) информационно-справочные материалы (энциклопедии, справочни-ки, электронные словари (например, ABBYY Lingvo), журналы, газеты, альманахи);
2) электронные книги для чтения на CD/DVD (например, книги для домашнего чтения «Немецкие загадки в картинках», «Немецкие волшебные сказки» и другие);
3) фильмы на DVD;
4) библиотеки электронных наглядных пособий и базы данных;
5) методические материалы на электронных носителях (разработки уроков, методические рекомендации по обучению аспектам языка и видам речевой деятельности, тесты и другие контрольно-измерительные материалы);
6) интернет-ресурсы;
7) комбинированные электронные средства обучения (обучающие программы, тренажёры, электронные учебники, сборники упражнений и развивающие игры);
8) учебно-методические программные средства для сопровождения уроков иностранного языка (демонстрационные материалы, презентации, проекты, компьютерные разработки уроков и т. п.), созданные учителем для конкретного урока.
Мультимедиа-презентации (ММП) широко применяются многими учителями. Они удобны и для учителя и для учеников. Обладая элементарной компьютерной грамотностью можно создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают учащихся на успешные результаты. Образовательный потенциал ММП может эффективно использоваться на уроках иностранного языка для осуществления наглядной поддержки обучения речи.
На уроке английского языка в основном применяются обучающие презентации. Они различаются по видам речевой деятельности (при обучении чтению, письму, говорению или аудированиию); по аспектам речи (при обучении лексике, грамматике или фонетике); по видам опор (содержательная, смысловая, вербальная, иллюстративная). Использование МПП в учебном процессе упрощает применение различных видов языковых и речевых упражнений: имитативных, подстановочных, трансформационных, репродуктивных.
В настоящее время в распоряжении учителей иностранных языков имеется довольно большое количество обучающих компьютерных программ как отечественных, так и аутентичных, например:
- обучающая программа “24/7 Teen Talk English” способствует повышению эффективности формирования всех составляющих иноязычной коммуникативной компетенции на уроке английского языка.
Программа представляет собой интерактивный курс английского языка, который состоит из 2 уровней по 8 разделов, в каждом разделе по 5 уроков. В курсе есть много звукозаписей и анимационных роликов, звук записан носителями языка из Великобритании: профессиональными дикторами и подростками 9-13 лет. Курс содержит множество речевых упражнений, упражнений для тренировки произношения, грамматических упражнений, упражнений и игр на тренировку правописания. Тематика уроков позволяет без труда интегрировать курс в учебный процесс;
- обучающая программа “Talk to Me” – представляет собой интерактивные компьютерные курсы по изучению иностранных языков. Удобный и красочный интерфейс программы, интересные уроки, возможность вести диалоги на самые разнообразные темы, контрольные упражнения и тренировка произношения - все это делает компьютерный курс Talk to Me хорошим учителем и надежным помощником в овладении новыми знаниями.
Особенности программы:
- интерактивные диалоги
- система распознавания и визуализации произношения
- анимированные ролики, наглядно демонстрирующие артикуляцию
- упражнения для развития всех видов речевых навыков
- индивидуальные настройки работы
- отслеживание результатов обучения;
Перед учителем, применяющим компьютерные программы для обучения, встает проблема интеграции их в учебный процесс. При этом нужно помнить, что по санитарным нормам и правилам дети 2-5-х классов, к примеру, могут работать за компьютером не более 15 минут.
Все чаще в обучении применяются ресурсы сети Интернет. Не подлежит сомнению также позитивное влияние различных форм синхронной и асинхронной Интернет-коммуникации (электронной почты, чата, форумов, веб-конференций) на формирование иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся.
Широкое распространение получают интернет-ресурсы, являющиеся источниками видео- и аудиоинформации. Просмотр видеороликов, описывающих реалии жизни стран-носителей изучаемых языков, способствует более полному пониманию темы урока. Современные дети активно используют интернет-ресурс https://www.youtube.com/ для просмотра различных видео.
Учебные задачи, которые можно решать с помощью видео- и аудиоинформации:
1. Повторение лексики и расширение словарного запаса.
2. Введение новых лексических единиц или новой лексической темы.
3. Обучение пониманию речи на слух.
4. Использование видеодиалогов (в течение 5-15 минут) с целью тренинга аудирования и выработки навыков чтения.
5. Проектная работа, исследование.
6. Использование аудио- и видео- материалов с целью поиска языковой информации (эти задания ориентированы на поиск, вычленение, фиксирование, трансформацию определенного языкового материала: лексики, грамматики, фонетики. При этом содержание упражнения обеспечивает степень эффективности выполнения задания).
Работа с песенным материалом, рекомендуемым к изучению в школе, - способ, достаточно приемлемый для различных возрастных категорий, с помощью которого удается улучшить языковые навыки. Изучение иностранного языка при помощи заучивания и перевода песен способствует более быстрому овладению знаниями, улучшению произношения.
