Ролевые игры при изучении иностранного языка
статья по английскому языку
В статье говорится о значении ролевых игр при изучении иностранного языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
angl.yaz-rolevye_igry.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение г.Москвы
«Колледж физической культуры и спорта «Спарта»
Сообщение на тему « Ролевые игры при изучении иностранного языка»
Выполнила :преподаватель английского языка
Ярова Л.Ю.
Москва 2024
В нашей стране и за рубежом широкое распространение получила коммуникативная лингвистика, основные положения которой сводятся к следующему:
- В процессе коммуникации взаимодействуют две стороны – лингвистическая и социальная
- Язык используется с учетом ситуации общения и влияния на вербальную стратегию говорящего, пишущего, слушающего, что исключает возможность существования изолированных высказываний, созданных вне коммуникативного контекста.
- Единицей коммуникации являются речевые акты: утверждение, просьба, вопрос, извинение, благодарность и т.д.
- Порождению речевого акта предшествует формирование речевого намерения говорящего, в котором учитываются предварительные знания о партнере по общению, цель, предмет, время и место высказывания.
- Наиболее естественными являются устные виды общения – слушание и говорение, проявляющееся чаще всего в диалогической форме.
Успешность речевого общения, с учетом вышесказанного зависит:
- От наличия желания вступать в контакт.
- От умения реализовать речевые намерения, позволяющие установить контакт с другими людьми, информировать и убеждать их, доказывать и аргументировать, выражать эмоциональное отношение к передаваемым фактам.
- От степени владения структурно-системными образованиями на разных уровнях языка и умения употреблять в ситуациях общения.
- От владения набором речеорганизующих форм начинать, продолжать, заканчивать диалог, перехватывать инициативу, менять тему разговора и т.д.
Коммуникативная лингвистика оказала большое влияние на методику преподавания иностранных языков, выдвинув в центр внимания широкое использование ролевых игр. В процессе проведения ролевых игр должно происходить тесное и активное соединение умений обучающихся с социокультурной реальностью изучаемого я зыка при непосредственном участии преподавателя, использовании учебников и других средств обучения. Ситуация ролевого общения может лишь в том случае является стимулом к развитию спонтанной творческой речи, если она будет диалогичной, а не статичной, связанной с решением определенных проблем и коммуникативных задач. Для создания ролевых ситуаций, в русле которых проводятся игры, нужно использовать рисунки, описание ситуаций, инструкции, довольно тщательную длительную подготовку, осуществляемую в процессе выполнения упражнений, которые носят ролевой характер. Особое внимание должно уделяться аудированию и говорению на материале ролевых диалогов-интервью, дискуссий, критической оценки прослушанного или прочитанного. Целесообразно проводить игру на заключительном этапе работы над темой, т.к. не все учащиеся способны без предварительной подготовки к свободной импровизации в ролевой игре.
Успешное исполнение ролей обеспечивает учет 3х моментов:
- Ситуативно обусловленный выбор языковых конструкций с учетом социо-культурной специфики общения ( речевые формулы приветствий, обращений, титулований, благодарности…)
- Владение интонационными моделями, выражающими эмоции, целью реалистичного исполнения ролей
- Понимание цели игры и содержания, которое необходимо в ней выразить.
Усвоение указанных положений является задачей подготовительного этапа.
Многое в подготовке ролевой игры зависит от преподавателя. Он должен создать атмосферу, свободную от страха перед каждым высказыванием; участвовать в игре, идентифицируя себя со студентами, т.е. смотреть на все их глазами; быть выдержанным, в том числе и в конфликтной ситуации; показывать участникам игры, что он их ценит и уважает, доказывая это индивидуальными заданиями; интересно и разнообразно организовывать работу с учетом возрастных и профессиональных особенностей учащихся.
При организации ролевой игры и подготовке к ней следует делить студентов на 3 группы, в зависимости от степени владения языком: начальную; со средним базовым уровнем знаний; творческую.
Примеры ролевых игр.
Начинающая группа
- Интервью – самый простейший вид ролевой игры на всех этапах.
