Статья «Формирование ключевых компетенций на уроках английского языка»
статья по английскому языку

Ихсанова Наталья Петровна

В статье представлены краткие характеристики каждой компетенции с подробным описанием их применения на уроках английского языка. Раскрывается роль ключевых компетенций в образовательном процессе, для усвоения которых применяютя разные методы и формы работы на каждом этапе обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ispravlennaya.docx24.13 КБ

Предварительный просмотр:

Ихсанова Н.П., учитель английского языка

ГБОУ школа №342 Невского района

Санкт-Петербурга

Статья

«Формирование ключевых компетенций на уроках английского языка»

За последнее время произошли значительные изменения в социально- экономической сфере, связанные с развитием экономического роста, формированием новой информационной среды, а также с потребностью к подготовке новых, более конкурентоспособных кадров на отечественном и мировом рынке труда. В связи со сменой парадигмы в образовании, назрела н необходимость в модернизации идей и методов обучения. Как следствие, изменились требования, и вектор образовательного процесса сместился от «знаниевого» подхода в сторону компетентностного. Поменялись и цели образования, направленные на формирование у обучающихся определенных компетенций, необходимых для эффективного обучения и приобщение их к профессиональной деятельности. На сегодня перед учителем стоит непростая задача- не только дать ученику специальные знания, но и научить учиться, тем самым создать условия для социальной адаптации в современном мире.

В условиях обновленных ФГОС система компетенций построена следующим образом: универсальные компетенции (специальности и направления), общепрофессиональные (подготовка специалистов), профессиональные (компетенции по конкретным образовательным программам). Одной из задач современного образования является формирование и развитие ключевых компетенций. Формирование компетенций осуществляется с помощью использования средств содержания образования. Под ключевыми компетенциями понимается целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Классификация ключевых компетенций, созданная А.В. Хуторским, представлена следующим образом:

  • Ценностно-смысловая компетенция

Это компетенция направлена на формирование и развитие личностных качеств, на понимание общечеловеческих принципов, на способность ученика видеть и понимать окружающий мир. На практике данную компетенцию мы развиваем с помощью участия учеников в беседах, дискуссиях, в ситуациях морального выбора поступков, предлагаем ответить на проблемные вопросы, аргументируя свою точку зрения по актуальным темам ("Интернет в нашей жизни, "Мир профессий"," Профессии будущего", "Стиль современной жизни" и т.д.). При этом мы учитываем индивидуальные особенности обучающихся.

  • Общекультурнаякомпетенция

Формирование этой компетенции позволяет обучающимся узнать об особенностях национальной и общечеловеческой культуры, развивать компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере. Для выполнения этой задачи можно использовать разные формы и методы работы. Например дискуссии: «Досуг и увлечения», «Выдающиеся писатели и композиторы Англии и России», «Достопримечательности Лондона и т.д.; игры и викторины «Традник», «Что мы знаем о…». На уроках обучающиеся учатся отстаивать свою точку зрения, делятся впечатлениями, развивают критическое мышление.

Пословицы и поговорки, идиоматические выражения составляют огромный пласт культуры, несут духовную ценность. Знакомство с ними дает возможность приобщиться к красоте слова, лучше понять его смысл :(A friendinneedis a friendindeed – Друг познается в беде, Betterlatethannever - Лучше поздно, чем никогда и т.д.). На уроках обучающиеся подбирают русские эквиваленты, ближе знакомятся с бытом и традициями стран данного языка, тем самым приобщаются к соответствующей культуре.

  • Учебно – познавательнаякомпетенция

Это компетенция, благодаря которой, ученик формирует и развивает навыки и умения на основе полученных знаний в сфере самостоятельной и учебно-познавательной деятельности, изучает объекты, развивает регулятивные универсальные учебные действия. При обсуждении любой темы обучающиеся определяют способы достижения цели, применение данного материала и его практическую направленность. Например, метод проектной деятельности с использованием приемов целеполагания, планирования, анализа, реализации продукта и рефлексии является эффективным методом формирования и развития учебно-познавательной компетенции. При создании проекта учитывается его проблематика, целесообразность, рефлексия. Рефлексия коррелирует с целеполаганием т.е. после постановки цели, происходит дальнейшее осознание способов и средств ее достижения. Например, тема" Выбор профессии". Обсуждаем критерии выбора профессии, личные качества необходимые для определенного вида деятельности. В результате дискуссии дети осознают значимость той или иной профессии, какие знания им необходимы, приобретают навык самостоятельной работы в поисках нужной информации, что способствует пополнению словарного запаса и укреплению грамматических конструкций.