Использование песен на уроках иностранного языка повышает мотивацию к изучению языка, обеспечивает усвоение лексико-грамматического материала и поддерживает интерес учащихся к образовательному процессу.
Эффективность использования видео зависит от эффективной организации занятий. Для действительно эффективного использования видео на уроке нужно убедиться в том, что:
- содержание используемых видеоматериалов соответствует уровню общей и языковой подготовленности учащихся;
- длительность используемого видеофрагмента не превышает реальные возможности урока или этапа урока;
- ситуации видеофрагмента предоставляют интересные возможности для развития языковой, речевой, социокультурной компетенции учащихся;
- контекст имеет определенную степень новизны или неожиданности;
- текст видео сопровождается четкой инструкцией, направленной на решение конкретной учебной задачи, понятной ученикам и оправданной логикой урока.
Отдельно можно выделить интернет-ресурсы, используемые при обучении лексике, такие как:
http://www.bbc.co.uk/worldservice/learningenglish
и многие другие, предоставляющие большое количество разнообразных заданий, текстов, аудиоматериалов для обучения не только лексическим единицам, но и остальным аспектам языка на любом уровне.
Использование ЦОР при изучении лексики способствует:
1) формированию рецептивных лексических навыков чтения и аудирования;
2) формированию продуктивных лексических навыков при обучении письменной и устной речи;
3) контролю уровня сформированности лексических навыков на основе тестовых и игровых компьютерных программ;
4) расширению активного и пассивного словарей обучаемых;
5) оказание справочно-информацонной поддержки (автоматические словари, программы подбора синонимов и антонимов).
Карты Google – прекрасное средство познакомить учащихся с достопримечательностями страны изучаемого языка. Режим просмотра улиц позволяет путешествовать по улицам больших городов повсеместно в Европе и Северной Америке, Австралии и других местах. Здесь же можно просмотреть фотографии, сделанные пользователями, причем в разных плоскостях.
В настоящее время в сети Интернет существует множество сайтов, предназначенных специально для учителей. Они предлагают широкий выбор наглядных материалов: тематические карточки по разделам школьной программы, плакаты, готовые мультимедийные презентации, материалы для ролевых игр, лексические и грамматические упражнения и многое другое. Становятся актуальными переписка учителя и учеников с жителями иностранных государств посредством электронной почты, участие учителя и детей в совместных международных Интернет–проектах, обмен учителя методическим опытом с коллегами из других стран.
Отдельно следует остановиться на использовании популярных социальных сетей с целью повышения мотивации к изучению иностранного языка. Внеурочная работа увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т.е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными на уроках. Все это создает благоприятный фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет и на учебную деятельность.
Общие выводы
Использование ЦОР позволяет:
- улучшить эффективность и качество образования;
- ориентироваться на современные цели обучения;
- повысить мотивацию учащихся к обучению;
- использовать взаимосвязанное обучение различным видам деятельности;
- учитывать страноведческий аспект;
- сделать уроки эмоциональными и запоминающимися;
- реализовать индивидуальный подход;
- усилить самостоятельность школьников;
- изменить характер взаимодействия учителя и ученика;
- объективно оценивать знания учащихся;
- повысить качество наглядности;
- облегчить труд учителя.
Использование ЦОР на уроках иностранного языка, безусловно, оправданно как с психологической, так и с методической точек зрения. Обучение при помощи современных компьютерных технологий несёт в себе огромный мотивационный потенциал, позволяет делать занятия более эмоционально и информационно насыщенными. Однако следует помнить, что коммуникативные задачи на уроке в первую очередь необходимо решать посредством живого общения с учителем и одноклассниками на иностранном языке.
