Ролевые игры при изучении иностранного языка
статья по английскому языку

В статье говорится о значении ролевых игр при изучении иностранного языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon angl.yaz-rolevye_igry.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение г.Москвы

«Колледж физической культуры и спорта  «Спарта»

Сообщение на тему « Ролевые игры при изучении иностранного языка»

                                                   

                                    Выполнила :преподаватель английского языка

Ярова Л.Ю.

Москва 2024

В нашей стране и за рубежом широкое распространение получила коммуникативная лингвистика, основные положения которой сводятся к следующему:

  • В процессе коммуникации взаимодействуют две стороны – лингвистическая и социальная
  • Язык используется с учетом ситуации общения и влияния на вербальную стратегию говорящего, пишущего, слушающего, что исключает возможность существования изолированных высказываний, созданных вне коммуникативного контекста.
  • Единицей коммуникации являются речевые акты: утверждение, просьба, вопрос, извинение, благодарность и т.д.
  • Порождению речевого акта предшествует формирование речевого намерения говорящего, в котором учитываются предварительные знания о партнере по общению, цель, предмет, время и место высказывания.
  • Наиболее естественными являются устные виды общения – слушание и говорение, проявляющееся чаще всего в диалогической форме.

Успешность речевого общения, с учетом вышесказанного зависит:

  1. От наличия желания вступать в контакт.
  2. От умения реализовать речевые намерения, позволяющие установить контакт с другими людьми, информировать и убеждать их, доказывать и аргументировать, выражать эмоциональное отношение к передаваемым фактам.
  3. От степени владения структурно-системными образованиями на разных уровнях языка и умения употреблять в ситуациях общения.
  4. От владения набором речеорганизующих форм начинать, продолжать, заканчивать диалог, перехватывать инициативу, менять тему разговора и т.д.

Коммуникативная  лингвистика оказала большое влияние на методику преподавания иностранных языков, выдвинув в центр внимания широкое использование ролевых игр. В процессе проведения ролевых игр должно происходить тесное и активное соединение умений обучающихся с социокультурной реальностью изучаемого я зыка при непосредственном участии преподавателя, использовании учебников и других средств обучения. Ситуация ролевого общения может лишь в том случае является стимулом к развитию спонтанной творческой речи, если она будет диалогичной, а не статичной, связанной с решением определенных проблем и коммуникативных задач. Для создания ролевых ситуаций, в русле которых проводятся игры, нужно использовать рисунки, описание ситуаций, инструкции, довольно тщательную длительную подготовку, осуществляемую в процессе выполнения упражнений, которые носят ролевой характер. Особое внимание должно уделяться аудированию и говорению на материале ролевых диалогов-интервью, дискуссий, критической оценки прослушанного или прочитанного. Целесообразно проводить игру на заключительном этапе работы над темой, т.к. не все учащиеся способны без предварительной подготовки к свободной импровизации в ролевой игре.

        Успешное исполнение ролей обеспечивает учет 3х моментов:

  1. Ситуативно обусловленный выбор языковых конструкций с учетом                    социо-культурной специфики общения ( речевые формулы приветствий, обращений, титулований, благодарности…)
  2. Владение интонационными моделями, выражающими эмоции, целью реалистичного исполнения ролей
  3. Понимание цели игры и содержания, которое необходимо в ней выразить.

Усвоение указанных положений является задачей подготовительного этапа.

Многое в подготовке ролевой игры зависит от преподавателя. Он должен создать атмосферу, свободную от страха перед каждым высказыванием; участвовать в игре, идентифицируя себя со студентами, т.е. смотреть на все их глазами; быть выдержанным, в том числе и в конфликтной ситуации; показывать участникам игры, что он их ценит и уважает, доказывая это индивидуальными заданиями; интересно и разнообразно организовывать работу с учетом возрастных и профессиональных особенностей учащихся.

При организации ролевой игры и подготовке к ней следует делить студентов на 3 группы, в зависимости от степени владения языком: начальную; со средним базовым уровнем знаний; творческую.

Примеры ролевых игр.

Начинающая группа

  1. Интервью – самый простейший вид ролевой игры на всех этапах.