  • Информационная компетенция

В связи с информатизацией образования, учитель уже не является единственным источником информации, ему приходится постоянно конкурировать с новыми компьютерными технологиями и интернет - ресурсами. Одно из основных требований современного образования использовать учителями возможность новых информационных и компьютерных технологий. Чтобы идти "в ногу со временем" требуется владеть навыками информационной компетентности. Информационная компетентность – это совокупность знаний и навыков работы с информацией, применяемых в практической деятельности. Обучение иностранному языку дает прекрасную возможность для формирования этой компетенции. Современный ученик не может обходиться без информационно - коммуникативных технологий. Обучающиеся развивают информационную компетентность при осуществлении поиска информации и создании проектов и презентаций. Электронно-образовательные ресурсы являются неотъемлемой частью образовательного процесса. Особенностью ЭОР является большая вариативность тематических направлений: электронные справочники позволяют получить необходимую справочную информацию, компьютерные учебники – самостоятельно изучить материал, компьютерные конструкторы и тренажеры - закрепить знания в области лексики, грамматики и получить навыки их практического применения. ЭОР находят широкое применение для учителя в подготовке к уроку: тесты для промежуточного и итогового контроля обучения, сайты для обучения языковым аспектам и видам речевой деятельности (Фонетическое произношение: «Forvo», «PhoneticsFocus» - создан CambridgeEnglishonline, лексика: «RealEnglish», Флеш-карточки для запоминания слов: «Memorise» и «Anki», «Brainscape» и «Quizlet»), сайтыдля развития знаний в английской грамматике, фонетике, письме и т.д. («LinguaLeo») и многие другие. ЭОР можно использовать на разных этапах урока.

  • Социально – трудовая компетенция

Социально - трудовая компетенция означает владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении.

Ролевая игра - отличный способ развить навыки и знания в сфере гражданских взаимоотношений. Участвуя в диалогах, выбирая различные социальные роли дети развивают навыки диалогической речи. «На приеме у врача», «На собеседовании у работодателя, в магазине, «В театре» и т.д. Примеряя на себя общественные роли, они таким образом подготавливают себя к социальным ролям в будущем.

Формирование социально - трудовой компетенции невозможно без практической и теоретической деятельности. Обучающиеся получают знания и умения по предмету, участвуя в дебатах, ролевых играх.

  • Компетенция личностного самосовершенствования

Данная компетенция связана непосредственно с личностью и мотивацией к самопознанию. В формировании личности важную роль играет учитель. Он должен стараться быть примером для своих учеников. Школа не только предоставляет базовые знания и навыки, но и формирует нравственные ценности. Задача педагога - быть профессионально компетентным, осуществлять личностный рост, развивать у воспитанников лидерские качества, уважительное отношение друг к другу, способствовать приобретению новых умений и познаний ценностей окружающего мира.

Раскрыть творческий потенциал и развить социальную активность помогают уроки в формате дискуссий "Техника аквариума". Обучающиеся оценивают ситуацию, знакомятся с разными точками зрения, принимают ту или иную сторону, тем самым учатся правильно расставлять приоритеты и толерантно относиться к убеждению своих оппонентов.

  • Коммуникативная компетенция

Коммуникативное развитие обучающихся на основе системно- деятельностного подхода является одним из приоритетных направлений в обучении. Под коммуникативной компетенцией следует понимать внутреннюю готовность и способность к речевому общению.

Формирование коммуникативной компетенции - это длительный процесс. На уроках обучающиеся учатся слушать и вести диалог, принимать точку зрения других людей как партнеров в общении, развивать умение работать в группе, обсуждать актуальные проблемы и принимать совместные решения. В рамках компетентностно - деятельностного подхода происходит переход от индивидуальной формы обучения к признанию решающей роли учебного сотрудничества и коллективного взаимодействия. Добиться формирования данной компетенции возможно по следующим направления: каждый человек должен уметь заявить о себе, представить себя, сообщить определенные сведения о себе (монологическая речь: "Расскажи о себе"), высказать свое мнение, поддержать разговор на любую тему (диалогическая речь: бытовая тематика" Правила этикета", "В магазине", "Знакомство", "Визит к врачу") и т.д. Диалогическая речь позволяет развивать коммуникативные навыки в непринужденной форме. Обучающиеся учатся взаимодействовать в разных ситуативных реалиях. Такие виды заданий способствуют формированию компенсаторной компетенции.