Полезные ссылки на интернет-ресурсы для использования в профессиональной деятельности современного педагога
Материалы на сайтах: примеры использования ЦОР в работе учителей иностранного языка:
Англиский язык:
1) «Использование ЦОР на уроках английского языка», Ничипорук Людмила Ильинична, учитель английского языка,
https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/583604/
2) «Использование интернет-ресурсов в обучении лексике на уроках иностранного языка», Гавриленко Евгения Сергеевна, учитель английского языка
3) «Урок-игра по английскому языку "Цветик-семицветик". 3-й класс», Кандаурова Карина Евгеньевна, учитель английского языка
https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/673337/
4) Методическая идея «Эффективное использование интернет-ресурсов». План-конспект урока по английскому языку, 7-й класс (углублённое изучение по учебнику И.Н.Верещагиной, О.В.Афанасьевой) Тема: "The World of jobs", Чеканов Алексей Андреевич, учитель английского языка
https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/673288/
5) «Разработка урока английского языка в 8-м классе по теме: «Discoveryourself»», Галустьян С.А., Мазлум Е.О., учителя английского языка, http://vio.uchim.info/Vio_141/cd_site/articles/art_2_3.htm
6) «Повышение мотивации учащихся 4 класса на уроке английского языка по теме: «Погода»», Лысова Е. Б., Швецова Е. А.,
http://vio.uchim.info/Vio_139/cd_site/articles/art_2_5.htm
7) «Методическая разработка урока английского языка для 2-го класса по теме «Family» с использованием ИКТ-технологий», Оломская Е. П., учитель английского языка
http://vio.uchim.info/Vio_136/cd_site/articles/art_3_1.htm
8) «Hello, My English Exam. Учебное занятие по английскому языку для учащихся 10–11-х классов в рамках подготовки к ГИА», Вострикова Нина Николаевна, учитель английского языка
http://открытыйурок.рф/статьи/674068/
9) «Открытый урок по теме "Jobs and professions". 11-й класс», Кожухова Ирина Витальевна, учитель английского языка, http://открытыйурок.рф/статьи/666605/
Образовательные платформы
https://eom.edu.ru/ - «Российская электронная школа». Каталог интерактивных уроков;
http://school-collection.edu.ru - единая коллекция ЦОР, разработанная по поручению Министерства образования и науки РФ в рамках проекта «Информатизация системы образования», содержит не только учебные тексты, но и различные объекты мультимедиа (видео и звуковые файлы, фотографии, карты, схемы и др.), которые открывают огромные возможности по их использованию в образовательном процессе;
Единая коллекция ЦОР http://window.edu.ru/
Единая коллекция ЦОР /Практический курс иностранного языка/ http://window.edu.ru/catalog/resources?p_rubr=2.2.73.3.4
Сетевые профессиональные сообщества
http://uchitelu.net/ - проект «Учителю.net» - это социальная сеть для педагогов. Здесь вы можете найти или разместить презентации к урокам, планы уроков, тематические планирования, контрольные работы и тесты;
https://nsportal.ru/ - сетевое общение в профессиональном сообществе, обсуждение вопросов, распространение позитивного опыта; рубрики «Лаборатория педагогического мастерства», «Тематические подборки материалов» и другие:
https://nsportal.ru/ap/library/nauchno-tekhnicheskoe-tvorchestvo/2017/02/07/issledovatelskaya-rabota-na-temu-rol-pesen-v исследовательская работа на тему "Роль песен в изучении английского языка
www.englishteachers.ru/ - Форум учителей английского языка.
http://ya-uchitel.ru - сообщество педагогов "Я - Учитель!" - сайт для учителей
Использованные материалы:
1. Ситько Екатерина Николаевна, учитель английского языка
«Использование Цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка как средство повышения мотивации к изучению иностранного языка»,
https://multiurok.ru/files/ispol-zovaniie-tsifrovykh-obrazovatiel-nykh-ries-6.html
2. Инкина Инна Ильинична, учитель английского языка
«Использование цифровых образовательных ресурсов на уроке английского языка в средней школе с целью повышения эффективности обучения»,
3. Гавриленко Евгения Сергеевна,
«Использование интернет-ресурсов в обучении лексике на уроках иностранного языка», https://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2017/08/25/ispolzovanie-internet-resursov-v
4. Тихомирова Юлия Леонидовна, учитель английского языка,
«Методика использования видеоматериалов на уроках английского языка», https://открытыйурок.рф/статьи/656611/
5. Иванова Джанна Феодосьевна, учитель иностранного языка, «Перечень электронных образовательных ресурсов (ЭОР), используемых мною в образовательном процессе»
Частное общеобразовательное учреждение
«Православная гимназия города Рославля
Рославльской Епархии Русской Православной Церкви
(Московский Патриархат)»
Доклад на тему:
«Использование цифровых образовательных ресурсов в рамках изучения учебного предмета иностранный язык».
Выполнила: Питушкина А.С.,
учитель английского языка
первой квалификационной
категории.
2020-2021 уч. год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка"
Статья посвящена использованию цифровых образовательных ресурсов для обучению английскому языку детей в школе.Применение ИКТ на уроке создаёт условия для активизации работы школьников, формирования мо...
Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках английского языка
Статья содержит материал об использовании цифровых ресурсов на уроках и во внеурочное время по английскому языку. Работа является кратким обобщением опыта. ...
Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка при подготовке к ГИА
Данный материал способствует пони манию того, как выстроить подготовку к гиа по русскому языку...
Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы (мастер-класс)
Рекомендации о наиболее эффективном использовании цифровых образовательных ресурсов в учебной деятельности....
Эффективное использование цифровых образовательных ресурсов на уроке английского языка
Эффективное использование цифровых образовательных ресурсов на уроке английского языка...
Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы
Цифровые образовательные ресурсы...
Эффективное использование цифровых образовательных ресурсов на уроках иностранного языка в условиях традиционной системы и при организации дистанционного обучения
Режим социальной изоляции, связанный с пандемией COVID-19, оказал существенное влияние на образование в целом и обучение иностранным языкам, в частности. Использование дистанционных форм работы явилос...