-Вы являетесь человеком на картинке. Скажите ваше имя. Расскажите где живете, о вашей работе, семье, детях, семейном положении. Скажите, что вы делаете по вечерам и в выходные дни.
-Вы расспрашиваете человека на картинке. Спросите его имя, род занятий, место жительства, семейное положение и т.д.
- Ролевая игра на заданную тему.
-Вы уехали в Нью-Йорк. Спросите о следующем поезде, о платформе, цене на билет и купите его.
-Вы встречаете на улице друга. Спросите, хочет ли он выпить чашку кофе в кафе. Предложите туда пойти.
-Вы встречаете друга на улице. Вы плохо себя чувствуете. Вы хотите присесть, выпить аспирин.
-Вы идете в ресторан с другом. Спросите по поводу столика. Спросите, что он хочет. Спросите, хочет ли он брать вино. Закажите еду и напитки. Заплатите за счет
Группы с базовым знанием языка.
- Интервью.
-Вы расспрашиваете девушку на рисунке о ее имени, возрасте, семье, работе; что ей нравится, не нравится в работе; о ее свободном времени и о жизни в целом.
- Ролевая игра на заданную тему.
-Вы хотите ехать в Эдинбург с утра. Спросите о ценах и времени отправления, вы хотите уехать как можно быстрее и дешевле. Купите билет.
-Вы хотите организовать вечеринку в выходной. Обсудите с друзьями, кого пригласить, что есть и пить, кто это купит, какие записи будете слушать.
-Вы видите объявление в газете. Позвоните и выясните факты о сдающейся квартире. Если она подходить, договоритесь ее посмотреть.
-Вы работаете в книжном магазине. Спросите покупателя, чем можете ему помочь. Спросите, действительно ли книга была куплена в вашем магазине. Порекомендуйте новую книгу.
Творческие группы.
- Интервью.
-Вы агент турбюро в Лондоне. Посмотрите на информационный листок. Обсудите с коллегами значение слов, которые вы знаете. Затем поприветствуйте посетителя, выясните, можете ли ему помочь. Порекомендуйте самый подходящий тур, предложите альтернативу. Помните, что вы должны продать тур.
- Ролевая игра на заданную тему.
-Вы в командировке в гостинице, напишите отчет. Вы устали, и хотите покоя и тишины. Не хотите ни с кем разговаривать. Не хотите никуда выходить вечером с коллегами. Дайте отрицательный ответ, будьте вежливы.
-Вы молодая мама на рисунке, лидер комитета по сохранению старинных зданий. Вы хотите, чтобы ваши дети выросли в чистой окружающей среде без засилья машин.
Литература:
1. Ролевые игры при обучении иностранным языкам (Livingstone C. “Role Play in Language Learning”) Высшая школа, 1988г, 127 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РОЛЕВАЯ ИГРА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
ВВЕДЕНИЕ Современное управление школой в качестве одной из своих задач рассматривает повышение эффективности учебного процесса. К основным ее составляющ...
Ролевые игры в изучении англицского языка
При изучении английского языка очень важно для учащихся преодолеть языковой барьер, а это возможно только создав на уроке благоприятную психологическую обстановку. Наиболее привычной для учащихся ( ос...
Ролевая игра при изучении английского языка для развития устной речи учащихся.
На уроках школьники овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или отвергнуть его, умение целенаправ...
ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ. РОЛЕВЫЕ ИГРЫ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Трудно переоценить значимость изучения иностранного языка в наши дни, ровно как и ценность технологий интерактивного обучения, используемых в образовательном процессе. Именно поэтому мое выступление н...
Презентация по теме ролевые игры на уроках иностранного языка
Несколько слайдов о значении ролевых игр при изучении иностранных языков....
Ролевые игры на уроках иностранного языка как средство адаптации подростков.
В статье рассматривается возможность использования ролевых игр на уроках иностранного языка как повышение не только эффективности учебного процесса и помощи поддерживания интереса к предмету,но ...
Выступление на межрайонном семинаре учителей английского языка. Тема: "Технологии интерактивного обучения.Ролевые игры на уроках иностранного языка".
Выступление на межрайонном семинаре учителей английского языка. Тема: "Технологии интерактивного обучения.Ролевые игры на уроках иностранного языка"....