-Вы являетесь человеком на картинке. Скажите ваше имя. Расскажите где живете, о вашей работе, семье, детях, семейном положении. Скажите, что вы делаете по вечерам и в выходные дни.

-Вы расспрашиваете человека на картинке. Спросите его имя, род занятий, место жительства, семейное положение и т.д.

  1. Ролевая игра на заданную тему.

-Вы уехали в Нью-Йорк. Спросите о следующем поезде, о платформе, цене на билет и купите его.

-Вы встречаете на улице друга. Спросите, хочет ли он выпить чашку кофе в кафе. Предложите туда пойти.

-Вы встречаете друга на улице. Вы плохо себя чувствуете. Вы хотите присесть, выпить аспирин.

-Вы идете в ресторан с другом. Спросите по поводу столика. Спросите, что он хочет. Спросите, хочет ли он брать вино. Закажите еду и напитки. Заплатите за счет

Группы с базовым знанием языка.

  1. Интервью.

-Вы расспрашиваете девушку на рисунке о ее имени, возрасте, семье, работе; что ей нравится, не нравится в работе; о ее свободном времени и о жизни в целом.

  1. Ролевая игра на заданную тему.

-Вы хотите ехать в Эдинбург с утра. Спросите о ценах и времени отправления, вы хотите уехать как можно быстрее и дешевле. Купите билет.

-Вы хотите организовать вечеринку в выходной. Обсудите с друзьями, кого пригласить, что есть и пить, кто это купит, какие записи будете слушать.

-Вы видите объявление в газете. Позвоните и выясните факты о сдающейся квартире. Если она подходить, договоритесь ее посмотреть.

-Вы работаете в книжном магазине. Спросите покупателя, чем можете ему помочь. Спросите, действительно ли книга была куплена в вашем магазине. Порекомендуйте новую книгу.

Творческие группы.

  1. Интервью.

-Вы агент турбюро в Лондоне. Посмотрите на информационный листок. Обсудите с коллегами значение слов, которые вы знаете. Затем поприветствуйте посетителя, выясните, можете ли ему помочь. Порекомендуйте самый подходящий тур, предложите альтернативу. Помните, что вы должны продать тур.

  1. Ролевая игра на заданную тему.

-Вы в командировке в гостинице, напишите отчет. Вы устали, и хотите покоя и тишины. Не хотите ни с кем разговаривать. Не хотите никуда выходить вечером с коллегами. Дайте отрицательный ответ, будьте вежливы.

-Вы молодая мама на рисунке, лидер комитета по сохранению старинных зданий. Вы хотите, чтобы ваши дети выросли в чистой окружающей среде без засилья машин.

Литература:

1. Ролевые игры при обучении иностранным языкам (Livingstone C. “Role Play in Language Learning”) Высшая школа, 1988г, 127 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЕВАЯ ИГРА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

ВВЕДЕНИЕ         Современное управление школой в качестве одной из своих задач рассматривает повышение эффективности учебного процесса. К основным ее составляющ...

Ролевые игры в изучении англицского языка

При изучении английского языка очень важно для учащихся преодолеть языковой барьер, а это возможно только создав на уроке благоприятную психологическую обстановку. Наиболее привычной для учащихся ( ос...

Ролевая игра при изучении английского языка для развития устной речи учащихся.

На уроках школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или отвергнуть его, умение целенаправ...

ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ. РОЛЕВЫЕ ИГРЫ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Трудно переоценить значимость изучения иностранного языка в наши дни, ровно как и ценность технологий интерактивного обучения, используемых в образовательном процессе. Именно поэтому мое выступление н...

Презентация по теме ролевые игры на уроках иностранного языка

Несколько слайдов о значении ролевых игр при изучении иностранных языков....

Ролевые игры на уроках иностранного языка как средство адаптации подростков.

В статье рассматривается возможность использования ролевых игр на уроках иностранного языка как повышение не только эффективности учебного процесса и помощи поддерживания интереса к предмету,но ...

Выступление на межрайонном семинаре учителей английского языка. Тема: "Технологии интерактивного обучения.Ролевые игры на уроках иностранного языка".

Выступление на межрайонном семинаре учителей английского языка. Тема: "Технологии интерактивного обучения.Ролевые игры на уроках иностранного языка"....