В понятие «Формирование коммуникативной компетенции» входит не только формирование навыков и умений в устной речи, но и в письменной (заполнение анкеты, написание личного и делового письма, например, резюме). Практика написания резюме дает возможность детям оценить профпригодность в будущей профессии и осознанно подойти к ее выбору.

Как показывает опыт, из всех умений хуже всего обучающиеся овладевают разговорной речью. Это обусловлено отсутствием языковой среды, недостаточным количеством учебных часов и большой наполняемостью групп. Целью учителя является создание условий у обучающихся для формирования коммуникативной компетенции через ситуативные реалии на уроках английского языка, повышение культуры общения, обучение использования английского языка в непринужденной форме. Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи: создать условия для мотивации к предмету, обеспечить активное включение в работу каждого учащегося, создать условия живого общения на популярные темы. В сфере воспитательной работы обучить умению правильно вести беседу, аргументированно отстаивать свою точку зрения, развивать рефлексивно-оценочные действия обучающихся (объективно оценивать себя и других), развить понимание актуальности изучения английского языка, создать благоприятный эмоциональный фон.Изучение английского языка невозможно без творческого мышления. Научить обучающихся творчески пользоваться языком можно в ходе активного общения (создавать учебно - речевые ситуации, в которых обучающиеся могут развивать свой творческий потенциал). Речевые ситуации способствуют укреплению лексики и грамматических структур. Это можно осуществлять разными способами: с помощью наглядности, ролевых игр с опорой на образец или в спонтанной форме, сценических постановок на внеурочных занятиях. На уроках целесообразнее использовать индивидуальную, парную и групповую формы работы. Но не следует забывать, что форма работы и типы заданий зависит от уровня языковой подготовки и психологической составляющей обучающихся на уроке. Любой метод учебной деятельности не обходится без рефлексии. Этот этап можно проводить как в конце, так и в начале урока: ситуации вопросов (Понравился ли урок? Что нового узнали? Какое задание было самым интересным? и т.д.), картинки, смайлики для определения настроения в начальной школе. Для более старшего возраста: заполнение анкеты («Я знаю, я хочу знать, я выучил»), взаимопроверка работ для самоанализа ошибок, синквейн. Для отслеживания результатов знаний можно использовать раздел "Testyourself". Успех урока зависит не только от применения эффективных методов обучения, но и от психологического климата: умение управлять своими эмоциями, одобрительно относиться к каждой личности, реализовать принцип сотрудничества и взаимопомощи,

Таким образом, для эффективного развития навыков и умений в учебной и социально-трудовой деятельности, для формирования гармоничной и конкурентоспособной личности следует сочетать все виды ключевых (базовых) компетенций, которые определены как социальный запрос. Каждый урок дает возможность для их развития. Ключевые компетенции являются перспективным направлением в науке и в практической деятельности педагога.

Список используемой литературы

  • Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика.—2005. 4. с.19-26;
  • Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. Народное образование. - 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийная образовательная программа “Professor Higgins. Английский без акцента!”как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка.

Перед современным учителем встает проблема поиска нового педагогического инструмента. В своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьезную за...

Формирование и развитие компенсаторной компетенции на уроках английского языка

Исходя из учебных планов общеобразовательных учреждений, где на овладение иностранным языком выделяется три часа в неделю, мы полагаем, что приоритетным должно стать развитие ...

Дискуссия как эффективный интерактивный метод формирования коммуникативной компетенции на уроках английского языка

Во время дискуссии учитель перестает быть лишь лектором, выдающим слушателю определенный объем информации для запоминания, а играет роль помощника, собеседника. Ученик здесь выступает уже не в роли па...

Формирование ключевых компетенций на уроках английского языка и во внеурочной деятельности

Обобщение опыта учителя по данной проблеме, итоги проектной методики...